"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске | |
Персоналия | |
вернуться назад
|
|
Надо ли оспаривать факты массового героизма советских воинов на полях сражений с фашистскими захватчиками? Но если бы каждого солдата, офицера отмечали высокими правительственными наградами, то награды перестали бы быть наградами. Поэтому даже фронтовая медаль – есть знак высокого отличия в боевых условиях. Может, я пристрастен, но все, у кого награды, герои той, теперь уже далекой от нас, войны. И это – справедливо. В чем состоит подвиг или геройское поведение? В безусловном выполнении каждым воином приказов своих командиров. На фронте слово «приказ» звучало нечасто, но «задание» или «задача» имели самое широкое распространение. При этом надо помнить, что над воином, получившим задание, всегда висел смертельный риск: мины, снаряды, авиабомбы рвались не только на переднем крае, в его ближнем тылу, но и в глубине обороны. Опасность подстерегала везде, потому что фронт – это не только передний край. Арво Осипович Кисски на фронте с 1941 года и до конца войны служил в военно-дорожных отрядах и соединениях (ВДО и ВДУ). Основной задачей ВДО было обеспечение передвижения войск по автодорогам: ремонт дорожного полотна, восстановление его после бомбежек, строительство новых дорог и новых мостов через реки, речушки, восстановление и ремонт старых мостов для прохода по ним тяжелой военной техники. Фронтовые дороги были тоже слагаемым нашей Победы. Разнообразные дорожно-ремонтные работы выполнялись то близко к переднему краю, то в глубине обороны, но где бы они не производились, дорожники всегда подвергались обстрелам и бомбежкам и, чем важнее объект, тем острее к нему было внимание врага. Но если объект был срочный, то работы не прекращались и во время бомбежек, ибо от выполнения в срок задания, зависел успех боя, а иногда и жизнь сражающихся солдат и офицеров. Вот в таких условиях проходила нелегкая служба дорожника Арво Осиповича, большая часть которой прошла на Ленинградском и Волховском фронтах. Причастен Арво Осипович и к знаменитой «Дороге жизни», соединявшей окруженный Ленинград с «большой землей». В январе 1942 года подразделение, в котором служил А. Кисски, в районе Вологды построило мост через реку Сухона. Солдатам и офицерам пришлось пешим порядком в сорокаградусные морозы одолеть триста километров до этой речки. А шли они почти в летнем обмундировании. Среди обмороженных оказался Арво Осипович, целый месяц он не мог надеть на забинтованные ноги валенки. В июне 1942 года отряду поручили построить мост через реку Волхов в районе города Новая Ладога. Здесь, при бомбежке, взрывной волной Арво Осиповича сбросило с восьмиметровой высоты на опору моста. В течение суток он пролежал без сознания, но благополучно преодолел последствия падения и снова делал все, что полагалось солдату. Второй мост через Волхов они построили в районе города Тихвина. Зенитное прикрытие от воздушного нападения оказалось эффективным, и никто не пострадал при строительстве этого моста. В сентябре 1943 года сержант Кисски был включен в состав технической разведгруппы штаба 8 ВДУ. Его непосредственным начальником оказался инженер-майор Сергей Петрович Антонов, ставший впоследствии известным советским писателем, лауреатом Госпремии, по сценарию которого в шестидесятые годы был постав¬лен кинофильм «Поддубенские частушки». В начале февраля 1944 года, опять через реку Волхов в районе Новгорода, ВДО строит большой мост рядом с разрушенным немцами арочным мостом. Несмотря на частые и сильные бомбежки, уже в апреле мост соединил два берега легендарной реки. Летом 1944 года 8 ВДУ подчинили одному из Белорусских фронтов. Так А.О. Кисски оказался в Латвии. В октябре 1944 года 8 ВДУ строит крупный мост через реку Даугава (Западная Двина) в Риге. Последние работы военных дорожников связаны с разгромом Курляндской группировки немцев, в составе которой сражались «власовцы». С окончанием боевых действий на фронтах Великой Отечественной войны управление перевели под город Псков. Отсюда Арво Осипович, демобилизованный как бывший студент, отправился оканчивать ЛИСИ (Ленинградский инженерно-строительный институт), с 3 курса которого ушел на войну. В 1948 году с дипломом инженера-механика, он приехал на комбинате. Большая часть его трудовой биографии связана с проектно-конструкторским отделом «Маяка». С фронта А. Кисски принес скромные медали, но, тем не менее, он выполнил свой долг перед Родиной, проявив в порученном ему деле и мужество, и самоотверженность. Источник: Полянский, П.Т. Мосты и дороги : [Ветеран Великой Отечественной войны Озёрска Арво Осипович Кисски] / П.Т. Полянский // ПрО Маяк. – 2001. – 4 мая. – С. 5. |