"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске
Персоналия

вернуться назад


АНАТОЛИЮ КАНДРУШИНУ – 80

      7 октября исполняется 80 лет старейшему сотруднику ЮУПК и института, Отличнику физической культуры и спорта, Заслуженному учителю РФ, Ветерану труда Анатолию Семеновичу Кандрушину.

      Анатолий Семёнович Кандрушин родился в посёлке Красная Поляна Тетюшского района Татарской автономной республики. Окончил ЮУПТ (1953 г.), получив квалификацию техник-радиофизик; Центральную школу тренеров РСФСР (филиал Смоленского института в г. Малаховке) по специальности «тренер по баскетболу» (1964 г.); Челябинский государственный педагогический институт по специальности «учитель физической культуры» (1971 г.); факультет журналистики Университета марксизма-ленинизма по специальности «стенная печать» (1985 г.).
      Дал спортивные навыки более семи тысячам студентов, первым начал внедрять в учебный процесс метод круговой тренировки, заложил основы спортивного мастерства Олимпийскому чемпиону Владимиру Кравцову, экс-чемпиону Мира Александру Гуняшеву.
      Награждён знаком «Отличник физической культуры и спорта» (1974 г.). В 2000 г. присвоено звание «Заслуженный учитель РФ». Награждён медалью «Ветеран труда».
      Коллектив ОТИ НИЯУ МИФИ от всей души поздравляет Анатолия Семеновича и желает ему здоровья, благополучия, долгих лет активной жизни, гармонии и удачи.

      – Какими путями судьба привела Вас в Озёрск?

      – В конце 1948 года наша семья жила в Казани. Мама была домохозяйкой, а отец – высококлассным трактористом. Он хорошо зарекомендовал себя на работе, и его пригласили на секретный завод. И вот однажды ему предложили поехать на Урал, где строилось новое сверхсекретное предприятие, и нужны были квалифицированные специалисты.

      В феврале 1949 года мой отец, Семён Дмитриевич Кандрушин, уехал на Южный Урал. До сентября 49-ого мы не получали от него никаких вестей, и мама очень волновалась, чего ей делать было нельзя, так как она ждала ребёнка. А я в 48-м году окончил семилетку (как сейчас ребята оканчивают 9 классов) и мечтал «учиться на мастера спорта», потому как очень увлекался футболом и хоккеем. Моим кумиром был (и остаётся) великий футболист и хоккеист Всеволод Бобров и, конечно, клуб ЦСКА, за который он играл.

      Я стал искать, где есть спортивные техникумы: писал письма, в том числе и в Челябинск. Но тут пришло сообщение от отца, что он забирает нас к себе на Урал. Помню, делаю уроки, приходит мама и шёпотом (секретно же) просит показать ей на карте Челябинск. Так 1 ноября 1949 года мы приехали в наш город. Сначала жили на Гранитной в общежитии в маленькой комнате: мама, папа, я и младший брат, которому было всего три месяца и ещё два посторонних парня, так как мест для прибывающих не хватало.

      – А как Вы попали в техникум?

      – Я спросил у отца, есть ли здесь, где учиться, и он отвел меня в техникум, который только начал работать в сентябре 1949 года. Здания у техникума ещё не было, и все учились в бараке (в районе нынешней городской поликлиники на Октябрьской). Учебный год был в разгаре, но директор пошёл мне навстречу.

      Вообще-то здесь надо рассказать поподробнее о самом директоре. Я выпускник первого набора ЮУПК, набранного из местного населения, обязан вниманием ко мне со стороны Ивана Захаровича Ягудина, поскольку именно он зачислил меня в студенты, несмотря на поздний приезд в город (в разгар осеннего семестра). Он взял меня условно на первый курс – до сдачи первой в моей жизни экзаменационной сессии. Сказал: «сдашь сессию – оставим!» Оставил, и вот я до сих пор здесь.

      Нужно понимать, что в 1949 г. первый директор первого учебного заведения, готовившего специалистов для первенца атомной промышленности, решал целый ряд очень важных и трудных проблем:

- набор студентов из местных жителей (дети специалистов, приехавших работать на Базу-10, будущий ХК «Маяк»);
- кадровая проблема: подбор преподавателей по спец. предметам из работников будущего комбината;
- материальная база: начиная от места, где проводить занятия, и заканчивая отсутствием специальной литературы;
- пуск нового здания техникума в 1951 г. (нынешнее здание института).

      И со всеми этими проблемами Иван Захарович Ягудин как директор успешно справлялся.

      О самом Иване Захаровиче могу сказать, что он был грамотным специалистом, отличным организатором по отношению к разношёрстному коллективу студентов, в котором 1 курс составляли местные парни, 2 курс – переведённые в наш город из других техникумов, 3-4 курсы – отслужившие в армии и получившие техническое образование в других вузах. Мы, студенты, ощущали также его внимание и заботу к преподавателям. В институте, в котором учился сам Иван Захарович, он активно занимался спортом, поэтому в руководимом учебном заведении также старался обеспечить материальную базу для ведения учебных и секционных занятий и тренировок. Построил для своих студентов лучшее в городе общежитие. Сейчас – это собственно здание ЮУПК.

      Но вернёмся к моей истории...

      Когда меня взяли в техникум в середине семестра, я очень переживал, особенно за физику, но всё сдал. Так я стал студентом ЮУПТ группы физиков. Хорошо помню своё первое занятие, когда только приехал – мне передали записку: «В футбол играешь?», ответил, играю на воротах. Так началась моя спортивная студенческая жизнь.

      – То есть Вы попали в свою стихию?

      – Да, конечно. У нас тогда не только в техникуме, но и городе спортивная жизнь «била ключом» – молодёжи было очень много. В техникуме я активно занимался спортом. Запомнился мне мой товарищ по учёбе – Игорь Штраубе: рост – 1.9 м – мы с ним вместе в баскетбол играли. Я очень люблю этот вид спорта, и все, чего я добился в спортивной и преподавательской работе, связано с баскетболом. Я им увлёкся ещё в Казани, а здесь в моё время это была любимая игра студентов.

      – Это сказалось на Вашем выборе спортивной профессии?

      – Не сразу. После окончания техникума я работал на 20-м заводе техником-радиометристом. Спорт я не бросал – играл в баскетбол в заводской команде, был судьей, тренером там же, на заводе, и вёл секцию по баскетболу в подшефной 22 школе. Но мечта «учиться на мастера спорта» осталась. На 20-м я проработал 10 лет. Когда открылся спортклуб «Гранит», и при нём организовали Детскую спортивную школу, по приглашению её директора Анатолия Михайловича Семёнова я пошёл туда тренером в отделение по баскетболу.

      Работая в ДСШ, начал заочно учиться в Центральной школе тренеров РСФСР. Первым из нашего города в неё поступил Станислав Яковлевич Рунов, который много лет проработал в 32 школе. Вторым был я. В 1964 году я пришёл в техникум преподавателем физкультуры. Потом директор института и техникума Марс Юнусович Думанов перевел меня на должность руководителя по физвоспитанию, в которой я проработал 40 лет до 2004 года, а с 2004 по нынешнее время – преподаватель-методист по физвоспитанию.

      Здесь обязательно надо отдельно сказать о Марсе Юнусовиче Думанове, как о человеке, сыгравшем значительную роль в формировании и совершенствовании моей второй специальности – воспитания физической культуры студентов.

      Он разрешал мне заниматься своей работой в той форме, в которой я её видел для пользы всем: и мне, и студентам, и особенно учебному заведению. Всем комиссиям, проверяющим учебную работу со студентами, секционную и тренерскую работу со спортсменами, он говорил: «У меня есть человек, который этим занимается, он – профессионал в своём деле, с него и спрашивайте». Ну а я всегда с удовольствием умел объяснить и показать принципы построения своей работы.

      Он принял меня на работу, когда я не имел специального образования: я был игроком по баскетболу в сборной команде города и работал тренером в спортивной школе, а также спортивным судьёй по баскетболу (1 категория). В силу признания и понимания моего желания постоянно улучшать свою работу, он поддержал моё главное кредо – «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Поэтому Марс Юнусович отпускал меня на все соревнования и спортивные семинары.

      Именно благодаря такому подходу мне удалось сначала заочно окончить Центральную школу тренеров РСФСР по баскетболу. А когда я почувствовал, что мне не достаёт знаний и навыков для более грамотного проведения учебных занятий, он приветствовал и помогал моей заочной учёбе в Челябинском государственном педагогическом институте.

      Для меня и для всего коллектива техникума и института Марс Юнусович был Человеком с большой буквы, Гениальным директором, Умелым и Грамотным руководителем. Как минимум: у него не было очередей на приём; как максимум: он доверял каждому, кто добросовестно работал. Для описания всего, что он сделал для института – нужна отдельная книга; для описания его человеческих качеств – не хватит никакой книги.

      – Анатолий Семёнович, правда, что в своё время Вы прославились на весь «Средмаш» (так раньше называли «Росатом») своими авторскими спортивными программами?

      – Да не прославился, а как принято говорить «внёс определённый вклад». В Средмаше был Учебно-методический кабинет (УМК), который находился в Электростали. Оттуда для техникума мы получали учебные программы, в том числе и по физкультуре. В 1991 году я начал писать свою программу и отправил её в УМК. Её неожиданно для меня признали лучшей и разослали во все техникумы Средмаша. Потом я написал ещё одну программу для обучения, скажем так, неспортивных ребят, которым трудно было сдавать обязательные нормы ГТО, особенно девочкам.

      Программа предусматривала оздоровительный процесс и общефизическую подготовку, а также другую форму оценки результатов. То есть, студенты получали индивидуальные оценки от 3 до 5 баллов. Тем, кто пропускал занятия, ставился «зачёт-незачёт». И если уж совсем трудно давалась физкультура (по личным физическим данным студента), работала система «умею-не умею», когда можно было показать, что умеешь делать, что у тебя получается. Таким образом, эта программа в любом случае исключала «двойки». Сейчас я пишу учебную программу, основанную на игровых видах спорта. Это моя любимая тема.

      – Какие интересные традиции и новшества были в спортивной жизни института и техникума?

      – Что касается учебных занятий, это высокая моторная плотность уроков – круговая тренировка; специализация на уроках физкультуры; проведение комплексных уроков, когда совмещались занятия гимнастикой, лёгкой атлетикой, игровыми видами спорта; проведение уроков на воде – гребля и плавание; тематические уроки, посвящённые разным знаменательным датам. Ещё мы много занимались реконструкцией открытых спортивных площадок на территории института и техникума, создавали новые спортзалы, например, для настольного тенниса, волейбола, баскетбола, ручного мяча, тренажёрный зал. Это всё сейчас есть и это надо сохранить.

      – Вы были участником и организатором многих спортивных мероприятий. Какие самые первые соревнования проходили, какие сборные команды были в институте и техникуме, кто был в числе лучших?

      – Соревнования начали проводиться в 50-е годы, сразу, как только открылся техникум. Тогда же начали организовываться первые сборные команды по видам спорта. Проводились комплексные спартакиады (в разные годы они включали в себя от 8 до 14 видов спорта). Проводились спартакиады для определения лучших спортивных студенческих групп. Мы были постоянными участниками товарищеских встреч среди техникумов Средмаша. Сохранилась традиция соревнований по игровым видам спорта. И, естественно, были призёры и победители. Например, лучшими спортсменами были студенты: В. Кравцов – олимпийский чемпион по ручному мячу; А. Гуняшев – чемпион мира по тяжёлой атлетике; С. Шестаков – чемпион ЦСФ и С по тяжёлой атлетике; Б. Каплунов (хоккей, баскетбол); А. Затылков (волейбол); В. Механов (лыжи, волейбол); И. Тулунин, Л. Шепелева, Т. Алпатова (лёгкая атлетика); Л. Грушина, И. Топчий (коньки); Т. Сафронова-Кандрушина, О. Монахин, В. Зотов, Н. Павлов, В. Зотов (баскетбол); В. Тупоногов (футбол); А. Богданов (гимнастика); Н. Кузык (настольный теннис); Р. Халиуллин, Е. Терновский (лыжи, лёгкая атлетика); В. Золотарёв (плавание); А. Семеновых, Л. Зимин (самбо, дзюдо, стрельба).

      – У Вас есть одно редкое увлечение: Вы собираете и придумываете афоризмы. Что-нибудь процитируете?

      – Только совсем немного. «Не бойся проигрывать, бойся плохо играть», «Тренируй не то, что умеешь, а то, что не умеешь», «Надо уметь не уметь», «Глупо не попробовать сделать что-то другое, новое», «Карьера – это не цель, а итог работы».

      – Спасибо, Анатолий Семёнович! Вам – здоровья, и, конечно, успехов!..



Источник: Анатолию Кандрушину – 80 // Ozersk74.ru. – 2014. – 7 окт. – Режим доступа: http://ozersk74.ru/news/politic/204186.php