"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске | |
Персоналия | |
вернуться назад
А.И. Иванов |
|
Дочь личного водителя Игоря Курчатова живет в Озерске. Именно там, на Урале, создавалось первое в стране предприятие атомной промышленности. В прошлом Татьяна Макарова – известная в городе модистка, сейчас – на заслуженном отдыхе. Она отлично знает фронтовую биографию своего отца, гордится его подвигами. А вот о работе в Челябинске 40, с Курчатовым, ее отец Александр Иванов почти не рассказывал, что и понятно – академик был фигурой засекреченной. По Дороге жизни Александр Иванов родился в 1922 году в Псковской области. Выучился на тракториста и работал в родном селе Горушка. Когда началась финская война, пришлось пересесть за руль автомобиля. Потом была Великая Отечественная. Он прошел, а точнее проехал, ту самую Дорогу жизни по льду Ладожского озера, которая вела в осажденный немецкими войсками Ленинград. Возил в блокадный город продукты, эвакуировал людей. Чудом остался в живых. Александр Иванович имел множество наград, в частности медали «За боевые заслуги» и «За оборону Ленинграда». Из наградных историй: «ответственный, дисциплинированный, помогает товарищам, грамотный, дипломатичный, умеет со всеми найти общий язык». Такие люди всегда были на особом счету. Тайна секретных тетрадей «После войны папа продолжил службу в Кыштыме: возил руководящий состав предприятия, в том числе группу Курчатова, – рассказывает Татьяна Макарова. – Все эти люди сначала жили в бараках неподалеку от будущего Челябинска 40. Папе полагалось жилье как участнику обороны Ленинграда. Сначала здесь построили так называемые финские дома, по быстрой технологии: одноэтажные, на несколько квартир. Крыльцо выходило в палисадник с отдельной калиткой для каждой семьи. Отец получил пропуск в закрытый город и жилье. Сюда же перевез супругу – в 1947 году он женился на маме, она жительница Кыштыма. Хочу отметить, что людей в Озерск свозили в основном из Москвы и Ленинграда. Отбирали тщательно. Все, кто попадал в закрытый город, давали подписку о неразглашении. У нас дома ничего «такого» не обсуждалось». То, что отец Татьяны Макаровой был не просто водителем, не вызывает сомнений. Возить без охраны Курчатова в те времена вряд ли было возможно. Скорее всего, Александр Иванов служил в органах госбезопасности. «Папа был немногословен, когда речь заходила о работе, – вспоминает Татьяна Макарова. – На наши вопросы часто отвечал, что все узнаем, когда придет время. Он вел записи в тетрадях, которые велел нам прочитать после своей смерти. Бывало, диктовал – мама писала. К сожалению, мамы уже нет, а отцовские дневники были утеряны при переезде». Что было в них? Этот вопрос до сих пор не дает покоя дочери. Тот самый «москвич» Татьяна Макарова отлично помнит, как отец катал ее на машине, в которой возил Курчатова. На сохранившейся фотографии, где Александр Иванов стоит рядом со служебным автомобилем, видно, что это «москвич». Такие выпускали на немецкой линии Russelhime, доставшейся СССР в качестве трофея. Видела ли она академика, Татьяна Макарова не помнит, хотя фамилия Курчатов в доме звучала часто. А вот визит Ефима Славского сохранился в ее памяти. Руководитель атомной промышленности зашел к Ивановым неожиданно, с собой у него была полная корзина снеди и выпивки – принес к столу. Когда девочка вышла открыть калитку, незнакомец назвал ее по имени и попросил пригласить папу. Больших гостей она видела в доме нередко. Но тогда, будучи ребенком, не придавала значения происходящему. В числе детских воспоминаний нашей героини – приезд в Челябинск 40 Берии. На важного дядю Танюша смотрела свысока, сидя на шее у папы. «Помню, как автомобиль ехал по главной улице – Ленина. С двух сторон бежали военные. Мне тогда это казалось забавным», – говорит Татьяна Макарова. «Грязная» куртка По рассказам родителей Татьяна Макарова знает, что Курчатов был очень вежлив, к ее отцу он обращался с большим уважением, только по имени-отчеству. Одевался всегда хорошо: строгий костюм и рубашка. Нередко устраивал дома застолья. Сложнейшая умственная работа требовала смены обстановки и снятия напряжения. Знал ли Александр Иванов и его семья, чем занимался этот бородатый гений, сказать трудно. Возможно, были определенные догадки. Ненормированный рабочий день, экстренные вызовы – невольно задумаешься о важности происходящего. Впрочем, информации было немного. Так, в 1957 году, когда случилась Кыштымская авария, люди были почти не осведомлены о радиационной опасности. «В тот день папу срочно вызвали, – вспоминает Татьяна Макарова. – Курчатов попросил забрать какие-то важные документы из его кабинета на заводе. После работы отец пришел домой в той же одежде, в которой ходил по зараженной территории. Мама руками отстирывала всю эту «грязь», ничего не подозревая. Я хорошо запомнила папину куртку. Он в ней и на фотографии». Источник: Шабалина, И. Водитель Курчатова: [Александр Иванович Иванов, ветеран Великой Отечественной войны] / И. Шабалина // Страна РОСАТОМ. – 2020. – № 44 (ноябрь). – С. 10. |