"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске
Персоналия
вернуться назад

Ю. Клепикова

ПОД СЧАСТЛИВОЙ ЗВЕЗДОЙ

      Утонченный профиль, грива черных волос, стремительность и кошачья пластика в каждом движении. В глазах искрит лукавая чертовщинка и что-то неуловимое еще... Его часто сравнивают с Арамисом, но я считаю, в нем что-то есть от Пьеро.

      Сергей Гальперин - человек-загадка. Одни влюбляются в него сразу же, возносят на пьедестал, другие уверенно заявляют: "Терпеть его не могу!", а то и вовсе - запрещают во веки веков. Вот только равнодушных к его творчеству мне обнаружить так и не удалось. Актер, певец, композитор, драматург, режиссер - сколько граней этой удивительной личности нам еще незнакомо? В чем секрет его творческой плодовитости? Зачем ему все это? Как удается ему достигать самого высокого профессионального уровня во всем, за что бы он ни взялся?

      …Когда-то он всерьез мечтал поступить в МГУ на астрономический и собирался в Москву с полным математическим доказательством того, что Плутон является не планетой солнечной системы, а всего лишь бывшим спутником Нептуна. Но, - плачьте астрономы! Великое научное открытие навсегда так и осталось "в ящике стола"! Так уж сложились столь любимые юным Сережей звезды, что экзамены в Воронежский государственный институт искусств начинались на месяц раньше, чем в МГУ. И по совету друзей он взял да и попытался их сдать. Просто так. На удачу. Совершенно не волнуясь, как говорится "с холодным носом". И поступил! Да еще попал на экспериментальный курс факультета "Театрального искусства", готовивший одновременно по нескольким специальностям: артист драмы, театра кукол, оперетты, эстрады и цирка. Да здравствует его величество случай!

      Владея сразу столькими театральными специальностями, Сергей мог смело выбирать на карте страны любой крупный город. И были предложения: Московский цирк, Свердловская оперетта или драма, Армавирский театр пантомимы. А он подумал и предпочел… Озерский драматический театр в маленьком уютном городке, так похожем на родной Задонск.

      Уже слышу возгласы удивления жителей маленьких городов, так и рвущихся в столицы: "Да что тут можно ловить? В Москву надо было ехать! Только в Москву! Там Имя! Слава!" А ведь, если задуматься, все это дым и чепуха. И нет никакого смысла тратить время и силы на расталкивание локтями конкурентов, когда намного интереснее просто работать! Творить! Дать своему таланту раскрыться в полной мере. А имя, слава придут сами собой. И никакие границы маленького закрытого городка тому не помеха. И оказался сто тысяч раз прав!

      Сегодня имя Сергея Гальперина хорошо известно не только в Озерске, но и далеко за его пределами. Ему неведомо слово "штамп". Каждая его актерская работа - принципиально новый рисунок, глубоко продуманный, яркий и неповторимый. Помните его сценических персонажей: Бред в спектакле "Босиком по парку", Марк в "Долгой зиме" (театр драмы и комедии "Наш дом"), Сказочник в детской сказке "Все дело в шляпе" (Озерский театр кукол)?

      В руках Сергея Гальперина обретает голос любой музыкальный инструмент, в его душе рождаются удивительные мелодии. Спектакли, музыку к которым он написал, обретают живое дыхание. Заведуя музыкальной частью обоих озерских театров, Сергей Владимирович объединяет их звучание в единую мелодию искусства и любви.

      А как он поет!!! Лично я забываю обо всем на свете, когда звучит его голос! Без Сергея Гальперина невозможно представить актерскую компанию "Тринтет" - одну из главных культурных достопримечательностей Озерска, давно снискавшей нашему городу всероссийскую славу.

      Не одно поколение зрителей плакало на спектаклях "Когда пойдет снег" и "Долгая зима", поставленных на сцене Озерского театра драмы и комедии "Наш дом" по пьесам Сергея Гальперина.

      Из рук в руки переходят его самиздатовские пьесы "Мой милый наркоман", "Репортаж из сумасшедшего дома", "Дети Господа", "Мой брат Каин". Последняя, кстати, стала лауреатом фестиваля молодой драматургии "Любимовка" в 2000 году.

      Наверняка запомнилась единственная (пока!) режиссерская работа Сергея Гальперина в Озерской драме - спектакль "Шум за сценой".

      Впечатляет и список творческих наград Гальперина, который мне удалось выудить из Интернета: ГранПри на Фестивале театральных капустников "Веселая коза" (1993г. Нижний Новгород), 1-е место на конкурсе "Поют актеры драматических театров" (1993г. Нижний Новгород), 1-е место на Фестивале театров малых форм (1993г., Арзамас-16), 1-е место за лучший драматургический дебют на Театральном фестивале в Челябинске (1996г.), Премия "Золотой Остап" по итогам 1998г. (Санкт-Петербург), 3-е место на Международном фестивале актерской песни им. А.Миронова (1998г., Москва), 1-е место и стипендия театральных капустников (2000г., Екатеринбург), диплом лауреата на Фестивале молодой драматургии (2001г. Москва), диплом "За яркое музыкальное решение спектакля "Персидская сирень"" на 3-м Открытом фестивале-конкурсе "Золотой Конек" (2002г. Тюмень).

      Он избегает встреч с журналистами. Он принципиально не дает интервью. Но…с ним легко общаться, он напрочь лишен "звездности" и вовсе не скрывает своих профессиональных секретов.

      - Откуда такая разносторонность?

      Наверное, от жадности. Хочется попробовать себя и там, и там. Но главное, конечно, актерство. И музыку, и пьесы пишу, примеряя на себя: будет ли мне, как актеру, интересно в этом существовать или нет. Всегда важно сработать честно перед собой, перед своей совестью. Не оставить зрителя равнодушным к моему образу в спектакле. Даже в эпизодических ролях не играть просто так.

      - Бывает такое: написал песню, она уже готова практически на 100%.

      А через сутки я ее слушаю и понимаю, что мне это неинтересно, и тогда я ее просто удаляю к чертям собачьим. Ни в коем случае не в загашник. Если оставить, это будет значить, что я когда-то позволил себе схалтурить.

      - Вдохновение - профессиональное качество.

      Даже если не нравится мне этот спектакль, пьеса, все равно надо сделать свою работу так, чтобы было интересно. Зритель-то не виноват, у него даже в мыслях не должно возникнуть, что актеру (композитору) чего-то там не нравится.

      - Работоспособность?

      В театре всегда и все надо срочно и от этого никуда не денешься. Первые 10 лет трудно, потом привыкаешь. А на самом деле я ужасно ленивый.

      - Каким из своих творений горжусь?

      Да никаким! Вот что-то создал, а потом осмыслишь и думаешь - здесь вот недоделал, тут вот не так… Гордыня - вообще один из пороков. К тому же она подразумевает окончание, а я считаю, что мне есть еще чему учиться и куда расти. Я до сих пор считаю, что я не все могу, я учусь. Сейчас, например, выход и отдушину нахожу в театре кукол и здесь еще надо досконально разобраться. При помощи кукол можно создавать удивительно яркие образы, перевоплощения. Помню мастер-классы В. Вольховского. Уже тогда мне был безумно интересен синтез, когда идет соединение драматической игры и работы с куклой. В Озерском театре кукол он есть, например, в "Мамаше Кураж и ее детях" или в "Тамбовской казначейше". Это разные грани одного вида искусства.

      "Мне уже за 40, а я еще ничего не достиг…"

      В этих словах главный ингредиент рецепта успеха от Сергея Гальперина. Смотреть на свои достижения не сверху вниз, а снизу вверх, бояться не успеть сделать все то, о чем задумал. Вот где у этого парня кнопка, то есть тот самый моторчик, который непрерывно толкает вперед и не дает покоя. Слышать такие слова от Сергея Владимировича было в высшей степени удивительно, но при этом понимаешь, что это не красивые слова и не поза. Это продолжение пути.

Фото автора


Источник: Клепикова, Ю. Под счастливой звездой [актер С. Гальперин] / Ю. Клепикова // Единый Озерск. - 2009. - 20 марта (№5). - С. 22.