"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске
Персоналия

вернуться назад

А. Фельдман

"ВСЕ ДЕТИ ПЕРСПЕКТИВНЫЕ..."

      Сегодня мы представляем крупным планом Анатолия Берковича Фельдмана - известного озерского шашиста, детского тренера, интересного увлеченного человека. Он из тех, кто, появившись в нашем городе в конце пятидесятых - начале шестидесятых, оказал заметное влияние на воспитание детей и подростков.

      Корреспондент "ОВ" А. Абросимов встретился с Анатолием Берковичем и задал тренеру несколько вопросов.

      - Вопрос классический и неизбежный: где вы родились, выросли, как пришли к увлечению шашками?

      - Родился я в Чувашии, в Чебоксарах, а вырос на Украине в городе Коростень Житомирской области. Все школьные каникулы проводил на пляже реки Уж, впадающей в Припять. Купался в знаменитых, выбитых в камне ваннах княгини Ольги. На пляже можно было встретить кого угодно. И вот однажды появился на нем мальчик-киевлянин лет десяти, который всех, в том числе и меня, обыгрывал в шашки, причем очень легко. Я серьезно заинтересовался шашками, поскольку велико было желание выиграть, отыграться. Но мальчик, обыкновенно приезжавший на летние каникулы к бабушке, так больше и не появился. Мне же удалось, после двух лет упорных занятий, стать чемпионом области среди юношей и мужчин. А того мальчика, благодаря которому приобщился к шашкам, я встретил в 1960 году на чемпионате Украины по международным (стоклеточным) шашкам. Наша игра продолжалась в общей сложности десять часов, дважды была отложена и, в конце концов, завершилась вничью - слишком мало было мое преимущество.

      После этого турнира я продолжал совершенствоваться: тренировался в секции при обществе слепых, у которых традиционно были очень сильные шашисты. Затем закончил Киевскую шашечную школу, играл в чемпионатах России, СССР, на международных турнирах. Лучшим достижением стало четвертое место на международном турнире в 1978 году в Крыму. В творческом плане повезло: как чемпион Житомирской области много раз играл на первенствах Украины с пятикратным чемпионом мира Исером Куперманом. Надо сказать, что шашки познакомили меня с замечательными людьми, общение с которыми всегда придавало мне сил, заставляло думать о том, как превратить тренировки в настоящие школьные уроки.

      - Как вы оказались в городе, с которым связали так крепко свою судьбу, как начали тренерскую карьеру?

      - Когда пришло время служить в Советской Армии, а это было по-настоящему почетно в те годы, я был призван в военно-строительные войска. Очень горжусь, что в 1963-1966 годах принимал участие в строительстве уникальных объектов нашего города. Даже находясь на службе в Советской Армии, я пополнял свои шашечные познания, ездил на тренировки, играл в чемпионатах на первенство города, выступал за спортклуб "Гранит", принимал участие в матчевых встречах в других городах.

      К окончанию срока моей службы у нас в городе скомплектовалась очень сильная команда, способная выиграть у любого соперника. Не хотелось оставлять такую команду, да еще ведь и дружили мы. К сожалению, сейчас многих уже нет с нами, но часто просматриваю сыгранные партии и вспоминаю ребят. А тренером стал так: в 1977 году Федерация шашек СССР обратилась ко всем шашистам высокой квалификации с просьбой организовать шашечные кружки и секции по месту жительства. Вот я и пошел в школу № 27, где начал вести шашечные занятия на общественных началах. Именно в этой школе, с помощью ее дирекции, впервые в мировой практике удалось ввести в расписание занятий уроки шашек.

      - Расскажите о наиболее известных своих учениках. Есть ли сейчас перспективные ребята?

      - Поначалу казалось, что на подготовку ребят к выступлениям в первенстве области понадобится около пяти лет. Но получилось иначе: уже после одного года занятий Дима Веселов, Виталий Титов, Андрей Шагин и Элина Морозова успешно играли на республиканских соревнованиях.

      Потом к заботам о всеобуче (урокам шашек) добавились заботы о подготовке к выступлениям наших школьников на республиканских и Всесоюзных соревнованиях. Кроме уже названных шашистов, высоких результатов в разные годы добивались Сергей Мельников, Людмила Терешонок, Ольга Стрельчик, Александр Быков, Татьяна Агафонова, Олеся Мышкевич, Андрей Мамин, Сергей Авакян и многие другие.

      Много перспективных детей и сейчас. Это Юлия Овсянникова (школа 21), Оля Зуева, Маша Беляева, Таня Баранова (школа 27). Оксана Любченко, Наташа и Таня Алехины (школа 34), Наташа Симаненко и Даша Баталова (школа 38), Оля, Вера, Надя, Аня Дрозд (школа 40) и десятки других ребят.

      Необычайно талантлив в шашках Саша Тарт, ученик школы 23. Не менее талантлив он и в музыке. Мне бы очень хотелось, чтобы Саша повторил путь известного шахматиста и пианиста Марка Тайманова.

      Я не делю детей на талантливых и не талантливых, перспективных и не перспективных. Каждый ребенок - личность. И потому очень доволен игрой Алеши Петрова - ученика школы, где директор Александр Сергеевич Волков. Леша трудолюбивый мальчик, занимается с желанием. Третье место, которое занял он в прошлом году на чемпионате области по международным шашкам, заставило меня по-новому увидеть дело своей жизни, подойти с другой стороны к подготовке юных спортсменов, ориентироваться не только на воспитание "звездочек".

      - Можно ли говорить о шашечной школе Фельдмана как системе подготовки?

      - На протяжении двадцати лет наши дети успешно выступают на соревнованиях различного уровня - от чемпионатов области до чемпионатов мира. Третий год подряд озерчане завоевывают наибольшее количество призовых мест в первой десятке сильнейших шашистов мира. У нас есть чемпионки мира и России. Четырнадцать учащихся входят в сборную России. Поэтому Можно говорить о школе именно как о системе, особенно если вспомнить старый лозунг: "От массовости - к мастерству". Надо учесть, что в Озерске шашками занимаются более пятисот учащихся разных школ.

      - Несколько слов о перспективе развития школы Фельдмана.

      - На одном человеке, каким бы замечательным специалистом он ни был, школа все время держаться не может. Подготовка мастеров и ликбез - вещи разные. Уже двадцать лет совмещаю и то и другое. Перспектив же развития школы не вижу. А ведь в России появилось свыше ста шашечных школ для детей, многие были созданы с моей помощью. В Озерске же пока этого не могу сделать, хотя еще надеюсь на помощь главы администрации города и заведующей гороно.

      - Есть ли среди ваших воспитанников взрослые мастера спорта?

      - Как правило, юные озерчане-шашисты после окончания средней школы уезжают из города для поступления в вузы. А поскольку вузы России не ведут подготовку тренеров по шашкам, то и ориентировать, направлять ребят некуда. Они обучаются другим специальностям и теряют за это время очень многое в шашечной квалификации.

      Вопрос о мастерах спорта связан еще с одной сложной проблемой: мастер, он кто - любитель или профессионал? Увы, профессионалов-шашистов формально нет.

      Однако, как ни странно, за последние три года появились ребятишки - профессиональные шашисты. Много примеров, когда дети участвуют в течение года в восемнадцати-двадцати крупных соревнованиях, каждое из которых длится не менее двух недель. И возникает вопрос: когда же такой ребенок учится в школе, да и помнит ли он о ней? Вот с такими шашистами приходится играть юным озерчанам на чемпионатах мира, где игровой день длится 8-9 часов.

      - Можно ли сделать цепочку "дети - юниоры - взрослые" и готовить кадры шашистов к взрослым престижным чемпионатам?

      - Можно, но для этого нужны соответствующие условия: помещения, ставки, квалифицированные тренеры.

      - Как родители ребят участвуют в их шашечной жизни и жизни школы?

      - С момента основания школы родители ребят оказывали большую помощь, и прежде всего финансовую: и раньше, и сейчас не один раз дети ездили на соревнования на деньги родителей.

      - Что значит звание международный арбитр, которое вам недавно было присвоено?

      - В мире таких арбитров всего десять человек. В России - пять: четыре - в Москве, один теперь - в Озерске. Главная их работа - выполнять обязанности главных судей на крупнейших соревнованиях, а это огромная ответственность. Порой приходится принимать решения в считанные секунды и помнить, что от тебя зависит распределение призовых мест. А на чемпионатах мира среди мужчин и женщин за призовые места спортсмены получают тысячи долларов.

      - Была ли у вас возможность работать в других городах и областях России?

      - Возможность работать в других городах была и есть, поскольку тренеров по шашкам не хватает даже в таких центрах, как Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург. Но всегда, когда предлагают переезд в другие города, задаю себе вопрос: "А наши дети чем хуже?" Я бывал за границей, работал там. Знаю, что зарплата тренера там в десятки раз больше и бытовые условия лучше. Но я человек старой закалки, воспитан на старых традициях и потому те знания, которые у меня есть, буду передавать детям Озерска - среди них суперзвезд больше, чем где-либо.

      - Расскажите, пожалуйста, о своей семье.

      - Это, прежде всего, жена Нина Филипповна Морозова - друг, человек, которому я обязан всеми своими достижениями в шашках. Есть дочь Лариса. Она с детства увлекается поэзией - пишет стихи, печатается в московских газетах. Сейчас у Ларисы свыше шестисот стихотворений - набирает-ся на целый сборник, но нет средств для оплаты типографских услуг. Муж дочери Роман увлекается музыкой. Есть у меня и маленький внук.

      Заканчивая беседу, Анатолий Беркович Фельдман сказал: "Я хочу поблагодарить всех, кто сделал возможными успехи юных озерчан: администрацию, гороно, спортклуб "Гранит", горспорткомитет, педагогические коллективы школ №№ 27, 34, 38, 40, работников автотранспорта и других, не попавших в этот список. Выражаю сердечную признательность всем жителям города за поддержку, которую дети всегда чувствуют. Юные озерчане сделают все от них зависящее для преумножения шашечной славы Озерска".

      Константин и Светлана Дрозд, родители Веры, Ани, Нади, Оли - учениц А.Б. Фельдмана: "Талант. Педагог по призванию. Фанатик в хорошем смысле слова. Абсолютный бессребреник.

      Сочетает в себе любовь к шашкам и веру в неограниченные способности любого ребенка. Анатолий Беркович позволяет раскрыться, морально подрасти, самоутвердиться любому своему ученику. За время его многолетней работы в качестве тренера через шашечные классы прошло огромное количество ребят. Многие жители Озерска знают Анатолия Берковича и говорят о нем с теплотой. Его имя широко известно не только в нашем городе и в Челябинске, но и в Москве, Санкт-Петербурге, Якутии, Германии, Франции и Израиле".

      Анатолии Александрович Кубицкий, председатель горспорткомитета: "Знаю Фельдмана как энтузиаста своего дела, добросовестного человека, живущего заботой о детях, которых тренирует. Анатолий Беркович шашками развивает ум детей. И он просто очень хороший человек".

      Нина Михайловна Турлюн, заведующая гороно: "Анатолий Беркович пятнадцать лет трудится в школах; много работает бесплатно. Считаю, что он - высокий, бесконечно преданный своему делу тренер-профессионал. Очень любит детей, с которыми занимается, а их у него около трехсот человек, и поддерживает непрерывные контакты с родителями. Мое поколение помнит его уроки шашек по местному телевидению. Могу сказать о нем только хорошее".

***


      Сейчас в спорте Озерска ситуация чрезвычайная: не хватает денег, а зачастую и тренеров; точнее, даже не просто тренеров, а наставников, способных оказывать влияние на целые поколения и воспитывать больших мастеров. Николай Мусатов умер, Владимир Мусатов занялся коммерцией. Эдуард Масленников еле жив. Геннадии Дмитриев работает в Куяше, Лев Никифоров уехал, Алек-сандр Луговой трудится на СЮТ, Анатолии Фельдман - в школах. Равноценной замены этим людям, как показывает состояние дел (отсутствие больших мастеров и чемпионов в категориях взрослых), - нет. Целое поколение наставников пало в борьбе с системой организации спорта в городе и стране: кто отошел от дел, кто умер... Это трагедия. И для них - тренеров, не сумевших все-таки реализовать себя полностью, и для детей, не попавших в опытные руки и вынужденных вместе со своими молодыми наставниками набивать синяки и шишки на тех же углах, на которых набивали когда-то их старшие товарищи.

      Фельдман еще держится, еще тащит воз забот и проблем, но в какой-то момент и он может не выдержать. А шашечной школы как учебного заведения нет. Кажется, можно возразить: сам виноват. Однако рядом другой пример: озерские ориентировщики, имеющие штат тренеров и сотрудников, тоже не имеют школы - специализированного спортивного учебного заведения. Почему же так борются за официальный статус своих форм подготовки спортсменов озерские тренеры? Да потому, что только официально утвержденные, имеющие определенный статус школы способны продолжать славные спортивные традиции, заложенные замечательными педагогами.


Источник: Фельдман А. "Все дети перспективные…": [Шашист, детский тренер по шахматам А.Б. Фельдман] // Озерский вестник. - 1996. - 23 июля. - С. 2.