"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске
Персоналия

вернуться назад

З.А. Матющенко
ЕГО ДОРОГИ, ИДУЩИЕ С ВОЙНЫ

      Ветеран Великой Отечественной войны, ветеран производственного объединения «Маяк», кавалер ордена Отечественной войны II степени Иван Васильевич Фёдоров – коренной уралец. Его родина – поселок Метлино Каслинского района. Может, поэтому ему не все равно, по каким дорогам ходят и ездят сегодняшние жители Озерска.

      В беседе с ним я ощутила, что ветеран особенно горд, что тот асфальт, который много лет назад был положен в городе с его непосредственным участием, на многих участках дорог не разрушился и по сей день. «Мой асфальт лежит добросовестно», – говорит Иван Васильевич. А был он тогда на¬чальником асфальтового завода.

      В Озёрск они с супругой завербовались в 1952 году, и 2 февраля того же года ефрейтор Фёдоров уже был на работе в автохозяйстве комбината в должности механика дорожных машин, ведь в Уфалее он учился на разъездного механика. С 14 лет молодой сельский парень уважительно относился и к тракто¬ру, и к другой технике, которая облегчала труд сельчан.

      Знания и опыт пригодились в автохозяйстве сразу. Но смышленый трудолюбивый парень окончил еще и сельскохозяйственный техникум в Бугуруслане, что в Оренбургской области. Там готовили механиков, агрономов и других специалистов для села. Директор техникума всегда говорил: «Набирайте сельчан, городские все равно убегут в город, а эти останутся в селе». Годы учебы для Ивана Фёдорова остались в памяти светлым лучиком молодости.

      Были и другие страницы жизни, жизни, связанной с войной. Когда началась Великая Отечественная, Ване было 14 лет. А в 17 он был мобилизован в армию. В декабре 1944 года его привезли в Челябинск на пересылочный пункт, где шел набор. Когда капитан спросил, кто желает в зенитную артиллерию защищать небо столицы, у парня не было сомнений, и он отправился в сторону Москвы. В Лихоборах в Красных казармах был подземный авиазавод. Его-то и надо было защищать.

      Началась новая жизнь рядом с самолетами и аэростатами, которые он увидел впервые. Вспоминает ветеран, как поднимали на тросах «колбасу» – аэростат, это было ответственным и важным делом. Фашистские самолеты боялись их. Как правило, их поднимали ночью, а на тросах крепили взрыв¬ное устройство. Познакомился с канадской техникой – прибором управления зенитным артиллерийским огнем. В нем размещалось 9-11 человек. Надо было «поймать» самолет, вести его и передать на орудие все параметры его движения по кабелю. Позже появились СОНы (станции орудийной наводки). Работа была постоянно связана с токами высокой частоты, что подрывало здоровье молодых парней.

      В конце войны перебазировались в Тулу, а потом часть «бросили» на Японию. Однако путь к Тихому океану оборвался в Новосибирске, где Иван узнал о том, что Япония капитулировала. Жизнь военнообязанного ефрейтора Федорова перешла в мирное русло в г. Боровске под Новосибирс¬ком, на радиозаводе. Затем на¬правили в Ленинск-Кузнецкий на шахты. Стране нужен был уголь. Много шахтеров, сетует Иван Васильевич, погибало в шахтах. Стойки были тонкими и зачастую ломались, как спички, под давлением угольных пластов.

      Когда служба закончилась, уехал назад в Челябинск, потом в совхоз, продолжил учебу в техникуме.

      Около 60 лет дружная семья Фёдоровых живет в Озёрске.

      Гордится ветеран и тем, что у детей и внуков все в порядке, нашли себя в Петербурге, получили достойное образование. В дружной семье иначе быть и не могло.

      Кроме ордена, о военной поре напоминало пять благодарностей Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина, медаль «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и восемь юбилейных медалей.

      Будьте здоровы и любимы близкими, уважаемый ефрейтор, артиллерист Иван Федоров!

      Думаю, что вам еще удастся порадоваться за новые озёрские дороги с «добросовестным», как ваш, асфальтом, за молодёжь, которая будет тратить силы на созидание, а не на сражения со скамейками и мусорными урнами на улицах города, что сегодня вас очень огорчает.


Источник: Матющенко, З.А. Его дороги, идущие с войны: И.В. Фёдоров / З.А. Матющенко // Озёрский вестник. – 2010. – 29 июля. – С. 6.