"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске
Персоналия

вернуться назад

В. Людиновсков

«СОРОКОВСКАЯ» ЕРМОЛОВА


      История городского театра уникальна, как история МХАТ или Малого, Вахтангова или Театра Революции.

      Люди, населявшие наш театр в прошлом, были удивительными личностями и высокими профессионалами своего дела, а их союз был большой и дружной театральной семьей, имеющей одну «кровеносную систему» со своими зрителями.

      Театр для горожан был не столько зрелищем, сколько храмом высокого искусства, где феномен единения зрительного зала и сцены вдохновлял и давал силы тем, кто работал на важном оборонном предприятии, обеспечивающем безопасность нашей страны и сохранение мира на земле. И это не преувеличение – так оно и было.

      Очень хочется верить и надеяться, что придет время серьезных театроведческих исследований и документальных изысканий по истории городского театра Челябинска-40, 65 и эта история, наконец-то, обретет точное хронологическое изложение фактов, биографий и творчества, где никто и ничто не будет забыто. Имена замечательных артистов театра помнят многие из нас. Сегодня мы расскажем о творческом и жизненном пути заслуженной артистки РСФСР Веры Ефимовой, одной из тех, кто в числе первых артистов приехал в наш город.

НА ПУТИ К БОЛЬШОМУ ИСКУССТВУ

      Вера Ивановна – коренная ленинградка, получившая прекрасное воспитание в семье педагогов. Отцом, преподавателем академии художеств, с раннего детства ей было привито высокое чувство прекрасного. Маленькая Вера мечтала стать балериной и занималась в балетной студии. Мама серьезно готовила ее к поступлению в Ленинградское хореографическое училище (теперь оно носит имя А.Я. Вагановой), но тяжелая болезнь не позволила осуществиться мечте дочери. Однако творческий потенциал Веры не дал ей сойти с дороги к большому искусству. Она увлекалась декламацией стихов, прозы и в июне 1941 года после окончания школы подала заявление в театральный институт.

      Начавшаяся 22 июня 1941 года Великая Отечественная война перечеркнула всю жизнь. Из блокадного Ленинграда отцу удалось отправить семью в эвакуацию в Кировскую область. Жили с мамой в селе Сорвижи. Там они познакомились с семьей Лавровых, Кириллом и его мамой Ольгой Гудим-Левкович, тоже эвакуированных из Ленинграда. Ольга Ивановна как опытная актриса, режиссер, педагог, чтобы не терять времени в эвакуации, стала заниматься с местными детьми. Поставила с ними несколько небольших спектаклей. Вера и Кирилл принимали в них участие.

      Своей маленькой театральной бригадой ребята ездили по соседним селам, где играли в избах при свечном освещении, за что благодарные сельчане их подкармливали. Так и выживали. Спустя годы народный артист СССР Кирилл Лавров, будучи на гастролях в Кирове, посетит то село Сорвижи, где они вместе жили в эвакуации, и напишет теплое письмо Вере Ивановне с воспоминаниями об их театральной юности.

СУДЬБЫ КРУТЫЕ ПОВОРОТЫ

      Отец Веры впоследствии тоже был эвакуирован из Ленинграда. Его направили в Карабиху, некрасовское имение в Ярославской области, куда он и перевез свою семью.

      «Я очень хотела получить театральное образование и стать профессиональной актрисой, – пишет в своих воспоминаниях Вера Ивановна, – и прошла семнадцать километров пешком до Ярославля, чтобы поступить на театральные курсы при театре им. Ф. Волкова. Меня приняли. Мой первый педагог – Сергей Михайлович Комиссаров, из 2-го МХАТа, моя первая роль – мачеха в спектакле «Золушка». После прорыва блокады мы вернулись в Ленинград, и я поступила и успешно окончила театральный курс при Большом драматическом театре (БДТ), и меня оставили во вспомогательном составе труппы этого театра».

      Останься тогда наша героиня в БДТ, наверняка стала бы известной столичной актрисой, но тогда мы бы не смогли наслаждаться ее талантливой игрой на сцене нашего городского театра. Жизнь сделала крутой поворот, и по приглашению главного режиссера театра Северного флота молодая актриса Ефимова уезжает работать в театр закрытого военного городка под Мурманском, где прослужит 10 лет, став его ведущей актрисой, переиграв всё – от Шекспира до Сафронова.

      Неожиданная, но судьбоносная встреча с тогдашним художественным руководителем драматического театра Челябинска-40 Владиславом Оссовским в очередной раз изменила жизнь состоявшейся актрисы. После долгих раздумий и уговоров Оссовского актриса Ефимова в 1958 году переезжает на Урал, в Челябинск-40, и вступает в труппу городского театра им. М. Горького, где и будет работать до конца своей жизни. И до приезда в наш город артистка Ефимова всегда была «очень активной, энергичной, имеющей свою позицию и лицо настоящей профессиональной актрисы», как написала о Вере Ивановне её сокурсница по Ленинградской школе-студии БДТ Марина Адашевская.

МОИ РОЛИ – МОЯ ЖИЗНЬ

      «Моими партнерами были Б.И. Коганов, И.А. Башков, В.Н. Митрофанов, Дм.И. Тимофеев, – говорится в воспоминаниях Веры Ефимовой. – В дальнейшем все они оставались моими любимыми партнерами по сцене. Моя любимая роль тех лет, роль Нины, в спектакле «Угрюм-река», в постановке Я.С. Хамармера. Мы играли этот спектакль почти 10 лет, всегда на аншлагах, несмотря на то, что спектакль шёл 4 часа. Роль Прохора великолепно исполнял заслуженный артист РСФСР Б.И. Коганов. Одна из моих дорогих ролей того времени – Клея в спектакле «Эзоп», в постановке Г.А. Дрознеса. Эзопа играл И.А. Башков, Ксанфа – Б.И. Коганов. Однажды мы играли этот спектакль на открытой площадке для солдат. Во время спектакля началась гроза и пошел проливной дождь. Мы промокли до нитки, а солдаты, накрывшись шинелями, не уходили два часа и просили, чтобы мы доиграли спектакль. И мы доиграли его».

      Более 150 сыгранных Ефимовой ролей за время работы в нашем театре, и каждая – богатейший материал для театроведческого исследования, школа для молодых. И каждая близка и понятна для почитателей ее таланта.

      В своих автобиографических записках Вера Ивановна вспоминает: «Роли, которые я сыграла, – вся моя жизнь, и вспоминая их, я вспоминаю моих любимых партнеров, режиссеров, художников и других работников театра. Ролей сыграно немало. Но все-таки хочется играть еще и еще. Я никогда не забуду моих любимых партнеров: Б.И. Коганова, И.А. Башкова, Е.Ф. Саяпина, А.А. Щербакова, Володю Гаева, Борю Конного, Сашу Ильина, Виктора Полякова, Светлану Ильину, Алексея Исаченко – низкий им поклон!»

ЗНАТОК ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ДУШ

      Мне посчастливилось много лет работать вместе с Верой Ивановной. Я наблюдал ее в жизни и на сцене и нисколько не погрешу против истины, если скажу, что, обладая многогранным талантом не только актрисы, но и педагога, знатока человеческих душ и общественного деятеля, она помогла по-настоящему овладеть профессией многим молодым актерам и найти правильный путь в жизни многим молодым согражданам.

      Несмотря на большую загруженность в театре, актриса Ефимова выступила автором литературно-поэтических композиций и вместе с молодыми актерами исполняла

      их в школах города. Этим она не только стремилась участвовать в эстетическом воспитании молодого поколения, но и прививала им любовь к подлинному искусству театра. Всё это она делала бескорыстно, в свое свободное от спектаклей и репетиций время. Не было ни одной школы в городе, где бы не выступала актерская группа Ефимовой, и всегда ее ждали с нетерпением.

      Большая часть литературных композиций была написана ею по материалам произведений советских писателей и поэтов о Великой Отечественной войне, и это отвечало задачам по военно-патриотическому воспитанию молодежи. Вскоре после одной такой композиции, созданной заслуженной артисткой РСФСР В.И. Ефимовой совместно с молодым артистом Виктором Поляковым по материалам повести Бориса Васильева «В списках не значился», в нашем театре был поставлен легендарный одноименный спектакль. В нём главную роль лейтенанта Плужникова сыграл Виктор Поляков, а роль тёти Христи проникновенно исполнила Вера Ефимова.

      К слову, во время гастролей нашего театра в Москве в 1982 году этот спектакль посмотрел автор повести Борис Васильев. Он дал высокую оценку спектаклю и работам В. Полякова, В. Ефимовой, А. Ильина, Б. Конного, О. Когановой, заметив при этом, что когда он писал эту книгу, примерно так и представлял себе образы её героев.

      Своей изящной артистической статью, чистым и богатым обертонами голосом, особым почерком и многогранностью своей жизни на сцене, а также чертами лица заслуженная артистка РСФСР Вера Ефимова была очень похожа на народную артистку СССР Марию Ермолову. И по сути, для многих из нас она была и осталась в памяти нашей «сороковской» Ермоловой.



Источник: Людиновсков, В. «Сороковская» Ермолова: О заслуженной артистке РСФСР Вере Ефимовой / В. Людиновсков // Вестник Маяка. – 2018. – № 9 (19 марта). – С. 12. – Режим доступа: https://www.po-mayak.ru/upload/iblock/1d3/1d33ed9db6ed207cf5b625eb556ef5fb.pdf