"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске | |
Персоналия | |
вернуться назад
|
|
9 августа - 100 лет со дня рождения ПЕТРА ТИМОФЕЕВИЧА БЫСТРОВА - первого директора "Маяка" (завода № 817, Базы-10). П.Т. Быстров родился 9 августа 1907 года и воспитывался в многодетной семье. В отличие от многих инженерно-технических работников, пришедших на административные должности "от станка", П.Т. Быстров получил хорошее даже по современным меркам образование. В 1924 году окончил шесть классов школы крестьянской молодежи, через год - полный курс Моршанской железнодорожной семилетки. В 1926-1930 годах Петр Тимофеевич учился в Саранском индустриальном техникуме. В 1930 году его призвали на военную службу и как специалиста направили для работы на Дзержинский завод № 80 Наркомата боеприпасов. В 1932 году общественными организациями завода № 80 командируется в Томский индустриальный институт, энергетический факультет которого Петр Тимофеевич окончил в апреле 1936 года. Молодой инженер-теплотехник направляется на Кемеровский комбинат № 392 Наркомата боеприпасов, на котором, пройдя богатую производственную и жизненную школу, успешно работал в течение многих лет главным энергетиком. В 1944 году постановлением Правительства СССР П.Т. Быстров назначается начальником завода № 129. Спустя год ему было присвоено звание "инженер-полковник". 9 апреля 1946 года П.Т. Быстрова назначают директором Государственного завода № 817 (ПО "Маяк") - первого в Европе и СССР ядерного предприятия. Требования к кадрам "Атомного проекта № 1" были особые. Перестановки даже самых высокопоставленных лиц стали обычным делом. Это прекрасно осознавал Быстров. И, конечно, первый год, начальный период строительства атомного комбината, был непростым даже для него, к тому времени опытного руководителя. Служебные характеристики инженер-полковника П.Т. Быстрова рассказывают: "20 декабря 1940 года. Производственно и политически подготовлен хорошо. Один из наиболее способных и отличившихся в пуске комбината № 392. Энергичен, напорист и инициативен в решении технических вопросов. Член парткома партийной организации предприятия". 9 апреля 1942 года он уже главный энергетик 392-го: "Теоретически грамотный инженер, имеющий большой производственный опыт". 26 апреля 1945 года: "В марте 1944 года назначен начальником завода № 12 НКБ. Товарищ П.Т. Быстров имеет все данные, чтобы, накопив большой опыт самоотверженной работы, стать хорошим руководителем предприятия. Трудолюбив, имеет незаурядные организаторские способности. Требователен к себе и подчиненным. Хорошо знает энергохозяйство, овладевает технологией химических производств". 26 марта 1954 года: "Тов. Быстров Петр Тимофеевич, работая заместителем директора завода горного оборудования Министерства среднего машиностроения, зарекомендовал себя инициативным, энергичным работником". Во многом и с директорства П.Т. Быстрова началась история производственного объединения "Маяк". Впрочем, сам он это обстоятельство в автобиографии никогда не подчеркивал несмотря на то, что за деятельность на заводе № 817 в 1946-1949 годах был награжден орденом Ленина - "За образцовое выполнение специального задания Правительства". Уместно сказать: до назначения директором завода № 817 Ефима Павловича Славского (10 июля 1947г.) инженер-полковник П.Т. Быстров был единственным в трудовом коллективе 817-го, награжденным ранее высокими правительственными наградами - в 1942 году орденом Трудового Красного Знамени (за образцовое выполнение заданий по производству боеприпасов), в 1945 году орденом Ленина (за успешное выполнение заданий Государственного комитета обороны по производству порохов, взрывчатых веществ и снаряжение боеприпасов). Петр Тимофеевич был удостоен также медалей "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов", "За доблестный труд в Великой Отечественной войне". Вернемся к работе Быстрова на нашем комбинате. Главными были сроки, в которые надо было уложиться, чтобы создать первую атомную бомбу. Часто эти сроки были нереальными и невыполнимыми. Сталин и Берия создавали огромное напряжение у руководителей, формировали в них чувство вины за то, что они срывают утвержденный самим Сталиным график ввода и освоения предприятий атомной промышленности. Когда Берии стало ясно, что обещанной к концу 1947 года Сталину атомной бомбы не будет, чтобы уточнить реальное положение дел, он 8 июля 1947 года впервые приезжает под Кыштым. Приезд Берии привел к серьезным кадровым изменениям на Базе-10. Еще до его приезда сюда приехала комиссия. Опираясь на ее доклад, Берия подверг жесткой критике и снял с работы не только начальника стройки Рапопорта, но и директора Базы-10 (завод № 817) Быстрова. Поводом для столь радикального решения стал срыв графика строительства. Сейчас, когда прошли годы, решение Берии не воспринимается однозначно. Ведь Быстров был опытным руководителем. Но, видимо, его нежесткий характер, в силу которого, возможно, он не мог делать бомбу любой ценой, сыграл здесь свою роль. Теперь, спустя годы, об этом можно только догадываться. После увольнения П.Т. Быстров остался в системе Минсредмаша. 24 августа 1957 года Министерство среднего машиностроения, поощрив инженер-полковника П.Т. Быстрова месячным окладом в связи с 50-летием, объявляет ему благодарность, ставшую заключительной в главе отличий, всегда признаваемых как знак глубокого уважения, настоящего человеческого достоинства. По материалам книг: "Десант полковника Быстрова" - П. Землин, И. Гашев, Озерск, 1999 год; "Тайны "сороковки" - В. Новоселов,В. Толстиков, Екатеринбург, 1995 год Источник: Первый: [первый директор ПО "Маяк" П.Т. Быстров] // ПрО Маяк.- 2007. - 10 августа. - С. 3. |