"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске
Персоналия

вернуться назад

А. Дерновая

ПРЕДВОДИТЕЛЬНИЦА

      Ее хотели назвать Ирина. Но пока отец шел до загса, чтобы оформить документы, и в уме перебирал разные женские имена, в серединку имени вкралась буква "д". Да-да, речь идет об Ираиде Степановне БРЮХАНОВОЙ, заслуженном работнике культуры России, основателе и "предводителе" мужского хора, который вот уже не одно десятилетие радует горожан своим творчеством.

      - Ираида Степановна, вам удивительно подходит ваше имя! Высокая, статная, яркая, чуть властная (а как же без этого качества руководить большим коллективом, причем противоположного пола!)... И при этом удивительно мягкая в общении. Как вас называют в быту, муж например?

      - Несмотря на то, что у меня как бы два имени - Ира и Ида, все, в том числе и муж, называют меня Ира.

      - А как вы пришли в музыку? Родители какое-то отношение к творчеству имели?

      - Нет-нет! Отец был "красным директором". Что это такое? В 30-е годы прошлого столетия на руководящие должности ставили людей даже без начального образования. Главное - преданность идее, инициативность. Он окончил школу "красных директоров" и возглавил металлургический завод. А когда появилась я, то папа работал директором завода "Сталькан" в Свердловске. Мама тоже трудилась на заводе, в конструкторском бюро.

      - Так кто же заразил вас любовью к музыке?

      - Это особая история. Нас в семье четыре сестры. Самая старшая была театралкой - знала репертуар всех театров Свердловска, всех артистов!.. Так она выстраивала нас в линию (мне тогда только исполнилось 5 лет), садилась за фортепиано и давала команду: "Танцуем "Красотки кабаре!" И мы послушно пели и танцевали. Но репертуар наш на этом не заканчивался. Было и "Лебединое озеро", и опера, и все на свете! Так я и приобщилась к высокому искусству. Кстати, мама у нас играла на фортепиано, правда, по-любительски...

      - Наверное, впервые и запели под нажимом сестры? Помните свою первую песню?

      - Свои вокальные способности я проявила еще раньше. Был у меня дядька, кузнец. Так он, как выпьет, ставил меня перед собой, и я ему исполняла "Эх, Самара-городок". Говорят, я знала ее всю. Если честно, помню эти моменты очень слабо.

      - А почему музыку решили сделать своей профессией?

      - Отец с фронта пришел с тяжелой формой контузии и боялся, вдруг с ним что-то случится, а у нас нет специальности. Он не хотел, чтобы мы шли по его стопам и трудились на заводе, - тяжело! Он хотел, чтобы мы учились. На кого? Однажды к нам в гости пришел коллега отца, инженер. С ним был взрослый сын, который учился в музыкальном училище имени Чайковского по классу скрипки. Юноша сыграл пару пьес, и на меня это произвело впечатление. Я даже подошла к скрипке и попросила разрешения потрогать инструмент. Потом я окончила музыкальную школу как скрипачка, потом музучилище...

      - И там вы встретились с Василием Сергеевичем, вашим будущим мужем?

      - Он учился на курс старше. Мы поженились и уехали в Лесной. Через год появился ребенок, потом второй... Было очень сложно! Старшая сестра (опять же она!) предложила переехать нам в Озерск. С тех пор мы живем здесь.

      - В городе вас знают, прежде всего, как руководителя мужского хора. Почему именно мужской хор вас привлек, а не женский или детский? Или вообще ансамбль?

      - Меня взяли на работу в клуб им. Ленинского комсомола. Чудесное время! Каждую неделю проводились вечера, у людей было совершенно другое настроение!.. Хотя и в те годы привлечь кого-то в самодеятельность оказывалось не так просто. Я тогда руководила смешанным хором. Но так случилось, что клуб и ДК "Маяк" решили объединить. Во Дворце был один хор, второго не надо… а я только приехала из Москвы, с учебы, и когда М.А. Саморуковская пригласила меня к себе, я предложила оставить только мужчин и создать новый коллектив - мужской хор. Маргарита Алексеевна меня поддержала, и я стала работать. Это был 1974 год. Тогда у меня осталось только 12 человек! Но все пошло нормально, и уже через 5 лет я смогла вычленить из мужского хора группу молодежи, создать вокальный ансамбль "Континент".

      - Это был тактический ход (чтобы привлечь в хор побольше молодежи) или того просила ваша творческая натура?

      - Наверное, и то и другое. С одной стороны, начальство говорило, что должны быть коллективы-спутники, чтобы питать основной коллектив (я считаю, это мудрая политика). А с другой - хотелось себя попробовать и на этом поприще. Кроме того, во Дворце культуры стали устраивать ежегодные праздники Песни. Необходимо было эстрадное выступление, и "Континент" как раз удачно вписался (он, кстати, видоизменялся четыре раза, так как пережил четыре поколения). Позже мы с молодыми ребятами создали другую современную группу - "Дискаер". Это тоже отдельная страничка моей творческой жизни.

      - А как в человеческом плане? Я думаю, все-таки вам пришлось преодолевать трудности.

      - Уже с высоты возраста я вижу: можно было бы подправить, сделать лучше... Но ведь из нас готовили музыкантов, а не психологов! Это большой пробел. Раньше тому, кто не ходит на репетиции, ставили на вид, давили на сознательность, мол, товарищей подводишь. А сейчас я бы ему сказала: не ходишь, значит, сам себя обворовываешь! Как? Это тебя лишний раз не увидят на сцене, тебе не похлопает публика, не подарят цветы. А мы-то без тебя все равно выступим... Вот так. Еще мне в моей работе очень помог муж. Я видела, как он весело и легко работал с самодеятельностью в школе, в лагере и переняла его бесценный опыт. Он мне после репетиции с мужским хором не раз говорил: "Ты как на партсобрании! Мужики после работы устали, ты хоть улыбнись им". Он меня все время ненавязчиво редактировал (я сейчас это понимаю). И потихоньку я менялась. Конечно, коллектив должно связывать не только общее дело, но и человеческие отношения. Здесь, можно сказать, породнились люди разных профессий, возрастов, вкусов. У нас общие радости, общие печали, мы стали жить одним духом. Мне тяжело было расставаться с коллективом.

      - Ираида Степановна, тогда почему же вы оставили дело своей жизни, причем так резко? Возраст у вас еще далеко не...

      - Я сама анализировала эту ситуацию и поняла: если бы Дворец культуры не поставили на ремонт, я бы все еще работала. В здании детского сада, в котором мы занимались в последнее время, настолько было неудобно (помещение все-таки рассчитано на детишек, которые ходят в носочках и трусиках...)! Я мучилась два года. А еще я посчитала, что на заслуженный отдых надо уходить вовремя. Но своих мужчин не забываю. И на свой юбилей, который у меня в феврале, обязательно приду к ним, и мы вместе отпразднуем мой день рождения, как это делали всегда.



Источник: Дерновая А. Предводительница: [И.С. Брюханова - руководитель мужского хора] // Озерский вестник. - 2007. - 17 февраля. - С. 21.