"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске | |
Персоналия | |
вернуться назад
|
|
Создание театра уникально само по себе. Тогда основной частью городского населения была интеллигенция, и, учитывая удаленность Челябинска-40 от культурных центров, было решено создать в нём высокопрофессиональный театр. Не случайно, что формирование труппы и художественного руководства театра проводилось на самом высоком союзном уровне. На работу в театр приезжали известные и талантливые артисты, музыканты, театральные деятели из Москвы, Ленинграда, Иркутска и других городов СССР. В истории Челябинского областного драматического театра им. М. Горького, как тогда именовался театр драмы и комедии «Наш дом», много славных творческих биографий, актёрских имён и замечательных спектаклей. Сегодня мы открываем рубрику «Страницы истории театра», которую начнём с творческих портретов его известных артистов. Откроет цикл заслуженный артист РСФСР Иван Башков. АКТЁР И ГРАЖДАНИН Многие, кто знал его или видел на сцене, хорошо помнят высокого, мерно вышагивающего человека, с хитроватым прищуром, красиво вьющейся седой шевелюрой, зычным, но негромким голосом, со скупой, но понятной жестикуляцией. Его узнавали на улице, и он всегда добродушно отвечал на приветствия, мог запросто заговорить с любым, кто обращался к нему. Природа щедро одарила его и внешними данными, и богатым внутренним миром творца. И то, что он создал на сцене как драматический актёр, и в жизни – как гражданин, останется в истории и города и театра на долгие годы. Иван Александрович родился 21 октября 1912 года в Ижевске Удмуртской АССР, в рабочей семье. В 1928 году окончил школу второй ступени и поступил в фабрично-заводское училище, которое окончил в 1931 году, получив специальность кузнеца. И во время учебы в школе, и в ФЗУ Иван активно занимался в художественной самодеятельности. По совету друзей, учась в ФЗУ, юный Башков поступил в театральную студию Ижевска, которую окончил в 1932 году. В этом же году был принят в члены ВЛКСМ и по путевке комсомола с вновь образованным театром-студией Ижевска уехал работать на Урал. Это были, по сути, первые гастроли молодого актера, ставшие серьезной ступенью в постижении театрального искусства. В 1934 году Иван Башков был призван на службу в ряды Советской армии. Службу проходил в Тирасполе, в Молдавском пограничном отряде, и здесь, безусловно, пригодились его актерские дарования. После демобилизации сразу же был принят актером в Челябинский областной передвижной колхозно-совхозный театр и проехал с ним множество городов Урала. Работа в этом театре помогла юному артисту в полной мере закрепить выбор профессии. Впоследствии театр получает постоянную базу в Шадринске и переименовывается в Шадринский городской драматический театр, а молодой артист Башков становится его ведущим актером. Служба в театре под руководством известных тогда режиссеров Виктора Любарского и заслуженного деятеля искусств РСФСР Алексея Степанова-Колосова стала для Ивана настоящей сценической школой. Первое прикосновение к высоким образцам отечественной и зарубежной классики состоялось именно здесь. Исполнение сложных ролей: Васьки Пепла в спектакле «На дне» Горького, Алексея в «Оптимистической трагедии» Вишневского, Незнамого в «Без вины виноватые» Островского, Нила в «Мещанах» Горького, Ярового в «Любови Яровой» Тренева, Фердинанда в «Коварстве и любви» Шиллера, Теодора в «Собаке на сене» Лопе де Вега. Такому репертуару и сегодня позавидуют и любой, даже столичный, театр, и артисты, а тогда для молодого актера исполнение сложных ролей стало высшей школой драматического искусства. ВОЙНА МЕНЯЕТ ПЛАНЫ В 1938 году в жизни Башкова произошло большое событие – он встретил девушку, которая впоследствии стала его женой. Нина Михайловна Башкова (Тарасова) не имела театральной профессии, но большая любовь к мужу всё-таки привела её в театр, где они потом долго работали вместе. В 1941 году Башкова принимают в члены КПСС. С этого времени Иван Александрович становится заметным общественным деятелем Шадринска. Его избирают депутатом районного Исполкома народных депутатов первого созыва. Начавшаяся в 1941 году Великая Отечественная война перечеркнула все творческие и житейские планы нашего героя. Ивана Башкова по партийной мобилизации призывают в ряды Советской армии и направляют в Рязанское пехотное училище. Вскоре, получив звание младшего лейтенанта, молодой командир Башков прибывает в Наро-Фоминск и участвует в боях за Москву. Жестокие бои, потом – ранение, госпиталь в Самарканде. После излечения Ивана Александровича направляют в запасной стрелковый полк в Чебаркуль, где он получает назначение на высшие танкистские курсы в Свердловск. В августе 1942 года в звании лейтенанта его направляют на Центральный фронт, где он принимает участие в боях под Ржевом. Опять ранение. В госпитале за организацию самодеятельности Иван Александрович получает краткосрочный отпуск и едет к семье в Шадринск. В это время в Шадринске формируется военный фронтовой театр, артист Башков получает «бронь» и остается работать в театре. В феврале 1943 года на базе Шадринского театра был организован Курганский областной драматический театр, и Башков с семьей переезжает в Курган. Строки из биографии Башкова того времени: «В Кургане я работал с замечательными режиссерами, такими как заслуженный артист РСФСР Канин Александр Игнатьевич и Княжич Виктор Исаакович». Перебираю пожелтевшие театральные программки: «Песня о Черноморцах» Лавренева – Сагайдачный, «Давным-давно» Гладкова – поручик Ржевский, «Ромео и Джульетта» Шекспира – Ромео, «На дне» Горького – Барон, «Горе от ума» Грибоедова – Чацкий, «Последняя жертва» Островского – Дульчин, «Овод» Войнич – Овод, «Отелло» Шекспира – Яго. ПРОДОЛЖЕНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ В 1945 году на областной конференции работников искусств Башкова избирают председателем обкома Союза работников искусств, а в 1947 году – депутатом Курганского областного исполнительного комитета Совета народных депутатов. В 1950 году, по приглашению художественного руководителя Кировского областного драматического театра Льва Эльстона, Башков становится актером этого театра и переезжает с семьей в Киров, где будет работать до 1952 года. 17 сентября 1952 года по путевке Челябинского обкома КПСС Иван Башков переезжает в Челябинск-40 и становится артистом Челябинского областного драматического театра им. М. Горького. Более 30 лет артист Иван Башков прослужил в нашем театре, активно занимаясь всё это время и общественной работой: трижды он избирался коллективом театра председателем профкома, на протяжении 25 лет был бессменным секретарем партийной организации театра и несколько раз избирался депутатом городского исполнительного комитета Совета народных депутатов. В 1961 году И.А. Башкову присвоено почетное звание «Заслуженный артист РСФСР». Творческий путь артиста Башкова и до прихода в наш театр был успешным. Ему посчастливилось работать с талантливыми режиссерами и партнерами. И сыгранные им роли в театрах Шадринска, Кирова, Кургана помогли ему подняться до больших высот драматического искусства, но работа в Челябинском драматическом театре им. М. Горького, без сомнения, стала его вершиной как актера и как гражданина. В своих автобиографических записках того времени Иван Александрович называет фамилии театральных деятелей, с которыми ему посчастливилось работать в нашем театре. Это Владислав Оссовский (ставший впоследствии близким другом семьи Башковых), заслуженный деятель искусств Узбекской ССР Александр Глеков, а также Владимир Орлов, Иван Бобылев, Василий Митрофанов – легендарные имена в истории нашего театра. Иван Башков дебютировал в нашем городе в роли Артема Годуна в спектакле «Разлом» Б. Лавренева и сразу же завоевал любовь и признание зрителей и уважение своих именитых коллег. Талант актера Башкова позволил ему с одинаковым успехом воплощать разноплановые роли: Теодора в «Собаке на сене» Лопе де Вега, Рыбакова в «Кремлевских курантах» Погодина, кавалера Рипафратта в «Хозяйке гостиницы» Карло Гольдони, Сафонова в «Русских людях» Симонова. ТАЛАНТ «РАСТВОРЯТЬСЯ» В РОЛИ Редкое актерское дарование – «раствориться» в роли, перевоплотиться и донести до зрителя самую суть драматургического материала – всегда были присущи артисту Башкову, поэтому режиссеры с большим удовольствием поручали ему исполнение самых сложных ролей, а зрители ждали с большим нетерпением его новых работ. Работа над ролью у каждого артиста проходит по-разному, и, как правило, это закрытый для постороннего глаза процесс. Проникнуть в самую суть и психологическую глубину своего героя и не уйти при всем этом от главного творческого замысла режиссёра – процесс очень сложный. Его знание роли и готовый набор «домашних заготовок» для точного воплощения своего нового образа очень ценили режиссеры-постановщики, и порой роли Башкова становились камертоном мизансцены и даже всего спектакля, что, безусловно, помогало и режиссерам, и партнерам. Более 30 лет Иван Александрович прослужил в драматическом театре Челябинска-65, за это время им создано более 200 ролей. До сих пор зрители среднего и старшего поколений помнят сценические работы, созданные им. Творческий и жизненный путь заслуженного артиста РСФСР Ивана Башкова – истинный образец служения людям. Источник: Людиновсков, В. Образец служения людям: Творческая биография заслуженного артиста РСФСР Ивана Башкова / В. Людиновсков // Вестник Маяка. – 2018. – № 4 (12 февраля). – С. 4. – Режим доступа: https://www.po-mayak.ru/upload/iblock/a0f/a0fb8b7fb4d25080fc68c172f0a5af76.pdf |