"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске
ФГУП ПО "Маяк". История "Маяка"

вернуться назад

Ю.А. Шестаков

КОНТРОЛЬ ЗА ТРАНСПОРТОМ

      В воскресенье, 29 сентября 1957 года произошла авария, а утром в понедельник, 30 сентября, меня назначили руководителем группы по контролю загрязненности транспорта, въезжающего в город. При назначении Д.И. Ильин и М.Н. Башкирцев сказали, что Г.В. Мишенков (директор М.А. Демьянович был в командировке) примерно через час или два после взрыва емкости закрыл КПП-1 для сквозного проезда. Сменный персонал стали подвозить с заводов до КПП-1, при этом обувь у людей загрязнялась у заводских проходных. Затем все проходили КПП-1 и в чистых автобусах уезжали только до площади Ленина. Естественно, что вокруг КПП-1 быстро загрязнилась территория.

      До закрытия проезда через КПП-1 прошло некоторое количество транспорта. Ведь на промплощадке работали строители, монтажники, четыре столовых УРСа, там был лагерь заключенных, стояла воинская часть (охрана и офицеры жили в городе) и т.п. Транспорт этих организаций добавил радиоактивное загрязнение вокруг КПП-1.

      При назначении мне было сказано, что предел радиоактивного загрязнения, выше которого нельзя пропускать в город автотранспорт, следует установить на месте по обстановке.

      Людей для организации контроля мы брали по потребности в ЦЗЛ. Составили двухсменный график их работы (и в течение всего периода работы контроль был двухсменным). А вот дозиметр-"клюшку" мы с трудом "отобрали" в дозгруппе ЦЗЛ. И к середине того же 30 сентября было выставлено два поста для контроля транспорта. Первый - на перекрестке улиц Ленина и Кыштымской; второй (без прибора) - на перекрестке улиц Октябрьская и Кыштымская. На втором посту вместе с ГАИ около старого кладбища поставили "кирпич" - знак "въезд запрещен", и весь транспорт направляли на пост №1, где был прибор.

      Параллельно 30 сентября с утра снабженцам ЦЗЛ поручили достать 1-2 дозиметрических прибора или привезти 2-3 микроамперметра на 50 мКА (после консультации с киповцами). Дозприборов не достали, но микроамперметры привезли. Киповцы за одну ночь сделали два переносных прибора-"утюга" с показаниями на стрелке микроамперметра поставив в каждый "утюг" счетчики и батарейки.

      1 октября, на второй день после взрыва, был организован пост № 3 на КПП-2 (Каслинское КПП). Этот пост функционировал 4-5 дней и был снят, так как весь транспорт, проходящий через КПП, был чистым, то есть не имел радиоактивного загрязнения.

      Предел загрязнения радионуклидами, выше которого автомобиль нельзя пропускать в город, был определен нами довольно быстро, хотя установление его вызывало наибольшую озабоченность.

      В 1957 году действовали нормы облучения и загрязнения только для профессионалов. Предел облучения человека был 15 бэр/год (0,05 бэр/ день или 2,3 мкР/сек). А уровень загрязнения радионуклидами поверхности на производстве допускался до (100-300) тыс. бета-част/мин в одну сторону со 150 см2.

      Первые наши измерения показали, что уровень загрязнения машин, идущих в город, не высок. Загрязнена нижняя часть - дно, под крыльями, колеса. Был установлен предел загрязнения - 20 тыс. бета-част/мин со 150 см2 в одну сторону. С таким пределом проработали несколько дней. Один из источников загрязнения транспорта - территория на КПП-1, вокруг мойки. Где-то 3-4 октября верхняя загрязненная часть грунта была сдвинута бульдозером в сторону от КПП-1, в яму. В результате загрязнения машин снизились. И нами предел загрязнения был ужесточен до 10 тыс. в-част/мин со 150 см2 (это 0,6 км/км2). С таким пределом работали до конца октября 1957 года. В конце октября 1957 года резко похолодало, земля замерзла и не оттаивала, загрязнения транспорта резко снизились. И 2 ноября 1957 года контроль радиоактивного загрязнения автотранспорта на въезде в город был прекращен.

      Итоговые результаты месячного контроля транспорта показали, что около половины автомобилей были чистыми. Около 40% - загрязнены нуклидами ниже установленного предела, и не более 10% были загрязнены выше нормы и, естественно, не попали в город.

      В первой половине ноября 1957 года мы провели проверку загрязненности квартир и подъездов в домах города. Было обследовано около 40% квартир города. Выявлено три случая загрязнения в разных квартирах - одна наволочка на подушке, одна простыня и один кусочек пола в подъезде. Уровень загрязнения низкий - раз в 5 ниже нашего предела.

      В некоторых подъездах перед входом в квартиры стояла обувь без радиоактивных загрязнений (таких случаев около 50). Хозяева считали, что загрязнили обувь в начале октября 1957 года. Они ее помыли, ходили в ней на работу, но в квартиры не брали.

      В апреле 1958 года после схода снежного покрова было взято несколько проб грунта из кюветов на анализ с участка дороги от Привокзальной площади до поста № 1. Тогда этот участок дороги был без бордюров. Радионуклидов в отобранных пробах не обнаружили.

      Резюмируя изложенное, отметим, что при ликвидации последствий взрыва емкости удалось не допустить загрязнения радионуклидами территории города. И это достигнуто, главным образом, благодаря закрытию выезда транспорта с промплощадки через КПП-1.

      Примечания: Все данные по контролю были переданы начальнику ЦЗЛ Д.И. Ильину. Настоящее сообщение составлено по памяти.

      В связи с 50-летием аварии будет, вероятно, проведена какая-то конференция. Хотелось бы услышать: снижение загрязнения на ВУРСе за 50 лет прошло быстрее, чем периоды полураспада радионуклидов? А также узнать, сколько плутония было в емкости, сколько его лежит на ВУРСе. Если этих данных нет, то надо взять пробы грунта с ВУРСа и сделать соответствующий анализ, время есть.

      В работе участвовало человек 40. Из лаборатории 6 участвовали: Г.Б. Гасюк, С.Г. Попова, К.Н. Орлова, В.Г. Оссовский, Б.И. Любимов, А.Т. Попов, из других лабораторий - Краснощекова.



Источник: Шестаков Ю. А. Контроль за транспортом: [воспоминания участника ликвидации аварии 1957г.] // ПрО Маяк. - 2007. - 13 июля. - С. 4.