"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске | |
ФГУП ПО "Маяк". История "Маяка" | |
вернуться назад
|
|
Редакция продолжает публикацию воспоминаний ветеранов ПО "Маяк" - ликвидаторов аварии 57-го года. Рассказывает Дим Фаткулбаянович Ильясов, работник завода 25 (235) с 1953 года. - Был теплый воскресный осенний денек 29 сентября 1957 года. Около 17 часов раздался необычный громкий звук взрыва, даже задребезжали стекла в окнах. В те годы взрывы на карьерах были постоянно, но глуше. В понедельник утром 30 сентября, как обычно, на рейсовых автобусах поехали на работу на завод. Переоделись в санпропускнике. Поступил приказ: всему составу Конструкторского бюро, где я работал, явиться на западную сторон здания. Ворота на запад были открыты. Внутри стояло 2 стола: за одним сидел начальник цеха Евгений Михайлович Ихлов. ("Главком" 1, как я его называл). За передним столом был Александр Максимович Кириллов. Его я называл "начальник штаба". Собралось немного народа - человек 30. Нас "разбили" на "пятерки". По одной женщине в "пятерке". Я был назначен старшим в своей "пятерке", и ждал очереди около стола "начальника штаба". В это время к А.М. Кириллову подошел мужчина, показал документ и назвался капитаном КГБ. Он попросил А.М. Кириллова показать место взрыва и как туда можно пройти. Я человек любознательный, поэтому попросил Максимыча (Кириллова) взять меня с собой. Прошли на восточную сторону на лестничную клетку на третий этаж к окну. Максимыч все показал, рассказал, но добавил, что туда идти очень опасно. Капитан сказал: "Не ваше это дело". Максимыч добавил: "Тогда бегом туда и обратно". Руководитель предыдущей "пятерки" объяснил, где метла, лопаты, носилки. Надо было чистить щит здания 121 на втором этаже от битой штукатурки, кирпича и так далее. И помощью носилок выбрасывать всё через окно второго этажа лестничной клетки. Приказ Максимыча, начальника штаба, был: пешеходную дорожку от здания до здания преодолевать бегом, туда и обратно. В здании 121 работать 5 минут - следить должен старший "пятерки" по часам, но выгрузить со щита не менее 4 носилок мусора. И добавил: "Исполнение доложить. Советую кассеты оставить на столе в штабе". Картина: часть щитов лежала, часть были наклонены, часть стояла в щитовой здания. Не помню, одевали "лепестки" или нет, так как их не хватало, и они вообще были в дефиците. Через день, 2 октября, пригласили только мужчины додраивать щит и грузить мусор на улице в самосвалы. А 30 сентября после "отработки" и отчета отпустили домой. При входе в мужское отделение санпропускника разделись догола и пошли мыться. Чтобы потом пройти "арку" мылись по 10-15 раз не менее часа. Вместо мочалок пользовались полотенцами. После прохождения "арки" у всех возникла проблема - на тело болезненно было надевать одежду (стерли кожу). Потом на рейсовые автобусы и - домой. 3 и 4 октября 1957 года прилетели со своими бурильными станками метростроевцы. Это были рабочие со строящегося завода Красноярск-26. Ответственным за связь с метростроевцами был назначен от комбината механик РСЦ-12 Виктор Иванович Белов. Через несколько дней куратором назначили Александра Ивановича Иванова. Бурильщики бурили по указанию цеховиков в емкости, куда необходимо было подавать воду на охлаждение. По-моему, тогда начальником смены комплекса "С" был Я. Братцев. От автора. Благодарю за участие в воспоминаниях Адольфа Сергеевича Виноградова - бывшего санитарного врача в 1957 году завода 25, Александра Ивановича Иванова - работника завода 25 (235). Источник: Ильясов Д.Ф. Это было: [воспоминания ликвидаторов аварии 1957 года] // ПрО Маяк. - 2007. - 8 июня. - С. 8. |