"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске
ФГУП ПО "Маяк"

вернуться назад

А. Дерновая

"МАЯК" - АРХАНГЕЛЬСК: БУДУЩЕЕ ЕСТЬ!

      В двадцатых числах мая представители производственного объединения Маяк" побывали в Архангельске. Что связывает градообразующее предприятие Озерска с северным портом? А связь самая что ни на есть прямая. Дело в том, что "Маяк" на протяжении пятидесяти долгих лет производит радиоактивные изотопы и сегодня эта продукция активно поставляется за рубеж - почти в 20 стран мира. Для того чтобы продукция дошла до иностранных потребителей, необходимо иметь транспортные схемы. Они существуют, в том числе и с использованием Архангельского морского порта. Из Озерска ценный груз доставляется в Архангельск, а оттуда корабли везут его в разные страны. Естественно, что люди, непосредственно связанные с погрузкой радиоактивной продукции (а это моряки, докеры, профсоюзные деятели порта), заинтересовались, что это за груз. Не опасен ли он? Для каких целей нужен?

      С Архангельским торговым портом ПО "Маяк" стал работать в 2002 году. Основные отправки начались в июне 2004-го. Эти контакты с таинственным "Маяком", конечно же, не могли быть незамеченными северной прессой. В Архангельске стали появляться публикации просто фантастического характера! Они подливали масла в огонь - сеяли определенную панику, вызывая тревогу у жителей города. В частности, журналисты утверждали, что только от одного появления представителей "Маяка" в Архангельске резко увеличивается заболеваемость. Кто-то уверял жителей города в том, будто бы на обратном пути в уже порожние контейнеры "маяковцы" загружают макароны и крупу... Вся эта псевдонаучная фантастика вызывала тревогу. Чтобы развеять опасения и страхи, руководство Архангельского морского порта пригласило представителей ПО "Маяк" на северные земли, для того чтобы лицом к лицу встретиться с общественностью города и дать объективную информацию, ответив на все интересующие вопросы. Небольшая делегация "маяковцев", в состав которой вошли заместитель начальника отдела внешнеэкономической деятельности И. Юрин, руководитель Центра информирования общественности Е. Рыжков и сотрудник центра - президент молодежного отделения Ядерного общества России Е. Говырина, прибыла в Архангельск 23 мая. О своих впечатлениях рассказывают делегаты.

       Е. РЫЖКОВ:

      - В первый же день мы провели пресс-конференцию, на которой присутствовали представители СМИ - пишущие и снимающие журналисты. Мы постарались как можно полнее ответить на все заданные вопросы. А на следующий день нас ждали в порту. Там для нас организовали встречу с профсоюзными лидерами, моряками, руководителями участка. Мы представили ПО "Маяк", объяснили, кому и зачем нужна эта продукция, как решаются технические вопросы по обеспечению безопасности, и ответили на вопросы присутствовавших. Честно говоря, меня удивила доброжелательная, мягкая и спокойная обстановка, не было каких-то резких высказываний, обвинений в адрес нашего предприятия... Мы были поняты. А в завершение разговора руководство порта заявило: " Увеличивайте производительность и везите вашу продукцию к нам. Мы с радостью будем доставлять ее до места назначения". А еще наши партнеры признались, что им важен не столько материальный интерес (объемы у нас небольшие и измеряются буквально в граммах), сколько сам факт сотрудничества с ПО "Маяк". "Маяк" - это звучит! - сказали нам архангельцы. - И иметь контакты с вашим предприятием престижно". На самом деле морских портов, имеющих лицензию на обработку и перевозку таких опасных грузов, в стране немного, и работа с "Маяком", как выразились северяне, повысила авторитет Архангельского морского торгового порта.

      Как прошла встреча с прессой, подробнее рассказывает И. ЮРИН:

      - Для меня публичное общение со средствами массовой информации - дело новое и непривычное. Безусловно, было волнение... Но обстановка, сложившаяся в процессе общения, сняла все тревоги, и между нами получился нормальный диалог. Уютной была и комната переговоров бизнес-центра, расположенная в самом порту, где за круглым столом шло обсуждение. Предварив какие-либо вопросы присутствовавших, Евгений Георгиевич Рыжков презентовал "Маяк". Я рассказал, что мы производим и для чего нужна наша продукция. У людей, когда речь заходит о радиации, почему-то сразу складывается впечатление, что это отходы. Именно это заблуждение нам и предстояло развеять. И когда журналистам подробно объяснили, что этот опасный продукт используется в самых мирных целях: в медицине, в промышленности, они, я заметил, успокоились. Затронули и вопрос безопасности, рассказав, что перевозимый товар хоть и радиоактивный, но абсолютно безвредный, так как наше производство соответствует всем мировым стандартам. Доставляемые в Архангельск контейнеры с источниками не могут разгерметизироваться (срок службы у них - до 15 мет), и даже при серьезной аварии с ними ничего не случится.

      Е. РЫЖКОВ:

      - Пожалуй, большее впечатление на представителей СМИ произвело не описание технических подробностей, а вот такой довод. Я сказал им: как вы думаете, Англия, Франция, Финляндия приняли бы совершенно спокойно груз, если бы он был опасен? Если бы он не соответствовал международным нормам, разве англичане открыли бы свой порт для архангельских судов, везущих продукцию "Маяка"? Именно этот факт показался журналистам наиболее убедительным. Хотя, по-хорошему, нам давно бы надо начинать верить своим специалистам, своим контролирующим органам, а не всегда полагаться на мнение иностранцев.

      И. ЮРИН:

      - Достаточно интересным стал и второй день пребывания в Архангельске, когда наша группа работала непосредственно с докерами и представителями профсоюзов. Их тоже в первую очередь интересовали вопросы безопасности, а также вопросы получения льгот и уровень зарплаты на нашем предприятии. В процессе разговора выяснилось, что оплата труда и на "Маяке", и в порту одинаковая. И льготы наши их тоже совершенно не впечатлили... То есть колоссальной разницы между нами и ими они не увидели. Доверительный разговор успокоил профсоюзных лидеров: они поняли, что людей, работающих с "маяковским" грузом, не обманывают. Официальная часть поездки закончилась, но я остался еще на один день, чтобы поприсутствовать на отгрузке. Здесь же были решены вопросы с Ростехнадзором по транспортному индексу, с Россанэпиднадзором и администрацией порта. Все эти организации проверяют документацию, правильность ее заполнения и контролируют, насколько тщательно проверен груз. После проведения этой работы, когда надзорные органы дали добро, была разрешена погрузка нашей продукции на судно. Она длилась примерно три часа. Работа докеров поражала слаженностью и отсутствием суеты. Я сделал выводы, что наше общение не прошло даром: их действия быт осторожными, но спокойными - такими, как с обычным грузом. И в ночь с 26 на 27 мая корабль "Капитан Яковлев" отправился к берегам туманной Англии, увозя на борту большую партию радиоактивных изотопов.

      Е. ГОВЫРИНА:

      - Меня приятно поразила деловитость тех людей, которые нас принимали, их умение и желание работать, а также доброжелательное отношение к нам на протяжении всего времени нашего пребывания в Архангельске. Думаю, все остались удовлетворены встречей. Мой голос в этом процессе был гласом молодого специалиста. Наши партнеры увидели, что на "Маяке" работает молодежь, и ее на предприятии довольно много. Я обратила внимание партнеров на то, что в последние годы на наше предприятие приходит все больше молодых кадров. А раз есть интерес к этой работе, значит, она перспективная и у нее есть будущее.

      Е. РЫЖКОВ:

      - Я не раз убеждался, что люди дела всегда найдут общий язык. Они, как говорится, одной крови: и те, кто производит, и те, кто груз доставляет до места... И как они отличаются от тех, кто на этом деле паразитирует, кто намеренно раздувает страхи, порождает всевозможные фобии, устраивает шумные и совершенно бессмысленные демонстрации и всячески мешает работать! Но когда сходятся один на один те, кто делает дело, между ними не возникает проблем, что и произошло во время нашей встречи с архангельцами. Стало ясно: мы нужны друг другу. В конечном счете мы работаем в интересах России.



Источник: Абросимов А. ««Маяк»: сегодня и завтра» // Озёрский вестник. – 2004. - №27 (31 марта). – С. 3.