"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске
История

вернуться назад

А. Краснов

ГОРОД С ОСОБОЙ СУДЬБОЙ


      Датой основания города Озёрска считается 9 ноября 1945 года – день высадки первой группы строителей будущего ФГУП ПО «Маяк» во главе с Д.К. Семичастным. А 10 ноября 1945 года начальником Челябметаллургстроя НКВД СССР Я.Д. Рапопортом был издан приказ № 26 «Об организации строительного района № 11» – организации, силами которой между городами Касли и Кыштым началось строительство первого промышленного атомного реактора в СССР.

      Эта организация носила разные названия – строительство № 859, строительство № 247, Южно-Уральское управление строительства.

      В ноябре 1945 года на стройплощадку прибыл первый немногочисленный отряд геологов и строителей. Следом приехали десятки тысяч людей, которые в сложных условиях и на пустом месте сумели создать абсолютно новое для страны атомное производство.

      1 декабря 1945 года Совет народных комиссаров СССР принял решение о создании завода № 817 (ФГУП ПО «Маяк») и утвердил выбор площадки для завода. 19 июня 1948 года состоялся промышленный пуск первого ректора.

      Одновременно велось жилищное строительство и развивалась социальная сфера посёлков, давших начало современному городу. 17 марта 1954 года закрытым указом Президиума Верховного Совета РСФСР посёлку государственного химического завода им. Менделеева был присвоен статус города, и он получил название Озёрск. Ввиду особых условий город со дня образования и до 1994 года не имел открытого наименования.

      С 1 апреля 1994 года в соответствии с распоряжением правительства РФ от 4 января 1994 года введено в действие официальное географическое название: город Озёрск Челябинской области. До 2008 года день рождения Озёрска отмечался 9 ноября. С 2008 года торжественные мероприятия, посвящённые Дню города, проводятся 19 июня вместе с празднованием дня рождения «Маяка». Почему принято такое решение, понятно из постановления Собрания депутатов Озёрского городского округа, где говорится: «В целях упрочения партнёрских связей горожан и трудящихся градообразующего предприятия, объединения организационных, материальных и финансовых ресурсов по подготовке единого праздника и его проведения в интересах горожан в более комфортное время года».

      Специалисты муниципального архива Озёрского городского округа, получившие за последние годы много наград различного уровня за свою профессиональную деятельность, открыли специально для «Вестника «Маяка» и озерчан ещё несколько интересных страниц из истории города с особой судьбою.


Под завесой секретности

      ...В январе и феврале 1946 года экспедиция особого назначения продолжала детальную съёмку площадей промышленной площадки и жилого посёлка – будущего Озёрска. Геологи бурили скважины, делали анализы грунтов. Два раза в месяц в Ленинград отправлялся фельдъегерь с почтой и привозил новые задания.

      Два взвода солдат 583-го военно-строительного батальона, обслуживающих экспедицию, расчищали от снега трассы и площадки, перелопатили тысячи кубометров снега, сожгли десятки кубометров леса, отогревая грунт, и забили тысячи колышков. Бурение скважин до глубины залегания скальных грунтов производили «ложками» – простейшими буровыми станками ручного действия.

      Как-то к буровой бригаде подошёл пожилой солдат и долго смотрел на процесс бурения. Потом спросил у мастера:

      – А лёд этой штукой можно бурить?

      – Конечно.

      – Вот бы для рыбалки её.

      – Так наши только «ложкой» и бурят.

      – А мы, дураки, всё с пешней маемся.

      В нескольких местах геологам было дано задание пробурить скважины глубиной в несколько десятков метров. Бурили мощными станками. Теперь уже удивлялись сами геологи и шутили:

      – И зачем такие скважины, когда на глубине пять метров скала? А может, здесь хотят нефть найти? Нет, вот пробурим Землю насквозь и тайно будем наблюдать за американцами.

      ...6 марта 1946 года на строительстве No859 была создана секретная часть. Спустя несколько дней из проектной организации Ленинграда был получен первый чертёж с грифом «совершенно секретно». Это был генеральный план промышленной площадки. Генеральный план не приоткрыл завесу секретности. На нём всё обозначалось буквами и цифрами. Только стало известно, что завод состоит из четырёх отгороженных друг от друга забором групп зданий.

      Ещё через месяц на строительство поступил и несекретный генеральный план жилого посёлка. Это был лист размером 1,5 на 2 метра, выполненный тушью с отмывкой. Была и экспликация – перечень всех зданий. В правом нижнем углу чертежа крупным шрифтом была сделана надпись: «Жилой посёлок на 5 тысяч жителей». Посёлок состоял из трёх улиц: имени Сталина (Центральная), Дуговой и Школьной. Центральная улица начиналась от озера Иртяш и заканчивалась столовой (столовая № 1), с противоположной стороны – гаражом для автомобилей.

      Значительная часть жилых зданий на улице Центральной – общежития, впоследствии реконструированные в различные общественные здания. На улице Школьной – общественная баня на 36 мест, школа на 200 учащихся (позже переоборудованная под станцию юных техников), клуб (клуб имени Ленинского комсомола) и магазин (в центре посёлка). Вдали за посёлком – железнодорожный вокзал. В районе театра «Наш дом» – центральная котельная. Рабочих чертежей по посёлку ещё долго не было, и работы откладывались.

      В апреле 1946 года были получены первые чертежи по промышленной площадке. Тут же началось их строительство. В районе современного плавательного бассейна «Дельфин» началось строительство медицинского городка. Все шесть зданий строились из дерева в каркасно-щитовом исполнении.


Шли на любые исключения

      ...У управления строительства развевалось красное полотнище со словами: «Закончим строительство к 7 ноября 1947 года!» Строителей это никак не смущало. Никто, кроме нескольких человек, не знал даже назначения того, что же здесь на Урале должны были строить. А тем, кто знал, не были известны ни объёмы работ, ни конструкция первого объекта – атомного реактора.

      Под здание реактора рыли котлован. До отметки 24 метра подъём грунта производился одноконными грабарками. А с более нижних уровней – скиповыми подъёмниками. Скип – это ковш, который движется по наклонным рельсам. Разработка грунта оставалась прежней: кирка, лопата, рыхление мелкими взрывами.

      Не обходилось без происшествий. С отметки 24 метра начался интенсивный приток грунтовых вод. Насосов высокого давления на строительстве не было. Была оборудована промежуточная станция перекачки, для чего были установлены две ёмкости по 5 куб. м. В начале марта на промежуточной станции прекратилась откачка воды, хотя насос работал. Это грозило затоплением котлована. Ответственность за водоотлив нёс механик Александр Ложкин. Несмотря на холод, Александр Иванович нырнул в ёмкость, и через минуту все строители услышали шум воды в трубе. Оказалось, что произошла неполадка клапана храповика...

      За рытьём котлована следило не только руководство стройки, но и Министерство внутренних дел и Первое главное управление при Совете Министров. Для обеспечения бесперебойной работы строительства реактора шли на любые исключения. 3 июня 1947 года выходит постановление Совета Министров СССР. Строительным материалам в неограниченном количестве и со всей страны, квалифицированным специалистам – «зелёный коридор».

      На основании этого документа за строительством был также закреплён самолёт «Дуглас» и было дано разрешение на строительство взлётно-посадочной полосы. Место было выбрано севернее озера Кызыл-Таш. Но строительство ограничилось началом вырубки леса, а затем приостановилось. Самолётом пользовались три года с базированием в аэропорте Челябинска...

      В июне 1947 года проектная документация на строительные работы по первому реактору была выдана полностью. Но в то же время неувязок было много, что приводило к большим переделкам. На строительной площадке реактора работали одновременно более 11 тысяч человек. 12 июля 1947 года сюда прибыла правительственная комиссия, в которую входил и академик Игорь Васильевич Курчатов.

      Результаты были неутешительными: план пуска реактора (объект «А») к 30-летию Великой Октябрьской социалистической революции срывался. Начальник строительства № 859 Я.Д. Рапопорт был снят с должности, а на его место назначен генерал-майор М.М. Царевский, чьим именем названа одна из улиц Озёрска. На стройку направляется ещё 12 тысяч человек...

      15 мая 1948 года уполномоченный Совета Министров генерал-лейтенант И.М. Ткаченко издал приказ: «В связи с предстоящим пуском в эксплуатацию объекта «А»:

      1. С 20 мая 1948 года вывести с объекта всех спецпереселенцев, всех солдат дорожно-строительного полка, конвойных войск, а также «указников» и бывших заключённых. Для всех оставшихся проживать на промплощадке военнослужащих установить строгий казарменный режим.

      2. Для вольнонаёмных, рабочих, ИТР и монтажников следование на работу и с работы должно быть только по новым, специально указанным маршрутам. За нарушение маршрута – привлечение к уголовной ответственности».

      1 июня 1948 года государственная комиссия приняла весь комплекс объекта «А» в эксплуатацию. Началась подготовка к загрузке реактора ядерным топливом...



Источник: Краснов, А. Город с особой судьбой: [9 ноября исполнился 71 год со дня основания Озёрска ] / А. Краснов // Вестник Маяка. – 2016. – № 43 (11 ноября). – С. 12. – Режим доступа: http://www.po-mayak.ru/wps/wcm/connect/mayak/site/resources/e1c82f804f0eea799244f2c65dbcbb32/VestnikM_43_2016.pdf