"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске | |
Образование | |
вернуться назад
|
|
За 22 года лицей 39, именуемый по старинке физико-математическим, стал настоящей интеллектуальной республикой, в которой сегодня есть все необходимые атрибуты «государственной» символики: эмблема, девиз, гимн, знамя, собственная газета, сайт. А так¬же своя баскетбольная команда. В программе же светских мероприятий лицея (на которые с удовольствием всегда собирается весь город) значатся: конкурс бальных танцев и Пушкинский бал! «Две «двойки», – шутят накануне именин физики и математики. Однако уж кому-кому, но не им – сегодняшним призерам, победителям всевозможных олимпиад и конкурсов, обладателям губернаторских, президентских премий и грантов, любимцам приемных комиссий престижных отечественных и даже заграничных вузов - беспокоиться о плохих отметках. Блестящее резюме лицея №39 – а в этом году оно пополнилось еще двумя весомыми титулами* – дало новый повод для злопыхательств («мол, элита, берут только лучших, снимают сливки, простому смертному туда и не попасть») и... предметного разговора с администрацией учреждения – директором лицея № 39 Олегом Порошиным и его заместителем Андреем Лукашиным… ![]() Об «урожае» 2013-го В этом году «урожай» медалистов и 100-балльников лицея удивил даже руководство учреждения: трое ребят окончили 39-й с медалями, 11 учеников показали максимальный результат на ЕГЭ: 100 баллов. Более того, один из лицеистов – Александр Ус – получил «сотню» сразу по двум предметам: русскому языку и информатике. И это для Озерска рекорд! За всю историю существования единого государственного экзамена наш город впервые выдал на ЕГЭ максимум по двум предметам сразу. Неудивительно, что самородкам из «запретки» в 2013-м были несказанно рады в МГУ, МФТИ, Высшей школе экономики, Санкт-Петербургском университете, медвузах страны и даже за рубежом (одна из выпускниц лицея 39 в 2013 году поступила на бюджет в вуз Канады). О выпускниках мира «Хотя нам 22 года, у нас очень богатая история и «география», – говорит Андрей Лукашин. «Наши вы¬пускники – это выпускники мира. И мы гордимся ими! Они не привязаны к какому-то одному месту. Они могут быть президентами, топ-менеджерами... И становятся ими. Сегодня наши ребята решают самые что ни на есть глобальные задачи. Это суперлюди, супер-ученые с большими возможностями. Иначе, зачем они у нас тут «мучились» (имеется в виду лицей № 39)?! Так, сегодня наш воспитанник Михаил Чернецов, впоследствии выпускник МФТИ, вместе с группой товарищей собрал команду классных спецов, нашел спонсоров и уехал в Германию строить башню «Тесла». Иван Черкашин, Миша Елфимов, Алла Белобородова – в Америку, Катя Сыромолотова – во Францию. Много «наших» и в Чехии. А кто-то из выпускников лицея, получив блестящее образование в вузах «большой земли», став отличным специалистом, рискнул и вернулся к нам вновь. Уже в новом качестве, в роли преподавателей: это Оксана Шахидуловна Асватова, Вера Владимировна Игнатенко, Сергей Александрович Войтко. Надеемся, что наши молодые коллеги не жалеют о сделанном выборе». О шефах ...В числе которых также немало экс-выпускников лицея № 39, ныне – работников ЦЗЛ. «Мы, – говорит Олег Порошин, – нашли хорошую форму взаимодействия с нашими шефами: сотрудники ЦЗЛ активно сопровождают научную деятельность наших детей. Если в двух словах, то ученые-практики предлагают ребятам актуальную идею и предоставляют оборудованную экспериментальную площадку для ее реализации». И не только. Относясь очень серьезно к научным изысканиям в области своих подопечных, сотрудники ЦЗЛ вывозят лицеистов «в свет»: в крупные научные центры (такие, как Санкт-Петербургский центр лазерной диагностики), на научные форумы и конференции. (Буквально на днях старшеклассники лицея 39 и их наставники вернулись из Ярославля, с Всероссийского форума «Будущие ин¬теллектуальные лидеры России». – Прим. М.Ю.). ...И пользе практики в науке Свою лепту в пополнение эмпирических знаний лицеистов вносит и ОТИ НИЯУ МИФИ, на базе которого со старшеклассниками занимаются уже преподаватели вуза. И это в рамках учебной программы лицея! Вместе с тем руководство 39-го не перестает совершенствовать собственные лаборатории. За счет средств, выделяемых Озерскому городскому округу в рамках областной программы модернизации общего образования, в 39-м ежегодно обновляется оборудование для стационарных лабораторий в кабинетах физики и химии. В этом году лицей решился уже на приобретение мобильных персональных лабораторий, чтобы у каждого ученика была возможность практиковаться и вне учебных стен. О «сливках», «китах» и злых вахтерах С мнением, что успех нынешних учащихся и выпускников лицея объясняется природной одаренностью и экстранеординарными способностями ребят, собеседники «ОВ» категорически не согласны. «Собираем ли мы «сливки»?! Смотря что под этим понимать, – говорит Андрей Лукашин. – Если таковыми считаются люди, которые хотят больше знать и стать успешными, – ради бога, называйте наших учеников «сливками». Мы их зовем «охотиками за знаниями» и делаем все возможное, чтобы поддержать у ребят интерес к учебе, чтобы в лицей они шли с радостью, не думая о жестком дресс-коде или злом вахтере. Со всеми лицеистами наши преподаватели – на «вы», корректны и вежливы. Разговор на повышенных тонах – табу». «Показатели лицея № 39, – продолжает Олег Порошин, – это результат общей работы: учителей, детей и их родителей – наших трех «китов». Это работающие без сбоя на протяжении многих лет образовательные проекты педагогов, включая нашу выездную многопредметную школу и олимпиадное движение. Это колоссальная степень доверия родителей к учителям. Это заинтересованность самого ребенка в конечном результате». О «ФИЛине», «Рыси» и разговорах за полночь Проект выездной многопредметной школы (ВМШ), разработанный некогда руководством лицея исключительно для «внутреннего пользо¬вания», сегодня перешел уже на межрегиональный уровень. Например, в этом году в осенние каникулы на базе санаторно-лесной школы им. Ю. А. Гагарина отдохнули, укрепили свое здоровье и знания 278 детей. При этом, наряду с самими лицеистами и их сверстниками из других озерских школ, на занятиях в «ФИЛине» (филологи), «Рыси» (математики), «Школе бизнеса», традиционно проводимых учителями лицея и вузовскими преподавателями, присутствуют молодежные делегации из Челябинска, Екатеринбурга, Кыштыма, Магнитогорска, Стерлитамака. Лицею №39, живущему на протяжении 22 лет по закону двух «И» (интеллигентность и интеллектуальность), всегда удается создавать в «Гагарина» такую атмосферу, что даже вечером в комнатах отдыха подростки из разных уголков страны обсуждают не наряды и новости шоу-бизнеса, а решения задач, математических ребусов... Или дискутируют по вопросу «Должен ли быть социально ответственным современный бизнес?», вспоминая о поездке на Первоуральский новотрубный завод (в ходе этих осенних каникул именно на примере одного из детищ ЧТПЗ лицеисты знакомились с данной темой). О дружелюбии, адронном коллайдере и ФСБ Как и ВМШ, все другие новаторские проекты, педтехнологии, которые сегодня активно осваивают и внедряют преподаватели ФМЛ, рассчитаны на самый широкий круг «пользователей». ![]() И «Дни науки»**, прошедшие с огромным успехом в Озерске в 2011 году. (Напомним, в ходе данного проекта подростки смогли познакомиться и запросто поговорить с известными учеными об адронном коллайдере, увидеть экспериментальные разработки медицины будущего...). Кроме того, не первый год данное учреждение становится муниципальной площадкой для проведения олимпиад разных уровней. Так, уже в этом учебном году на базе лицея прошла серия олимпиад Новосибирского, Московского госуниверситетов. В настоящее время идет олимпиада по математике и криптографии, проводимая при кураторстве Академии ФСБ (в которой, к слову, уже учатся двое выпускников лицея). Не за горами физико-математическая олимпиада «Росатома», которая в этом году, благодаря учебным достижениям учащихся 39, пройдет не в Снежинске, как было ранее, а в Озерске. С приездом в лицей делегации Санкт-Петербургско¬го госуниверситета стартует еще одна, не менее перспективная для озерских старшеклассников олимпиадная кампания. «Мы дружелюбны ко всем своим единомышленникам, открыты для сотрудничества со всеми школами города, – отмечает директор лицея №39, говоря, правда, пока с осторожностью об очередном образовательном эксперименте ФМЛ. – По закону сегодня разрешено обучаться сразу в нескольких образовательных учреждениях. В настоящее время это новшество мы пытаемся внедрить у себя Желание углубленно изучать на базе нашего лицея ряд дисциплин, получая при этом основное образование в другой школе, в настоящее время выразили два кандидата. Да, ребятам будет крайне тяжело, но это их выбор, который мы можем только приветствовать и поддерживать». *В 2013 году лицей № 39 вошел в ТОП-500 лучших школ страны и взял «серебро» в областном рейтинге по сдаче ЕГЭ. **«Дни науки» – масштабный российский проект благотворительного фонда «Династия» Д. Зимина, грантополучателями которого не раз становились преподаватели лицея № 39. Анна Теплыгина, начальник отдела общего специального (коррекционного и дополнительного) образования управления образования администрации Озерского городского округа: – Лицей №39 является не только сильнейшим образовательным учреждением в нашем городе, но и одним из ведущих в Челябинской области. В этом году он стал вторым в рейтинге по сдаче ЕГЭ среди 603 (!) образовательных учреждений Южного Урала, трое из семи «золотых» медалистов нашего округа – его выпускники. Кроме того, на базе лицея работают предметные лаборатории, после стажировки в которых ребята из других озерских школ также показывают хорошие результаты на областных и всероссийских физи¬ко-математических олимпиадах. Безусловно, значительная доля достижений, которыми славится сегодня образование Озерска, принадлежит педагогическому коллективу и учащимся лицея. Желаем лицею № 39 и в будущем плодотворной работы и блестящих побед! На фото: 1. Учащиеся лицея № 39 в образовательном центре ПНТЗ; 2. Пушкинский бал-2013. Источник: Юрьева, М. По закону двух «И» [Текст] : [22 года лицею № 39] / М. Юрьева // Озерский вестник. – 2013. – 15 ноября. – С. 4. |