"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске | |
Образование | |
вернуться назад
|
|
Прошло 100 дней, как Иван Александрович Иванов, несколько лет руководивший Центральной заводской лабораторией ПО «Маяк», возглавил Озёрский технологический институт НИЯУ МИФИ. Наш корреспондент встретился с Иваном Александровичем, чтобы узнать, хватило ли ему ста дней, чтобы расставить приоритеты, оглядеться и понять, какие задачи на новом месте надо решать в первую очередь, а какие требуют системного подхода и значительных ресурсов. – С чем связан столь крутой поворот в вашей профессиональной карьере? – Насколько он крут, покажет жизнь. Но, действительно, я не предполагал, что когда-нибудь придётся работать в образовании. И это уже второй раз, когда мне пришлось менять работу. Когда-то пришлось оставить профессию геолога и вернуться из среднеазиатских пустынь в родной город. – А как вы попали в геологию? – Случайно. В 17 лет мечтал о работе мужественной, не «от звонка до звонка», хотелось романтики. Выбор оказался небольшим, и я отдал предпочтение геологии. В 1985 году поступил в Свердловский горный институт на специальность «Поиск и разведка редких и радиоактивных элементов». Это интересная работа, но совсем не такая, как показывают в кино. У геологов тяжёлый труд, совсем без романтики, время песен у костра после возвращения из маршрута по тайге давно прошло. Хотя я ни дня не пожалел, что был настоящим полевым геологом. – С чем же всё-таки был связан ваш переход из ЦЗЛ в вуз? – Мой переход был вызван желанием руководства головного НИЯУ МИФИ и ПО «Маяк» видеть на месте директора Озёрского технологического института выходца с предприятия. Такой вариант предполагает вывод взаимоотношений института и базового предприятия на новый качественный уровень, связанный с всесторонним развитием совместной научной и производственной деятельности. У меня было несколько встреч с генеральным директором «Маяка» Сергеем Васильевичем Барановым, во время которых мы обсуждали этот непростой вопрос, и пришли к решению о целесообразности моего перехода в ОТИ. – Вы уже можете сказать, какие первоочередные задачи стоят перед вами? – Вопросов и задач, требующих взвешенного подхода, много. Есть нерешённые вопросы всестороннего взаимодействия вуза и базового предприятия. Есть кадровая проблема. Преподаватели, которых привезли в город в годы становления института, заложили такой мощный базис, на который вуз опирается и поныне. Сейчас в институте остались настоящие подвижники и энтузиасты. А в последние годы преподавательский состав стал формироваться преимущественно из выпускников. Это в целом неплохо, но здесь же есть и минусы: для постоянного развития, движения вперёд нужен приток «свежей крови», нужны представители различных научных школ, что создавало бы внутреннюю конструктивную конкуренцию. – Что надо изменить, чтобы привлечь молодых преподавателей в озёрский вуз? – Подход к решению этой проблемы ясен: нужна достойная зарплата и социальные гарантии. Но, к сожалению, сфера образования, в том числе и высшего, финансируется недостаточно. Так что кадровую проблему решить в ближайшее время, видимо, не удастся. Но мы об этом думаем и считаем, что можем предложить подходы, которые позволят снизить остроту кадрового вопроса. В том числе, мы очень надеемся на привлечение молодых перспективных учёных «Маяка» к преподавательской и, особенно, к совместной научно-исследовательской деятельности. Требует решения важнейшая проблема материально-технического обеспечения учебного процесса. Я побывал во всех лабораториях всех кафедр института и увидел, что за редким исключением они оснащены морально и физически устаревшим оборудованием. Если вуз готовит специалистов для предприятия, где применяются современные технологии, то учебная техническая база должна быть аналогична той, которая есть на производстве. У студентов изначально должны быть заложены навыки обращения с современными техническими средствами. В настоящее время на уровне руководства госкорпорации «Росатом» принято решение о разработке каждым филиалом НИЯУ МИФИ совместно с базовыми предприятиями «дорожных карт» по совершенствованию учебного процесса, модернизации приборного парка и развитию отношений между образованием и производством. Понятно, что эта работа будет долгосрочной и постоянной. – Что ещё планируете для более тесного взаимодействия вуза и предприятия? – Считаю, что необходимо настойчивее вовлекать преподавателей и студентов в научно-исследовательские работы по решению актуальных задач «Маяка». Моё глубокое убеждение - студент сможет выучиться на хорошего специалиста, если он с первого курса начинает принимать участие в научной работе под руководством опытного преподавателя. О многих важных деталях, которые не описаны в учебниках можно узнать только при тесном общении с учёными, участвуя в реальных, востребованных исследованиях. Кроме того, с целью подготовки необходимых узко ориентированных специалистов для вновь образуемых на «Маяке» производств началась работа по созданию на основе кафедры химии и химических технологий базовой кафедры «Маяка». Она будет выполнять как образовательные, так и научные функции в соответствии с задачами, поставленными предприятием. Будут преподаваться новые спецкурсы, согласованные с ведущими специалистами «Маяка». Это будет пилотный проект, на основе полученного опыта мы определим необходимость и целесообразность создания базовых кафедр по другим направлениям. – Какие требования сегодня атомная отрасль предъявляет выпускникам вузов? – Прежде всего, понимание особенностей работы в условиях неукоснительного соблюдения жесточайших правил радиационной и ядерной безопасности. Наши выпускники должны понимать, что они попадают на сложнейшее, оснащённое передовыми технологиями производство, однако до сих пор остающееся потенциально опасным, и поэтому безопасность – превыше всего. Отсюда требования к качествам характера выпускников: ответственность, самодисциплина, внимательность, честность и стрессоустойчивость. Сегодня производство также требует от специалиста способности быстро принимать правильные решения в условиях ограниченного времени, умения анализировать большой объём данных, извлекать из него концентрированную информацию. Значит, надо иметь быструю реакцию, аналитический склад ума и восприимчивость к новому. Считаю сверхважным научить студентов жить и работать в коллективе. Надо учиться создавать и поддерживать в коллективе атмосферу творчества и коллективного разума, это будет залогом успешной и результативной работы. Уверен, что забытые в эпоху тотальной конкуренции такие человеческие качества, как взаимопомощь, взаимовыручка, коллективизм, самопожертвование, терпение и сила духа должны быть присущи каждому нашему выпускнику. А без чувства юмора сегодня не осилить ни-че-го. – Что надо сделать, чтобы Озёрский технологический институт стал привлекательнее для абитуриентов? – Давайте вспомним свою студенческую жизнь. Что может заинтересовать будущего студента? Должно быть интересно учиться, то есть читать лекции и проводить практические занятия должны квалифицированные преподаватели. В нашем институте сильный профессорско-преподавательский состав. У нас есть возможность приглашать для чтения лекций преподавателей из других филиалов НИЯУ МИФИ, отраслевых и академических институтов. Кроме того, наше техническое оснащение позволяет проводить видео-лекции в режиме on-line, и такой опыт у нас есть. Для абитуриента важно видеть перспективу трудоустройства после завершения учёбы. Сегодня мы уверенно можем сказать, что все наши выпускники, добросовестно относившиеся к учёбе и имеющие достойные отметки в дипломе, могут идти работать на «Маяк», а это – интересная работа, высокая зарплата, социальные гарантии. – Какие традиции ОТИ НИЯУ МИФИ вам близки и вы готовы их поддерживать? – Главная традиция – непрерывно готовить высококвалифицированных специалистов для «Маяка», работать и развиваться вместе с ним. Высокую планку качественного уровня подготовки выпускников института, которую поставили наши предшественники, нельзя опускать ниже. Может, это и не скромно, но показательно, – я приведу в пример биографию своего отца Александра Ивановича Иванова. Он приехал в город в 1947 году, в 1949 году окончил Южно-Уральский политехникум (сейчас находится в составе ОТИ), затем в 1959 году окончил наш институт. Всю жизнь он проработал на «Маяке», на радиохимическом заводе. За разработку и внедрение новых технологий он получил звание заслуженного изобретателя, стал орденоносцем, лауреатом государственной премии. И он не один такой. Институт гордится своими выпускниками, на примере которых может учиться нынешнее поколение студентов. Коллектив института понимает задачи, которые стоят перед ним, понимает, к какой цели мы движемся, и при поддержке «Маяка» результат непременно будет. Досье: Родился в Озёрске в 1963 году. Окончил в 1985 году Свердловский горный институт имени В.В.Вахрушева. На ПО «Маяк» с 1993 года. Инженер, руководитель группы, начальник лаборатории, начальник ЦЗЛ. Кандидат технических наук. Дочь окончила ОТИ НИЯУ МИФИ, работает в В/О «Изотоп», сын окончил ЮУПК, работает на ПО «Маяк». Источник: Сыромолотова, С. Крутой поворот Ивана Иванова [Текст] : [Прошло 100 дней, как Иван Александрович Иванов возглавил Озёрский технологический институт НИЯУ МИФИ.] / С. Сыромолотова // Вестник маяка. – 2014. – 30 мая. – С. 4. |