"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске
Образование

вернуться назад

С. Сыромолотова

КРУТОЙ ПОВОРОТ ИВАНА ИВАНОВА


      Прошло 100 дней, как Иван Александрович Иванов, несколько лет руководивший Центральной заводской лабораторией ПО «Маяк», возглавил Озёрский технологический институт НИЯУ МИФИ. Наш корреспондент встретился с Иваном Александровичем, чтобы узнать, хватило ли ему ста дней, чтобы расставить приоритеты, оглядеться и понять, какие задачи на новом месте надо решать в первую очередь, а какие требуют системного подхода и значительных ресурсов.

      – С чем связан столь крутой поворот в вашей профессиональной карьере?

      – Насколько он крут, покажет жизнь. Но, действительно, я не предполагал, что когда-нибудь придётся работать в образовании. И это уже второй раз, когда мне пришлось менять работу. Когда-то пришлось оставить профессию геолога и вернуться из среднеазиатских пустынь в родной город.

      – А как вы попали в геологию?

      – Случайно. В 17 лет мечтал о работе мужественной, не «от звонка до звонка», хотелось романтики. Выбор оказался небольшим, и я отдал предпочтение геологии. В 1985 году поступил в Свердловский горный институт на специальность «Поиск и разведка редких и радиоактивных элементов». Это интересная работа, но совсем не такая, как показывают в кино. У геологов тяжёлый труд, совсем без романтики, время песен у костра после возвращения из маршрута по тайге давно прошло. Хотя я ни дня не пожалел, что был настоящим полевым геологом.

      – С чем же всё-таки был связан ваш переход из ЦЗЛ в вуз?

      – Мой переход был вызван желанием руководства головного НИЯУ МИФИ и ПО «Маяк» видеть на месте директора Озёрского технологического института выходца с предприятия. Такой вариант предполагает вывод взаимоотношений института и базового предприятия на новый качественный уровень, связанный с всесторонним развитием совместной научной и производственной деятельности. У меня было несколько встреч с генеральным директором «Маяка» Сергеем Васильевичем Барановым, во время которых мы обсуждали этот непростой вопрос, и пришли к решению о целесообразности моего перехода в ОТИ.

      – Вы уже можете сказать, какие первоочередные задачи стоят перед вами?

      – Вопросов и задач, требующих взвешенного подхода, много. Есть нерешённые вопросы всестороннего взаимодействия вуза и базового предприятия. Есть кадровая проблема. Преподаватели, которых привезли в город в годы становления института, заложили такой мощный базис, на который вуз опирается и поныне. Сейчас в институте остались настоящие подвижники и энтузиасты. А в последние годы преподавательский состав стал формироваться преимущественно из выпускников. Это в целом неплохо, но здесь же есть и минусы: для постоянного развития, движения вперёд нужен приток «свежей крови», нужны представители различных научных школ, что создавало бы внутреннюю конструктивную конкуренцию.

      – Что надо изменить, чтобы привлечь молодых преподавателей в озёрский вуз?

      – Подход к решению этой проблемы ясен: нужна достойная зарплата и социальные гарантии. Но, к сожалению, сфера образования, в том числе и высшего, финансируется недостаточно. Так что кадровую проблему решить в ближайшее время, видимо, не удастся. Но мы об этом думаем и считаем, что можем предложить подходы, которые позволят снизить остроту кадрового вопроса. В том числе, мы очень надеемся на привлечение молодых перспективных учёных «Маяка» к преподавательской и, особенно, к совместной научно-исследовательской деятельности.

      Требует решения важнейшая проблема материально-технического обеспечения учебного процесса. Я побывал во всех лабораториях всех кафедр института и увидел, что за редким исключением они оснащены морально и физически устаревшим оборудованием. Если вуз готовит специалистов для предприятия, где применяются современные технологии, то учебная техническая база должна быть аналогична той, которая есть на производстве. У студентов изначально должны быть заложены навыки обращения с современными техническими средствами.

      В настоящее время на уровне руководства госкорпорации «Росатом» принято решение о разработке каждым филиалом НИЯУ МИФИ совместно с базовыми предприятиями «дорожных карт» по совершенствованию учебного процесса, модернизации приборного парка и развитию отношений между образованием и производством. Понятно, что эта работа будет долгосрочной и постоянной.

      – Что ещё планируете для более тесного взаимодействия вуза и предприятия?

      – Считаю, что необходимо настойчивее вовлекать преподавателей и студентов в научно-исследовательские работы по решению актуальных задач «Маяка». Моё глубокое убеждение - студент сможет выучиться на хорошего специалиста, если он с первого курса начинает принимать участие в научной работе под руководством опытного преподавателя. О многих важных деталях, которые не описаны в учебниках можно узнать только при тесном общении с учёными, участвуя в реальных, востребованных исследованиях.

      Кроме того, с целью подготовки необходимых узко ориентированных специалистов для вновь образуемых на «Маяке» производств началась работа по созданию на основе кафедры химии и химических технологий базовой кафедры «Маяка». Она будет выполнять как образовательные, так и научные функции в соответствии с задачами, поставленными предприятием. Будут преподаваться новые спецкурсы, согласованные с ведущими специалистами «Маяка». Это будет пилотный проект, на основе полученного опыта мы определим необходимость и целесообразность создания базовых кафедр по другим направлениям.

      – Какие требования сегодня атомная отрасль предъявляет выпускникам вузов?

      – Прежде всего, понимание особенностей работы в условиях неукоснительного соблюдения жесточайших правил радиационной и ядерной безопасности. Наши выпускники должны понимать, что они попадают на сложнейшее, оснащённое передовыми технологиями производство, однако до сих пор остающееся потенциально опасным, и поэтому безопасность – превыше всего. Отсюда требования к качествам характера выпускников: ответственность, самодисциплина, внимательность, честность и стрессоустойчивость. Сегодня производство также требует от специалиста способности быстро принимать правильные решения в условиях ограниченного времени, умения анализировать большой объём данных, извлекать из него концентрированную информацию. Значит, надо иметь быструю реакцию, аналитический склад ума и восприимчивость к новому.

      Считаю сверхважным научить студентов жить и работать в коллективе. Надо учиться создавать и поддерживать в коллективе атмосферу творчества и коллективного разума, это будет залогом успешной и результативной работы. Уверен, что забытые в эпоху тотальной конкуренции такие человеческие качества, как взаимопомощь, взаимовыручка, коллективизм, самопожертвование, терпение и сила духа должны быть присущи каждому нашему выпускнику. А без чувства юмора сегодня не осилить ни-че-го.

      – Что надо сделать, чтобы Озёрский технологический институт стал привлекательнее для абитуриентов?

      – Давайте вспомним свою студенческую жизнь. Что может заинтересовать будущего студента? Должно быть интересно учиться, то есть читать лекции и проводить практические занятия должны квалифицированные преподаватели. В нашем институте сильный профессорско-преподавательский состав. У нас есть возможность приглашать для чтения лекций преподавателей из других филиалов НИЯУ МИФИ, отраслевых и академических институтов. Кроме того, наше техническое оснащение позволяет проводить видео-лекции в режиме on-line, и такой опыт у нас есть.

      Для абитуриента важно видеть перспективу трудоустройства после завершения учёбы. Сегодня мы уверенно можем сказать, что все наши выпускники, добросовестно относившиеся к учёбе и имеющие достойные отметки в дипломе, могут идти работать на «Маяк», а это – интересная работа, высокая зарплата, социальные гарантии.

      – Какие традиции ОТИ НИЯУ МИФИ вам близки и вы готовы их поддерживать?

      – Главная традиция – непрерывно готовить высококвалифицированных специалистов для «Маяка», работать и развиваться вместе с ним. Высокую планку качественного уровня подготовки выпускников института, которую поставили наши предшественники, нельзя опускать ниже. Может, это и не скромно, но показательно, – я приведу в пример биографию своего отца Александра Ивановича Иванова.

      Он приехал в город в 1947 году, в 1949 году окончил Южно-Уральский политехникум (сейчас находится в составе ОТИ), затем в 1959 году окончил наш институт. Всю жизнь он проработал на «Маяке», на радиохимическом заводе. За разработку и внедрение новых технологий он получил звание заслуженного изобретателя, стал орденоносцем, лауреатом государственной премии. И он не один такой. Институт гордится своими выпускниками, на примере которых может учиться нынешнее поколение студентов.

      Коллектив института понимает задачи, которые стоят перед ним, понимает, к какой цели мы движемся, и при поддержке «Маяка» результат непременно будет.


Досье: Родился в Озёрске в 1963 году. Окончил в 1985 году Свердловский горный институт имени В.В.Вахрушева. На ПО «Маяк» с 1993 года. Инженер, руководитель группы, начальник лаборатории, начальник ЦЗЛ. Кандидат технических наук. Дочь окончила ОТИ НИЯУ МИФИ, работает в В/О «Изотоп», сын окончил ЮУПК, работает на ПО «Маяк».



Источник: Сыромолотова, С. Крутой поворот Ивана Иванова [Текст] : [Прошло 100 дней, как Иван Александрович Иванов возглавил Озёрский технологический институт НИЯУ МИФИ.] / С. Сыромолотова // Вестник маяка. – 2014. – 30 мая. – С. 4.