"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске
Наука. Образование

вернуться назад

С. Спирина

НАУКИ ЮНОШЕЙ ПИТАЮТ...

      В последнее время в связи с предстоящим праздником города - его пятидесятилетием все чаще и чаще на страницах нашего "Озерского вестника" можно встретить статьи, очерки-воспоминания о первых строителях его, первопроходцах, людях разных возрастов, приехавших из разных мест во имя одной цели - воздвигнуть среди синих уральских гор и озер, в лесной чащобе мощный атомный комбинат и город, в котором могли бы нормально жить, обрести свою вторую родину, а многие - и свою семью. Я думаю, что пишущие воспоминания не просто хотят воздать дань благодарности за великий труд этих людей (уж сколько из них не дожили до этого дня), они обращаются к живущим ныне и, прежде всего, к молодежи - достойно продолжать дела своих дедов и отцов, быть достойными их преемниками. "Это нужно не мертвым, это нужно живым..."

      Меня взволновали статьи о первых реакторах. Мой муж, хотя и не был среди первопроходцев (приехал в город в 1953 году по направлению института), но отдал заводу 156 около 40 лет своей жизни, своего труда, своего сердца, любившего и завод, и его прекрасный коллектив. Интересны очерки об одном из первых строителей города и комбината А.В. Пичугине, с которым мы были соседями по квартире (жили почти 11 лет в одном коттедже), благодаря чему мне были ведомы и его прекрасные человеческие качества: большое обаяние, простота (в лучшем смысле), общительность, деликатность. Он и его жена, тоже инженер-строитель, были людьми красивыми, интересными, значительными...

      И поистине живой интерес вызвали статьи М.К. Бухтоярова об активном вторжении во все дела первых комсомольцев города, живших полноценной жизнью, несмотря на превеликие трудности первых лет, людей молодых, задорных, энергичных, "рвущихся в бой". Это так напомнило мне студенческие годы в Москве в суровые дни войны, но главное - оживило воспоминания о моих первых годах в нашем городе, работе в школе рабочей молодежи № 26, тем более что М.К. Бухтояров рассказал в своих воспоминаниях о большой тяге комсомольцев к знаниям, которые они старались получить, восполнить разными путями, средствами.

      Мы с мужем въехали в город в конце апреля 1953 года (запомнилась изумительно теплая весна, в отличие от московской), а 1 июля я была назначена гороно завучем школы № 26 (рабочей, затем работающей молодежи), где в этом качестве и проработала до 1967 года. Вот здесь-то мне и пришлось столкнуться с героями воспоминаний Михаила Константиновича. Конечно, не буквально с ними, но подобными им - тоже молодыми, тоже жаждущими получить среднее образование, а затем и высшее, какое они не смогли приобрести в годы Великой Отечественной войны и сразу после нее. А таких было много, и не только комсомольцев, но и уже перешагнувших через комсомольский возраст. Мне вспоминается Камыкин, высокий красивый молодой мужчина, у которого были девочки-близнецы; И.М. Мельников, отец 8-9-летней дочки и 5-летнего сына, отцами семейств были Макаров Б.М., Зеленцов, Григорьев, Александр Иванович Иванов (были и другие Ивановы), В.С. Марин - все они прошли по долгим дорогам войны, имели награды, но не имели законченного среднего образования, а для военных-профессионалов оно было обязательным условием в повышении их звания (в то время они уже были сержантами, лейтенантами, капитанами, майорами). Только что приехавшая в город после окончания института преподаватель истории Н.С. Кузнецова, явившись на первый урок, была буквально поражена: в классе половина сидевших за партами - военные. Учились они, удивляя нас своей дисциплинированностью (очень редко пропускали уроки), упорством, тягой к знаниям. Под стать им были и гражданские, тоже имеющие жен, детей (Лункин, Куян, Дымнич, Кленов, Леонард и Болеслав Томашевичи, Трегуб, Майшев и много других). Они служили прекрасным примером для учащейся молодежи.

      Я не помню полупустых классов в вечернее время и пустых в утреннее (работали в две смены). В вечерние часы преподавателям приходилось порой трудно из-за переполненности класса, ибо нужно было не только дать новый материал, но и проверить индивидуальные задания у тех, кто пропустил занятия по уважительным причинам. Но успевали, вернее, старались сделать все намеченное, хотя времени все-таки недоставало, чтобы быть довольными уроком вполне. Мы строго следовали программе, так как знали: наши выпускники - это будущие абитуриенты филиала МИФИ, поступающие на все факультеты (так было до появления в нем дневного отделения, на которое шли учиться окончившие 10 классов общеобразовательной школы).

      Преподавательский коллектив школы гордился бывшими своими учениками, которые, закончив МИФИ, стали хорошими инженерами. Это Занин - инженер-конструктор сначала одного из заводов, затем московского НИИ; Туманов, Кондратьев - инженеры завода 156, Кондратьев позже - начальник его химцеха, Марин, Жуланов - прекрасные специалисты того же завода 156 и многие другие; а в городских учреждениях - И.П. Капусткин, многие годы проработавший в должности гл. инженера ЖКУ, Б.С. Томашевич - гл. архитектор города, а его старший брат Л.С. Томашевич - руководитель одной из лабораторий института, Анатолий Васильевич Иванов - организатор и директор станции юных техников. Всех не назовешь...

      Одни еще продолжают успешно работать, другие вышли на пенсию, а третьи... Их уже нет с нами, но они навсегда в нашей памяти, в наших сердцах и всегда такие же молодые, какими они были в бытность учениками.

      В большой мере успешной учебе работающих учеников способствовало неустанное внимание к школе, ее нуждам, заботам администрации комбината, городских, общественных организаций. Они создавали обучавшимся лучшие условия по времени работы и отпусков, в получении жилья, устройств детей в садик и ясли. Каждый завод и каждое учреждение, в которых работали ученики нашей школы, выделяли ответственных за посещаемость и успеваемость, это позволяло им всегда быть в курсе дел своих подопечных, а самим подопечным - не умалять значимости своей учебы, не расхолаживаться. Нередкими гостями в школе были и руководители заводов, учреждений. Они приходили в школу на собрания, литературные, театрализованные, выпускные вечера, на торжественные события (так 22 июня 1961 года в праздничной обстановке отмечалось первое десятилетие нашей школы). Приходили к нам Демьянович, тогда директор комбината, Брохович - гл. инженер завода 156, Королев - партийный секретарь ЮУС, Фролова - горком партии, Лаврененко - горком комсомола, позже зам. председателя горисполкома, Апенов - партийный секретарь 156 завода, затем комбината, но особенно частым гостем был Коновалов (профком города), мы тогда звали его Сашей.

      Их живой интерес, безусловно, поднимал престиж школы, понимание ее необходимости, значимости.

      Неоспорима истина "Кадры решают все", в образовательном процессе - это учителя. Слово учителя, его знания и умение их преподнести, гибкость в общении с учениками, методическое мастерство - 99 процентов успеха нашего трудного, но очень нужного дела. Конечно, и тогда, и сейчас важно внешнее и внутреннее обаяние учителя, а это уже следствие его общей культуры. И нам буквально повезло: в одночасье (летом 1953 года) после окончания московских, ленинградских, челябинского, ивановского пединститутов приехали молодые педагоги истории, физики, математики, литературы и русского языка, и все они были направлены в школу рабочей молодежи № 26. Это Н.С. Кузнецова, Н.Я. Кондратьева, Л.Д. Кононова, А.П. Садовская, В.А. Часова, молодые, энергичные, полные жажды "сеять разумное, доброе, вечное", смелые (я не оговорилась, ибо от них потребовалась смелость, чтобы вместо детей увидеть перед собой людей взрослых, порой вдвое старше их, которые в чем-то из человеческих знаний опередили своих учителей). Позже приехали еще две преподавательницы: Г.Ф. Ремизова - из Ленинграда и К.Б. Цингери - из Москвы.

      Обращаю внимание на Киру Борисовну, очень скоро зарекомендовавшую себя педагогом, знающим глубоко свой предмет, умеющим найти общий язык с необычными (по возрасту) учениками, покоряющим своей деликатной мягкостью и молодостью. Конечно, ей еще недоставало опыта, но рядом была Анна Алексеевна Ветрова, человек высокого долга, честности, справедливости. Всегда внешне и внутренне собранная, она давала ученикам прочные знания. Рядом была и Александра Петровна Садовская, которая хоть и ненамного была старше Цингери, но уже сумела обрести авторитет хорошего учителя. Я горжусь тем, что лучший математик города К.Б. Цингери свои первые шаги, свой первый опыт педагога обрела в нашем коллективе.

      Вообще коллектив учителей представлял прочный сплав молодежи и "старичков". Последние - люди большой культуры, прекрасно владеющие педагогическим мастерством, знаниями, им было что дать и ученикам, и учителям. Всегда в молодых вызывали глубокое уважение О.В. Захарова (химик), А.С. Лукашевич (биолог), П.А. Харитонова (тоже биолог) Е.Е. Стрижелецкая (иностранный язык) и Л.Н. Малицкая (математик). Я думаю, что на всю жизнь их запомнили те, кому пришлось посещать их уроки.

      Конечно, не все было гладко и легко. Были трудности, порой приводящие в отчаяние. Так случилось, когда здание школы, уютное, благоустроенное (ныне станция юных техников), было решено отдать только что организующейся тогда школе-интернату. На нашу беду уезжал в этот же год Б.Ф. Помыкалов, директор, назначена была вместо него Нина Сергеевна Кузнецова, совсем еще молодой преподаватель, а теперь - директор. И начались ее "хождения по мукам" и кочевая жизнь школы: сначала бараки (два) на ДОКе, которые вскоре оказались опасными для пребывания в них, затем здание школы № 32 (ныне в нем Дворец детей и молодежи) - для вечерних занятий, а для утренних - аудитории техникума. И это полных два года. Но не распалась школа, даже по количеству учащихся и классов в ней не было потерь. Выстояли. И, конечно, большая заслуга в этом Нины Сергеевны. Она сумела "взять свою душу за крылья", обивая многочисленные пороги, проявляя удивительное упорство, требовательность, силу убеждения (это было свойственно ей и как преподавателю-историку). Итог - просторное, удобное здание, выстроенное для школы-восьмилетки (сейчас в нем расположился музыкальный колледж).

      Но вернемся к нашим главным героям - ученикам ШРМ № 26, хотя история с выселением и переселениями и о них тоже: она еще раз подтвердила их тягу к учебе, их приверженность к школе, несмотря ни на какие трудности. А вот о стремлении расширить свой кругозор, приобщиться к культуре, науке, искусству расскажет внеурочная работа. Как? При такой занятости еще и внеурочные дела? Да, как ни странно, они были неотъемлемой частью нашей жизни: литературные вечера, театрализованные представления, лекции с участием как учеников, так и учителей. Запомнились особенно два юбилейных вечера: один, посвященный А.С. Пушкину, а второй - восстанию декабристов. Репетиции, подготовка костюмов, оформление сцены - все делалось без нажима, хотя приходилось порой оставаться после вечерних занятий, использовать и выходные дни.

      Вечер, посвященный Пушкину, был настолько удачен, что приобрел славу, и пришлось повторить его на сцене клуба Ленинского комсомола. До сих пор я вижу сцену "Корчма...", слышу безудержный смех от прекрасной игры двух монахов-расстриг Варлаама (ученик Романов из ЖКУ) и Мисаила (директор школы Борис Федорович Помыкалов). Незабываема сцена большого драматического накала, единоборства двух сильных, властолюбивых людей - "У фонтана": в роли Марины Мнишек - Н.С. Кузнецова, Лжедмитрия - ученик 10 кл. Прядехин. Реакция зрителей - удивление, восторг. Такими же яркими были сцены из поэмы "Цыганы". Алеко, Земфира, старый цыган, песня "Старый муж"... - все в исполнении учеников. И в завершение - лирический фрагмент из повести "Барышня-крестьянка". Театрализованный вечер, посвященный памяти декабристов, был значительно короче (по времени), в нем были показаны отрывки из поэмы Некрасова "Русские женщины".

      Были у нас и свои музыканты, особенно часто приходилось в качестве музыкального оформителя использовать Славу Прокофьева (баян). Ярко раскрылся его талант баяниста в литературно-музыкальной композиции "Василий Теркин", поставленной ко дню Победы. Чтение стихов на вечерах-лекциях (о Есенине, Маяковском, Рождественском) поручалось только ученикам, готовили их (вечера, представления) Спирина, Кузнецова, Кононова, кроме Пушкинского праздника (нам помогала артистка театра). Преподаватели химии и физики (Самарина Т.П. и Лебедева К.Д.) устраивали вечера-викторины, которые также вызывали живой интерес у учеников. Нередким гостем школы был доктор технических наук Ю.И. Корчемкин. Только одно его присутствие, его влюбленность в науку заставляли каждого забыть о житейских делах, а уж лекции просто будоражили умы. Затаив дыхание, помню, слушали все мы (и ученики, и учителя) рассказ об удачном полете первого спутника Земли. Какое оживление было после лекции, сколько вопросов было задано ему в тот вечер!

      Все сказанное о внеурочной работе еще и еще доказывает главное - живой интерес учащихся к знаниям, их благодарность школе за радость и тепло, какие они испытывали в ней. Школа была их вторым домом. Они видели, как классные руководители близко к сердцу воспринимали их горести и радости, готовы были прийти на помощь в любую минуту. Не случайно, наверное, их желание воздать за эту заботу. Они помогали в оформлении школы, в изготовлении наглядных пособий, муляжей, карт, а иногда дарили истинно художественные изделия. Так, одним учеником директору школы Н.С. Кузнецовой была подарена картина с изображением уральского пейзажа, а преподавателям истории и географии - изумительная указка с художественным орнаментом. Были и другие поделки.

      Пожалуй, закончить свое воспоминание мне следует стихотворением одного из выпускников школы, прочитанным им на выпускном вечере:

            У вас в работе все особо,
            Судьба такая вышла вам:
            Делить нелегкий труд учебы
            С учениками пополам.
            И в половине вашей доли -
            Все, все учесть, все рассчитать:
            В ком возродить остаток воли,
            Кому-то жесткое сказать.
            Кого распечь иль урезонить,
            Где прямотой, а где хитро,
            И на заводы телефонить,
            И в комсомол, и в партбюро.
            Знать все о всех,
            Бороться с ленью
            И двойкой резать без ножей,
            И исчезать из дома тенью,
            Детей оставив на мужей.
            А плату вам за эти муки
            Никто нигде не насчитал.
            Хоть целовать немодно руки.
            Но я бы вам поцеловал...

      Да, наши ученики умели быть благодарными, видели огромный труд своих учителей, готовых оставлять все и вся во имя своей работы.

      Я очень хорошо помню Малицкую Людмилу Николаевну, математика. Имея троих детей, старую мать, мужа, она всегда, казалось, спешила домой. У нее была в ходу даже фраза: "Ну, слава богу, отстряпалась, побегу домой". Но мы воспринимали ее как шутку, как присказку, ибо знали, как была предана эта уже далеко не молодая учительница своему делу, как она переживала за каждого ученика и умела выкроить время для дополнительных занятий с ними.

      Поэтому всех, кто услышит меня, прочитает, я благодарю за их бескорыстный труд, за добро, за тепло их сердец, обращенных к тем, кто жаждал знаний, понимая, что человек жив не хлебом единым.

      P.S. Я откликнулась на обращение М.К. Бухтоярова продолжить его воспоминания о молодежи первых лет жизни нашего города. Теперь я обращаюсь с подобной просьбой к тем, кто учился в школе и помнит ее учителей. Я всех вас поздравляю с наступающим праздником города - его полувековым юбилеем. Это ваш праздник.

Источник: Спирина С. Науки юношей питают: [Школа рабочей молодежи № 26] // Озерский вестник. - 1995. - 24 октября. - С. 1, 3.