"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске
Образование

вернуться назад

О. Порошин

РАБОТАТЬ НА ПЕРСПЕКТИВУ


      Более двадцати лет назад в Озёрске был организован физико-математический лицей.

      Создание лицея пришлось на переломные 90-е, когда всё старое рушилось и создавалось много нового и интересного. Идея элитного образования оказалась востребованной обществом, она открывала доступ к социальным лифтам для всех, преодолевших этот интеллектуальный марафон.

      Первоначально лицей создавался как колледж при Озёрском технологическом институте. Во главе лицея стояла Любовь Николаевна Грушевая, учитель литературы. Ей удалось добиться баланса между естественными и гуманитарными науками – физикой, математикой и экономикой с одной стороны, русским, иностранным языком и литературой с другой, в результате чего получился многопрофильный лицей.

      Главная идея, реализованная Любовью Николаевной, отражается в девизе лицея – «Интеллигентность и интеллектуальность» – это то, что должны нести в себе по жизни его воспитанники.

О выпускниках

      Мы стараемся дать нашим детям достаточный импульс с тем, чтобы они могли поступить в любой вуз страны. Всем учащимся предоставляем повышенные возможности по многим направлениям. Наши выпускники работают на многих престижных и ответственных должностях. Есть выпускники лицея, которые занимают достаточно высокие посты на «Маяке». Один из наших выпускников работает в системе федерального управления образования России. Есть ребята, которые по линии бизнеса совершенствуются в Америке. Хорошие контакты существуют с выпускниками, ныне студентами. Приезжая домой они обязательно приходят в лицей, и мы проводим встречи студентов со старшеклассниками. Они говорят о необходимости усердной учёбы, а это убедительнее, чем слова взрослого человека.

      На третьем этаже лицея есть галерея «звёзд», в которой представлены победители олимпиад, выпускники, поступившие в различные вузы, в том числе самые престижные в стране. Есть ребята, которые успешно учатся в Чехии, Канаде.

О сотрудничестве с «Маяком»

      По инициативе Л.Н. Грушевой, когда она была в должности начальника Управления образования, было решено возродить шефство. Сегодня за каждым образовательным учреждением закреплены шефы. Нашим шефом является Центральная заводская лаборатория «Маяка», оказывающая нам научную и интеллектуальную поддержку.

      Это интересное и плодотворное сотрудничество. Мы разработали совместную программу, которая реализуется уже третий год. Сотрудники ЦЗЛ обучают учеников 9-11 классов проведению научно-исследовательских работ в области химии. Причём ребята сами выбирают темы. На базе ЦЗЛ выполняют научные работы. При поддержке «Маяка» учащиеся выезжают на российские и даже международные конференции, где успешно выступают и защищают свои работы. Это мощный профессионально ориентированный задел.

      Часть этих ребят после окончания вуза, возможно, вернётся в город, чтобы работать на «Маяке». Они увидели производство изнутри, пообщались со специалистами, почувствовали поддержку комбината и поняли, что «Маяк» – реальная серьёзная сила, на которую можно сделать ставку на будущее. Мы очень благодарны ЦЗЛ. Это хлопотная тяжёлая работа, и уже на уровне школы она приносит результаты. У нас есть дипломы конкурсов различных уровней. Скоро ребята поедут на очередную научную конференцию в Екатеринбург. Думаю, что лет через семь мы получим нужный эффект – это работа на долгосрочную перспективу.

      Несколько лет назад группе ребят устроили экскурсию на «Аннушку» – первый советский промышленный атомный реактор. Это произвело сильное впечатление на детей. В том выпуске много ребят пошли учиться по линии атомной энергетики – экскурсия вдохновила их.

О друзьях-коллегах

      В Челябинске есть знаменитый физико-математический лицей №31. Мы с ними дружим и детским, и учительским коллективами. Трижды в год проводим совместные выездные школы по физике на базе санаторно-лесной школы имени Гагарина. В Екатеринбурге есть аналогичная девятая гимназия, с которой мы активно контактируем.

      Это важно для нашего развития. Чтобы двигаться дальше, нам нужна нормальная, здоровая конкуренция, которую и создают друзья-коллеги. Они в больших городах ближе к новым веяниям, и через них мы многое узнаём. На выездные школы к нам приезжают преподаватели вузов, в том числе московских, занимающиеся подготовкой детской команды для международных олимпиад. Это ценные профессиональные контакты с целью ознакомления с новейшими педагогическими наработками. У нас тесные контакты и с Озёрским технологическим институтом. Сергей Григорьевич Лисицын преподаёт у нас физику, Елена Вениаминовна Ананьина и Татьяна Анатольевна Коневских – математику. В разные годы были разные преподаватели химии.

О будущем

      В перспективе надеемся, что когда отремонтируют здание школы № 29 и она вернётся в свои родные стены, мы переедем в здание возле памятника «Вечный огонь». Развитие лицея сдерживает недостаток площадей под лаборатории. Нам хотелось бы иметь отдельно лекционную аудиторию и отдельно лабораторную, как в институте.

      Химическая лаборатория – это специфическая вещь с вытяжками, водой и так далее. Сейчас мы накрываем столы для проведения опытов, затем всё убираем и проводим уроки географии, математики. Среди интеллектуальных проектов – укрепление сотрудничества с «Маяком». Мы хотели бы его расширить, найти некую базу применения для физиков, математиков, программистов, как это удалось сделать для химиков. Создать совместный проект по профессиональной ориентации выпускников. Мы заинтересованы в том, чтобы выпускники возвращались в город, и видим насколько это важно для Озёрска.


Источник: Порошин, О. Работать на перспективу : директор Лицея № 39 о перспективах развития / О. Порошин, записал Л. Кириллов; фото В. Малышкина // Вестник Маяка. – 2014. – 28 февр. – С. 3.