"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске
Наука. Образование

вернуться назад

С. Мазанов

НА СТУПЕНЬ ВЫШЕ

      1 сентября на здании профессионального лицея № 16 сменилась вывеска - теперь на ней можно прочитать: "Озерский строительно-коммунальный техникум". Вместе с названием образовательного учреждения изменился и его статус. Теперь здесь, кроме начального профессионального, можно будет получать среднее специальное образование. И уже сегодня вместо привычного слова "учащийся" в техникуме слышится долгожданное - "студент". Ребята довольны! Но преобразования на этом не заканчиваются.

      О некоторых из них рассказывает С.В. МАЗАНОВ, заместитель директора:

      - Наше образовательное учреждение, если так можно выразиться, поднялось на ступень выше, и с этого года мы готовим рабочих, а также техников, то есть руководителей среднего звена. В связи с изменением статуса изменились и программы, и учебные планы по которым проходит обучение. Прошло не так много времени - всего два с небольшим месяца, как мы ведем работу в новом русле, но мы уже почувствовали, как говорится, вкус. Министерство образования Челябинской области проводит ряд мероприятий для преподавателей, руководителей - это совещания, семинары, которые помогают нам в полной мере войти в курс дела и работать более эффективно.

БЕЗ БУМАГ

      Надо сказать, что новый статус позволяет нам расширить поле деятельности. Например, на базе нашего техникума открывается экспериментальная площадка. Тема эксперимента звучит так: "Автоматизация управленческой и образовательной деятельности техникума". Что это значит? Наша задача - уйти от бумажной технологии управления образовательным процессом. То есть мы распрощаемся с журналами, другими бумажными документами, в том числе и учетом студентов на бумаге... Вся информация будет в компьютере. Конечно, это сэкономит и время, и силы преподавателей. Уже сегодня мы разрабатываем абсолютно новую, собственную программу автоматизации рабочего места (она станет нашим ноу-хау). Но это - отдельная тема для разговора.

НА НАУЧНЫЕ РЕЛЬСЫ

      Кроме того, новая ступенька, на которую поднялось наше учебное заведение, дает больше возможностей для развития исследовательской деятельности, позволяет проявить творческий подход. Каким образом? На лабораторные работы по определенным дисциплинам теперь отводится гораздо больше времени (до семидесяти процентов!), и мы используем появившиеся возможности.

      Приведу пример. У техников по ремонту и обслуживанию автотранспорта есть предмет "Безопасность дорожного движения". И во время занятий студенты решают конкретные задачи, исследуя дорожные ситуации в свете законодательных документов. Вместе с ребятами мы выходим в город, и потом они на конкретных примерах (допустим, по парковке автомобиля) пишут отчеты, делают свои умозаключения и даже находят какие-то слабые стороны в Правилах дорожного движения. На основании практических работ мы создаем ситуационные задачи, которые студенты сами же и решают. Теперь у нас есть больше возможностей для того, чтобы готовить грамотных, профессиональных водителей.

УЧИМСЯ ВЕЧЕРОМ

      Продолжает успешно функционировать и вечернее отделение техникума, на котором более 35 специальностей - выбирай любую! Но основой отделения все-таки является подготовка водителей и механизаторов, то есть специальности, связанные с автоматизированными транспортными средствами. Здесь тоже, в связи со сменой статуса, изменилась технология подготовки. С развитием информационных процессов и здесь будут внедряться новые формы обучения. Уже сейчас используются электронные книги, разрабатываются учебные электронные маршруты.

      В планах - создание класса предрейсового инструктажа для инструкторов по вождению, то есть прежде чем выехать в город, наставник проверяет готовность к занятию. Сюда включается и форма одежды (она должна быть легкой и удобной для вождения, у дам - туфли без каблуков), и психофизиологическое состояние. А потом - разбор маршрута: вместе с курсантом инструктор прорабатывает весь путь на макете. Создаются определенные ситуации, из которых курсант должен выйти правильно.

      Следующий этап - анализ ошибок. И только после этого курсант с инструктором могут выехать на маршрут. Естественно, в этом случае качество подготовки водителя намного выше. Для мастеров производственного обучения вводится специальная форма отчетов после сдачи экзамена в ГАИ, в которой будут разбираться все ошибки курсанта, сделанные во время экзамена. Это позволит выявить характерные недочеты по маршруту, чтобы при подготовке их учитывать.

      Наша цель - четкий, планомерный, методический подход к решению конкретных вопросов. Кроме того, в программе для водителей, помимо учебных маршрутов, запланирована и подготовка двух-трех дополнительных маршрутов (в запас, так сказать), по которым человеку придется самостоятельно ездить после окончания курсов. Такая тщательная подготовка позволит обезопасить ситуацию на дорогах города.

ВОДИТЕЛИ-ЭСТЕТЫ

      Надо сказать, что руководство, педсостав и мастера производственного обучения Озерского строительно-коммунального техникума делают все, что бы их студенты, будь то "очники" либо "вечерники", получили в его стенах максимум знаний и практических умений. Например, в учебный план, разработанный для "вечерников"-водителей всех категорий входят эти предметы, как… этика и психология.

      "Не думаю, что в других автошколах такие предметы преподаются, хотя они очень важны", - говорит Л.Н. БОРИСОВА, заместитель директора, которая ведет эти занятия. Интересно, как сами студенты оценивают обучение в техникуме? Вот что показал опрос курсантов-водителей вечернего отделения. На вопрос, почему они выбрали именно это учебное заведение, большинство ответили: "есть автодром" и "посоветовали друзья". А окончив курсы, многие отметили "высокий уровень преподавания" и "уровень обучения вождению на "отлично". Это результат!

ТЕПЕРЬ И "Е к В"

      А.Г. ХАСАНОВ, заведующий автотранспортным отделением (факультет подготовки и переподготовки кадров):

      - Вечернее обучение в техникуме пользуется большой популярностью среди горожан. Только на автотранспортном отделении одновременно учатся до 160 человек! И с изменением статуса происходят новшества. Например, введено обучение по трем категориям "Е" (прицеп): "Е к В" (к легковому транспорту), "Е к С" (к грузовику) и "Е к D" (к автобусу).

      В нашем городе ни одна автошкола не обучает водителей категории "Е к В", то есть вождению автомобиля с прицепом с разрешенной массой более 750 килограммов. Но спрос на получение этой категории есть. Поэтому мы закупили трейлер, уже готов инструктор, и мы приглашаем всех желающих, чтобы набрать группу и начать обучение.


Источник: Мазанов, С. На ступень выше : [ 1 сентября 2011 г. профессиональный лицей № 16 стал Озерским строительно-коммунальным техникумом ] / С. Мазанов // Озерский вестник. - 2011. - 12 ноября. - С. 12-13.