"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске
Наука. Образование

вернуться назад

Н. Булгакова
ТРОЙНОЙ ПИЛОТНЫЙ
Путь к национальному исследовательскому ядерному университету лежит через регионы

       10 июля Южно-Уральский политехнический колледж отметил свое 60-летие. На празднование съехались гости со всей страны. Юбилей стал поводом и для деловых встреч. Их провела делегация Национального исследовательского ядерного университета МИФИ во главе с ректором Михаилом СТРИХАНОВЫМ. По результатам поездки в еженедельной газете научного сообщества "Поиск" была опубликована аналитическая статья о проблемах и достижениях профессионального образования в Озерске и Снежинске, о перспективах НИЯУ МИФИ. Ее мы сегодня предлагаем читателям "ОВ".

      К Озерску подъезжали рано утром. Справа от дороги чуть ли не до горизонта тянулась серая рябь воды, слева - поля и перелески. Мирный, красивый пейзаж. Трудно было представить, что именно в этих краях создается самое смертоносное оружие на Земле, "куется ядерный щит Родины". Впрочем, в середине 40-х годов прошлого века именно озера и стали фактором, повлиявшим на выбор севера Челябинской области как места для строительства объектов зарождающейся атомной промышленности страны. Ведь для охлаждения ядерных реакторов требуется большое количество воды. Сыграла свою роль также удаленность этой территории от границ и от столицы.

      На атомный проект тогда работали лучшие умы СССР, по распределению сюда приезжали самые сильные выпускники лучших столичных вузов, прежде всего из головного вуза отрасли - Московского инженерно-физического института (МИФИ). Готовили кадры и на местах: рядом с предприятиями почти сразу возникли техникумы и институты. Но сложившуюся систему нарушил переход к рыночной экономике. Сегодня удаленность от центра (а, следовательно, и от центральных вузов) стала источником кадровых проблем.

      Кто будет работать на высокотехнологичных предприятиях этого озерного края завтра? Подготовка специалистов для атомной отрасли - одна из главных задач Национального исследовательского ядерного университета (НИЯУ) МИФИ. Как ее решать? Корреспонденту "Поиска" представилась возможность поискать ответы на эти вопросы, сопровождая делегацию НИЯУ МИФИ во главе с ректором университета Михаилом Стрихановым в города, где начиналась атомная промышленность России, - Озерск и Снежинск.

ОЗЕРСК

      В этом городе фамилию Берия произносят с уважением. Нам, как людям в этих краях новым, сразу рассказали, что его именем здесь когда-то называлась улица, и что его ценил сам Курчатов, говоривший, что не было бы этого человека - не появилось бы у России атомного оружия в столь короткий срок. Дача, на которой жил Лаврентий Павлович, была переоборудована под гостиницу. В ней нас и поселили. Тут же разместились директора нескольких колледжей и институтов, вошедших в состав НИЯУ МИФИ, - из европейского Сарова, из сибирского Северска, из уральских Снежинска и Новоуральска... Всех собрал юбилей Южно-Уральского политехнического колледжа (ЮУПК), теперь тоже обособленного структурного подразделения МИФИ (это определение ректор НИЯУ МИФИ М. Стриханов предпочитает слову "филиал", справедливо усматривая в значении последнего нечто второстепенное).

      Колледж - старейшее специализированное учебное заведение атомной отрасли. Летом 2008 года отметило шестидесятилетие производственное объединение "Маяк" - градообразующее предприятие Озерска, первый промышленный объект отечественной атомной отрасли. А летом 2009-го - колледж. 60 лет назад первых студентов для него отобрали на старших курсах лучших техникумов Горького, Кинешмы, Костромы, Пензы и привезли на Урал для обучения по самым необходимым для "Маяка" специальностям. Тогда техникум был практически подразделением объединения. Сегодня это, конечно, не так, но взаимодействие по-прежнему тесное. Как рассказала директор ЮУПК Ангелина Романова, ежегодно колледж выпускает около 250 специалистов. "Маяк" забирает всех. А ежегодная потребность ПО "Маяк" в кадрах со средним специальным образованием - раза в три больше, чем способен дать ЮУПК, ограниченный лицензионными требованиями.

      В договоре социального партнерства между колледжем и ПО "Маяк" прописаны взаимные обязательства. Колледж проводит курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки для работников объединения: новую профессию ежегодно получают около сотни человек. "Маяк" организует и оплачивает практику студентов, помогает с переоснащением лабораторий и наладкой оборудования. Преподаватели получают путевки в Центр здоровья "Маяка", студенты - стипендии и так далее. Представители колледжа и производственного объединения начали вместе ра-ботать над составлением учебных планов по стандартам третьего поколения. Словом, ЮУПК выглядит вполне успешным образовательным учреждением. По итогам 2006 года в рейтинге РАО он занял 6 место среди 100 лучших учебных заведений СПО России, еще через год стал победителем второго конкурса инновационных образовательных программ учреждений НПО и СПО в рамках нацпроекта "Образование".

      Выпускники колледжа могут продолжить обучение по сокращенной программе в Уральском политехническом (УПИ) и Южно-Уральском (ЮУрГУ) университетах. Колледж давно работает с этими вузами, и на них нацелены его выпускники - хотя в том же городе есть Озерский технологический институт (ОТИ), филиал МИФИ. Он располагается в том же здании, что и колледж. Граница между территориями двух образовательных учреждений не обозначена явно, но заметна на глаз. Разные стены, отличается оборудование лабораторий... Конечно, средства нацпроекта - большое подспорье, но не в деньгах, как говорится, счастье. Точнее, не только в них. Граница проходит не в здании - в сознании людей. Разительный контраст между теми, кто пассивно ждет, когда кто-то "сверху" придет и даст денег, и теми, кто прошел горнило инновационного образовательного проекта.

      Впрочем, на встрече делегации НИЯУ МИФИ с членами ученого совета Озерского технологического института (который теперь не филиал МИФИ, а, как и колледж, его "обособленное структурное подразделение") так высокопарно не выражались. Представители ОТИ сетовали на свои проблемы, коих немало. Не хватает средств на переоборудование лабораторий, на ремонт труб отопления... Руководители МИФИ терпеливо объясняли, что многие вопросы сегодня решаются активностью вуза, использованием проектного метода, привлечением работодателей к сотрудничеству. М. Стриханов предложил руководству ОТИ составить проект модернизации лабораторий и заинтересовать в его финансировании руководство "Маяка".

      К сожалению, взаимоотношения ОТИ с "Маяком" в последние годы не складываются. Раньше, рассказал заместитель директора ОТИ, переподготовка раз в пять лет была обязательной и ОТИ ежегодно принимал по 12-14 групп. Сейчас же комбинат предпочитает посылать людей на переподготовку в Обнинск, а не в ОТИ, что под боком. "Предприятиями холдинга "Атомэнергопром" в год расходуется 1 млрд. рублей на повышение квалификации своих работников! - отвечал М. Стриханов. - И если ОТИ берет на переподготовку только нескольких человек в год, вопрос к вам: правильно ли вы строите свою работу? Поездка с Урала в Обнинск на повышение квалификации - золотая! НИЯУ был создан в интересах госкорпорации "Росатом". Исходя из этого, ОТИ необходимо подстраиваться к пожеланиям "Маяка".

      Ректор НИЯУ МИФИ подробно рассказал о программе развития Национального исследовательского ядерного университета, словно задавая институту ориентиры, "как жить дальше". Перестроить согласно этим ориентирам всю свою деятельность должны теперь все 23 обособленных структурных подразделения, составивших с московским асом подготовки "ядерных" кадров одно целое. Снежинск очень ярко проиллюстрировал, насколько эти подразделения отличаются по уровню. Как и то, что сейчас головному МИФИ приходится заново выстраивать политику по отношению к своим обособленным структурным подразделениям. До создания НИЯУ существовало три филиала МИФИ. М. Стриханов не скрывал, что, по сути, они были предоставлены сами себе. Университет эту работу, мягко говоря, приоритетной не считал.

МНОГО В ОДНОМ

      Объединение в один университет 24 учебных заведений, разбросанных по пяти федеральным округам, расположенных в 12 субъектах Российской Федерации, в девяти закрытых городах, - задача немыслимой сложности. К существовавшим трем филиалам добавилось пять вузов и 14 колледжей, находившихся ранее в ведении "Росатома". Самый восточный - в Ангарске. Кроме того, что уровень образовательных учреждений очень разный, многие колледжи и даже вузы перестали ориентироваться исключительно на атомную отрасль, развивают непрофильные специальности. А что делать? Выживать ведь надо. Так что только в первый момент удивляет, что на сайте того же ОТИ в перечне специальностей первые две позиции из семи занимают "менеджмент организации" и "национальная экономика".

      Показатели же, по которым будут судить о соответствии вуза статусу Национального исследовательского университета, едины для всего НИЯУ МИФИ. И если "провиснет" хотя бы одно из 24 учебных заведений в его составе, под угрозой может оказаться статус всего МИФИ как Национального исследовательского университета. Для увязки центрального вуза со своими "обособленными структурами" в МИФИ был создан Институт развития. Его возглавил Михаил Шубин, бывший мэр Обнинска, при котором этот город атомщиков, в перестройку совсем было "загнувшийся", стал наукоградом.

      Если исходить из минимальных аккредитационных показателей, то у НИЯУ МИФИ они заметно меньше, чем были у МИФИ, но все же остались в основном выше нормы. Правда, утешение это слабое, точнее, не утешение вовсе, поскольку сама норма, считает М. Стриханов, сегодня сильно занижена - иначе пришлось бы позакрывать большую часть российских вузов. Планка же для НИЯУ, по словам ректора, задана очень высокая, это целая система индикаторов. Все, что предстоит делать, изложено в Программе создания и развития Национального университета МИФИ на 2008-2017 годы, утвержденной Правительством РФ 13 июля 2009 года. Программа состоит из четырех блоков мероприятий: кадровое обеспечение атомной отрасли и других высоко-технологичных отраслей экономики и социальной сферы, научно-инновационное развитие университета, формирование единого образовательного пространства НИЯУ МИФИ, управление реализацией программы.

      Необходимо оптимизировать систему управления, систему академических факультетов. Фактически речь идет о создании сетевого регионально-распределенного учебно-научного комплекса, где кроме "удаленных структурных подразделений" будут также представлены межфакультетские и межвузовские институты и центры по направлениям деятельности. В ученый совет войдут представители всех подразделений. Прорабатываются возможности дистанционного образования: формирование и использование специализированных порталов и электронных библиотек, сетевого комплекса учебных лабораторий и баз практики, позволяющих создать единую учебно-методическую базу материалов с доступом к ним независимо от географического расположения структурных подразделений университета.

      Выступая перед коллегами, ректор подчеркивал, как велика роль грамотного управления вузом. В МИФИ, например, за последние годы в среднем в полтора раза выросла зарплата, увеличилось число людей с достаточно высокими доходами. Зарплата, конечно, сегодня зависит от многих факторов. И все же главный "водораздел" проходит между теми, кто активно работает, и теми, кто не хочет ничего менять. Со вторыми нынешнему руководству МИФИ не по пути. Без существенной реорганизации и перестройки ничего не получится.

СНЕЖИНСК

      Как бы ни была сложна задача подготовки кадров, считает ректор НИЯУ МИФИ, должны существовать алгоритмы ее решения. И искать их надо вместе с работодателями. Совещание в Российском федеральном ядерном центре "Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики" (РФЯЦ ВНИИТФ), что в Снежинске, стало примером такого поиска.

      Ядерный центр на Урале был основан в 1955 году. В первые же годы его становления стало понятно, что квалифицированных специалистов нужно готовить где-то неподалеку. И в 1958 году в Снежинске был организован филиал Московского инженерно-физического института. Связь его с градообразующим предприятием возник-ла сразу: председателем приемной комиссии стал первый директор Д. Васильев. Проблемы с подготовкой специалистов существовали, видимо, и тогда, поэтому в 1991 году было принято решение о создании специализированных совместных кафедр Федерального ядерного центра и МИФИ-б. Для студентов, начиная с III курса, часть лекций, лабораторных и практических работ начали проводить непосредственно в лабораториях и на промышленных площадках. И по сей день подразделения предприятия задают темы для научно-исследовательской работы студентам большинства специальностей.

      В 2002 году филиал МИФИ стал самостоятельным, получив статус государственной академии, - первым из отраслевых вузов Минатома.

      А сейчас, сообщил директор РФЯЦ Георгий Рыкованов, руководство центра всерьез задумывается о целесообразности сохранения совместных кафедр. "В последние годы все проблемы с приемом новых специалистов мы решали за счет привлечения извне, - объяснил он. - КПД такой: из десяти человек, пришедших из внешних институтов, пять-шесть можно оставлять на работе, из нашего МИФИ - два-три. В моем понимании это означает, что подготовка не очень эффективная".

      Руководитель кадровой службы ВНИИТФ Дмитрий Гутников привел еще цифры. Из 557 молодых специалистов, которые пришли в институт за последние пять лет, из Снежинской государственной физико-технической академии (СГФТА) было 235 человек - 42 процента. Из московского МИФИ приехали единицы. Вместе с тем, по данным самой академии, из выпускников бюджетных специальностей ежегодно трудоустраиваются в РФЯЦ 90-96 процентов. Что же касается специальностей внебюджетных... Для экономистов, например, работы в городе просто нет. Молодые специалисты с дипломом экономиста устраиваются в ядерный центр на должности, не требующие высокой квалификации (даже в уборщицы идут!), в ожидании, пока появятся вакансии по специальности. Если такая ситуация сохранится, существование НИЯУ МИФИ как главного поставщика кадров для отрасли теряет смысл.

      А потребность в молодых специалистах во ВНИИТФ высока. Определяет ее с учетом контрольных цифр ГК "Росатом" по численности персонала института. Кроме того, требуется поддерживать долю специалистов моложе 35 лет на уровне 30 процентов (есть такой ключевой показатель эффективности работы предприятий "Росатома"), а средний возраст работников с учетом пенсионеров - на уровне 41-43 лет. Таким образом, в 2009-2012 годах прием молодых специалистов, по расчетам кадровой службы, должен составлять ежегодно по 195 человек, в 2013-2017 годах - 165. В последние годы соответствующие цифры были ниже. Особенно мало молодых специалистов пришло в 2008-м - это связано с тем, что с 1 января сняли бронь от службы в армии для работников института, что тут же сказалось на интересе молодежи к оборонным предприятиям. (Нет, не только от вуза и предприятия зависит решение кадрового вопроса!)

      Выпускники из Москвы в Снежинск работать не едут. А в местной академии специалистов нужного качества подготовить просто не могут. Кроме того, набор специальностей в СГФТА - в пределах десятка, количество же наименований специалистов, которых ждут во ВНИИТФ, исчисляется двухзначной цифрой - от 47 в 2007 году (максимум) до 25 в 2008-м (минимум). В последние годы доля выпускников академии составляет от 31 до 56 процентов всех принятых молодых специалистов. Теоретически, считают во ВНИИТФ, доля выпускников НИЯУ МИФИ могла бы доходить до 70 процентов.

      Обсуждение было ярким, неформальным. Маститые специалисты, которые в свое время окончили МИФИ в Москве, были присланы в Снежинск по распределению, да так и остались тут, прикипев сердцем к ВНИИТФ и удивительной местной природе, горячо обсуждали, что можно сделать для того, чтобы СГФТА могла стать базовым образовательным учреждением для института. Пересмотреть специальности академии (одни, может, закрыть, другие, наоборот, открыть и отлицензировать), усилить состав ППС (присылать преподавателей из МИФИ, шире использовать возможности дистанционного образования), модернизировать лабораторное оборудование. Но главное - построить общежитие для иногородних!

      Вероятность того, что молодой человек, проучившийся пять лет в Москве, поедет работать в Снежинск, падает с каждым годом. А ведь что сейчас происходит: на олимпиадах отбирают самых способных, они уезжают учиться в Москву, и... больше их в регионах не видят. Большинство же тех, кто остается учиться в местной академии, может, по определению не способно выдержать нагрузку и те жесткие требования, которыми исторически славился МИФИ. И никакие самые замечательные профессора не смогут тут что-то изменить. "Они не в состоянии освободиться от тех, кого невозможно научить. А если освободятся - учить будет некого и в кассе получать нечего", - горячился один из руководителей ВНИИТФ, отстаивавший мнение, что главное для успеха дела - иметь возможность отбирать способных ребят, а в случае невыполнения ими строгих требований вуза - отчислять. В МИФИ когда-то чуть ли не половина первокурсников-математиков вылетала после первых сессий. Зато какие специалисты в итоге выходили из вуза!

      В ходе обсуждения рождалась модель подготовки специалистов для ВНИИТФ. Нужно проанализировать состав ППС в СГФТА и уровень требований к студентам. Но главное - обеспечить конкурс абитуриентов. Для этого, кроме активной профориентационной кампании по всей России, надо построить общежитие, чтобы иметь возможность принимать в академию иногородних, прежде всего участников олимпиад, которые проводятся в Снежинске. Ребята эти очень способные, а обучение и проживание в Москве родители могут обеспечить далеко не всем. Общежитие нужно и для того, чтобы принимать на практику студентов из всех других подразделений МИФИ с перспективой работы во ВНИИТФ после окончания вуза. Продумать, что могло бы удержать здесь молодых специалистов. Аргумент старших: "Здесь прекрасная природа и очень хорошо растить детей" - для нынешней молодежи не подходит. Для нее зачастую оказывается весомее, например, тот факт, что серьезная научная работа во ВНИИТФ ограничивает свободу выезда за рубеж, и что в городе вечером некуда пойти.

      Дальше. Неуспевающих первокурсников не отчислять, а переводить на менее сложные специальности в том же НИЯУ МИФИ. Самых способных посылать в Обнинск или московский МИФИ на два-три года (но не больше!), чтобы получили фундаментальные знания по физике и математике плюс общий научный кругозор.

      Было принято решение совместными усилиями развивать Снежинский филиал до уровня регионального научно-образовательного центра на Урале. Для разработки программы подготовки специалистов создать рабочую группу из сотрудников НИЯУ МИФИ и ВНИИТФ с подгруппами по образованию и науке (проведение совместных научных исследований тоже обсуждалось).

      Следующую встречу запланировали провести в Москве.

      - Создание НИЯУ МИФИ - это, по сути, эксперимент, пилотный проект, - подчеркивал М. Стриханов, выступая перед преподавателями Снежинской физико-технической академии. - Причем пилотность в трех вещах. Во-первых, огромная распределенная структура: четырехкратное увеличение численности студентов, трехкратное - ППС. Не было еще такого вуза. Во-вторых, НИЯУ МИФИ - один из двух национальных университетов, получивших этот статус решением правительства. В-третьих, нам в числе первых предстоит переход в статус автономного учреждения. От наших совместных усилий зависит, чтобы наш "пилот" приземлился без катапультирования. Ближайшая аккредитация НИЯУ МИФИ запланирована на 2010 год. Этап реорганизации должен быть закончен в начале октября этого года, после чего, собственно, и начнется полет "пилота".


Источник: Булгакова, Н. Тройной пилотный / Н. Булгакова : [Образование в Озерске и Снежинске; 60 лет ЮУПК; перспективы НИЯУ МИФИ] // Озерский вестник. - 2009. - 25 сентября. - С. 4-7.