"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске
Искусство
вернуться назад

А. Дерновая,
Л. Кошелева

"РОССИЯНЕ", БИС!

      Для людей творческих самое важное - признание народа. Чего-чего, а у оркестра Бориса Борисова этого предостаточно.

      "Выражаем огромную благодарность народному коллективу. Он истинно народный! В ваших произведениях мы услышали Россию.
Коллектив в/ч 01014, 6 января 1988 года".


      По большому счету, творческая судьба Б. Борисова складывалась удачно. То ли характер у него особенный, то ли ангел-хранитель следил за каждым его шагом, не отвлекаясь.

      Молодой музыкант, выпускник Челябинского института культуры Борис Борисов был направлен в 1976 году в Озерск, где остро нуждались в оркестре народных инструментов.

      "Я сразу стал приглашать ребят, которые хоть немного играют на народных инструментах, и даже тех, кто не играет, - рассказывал Борис. - Это был первый состав. 15 человек. Даже не оркестр - ансамбль. После 2-3 месяцев работы он уже звучал. С самодеятельностью работать труднее, но для меня это было интересно".

      Основная проблема того времени - нехватка инструментов. Однако Борисову часто встречались хорошие, умные и понимающие люди. Бывший директор ДК "Строитель" П.М. Шаманов как-то быстро среагировал, нашел и купил комплект русских народных инструментов (правда, они оставляли желать лучшего): домры, баяны, балалайки, ударные. Буквально через год оркестру "народников" предоставили новые хорошие инструменты, на некоторых из них играют до сих пор.

      Репертуар тогда был прост и незатейлив, в основном инструментовки народных песен. Одной из самых ярких солисток оркестра того времени стала Елена Сиекаева. Позже "Россияне" аккомпанировали хору и вокальному ансамблю (руководитель В.П. Анашкина) Дома культуры "Строитель".

      "Сердечное спасибо за прекрасный концерт в сопровождении замечательного оркестра русских народных инструментов и в исполнении самодеятельных солистов А. Фесенко, Г. Новиковой, А. Гапонова, особенно (хочется назвать его гвоздем программы) М. Шарова! 23 февраля 1988 года".

      Творческий рост оркестра нельзя не заметить. В первый год своего существования он представлял собой детский ансамбль. Через 2-3 года стали приходить взрослые, некоторые семьями, например, Староверовы (мама и две дочери, домбристки). Руководитель никому не отказывал. Практически 10 лет оркестр был смешанным. Борисов хорошо понимал, что творческий потенциал в городе, где есть музыкальные школа и училище, где раньше существовал оркестр народных инструментов (под управлением С. Золина, при ДК х/к "Маяк"), высок. Понимал, что многие профессиональные музыканты волею обстоятельств остались как бы не у дел. Один из них, Б.И. Спирин, однажды предложил собрать взрослых музыкантов. Дал адреса, телефоны. И люди потянулись. В результате оркестр (где-то в 1986 году) пополнился двенадцатью "крепкими" музыкантами, страстными любителями игры на народных инструментах. Именно с этого времени расширился репертуар, пополнился сложными интересными произведениями. Появились новые солисты - Галина Новикова, Светлана Казанцева, Алевтина Фесенко.

      "Россияне" постепенно завоевывали популярность, участвовали во всевозможных смотрах и конкурсах, в ежегодных праздниках эстрадной песни, непременно занимая 1-2 места, получая дипломы I и II степени.

                  "Прекрасное сложилось сочетанъе
                  Солисты - чудо, чудо - "Россияне"!
                  От вашего сегодня исполненъя
                  Царили в зале радость, восхищенье.
                  И я обжег ладони даже
                  В восторженном своем ажиотаже.
3 марта 1989 года".


      Жизнь оркестра заметно оживилась. К работе в нем подключились музработники ОДДУ, которые с удовольствием отдавались любимому делу в свободные вечера. "Россияне" играли не только здесь, в Озерске. Они много ездили, особенно летом. Только в Одессе "отмечались" 5 раз! Ездили все вместе по турпутевкам. Играли где только возможно и где придется. И так 10 интересных, захватывающих, летящих лет. Накапливался опыт. Менялся профессиональный уровень. Одно то, что в оркестр пришла Татьяна Ермакова (заведующая народным отделением ДМШ), говорит о многом.

      Татьяна Евгеньевна (в оркестре она концертмейстер) была заинтересована в привлечении к общему делу своих учеников. Для их же пользы, для практики. Так, например, Татьяна Шатана, ученица Ермаковой, впоследствии выпускница училища, играет в оркестре со 2-го класса по сей день. Не рассталась с коллективом после окончания ДМШ и Вера Цикарева.

      Сегодня состав оркестра просто немыслим без таких профессиональных музыкантов, как В. Юшкевич, Т. Ковальчук, П. Артамкин, И. Рябухина.

      На протяжении семи лет поет в сопровождении оркестра выпускник Саратовской консерватории, преподаватель вокала музыкального колледжа А. Великанов.

      Четыре года специально для "россиян" пишет произведения талантливый музыкант, композитор А. Михайлов. Он подарил оркестру и его солистам "Попурри на темы 30-х годов", "Скерцо для русского оркестра", "Концертную пьесу для ксилофона с оркестром", "Фантазии на темы советских композиторов для тенора с народным оркестром".

      "Побывал на концерте (это не впервые) "Россиян" и не могу не поделиться своими впечатлениями. По мастерству и технике исполнения оркестр не стоит на месте. Полифоническое звучание становится все чище и тоньше. Тихое звучание оркестра народных инструментов - большое достижение. Именно по тихому звучанию определяется мастерство, и таких моментов "пиано" становится больше. В этом, конечно, заслуга Б.И. Борисова, воспитавшего за много лет немало прекрасных музыкантов.
9 апреля 1994 года".


      После признания оркестра в Москве лауреатом Всероссийского конкурса в 1991 году "Россиянам" присвоили статус муниципального. (Участникам очень запомнился тот концерт в Кремлевском Дворце съездов.)

      Борис Борисов считает, что ему повезло как руководителю - он всегда встречал поддержку со стороны администрации города, строительства (Г.М. Середа просто опекал "Россиян", его часто можно было увидеть в концертном зале). Повезло как дирижеру - оркестр и его солисты пользовались неизменным успехом у публики. Записи 6 музыкальных произведений в исполнении "Россиян" (обработки народных песен, музыка русских и советских композиторов) хранятся в фонде Всесоюзного радио (2-3 раза в год их можно услышать).

      И, конечно, считает Борис Иванович, ему повезло с людьми. С теми, кто тесно сотрудничает с "Россиянами" на протяжении долгих счастливых и трудных 20 лет.

                  "О "Россиянах", скажем честно,
                  во всем Союзе уже известно.
                  Мы рады все, что "Россияне"
                  Свое былинное названье
                  Несут и гордо и почетно.
                  И мы их слушаем охотно
                  Наш бурный шквал аплодисментов
                  Оркестру русских инструментов!
21 декабря 1989 года".


      ***В материале использованы строчки из книги отзывов народного коллектива оркестра русских народных инструментов Дома культуры "Строитель".


Источник: Дерновая, А. "Россияне", бис!: [Оркестр русских народных инструментов под руководством Б. Борисова] / А. Дерновая, Л. Кошелева // Озёрский вестник. - 1996. - 30 марта. - С. 3.