"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске
Искусство
вернуться назад

Л.Г. Михайлова

АРХИТЕКТУРНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СТРУКТУРА ГОРОДА ОЗЕРСКА1


      В статье рассматриваются особенности первичного формирования архитектурно-пространственной структуры закрытого города Озерска, расположенного в Челябинской области, которая относится к периоду строительства города в послевоенное время – 1940-1950-м годам. В статье рассматриваются основные тенденции в планировке и формировании структуры города, определяющие его градостроительный и архитектурный облик, основные архитектурные ансамбли и здания города, обладающие архитектурной ценностью, а также массовая жилая застройка города, выполненная в стилевых формах советской неоклассики.

ВВЕДЕНИЕ

      Архитектура ХХ в. в России является менее исследованной, чем более ранние периоды. Одной из причин этого называется частая смена архитектурных стилей в России в ХХ в. и тот факт, что каждый следующий стиль отвергал предыдущий, относясь к нему критически.

      1930-1950-е гг. – время второй волны неоклассицизма в ХХ в. Первая волна неоклассицизма, 1900-1910-е гг., стилистически относится к эпохе модерна. Период неоклассицизма 1930-1950-х гг. назван искусствоведами «сталинским ампиром», он формировался, отвергая авангардное направление в архитектуре. Этот период советской неоклассики был отвергнут как «украшательство», его архитектура оказалась надолго предана забвению.

      Город Озерск – закрытый город атомного проекта СССР – занимает особую страницу в истории градостроительства. Город со всех сторон окружен озерами Иртяш, Кызылташ, Малая и Большая Нанога, благодаря которым и получил свое название. Природно‑климатические и социально‑экономические условия определили индивидуальные особенности архитектурно‑пространственной структуры города, формирование которой относится к периоду послевоенного времени – 1940-1950‑м гг. Планировочная структура города, система открытых пространств, вертикальных доминант, архитектурных ансамблей отражает градостроительные концепции советской архитектуры середины ХХ в.

      Проектирование города выполнено ленинградскими архитекторами. В 1945 г. Государственный союзный проектный институт № 11 (ГСПИ‑11) Ленинграда, ныне ОАО «Восточно-Европейский головной научно-исследовательский и проектный институт энергетических технологий», утвержден правительством в качестве генеральной проектной организации для создания и развития атомной промышленности СССР. Архитекторы, создававшие архитектурно‑пространственную структуру Озерска, представляли город, который занимает в истории ордерной архитектуры уникальное место. Влияние питерской архитектуры, безусловно, присутствует в архитектурных решениях Озерска.

МЕТОДОЛОГИЯ РАБОТЫ

      Исследование включает в себя изучение первичной планировочной структуры города, сравнительно‑типологический и искусствоведческий анализ особенностей зданий определенного типа и стилевых процессов архитектуры этого периода. Исходным материалом для анализа своеобразия градостроительного наследия и оценки архитектурно‑пространственной структуры Озерска являются архивные планы и фотографии города, результаты натурного обследования.

      Цель статьи – изучение особенностей первичной архитектурно‑пространственной структуры Озерска, оценка градостроительной структуры и архитектуры города 1940-1950‑х гг.

      Из документов известно, что осенью 1945 г. ГСПИ‑11 разработал план строительства «завода № 817» [5]. Одновременно с проектированием промышленных объектов разрабатывалась проектная документация по строительству закрытого поселка «района № 11». Выездной бригаде архитекторов по гражданскому строительству поручили разработать «проект жилого поселка №1» на 2 тыс. жителей.

      9 ноября 1945 г. – день, когда приступили к реализации на месте проекта, известного под названием «Программа № 1», – стал днем основания города и началом истории ПО «Маяк» [3].

      Генеральный план строительства завода по переработке оружейного плутония, принятый в апреле 1946 г., предусматривал первичную структуру закрытого города при его создании в строительстве двух жилых поселков на 2 тыс. и 2,5 тыс. человек, составляющих одно цельное поселение, имевшее одну градообразующую составляющую – химкомбинат «Маяк». Один строился на севере, это так называемый «Северный поселок», ставший местоположением города Озерска, а второй начали строить на юге, с названием «поселок Татыш». Второй оказался очень близко к производству, его строительство заморожено и не получило дальнейшего развития.

      Интенсивная застройка поселка с условным названием «строительство поселения базы № 10» началась в 1947 г. без наличия генерального плана. Архитекторы занимались в основном привязкой проектов типовых домов на месте. На улицах поселкового типа строились финские домики, коттеджи, брусчатые дома, дома барачного типа. Застройка поселка №1 в 1947–1949 гг. в западной части города имела местное название «Генеральский кружок». Это строительство должно было обеспечить жильем специалистов, прибывших в поселок со всех концов страны (Иллюстрация 1).

      В связи с возрастающим объемом промышленного строительства численный состав поселка достигал временами 50 тыс. человек, что превышало предполагаемую цифру наличия людей в десятки раз. Жилья катастрофически не хватало. В 1948 г. было принято решение о составлении Генерального проекта планировки жилого поселка.

      Генеральный проект планировки жилого поселка утвержден в 1949 г. (Иллюстрация 2).

      Проект выполнен выездной группой архитектурно‑планировочного отдела ГСПИ‑11. Архитекторы И. А. Глухих, В. Н. Иванов, И. Б. Орлов разработали проект жилого поселка № 1 на 2 тыс. жителей.

      Город остро нуждался в жилой застройке, и к концу 1950‑х гг. появилась квартальная застройка, город стал застраиваться двух‑четырехэтажными зданиями в неоклассическом стиле (Иллюстрации 3, 4).

      Город, включив в себя дуговую часть предыдущей застройки, определил две главные композиционные оси – это пр. Ленина, бывший пр. Сталина, и ул. Победы, бывшую ул. Берия. Улицы (арх. А.И. Власов, А. Г. Гуревич, И. Б. Орлов) расположены параллельно друг другу, через весь город протянулись с запада на восток, нанизав на себя главные общественно значимые архитектурные ансамбли.

      На схеме города Озерска (Иллюстрация 5) красным цветом выделены главные улицы города – пр. Ленина с бульваром, который делит сегодня город на две части.

      Архитектурными акцентами на пр. Ленина являются привокзальная площадь им. Ленина (арх. А.Г. Гуревич, И. Б. Орлов, Я. М. Зеленый) и площадь им. Курчатова, соединенная в единый ансамбль с Театральной площадью (арх. А. И. Власов, А. Г. Гуревич, И. Б. Орлов, Д. Т. Ковчегов, Г. С. Ремнев). На востоке пр. Ленина выделен «домом с башней» (1956 г., арх. Н. А. Комков, И. Б. Орлов).

      Параллельно пр. Ленина выделен цветом пр. Победы, на замыкании которого в западной части города расположен медгородок (арх. А.Г. Гуревич, И. Б. Орлов, Я. М. Зеленый), а в восточной части расположена объемная доминанта здания филиала МИФИ (арх. Б.Г. Машин).

      С 1940‑х гг. сохранился так называемый «Генеральский кружок» с коттеджной застройкой – это бывшая ул. Дуговая, ныне Колыванова, и Школьная, ныне Ермолаева.

      Под прямым углом от пр. Победы на север построена ул. Новая, ныне Блюхера, на ее пересечении с Комсомольским проспектом расположена площадь, доминантой которой является здание ДК ПО «Маяк», построенное в 1958 г. (арх. Г. М. Вылегжанин), практически завершающее реализацию генплана города 1949 г.

      В 1957 г. разработан и утвержден новый генеральный план города, ценность которого состоит в том, что следующий этап строительства города формировался в его южной части и не нарушил первичную архитектурно‑пространственную структуру Озерска 1940-1950‑х гг.

      Наряду с жилой застройкой, в 1940-1950‑е гг. строились общественно значимые, культурные и социальные объекты города. В 1948-1950 гг. в сосновом бору у озера Иртяш устроен Парк культуры и отдыха, главный вход в который организован круглой площадью с памятником В.И. Ленину в ее центральной части. Вход в парк оформлен пропилеями (проект И.Б. Орлова). По периметру площади, образуя полукруг, расположены четыре объема, соединенные чугунной решеткой на столбах (Иллюстрация 6). Пропилеи, выполненные в стилевых формах советского неоклассицизма, придают входу торжественность и парадность.

      Главные фасады, каждого объема пропилей, ориентированные на центр площади, имеют форму портала с колоннами, завершенными треугольной формы фронтонами, с оконным проемом с полуциркульным завершением в центральной части стены. В боковых объемах в боковых фасадах оконные проемы заменены нишами. Над оконными проемами и нишами расположены розетки. Углы объемов оформлены рустом. Вход в парк организован через портики центральных объемов. Колонны портиков ионические, спаренные, поддерживают антаблемент.

      Эталоном конструктивно‑тектонической ордерной системы довоенной эпохи советской неоклассики являются Пропилеи Смольного, возведенные в Ленинграде по проекту В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейха в 1923-1924 гг.

      Советский неоклассицизм имеет преемственность с дореволюционным неоклассицизмом, так как создавался теми же архитекторами, которые работали в начале ХХ в., с определенной корректировкой, но без изменения сущности стиля. Неоклассическая архитектура начала ХХ в. была многоплановой, что сказалось на основных тенденциях ее возрождения. И.А. Фомин опирался именно на русский классицизм начала XIX в., а И. А. Жолтовский и В. А. Щуко использовали в творчестве направление «ренессансной», «палладианской» архитектуры. Неоклассицизм начала XX в. обращался как к эллинизму, так и к европейским и российским образцам XVIII–XIX вв. Одной из важных характеристик неоклассицизма является осмысление идеалов античности, российской и европейской истории. Источником советского неоклассицизма 1930-950‑х гг. была российская классическая традиция, творческое осмысление российского классицизма, который к началу ХХ в. воспринимался уже как национальное явление. Именно в ордерной архитектуре ленинградские архитекторы подчеркивали преемственность градостроительных идей.

      Здание Центральной заводской лаборатории (ЦЗЛ) в Озерске построено в 1949–1951 гг. по проекту архитекторов А. Домнина и Г.Н. Локтева и поставлено на замыкании площади‑сквера им. Курчатова (Иллюстрация 8).

      Две площади на пр. Ленина слились в одно пространство, где здание театра расположено напротив ЦЗЛ через площадь Курчатова, пр. Ленина, Театральную площадь.

      Здание драмтеатра (арх. Б.Г. Машин) строится в 1949-1952 гг. (Иллюстрация 10). Перед зданием театра расположена Театральная площадь, фланкированная двумя зданиями – бывшим Домом пионеров и горадминистрации, оформленными центральными ризалитами, украшенными портиками с колоннами и фронтонами.

      По определению С.О. Хан‑Магомедова, в архитектуре «сталинского ампира» «мы имеем дело с одним из самых высокопрофессиональных этапов в истории русской архитектуры последних столетий» [9, 24]. Он отмечает, что по художественному уровню «лучшие проекты «сталинского ампира» приближаются к уровню русского классицизма XVIII–XIX вв. и даже итальянского Ренессанса (проекты Жолтовского и Гольца). Это не просто «цитатная» неоклассика, а неоклассика, генерирующая творческие идеи, «живая классика», как ее называли в первые десятилетия ХХ в.» [9, 24].

      Этот период советской неоклассики является одним из богатейших формообразующих этапов отечественной архитектуры ХХ в. Страна, одержавшая победу в Великой Отечественной войне, создавая архитектуру победы, претендовала на творческое развитие его главного художественно‑композиционного приема – классического ордера.

      В городской застройке ХХ в. многие ансамбли и отдельные сооружения периода «сталинского ампира» мало в чем уступают в художественном уровне произведениям других творческих направлений.

      «Сталинский ампир» обладал четко выраженной стилистикой, имея формообразующие корни, он имел и сверхзадачу – социальный заказ на создание монументальных архитектурно‑художественных образов, так называемый «эпический монументализм», который зародился в русской архитектуре еще в XIX в., явно не без влияния французского «революционного ампира» [9, 17].

      В истории ордерной архитектуры Петербург занимает особое место, где несколько поколений архитекторов и в XVIII, и в XIX, и в ХХ вв. воплощали градостроительные концепции, опираясь на универсализм ордера при его ведущей роли. На всех этапах формирования городской среды Петербурга ордер не являлся декорацией, оставаясь средством композиционной разработки образов пространства. «Ордер – архитектурный генетический код Петербурга‑Ленинграда, обеспечивающий развитие образных связей, единство пространственной структуры города» [2, 128].

      Вместе с тем следует отметить, что зодчие советской неоклассики применяли ордер не на основе конструктивно‑тектонической ордерной системы, а на основе ордера стены. Эволюция ордерной архитектуры 1930-1950‑х гг. проходила через требование «обогащения» объемов зданий ордерными формами, декоративными композициями.

      В 1949-1951 гг. в Озерске построены здания, сформировавшие площадь Ленина. Это здания железнодорожного вокзала (ныне автовокзал) (Иллюстрация 11) и гостиницы «Центральная» (ныне городская администрация) (Иллюстрация 12). Гостиница построена по проекту архитектора Хомякова, а здание железнодорожного вокзала – по проекту архитектора А.И. Власова. В эти годы созданы проект больничного городка (Иллюстрация 13), здание филиала МИФИ по проекту архитектора Б. Г. Машина (Иллюстрация 14).

      В 1954 г. Озерск получил статус города.

      Определяя историческую застройку города периода 1940-1950‑х гг., можно выделить ее своеобразие в наличии в этот период двух частей городской среды.

      Первая часть застройки города – это коттеджный поселок, построенный в 1947-1949 гг., без наличия генерального плана соцгорода, который образовал первичный исторический центр Озерска. Улицы Дуговая (ныне Колыванова), Комсомольская, Школьная (ныне Ермолаева) еще сохранили первичную дуговую планировочную структуру и коттеджную застройку поселения этого периода. Эти жилые территории имеют усадебную и периметральную застройку, проектировались, отражая влияние концепции строительства соцгорода, по типу «города‑сада».

      Вторая историческая часть города строилась в соответствии с Генеральным планом, который был разработан выездной группой Ленинградского Государственного союзного проектного института ГСПИ‑11 и утвержден в 1949 г. Наиболее четко в планировочном отношении выражен линейный исторический центр, который образуется двумя параллельными композиционными осями – проспектами Ленина и Победы. Здесь разместились основные крупные общегородские объекты и архитектурные ансамбли. Проспект Ленина фиксируется на востоке «домом с башней», который стал высоткой, исторической доминантой на пересечении пр. Ленина с ул. Герцена. На западе главным объектом стала набережная озера Иртяш и Парк культуры и отдыха.

      Проспект Победы фиксируется на востоке двумя жилыми зданиями, представляющими архитектурно‑художественную ценность, и комплексом МИФИ. На западе пр. Победы зафиксирован архитектурным ансамблем больничного городка. В исторической части расположен ряд объектов монументального искусства более позднего происхождения, которые выполняют роль смысловых и композиционных акцентов, удачно вписанных в окружающую застройку. Это памятники И.В. Курчатову, «Прометей», комплекс «Вечный огонь» и др.

      Основные тенденции в планировке и формировании первичной архитектурно‑градостроительной структуры учитывали природно‑ландшафтные характеристики местоположения города. Среди ландшафтных объектов на территории города наиболее значимыми и выразительными являются: бульвар на пр. Ленина, ПКиО, набережная озера Иртяш, участки природного ландшафта по ул. Пушкина и пр. Победы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Город Озерск, расположенный на полуострове, на холмистом рельефе, и окруженный живописными озерами, благодаря вдумчивому отношению градостроителей и архитекторов, осуществлявших первичное формирование его архитектурно‑пространственной структуры и выполнивших работу на высоком профессиональном уровне, обладает рядом градостроительных и архитектурных достоинств. В его архитектуре отчетливо читается школа неоклассики ленинградских зодчих с ведущей ролью ордера в архитектуре, средством композиционной разработки образов пространства.

      Искусствоведческий и сравнительный анализ позволили определить особенности формирования архитектурно‑пространственной структуры закрытого города Озерска, особенности типологии, стилевых характеристик, ансамблевой архитектуры в композиционной структуре города, которая относится к периоду строительства города в послевоенное время – 1940-1950‑е гг. Жилая застройка 1940-1950‑х гг. отразила влияние принципов и приемов советского неоклассицизма. Это проявилось в акцентировании главных и второстепенных улиц и площадей, в осевых и симметричных решениях планировки и застройки, их стилистическом единстве, комплектности благоустройства и озеленения. Живописные водоемы определили необходимость создания парков, скверов и благоустроенных набережных для соединения зеленых зон города в систему непрерывного водно‑зеленого периметра.

      Имеется четко читаемый по этапам строительства рисунок генерального плана города 1940-1950‑х гг., его живописная форма, грамотное включение в городскую среду природного ландшафта, высокий уровень благоустройства и озеленения городской среды. Хорошая сохранность как ансамблей градостроительных и архитектурных, так и сохранность городской среды, выполненных на высоком профессиональном уровне в стилистике «сталинского ампира», учитывая историческую причастность города к важнейшим событиям в истории нашей страны, – все это позволяет считать архитектурно‑пространственную структуру города с его архитектурой и ансамблевой застройкой 1940-1950‑х гг. памятником градостроительства и архитектуры и основанием для отнесения города Озерска к историческим городам России.


1Работа выполнена по плану ФНИ на 2019 г. при поддержке РААСН и Минстроя России в соответствии с Государственной программой Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013–2020 гг., Программой фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013–2020 гг.

СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ

Иллюстрация 1. Коттедж, г. Озерск. 1948 г. Архивное фото И.С. Тюфякова. Ф. 128. Оп. 1. Ед. хр. № 12
Иллюстрация 2. Генплан жилого поселка. ГСПИ-11. 1949 г. [5, 17]
Иллюстрация 3. Жилые дома, пр. Ленина, 60, г. Озерск
Иллюстрация 4. Застройка пр. Сталина (Ленина), г. Озерск. Фото 1955 г. Архив. Ф. 128. Оп. 1. Ед. хр. № 9, 11
Иллюстрация 5. Схема г. Озерска. Июль 2019 г., с указанием улиц и площадей, сформированных в период 1947–1957 гг. Источник: https://kartami.ru/ozersk
Иллюстрация 6. Главный вход в парк (ПКиО), г. Озерск. 1949 г. Арх. И.Б. Орлов. Архив г. Озерска. Ф. 128. Оп. 1. Д. 8
Иллюстрация 8. Центральная заводская лаборатория (ЦЗЛ), г. Озерск. Арх.: А. Домнин, Г.Н. Локтев. Вид с площади им. Курчатова
Иллюстрация 10. Главный фасад драмтеатра, г. Озерск. 1949–1952 гг. Арх. Б. Г. Машин. Фото Л.Г. Михайловой. 2019 г.
Иллюстрация 11. Здание железнодорожного вокзала, г. Озерск. Арх. А.И. Власов. Архив Ф. 128. Оп. 1. Ед. хр. № 13
Иллюстрация 12. Здание бывшей гостиницы, г. Озерск. Арх. Хомяков. Фото Л.Г. Михайловой. 2019 г.
Иллюстрация 13. Фрагмент здания медгородка, г. Озерск. Арх.: А. Г. Гуревич, И.Б. Орлов, Я.М. Зеленый. 1950–1952 гг.
Иллюстрация 14. Здание МИФИ, г. Озерск. Арх. Б. Г. Мишин. Архив. Ф. 128. Оп. 1. Ед. хр. № 10, 15

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. МАОГО (Муниципальный архив Озерского городского округа). Ф. 111. Оп. 1А. Д. 1; Ф. 128. Оп. 1. Ед. хр. 8–15, 17–19.
2. Архитектура сталинской эпохи: опыт исторического осмысления / сост. и отв. ред. Ю. Л. Косенкова. – М.: Ком Книга, 2010. – 496 с.
3. Ершова Л. И. Озерска архитектура // Челябинская область: энциклопедия / гл. ред. К.Н. Бочкарев. – Челябинск: Каменный пояс, 2008. – Т. 4. – С. 710-711.
4. Искандаров М. М., Михайлов А. Ю. Советский неоклассицизм 1930–1950‑х гг.: проблемы трансформации традиций российской классической архитектуры XVIII–XIX веков // Изв. КГАСУ. – 2012. – № 4 (22). – С. 24-29.
5. Историко‑архитектурный опорный план и проект охранных зон г. Озерска Челябинской области. – Челябинск, 1998. – 265 с. (МОПОРФ. Южно‑Уральский государственный университет. Челябинский региональный центр высшей школы).
6. Косенкова Ю. Л. Советский город 1940‑х – первой половины 1950‑х гг. От творческих поисков к практике строительства: дис. и автореф. д‑ра арх.: 18.00.01 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.dissercat.com/content/sovetskii‑gorod‑1940‑kh‑pervoi‑poloviny‑1950‑kh‑godov‑ot‑tvorcheskikh‑poiskov‑k‑praktike‑str.
7. Малкова И. Г. Промышленные города Урала: опыт регулирования градостроительного развития (1940-1950‑е годы) // Вестн. Челяб. гос. ун‑та. – 2015. – Вып. 65, № 16 (371). – С. 61–65.
8. Оленьков В. Д. Город не призрак // Наследие народов Российской Федерации (журнал МК РФ). – М.: НИИ‑Центр, 2009. – № 4 (30). – С. 29-34.
9. Хан‑Магомедов С. О. «Сталинский ампир»: проблемы, течения, мастера // Архитектура сталинской эпохи: опыт исторического осмысления / сост. и отв. ред. Ю. Л. Косенкова. – М.: НИИТИАГ, 2010. – С. 10-24.



Источник: Михайлова, Л.Г. Архитектурно-пространственная структура города Озерска / Л.Г. Михайлова // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. – 2019. – № 3. – С. 68-73. – Режим доступа: https://uniip.ru/wp-content/uploads/2019/11/13_av3-201942.pdf