Имя Валентина Черникова многим стало известно после трех книг, вышедших из-под его пера. Первая ("За завесой секретности") посвящена истории строительства Озерска и химкомбината "Маяк", две последующие ("От Демидова до Вольхина" и "Наследники Демидова") - истории и мастерам производства Кыштымского медеэлектролитного завода. Несмотря на довольно крупные тиражи, книги быстро исчезли с прилавков магазинов.
Недавно издательство "Челябинский Дом печати" тиражом 3000 экземпляров выпустило в свет из намеченных двух первый том его новой книги "Особое поколение". Профессиональный журналист, окончивший Московский государственный университет, в яркой художественной форме, живым языком создал литературные портреты работников производственного объединения "Маяк".
Когда заработал реактор, приступили к устойчивому выпуску продукции радиохимический и химико-металлургический заводы, академики, министры стали бывать на комбинате все реже и реже. Все последующие (и ох, какие нелёгкие!) проблемы решали уже другие люди.
Сам, будучи честным, принципиальным, мастерски владеющий словом, автор с любовью, душевной теплотой и гордостью повествует о деловых, чисто человеческих качествах героев своих очерков, биографии которых хорошо знает, с которыми был близко знаком и даже дружен.
Да, это настоящие герои - труженики, ученые, инженеры, руководители и рабочие, отдавшие свои жизни становлению атомной промышленности. Есть среди них отмеченные самыми высокими званиями и наградами Родины.
А вот в главе "За пределами возможного" Валентин Черников рассказывает о человеке, не имеющем ни высоких наград, ни должностей, ни ученых званий. О человеке - оптимисте, душе мужской компании.
Юрий Павлович Татар, 1940 года рождения, - обыкновенный, с семиклассным образованием аппаратчик. Однако судьба его поистине героическая. И не только в масштабах города. Немного найдется схожих случаев и в масштабах страны, а может быть, и мира.
Рядом с тем, что совершил он, даже подвиг известного Героя Советского Союза Алексея Маресьева кажется не столь впечатляющим. Стынет кровь от одного перечисления выпавших на его долю испытаний.
1968 год - попал в ядерную аварию и получил огромную дозу облучения.
1969 - от переоблучения в тканях правой руки и ноги начались необратимые процессы разложения, врачи принимают решение ампутировать стопу и кисть.
1970 - по той же причине ампутирована часть левой ноги и еще на несколько сантиметров укорочена правая.
1972-1987 годы - новая серия операций, в результате - рука ампутирована почти по локоть, а от ног остались две небольшие культи.
А был красавец - парень: рост 187, вес-95, балагур и заводила, достойно отслуживший в армии срочно и сверхсрочно.
Как живет сейчас Юрий Павлович? Что он умеет и что делает? "Да почти все: одевается и заправляет постель, поливает из шланга сад, обрезает малину и смородину, наводит порядок в гараже - много чего делает. Зимой холодно, поэтому он больше дома, а как наступит тепло, его в дом не загонишь. Целыми днями во дворе копается, обедать не дозовёшься", - шутя, жалуется супруга Нина Анатольевна Татар. Фантастика: Юрий Павлович не только поливает, но и вспахивает свой огород в шесть соток. Одной левой рукой, обыкновенной лопатой, только с укороченным черенком. Копает без коляски, сидя на земле. Самостоятельно залезает по лестнице на крышу гаража с целью ее починки, спускается в находящийся под кухней коттеджа погреб. С друзьями ловит рыбу. Сам себе измеряет давление.
А еще Юрий Павлович водитель - любитель. На переоборудованных "Жигулях" с 76 года наездил более 500 тысяч километров. 6 раз своим ходом казак ездил на Кубань к родителям. Вот это - характер! Характер мужской. Характер Человека с Большой буквы.
Перелистнув последнюю страницу и закрыв первый том книги "Особое поколение", благодарный читатель с интересом будет ждать ее продолжения.
Без сомнения, депутат Озерского городского Совета Валентин Григорьевич Черников выполнит гражданский и журналистский долг, пополнив свою галерею новыми литературными портретами замечательных земляков-южноуральцев.
Источник: Иванов, А. Героизм особого назначения / А. Иванов // Камертон. – 2003. - № 50. – С. 4.