Шел 1946 год. Только что закончилась Великая Отечественная война. Сотни городов и сел еще лежали в руинах. Необходимо было восстанавливать или строить заново большое количество промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Но в это тяжелейшее время страна была вынуждена отвлекать огромные материальные средства и людские ресурсы на создание новой отрасли промышленности - атомной, чтобы в кратчайшие сроки создать собственное атомное оружие.
Это было, вынужденное решение и наш ответ на атомный шантаж и разрабатываемые нашими бывшими союзниками планы атомных бомбардировок наших городов.
НАЧАЛО
На Урале вблизи Кыштыма начиналось строительство первого промышленного предприятия по созданию этого грозного оружия. Приказом начальника ЛГУ Б.Л. Ванникова от 17.04.46 № 0120сс инженер-полковник П.Т. Быстров был назначен директором завода 817. Так что правильнее датой рождения нашего предприятия следует считать 17 апреля 1946 года, когда был подписан приказ о назначении первого директора строящегося предприятия.
В сентябре-октябре 1946 года из Челябинска прибыла большая группа специалистов, многие из которых были назначены на руководящие посты в управление предприятия. Прибывший на предприятие Б.В. Брохович был назначен начальником отдела оборудования, И.Д. Ровный - начальником транспортного отдела, Г.Н. Воронин - начальником ОРСа, Н.И. Мурза - начальником ЖКО, А.И. Савельев - главным бухгалтером, П.П. Коновалов - начальником ОКСа, И.Г. Костылев - и.о. главного энергетика.
12 октября 1946 года на предприятие прибыл Д.Д. Артамонов, назначенный главным механиком предприятия. Именно этот день и следует считать днем рождения службы главного механика предприятия.
Прибывших до конца 1946 года специалистов направляли в созданные отделы управления предприятия, а также в ремонтно-механический и электроремонтный цехи, на объекты "А" и "Б", которых пока еще не было, но они генпроектировщиком (ГСПИ-11) были предусмотрены в структуре будущего предприятия.
До конца 1946 года из числа прибывших на предприятие работников в отдел главного механика были направлены С.И. Богомолов, И.И. Муравский, П.Т. Темный, Р.А. Афанасьев, С.Н. Вьюшкин; И.П. Померанцев, Т.С. Щелкунова, Л.М. Понятова, Г.И. Комаров. И хотя большинство из перечисленных работников вскоре ушли из отдела - кто в отдел оборудования, кто на объект 22, кто на объект "А", они были первыми, кто начинал работать в отделе и кто вместе с Д.Д. Артамоновым создавал первые нормативные и эксплуатационные документы службы главного механика, разрабатывал первые чертежи.
Прибывший на стройплощадку главный механик Дмитрий Дмитриевич Артамонов сразу же включился в работу. Директором завода П.Т. Быстровым было поручено срочно составить заявки на все виды материалов на 1947 год, включая химикаты, кабельную продукцию, топливо. Так как время составления заявок уже истекло, Главком было предложено составить заявки в течение 10 дней. Из промышленных объектов проекты имелись только на водное хозяйство, РМЗ и некоторые вспомогательные объекты (котельную, хлебозавод). Прейскурантов и справочников не было, пришлось опираться только на память и опыт прошлой работы. К 20 октября (ведь Дмитрий Дмитриевич приехал на базу только 12 октября) все заявки были подготовлены, и они вместе с директором поехали в Москву для их защиты. В заявку было дополнительно включено оборудование для РМЗ, так как проектом не были предусмотрены многие виды металлообрабатывающего и кузнечно-прессового оборудования, необходимого для ремонтной базы будущего предприятия. Заявки, в основном, были приняты.
По возвращении из Москвы Дмитрий Дмитриевич приступил к разработке структуры службы главного механика.
До конца 1946 года прибыло еще несколько специалистов, направленных в отдел к Д.Д. Артамонову. Это С.И. Богомолов, С.Н. Вьюшкин, И.И. Муравский, И.П. Померанцев, Т.С. Щелкунова, П.Т. Темный, Р.А. Афанасьев, которые и были в ту пору первыми помощниками главного механика.
ФОРМИРОВАНИЕ СТРУКТУРЫ ОГМ
Первые специалисты, начинавшие работу в ОГМ, в большинстве своем были временные работники, которые вскоре ушли в другие отделы и подразделения. Формирование стабильной структуры ОГМ началось по существу в 1948 году, когда в отдел пришли работники, проработавшие в нем много лет.
В 1948 году в ОГМ были направлены: В.П. Харчков, назначенный старшим инженером ППР; И.П. Козин, назначенный инженером по оборудованию; Е.А. Кишнев, назначенный техником по запчастям. В 1949 году на предприятие прибыл А.В. Стрекопытов, работавший до этого директором завода № 537 в Кирове. Приказом от 25 апреля 1949 года он был назначен заместителем главного механика предприятия.
Структура службы главного механика, штатное расписание менялись с годами в соответствии с задачами, которые ставились перед отделом.
В 1954 году отделу главного механика предприятия было поручено ведение работ по контролю за системами вентиляции и газоочистки. В штатное расписание отдела были внесены соответствующие изменения. В отделе было создано бюро вентиляции и газоочистки.
В 1954 году отделу поручили ведение контроля за эксплуатацией и ремонтом промышленных сооружений и функциональное руководство ремонтно-строительным цехом РСЦ-12.
Постановлением Совета Министров СССР от 15августа 1948 года при начальнике ПГУ была организована контрольно-приемочная инспекция (КПИ) для ведомственного контроля за деятельностью заводов-изготовителей оборудования для создаваемой атомной отрасли, осуществления технической приемки оборудования и материалов для ядерно- и радиационноопасных производств, а с 1973 года - и для контроля за качеством изготовления ядерного топлива и оборудования для атомных станций.
Персонал инспекции КПИ был введен в штаты некоторых предприятий Минатома (в том числе нашего предприятия, Сибирского химического комбината и некоторых других). Ведение дел на работников КПИ было поручено отделу главного механика.
Несколько слов о руководителях службы главного механика предприятия. Первым главным механиком был Дмитрий Дмитриевич Артамонов. В 1958 году после переезда Д.Д. Артамонова в Димитровград на эту должность пришел А.В. Стрекопытов, но проработал он недолго. Через 2 года после тяжелой болезни он умер, и с 1 января 1961 года главным механиком был назначен И.И. Болякин. В 1989 году после ухода И.И. Болякина на пенсию главным механиком стал А.В. Сурин. После отъезда А.В. Сурина в Москву с 1 июля 1999 года главным механиком ПО "Маяк" работает С.Б. Березовский, работавший до этого заместителем главного механика.
Поздравляю всех работников службы главного механика предприятия (бывших и работающих) с 60-летним юбилеем отдела. Желаю всем крепкого здоровья, счастья и благополучия, а работающим механикам - успехов в их нелегком и весьма ответственном труде.
Источник: Крылов, П. А. Службе главного механика «Маяка» - 60 лет / П. А. Крылов // ПрО Маяк. - 2006. - 13 октября. - С. 3.