165 лет со дня рождения М.А. Врубеля
(17.03.1856 – 14.04.1910)
«Он сам был демон, падший прекрасный ангел,
для которого мир был бесконечной радостью
и бесконечным мучением…»
А. Блок
«Забыть, что ты художник, и обрадоваться тому,
что ты, прежде всего человек…»
М. Врубель
Михаил Александрович Врубель родился в Омске 5 (17) марта 1856. Его отец был военным юристом, поэтому семье приходилось часто менять место жительство.
Будущий художник рано потерял мать, но ее смогла заменить любящая мачеха. Вообще, Врубеля с детства любили все: и взрослые, и ровесники – он был весёлым, очаровательным и способным ребёнком.
Увлечение рисованием началось у Врубеля с пяти-шести лет. «Он зарисовывал с большой живостью сцены из семейного быта», – вспоминала его сестра. В гимназии он индивидуально занимался с учителем рисования и посещал рисовальную школу Общества изящных искусств.
Окончив одесскую гимназию, Врубель по настоянию отца поступил на юридический факультет Петербургского университета. Все годы его учебы он жестоко нуждался в деньгах, потому что отец, обремененный большой семьей, очень мало мог помочь ему. Врубелю приходилось добывать средства уроками и репетиторством.
Трижды его исключали из университета за неуплату положенных за обучение денег, но потом восстанавливали вновь. В течение этих пяти лет у него было очень мало времени для занятий живописью. Однако по окончании университета, в 1880 г. Врубель, вместо того, чтобы избрать карьеру юриста, пошел учиться в петербургскую Академию художеств. С этих пор он уже никогда не расставался с кистью и карандашом, со своей, как он шутливо писал, «супругой-искусством».
Еще учась в Академии, Врубель осознал, что его путь в искусстве будет особый. Из двух существовавших тогда больших направлений он не принимал ни одного: ему был чужд холодный академический подход к живописи, но он не разделял также идей и мироощущения передвижников, которые, по его словам, «кормили публику кашей грубого приготовления», стремясь утолить ее голод, но забывая о специальном деле художника.
Положенного академического курса Врубель не закончил. В 1884 г. по приглашению известного искусствоведа Адриана Прахова он уезжает в Киев для реставрационных работ в Кирилловской церкви XII века. Врубель без сожаления оставил столицу и Академию. Ему было уже почти тридцать лет, и затянувшаяся пора ученичества начинала его тяготить. Он отправился на Украину, уверенный, что в его жизни начался новый важный этап. И действительно, он быстро нашел необходимые формы и стиль для фресок «в византийском духе», поверил в свои возможности и радужные перспективы, которые сулила ему самостоятельная деятельность, обеспеченная заработком. Объем работ, выполненных им за полтора года, был огромен: кроме новых фресок «Сошествие Святого Духа», «Положение во Гроб» и других изображений, он нарисовал около 150 фигур – в основном с натуры, исполненные затем его помощниками, и реставрировал по своим эскизам ряд фигур в Софийском соборе. Прахов был им доволен и давал один за другим выгодные заказы.
В эти годы складывается особый, неповторимый стиль Врубеля. В иконах и мозаиках VI-XII веков он нашел ту притягательную выразительность «каменной оцепенелости» фигур, которая оказалась ближе всего его собственному видению образа. В его палитре большое место заняли цвета, созданные не столько природой, сколько мастерством и искусством человека: узоры старинных тканей, ковров, драгоценностей, обработанных камней и стекол, художественной утвари и других красивых вещей. Там же, в средневековых фресках, он открыл мир суровых и вдохновенных ликов, полных напряженной и загадочной жизни, увидел ту таинственную и величавую жизнь духа, выражения которой он искал в своей живописи последующих лет. Особый прием изображения глаз – огромных, выпуклых, взор которых напряжен до предела, трагически скорбен и печален, стал с тех пор одной из характернейших особенностей Врубеля, а его сквозной темой, проходящей через все творчество, стала тема мировой скорби. Он выразил ее так сильно и прекрасно, как никто.
Конец складывающемуся благополучию Врубеля положила страстная романтическая любовь его к Эмилии Львовне, жене Прахова. Отношения с наставником стали напряженными, и в конце концов Врубель должен был оставить реставрацию.
Он уехал из Киева и поселился в Одессе. Именно здесь в 1885 г. на его холстах впервые появился образ Демона – самая главная и самая пронзительная тема его творчества, его idea fix, которая после этого уже никогда его не покидала. «Демонов» Врубеля всего три: «Демон (сидящий)», «Демон (летящий)» и «Демон (поверженный)».
Первый «Демон» – начало сумасшествия. Наброски этой картины не сохранились. Известно, что Врубель показывал их К. Коровину, и тот «узнал сейчас же лицо знакомой дамы, совершенно неподходящее к Демону». Художник долго не мог забыть первую любовь, она неотвратимо, против его воли воплощается в картинах. Считается, что именно она заложила «первый кирпич» безумия. В 1890 году, в Москве, «Демон (сидящий)» был закончен. Образ Демона вышел глубоко романтическим. Этот дух еще полон юности и сердечного жара, в нем нет ни злобы, ни презрения. Это ни тень добра, ни его изнанка (как в христианской философии) – это само добро, но освободившееся от безгрешности, от святости и потому приблизившееся к человеку. Это полотно стало только началом работы Врубеля над его «Демонианой».
Через несколько лет Врубель пишет «Демона летящего» (1899). Это был уже не лермонтовский Демон, но могучий бунтовщик, обдумывающий план своего бунтарства. В одной его руке меч, юное лицо проникнуто решимостью и зреющей яростью.
Образ пронизан предчувствием гибели, обреченности. Это последний, отчаянный полет над горами. Демон почти задевает вершины своим телом. Колорит картины мрачен.
И, наконец, к 1901–1902 годам относится последняя картина – «Демон поверженный», над ней Врубель работал напряженно и мучительно. А. Бенуа вспоминает, что картина была уже на выставке “Мира искусства”, а Врубель все еще продолжал переписывать лицо Демона, менял колорит. В картине «Демон поверженный» Врубель познает и представляет своего героя не в тоске по человеческой любви, а в его войне с Богом, с установленными божественными законами. В созданном художником образе запечатлелась ярость произошедшей схватки и неостывшая ненависть к врагу. Разбитое, деформированное тело Демона с изломанными крыльями распростерто и ущелье, гневом горят глаза. Мир погружается в сумрак, последний луч вспыхивает на венце Демона, на вершинах гор. Мятежный дух низвергнут, но не сломлен. Современники видели в этом образе протестующее начало, прекрасного непокоренного человека.
С 1889 года Врубель живёт в Москве. Это время ознаменовывается для него началом наиболее продуктивного периода в творчестве. Поселившись в Москве, Врубель присоединяется к абрамцевскому кружку С.И. Мамонтова, к которому принадлежали не только художники, но и музыканты.
Давняя любовь к музыке приводит Врубеля в частную оперу Мамонтова, где он сближается с Н. А. Римским-Корсаковым и принимает участие в оформлении опер «Царская невеста» и «Сказка о царе Салтане». Затем он берётся за архитектурные проекты, из которых был осуществлен лишь один – пристройка к дому Мамонтова в Москве. В Абрамцеве Врубель возглавляет керамическую мастерскую, создает серию своеобразных скульптур-майолик на сказочные темы: «Лель», «Волхова», «Купава». Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно Принцесса Греза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896).
В 1890-1891 гг. Врубель получил возможность принять участие в оформлении юбилейного издания Лермонтова, над которым тогда трудились лучшие русские художники, и создал несколько прекрасных иллюстраций к поэме «Демон» (в том числе «Голова Демона», «Пляска Тамары», «Тамара в гробу» и некоторые другие). После выхода книги измученный до изнеможения своим Демоном Врубель на время освободился от его чар и от его гнета.
После появления его «Сидящего Демона» и некоторых других работ – таких как «Испания» (1894), «Гадалка» (1895), прекрасных декораций к операм Римского-Корсакова, за ним признали оригинальный талант. Он начинает получать заказы, которые позволили ему несколько поправить свой быт и устроить личную жизнь.
В 1896 году Врубель встретил любовь всей своей жизни – оперную певицу Надежду Ивановну Забелу и через несколько месяцев женился на ней. Период с 1896 по 1901 был, наверное, самым счастливым в его жизни. При всех страданиях, выпавших на его долю, судьба даровала ему любимую жену, верного друга и почти единомышленника в понимании искусства.
Врубель боготворил жену: ездил на все ее репетиции и спектакли, придумывал и собственноручно мастерил ей наряды для сцены и жизни. Она была его музой и в жизни и в творчестве.
Он создает сюиту портретов своей супруги. Ее облик живет и в некоторых сказочных и мифологических женских персонажах его картин, просвечивая сквозь них или знакомыми чертами лица, или излюбленной музыкальной тональностью цветовой гаммы.
В ней он видел Морскую Царевну, Маргариту, Музу, Снегурочку, Весну; везде мы встречаем этот удлиненный овал, большие ласково-томные глаза, «зазывно-недоуменную» (по выражению Гнесина) легкую улыбку, тонкую фигуру, длинные руки.
За эти счастливые пять лет художник создал такие картины, как «Пан», «Богатырь», «Царевна-лебедь», «К ночи», «Сирень».
А в 1901 году «счастливый период» заканчивается.
Долгое напряжение, томительное погружение в мир «демонического» не прошли для него бесследно. После окончания картины что-то ломается в его душе. Он меняется буквально на глазах – даёт знать о себе душевное расстройство.
В сентябре 1901 года у Врубеля родился сын с заячьей губой. Художник стал раздражительным, беспокойным, возбуждённым. У него начинаются приступы тревоги, слуховые галлюцинации и бред, кто-то невидимый убеждал его в том, что он бездарность и ничтожество. Врубель считал себя достойным наказания за то, что посмел изображать и Демона, и Христа. Но во время прояснений рассудка он продолжал работать.
10 февраля 1902 года 46-летнего Врубеля помещают в психиатрическую лечебницу 1-го Московского университета, где он проходит курс лечения. Постепенно состояние художника улучшилось, и весной 1903 года он был выписан из клиники. Через некоторое время сын Врубеля умер от менингита, что вызвало новое обострение болезни. Потрясенный горем, Врубель сам попросил отправить его в лечебницу, которую покинул ненадолго лишь раз – в августе 1904 г.
В 1904 году Врубель едет в Петербург. Начинается последний период творчества. В 1904 году Врубель пишет “Шестикрылого Серафима”, по замыслу связанного со стихотворением Пушкина “Пророк”. Могучий ангел в сверкающем радужном оперении в известной мере продолжает тему Демона, но этот образ отличается цельностью, гармоничностью.
В последние годы жизни Врубель создает один из самых нежных, хрупких образов – “Портрет Н. И. Забелы на фоне березок” (1904). К этому же времени относятся интересные автопортреты. С 1905 года художник находится в лечебнице постоянно, но продолжает работать, проявляя себя как блестящий рисовальщик. Он рисует сцены больничного быта, портреты врачей, пейзажи. Доктор Усольцев, лечивший Врубеля, пишет: “Это был художник-творец всем своим существом, до самых глубоких тайников психической личности. Он творил всегда, можно сказать, непрерывно, и творчество было для него так же легко и так же необходимо, как дыхание. Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил”.
В феврале 1906 года Михаил Врубель ослеп. Сестра художника говорила, что «с потерей зрения, как это ни кажется невероятным, психика брата стала успокаиваться».
В феврале 1910 года Врубель заболел воспалением лёгких, и 14 апреля скончался.
Он был торжественно похоронен Академией художеств. Речь над его могилой произнес А. Блок. А известный историк искусства А. Бенуа в день похорон опубликовал статью, где писал: «Бывают жизни художников – сонаты, бывают жизни художников – сюиты, бывают пьески, песенки, даже всего только упражнения. Жизнь Врубеля, какой она теперь отойдет в историю, – дивная патетическая симфония, то есть полнейшая форма художественного бытия. Будущие поколения, если только истинное просветление должно наступить для русского общества, будут оглядываться на последние десятки XIX века как на “эпоху Врубеля”… Именно в нём наше время выразилось в самое красивое и самое печальное, на что оно было способно».
Врубель занимался почти всем: живописью, графикой, скульптурой, монументальными композициями, театральными декорациями, оформлением жилых интерьеров – словом, становится той удивительной многогранной фигурой, без которой немыслима русская культура рубежа веков.
Влияние его искусства было универсальным: в той или иной мере его испытали практически все крупные мастера русского и зарубежного искусства 20 в. В 1906 г. В Париже, на устроенной С. Дягилевым выставке, в зале, целиком отведенном картинам Врубеля, часами простаивал молодой П. Пикассо. Позднее он напишет: «Я понял, что хочу и буду художником после того, как увидел картины Врубеля…»
Врубель оставил более 200 произведений. Среди них – портреты, картины, декоративные панно, иллюстрации, эскизы театральных занавесей, скульптурные произведения, проекты зданий, поражающие по размаху и широте творческого диапазона. Его искусство и сегодня продолжает «будить душу от мелочей будничного величавыми образами».
Современники о М.Врубеле
«Он видел значительно и высоко. И, как никто другой, наполнял нашу жизнь». (К. Коровин)
«Врубель был нашей эпохой. Он первым вывел рисунок из академической условности и обогатил его новыми средствами». (К. Петров-Водкин)
«В своем полете откуда-то из горных глубин он ударился о суровую, жесткую, грубую русскую действительность, разбился и рассыпался драгоценными осколками». (А. Бенуа)
«Незаметно протекла среди нас жизнь и болезнь гениального художника. Для мира остались дивные краски и причудливые чертежи, похищенные у Вечности». (А. Блок)
Так тихо-долго шла жизнь на убыль
В душе, исканьем обворованной…
Так странно тихо растаял Врубель,
Так безнадежно очарованный…
Ему фиалки струили дымки
Лица трагически-безликого…
Душа впитала все невидимки,
Дрожа в преддверии великого… (Игорь Северянин)
Интернет-ресурсы
http://vrubel-world.ru/ – «Мир Врубеля». Подробная биография, галерея картин, анализ творчества, монографии, воспоминания.
http://vrubel.narod.ru/ – Михаил Врубель. Биография, произведения.
http://wroubel.ru/ – Михаил Врубель. Биография. Фотографии. Хроника жизни. Переписка. Воспоминания. Галерея работ.
М. Врубель на портале Культура.РФ
М. Врубель на сайте Артхив
М. Врубель в проекте «Чтобы помнили» (Ч.1; Ч.2)
http://www.smr.ru/centre/win/artists/vrubel/biogr_vrubel.htm – Биография М. Врубеля
http://vrubel-lermontov.ru/ – Врубель и Лермонтов: О духовном родстве и глубокой взаимосвязи в судьбах и творчестве. Анализ творчества. Врубель и музыка. Врубель и театр. Символизм Врубеля.
http://iskusstvu.ru/artist/vrubel_mihail_aleksandrovich – Галерея работ М. Врубеля
М. Врубель в Википедии
Рисунки М. Врубеля
Автопортреты Врубеля
М. Врубель в Электронной энциклопедии «Кругосвет»
Михаил Врубель на сайте «Русские художники»
М. Врубель на сайте «Библиотекарь»
М.А. Врубель в проекте «Живопись. Художники. Картины. Музеи мира»
М. Врубель в проекте «Кроссворд-кафе»
М. Врубель в проекте «Хронос»
Работы М. Врубеля в галерее Танаис
http://www.photosight.ru/photos/3545599/ – Подборка стихов, посвящённых М.Врубелю
Работы М.А. Врубеля в Третьяковской галерее
Описание картин Михаила Врубеля
Группа в Вконтакте
Материалы о жизни и творчестве М. Врубеля
М.А. Врубель: [Альбом] / сост. М. Алленов. – М.: Белый город, 2000. – 64 с. – ( Мастера живописи).
Альбом содержит очерк о жизни М. Врубеля, а также прослеживает его творческую биографию. Книга проиллюстрирована цветными репродукциями картин художника.
(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)
Михаил Александрович Врубель. 1856-1910 [Текст]. – М.: Комсомольская правда, 2010. – 48 с. : ил. – (Великие художники).
(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)
Врубель. Переписка. Воспоминания о художнике / сост. и коммент. Э.П. Гомберг-Вержбинской, Ю.И. Подкопаевой. – М.: Искусство, 1963. – 364 с.
Сборник включает переписку Врубеля с родными, женой Н.И. Забелой-Врубель, художниками и художественными деятелями – И.С. Остроуховым, В.А. Серовым, С.И. Мамонтовым и др., а также воспоминания о Врубеле его сестры и жены, художников М.В. Нестерова, А.Я. Головина, Н.И. Мурашко, поэта В.Я. Брюсова и др.
(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств, читальный зал)
Гомберг-Вержбинская, Э.П. Врубель / Э.П. Гомберг-Вержбинская. – М. : Искусство, 1959. – 76 с.: ил.
(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал)
Дмитриева, Н.А. Михаил Врубель: жизнь и творчество / Н.А. Дмитриева. – М.: Детская лит., 1988. – 144 с.
(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств, «Юность»)
Дмитриева, Н.А. Михаил Врубель : [альбом] / Н.А. Дмитриева. – 2-е изд. – Л.: Художник РСФСР, 1990. – 180 с. – (Русские живописцы XIX века).
Электронная версия книги здесь>>
(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)
Домитеева, В. М. Врубель / В.М. Домитеева. – М.: Молодая гвардия, 2014. – 495 с. – (Жизнь замечательных людей).
Автор тонко и образно выстраивает биографию творца, устремленного «будить душу» воплощениями красоты и тайны.
Электронная версия здесь >>
Жабцев, В. М. Михаил Врубель [Текст]: [альбом репродукций] / В. М. Жабцев. – Минск: Харвест, 2010. – 128 с. : цв. ил. – (Гении мировой живописи).
(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)
Обоймина, Е.Н. Русские жёны. Недостижимый идеал / Е.Н. Обоймина, О. Татькова. – М.: АСТ-Пресс Книга, 2005. – 304 с. – (Знак судьбы).
С. 212-219: «Взор, отуманенный слезами…»: Н. Забела-Врубель
(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, абонемент, «Юность»)
Орлова, Е. Михаил Александрович Врубель [Текст]: [биография, картины, история создания] / Е. Орлова. – М. : Рипол классик; СПб.: Пальмира, 2017. – 40 с. : цв. ил. – (История русской живописи).
(Имеются экземпляры в отделах: абонемент)
Ракитин, В. Врубель / В. Ракитин. – М.: Искусство, 1971. – 104 с.
(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)
Суздалев, П.К. Врубель и Лермонтов / П.К. Суздалев. – 2-е изд., испр. – М.: Изобразительное искусство, 1991. – 240 с.
В книге исследуется отношение Врубеля к творчеству Лермонтова, делается попытка раскрыть творческий дух, природу художественного мышления, понимание жизни и искусства у обоих художников.
(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)
Суздалев, П.К. Врубель. Музыка. Театр / П.К. Суздалев. – М.: Изобразительное искусство, 1983. – 386 с.
В книге анализируется роль музыки и театра в жизни и творчестве Врубеля, его отношение к Римскому-Корсакову, раскрывается взаимообогащение искусства художника и композитора.
(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)
Тарабукин, Н.М. Врубель / Н.М. Тарабукин. – М.: Искусство, 1974. – 176 с.
Книга рассматривает проблемы творчества Врубеля, его прирожденный пластицизм, его искусство рисовальщика и колориста, исследует своеобразие видения мира, философские взгляды художника. Автор использует богатый документальный материал, связанный с творческой биографией художника. Книга поможет лучше понять личность художника.
(Имеются экземпляры в отделах: библиотека семейного чтения по Уральской, 7)
Статьи:
Абрамова, Е.В. Михаил Врубель: жизнь и творчество: открытый урок // Инфоурок
Алленов, М. Врубель: Биография и творческая судьба / М. Алленов // Изобразительное искусство в школе. – 2002. – № 4. – С. 31-39.
Алпатов, М. Врубель // Алпатов, М. Этюды по истории русского искусства
Алпатов, М. Снова о Врубеле // Энциклопедия искусства
Бажмина, В.Ю. Символизм творчества М.А. Врубеля в современном мире как объект анализа, изучения и вдохновения / В.Ю. Бажмина // Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся “Портфолио ученика”
Балаян, Л.П. Сочинение-описание картины М. Врубеля «Царевна-Лебедь»: Урок русского языка, 5-й класс / Л.П. Балаян // Инфоурок
Барсова, Л. «Все красивое помогает…»: Роль Забелы-Врубель в творчестве Рахманинова / Л. Барсова // Нева. – 2003. – № 12.
Белкина, М.Б. М.А. Врубель «Царевна-Лебедь»: Урок развития речи. Обучение сочинению-описанию, 5-й класс / М.Б. Белкина // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Бенуа, А.Н. Художники на рубеже веков XLII М.А. Врубель : Работы Врубеля. Портрет С. И. Мамонтова. 1897 / А.Н. Бенуа // История русской живописи Александра Бенуа
Блок, А. Памяти Врубеля // Литература и жизнь
Буткова, О.В. Сказка и миф: грани соприкосновения (М. Врубель и М. Чюрленис) // Ярославский педагогический вестник. – 2012. – № 2.
Век Врубеля // Русевик
Видеркер, В.В. Фольклорная основа сказочного цикла М. А. Врубеля // Universum: филология и искусствоведение. – 2017. – № 3 (37).
Волошина, И. Михаил Врубель. Демоны и пророки: О том, чего стоит творческая свобода без нравственных ограничений / И. Волошина // Фома. – 2013. – № 11.
Михаил Врубель: Подборка материалов // Искусство – Первое сентября. – 2005. – № 21. – С. 2-8; 17-23.
Гаврильева, О.П. «И звезда с звездою говорит…»: Интегрированный урок-исследование по литературе с использованием компьютерной технологии в 9-м классе / О.П. Гаврильева // Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”
Грибков, В. Врубель – живописец-пророк // Юный художник. – 2006. – № 11. – С. 28-31.
Губченко, И. Художник новой Эпохи. О Михаиле Александровиче Врубеле // Человек без границ
Гуменюк, М.И. А. Блок и М. Врубель. Тема «демона»: Урок литературы, 11-й класс / М.А. Гуменюк // Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”
Гусарова, А. Дизайнер эпохи модерна [Текст]: [М. Врубель] / Гусарова А. // Родина. – 1999. – № 1. – С. 100-104: ил.
Давлитшин, Ю.Ф. Изобразительный язык эскизов росписи Владимирского собора М. А. Врубеля // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. – 2008. – № 74-1.
Деменок, Е. «Забытые» годы Михаила Врубеля: М. Врубель в Одессе // Дерибасовская-Ришельевская: Альманах. – 2011. – № 47. – С. 230-247.
Дмитриева, Н.А. Михаил Александрович Врубель: Художник декаданса или ренессанса искусства? / Н.А. Дмитриева // Биографии мастеров искусств
Долонина, Е.А. Путешествие в картинную галерею. М.А. Врубель: Урок истории / Е.А. Долонина // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Домахина, Н.М. «Демониана» М. Врубеля как воплощение идеи человекобога // Вестник КГУ. – 2006. – № 3.
Дубшан, Л. Близнец демона [Текст]: [Образ демона в творчестве художника М. А. Врубеля и поэзии Б. Пастернака] / Дубшан Л. // Звезда. – 2000. – № 9. – С. 177-182.
Дьяконова, В.Ф. Портрет в живописи: Урок изобразительного искусства, 6-й класс / В.Ф. Дьяконова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Дьячков, А. Демон восставший, или символизм как предчувствие: 150 лет со дня рождения М.А. Врубеля / А. Дьячков, В. Грибков // Мужской взгляд. – 2006. – июнь. – С.78-81.
Жаринов, Н. Михаил Врубель и его Демоны: лекция из цикла «Как читать искусство» // Artifex.ru
Зазулина, Л.Г. Сочинение-описание по картине М. Врубеля «Царевна-Лебедь»: Интегрированный урок развития речи, 5-й класс / Л.Г. Зазулина // Русский язык – Первое сентября. – 2005. – № 6.
Зархи, С.Б. Мастер и его творения: Лит.-муз. композиция, посвященная жизни и творчеству М.Врубеля // Читаем, учимся, играем. – 2006. – Вып. 1. – С. 29-41.
Иллюстрации Врубеля к «Демону» Лермонтова // Два Демона: Лермонтов и Врубель
История в художественных образах: Михаил Врубель и Надежда Забела-Врубель // Город Томск
История любви в картинах: Михаил Врубель и Надежда Забела-Врубель // Артхив
Казаков, А. Демон поверженный: нравственные искания М. Врубеля // Юность. – 2006. – № 9. – С. 94-95.
Как оперная певица Надежда Забела стала музой для Врубеля // Мир тесен. – 2013. – 19 окт.
Копытина, С.В. «Три Демона»: Лермонтов, Врубель, Рубинштейн: Интегрированный урок литературы и мировой музыкальной литературы, 9-й класс / С.В. Копытина // Инфоурок
Красавин, М.Ю. М.Врубель. Художественный образ и мироощущение века: урок МХК, 11 класс // Образовательная социальная сеть «Наша сеть»
Крылов, А. Демон безумия / А. Крылов // Новая Юность. – 2000. – № 3.
Кудряшов, К. Демон живописи: М. Врубель // АиФ. – 2016. – 17 марта.
Леонтьева, М.Ю. Вестник иных миров: Сценарий музыкально-художественного вечера. 5-8-й класс / М.Ю. Леонтьева // Инфоурок
Лернер, Л. Последний полет Михаила Врубеля // Чайка. – 2006. – № 5.
Липатов, В. «Врубель, середине не знающий» // Литература – Первое сентября. – 1997. – № 23.
Лихтенштейн, И.Е. Михаил Александрович Врубель. Заметки врача / И.Е. Лихтенштейн // Зарубежные задворки
Лостман, И. Тринадцать демонов Михаила Врубеля // Артхив
Лыкова, И. Михаил Врубель: «Никогда не разговаривайте с неизвестными!» // Кумиры ХХ века.
Маковский, С. Врубель и Рерих / С. Маковский // Серебряного века силуэт
Мацкевич, М. Мир мечты в зале художника Врубеля [Текст]: [Сценарий занятий для старшего дошкольного возраста] / Мацкевич М. // Дошкольное воспитание. – 2002. – № 5. – С. 70-76.
Мережников, А. Н. «Эффект пристального зрения»: Пространственное построение в живописи Михаила Врубеля // Искусствознание. – 2018. – № 2.
Мургина, О.И. Художник «иных миров»: Разговор о творчестве М.Врубеля для ст. классов // Читаем, учимся, играем. – 2001. – Вып. 1. – С. 59-70.
Натаров, К.Ю. Творческий почерк М. А. Врубеля: к 160-летию со дня рождения / К.Ю. Натаров, Л.Ю. Шлыков // БМИК. – 2016. – № 5.
Опимах, И. Художник и его демоны: М. Врубель / И. Опимах // Смена. – 2008. – № 4. – С. 76-85.
Очарованный Византией: Тоска и величие Врубеля // Татьянин день
Петренко, М.К. Открытия символизма. Творчество М. Врубеля. Русский авангард. В. Кандинский, К. Малевич, П. Филонов: Урок МХК в 11-м классе / М.К. Петренко // Инфоурок
Попова, Л.В. «Демоническое» в творчестве М. А. Врубеля // Знание. Понимание. Умение. – 2013. – № 4.
Проскурнина, Л.А. Реальность и фантастика Михаила Врубеля: урок по МХК // Videouroki.net
Рерих, Н. Врубель // Библиотека Рерихов
Ровенских, М.А. Модернизм: символический мир Михаила Врубеля // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Рыжова, О.Ю. Невиданный зверь: Урок ИЗО, МХК / О.Ю. Рыжова // Инфоурок
Рюмин, А. Прошлое страстно глядится в грядущее: Явление М. А. Врубеля в истории русского искусства и культуры // Наше наследие. – 1997. – № 42. – С. 9-23
Рязанова, С.В. К проблеме пространства и времени в творчестве М. А. Врубеля // Вестник ЧелГУ. – 2010. – № 17.
Сапожникова, М.А. Творческая взаимосвязь поэта Михаила Лермонтова и художника Михаила Врубеля / М.А. Сапожникова // Открытый урок
Семушкина, И.В. Лермонтов и Врубель: Исследовательская работа по литературе / И.В. Семушкина // Инфоурок
Сергеев, С. На рубеже человеческих возможностей [Текст] : [Худож. М. А. Врубель] / Сергеев С. // Искусство в школе. – 2000. – № 4. – С. 24-29.
Ситникова, В. Два «Демона». Лермонтов и Врубель / В. Ситникова, С. Шешуков // Литература – Первое сентября. – 2003. – № 35.
Сколкова, П. Невидимые миры Михаила Врубеля // Русский мир. – 2016. – 17 марта.
Соболев, Л. А. Блок и Врубель: Литература, 10-й класс / Л. Соболев // Лев Соболев. Образовательный сайт
Соколов, Б. Сады в искусстве Серебряного века. Врубель: Образ сада в изобразительном искусстве конца XIX – начала ХХ века / Б. Соколов // Сады и время
Соловьев, С. Речевые ландшафты. Лермонтов – Демон – Врубель: Авторский проект / С. Соловьев // Лиterraтура
Тизилова, С. Демон: Феномен двойничества в произведениях М.Ю. Лермонтова и М.А. Врубеля / С. Тизилова // Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся “Портфолио ученика”
Ткаченко, Е. М. Врубель. Испания [Текст] : [О картине И. Врубеля «Испания»] / Ткаченко Е. // Юный художник. – 2000. – № 9. – С. 20-21.
Тырлова, А. Михаил Врубель: жизнь во власти демона // АиФ – Дочки-матери. – 2005. – № 13.
Успенский, В. Врубель рисует «Пана» / В. Успенский // Нева. – 2004. – № 4.
Федорова, Н.А. Михаил Александрович Врубель (1856 – 1910) / Н.А. Федорова // ARTYX.RU: История искусств
Филичева, Л.Д. Михаил Врубель: демонический аспект свободы // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. – 2017. – № 2 (15).
Фролова, М. Творчество Врубеля: Урок для старшеклассников / М. Фролова // Искусство – Первое сентября. – 2005. – № 21.
Цубина, М.И. Болезнь и творчество Врубеля с психопатологической точки зрения / М.И. Цубина // НЦПЗ РАМН
Цыкунова, В.С. Противоречия общественной жизни и изобразительное искусство России XX века. Михаил Врубель // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Черкасова, О.Г. Врубель. Божий дар или наказание: Урок ИЗО, МХК / О.Г. Черкасова // Инфоурок
Чернобай, Т. О любви, Прекрасной Даме и «Богородице» // Солнечный ветер
Ширинский, Н. А. Царевна-лебедь [Текст] : [Солистка Частной оперы С. И. Мамонтова Н. Забела и худож. М. Врубель] / Ширинский Н. А. // Московский журнал. – 2003. – № 10. – С. 54-60.
Шуманова, И. Пророк и мечтатель / И. Шуманова, Е. Илюхина // Наше наследие. – 2006. – № 77.
Яковлева, А.С. Проблема этического и эстетического в творчестве М. А. Врубеля: от Христа к Демону // Вестник СПбГИК. – 2016. – № 3 (28).
Видеоматериалы:
Андреева, Д. Михаил Врубель: мастер-класс по истории искусств [Видео] // Художник-он-лайн
Барковский, С. Надежда Ивановна Забела-Врубель: Док. программа из цикла «Женщины в русской истории» / Реж. А. Анферов; ТВ «365 дней» [Видео] // YouTube – Россия
Бондаренко, В. Михаил Врубель. Демоны: лекция из цикла «Поэты и музы Серебряного века. Взгляд из Самары» [Видео] // YouTube – Россия
Бондаренко, В. Михаил Врубель: Лабиринты невидимого мира [Видео]: лекция из цикла «Серебряный век: поиск утраченной целостности» // YouTube – Россия
Бондаренко, В. Михаил Врубель. Молитва: лекция из цикла «Поэты и музы Серебряного века. Взгляд из Самары» [Видео] // YouTube – Россия
Бондаренко, В. Михаил Врубель. Нектар сознания: лекция из цикла «Поэты и музы Серебряного века. Взгляд из Самары» [Видео] // YouTube – Россия
Бондаренко, В. Михаил Врубель. Судьба: лекция из цикла «Поэты и музы Серебряного века. Взгляд из Самары» [Видео] // YouTube – Россия
Владимирская, А. Дневник одного гения: Михаил Врубель: лекция из цикла «Искусство понимать искусство» [Видео] // YouTube – Россия. – Ч. 1; Ч. 2; Ч. 3; Ч. 4; Ч. 5; Ч. 6.
Михаил Врубель: док. программа из цикла «Третьяковка – дар бесценный. Парад звёзд» [Видео] / Автор В. Венедиктов; Реж. Г. Чакрян // YouTube – Россия
Михаил Врубель: док программа из цикла «Харьков в памятных датах российской истории» [Видео] / ТВ «Первая столица»; фонд «Русский мир» // YouTube – Россия
Михаил Врубель и Надежда Забела-Врубель: док. программа из цикла «Больше, чем любовь» [Видео] / Реж. Д. Ланчихин; ТВ Культура // YouTube – Россия
Михаил Врубель и Надежда Забела-Врубель: Док. программа из цикла «Семейные истории» [Видео] // YouTube – Россия
Гармаш, В. Три демона Врубеля: Док. программа из цикла «В поисках истины» [Видео] // YouTube – Россия
Гуреев, М. Врубель: док. программа из цикла «ХХ век. Избранное» / ТВ Культура [Видео] // YouTube – Россия
Гусев, А.В. М. Врубель: Док. программа из цикла «Век русского музея» [Видео] // YouTube – Россия
Демчог, В. Величайшее шоу на Земле! Михаил Врубель!: Док. программа [Видео] // YouTube – Россия
Донец, В.В. О творчестве М.А. Врубеля: лекция из цикла «Русская культура сквозь века» [Видео] / Галерея СовАрт; Гос. Третьяковская галерея // YouTube – Россия
Жаринов, Н. Михаил Врубель и его Демоны: лекция из цикла «Как читать искусство» [Видео] / Artifex // YouTube – Россия
Золотов, Д. Михаил Врубель. Фатум: Док. фильм из цикла «Имена гениев» [Видео] // YouTube – Россия
Иванова, Г. Михаил Врубель. Миф и реальность: док. программа из цикла «Тайники Русского музея» [Видео] // YouTube – Россия
Кернаценский, В.Д. Русские живописцы: Валентин Серов и Михаил Врубель: Цикл лекций о русском искусстве. [Видео] // YouTube – Россия Часть 1; Часть 2.
Матвеев, А.В. М. Врубель Творчество и жизнь: Док. программа [Видео] // YouTube – Россия
Менделеев, Д. Михаил Врубель. Шестикрылый Серафим: Док. программа из цикла «Библейский сюжет» [Видео] // YouTube – Россия
Михаил Врубель: док. фильм из цикла «Цвет времени» [Видео] // Смотрим // YouTube – Россия
Переседов, И. Художественный гений Михаила Врубеля: Док. программа [Видео] / И. Переседов; В. Кошаев // YouTube – Россия
Сабитова, Д. Михаил Врубель: Отражение жизни великого художника в демоне: лекция [Видео] // YouTube – Россия
Таиров, А. Художник Михаил Врубель [Видео]: лекция из цикла «Рассказывает Александр Таиров» // YouTube – Россия
Хворых, Г. Демон М.А. Врубеля. История темы, история формы: Док. программа из цикла «Шедевры Третьяковской галереи» [Видео] // YouTube – Россия Часть 1; Часть 2; Часть 3.
Художник Михаил Врубель и его картины: док. фильм (1956) [Видео]/ Реж. Я. Миримов; ТВ «История» // YouTube – Россия
Швец, Н. Михаил Врубель: художник, увидевший демона: лекция из цикла «Шаг в искусство» [Видео] // YouTube – Россия
Янин, Г. Надежда Забела-Врубель: Док. программа из цикла «Абсолютный слух» [Видео] // Смотрим
Памятные места
Могила М. Врубеля и Н. Забелы-Врубель на Новодевичьем кладбище в С.-Петербурге
Врубель умер 14 (1 по ст. ст.) апреля 1910 г. в С.-Петербурге. Его торжественно хоронила Академия Художеств, речь над могилой произнес Александр Блок: «Он оставил нам своих Демонов, как заклинателей против лилового зла, против ночи. Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим».
В 1913 году рядом с мужем была похоронена Н. И. Забела-Врубель.
Плотников, В. Как я восстанавливал надгробие Михаила Врубеля: отрывок из книги // Яндекс-Дзен
Фото и подробнее здесь >>
Музей изобразительного искусства им. Врубеля в Омске https://vrubel.ru
Музей носит имя художника с 1996 года.
К 165-летию художника в музее состоялось открытие обновленного Врубелевского зала, где находится единственное в Сибири живописное произведение кисти М.А. Врубеля (триптих «Цветы»).
Фото с сайта
Памятник Врубелю в Омске
(2006, скульптор М.Ногин)
Памятник художнику, установленный в историческом центре города, на улице Ленина, возле Музея изобразительных искусств – первый и единственный в мире.
М. Врубель родился в Омске, куда его отец, офицер A.M. Врубель, был переведен из Астрахани. В Омске прошло раннее детство художника.
Фото с сайта
Мемориальная доска в Омске
(2006)
Установлена на здании Дома художника (ул. Лермонтова, 8).
Мемориальная доска в Москве
Установлена на здании Академии им. Строганова, в которой художник учился, а затем преподавал.
7 московских особняков, руку к которым приложил Михаил Врубель // 365mag.ru
Москва Врубеля // ЖЖ
Прогулка по московским адресам Михаила Врубеля // Яндекс-Дзен
Фото с сайта
Мемориальная доска в Саратове
Установлена на доме, в котором в 1865 – 1867 гг. жила семья Врубелей, а ныне располагается Саратовское художественное училище им. А. Боголюбова.
В январе 1865 г. майор А. М. Врубель, отец будущего художника, приступил к командованию Саратовским внутренним гарнизонным батальоном, и семья Врубелей, переехала в Саратов, поселившись в квартире в главном корпусе казарм, которые выходили фасадами на Московскую площадь (ныне ул. Университетская, 59). В Саратове М. А. Врубель продолжил занятия рисованием. Его учителем стал А. С. Годин, известный в Саратове портретист.
Подробнее здесь >>
Фото с сайта
Мемориальная доска М. Врубелю в Киеве (Украина)
(1962, скульптор И. Кавалеридзе)
Установлена на доме, где жил Михаил Врубель (ул. Десятинная, 14).
Творчество Врубеля невозможно понять и представить без его киевского периода. Молодой на тот момент художник создал в древнейших киевских храмах фрески, по эмоциональной силе сравнимые с соседними древнерусскими аналогами. Киевский Врубель – это фрески Кирилловский церкви и Софийского собора, это орнаменты в соборе Владимирском и целый ряд живописных полотен, некоторые из которых находятся в киевском музее Русского искусства.
Стоякин, В. Киевские ангелы и одесский демон Михаила Врубеля // Украина.ру. – 2019. – 17 марта.
Фото с сайта
Мемориальная доска Врубелю М. А. в Одессе (Украина)
(2012, скульптор А. Токарев)
Одесса, ул. Софиевской, д. 18.
Деменок, Е. «Забытые» годы Михаила Врубеля: М. Врубель в Одессе // Дерибасовская-Ришельевская: Альманах. – 2011. – № 47. – С. 230-247.
Деменок, Е. Одесские годы Михаила Врубеля // Артхив
Фото с сайта
Некоторые работы М. Врубеля
Богоматерь с младенцем
(1884-1885) Церковь св. Кирилла. Киев, Украина
Из четырех иконостасных образов образ Богоматери удался художнику особенно. Это один из его несомненных шедевров – женственно-нежный и вместе с тем печальный образ матери, предчувствующей трагическую участь сына.
Подробнее здесь >>
Свидание Анны Карениной с сыном
(1878)
Бумага коричневая, тушь, сепия, перо.
Третьяковская Галерея, Москва.
Венеция. Мост вздохов
(1884)
Создано по впечатлениям от поездки в Италию (1891 – 1892).
Картина выполнена в светлых и спокойных тонах.
На ней изображёны мост, старые здания и водоём. На заднем плане фоном служит чистое и спокойное небо, силуэты фасадов. Изображение кажется немного размытым и выцветшим, благодаря особой манере живописи художника.
Девочка на фоне персидского ковра
(1886)
Холст, масло.
Музей Русского Искусства, Киев, Украина.
Подробнее здесь>>
«Демон»
(1890)
«Один меж небом и землей сидел он, мрачный и немой…» – картина словно озвучивает эти трагические строки Лермонтова. К работе над образом Демона художник возвращался в течение всей своей жизни.
«Сидящий Демон» – печальный, тоскливый, по-микеланджеловски мощный, в глубоком раздумье бессильно охватил руками колени. За ним простирается фантастически причудливый пейзаж с красными, золотистыми «мозаичными пятнами»: огневое небо с лиловыми тучами, фантастические цветы, гармонично сросшееся скопление кристаллических камней и слитков, которым уподобляются формы самого Демона.
На картине М. Врубеля предстает как будто совсем иной, чужой нам план бытия – исполинский, почти устрашающий, на котором все земное углубляется в своем значении. Окруженный скалами, горящими, как самоцветы, Демон кажется слитым с ними, вырастающим из них и властвующим над миром. Но нет торжества в этой властной фигуре, неизгладимая тоска сковывает его силы – тоска и во взгляде, и в наклоне головы, и в заломленных руках.
Тамара и Демон
(1890-1891)
Бумага, черная акварель.
Третьяковская Галерея, Москва.
Гадалка
(1895)
Холст, масло.
Третьяковская Галерея, Москва.
«Гадалка» – произведение глубоко психологическое. Молодая черноволосая женщина восточного типа сидит на фоне ковров, перед ней раскинутые карты и предвещающий недоброе – пиковый туз. Женщина не смотрит на карты.
Савва Мамонтов
(1897) Не окончен. Холст, масло.
Третьяковская Галерея, Москва.
Этим изумительным портретом сам художник по справедливости гордился. После того как он долго не видел его и снова увидел в доме Мамонтова в 1904 году, он писал жене: «Портрет С.И. действительно как экспрессия, посадка, сила языка и вкусность аксессуаров прямо очаровали меня. В высшей степени смелая и красивая техника и не мазня, а все, что сделано, более чем правдиво – красочно и звучно…»
Подробнее здесь>>
Пан (1899)
Пан – античный козлоногий бог, голова которого увенчана рогами. Обитает в лесу в компании дриад. Славится совершенством игры на свирели и, согласно мифу, даже посмел однажды вызвать на музыкальное состязание самого Аполлона.
Атмосфера картины словно соткана из различных переливов сиреневого, голубоватого, серо-зеленого тонов. Из призрачного леса выступает фигура сидящего Пана со свирелью в руках. Это седой старик, в котором ничего нет от греческого бога – скорее уж русский лесовичок. В голубых глазах Пана смешанное выражение наивности, лукавства и какой-то скрытой жалобы. Это картина-загадка – такой загадкой остается для человечества потаенная жизнь природы, которую олицетворяет Пан.
Успенский, В. Врубель рисует «Пана» / В. Успенский // Нева. – 2004. – № 4.
Царевна-лебедь
(1900) Холст, масло.
Третьяковская Галерея, Москва.
Образ навеян сказкой А.С. Пушкина «О царе Салтане, сыне его Гвидоне и прекрасной Царевне-Лебеди». Художник изобразил самый миг превращения – когда царевна уже обрела черты прекрасной девушки, но еще окружена великолепными бьющимися крылами.
Но главное, конечно, лицо Царевны. Это – любимый тип Врубеля: темные брови и волосы, огромные завораживающие византийские глаза, чуть удлиненный нос, несколько страдальческая складка полных губ. Художник словно застал Царевну-Лебедь в тот момент, когда она застыла вполоборота к Гвидону, словно спрашивая его: «Не испугался? Рад?» Это один из самых пленительных образов красоты – загадочной, уязвимой и беззащитной.
Подробнее здесь >>
Жемчужина
(1904) Картон, пастель, гуашь, уголь.
Третьяковская галерея, Москва.
В «Жемчужине» феерическая фантазия мастера почти претворяется в беспредметное искусство – в узорах раковины, выражающих космическую пульсацию природы.
«Жемчужина» – это своего рода галактика, увлекающая взгляд по спирали вглубь, как в жерло колодца.
Подробнее здесь>>
Портрет Н. Забелы-Врубель
(1904)
Сравнивая врубелевские портреты жены с ее фотографическими портретами, можно догадаться, что имела в виду Е.И. Ге, говоря, что он преувеличивал «недостатки» ее наружности. Он преувеличивал удлиненность овала лица, тяжелость подбородка, делал лицо более узким, а глаза расширенными; чуть-чуть изменяя пропорции, иногда придавал ясному облику своей жены нечто сближающее его с типом лица Демона. На фотографиях Забела моложе, проще и миловиднее; на картинах Врубеля – загадочнее.
Он все время как бы досоздавал её образ – и не только на сцене, не только в картинах, но и в жизни. Он сочинял для нее платья – необыкновенные платья из нескольких чехлов прозрачной материи разных цветов.
Портрет В. Брюсова
(1906)
Портрет остался незаконченным, т.к. во время работы над ним художник потерял зрение.