135 лет со дня рождения Бориса Пастернака
(10.02.1890 – 30.05.1960)

Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.
Б. Пастернак
Жить и сгорать у всех в обычае,
Но жизнь тогда лишь обессмертишь,
Когда ей к свету и величию
Своею жертвой путь прочертишь.
Б. Пастернак
Борис Леонидович Пастернак – поэт, писатель, переводчик – пережил многое: две мировых войны, революцию, волны репрессий, творческие кризисы, смерти близких, запреты стихов и беспощадную травлю, но неизменно считал себя очень удачливым человеком: «Мне посчастливилось высказаться полностью!»

Борис Пастернак родился 10 февраля (29 янв. по ст. ст.) 1890 года в Москве в творческой семье. Отец поэта – Леонид Пастернак – был академиком живописи, преподавателем Училища живописи, ваяния и зодчества, писал портреты многих известных людей того времени, был дружен с Л.Н. Толстым и являлся одним из его любимых иллюстраторов. Мать поэта, урожденная Роза Кауфман, известная пианистка, отказалась от карьеры музыканта, чтобы воспитывать детей: Бориса, его брата и двух сестер.
Несмотря на довольно скромный достаток, семья Пастернаков вращалась в высших художественных кругах дореволюционной России. В семье часто бывали художники, писатели и музыканты – В. Поленов, И. Левитан, С. Рахманинов, Райнер Мария Рильке, Л.Н. Толстой, о котором спустя много лет Пастернак сказал: «Его образ прошел через всю мою жизнь».
Находясь под сильным впечатлением от музыки А.Н. Скрябина, Борис шесть лет серьёзно занимался музыкой (до 1910), планировал стать композитором и даже написал две сонаты для фортепиано: «Больше всего на свете я любил музыку… Но у меня не было абсолютного слуха…»

Летом 1912 года он изучал философию в университете в Марбурге (Германия), ездил в Италию (Флоренция и Венеция). В 1913 г. окончил Московский университет по философскому отделению историко-филологического факультета, где начался отсчёт его поэтического опыта. В 1913 году Пастернак опубликовал свои первые стихотворения в сборнике группы поэтов «Лирика», в том числе и такое ныне широко известное стихотворение, как «Февраль! Достать чернил и плакать…» А уже в конце этого же года выпустил собственную книгу стихотворений «Близнец в тучах».
Для Пастернака, выбиравшего между музыкой, философией и литературой, поэзия оказалась самым доступным способом привести к гармонии свой внутренний мир.
Я жизнь в стихах собью так туго,
Чтоб можно было ложкой есть.

Во время Первой мировой войны из-за полученной в детстве травмы ноги Борис не подлежал призыву в действующую армию. В это время он живет на Урале в Пермской губернии в поселке Всеволодо-Вильве и работает там помощником управляющего на химическом заводе Б.И. Збарского. В декабре 1916 года был издан его поэтический сборник «Поверх барьеров».
В 1921 г. родители Бориса с дочерями эмигрировали в Германию, а после прихода к власти Гитлера переехали в Англию. Борис и его брат Александр (впоследствии известный архитектор) остались в Москве. Вскоре после отъезда родителей Пастернак женился на художнице Евгении Лурье, у них родился сын, но брак двух творческих людей продлился недолго.
Известность пришла к Пастернаку после Октябрьской революции, когда была опубликована его книга «Сестра моя – жизнь» (1922). В 1923 г. он пишет поэму «Высокая болезнь», в которой создает образ Ленина.
В 20-е годы написаны также поэмы «905-й год» и «Лейтенант Шмидт», оцененные критикой как важный этап в творческом развитии поэта. Пастернак входил в небольшую группу поэтов «Центрифуга», близкую к футуризму, но испытывавшую влияние символистов. Поэт к своему раннему творчеству относился весьма критически и впоследствии ряд стихотворений основательно переработал.
В начале 20-х годов в литературном объединении «ЛЕФ» Пастернак познакомился с В. Маяковским, поддерживал эпистолярную дружбу с Мариной Цветаевой и другими деятелями искусств в эмиграции.

К 1928 году Борис Пастернак писал уже не только стихотворения и поэмы, но и прозу. В 1930 году появляется цикл статей «Охранная грамота», где он излагает свои взгляды на искусство и творчество. На это время приходится небольшой период биографии будущего опального писателя, когда он официально признаётся властями и даже активно принимает участие в деятельности Союза писателей СССР. Его произведения переиздаются, фактически его признают лучшим поэтом в стране. Он даже обращается к И.В. Сталину в защиту арестованного О. Мандельштама, отказывается подписать письмо в поддержку расстрела Тухачевского, Якира и Эйдмана, просит освободить из заключения мужа и сына А. Ахматовой.
В 1932 году Борис Леонидович женится на З.Н. Нейгауз и в 1938 году у них рождается сын Леонид. Нейгауз делала для его комфорта всё возможное. Лишь бы он творил. Она даже смирилась с его последнею любовью, Ольгой Ивинской, взявшей на себя заботу об издательских делах писателя.
Постепенно отношение властей к Пастернаку, отказавшемуся от роли певца эпохи, изменится, его начнут упрекать в «мировоззрении, не соответствующем эпохе» и «отрешённости от жизни», что приведёт к ещё большей трагической отрешённости писателя.
В 1936 году Пастернак переселяется на дачу в поселок Переделкино, где с перерывами живет до конца жизни. Его произведения уже не переиздаются, денег не хватает, и Пастернак обращается к переводам, которые станут основным источником заработка, а позже главной причиной раскаяния: «Полжизни отдал на переводы – своё самое плодотворное время».
В отношении их у поэта была своя концепция. Он считал, что перевод – такое же самостоятельное художественное произведение, что и оригинал. Его переводы трагедий У. Шекспира, «Фауста» Гёте, «Марии Стюарт» Ф. Шиллера признаны классическими.

В начале Великой Отечественной войны, когда немецкие войска приближались к Москве, Пастернак был эвакуирован в г. Чистополь на реке Каме. В первые месяцы войны он пишет патриотические стихотворения: «Страшная сказка», «Бобыль», «Застава», позднее – «Смерть сапера», «Победитель» и другие. После возвращения в Москву в августе 1943 г. с бригадой писателей уезжает на Брянский фронт.
В это время вышел его поэтический сборник «На ранних поездках», а в 1945 – второй, «Земной простор», в 1946 г. были переизданы ранние стихи поэта.
После войны, уединившись в Переделкине, писатель начинает работу над «Доктором Живаго», историей жизни Юрия Андреевича Живаго, врача и поэта, детство которого приходится на начало века и который становится свидетелем и участником первой мировой войны, революции, гражданской войны, первых лет сталинской эпохи. В романе дается широкая панорама дореволюционной и революционной России.
Не только по оценке самого писателя, но и, по отзывам литературных критиков, роман «Доктор Живаго», над которым Пастернак работал с 1945 по 1955 годы, признают вершиной творчества писателя. Эту книгу называют одновременно и «гениальной неудачей», и «полным провалом», и «главным романом XX века», о ней говорят как о книге, ради которой Пастернак родился, и которая стоила ему жизни.
В СССР роман печатать запретили, критики назвали его антисоветским. Издание «Доктора Живаго» сначала в Италии, потом в Великобритании в 1957-м, невероятный успех за рубежом, вызвали шквальную травлю Бориса Пастернака в печати – в центральных советских газетах его называли врагом и изменником.
В недавно рассекреченных документах ЦРУ прямо говорилось: роман Пастернака имеет большую ценность в плане антикоммунистической пропаганды в СССР и странах социалистического блока. А потому для создания международного авторитета Пастернака спецслужбам «свободного мира» следует всячески содействовать его выдвижению на Нобелевскую премию.

23 октября 1958 года Пастернаку присудили Нобелевскую премию «за значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа». Реакцией на Нобелевскую премию стало исключение Бориса Пастернака из Союза писателей СССР, некоторые из его «друзей» даже попросили лишить Пастернака советского гражданства.
Травля вынудила Бориса Пастернака отказаться от Нобелевской премии. В нашей стране книгу опубликовали спустя 33 года.
Глубоко потрясенный продолжающимися нападками на него лично и на его книги, последние годы жизни писатель безвыездно жил в Переделкине, писал, принимал посетителей, беседовал с друзьями, ухаживал за садом.
В 1959 году писатель перенес тяжелый инфаркт. Вскоре после этого опальному писателю был поставлен диагноз рак лёгких, и 30 мая 1960 года Борис Пастернак скончался дома, в окружении родных. Последние дни он провёл в кругу семьи, подводя итоги жизни и размышляя о своей непростой судьбе: мировом признании, испорченных отношениях с друзьями и полной неизвестности на родине.
Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, всё тонет в фарисействе.
Жизнь прожить – не поле перейти.
Судьба Пастернака одна из самых удивительных в нашей литературе – с трагическим и героическим оттенком. Уцелеть при Сталине, отказавшись подписать ходатайство писателей о казни целой группы правых коммунистов, высидеть годы одиночества в Переделкино, вдруг получить Нобелевскую премию, стать из-за «Доктора Живаго» знаменитым на весь мир, так любить Родину, как он, и при громе рукоплесканий иноземных – быть загнанным «своими же».
Но и так, почти у гроба
Верю я, придет пора –
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.
В начале 80-х годов отношение к Пастернаку постепенно стало меняться: поэт Андрей Вознесенский напечатал воспоминания о нем в журнале «Новый мир», вышел двухтомник избранных стихотворений поэта.
В 1987 году Борис Пастернак был реабилитирован и его посмертно вернули в Союз писателей СССР. Через год журнал «Новый мир» опубликовал роман «Доктор Живаго», а Шведская академия признала недействительным вынужденный отказ от награды, и в 1989 году на официальной церемонии Нобелевский диплом и медаль Бориса Пастернака передали его старшему сыну Евгению.
Интернет-ресурсы о жизни и творчестве Б. Пастернака
http://www.b-pasternak.ru – Борис Пастернак
http://pasternak.niv.ru – Борис Леонидович Пастернак
https://boris-pasternak.su – Стихи Бориса Пастернака
http://stihi-rus.ru/1/Pasternak – Антология русской поэзии. Стихи Бориса Пастернака
http://slova.org.ru/pasternak/index – Стихи Б. Пастернака
Стихи Б. Пастернака на Строчки.ру и в проекте «45-я параллель»
Б. Пастернак и его произведения на сайте «Лучшие русские поэты и стихи»
Б. Пастернак на портале Культура.РФ
Б. Пастернак в проекте «Кругосвет»
Б. Пастернак в электронной библиотеке ImWerden
Б. Пастернак в проекте «Хронос»
Б. Пастернак на сайте «Лауреаты Нобелевской премии в области литературы»
Б. Пастернак в РуВики
Группа в ВКонтакте
Произведения Б. Пастернака
Цель творчества – самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Выть притчей на устах у всех.
Б. Пастернак

Пастернак, Б.Л. Собрание сочинений [Текст]: в 5 т. / Б.Л. Пастернак; сост. и коммент. Е.В. Пастернак, К.М. Поливанова; вступ. ст. Д.С. Лихачева. – М.: Худож. лит., 1989 –.
(Имеются экземпляры в отделах: абонемент, читальный зал)

Пастернак, Б.Л. Избранное [Текст]: стихотворения; переводы; Люди и положения: автобиогр. очерк: [для ст. шк. возраста] / Б.Л. Пастернак; вступ. ст. Е.Б. Пастернака; коммент. Е.В. Пастернак. – М.: Дет. лит., 2006. – 307 с. : ил. – (Школьная б-ка).
(Имеются экземпляры в отделах: «Юность»)

Пастернак, Б.Л. Вальс с чертовщинкой [Текст]: Стихотворения / Б.Л. Пастернак. – М.: Рус. кн., 1993. – 160 с.
(Имеются экземпляры в отделах: абонемент, читальный зал, «Юность», отдел искусств, библиотеки семейного чтения по Уральской,7; Гайдара, 22; в пос. Метлино и Татыш)

Пастернак, Б.Л. Доктор Живаго [Текст]: роман / Б.Л. Пастернак. – СПб.: Кристалл, 2002. – 576 с. – (Рус. стиль).
(Имеются экземпляры в отделах: библиотека семейного чтения по Уральской,7; др. издания: абонемент, «Юность», библиотеки семейного чтения по Уральской,7; Гайдара, 22; в пос. Метлино и Татыш)

Пастернак, Б.Л. Об искусстве [Текст]: «Охранная грамота» и заметки о худож. творчестве / Б.Л. Пастернак; сост. и примеч. Е.Б. и Е.В. Пастернак; вступ. ст. В.Ф. Асмуса. – М.: Искусство, 1990. – 396 с.
(Имеются экземпляры в отделах: абонемент)

Пастернак, Б.Л. Проза [Текст] / Б.Л. Пастернак. – М.: Вагриус, 2000. – 318 с. – (Проза поэта).
(Имеются экземпляры в отделах: «Юность», библиотеки семейного чтения по Уральской,7; в пос. Метлино)

Пастернак, Б.Л. Стихотворения. Доктор Живаго [Текст] / Б.Л. Пастернак; сост., вступ. ст., коммент. М.Г. Павловца. – М.: Дрофа, 2006. – 670 с. – (Б-ка отечеств. классич. худож. лит.).
(Имеются экземпляры в отделах: «Юность»)

Пастернак, Б.Л. Существованья ткань сквозная [Текст]: переписка с Евгенией Пастернак, дополненная письмами к Е.Б. Пастернаку / Б.Л. Пастернак. – М.: «Новое литературное обозрение», 1998. – 592 с.
Переписка Бориса Пастернака с его первой женой составлена его старшим сыном и сопровождается его воспоминаниями об обстановке, в которой протекала семейная жизнь его родителей. Лирическая высота любовной трагедии не снижена переданными в письмах тяжестью нищенского быта коммунальной квартиры 1920-х гг. и трудностями свободной творческой работы писателя и художницы, которые стали, в конце концов, причиной их расставания в 1931 г.
В их переписку естественным образом включается взрослеющий с годами сын, восстанавливающий в памяти свои разговоры с отцом, совместные занятия и прогулки и волею судеб, ставший в наше время биографом и издателем своего отца.
(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, «Юность», библиотека семейного чтения по Уральской,7)

Пастернак, Б.Л. «Чтоб не скучали расстояния…»: биография в письмах [Текст] / Б.Л. Пастернак. – М.: Арт-Флекс, 2000. – 464 с. : ил.
Публикуемые избранные письма Б. Пастернака охватывают период с 1906 по 1960 г. Письма подобраны составителями так, чтобы читатель увидел в них не только литературный факт, но и почерпнул в них бытовую и автобиографическую информацию, познакомился с размышлениями поэта о творчестве, его отношением к жестокой действительности, проникся его влюбленностью в жизнь и все ее «формы», над которыми он плачет «от торжества и ликования».
(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, абонемент)

Пастернак, Б.Л. Я понял жизни цель [Текст]: повести, стихи, переводы / Б.Л. Пастернак. – М.: Эксмо-Пресс, 2001. – 528 с.: ил. – (Рус. классика. XX век).
(Имеются экземпляры в отделах: абонемент, «Юность», библиотеки семейного чтения в пос. Метлино)
Главная книга и Нобелевская премия
Конец его жизни был омрачен его триумфом.
К. Ваншенкин

Итогом своего творчества сам Пастернак считал роман «Доктор Живаго», над которым он работал с 1946 по 1955 г. Уже в 1910-х гг. Пастернак, обращаясь к прозе, пытался создать картину нравственной и духовной жизни своей эпохи, историю своего поколения. Повесть «Детство Люверс» (1918), сохранившиеся прозаические фрагменты 1930-х годов свидетельствуют о многочисленных подступах к этой теме.
«Доктор Живаго» стал итогом многолетней работы Бориса Пастернака, исполнением пожизненно лелеемой мечты. С 1918 года он неоднократно начинал писать большую прозу о судьбах своего поколения, но по разным причинам оставлял эту работу неоконченной. За это время во всем мире, и в России особенно, все неузнаваемо изменилось. В ответ менялись замысел, герои и их судьбы, стиль автора и сам язык, на котором он считал возможным говорить с современниками.
Главный герой романа – врач и поэт Юрий Живаго, его друзья и близкие, ставшие очевидцами и участниками всех исторических катаклизмов, выпавших на долю России в первые четыре десятилетия 20 в.
В издании романа на родине Пастернаку было отказано. Он передал его для публикации итальянскому издателю, и в 1957 г. появилось издание «Доктора Живаго» на итальянском языке, вскоре последовали русское, английское, французское, немецкое и шведское издания.
В 1958 г. «за выдающиеся заслуги в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы» Пастернаку присудили Нобелевскую премию по литературе, что было воспринято в СССР как чисто политическая акция. На страницах печати развернулась кампания травли поэта, Пастернак был исключён из Союза писателей, ему грозили высылкой из страны, было даже заведено уголовное дело по обвинению в измене родине. Всё это вынудило Пастернака отказаться от Нобелевской премии.
Вслед за первой телеграммой в адрес Шведской академии, где говорилось, что Пастернак «чрезвычайно благодарен, тронут, горд, изумлен и смущен», через 4 дня последовала вторая: «В силу того значения, которое получила присужденная мне награда в обществе, к которому я принадлежу, я должен от нее отказаться. Не примите за оскорбление мой добровольный отказ».
В письме к Н.С. Хрущеву, составленном юрисконсультом Союза писателей и подписанном Пастернаком, выражалась надежда, что поэту будет разрешено остаться в СССР. «Покинуть Родину для меня равносильно смерти… – писал Пастернак – Я связан с Россией рождением, жизнью и работой».
В СССР «Доктор Живаго» впервые был опубликован в 1988 г. в журнале «Новый мир», диплом и медаль Нобелевского лауреата были вручены сыну Б. Пастернака в 1989 году.

«Доктор Живаго» Бориса Пастернака [Текст] / сост.: Л.В. Бахнова, Л.Б. Воронина; ред. А.Г. Поповой; вступительная статья А.А. Вознесенского. – М.: Сов. писатель, 1990. – 288 с. : ил. – (С разных точек зрения).
Электронная версия здесь >>
(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, «Юность»)
Басинский, П. Чудо, заставшее врасплох: Нобелевская премия Борису Пастернаку: тайны и реальность // Год литературы. – 2015. – 10 февр.
Бёртнес, Ю. Христианская тема в романе Пастернака «Доктор Живаго» // Проблемы исторической поэтики. – 1994. – № 3.
Бирюкова, Н. Борис Пастернак. Долгий путь к Нобелевской премии // Arzamas – Академия
Борисов, В.М. Река, распахнутая настежь: К творческой истории романа Бориса Пастернака «Доктор Живаго». – Режим доступа
Вирабов, И. «Я убийца и злодей?»: Борис Пастернак: Момент триумфа Пастернака, присуждение ему Нобелевской премии, от момента его унижения, покаянного письма в «Правду», отделяло всего два дня // Год литературы. – 2019. – 9 февр.
Ганичев, В.Н. Наши нобелевские лауреаты [Текст]: [Нобелевские премии русским писателям (Бунин, Пастернак, Шолохов, Солженицын, Бродский)] / В.Н. Ганичев // Наш современник. – 2012. – № 1. – С. 267-276.
Григорьева, О. Судьбы скрещения: [Итальянский издатель «Доктора Живаго» Джанджакомо Фельтринелли] // Вестник культурологии. – 2012. – № 4.
Гуль, Р. Победа Пастернака. 1958 [«Доктор Живаго»] // Новый Журнал. – 2012. – № 269.
Загидуллина, М. Между исследованием и расследованием: [Рец. на кн.: Толстой И.Н. Отмытый роман Пастернака: «Доктор Живаго» между КГБ и ЦРУ] // Новое литературное обозрение. – 2009. – № 2.
Замостьянов, А. Операция «Доктор Живаго» / А. Замостьянов // Историк.рф. – 2015. – № 2.
Каплан, В. «Доктор Живаго»: что нового можно увидеть в романе Пастернака // Фома
Ключников, Ю. Непонятый доктор: «Доктор Живаго» // Рос. писатель
Ланин, Б.А. Родовая травма «Доктора Живаго // Проблемы современного образования. – 2014. – № 2.
Максимов, М.А. Романы о революции сквозь призму историософии («Доктор Живаго» Б. Пастернака и «Тихий Дон» М. Шолохова) // Знание. Понимание. Умение. – 2010. – № 3.
Мельничук, Е.П. «Второе рождение» романа Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго»: тридцать лет после оттепели // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение, журналистика. – 2016. – № 3.
Молодцов, А.Б. «Герой своего времени»: к характеристике образа Юрия Живаго // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2023. – № 2.
Недошивин, В. Борис Пастернак. Земная любовь небожителя: Через весь роман «Доктор Живаго» проходят счастливые и трагические романы писателя // Родина. – 2021. – 6 июля.
Некрасова, И.В. Изучение романа Бориса Пастернака «Доктор Живаго» в курсе истории русской литературы второй половины ХХ века: из опыта преподавания // Поволжский педагогический вестник. – 2021. – № 2 (31).
Нобелевская премия Бориса Пастернака: воспоминания сына. – Режим доступа
Нобелиана Бориса Пастернака [Текст]: [в 1958 г. поэту была присуждена Нобелев. премия по литературе: подборка ст.] // Знамя. – 2008. – № 12. – С. 126-165. Содерж.: Сульман, М. Номинация 1957 года; Блох, А. На пути 1946–1957; Пастернак, Е. Хроника прошедших лет.
Нури, Д. Женские персонажи в «Докторе Живаго» и их роль в судьбе главного героя / Джанат Нури // Гуманитарный вектор. – 2021. – № 4.
Павловец, М. Как читать «Доктора Живаго» Пастернака // Культура.рф
Пастернак, Е.В. История публикации «Доктора Живаго» / записал Ф. Дзядко // Arzamas – Академия
Пащук, Н. «И образ мира, в слове явленный…»: роман Б. Пастернака «Доктор Живаго» в контексте «Стихотворений Доктора Живаго» / Н. Пащук // Литература – Первое сентября. – 2001. – № 21.
Поливанов, К. «Доктор Живаго» как исторический роман: Диссертация // Высшая школа экономики
Седакова, О. «Неудавшаяся епифания»: два христианских романа («Идиот» и «Доктор Живаго») / О. Седакова // Континент. – 2002. – № 112.
Сергеева-Клятис, А. Остановившийся трамвай: образ нарастающей революции у Б. Пастернака («Доктор Живаго») и Солженицына («Красное Колесо») / А. Сергеева-Клятис // Новый мир. – 2019. – № 5. – С. 164–169.
Соколов, А. Операция «Доктор Живаго»: Идеологическая война: прошлое и настоящее // Столетие. – 2015. – 20 янв.
Сухих, И.Н. «Доктор Живаго»: пятьдесят восьмой и другие годы // Мир русского слова. – 2017. – № 1.
Сухих, И. Живаго жизнь: стихи и стихии / И. Сухих // Звезда. – 2001. – № 4. – С. 220-234.
Сяося Ди Образ Москвы в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. – 2022. – № 1.
Уайт, Ф. Х. 1958: Хемингуэй, Пастернак и Нобелевская премия по литературе // Россика. – 2022. – № 3.
Экранизации «Доктора Живаго»
Экранизации «Доктора Живаго» // Эксмо-Журнал. – 2017. – 10 февр.

«Доктор Живаго»: Фильм Дэвида Лина, снятый в 1965 г. Снимался в Испании и Финляндии. Лауреат пяти премий «Оскар» (1966), пяти премий «Золотой глобус» (1966), премии «Грэмми» (музыка, 1966). В роли Юрия Живаго – Омар Шариф.
В 2002 г. вышел фильм «Доктор Живаго» режиссера Джакомо Кампиотти. Это вторая попытка экранизации известного романа Пастернака.

Доктор Живаго [Видеозапись]: худож. фильм: [американская экранизация одноимен. романа Б. Пастернака] / реж. Э. Дэвиз; в ролях: К. Найтли, С. Нил. – М.: MEGAVISION, 2006. – 1 DVD (230 мин.).
(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

«Доктор Живаго» – сериал режиссера А. Прошкина – третья экранизация романа Пастернака в мире и первая попытка в России. Съёмки «Доктора Живаго» были окончены в конце 2005 г. В роли Юрия Живаго – Олег Меньшиков.
Арабов, Ю.Н. Доктор Живаго [Текст]: киносценарий по мотивам прозы Б. Пастернака / Ю.Н. Арабов // Искусство кино. – 2004. – № 12. – С. 39-77.
Подробнее здесь >>
Борис Пастернак – переводчик
Лучше быть талантливой буханкой черного хлеба,
чем не талантливым переводчиком.
Б. Пастернак

Гете, И.В. Фауст [Текст] / пер. с нем. Б.Л. Пастернака. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 189 с. – (Б-ка школьника).
(Имеются экземпляры в отделах: «Юность»)

Не я пишу стихи… [Текст]: переводы из поэзии народов СССР / пер. Б.Л. Пастернака; коммент. и вступ. ст. Е. Левитина. – С.: Сов. писатель, 1991. – 351 с.
Впервые под этой обложкой собраны все переводы выдающегося поэта с языков народов СССР, в том числе и несколько переводов, которые ранее никогда не публиковались, – из Н. Бараташвили и Т. Табидзе.
(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, «Юность»)

Синий цвет [Текст]: избр. стихотворения поэтов Востока и Запада / пер. Б.Л. Пастернака. – М.: Сов. Россия, 1990. – 272 с.
(Имеются экземпляры в отделах: абонемент, «Юность»)
Пастернак – выдающийся мастер перевода. Им переведены произведения поэтов Грузии, трагедии Шекспира, «Фауст» Гёте.
Борис Леонидович говорил на нескольких языках и в 30-е годы, лишившись заработка, переводил на русский язык классиков английской, немецкой и французской поэзии. Его переводы трагедий Шекспира считаются лучшими на русском языке.
Б. Пастернак на сайте «Век перевода»
Белавин, И. Искусство перевода, или Оправданный Пастернак // Новая Юность. – 2013. – № 4.
Добронравова, О.В. Художественный перевод в творчестве Пастернака / О.В. Добронравова, Х.Н. Галимова, А.В. Паньков // Балтийский гуманитарный журнал. – 2016. – № 2 (15).
Ковалев, К. За шекспировской строкой: Б.Л. Пастернак // Сайт К. Ковалева-Случевского
Кубатьян, Г. Перекличка, тождество и сходство [Текст]: о переводческой практике А. Ахматовой и Б. Пастернака / Г. Кубатьян // Дружба народов. – 2005. – № 10. – С. 191-198.
Лившиц, Ю. «Синий цвет» Николоза Бараташвили в переводе Бориса Пастернака // 45-я параллель
Морозов, М.М. Шекспир в переводе Бориса Пастернака // Морозов, М. Шекспир, Бернс, Шоу… – М., 1967.
Николаев, В. О переводах Бориса Пастернака // Библиотека Вадима Николаева
Первушина, Е.А. Cонет в поэтических переводах Б. Пастернака // Вестник ДВО РАН. – 2005. – № 2.
Ратгауз, Г. О переводах Бориса Пастернака // Иностранная литература. – 1996. – № 12.
Сахаров, В. Переводческая деятельность Бориса Пастернака // Архив Всеволода Сахарова
Сергеева-Клятис, А. Искусство перевода: Борис Пастернак / А. Сергеева-Клятис // Литература – Первое сентября. – 2005. – № 13.
Материалы о жизни и творчестве Б. Пастернака
Нельзя быть в искусстве жар-птицей,
а в быту мокрой курицей.
Б. Пастернак

«А за мною шум погони…»: Борис Пастернак и власть. 1956–1972 гг. [Текст] документы / под ред. В.Ю. Афиани, Н.Г. Томилиной. – М.: Рос. полит. энцикл., 2001. – 432 с.
Официальные документы, особенно документы ЦК КПСС, десятилетиями оставались недоступными. Благодаря этому сборнику российский читатель впервые получит возможность познакомиться с комплексом документов, отложившихся в архивах ЦК КПСС, в настоящее время хранящихся в Российском государственном архиве новейшей истории (РГАНИ) и в Архиве Президента Российской Федерации (АП РФ). Сборник предваряется археографическим предисловием и вступительной статьей Евг. Пастернака «В осаде».
(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал)

Айзенштейн, Е. Борису Пастернаку – навстречу! Марина Цветаева [Текст]: о книге М. Цветаевой «После России» (1928) / Е.Е. Айзенштейн. – СПб.: Журн. «Нева», 2000. – 384 с. – (Летний сад).
Книга посвящена последнему прижизненному сборнику лирики М. Цветаевой «После России», вобравшему лучшие страницы творчества одного из крупнейших русских поэтов XX в. Б. Пастернака.
(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, «Юность», библиотека семейного чтения по Уральской,7)

Альфонсов, В.Н. Поэзия Бориса Пастернака [Текст] / В.Н. Альфонсов. – Л.: Сов. писатель, Ленинградское отделение, 1990. – 366 с.
(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал)

Баевский, В.С. Пастернак [Текст]: в помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам / В.С. Баевский. – М.: Изд-во Мгу, 1999. – 112 с. – (Перечитывая классику).
(Имеются экземпляры в отделах: «Юность», библиотеки семейного чтения по Уральской,7; 1997 г. изд. – читальный зал, «Юность», абонемент, библиотеки семейного чтения по Уральской, 7; Гайдара, 22; в пос. Метлино и Татыш)

Боже, В.С. Знаменитости в Челябинске. Говорят, что здесь бывали… [Текст]: [известные исполнители, музыканты, писатели, актеры, политики и др.]; 12+ / В.С. Боже, Е.В. Боже. – Челябинск: Изд-во Игоря Розина, 2014. – 244 с.: ил. – (Культурные ландшафты Урала. Перекрестки судеб).
С. 125-136: Борис Пастернак: Уральские страницы жизни
(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, абонемент, «Юность», отдел искусств, книгохранение, библиотека семейного чтения по Уральской, 7; Гайдара, 22; п. Новогорный)

Вильмонт, Н.Н. О Борисе Пастернаке [Текст]: воспоминания и мысли / Н.Н. Вильмонт. – М.: Сов. писатель, 1989. – 222 с. : ил.
(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, абонемент, книгохранение)

Иванова, Н.Б. Борис Пастернак: участь и предназначение [Текст]: биограф. эссе / Н.Б. Иванова. – СПб.: Блиц, 2000. – 344 с.
Рецензия на книгу здесь >>
(Имеются экземпляры в отделах: «Юность», читальный зал, абонемент, библиотеки семейного чтения по Уральской,7; Гайдара, 22; в пос. Метлино и Татыш)

Киреев, Р.Т. Богини Парнаса. О тех, кого любили русские писатели: [19-20 вв.] [Текст] / Р.Т. Киреев. – М.: Глобулус; ЭНАС, 2005. – 168 с. – (Литературный семинар).
С. 151-157: Площадь Пастернака: Б. Пастернак и О. Ивинская
(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, «Юность», библиотека семейного чтения по Уральской, 7)

Киреев, Р. Новеллы о любви. Русский Парнас / Р. Киреев. – М.: Центрополиграф, 2002. – 560 с.
С. 500-509: Пастернак. «Умираю от нежности к тебе»
(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, абонемент)

Масленникова, З.А. Портрет Бориса Пастернака [Текст] / З.А. Масленникова. – М.: Сов. Россия, 1990. – 286 с. : ил.
Дневник автора скульптурного портрета Б.Л. Пастернака написан на основе многочисленных бесед с писателем, которые она вела во время работы. Скульптор рассказывает о личности Б.Л. Пастернака, его взглядах на литературу и искусство, о событиях последних двух лет его жизни – публикации романа «Доктор Живаго», присуждении Нобелевской премии, шумном отклике на эти события, исключении из членов Союза писателей.
(Имеются экземпляры в отделах: абонемент, читальный зал, «Юность»)

Молодяков, В.Э. Загадки Серебряного века [Текст] / В.Э. Молодяков. – М.: АСТ – Пресс книга, 2009. – 432 с. : ил.
С. 271-276: «Свеча горела на столе…»: Доктор Живаго и великий князь
(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, библиотеки семейного чтения по Уральской,7; Гайдара, 22)

Нилин, А.П. Переделкино: поверх заборов [Текст]: роман частной жизни: [16+] / А.П. Нилин. – М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2023. – 585 с. – (Мемуары – XX век).
(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, «Юность», отдел искусств, библиотека семейного чтения по Уральской, 7)

Обоймина, Е.Н. Поэты и их музы [Текст] / Е.Н. Обоймина. – М.: АСТ-Пресс книга, 2009. – 432 с. : 48 вкл. л.
С. 377-385: «А ты прекрасна без извилин…»: Б. Пастернак и З. Нейгауз.
(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, «Юность», библиотека семейного чтения по Уральской, 7; Гайдара, 22)

Пастернак, Е.Б. Борис Пастернак [Текст]: материалы для биогр. / Е.Б. Пастернак. – М.: Сов. писатель, 1989. – 685 с. : ил.
Эта книга – первая биография Бориса Пастернака (1890-1960), написанная его сыном Е.Б. Пастернаком на основе богатейшего архивного материала – документов, писем, воспоминаний современников. Она раскрывает перед читателем не только обстоятельства жизни поэта, но и показывает творческую историю создания его произведений.
Электронная версия книги здесь>>
(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал)

Б.Л. Пастернак. Доктор Живаго [Текст]: Анализ текста. Основ. содержание. Сочинения / авт.-сост. М.Г. Павловец, Т.В. Павловец. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005. – 95 с. – (Школ. программа).
(Имеются экземпляры в отделах: абонемент, читальный зал, «Юность», библиотеки семейного чтения по Уральской,7; Гайдара, 22; в пос. Метлино)

Б.Л. Пастернак. Лирика: Избранное [Текст]: Анализ текста. Лит. критика. Сочинения / авт.-сост. О.И. Рогов. – М.: АСТ; Астрель, 2006. – 126 с. – (Школ. классика).
(Имеются экземпляры в отделах: абонемент, читальный зал, библиотека семейного чтения в пос. Татыш)

Б.Л. Пастернак. Стихотворения [Текст]: Анализ текста. Основ. содержание. Сочинения / авт.-сост. М.Г. Павловец, Т.В. Павловец. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003. – 96 с. – (Школ. программа).
(Имеются экземпляры в отделах: абонемент, «Юность», библиотека семейного чтения по Гайдара, 22; 2000 г. изд. – читальный зал)

Сергеева-Клятис, А. Пастернак в жизни [16+] / А. Сергеева-Клятис. – М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2015. – 557 с.: ил., фот.
(Имеются экземпляры в отделах: «Юность»)

Смирнов, А.Е. Дыхание речи. Прочтение поэтического текста [Текст]: [о поэтике рус. лит. ХIХ-ХХ вв. от Пушкина к Пастернаку] / А.Е. Смирнов. – М.: Глобулус; Изд-во НЦ ЭНАС, 2006. – 128 с. – (Литературный семинар).
С. 114-121: Как читать стихи? Элегия Пастернака «Снег идёт»
(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал)

Соколов, Б.В. Кто вы, доктор Живаго?: Расшифрованный Пастернак [Текст] / Б. В. Соколов. – М.: Яуза; Эксмо, 2006. – 352 с.
(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, «Юность»)

Сухих, И.Н. Книги ХХ века. Русский канон [Текст]: эссе / И. Н. Сухих. – М.: Независимая Газета, 2001. – 352 с. – (Литературоведение).
С. 466-508: Живаго жизнь: стихи и стихии (1945 – 1955. «Доктор Живаго» Б. Пастернака)
(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, «Юность», абонемент, книгохранение, библиотека семейного чтения по Гайдара, 22; Уральской, 7; п. Татыш; Метлино)
Баевский, В. Стихотворение Пастернака «В больнице» // Знамя. – 2010. – № 7.
Базиева, М.В. Любовная лирика Б. Л. Пастернака / М.В. Базиева, А.А. Хадзиева // Проблемы науки. – 2017. – № 1 (14).
Барнс, К. Пушкин и Пастернак // Континент. – 1999. – № 102.
Блаженный, В. Бог да грешник [Воспоминания о Б. Пастернаке] / В. Блаженный; Запись и публ. Д. Тонконогова // Арион. – 1999. – № 2.
Брюханова, Ю.М. Концепция красоты в художественно-философской системе Бориса Пастернака // Сибирский филологический журнал. – 2013. – № 2.
Вирабов, И. Почему у Бориса Пастернака в жизни все не логично // Рос. газета. – 2020. – 9 февр.
Задумина, Н.А. Философская проблематика поэзии Бориса Пастернака // Вестник АГТУ. – 2010. – № 2.
Дарвин, М.Н. Портрет-пейзаж в ранней лирике Бориса Пастернака: (К проблеме интерпретации) // Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. – 2019. – № 2-2.
Дубиковская, А.А. Олицетворение в образе «слепой красавицы» идеи исторического пути России: [сюжеты и образы неоконченной пьесы Бориса Пастернака «Слепая красавица»] / А.А. Дубиковская // Молодой ученый. – 2020. – № 27 (317). – С. 356-359.
Еловская, Н.А. Гармония звуков в поэзии Бориса Пастернака / Н.А. Еловская, И.Ф. Сидякова // Журнал СФУ. Гуманитарные науки. – 2014. – № 9.
Заботкина, В.И. К вопросу о ценностях и антиценностях в авторской картине мира Б.Л. Пастернака (на материале стихотворения «Быть знаменитым некрасиво») / В.И. Заботкина, М.Н. Коннова // Новый филологический вестник. – 2017. – № 3 (42).
Зайцева, А.Р. Религиозно-этический историзм Б. Пастернака // Российский гуманитарный журнал. – 2013. – № 5.
Замостьянов, А. Девять вопросов о Пастернаке: Как Пастернаку удалось уцелеть в тридцатые, зачем он переводил Шекспира и Табидзе и другие вопросы, ответы на которые стоит знать // Год литературы. – 2015. – 9 февр.
Збыровский, З. Европейская культура в жизни и творчестве Бориса Пастернака // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. – 2006. – № 8.
Зотов, С.Н. Власть стиля: писатель и идеология в России (Б. Пастернак и А. Синявский) / С.Н. Зотов // Филологический проект Сергея Зотова
Зотов, С.Н. Интеллектуальное и стилевое самоопределение русского писателя в XX в. (Поэзия и судьба Бориса Пастернака) / С.Н. Зотов // Филологический проект Сергея Зотова
Зотов, С.Н. Лермонтов в интеллектуальном переживании Пастернака: к проблеме экзистенциального понимания литературы / С.Н. Зотов // Филологический проект Сергея Зотова
Зотов, С.Н. Поэзия и судьба Бориса Пастернака / С.Н. Зотов // Филологический проект Сергея Зотова
Зыслин, Ю. Александр Галич: «Пастернак будет жить вечно» // Русская Америка. – № 342.
Зыслин, Ю. Пастернак – Цветаева. Заочная любовь двух гениев (1922-1941) / Ю. Зыслин // Семь искусств. – 2021. – № 11 (138).
Иванов, В.Вс. К истории поэтики Пастернака футуристического периода // Рус. антропологическая школа
Иванов, В. В. Перевернутое небо [Текст]: записи о Б.Л. Пастернаке / В.В. Иванов // Звезда. – 2009. – № 8. – С. 93-127.; № 9. – С. 141-159.; № 11. – С. 102-120; № 12. – С. 151-170; 2010. – № 1; № 2.
Иванова, Н. Пересекающиеся параллели [Текст]: Борис Пастернак и Анна Ахматова / Н. Иванова // Знамя. – 2001. – № 9. – С. 173-186.
Иванова, Н. «Собеседник рощ» и вождь [Текст]: [Пастернак и Сталин] / Н. Иванова // Знамя. – 2001. – № 10. – С. 186-200.
Иванова, Н. Точность тайн: Поэт и Мастер [Текст]: [Борис Пастернак и Михаил Булгаков] / Н. Иванова // Знамя. – 2001. – № 11. – С. 189-199.
Ильинский, О. Творческий облик Бориса Пастернака: (из архива Т. Ильинской) // Новый Журнал. – 2005. – № 240.
Кириллова, Л. «Смерти не будет»: Поэт, которого любили каторжники // Правмир. – 2020. – 30 мая.
Клинг, О. Борис Пастернак и символизм [Текст] / О. Клинг // Вопр. лит. – 2002. – № 2.
Князева, Е.М. Борис Пастернак: голос как память: 125 лет со дня рождения // Universum: филология и искусствоведение. – 2015. – № 11 (23).
Кушнер, А. С. Заболоцкий и Пастернак [Текст]: [рус. поэты ХХ в.] / А. Кушнер // Новый мир. – 2003. – № 9. – С. 174-181.
Кушнирчук, Н.П. Б. Пастернак под пером цензуры («Охранная грамота», 1929-1931) // Вестник КГУ. – 2015. – № 4.
Лейзеров, Е. О Пастернаке / Е. Лейзеров // Семь искусств. – 2023. – № 5 (155).
Леонидов, В. Музей Леонида Пастернака в Оксфорде [музей отца Б. Пастернака] // РСМ. – 2014. – № 2 (83).
Лихачев, Д. С. Борис Леонидович Пастернак. Жизнь / Д.С. Лихачев // Лихачев, Д.С. Избранные работы в трех томах. – Л., 1987. – Т. 3. – С.372–398.
Митленко, С. Пастернак и 3 женщины в его жизни // Жизнь – театр
На высоте своей обочины: Ольга Ивинская и Борис Пастернак // ЖЖ
На том берегу неба: переписка Б. Пастернака и Р. Роллана [Текст] / пер. Е. Пастернака // Знамя. – 2002. – № 11.
Невзглядова, Е. «Его взыскательные уши…»: О поэтике Пастернака по следам статьи М. И. Шапира «…А ты прекрасна без извилин…» // Новый мир. – 2004. – № 12.
Панфилов, А. Человек с детскими глазами: 130 лет со дня рождения Бориса Пастернака // Лит. газета. – 2020. – 12 февр.
Пелихова, А.А. Автобиографическая проза Бориса Пастернака: проблемы авторской идентификации [«Охранная грамота»] / А.А. Пелихова, О.О. Юрченко // Научный журнал КубГАУ – Scientific Journal of KubSAU. – 2016. – № 123.
Поливанов, К. Поэзия Пастернака: гид для начинающих // Arzamas – Академия
Померанц, Г. Любовь небесная и земная. Центростремительное и центробежное / Г. Померанц // Континент. – 2011. – № 150.
Пташник, Л.Н. Леонид и Борис Пастернаки. Художественный мир отца и сына [Текст]: к 145-летию со дня рождения Л.О. Пастернака / Л.Н. Пташник // Литература в школе. – 2007. – № 4. – С. 14-20 : цв. ил.
Сергеева-Клятис, А. Две «Венеции» Бориса Пастернака / А. Сергеева-Клятис // Арион. – 2018. – № 3.
Сергеева-Клятис, А.Ю. Пастернак в 1922 году: к вопросу о восприятии современниками творчества Пастернака // Вестник РХГА. – 2013. – № 4.
Топоров, И. Пастернака они читали: К юбилеям Б.Л. Пастернака и книги А.М. Топорова «Крестьяне о писателях» / И. Топоров // Семь искусств. – 2015. – № 2 (60).
Финкель, В. Борис Пастернак. Трагедия великого поэта / В. Финкель // СловоSlovo. – 2006. – № 53.
Чапанов, И.М. Любовная лирика Бориса Леонидовича Пастернака // Вестник науки. – 2021. – № 7 (40).
Шапир, М. «…А ты прекрасна без извилин…» [Текст]: эстетика небрежности в поэзии Пастернака / М. Шапир // Новый мир. – 2004. – № 7. – С. 149-171.
Шеваров, Д. Рождественская звезда над соломенной сторожкой: Запретное стихотворение Бориса Пастернака вернуло советским людям светлый праздник // Родина. – 2019. – 6 янв.
Шраговиц, Е. Почему «Зимняя ночь» стала самым популярным произведением Пастернака? / Е. Шраговиц // Семь искусств. – 2016. – № 10 (79).
Шурмак, Г. Третье рождение Бориса Пастернака // Новый мир. – 1995. – № 8.
Памятные места
Быть знаменитым некрасиво.
Не это поднимает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.
Б. Пастернак

Дом-музей Бориса Пастернака в Переделкино
Подмосковный посёлок Переделкино навсегда связан с именем Бориса Пастернака. Здесь он жил с 1936 года, сначала занимая большую дачу, а затем, в 1939 году, переехал в меньший дом, где и оставался до конца жизни. Поэт сравнительно немного ездил по стране, и это старое дачное место стало для него средоточием и воплощением родины.
Музей был открыт в 1990 году к 100-летию Б. Пастернака как филиал Государственного музея истории российской литературы им. В.И. Даля. Мемориальная экспозиция была воссоздана такой, какой была при хозяине дома, и с тех пор не изменилась.
Фотоэкскурсия здесь >>
Подробнее здесь >>
Интервью с директором музея Е.Л. Пастернак здесь >>
Дом-музей Б.Л. Пастернака [Аудио]: док. программа из цикла «Ликбез, Траектория движения» / Гос. литературный музей // Смотрим
Фото с сайта

Мемориальная доска на доме-музее Б. Пастернака в Переделкино
Слияние личности поэта и места его обитания было настолько полным, что позволило В. Каверину заявить: Пастернак жил в Переделкино «так, как будто сам создал его по своему образу и подобию».
Музей на сайте Переделкино
Фото с сайта

Мемориальная доска на доме в Москве
(1990)
Установлена на доме (ул. 2-я Тверская-Ямская, 2), в котором поселилась молодая семья Пастернаков и родился будущий поэт.
У Старых Триумфальных ворот, в Оружейном переулке, между двух Тверских-Ямских, до сих пор стоит трехэтажный дом, бывшее владение купца Веденеева, где снимали квартиру родители Б. Пастернака.
Фото с сайта
Арева, В. Московские адреса Бориса Пастернака. Где жил доктор Живаго и его Лара // Мир квартир. – 2021. – 7 апр.
Дома друзей и муз: Гид по Москве Бориса Пастернака // Mos.ru. – 2020. – 10 февр.
Борис Леонидович Пастернак: «Человек рождается жить, а не готовиться к жизни»: Прогулка по пастернаковской Москве // Узнай Москву
Сяося Ди Образ Москвы в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. – 2022. – № 1.


Памятник Б. Пастернаку в Белгороде
(2014, скульптор А. Шишков)
Установлен на аллее нобелевских лауреатов возле корпуса НИУ «БелГУ».
Фото с сайта

Памятник Б. Пастернаку в п. Мучкап (Тамбовская обл.)
(2012, скульптор З. Церетели)
Установлен перед зданием Администрации (Базарная, 6).
Считается, что в Мучкапе Пастернак «родился» как великий поэт. Летом 1917-го, пытаясь добраться до своей не ответившей взаимностью возлюбленной Елены Виноград, занимавшейся предвыборной агитацией в Балашове, поэт задержался в поселке. Здесь написан сборник стихов «Сестра моя – жизнь», принёсший ему всемирную славу.
Фото с сайта

Мемориальный музей Б. Пастернака в Чистополе (Татарстан)
Музей организован в 1990 году, к столетию со дня рождения писателя. Экспозиция музея развернута в доме (ул. Ленина, 81), в котором поэт жил в эвакуации в годы Великой Отечественной войны. В городе этот небольшой особнячок значится как памятник истории и архитектуры конца XIX – нач. XX вв.
В скромном, в три окна, двухэтажном доме во время войны жила семья Вавиловых, которая занимала на втором этаже большую комнату, а в маленькой квартировал Б. Пастернак.
Фото и подробнее здесь >>
Любимова, О. «Я в долгу перед Чистополем». Как Пастернак стал нобелевским лауреатом / О. Любимова // АиФ – Казань. – 2020. – 10 февраля.
Пастернак в Чистополе [Видео]: дом-музей Б. Пастернака в Чистополе // YouTube – Россия
Пастернак на фоне Чистополя [Видео]: док. фильм из цикла «Соотечественники»; Телеканал ТНВ // YouTube – Россия
Фёдорова, Н. Неизвестные эпизоды из жизни литературной эвакуации в годы войны / Н. Фёдорова // Совершенно секретно. – 2014. – 25 дек.

Мемориальная доска на здании музея в Чистополе
В годы Великой Отечественной войны Чистополь – провинциальный город на Каме – волею судеб стал центром литературной жизни страны. Сюда в 1941 году из Москвы и Ленинграда эвакуировали Союз писателей СССР – деятелей литературы с семьями, всего свыше двух тысяч человек. Среди них были Борис Пастернак, Анна Ахматова, Николай Асеев, Арсений Тарковский, Константин Паустовский, Александр Фадеев, Леонид Леонов, Михаил Исаковский; семьи Василия Гроссмана, Константина Федина, Александра Твардовского, Ильи Сельвинского.
Фото с сайта
Кнутов, А. Борис Пастернак в эвакуации в Чистополе // Инфоурок
Любимова, И.В. «И дольше века длится день», или Воспоминания современников о жизни Б.Л. Пастернака в Чистополе: Сценарий литературного вечера / И.В. Любимова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Б. Пастернак в Чистополе
«Здесь относишься к снегу как к воздуху»: Б. Пастернак на Урале

Тут чудно хорошо…
А здесь действительно чудесно, я одно время много катался и гулял, теперь стараюсь зацементировать прочно фундамент для работы и занятий музыкой; когда этот фундамент будет достаточно крепок, опять вернусь ко многим местным удовольствиям…
Описать вам здешней жизни нет возможности. Дать сколько-нибудь близкую действительности характеристику людей, то есть хозяев, тоже невозможно. В особенности сам Збарский – воплощение совершенства и молодости, разносторонней талантливости и ума…
А какие здесь пейзажи! Прямо Альпы – но суровей немного. И главное, живешь здесь не так, как вообще – на даче или в гостях у средних помещиков, но так, как среднему человеку вообще и во сне не снится…
Здесь относишься к снегу как к воздуху. Бывает – целые дни я в снегу. Лыжи здесь не столько удовольствие, сколько просто необходимость; пройти в валенках (у меня громадные, как ботфорты, выше колена, так называемые пимы) в сторону от дороги значит, по пояс в снег уйти.
Б. Пастернак
Из писем с Урала

Дом Б. Пастернака во Всеволодо-Вильве (Александровский район, Пермский край) https://museumperm.ru/branch/dompasternaka
Это дом управляющего заводами в поселке Всеволодо-Вильва Пермского края. Здесь молодой поэт провел почти полгода – с января по конец июня 1916 года. Борис Пастернак приехал на Урал, чтобы принять посильное участие в войне, устроился работать конторщиком, помощником Бориса Збарского, управляющего химических заводов.

После этого дом жил обычной жизнью. К концу 1990-х гг. он почти полностью разрушился. В 2005 г. губернатор Пермского края О.А. Чиркунов решил воссоздать Дом Пастернака как место исторической памяти.
В июле 2006 г. первый камень в основание дома заложил сын поэта Евгений Борисович Пастернак. Сейчас дом восстановлен.
Подробнее здесь >>
Абашев, В. Раскованный голос [Всеволодо-Вильва в судьбе Бориса Пастернака] // Вещь. – 2012. – 24 октября. // Пермская нефть. – 2021. – 13 авг.

Памятник Б. Пастернаку в Перми
(2009, скульптор Е. Мунц, архитектор П. Попов-Серебряков)
Установлен в сквере Пермского театра оперы и балета им. П.И. Чайковского.
Это первый в России памятник поэту. Автор 3-х метровой скульптуры изобразила поэта примерно в 26-летнем возрасте, когда он прибыл в Пермь в 1916 г. Считается, что именно на пермской земле Б. Пастернак сделал жизненный выбор между философией, музыкой и поэзией в пользу литературы.
Окружающая природа, быт, сама атмосфера уральского севера оставили неизгладимый отпечаток в творческой памяти поэта. Пермские впечатления позднее отобразились в повести «Детство Люверс» – в Перми он поселил героиню повести Женю, также Пермь стала прообразом города Юрятина в романе «Доктор Живаго».
Фото с сайта
Ещё один бюст Б. Пастернака установлен в Краевой библиотеке им. А.М. Горького (2021, скульптор Р. Веденеев).
Королев, А. Земля Пастернака: [Рецензия на книгу «Всеволодо-Вильва на перекрестке русской культуры»] // Знамя. – 2009. – № 11.
Б. Пастернак на Урале: отрывок из книги: Пастернак, Е.Б. Жизнь Бориса Пастернака: докум. повествование / Е.Б. Пастернак, Е.В. Пастернак. – СПб. : Изд-во журн. «Звезда», 2004. – 528 с. (Рус. поэты. Жизнь и судьба). – Режим доступа
Шенкман, В. Борис Пастернак в Прикамье: [Продуктивность показа «большого» (программного) писателя (Пастернака) через призму творческого восприятия местного художника слова (Радкевич, стихотворение «Ивакинский конторщик»)] / В. Шенкман // Литература – Первое сентября. – 2005. – № 21.

Памятник Б. Пастернаку в Мессине (Сицилия, Италия)
(2015, скульптор А. Клыков, архитектор В. Мещангин)
Установлен на территории университета Мессины.
Рядом установлен бюст первого переводчика «Доктора Живаго» на итальянский язык Пьетро Цветеремича, после чего книгу напечатали.
Фото с сайта
Предлагаем также методические материалы «Я стал частицей своего времени…»