105 лет со дня рождения Ю.М. Нагибина
(03.04.1920 – 17.06.1994)

«Через меня, как через каждого человека,
отваживающегося жить, а не тлеть,
говорить, а не молчать в тряпочку,
отражается время, эпоха…»
Ю. Нагибин
Юрий Маркович Нагибин – классик русской литературы, мастер изысканной прозы, автор сценариев известных и любимых фильмов: «Председатель», «Красная палатка», «Директор», «Чайковский», «Гардемарины, вперед!»
Юрий Нагибин родился 3 апреля 1920 в Москве в большом доме в Армянском переулке. Лишь в зрелые годы Нагибин узнал, что его настоящий отец Кирилл Александрович, из дворян, был расстрелян как участник белогвардейского восстания в Курской губернии накануне рождения сына. Мать, Ксения Каневская, «красавица невероятная», вышла замуж за друга покойного мужа, адвоката Марка Яковлевича Левенталя, который усыновил Юрия и дал ему своё отчество.

А когда в 1927-м за оппозиционные настроения был арестован и сослан в Ивановскую область и Левенталь, Ксения Алексеевна, обожавшая сына «до невозможности», связала свою жизнь с писателем Яковом Рыкачёвым, ставшим вторым отчимом мальчику. Его тоже арестуют в 1937-м. Но именно он станет первым литературным учителем Юрия, сумевшим пробудить вкус к словесному творчеству и определившим выбор профессии.
В 1938 году Нагибин с отличием окончил школу и поступил в Московский медицинский институт. Быстро поняв ошибочность своего выбора, юноша после первой же сессии переходит учиться на сценарный факультет ВГИКа. Написание сценариев – это род литературного творчества, но творчества, требующего концентрированного выражения содержания и темы будущего фильма, там не должно быть ничего лишнего, только действие, важны речевые характеристики персонажей, чётко обозначенные мизансцены. Это всё присуще и жанру короткого рассказа, в чём Юрий Нагибин стал безусловным мастером. Тогда в 1940 году появляются в печати первые произведения молодого литератора, сам «Огонёк» напечатал один из его первых рассказов.

С началом Великой Отечественной войны институт эвакуировали в Алма-Ату, а Нагибин добровольцем пошёл в военкомат и осенью 1941-го был отправлен на Волховский фронт в отдел политуправления. В 1942 году Нагибин, прекрасно владеющий немецким языком, в должности «инструктора-литератора» на Воронежском фронте придумывал лозунги для агитационных листовок, переводил документы, вел радиопередачи. Но и на этой относительно спокойной службе он получил две тяжёлые контузии и после второй был комиссован по состоянию здоровья. В том же, 1942-м, году по рекомендации А. Фадеева он заочно был принят в Союз писателей СССР.
После этого Нагибин работал в газете «Труд», как военный корреспондент, он был свидетелем битвы за Сталинград, освобождения Минска, Вильнюса и Каунаса.
Впечатления и наблюдения фронтовой жизни позже вошли в его мемуары («Война с черного хода») и военные произведения. Героям Волховского фронта посвящены повести «Перекур», «Берендеев лес», «В те юные годы», рассказы «Бой за высоту», «Второй эшелон», «Радиосолдат», «Путь на передний край», «Дело капитана Соловьева», «Капельное сердце» и один из лучших нагибинских рассказов – «Солдатская душа», повествующий о волховском бойце, прошедшем Мясной Бор.
После войны Юрий Нагибин продолжал работать журналистом. Он публиковался в московских и региональных газетах, много путешествовал по СССР. К литературному творчеству Ю. Нагибин вернулся в начале 1950-х годов. Он опубликовал рассказы «Зимний дуб», «Четунов, сын Четунова», «Трубка», которые оказались «добро замеченными читателями». Затем вышли сборники «Человек и дорога», «Чистые пруды» и «Ранней весной». Нагибин стал одним из самых популярных прозаиков тех лет. По его произведениям сняли фильмы «Ночной гость», «Трудное счастье», «Братья Комаровы».
В конце 1940-х – начале 1950-х Нагибин подружился с Андреем Платоновым. В результате, как он позже вспоминал в Автобиографии, «целый период моей литературной учебы состоял в том, что отчим вытравлял Платонова из моих фраз».

Рассказы «Хазарский орнамент» и «Свет в окне», опубликованные в рожденном «оттепелью» альманахе «Литературная Москва» (1956, № 2), вызвали гневный окрик в партийной печати. Однако буквально год спустя в «Библиотечке „Огонька”» появились рассказы, написанные по законам соцреализма, и Нагибина «реабилитировали». Как отмечает Юрий Кувалдин, «ему постоянно приходилось балансировать на грани диссидентства и правоверности».
Большинство рассказов Нагибина, объединенные общей темой, «сквозными» героями и образом повествующего, складываются в циклы. Кроме военного, появились «охотничий», историко-биографический, цикл путевых рассказов. Долгие годы автор рассматривался преимущественно как новеллист, стремящийся «сказать в малом о большом».
За десятилетие с 1954 по 1964 годы сложился «Охотничий» цикл более чем из 20 рассказов. Своим рождением они обязаны пейзажам Мещеры и окрестностей Плещеева озера, описания природы в них стали хрестоматийными. В них заметно влияние классической литературной традиции, восходящей к тургеневским «Запискам охотника», Нагибин здесь – тонкий художник природного мира и испытатель человеческих характеров в природной среде. При этом во взаимоотношениях человека и природы рассматривается как социально-нравственная, так и экологическая стороны.
«Охотничьи» рассказы подготовили почву для деревенской темы. В дело пошли материалы и наблюдения послевоенных журналистских лет, когда писались очерки о колхозной жизни для «Правды», «Труда», «Социалистического земледелия», «Смены». В итоге родилась повесть «Страницы жизни Трубникова» (1962), ставшая исторически самым «звездным» часом Нагибина. По этой повести был снят фильм «Председатель» с М. Ульяновым в главной роли, за одну сцену из него Е. Евтушенко встал перед ним на колени.

Писатель попытался повторить кинематографический успех, предложив проект нового фильма «Директор». В заявке автор прямо сообщал, что в свое время волею судьбы он вошел в семью одного из основоположников отечественного автомобилестроения, бывшего революционного матроса и чекиста, партийного выдвиженца Ивана Лихачева, женившись на его дочери. Сюжетной основой, таким образом, стала насыщенная биография тестя.
Во время работы над первым вариантом фильма «Директор» погиб исполнитель главной роли Евгений Урбанский. Отснятый после большого перерыва второй вариант фильма запомнился разве что тем, что дал путевку в творческую жизнь актеру Николаю Губенко.
Однако Нагибин продолжал писать доходные в то время сценарии и быстро завоевал материальную независимость – вплоть до личного автомобиля с водителем. Все считали его – красавца, таланта, богача и многоженца, весельчака и жизнелюба, этакого первого «советского плейбоя» – счастливчиком, «советским барином». Он любил изысканные блюда, тонкие вина, красивых женщин, заповедные уголки мира, умные книги и прочие недоступные простому обывателю вещи.
Но это – потому, что литературный труд был для него не работой, не службой, а образом жизни. Каждый день из года в год. Рассказы, повести, сценарии, предисловия, эссе, филиппики… В дневнике он писал: «Халтура заменила для меня водку. Она почти столь же успешно, хотя и с большим вредом позволяет отделаться от себя». Фильмы, снятые по его сценариям, без зрителей не оставались, издавались и раскупались книги. Когда автору было лет 45 – школьники и студенты по его рассказам уже писали изложения.

В 1970-х годах Ю. Нагибин работает над циклом автобиографических рассказов и повестей о своем детстве, в который вошли книги «Школа», «Переулки моего детства» и «Лето». Он обращается здесь к истокам формирования духовного облика своего лирического героя Сережи Ракитина и его поколения. Не только фоном, но и своеобразным «героем» цикла становится образ самой Москвы с ее городским бытом и нравами.
В 1980-х Нагибин увлекся историей. Он написал повесть «Квасник и Буженинова», действие которой происходило в XVIII веке. Затем писатель опубликовал серию рассказов о знаменитых музыкантах и писателях (цикл «Вечные спутники». «Героями» таких художественных «микроэпопей» стали протопоп Аввакум, Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Чайковский, Рахманинов, И.Анненский и другие.
В годы перестройки советские литераторы, получив долгожданную свободу слова, стали высказывать то, о чем им приходилось молчать десятилетиями. Нагибин опубликовал несколько откровенных произведений. Одним из них стала повесть «Терпение», которая вошла в трилогию, посвященную инвалидам войны.

Внешне благополучный советский писатель, член редколлегии журналов «Знамя», «Наш современник», член правления Союза писателей РСФСР с 1975 года и Союза писателей СССР с 1981 года, он порой позволял себе неожиданные «выходки». Например, в 1966 году подписал письмо в защиту А. Синявского и Ю. Даниэля, а в 1993-м – знаменитое «Письмо 42-х» – до сих пор вызывающее споры обращение творческой интеллигенции с требованием пресекать самыми строгими мерами любые попытки возрождения советской власти.
В последние годы жизни писатель с демонстративным, не свободным от шутовского самолюбования самообнажением показал самые «потаенные» страницы своей биографии. Он воссоздал историю жизни отца и своего отношения к нему – «Встань и иди» (1987), вспомнил первую любовь – «Дафнис и Хлоя эпохи культа личности, волюнтаризма и застоя» (1994), описал роман с тещей – «Моя золотая теща» (1994), оставил крайне пессимистическую повесть-завещание «Тьма в конце туннеля».
Посмертно опубликованный «Дневник» (1995) полон крайней откровенностью и однозначно нелицеприятными оценками своего окружения. Критические наблюдения автора не отличались благожелательностью. Со страниц прощального произведения Нагибина предстаёт образ одинокого и в жизни, и в литературе человека. Сильный, энергичный, он чуть ли не с 30-летнего возраста всё чаще обращался к мыслям о близком конце, испытывая чувство «призрачности существования».
За всеми приступами мизантропии, так присущими позднему Нагибину, всё же последним его произведением стал не безнадёжный «Дневник», а другая его вещь – яркие, словно облитые светом жизни и любви «Гардемарины» – Ю. Нагибин написал сценарий ко всем трём фильмам по роману Нины Соротокиной.

За всеми приступами мизантропии, так присущими позднему Нагибину, всё же последним его произведением стал не безнадёжный «Дневник», а другая его вещь – яркие, словно облитые светом жизни и любви «Гардемарины» – Ю. Нагибин написал сценарий ко всем трём фильмам по роману Нины Соротокиной.
Кинотрилогия, вышедшая на сломе эпох, в конце смутных 80-х, в начале роковых 90-х годов, когда в обществе нарастало ощущение тревоги и безнадёжности с бесшабашно храбрыми, улыбчивыми, дерзкими, благородными героями. Именно там проявился настоящий русский писатель Нагибин, помноженный на талант прекрасного режиссёра Светланы Дружининой.
Умер Ю.М. Нагибин в Москве 17 июня 1994 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище. В 2018 году в Москве на доме, в котором родился и вырос писатель (Армянский пер., 9), открыта мемориальная доска (скульптор А. Рукавишников).
Интернет-ресурсы
Произведения Ю. Нагибина в Библиотеке Мошкова
Ю. Нагибин в Рувики
Ю. Нагибин на портале «Культура.РФ»
Биография на РИА-Новости
Ю. Нагибин в электронной энциклопедии «Кругосвет»
Ю. Нагибин в проекте «Люди»
Ю. Нагибин в библиотеке ImWerden
Ю. Нагибин в проекте «Моя Москва»
Ю. Нагибин в Энциклопедии «Кино»
Ю. Нагибин на сайте «Хронос»
Ю. Нагибин в проекте «Литературная карта Архангельской области»
Произведения Ю. Нагибина

Нагибин, Ю.М. Собрание сочинений: в 4-х т. / Ю.М. Нагибин; вступ. ст. И. Богатко. – М.: Худож. лит., 1980.
(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал)

Нагибин, Ю.М. Избранные произведения: в 2-х т. / Ю.М. Нагибин; предисл. Н. Атарова. – М.: Худож. лит., 1973.
(Имеются экземпляры в отделах: книгохранение)

Нагибин, Ю.М. Вдали музыка и огни: Повести и рассказы / Ю. Нагибин; худож. Б. Сопин. – М.: Современник, 1989. – 506 с. – (Новинки «Современника»).
(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, абонемент, «Юность»)

Нагибин, Ю. Встань и иди: Повести и рассказы / Ю. Нагибин; всуп. ст. А. Пистуновой. – М.: Худож. лит., 1989. – 701 с.
Повесть «Встань и иди» – о взаимоотношениях несправедливо осужденного человека и его сына. В «Поездке на острова» перекликаются давние времена русской истории и современность. В повести «Квасник и Буженинова» рассказано о жизни простых людей под властью абсолютизма в XVIII веке.
(Имеются экземпляры в отделах: абонемент, «Юность»)

Нагибин, Ю.М. Гардемарины, вперёд!: Сценарии / Ю.М. Нагибин, Н. Соротокина; С. Дружинина. – М.: Искусство, 1992. – 222 с.
Сюжет сценария трилогии переносит нас во времена дворцовых переворотов. Тогда в беспощадной борьбе за власть возносились и гибли целые династии, ломались судьбы временщиков, цареубийцы восходили на трон. Трое молодых курсантов навигацкой школы невольно становятся соучастниками заговора, организованного против молодой императрицы…
(Имеются экземпляры в отделах: «Юность»)

Нагибин, Ю.М. Дневник [1942 – 1986] / Ю.М. Нагибин. – М.: АСТ; Олимп; Астрель, 2001. – 624 с. – (Мемуары).
«Дневник» Нагибина – это энциклопедия советской литературной жизни 40–80-х, этакий «Живой журнал» известного, авторитетного и, прямо скажем, состоятельного литератора. Это своего рода исповедь самобытного художника, всю жизнь с переменным успехом боровшегося за личную творческую независимость.
(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, абонемент, «Юность», библиотека семейного чтения по Уральской, 7; Гайдара, 22; п. Метлино)

Нагибин, Ю.М. Московская книга: Рассказы / Ю. Нагибин; худож. Н. Крылов. – М.: Моск. рабочий, 1985. – 368 с.
Эта книга не случайно названа московской. Столица здесь не только место действия, фон повествования; она – главный герой книги. Москва воспитала мальчишек с Чистых прудов защитниками отечества, отдавшими свои жизни за то, чтобы их сверстники восьмидесятых годов беззаботно бороздили коньками Чистопрудный лед, вдыхали свежий запах тополевых почек в Саду имени Баумана и помышляли о мирных подвигах. Москва вырастила, поставила на ноги деревенских мальчишек, достигших в ней высот мастерства в своем деле: пожарного, официанта, всемирно известного великого певца.
(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал)

Нагибин, Ю.М. Музыканты: Повести / Ю.М. Нагибин; ил. В. Юдина. – М.: Современник, 1986. – 301 с. – (Новинки «Современника»).
В сборник вошли повести о музыкантах: «Князь Юрка Голицын», о знаменитом капельмейстере 19 века, создателе лучшего в России народного хора, пропагандисте русской песни, познакомившем Европу и Америку с нашим национальным хоровым пением, и «Блестящая и горестная жизнь Имре Кальмана» – о прославленном короле оперетты, привившем традиционному жанру новые ритмы и созвучия.
(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, абонемент, «Юность»)

Нагибин, Ю.М. Не чужое ремесло / Ю. Нагибин. – М.: Современник, 1983. – 350 с. – (Б-ка «О времени и о себе»).
В книгу Ю.Нагибин включил статьи, имеющие непосредственное отношение к творческой лаборатории писателя. Здесь и размышления о жанре рассказа, и рассуждения о преподавании литературы в школе, и раздумья о языке литературных произведений. С интересом читаются статьи о Чехове, Лескове, Платонове. Автор пытается найти свой ключ к пониманию их творчества. В разделе «Из чего ты построен» он хочет также разобраться в том, из чего «сделана» его собственная личность.
(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал)

Нагибин, Ю.М. Поездка на острова: Повести и рассказы / Ю. Нагибин. – М.: Мол. гвардия, 1987. – 591 с.
(Имеются экземпляры в отделах: абонемент, «Юность»)

Нагибин, Ю. Царскосельское утро: Повести, рассказы / Ю. Нагибин. – М.: Сов. писатель, 1983. – 527 с.
В сборник входят все произведения Юрия Нагибина, посвященные мастерам культуры разных времен и народов, начиная от старшего современника Шекспира, английского поэта и драматурга Кристофера Марло, мятежного протопопа Аввакума и просветителя Тредиаковского до Рахманиного, Бунина, Иннокентия Анненского и Хемингуэя.
(Имеются экземпляры в отделах: абонемент, «Юность»)

Нагибин, Ю.М. Человек с фронта: Повесть и рассказы / Ю.М. Нагибин. – М.: Изд-во ДОСААФ, 1988. – 507 с.
В сборник вошли повесть «Павлик» и ряд военных рассказов о мужестве советского человека, проявленном в годы Великой Отечественной войны.
(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, «Юность»)
Материалы о жизни и творчестве Ю. Нагибина
«Мои рассказы и повести –
и есть настоящая моя автобиография…»
Ю. Нагибин

Новое в школьных программах. Современная русская проза: В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам / Сост. С.Ф. Дмитренко. – М.: Изд-во МГУ, 1998. – 128 с. – (Перечитывая классику).
С. 72-76: Сетюкова-Кузнецова, М. Уроки «Зимнего дуба»: Ю. Нагибин
(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, абонемент, «Юность», библиотеки семейного чтения по Уральской, 7; Гайдара, 22; в пос. Метлино, Татыш)
Апетян, З. Художественный вымысел? Нет, авторский произвол: [о повести Ю. Нагибина «Рахманинов»] / З. Апетян // Советская музыка. – 1988. – № 8. – С. 74-81.
Бавильский, Д. Как важно быть счастливым: Дневники Ю. Нагибина // Горький Медиа. – 2018. – 21 нояб.
Винников, В. Красное и чёрное Юрия Нагибина: К 100-летию со дня рождения / В. Винников // Завтра. – 2020. – 3 апр.
Воденников, Д. Жизнь по своему образцу: Ю. Нагибин / Д. Воденников // Современная литература. – 2023. – 14 июня.
Гулин, И. Пробы на жалкую роль: О дневнике Юрия Нагибина как литературном проекте / И. Гулин // Коммерсантъ Weekend. – 2020. – № 33. – С. 22.
Даниленко, В. Мыслящий тростник. О «Дневнике» Юрия Нагибина: К столетию со дня рождения / В. Даниленко // День литературы. – 2020. – 6 апр.
Дударев, А. Юрий Нагибин: компромисс или терпимость? / А. Дударев // Сибирские огни. – 2012. – № 3.
Евдокимова, М.П. Связь поколений в произведениях русских писателей конца ХХ века: Сравнение образов отца и сына в произведениях А. Проханова и А. Битова, Ю. Нагибина / М.П. Евдокимова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2017. – № 10-1 (76). – С. 23-25.
Елин, Г. Юрий Нагибин: Воспоминания / Г. Елин // Проза.ру
Замостьянов, А. Восхищенный мизантроп: К столетнему юбилею Юрия Нагибина / А. Замостьянов // Год литературы. – 2020. – 3 апр.
Захариева, И. Литературные реминисценции в закатном романе Юрия Нагибина / И. Захариева // LiterNet. – 2011. – № 2 (135).
Зотов, С. Юрий Нагибин. Пленник эпохи: К 100-летию Юрия Марковича Нагибина / С. Зотов // Камертон. – 2020. – № 126.
Кардин, В. «По существу ли эти споры?»: [заметки о прозе Ю. Нагибина и В. Распутина] / В. Кардин // Вопросы литературы. – 1983. – № 2. – С. 91-118.
Карпова, Т. Радиосолдат Волховского фронта: Нагибин Юрий Маркович / Т. Карпова // Электронная библиотека «Муравейник»
Клименко, К.В. Изобразительно-выразительные средства как прием субъективации в автобиографической прозе Ю.М. Нагибина / К.В. Клименко // Вестник ЧелГУ. – 2012. – № 20 (274). – С. 61-63.
Клименко, К.В. Оценочность как особый прием субъективации и как способ передачи авторской позиции: На материале автобиографических текстов Ю.М. Нагибина / К.В. Клименко // Сибирский филологический журнал. – 2015. – № 3. – С. 215-222.
Конюшенко, Е. О рассказе Юрия Нагибина «Терпение» и не только … / Е. Конюшенко // День литературы
Костырко, С. Беллетрист против писателя: «Дневник» Ю. Нагибина / С. Костырко // Новый мир. – 1995. – № 11.
Кувалдин, Ю. Главная книга: 3 апреля Юрию Нагибину – 75 лет / Ю. Кувалдин // Общая газета. – 1995. – 30 апр. – 5 мая.
Кувалдин, Ю. Заблудившийся писатель: 10 лет со дня смерти Ю. Нагибина / Ю. Кувалдин // Независимая газета. – 2004. – 17 июня.
Кувалдин, Ю. Мы отстояли весну: К 90-летию со дня рождения Юрия Нагибина: Эссе / Ю. Кувалдин // Наша улица. – 2010. – № 125 (4).
Кувалдин, Ю. Наука перевоплощения: К 95-летию прозаика Юрия Нагибина: Эссе / Ю. Кувалдин // Независимая газета. – 2015. – 2 апреля.
Нагибин, Ю. Достоинство жанра: Ответ на вопросы анкеты / Ю. Нагибин // Лит. Россия. – 1980. – № 3.
Нагибин, Ю. «Человек ещё не равен самому себе…»: Интервью / Ю. Нагибин, беседу вёл С. Рыков // МедиаЗавод
Юрий Нагибин – талантливейший «халтурщик»: 100 лет со дня рождения советского классика // Ревизор. – 2020. – 3 апр.
Нагибина, А.Г. Плейбой нашего времени: Личная жизнь Юрия Нагибина / А.Г. Нагибина; беседу вела Н. Дардыкина // Московский Комсомолец. – 2004. – 17 июня.
Налегач, Н.В. Образ Иннокентия Анненского в рассказе Ю. Нагибина «Смерть на вокзале» / Н.В. Налегач // Диалоги классиков – диалоги с классикой : сб. науч. ст. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. – (Эволюция форм художественного сознания; вып. 4). – С. 131-144.
Недошивин, В. Юрий Нагибин: я расстегнул все пуговицы…: В предсмертной книге советский классик и вечный конформист сказал всю правду о себе / В. Недошивин // Родина. – 2023. – 22 ноября.
Огрызко, В. В начале оттепели: Неизвестные факты о Юрии Нагибине / В. Огрызко // Лит. Россия. – 2020. – № 3.
Огрызко, В. Тайна утраты личности: Ю. Нагибин / В. Огрызко // Лит. Россия. – 2006. – 9 июня (№ 23).
Павлов, О. Бессмертная исповедь: «Дневник» Ю. Нагибина / О. Павлов // Октябрь. – 1996. – № 9.
Панфилов, А. Дожить до исповеди: Исполняется 100 лет со дня рождения Юрия Нагибина / А. Панфилов // Литературная Газета. – 2020. – 1 апреля.
Парамонов, Б. Другая жизнь. Юрий Нагибин в поисках себя / Б. Парамонов; беседу вел И. Толстой // ЖЖ
Пахтусова, В.Н. «Добрый, красивый Тургенев…»: к вопросу о тургеневской традиции в творчестве Ю.М. Нагибина / В.Н. Пахтусова // Вестник БГУ. – 2016. – № 2 (28).
Пахтусова, В.Н. Традиция Н.С. Лескова в творчестве Ю.М. Нагибина / В.Н. Пахтусова // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. – 2016. – № 4. – С. 84-91.
Прохорова, В.И. Юрий Нагибин // Четыре друга на фоне столетия
Рыков, С. Счастливый писатель: 3 апреля – 100 лет со дня рождения Юрия Нагибина: Интервью с Ю. Нагибиным / С. Рыков // Столетие. – 2020. – 03 апреля.
Селеменева, М.В. Жанровые признаки романа воспитания в «Московской книге» Ю. Нагибина и «Записках коренного москвича» А. Дидурова / М.В. Селеменева // Пушкинские чтения. – 2011. – № XVI. – С. 91-97.
Сенчин, Р. Трагедия советского моралиста: о тайной жизни Юрия Нагибина // Известия. – 2020. – 3 апр.
Солженицын, А. Двоенье Юрия Нагибина / А. Солженицын // Новый мир. – 2003. – № 4.
Тарабукина, Ю.А. Концепция творчества в художественной и документальной прозе Ю. Нагибина («Вечные спутники», «Дневник»): Автореферат диссертации на соискание уч. ст. кандидата филол. наук / Ю.А. Тарабукина // ТюмГУ
Токарева, В. Барин: О писателе Юрии Нагибине / В. Токарева // Story
Топоров, В. Гибель Нагибина / В. Топоров // Постскриптум: Литературный журнал. – 1996. – Вып. 3 (5). – С. 266-280.
Трапезников, А. В поисках красоты: О Юрии Марковиче Нагибине / А. Трапезников // Литературная Россия. – 2011. – № 20.
Уздина, М. Юрий Нагибин: Воспоминания современников / М. Уздина // Проза. ру
Хомайко, Л. «По улице моей»: Юрий Нагибин и Белла Ахмадулина // Новый Очаг. – 2023. – 3 апр.
Шевелев, В.И. Ключи от тайны: Последние повести Ю. Нагибина / В.И. Шевелев // Общая газета. – 1994. – № 46.
Черкасова, Л.П. Цветопись в прозе Ю. Нагибина / Л.П. Черкасова; Е.П. Карпенко // Русская речь. – 1985. – № 4. – С. 65-68.
Методические материалы:
Артёменко, Л.В. Увидеть необычное в обычном: по рассказу Ю.М. Нагибина «Зимний дуб»: Урок внеклассного чтения, 4-й класс / Л.В. Артёменко // Интеллект
Ашурова, И.М. Становление характера человека в рассказе Ю. Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный»: Урок литературы, 10-й класс / И.М. Ашурова // Мультиурок
Баталова, Т.Н. Встань и иди, или На пути к истине: Урок аналитического чтения повести Ю.М. Нагибина «Встань и иди», 10-й класс / Т.Н. Баталова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Бикетова, Л.И. Рассказ Ю. Нагибина «Зимний дуб»: Урок литературы, 4-й класс / Л.И. Бикетова // Портал педагога
Борискина, С.В. Обогащение мира чувств и эмоций через произведение Ю. Нагибина «Зимний дуб»: Урок литературы, 4-й класс / С.В. Борискина // Мультиурок
«Все дороги ведут…»: Конспект урока литературы по рассказу Ю.М. Нагибина «Заброшенная дорога», 6-й класс // Педталант
Голубева, А.А. Нравственный выбор Васи: Урок литературы по рассказу Ю. Нагибина «Старая черепаха», 6-й класс / А.А. Голубева // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Диденко, Л.Д. Становление характера человека в рассказе Ю. Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный»: Урок литературы, 6-й класс / Л.Д. Диденко // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»
Елясова, О.Н. Рассказ Ю. Нагибина «Старая черепаха»: Урок литературы, 6-й класс / О.Н. Елясова // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»
Киселева, О.В. Ю. Нагибин «Зимний дуб»: Урок литературы, 4-й класс / О.В. Киселева // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»
Косенкова, Д.Н. Рассказ Ю. Нагибина «Зимний дуб»: Урок внеклассного чтения, 8-й класс / Д.Н. Косенкова // ИнфоУрок
Кругляченко, Н.С. Ю. Нагибин «Зимний дуб»: Урок чтения, 4-й класс / Н.С. Кругляченко // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Кушевич, Т. Жизнь и творчество Юрия Нагибина: Урок литературы, 6-й класс / Т. Кушевич // Литература – Первое сентября. – 2005. – № 22.
Лаврикова, Е.В. Тема дружбы в рассказе Ю. Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный»: Урок литературы, 6-й класс / Е.В. Лаврикова // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»
Литвинова, М.М. Эхо Юрия Нагибина («Загадка горного эха») / М.М. Литвинова // Русский язык в школе. – 2015. – № 6 (2015). – С. 56-59.
Макарова, Е.И. Литературный час по произведению Ю. Нагибина «Рассказы о Гагарине» / Е.И. Макарова // ГБОУ школа-интернат им. И.Е Егорова
Макина, Д. Творчество, соединяющее века: «Живые мощи» И.С. Тургенева и «Последняя охота» Ю.М. Нагибина: Исследовательская работа, 8-й класс / Д. Макина // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»
Мальгина, Е.А. Ю.М. Нагибин «Заброшенная дорога»: Урок литературного чтения, 4-й класс / Е.А. Мальгина // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Масько, Л.Г. Ю. Нагибин «Зимний дуб»: Урок чтения, 4-й класс / Л.Г. Масько // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Морозова, И.А. Характеры героев рассказа Юрия Марковича Нагибина «Зимний дуб»: Урок литературного чтения с презентацией, 4-й класс / И.А. Морозова // Копилка уроков
Новикова, М.Ю. Метафора в повести Ю.М. Нагибина «Перекур» / М.Ю. Новикова // Русская речь. – 1986. – № 4. – С. 62-65.
Орлова, Л.А. Простые истины человеческого мира: Урок внеклассного чтения по рассказу Ю. Нагибина «Старая черепаха», 6-й класс / Л.А. Орлова // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»
Сафонова, Т. События и точка зрения. Авторская позиция, идейный смысл рассказа Ю. Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный» / Т. Сафонова, Л. Черешнева // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Сетюкова-Кузнецова, М. «Когда-нибудь непременно вернёшься назад…»: Рассказ Ю. Нагибина «Эхо» / М. Сетюкова-Кузнецова // Литература – Первое сентября. – 1999. – № 41. – С. 2.
Свинобоева, Л.А. «Как становятся героями»: Подготовка к сочинению по «Рассказам о Гагарине» Ю. Нагибина: Урок внеклассного чтения, 5-й класс / Л.А. Свинобоева // Урок.РФ
Смирнова, О.А. Ю. Нагибин «Колокольня»: Урок литературы, 9-й класс / О.А. Смирнова // Мультиурок
Соловьёва, Г.Г. Тема понимания в отношениях взрослых и детей в рассказе Ю. Нагибина «Зимний дуб»: Урок литературы, 4-й класс / Г.Г. Соловьёва // Мультиурок
Стригуцкая, Л.А. Тяжесть души: Урок литературы по повести Ю. Нагибина «Встань и иди», 11-й класс / Л.А. Стригуцкая // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Сударкина, Т.В. Тема понимания в отношениях взрослых и детей в рассказе Ю. Нагибина «Зимний дуб»: Урок литературы, 4-й класс / Т.В. Сударкина // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»
Тарасова, Т. Урок внеклассного чтения по рассказу Ю. Нагибина «Эхо» / Т. Тарасова // Литература – Первое сентября. – 2002. – № 19.
Федина, Т.Л. Ю. Нагибин «Молодожен»: Урок литературы, 11-й класс / Т.Л. Федина // Инфоурок
Хайнжамц, О.-Э. Приметы времени в языке художественной прозы Ю. Нагибина / Отгон-Эрдэнэ Хайнжамц // Русская словесность. – 2007. – № 1. – С. 67-69.
Хайрутдинова, З.М. Рассказ Юрия Нагибина «Зимний дуб»: Урок литературы, 5-й класс / З.М. Хайрутдинова // Педсовет
Цветкова, Т. Урок внеклассного чтения по рассказу Ю. Нагибина «Зимний дуб» / Т. Цветкова // Литература – Первое сентября. – 2002. – № 19.
Шалатонова, Н.П. Рассказ Ю.М. Нагибина «Зимний дуб» – образовательная среда для взрослого и ребенка / Н.П. Шалатонова, Н.В. Буренкова // Начальная школа плюс До и После. – 2006. – № 10. – С. 45-49.
Широбокова, В.В. Тема судьбы и случая в повести Ю.М. Нагибина «Связист Васильев» и повести М.Ю. Лермонтова «Фаталист»: Урок литературы, 11-й класс / В.В. Широбокова // Мультиурок
Ягафарова, Г.З. Юрий Нагибин «Зимний дуб»: Урок литературы, 5-й класс / Г.З. Ягафарова // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»
Видеоматериалы:
Головко, Н. Юрий Нагибин. Двойная игра [Видео]: док. фильм // Mail.ru – Видео // ВК – Видео
Кувалдин, Ю. О Юрии Нагибине [Видео]: док. программа // RuTube
Мелетин, В. Юрий Нагибин. Берег трамвая [Видео]: док. фильм // Смотрим
«Ничто не вечно…»: Юрий Нагибин [Видео]: док. фильм / Авт. А. Шишов, Е. Якович // Смотрим
Пистунова, А. Портрет на фоне десятилетий. Две встречи с писателем Юрием Нагибиным [Видео]: Литературно-драматическая программа, 1988 год // Mail.ru – Видео
Сванидзе, Н. 1967 год. Юрий Нагибин. [Видео]: док. программа из цикла «Исторические хроники» // RuTube. – Ч. 1; Ч. 2.
Человек из глубины пейзажа: Ю.М. Нагибин [Видео]: док. фильм // Mail.ru – Видео
Шишов, А. Ничто не вечно…: Юрий Нагибин [Видео]: док. фильм / А. Шишов, Е. Якович // Россия 1 – ТВ
Ю. Нагибин и кинематограф
Юрий Нагибин много и плодотворно работал в кино. Им написаны сценарии более чем трех десятков фильмов. Из них наибольшую популярность приобрели: «Председатель», «Ночной гость», «Бабье царство», «Директор», «Самый медленный поезд», «Загадка Кальмана», «Чайковский», «Красная палатка» (где в последний момент пришлось вводить «лирическую» линию для Клаудио Кардинале, бывшей в то время близкой подругой итальянского спонсора фильма), знаменитая трилогия о гардемаринах и др.
Фильм «Дерсу Узала» получил Золотой приз на IX Московском международном фестивале кинофильмов и премию «Оскар» (1976) в номинации «Лучший зарубежный фильм».
Ю. Нагибин в Энциклопедии «Кино»
Ю. Нагибин на сайте КиноПоиск
Ю. Нагибин на сайте «Мосфильма»
Некоторые фильмы по произведениям и сценариям Ю. Нагибина

«Красная палатка» (1969; сценарий при участии Ю. Нагибина) Реж. М. Калатозов; Композиторы Э. Морриконе, А. Зацепин; В ролях: П. Финч, Ш. Коннери, К. Кардинале, Э. Марцевич, Н. Михалков, Д. Банионис, Ю. Соломин и др.
Фильм на сайте Мосфильм
Подробнее о фильме здесь >> и здесь >>
О фильме на КиноПоиск и КиноТеатр

«Чайковский» (1970) Реж. И. Таланкин; В ролях: И. Смоктуновский, А. Шуранова, К. Лавров, Е. Леонов, М. Плисецкая и др.
Фильм на сайте Культура.рф
О фильме на КиноПоиск и КиноТеатр

«Дерсу Узала» (1975; по роману В. Арсеньева; сценарий Ю. Нагибина) Реж. А. Куросава; В ролях: М. Мунзук, Ю. Соломин, В. Кремена и др.
Премия «Оскар» (1975) за Лучший иностранный фильм.
Фильм на сайте Культура.рф
О фильме здесь >> и здесь >>
О фильме на КиноПоиск и КиноТеатр

«Гардемарины, вперед!» (1987; по роману Н. Соротокиной «Трое из Навигацкой школы»; сценарий Ю. Нагибина) Реж. С. Дружинина; В ролях: С. Жигунов, Д. Харатьян, В. Шевельков, О. Машная, М. Боярский, А. Абдулов, Е. Евстигнеев и др.
Фильм на сайте Смотрим и Мосфильм
О фильме на КиноПоиск и КиноТеатр
«Виват, гардемарины!» (1991)
«Гардемарины 3» (1992)