«Мечтатель и бунтарь»

240 лет со дня рождения французского писателя Анри-Мари Бейля (Ф. Стендаль)
(23.01.1783 – 23.03.1842)

«Писатель не должен думать о критике,
так же как солдат о госпитале».

Ф. Стендаль

«Понадобилось два поколения,
чтобы с грехом пополам его догнать,
чтобы вслед за ним разгадать кое-какие из загадок,
составлявших его муку и его наслаждение».

Ф. Ницше

Анри Мари Бейль – французский писатель, один из основоположников психологического романа, имел, по свидетельству его друзей, несколько сотен псевдонимов. Из них удержался один – Фредерик Стендаль (Штендаль – название немецкого города, в котором родился известный немецкий искусствовед XVIII века И. Винкельман, творчеством которого увлекался писатель).

Анри Мари Бейль родился 23 января 1783 г. в французском Гренобле в семье богатого адвоката. Его мать умерла, когда мальчику было семь лет. Отец же почти не занимался воспитанием сына, доверив его католическому аббату. Педагогическое «искусство» последнего имело своим результатом лишь то, что Стендаль возненавидел и церковь, и религию.

Тепло и внимательно к мальчику относился лишь его дед, Анри Ганьон. «Я был всецело воспитан моим милым дедом, Анри Ганьоном. Этот редкостный человек в своё время совершил паломничество в Ферней, чтобы повидать Вольтера, и был им прекрасно принят…»

Анри Ганьон, известный в городе врач, широко образованный человек,  поклонник идей просветительства, познакомил внука с творчеством Вольтера, Дидро, Гельвеция. Это чтение, а также наиболее сильные впечатления и переживания детских лет, связанные с первой французской революцией, и явились определяющими моментами в формировании мировоззрения будущего писателя.

Приверженность революционным идеалам он сохранил на всю жизнь. Ни один из французских писателей XIX века не отстаивал эти идеалы с такой страстностью и смелостью, как это делал Фредерик Стендаль.

В 13 лет Анри начал обучение в Центральной школе Гренобля. Особенные успехи он показывал в изучении математики, и преподаватели пророчили ему большое будущее. С целью дальнейшего изучения математических дисциплин в 1799 г. он приехал в Париж для прохождения обучения в Политехнической школе.

Но вместо этого, вдохновленный переворотом Наполеона, юноша поступает на службу в действующую армию. Его зачисляют сублейтенантом в драгунский полк. Влиятельные родственники выхлопотали для Бейля назначение на север Италию, и юноша навсегда полюбил эту страну.

В качестве военного чиновника наполеоновской армии Анри побывал в Италии, Германии, Австрии. В походах он находил время для размышлений и писал заметки о живописи и музыке.

В 1812 году Стендаль добивается разрешения участвовать в русской кампании Наполеона. Бородинская битва, пожар Москвы, позор отступления наполеоновской армии – всё это писатель пропустил через свою душу, хотя собственно боевого опыта у него не было. Он потрясен героизмом, стойкостью и величием русского народа, не на жизнь, а на смерть сражающегося с иноземным врагом. В России, по его словам, он увидел «патриотизм и настоящее величие». Стендаль был поражен тем, что «деспотизм русского самодержавия совсем не принизил народ духовно».

После падения Наполеона будущий писатель, негативно воспринимавший Реставрацию и Бурбонов, подает в отставку и уезжает на семь лет в Италию, в Милан. Именно здесь он подготавливает к печати и пишет свои первые книги: «Жизнеописание Гайдна, Моцарта и Метастазио» (1815), «История живописи в Италии» (1817), «Рим, Неаполь и Флоренция в 1817 году».

В Италии Анри сближается с республиканцами – карбонариями. Здесь же он пережил безнадежную любовь к Матильде Висконтини, супруге польского генерала Я. Дембовского, которая рано умерла, но навсегда оставила след в его памяти.

В 1820 году в Италии начинается преследование карбонариев, в том числе друзей Стендаля, вынудившее его два года спустя вернуться на родину. Отвращение к реакционному австрийскому режиму, установившему своё господство на севере Италии, он впоследствии передаст на страницах романа «Пармская обитель».

Париж встретил писателя неприветливо, так как сюда добрались слухи о его сомнительных итальянских знакомствах. Ему приходится быть очень осторожным. Он печатается в английских журналах, не подписывая свои статьи. Лишь спустя сто лет был определен автор этих статей. В 1822 году он публикует книгу «О любви» в различные исторические эпохи. В 1823 г. в Париже увидел свет манифест французского романтизма – трактат «Расин и Шекспир».

В 20-е годы Стендаль стяжал себе в литературных салонах репутацию неутомимого и остроумного спорщика. В те же годы он создает несколько произведений, свидетельствующих о его движении в сторону реализма. Издает свой первый роман «Арманс» (1827), героиней которого делает русскую девушку, дочь декабриста, повесть «Ванина Ванини» (1829). В том же 1829 году ему предлагают создать путеводитель по Риму, он откликается, и так появляется книга «Прогулки по Риму», представляющая собой рассказ французских путешественников о поездке в Италию.

В 1830 году выходит в свет роман «Красное и чёрное», основанный на происшествии, о котором автор прочёл в газетном разделе криминальной хроники.

После победы Июльской революции и установления буржуазной монархии Стендаль получил возможность поступить на государственную службу: его назначили французским консулом в Триест, а затем в Чивитта-Веккью, где в качестве консула он проработает до самой смерти. В этом портовом городишке парижанину было скучно и одиноко, чиновничья рутина оставляла мало времени для литературных занятий. Чтобы развеяться, он часто ездил в Рим.

В 1832 году начал писать «Воспоминания эготиста», а ещё через 2 года занялся романом «Люсьен Левен», который позднее забросил. С 1835 по 1836 годы был увлечён написанием автобиографического романа «Жизнь Анри Брюлара».

Выхлопотав себе продолжительный отпуск, Стендаль провёл в Париже плодотворные три года с 1836 по 1839. За это время были написаны «Записки туриста» (опубликованы в 1838, Стендаль если не придумал слово «туризм», то первым ввёл его в широкий оборот) и последний роман «Пармская обитель». Внимание широкой читающей публики к фигуре Стендаля в 1840 году привлёк один из популярнейших французских романистов, Бальзак, в своём «Этюде о Бейле». Незадолго до смерти дипломатическое ведомство предоставило писателю новый отпуск, позволивший ему в последний раз вернуться в Париж.

8 ноября 1841 г. писатель записал в дневнике: «Ничего нет смешного в том, что я могу умереть на улице». И он действительно умер 23 марта 1842 г. на улице во время прогулки, сраженный апоплексическим ударом. На следующий день во французских газетах появилось сообщение о том, что на кладбище Монмартр погребен «малоизвестный немецкий стихотворец Фридрих Стиндаль».

Для официальной критики смерть эта прошла, по существу, незамеченной. Лишь Бальзак выразил глубокое соболезнование по поводу того, что его родина лишилась «одного из замечательнейших людей».

При жизни Стендаль не пользовался у читателей популярностью. Его сочинения, по замечанию М. Горького, были «письмами в будущее». Сам Стендаль это хорошо понимал. «Что касается меня, я беру билет в лотерее с таким главным выигрышем: иметь читателей в 1935 году».

Возрождение интереса к Стендалю пришлось на вторую половину XIX в. Поклонники Стендаля вывели из его произведений целую теорию счастья, так называемый «бейлизм», который «предписывал не упускать ни одной возможности насладиться красотою мира, а также жить в ожидании неожиданного, находиться в постоянной готовности к божественной непредвиденности». Гедонистический пафос творчества Стендаля унаследовал из крупных французских писателей Андре Жид, а доскональный анализ психологических мотивировок героев, которым увлекался французский писатель, позволяет считать его непосредственным предшественником Льва Толстого.

Использованы материалы с сайта

Интернет-ресурсы

http://www.stendhal.ru  – Сайт, посвященный творчеству Стендаля

http://henri-beyle.ru – Стендаль: образовательный ресурс, посвящённый жизни и творчеству писателя: собрание сочинений, анализ произведений, биография

Стендаль в библиотеке Максима Мошкова

Фильмография Стендаля на сайте Кинопоиск.ру

Книги Стендаля в проекте Гуттенберг

Стендаль в энциклопедии «Кругосвет»

Книги Стендаля и о нем в Интернет-архиве (иностр. яз.)

Стендаль в Википедии

Группа в ВК

https://www.armance.com – Стендаль (фр. яз.)

http://www.stendhalforever.com – Стендаль (англ. яз.)

https://www.associationamisstendhal.org – Ассоциация друзей Стендаля (фр. яз.)

Произведения Ф. Стендаля

Стендаль, Ф. Собрание сочинений в 12-ти томах / Ф. Стендаль; пер. с франц.; вступ. ст. и примеч. Б. Реизова; ил. П. Пинкисевича. – М.: Правда, 1978. – (Библиотека «Огонек». Библиотека зарубежной классики).

(Имеются экземпляры в отделах: книгохранение)

Стендаль, Ф. Собрание сочинений в 15-ти томах / Ф. Стендаль; пер. с фр. – М. : Правда, 1959. – (Библиотека «Огонек»).

(Имеются экземпляры в отделах:  книгохранение)

Стендаль, Ф. Избранные произведения / Ф. Стендаль. – М.: Гослитиздат, 1952. – 803 с.

В книгу вошли романы: «Красное и черное», «Пармская обитель» и «Люсьен Левен».

(Имеются экземпляры в отделах:  книгохранение)

Стендаль, Ф. Жизнеописания Гайдна, Моцарта и Метастазио; Жизнь Россини /  Ф. Стендаль; пер. с фр.; послесл. Б. Реизова; примеч. И. И. Соллертинского. – М.: Музыка, 1988. – 637 с.; портр.

Книга выдающегося французского писателя посвящена жизни и творчеству великих композиторов-классиков И. Гайдну, В. Моцарту, знаменитому литератору П. Метастазио, итальянскому композитору Дж.Россини.

(Имеются экземпляры в отделах:  абонемент)

Стендаль, Ф. Жизнь Россини / Ф. Стендаль;  пер. с франц. А. Шадрина. – М.: АГРАФ, 1999. – 448 с. – (Волшебная флейта. Портрет мастера).

В биографической книге великого французского писателя Стендаля описана жизнь одного из самых ярких и популярных композиторов XIX века Джоаккино Россини.

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

Стендаль, Ф. Итальянские хроники; Жизнь Наполеона /Ф. Стендаль; пер. с франц.; примеч. Б. Реизова, А. Молока; ил. В. Лукашова. – М.: Правда, 1988. – 524 с. : ил.

Стендаль Жизнь Наполеона // Библиотека интернет-проекта «1812» год

Сборник классика французской литературы XIX в. составили «Итальянские хроники» и художественная биография Наполеона Бонапарта, в которых автор – страстный республиканец, отстаивающий идеалы свободы народа от тирании захватчиков и властей.

(Имеются экземпляры в отелах:  читальный зал)

Стендаль, Ф. Красное и чёрное: Хроника ХIХ в. / Ф. Стендаль; пер. М. Богословский, С. Боброва; послесл. В. Бахмутского. – М.: Искусство, 1992. – 526 с. – (ЭЛ: литература и экран).

(Имеются экземпляры в отделах: абонемент, «Юность», библиотека семейного чтения по Гайдара, 22)

Стендаль, Ф. Красное и чёрное; Пармская обитель: романы / Стендаль; пер. с франц. – М.: АСТ; НФ Пушкинская библиотека, 2002. – 1022 с. – (Золотой фонд мировой классики).

Содерж.: Зенкин, С. Стендаль и дыхание истории. – С. 5-14.

Стендаль, Ф. Красное и черное: роман / пер. М. Богословская, С. Бобров – С. 15-520.

Стендаль, Ф. Пармская обитель / пер. Н. Немчинова. – С.  521-1021.

(Имеются экземпляры в отделах:  книгохранение)

Стендаль, Ф. Пармская обитель: роман / Ф. Стендаль; пер. с фр.; Гобсек: Повести; Отец Горио: Роман /Оноре де Бальзак [Текст] / Стендаль. – М. : Дет. лит., 1995. – 684 с., цв. ил. – (Библиотека мировой литературы для детей. Вып. 2; Т.18).

Роман «Пармская обитель» посвящен эпохе Реставрации. Действие этого остросюжетного романа, насыщенного сложными перипетиями политической борьбы и резкими поворотами в судьбах героев, перенесено в Италию, столь любимую автором.

(Имеются экземпляры в отделах: «Юность»)

Стендаль, Ф. Рим, Неаполь и Флоренция [Текст]: мемуары о путешествиях по Италии / Ф. Стендаль; пер. с франц. Н. Я. Рыковой; вступ. ст. Л. Н. Токарева. – М.: Вагриус Плюс-Минус, 2005. – 512 с.

Стендаль написал много мемуарных книг, среди которых «Рим, Неаполь и Флоренция» – подлинный шедевр. Путешествия помогали писателю познать людей, их культуру, нравы и обычаи, он побывал в Германии, в Австрии, в Англии и в России. Но всем сердцем он любил Италию: после Реставрации, не желая оставаться в монархической Франции Бурбонов, он в течение нескольких лет жил в Италии, а с 1830 г. находился там уже в качестве консула.

(Имеются экземпляры в отделах:  библиотека семейного чтения по Уральской, 7)

Стендаль (Бейль А.М.). Москва в первые два дня вступления в нее французов в 1812 году. (Из дневника Стендаля) / Сообщ. В. Горленко, примеч. П.И. Бартенева // Русский архив, 1891. – Кн. 2. – Вып. 8. – С. 490-495.

Материалы о жизни и творчестве Ф. Стендаля

Киреев, Р. Новеллы о любви. На окрестных холмах / Р. Киреев. – М.: Центрополигоаф, 2002. – 512 с.

Стр. 167-177: Стендаль. «Обожаю ваши недостатки»

(Имеются экземпляры в отделах:  читальный зал, абонемент)

Нерлих, М. Стендаль, сам свидетельствующий о себе и о своей жизни (с прилож. фотодокументов и ил.) [Текст] / М. Нерлих. – Челябинск: Урал LTD, 1999. – 364 с. – (Биограф. ландшафты).

Необычный подход к «таинствам» писательской кухни автора «Пармской обители» позволил Михаэлю Нерлиху по-новому взглянуть на истоки творческого своеобразия Стендаля, тексты которого выпадают как из рамок реалистической традиции, так и из системы романтических условностей. Попутно вскрывается глубинная подоплека «эротической неистовости» «Арриго Бейля» и его неукротимой жажды к смене мест и впечатлений (чего стоит хотя бы одно участие 28-летнего Стендаля в русском походе Наполеона).

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, абонемент, «Юность»; библиотека семейного чтения по Уральской, 7; Гайдара, 22; п. Татыш; п. Метлино)

Цвейг, С. Три певца своей жизни [Текст]: Казанова. Стендаль. Толстой / С. Цвейг. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – 352с.

Стендаль / С. Цвейг;  пер. В. Зоргенфрей. – С. 113-210.

«Казанова, Стендаль, Толстой – писал С. Цвейг, знакомя читателей с этой книгой, – я знаю, сопоставление этих трех имен звучит скорее неожиданно, чем убедительно, и трудно себе представить плоскость, где беспутный, аморальный жулик… Казанова встречается с таким героическим поборником нравственности и совершенным изобразителем, как Толстой. В действительности же… эти три имени символизируют три ступени – одну выше другой… в пределах одной и той же творческой функции: самоизображения».

Электронная версия здесь >>

(Имеются экземпляры в отделах: «Юность», абонемент; библиотека семейного чтения по Уральской, 7; Гайдара, 22; п. Татыш; п. Метлино;  п. Новогорный)

Красное и чёрное: художественный фильм по одноименному роману Стендаля. 1-4 серии [Видеозапись] / авт. сцен. С. Герасимов, Г. Склянский; реж. С. Герасимов; муз. Ю. Мацкевич; в ролях: Н. Еременко, Н. Белохвостикова, Г. Стрженов; Киностудия им. М. Горького, 1976. – М: Дом Видео, 1998. – 314 мин 1 вк. – (Экранизация классики).

(Имеются экземпляры в отделе искусств)

Статьи:

Айдинян, С. Стендалевская линия в романах А.К. Виноградова / С. Айдинян // Южное сияние. – 2021. – № 1.

Анисимов, И.И. Стендаль / И.И. Анисимов // Французская классика со времён Рабле до Ромена Роллана. Статьи, очерки, портреты. – М. : Худ. лит., 1977.

Андрие, P. Стендаль, или Бал-маскарад / Р. Андрие; Пер. с фр. Ю. Гинзбург и Л. Зониной; Послесл. и коммент. Я. Богданова // Стендаль, или Бал-маскарад. – М.: Прогресс, 1985. – 288 с. – Режим доступа

Берковский, Н. Лекция 25. Бальзак (окончание). – Стендаль. 21 декабря 1971 / Н. Берковский // Статьи и лекции по зарубежной литературе. – СПб.: Азбука-классика, 2002. – Ч.1; Ч.2.

Вейдле, В. Три предсмертья: Стендаль, Гейне, Бодлер / В.В. Вейдле // Умирание искусства. – Режим доступа  

Великовский, С.И. Правда Стендаля: Предисловие к «Стендаль. Красное и Чёрное». – М.: Правда, 1989. – С. 3-20.

Виноградов, А. Стендаль / А. Виноградов // ВикиЧтение

Виноградов, А. Стендаль и его время: Жизненный и творческий путь Стендаля / А. Виноградов. – М.: Молодая гвардия, 1960. – 368 с. – (Жизнь замечательных людей). – Режим доступа

Виноградов, А. Три цвета времени: Стендаль в тургеневском архиве / А. Виноградов. – Ставрополь: Кн. изд., 1967. – 149 с.

Винштейн, И. Стендаль. Биография и обзор творчества / И. Винштейн // Блог Ильи Винштейна

Вольперт, Л.И. Пушкин и Стендаль: (К пробл. типол. общности) // Пушкин: Исследования и материалы / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). – Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1986. – Т. 12. – С. 200-223.

Вольперт, Л.И. Пушкин, Лермонтов, Стендаль. Стернианская традиция в романах «Евгений Онегин» и «Красное и Чёрное» // Дополнение к монографии «Пушкин в роли Пушкина». – Режим доступа

Вольперт, Л.И. Тема безумия в творчестве Пушкина и Стендаля («Пиковая дама» и «Красное и черное») // Пушкин и русская литература: сб. науч. тр. / Латв. гос. ун-т им. Петра Стучки. Каф. рус. лит. – Рига, 1986. – С. 46-58.

Елизарова, М.Е. Ф. Стендаль (1783-1842) // История зарубежной литературы 19 века / М.Е. Елизарова, Б.И. Колесников и др. – М.: Просвещение, 1972.

Епатко, А. 1812 год. Письма Стендаля из России [Текст] : [французский писатель в Москве в составе армии Наполеона] / А. Епатко // Наука и жизнь. – 2012. – № 10. – С. 115-117.

Забабурова, Н.В. Книга Стендаля «О любви» в свете психологических традиций французской культуры XVII века / XVII век в диалоге эпох и культур: Материалы научной конференции. Серия «Symposium». Выпуск 8. – СПб.: Издательство Санкт-Петербургского философского общества, 2000.

Ионкис, Г. Стендаль о походе Наполеона в Россию / Г. Ионкис // Культуролог

Кочеткова, Т.В. Стендаль в личной библиотеке Пушкина // Учен. записки Латв. гос. университета. – Т. 106. – Пушкинский сборник. – Рига, 1968. – С. 114-123.

Кочеткова, Т. Стендаль в России / Т.В. Кочеткова // Стендаль. Библиография русских переводов и критической литературы на русском языке. 1822-1960.  – Режим доступа

Купченко, М.Л. Судьба героя сквозь призму цвета, геометрии структуры и числа в романе «Красное и чёрное»: Данте и Стендаль / М.Л. Купченко // Труды СПБГИК. – 2008. – Том 182. – С. 153-160.

Ловернья-Ганьер, К. Стендаль (1783-1842) // Ловернья-Ганьер, К. История французской литературы

Лотман, Ю.М. Несколько слов к проблеме «Стендаль и Стерн»: Почему Стендаль назвал свой роман «Красное и чёрное»? / Ю.М. Лотман // Лотман, Ю.М. Избранные статьи. – Т. 3. – Таллинн, 1993. – С. 428-429.

Лукач, Г. Бальзак – критик Стендаля [вокруг романа «Пармская обитель»] // Лукач, Г. К истории реализма. – М., 1939. – Режим доступа

Маркхэм, Дж. Д. По следам славы: наполеоновская карьера Стендаля // Интернет-проект «1812»

Мильчина, В. Один Стендаль и много романтизмов: Конференция «Стендаль и романтизмы: Романтическая Европа во времена Стендаля» / В. Мильчина // НЛО. – 2009. – № 97.

Мильчина, В. Уильям Крокодил, он же Стендаль: 8 фактов о Стендале / В. Мильчина // Горький.media

Моруа, А. Стендаль «Красное и чёрное» // Моруа, А. От Монтеня до Арагона: пер. фр. Я. Лесюка. – М.: Радуга, 1983.

Муромов, И. Стендаль (1783-1842) / И. Муромов // 100 великих любовников. – М. : Вече, 2004.

Мюллер-Кочеткова, Т. Особенность восприятия времени у Стендаля / Т. Мюллер-Кочеткова // Стендаль, Триест, Чивитавеккья и … Рига‎ // Литература Западной Европы 19 века

Мюллер-Кочеткова, Т. Стендаль. Встречи с прошлым и настоящим. – Рига: Лиесма, 1980.

Мюллер-Кочеткова, Т. Стендаль и А. И. Тургенев // Французская литература

Науменко, В.Г.                Стендаль: русские фрагменты в автобиографической прозе / В.Г. Науменко // Знание. Понимание. Умение. – 2012. – № 4.  

Нужная, Т.В. Специфика изображения пейзажного пространства в романе Стендаля «Пармская обитель» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2021. – № 10.  

Ольшанская, Н.М. Наполеоновский двор эпохи империи в характеристике Стендаля / Н.М. Ольшанская // Вестник ВолГУ. Серия 4. История. Регионоведение. Международные отношения. – 2009. – № 1. – С. 46-49.

Орлик, Н.П. Образ повествователя в «Записках туриста» Стендаля / Н.П. Орлик // Сборник науч. трудов каф. заруб. лит. Днепропетровского национального университета. – Д. : Видавництво ДНУ, 2008. – Вып. XII.

Пахсарьян, Н.Т. Критическая рефлексия о литературном творчестве в наследии Стендаля // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 7, Литературоведение: Реферативный журнал. – 2021. – № 1.

Пахсарьян, Н.Т. Стендаль (Stendhal) (1783–1842) // Литературная энциклопедия русского зарубежья (1918-1940). – 2003. – № 3. 

Петров, И. Похождения молодого Стендаля в России. 1812 год / И. Петров // Мир тесен

Резник, В. О чудачествах и проницательности господина Стендаля / В. Резник // Литература Западной Европы 19 века

Реизов, Б. Стендаль (1783 – 1842) // Писатели Франции

Реизов, Б. Почему Стендаль назвал роман «Красное и чёрное» / Б. Г. Реизов // Из истории европейских литератур. – Л.: Издательство Ленинградского университета, 1970. – С. 170-186

Рудина, Н. Беранже о «Пармской обители» Стендаля / Н. Рудина // Филологические науки. – 1978. – № 1.

Смиренский, В. «Анна Каренина» и «Красное и чёрное»: история борьбы с традицией / В. Смиренский // Вопросы литературы. – 2013. – № 5.

Стендаль // История зарубежной литературы ХIХ века / Под ред. Н.А. Соловьевой. – М.: Высшая школа, 1991.

Степанова, Н.Н. К проблеме о личности Стендаля / Н.Н. Степанова // Филологический аспект. – 2018. – № 2 (34).

Трыков, В.П. Стендаль и Бальзак: два гения французской литературы / В.П. Трыков // Литература Западной Европы 19 века

Филлипетти, С. Стендаль: Биография / С. Филлипетти // ВикиЧтение

Филиппов, А. Стендаль: человек своего времени и наш современник / А. Филиппов // Культура. – 2022. – 24 марта.

Фрид, Я.В. Стендаль. Очерк жизни и творчества. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Художественная литература, 1967. – 416 с. – Режим доступа

Харламова, Д.В. Русские сюжеты Стендаля: (к годовщине отечественной войны 1812 года) // Научная мысль Кавказа. – 2011. – № 3 (67).  

Цветков, С.Э. Похождения Стендаля в России / С.Э. Цветков // ЖЖ

Чистяков, Г. О книге Стендаля «Прогулки по Риму» // Храм Космы и Дамиана

Шарапова, Е.С. Синдром Стендаля и управление объектом культурного наследия / Е.С. Шарапова, Т.В. Растимешина // ЭСГИ. – 2020. – № 4 (28).  

Шпаковский, С. Стендаль: О запрещенном романе, медицинском синдроме и теории счастья: 235 лет исполняется со дня рождения Мари-Анри Бейля, известного как Стендаль / С. Шпаковский // Союзлитература. – 2018. – 23 января.

Эренбург, И.Г. Французские тетради. Уроки Стендаля / И.Г. Эренбург // Иностранная литература. – 1957. – №  6.

Эсенбаева, Р.М. Стендаль и Достоевский: типология романов «Красное и черное» и «Преступление и наказание» / Р.М. Эсенбаева // Русская классика 

 

Видеоматериалы:

Афанасьев, М. Охота за счастьем, или горькая любовь Стендаля: Док. фильм [Видео] // YouTube – Россия

Аствацатуров, А. Творчество Диккенса и Стендаля: Лекция [Видео] // YouTube – Россия. – Ч. 1; Ч. 2.

Бейнарович, О.Л. Стендаль и Александр Дюма: беллетризованные биографии Наполеона: Однодневная конференция «Битва при Ватерлоо, ее значение и ее герои в памяти культуры сегодня и 200 лет назад» [Видео] // YouTube – Россия

Ветров, Ф. Литература. Стендаль. Страницы жизни и творчества (1980): Учебный телефильм  [Видео] // YouTube – Россия https://www.youtube.com/watch?v=j_vcjR2Flzc

Кадацкий, А. Рецензия на книгу Фредерика Стендаля «Пармская обитель»: Док. программа [Видео] // YouTube – Россия

Каракина, Е. Стендаль: Док. программа из цикла «О странностях любви» [Видео] // Мой Мир

Мак, А. Классический реализм XIX века. Психологический роман Стендаля: Лекция [Видео] // YouTube – Россия

 

Методические материалы:

Алямкина, В.А. Ф. Стендаль. Жизненный и творческий путь писателя. Роман «Красное и чёрное», сочетание в нем социально-политического и психологического аспектов. Острая критика режима Реставрации: Урок литературы, 10-й класс / В.А. Алямкина // Мультиурок

Алямкина, В.А. Ф. Стендаль. «Красное и чёрное». Женские образы романа: Урок литературы, 10-й класс / В.А. Алямкина // Мультиурок

Алямкина, В.А. Ф. Стендаль. «Красное и чёрное». Путь Жюльена Сореля – путь взлёта или путь падения? Образ главного героя: Урок литературы, 10-й класс / В.А. Алямкина // Мультиурок

Афанасьева, Е.И. «Подняться над иллюзорностью честолюбивых устремлений»: Урок литературы по роману Стендаля «Красное и чёрное», 10-й класс / Е.И. Афанасьева // Ботан

Биценко, С.А. Стендаль: Устный журнал, 10-й класс / С.А. Биценко // Мультиурок

Володина, И. Стендаль – проблемы эстетической эволюции / И. Володина, Т. Соколова // Вопросы литературы. – 1976. – № 11. – C. 297-304.

Горелик, Л.В. «Жил, писал, любил»: Сценарий вечера, посвящённого Стендалю / Л.В. Горелик // Мультиурок

Грудина, Т.Г. Композиция и стилистические особенности романа Стендаля «Красное и черное»; роль эпиграфов, символика цвета: Урок литературы, 10-й класс / Т.Г. Грудина // Все уроки

Данилова, И.Н. Страницы истории западноевропейского романа XIX века. Стендаль «Красное и чёрное»: Самостоятельная работа, 10-й класс / И.Н. Данилова // Мультиурок

Доценко, Э.В. Фредерик Стендаль (1783-1842). Сведения о жизни, творчестве. Роман «Красное и черное»: Урок литературы, 10-й класс / Э.В. Доценко // ИнфоУрок

Зайцева, Е.В. Ф. Стендаль. Роман «Красное и черное». Жюльен Сорель, его характер и судьба. Душевная борьба героя: Урок литературы, 10-й класс / Е.В. Зайцева // Урок.РФ

Затонский, Д. В. Стендаль // История всемирной литературы. – Т. 6. – М., 1989. – С. 185-195.

Затонский, Д.В. Стендаль, Толстой, Хемингуэй и Бальзак о войне // Д.В. Затонский // Искусство романа и XX век. – М.: Художественная литература, 1973.  – Режим доступа

Зверева, Т.Г. Роман Стендаля «Красное и чёрное»: Урок внеклассного чтения, 8-й класс / Т.Г. Зверева // Социальная сеть работников образования

Зиганшина, В. С. Тема любви и гражданственности в произведениях И.С. Тургенева «Накануне» и Ф. Стендаля «Ванина Ванини» / В. С. Зиганшина // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Киреев, Р. Стендаль в России // Литература – Первое сентября. – 2000. – № 21.

Критический реализм во Франции. Творчество Фридерика Стендаля: Лекции / Кубанский гос. ун-т. – Режим доступа

Кушнарева, О.А. Жизнь и творчество Ф. Стендаля: Урок литературы, 10-й класс / О.А. Кушнарева // Мультиурок

Луков, Вл. А. «Красное и чёрное»: О романе Стендаля / Вл. А. Луков // Литература Западной Европы 19 века

Луков, Вл. А. Стендаль: О персонажах Стендаля / Вл. А. Луков // Литература Западной Европы 19 века  

Малев, А. Тема народа в романе Стендаля «Пармская обитель»: Исследовательская работа, 10-й класс / А. Малев // Социальная сеть работников образования

Мержева, Т.А. Стендаль «Красное и чёрное»: Внеклассное чтение / Т.А. Мержева // Всё для учителя

Мильчина, В. 7 секретов «Красного и черного» / В. Мильчина // Arzamas. – 2020. – 16 марта.

Науменко, В.Г. Русские фрагменты в автобиографической прозе Стендаля, или французы и русские в 1812 году / В.Г. Науменко // Знание. Понимание. Умение. – 2012. – № 4.

Попкова, О.И. Фредерик Стендаль. Обзор жизни и творчества. «Красное и черное», «Пармская обитель» // Мультиурок

Противоречивый путь самосоздания. Б.Л. Пастернак «Во всём мне хочется дойти до самой сути…» и Стендаль «Красное и чёрное»: Урок литературы, 8-й класс // ТекстАрхив  

Рындина, Т. И. Характер и образ в литературном произведении: (на примере романа Стендаля «Красное и чёрное») / Т. И. Рындина // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Саввулиди, Д.И. Роман Стендаля «Красное и Чёрное»: Курсовая работа / Д.И. Саввулиди // Инфоурок

Свердлов, М. Реалистический роман: «магическое зеркало» [Текст] : [Французский реализм: роман Стендаля «Красное и чёрное» и повесть О. де Бальзака «Гобсек»] / М. Свердлов // Литература – Первое сентября. – 2005. – № 2. – С. 27-32.

Хмелёв, А. Стендаль. Наблюдатель сердца человеческого: Зарубежная литература XVII-XX веков / А. Хмелёв // Jaaj.Club. – 2019. – 19 июля.

Холкин, В. Внять сокровенному в себе: Посвящение Стендалю / В. Холкин // Первое сентября. – 2013. – № 3.

Шибаева, Н.В. «Любовь может сорвать маски, за которыми люди скрывают обычно настоящее своё естество»: Стендаль. Женские образы в романе «Красное и чёрное»: Урок литературы, 10-й класс / Н.В. Шибаева // Инфоурок

Шостка, А.Н. Эхо выстрелов Жюльена Сореля: История создания романа Стендаля «Красное и чёрное» / А.Н. Шостка // Мультиурок

Памятные места

Могила Стендаля на кладбище Монмартр (Париж, Франция)

Стендаль был похоронен на кладбище Монмартр, что на севере Парижа (30-й участок).

На его могиле итальянская надпись, которую он выбрал себе сам, в завещании: «Арриго Бейль. Миланец. Жил. Писал. Любил». 

Автор барельефа на могиле писателя – О. Роден.

Фото с сайта

Памятник Стендалю в Париже (Франция)

 

Установлен в Люксембургском саду.

Фото с сайта

Мемориальная доска в Париже

Установлена на доме (ул. Ришелье, 61), в котором Стендаль жил с 1822 по 1823 год. В доме 69 на этой же улице он написал «Променады в Риме», «Красное и черное».

Фото и подробнее здесь >>

Дом Стендаля в Гренобле (Франция)

Соотечественники писателя, в том числе и деятели муниципалитета Гренобля, не могли ему простить нелестные отзывы о родном городе, а также то, что в своей эпитафии Анри Бейль назвал себя «миланцем»…

К двухсотлетию со дня рождения писателя в Гренобле был, наконец, открыт «Дом Стендаля». В этом здании, рядом с церковью Сент-Андре, в своё время жил дед Анри Бейля. Дом, приобретенный и отреставрированный муниципалитетом, стал культурным центром Гренобля. Здесь проходят встречи, доклады, выставки и инсценировки, посвященные Стендалю.

Подробнее о доме  (фр. яз.) здесь >>

Фото с сайта

Музей Стендаля в Гренобле (Musée Stendhal)

Посвященный Стендалю музей открыт в доме,  где жил дед Стендаля. Наследию писателя отведено несколько комнат (Квартира Ганьона). В музее можно увидеть рукописи его романов, портреты самого Стендаля и членов его семьи, а также бюст писателя.

Кабинет, которым он иногда пользовался, коллекция минералов и окаменелостей его деда, и вид на знаменитую террасу, которую дед устроил поверх фрагмента древнеримской стены, а давние времена окружавшей весь город.

Фото и подробнее здесь >>

Монумент в Гренобле (Франция)

(1918, скульптор О. Роден)

Установлен в городском саду в 1968 году.

Будущий писатель учился в центральной городской школе Гренобля, сейчас в этом здании размещается лицей, названный его именем.

Один из гренобльских университетов носит имя писателя, а в рамках филологического факультета работает Центр исследований Стендаля и романтизма.

Фото с сайта

Мемориальная доска (Вильнюс, Литва)

Установлена на доме, в котором останавливался интендант французской армии Анри Мари Бейль, отступая с армией Наполеона из России.

Надписи об этом сделаны на литовском и французском языках.

Фото с сайта

Интересный факт

Стендаль после визита во Флоренцию в 1817 г. написал: «Когда я выходил из церкви Святого Креста, у меня забилось сердце, мне показалось, что иссяк источник жизни, я шел, боясь рухнуть на землю…». Взволновавшие писателя шедевры искусства могут оказывать похожее влияние и на других людей, вызывая частое сердцебиение и головокружение – такое психосоматическое расстройство названо синдромом Стендаля – переизбыток художественных впечатлений, превышающий порог эмоциональных возможностей организма.

Синдром Стендаля в Википедии

Оцените статью
libozersk.ru