«Лети же, мысль, на крыльях золотых…»

(«Va, pensiero, sull’alidorate»)
210 лет со дня рождения Джузеппе Верди
(10.10.1813 – 27.01.1901)
«Как всякий могучий талант,
Верди отражает в себе национальность и свою эпоху.
Он – цветок своей почвы. Он – голос современной Италии,
не лениво-дремлющей или беспечно-веселящейся Италии
в комических и мнимосерьезных операх Россини и Доницетти,
не сентиментально-нежной и элегической,
плачущей Италии беллиниевской, – а Италии,
пробудившейся к сознанию, Италии,
взволнованной политическими бурями,
Италии, смелой и пылкой до неистовства…»

А. Серов

Джузеппе Верди (Джузеппе Фортунино Франческо Верди) – великий итальянский композитор, творчество которого является одним из крупнейших достижений мирового оперного искусства и кульминацией развития итальянской оперы XIX века. Наряду с Леонардо да Винчи и Микеланджело, Данте и Петраркой, он воплощает своим искусством самую суть итальянской культуры с её стремлением к свету и утверждением высочайших гуманистических идеалов.

Верди родился в год, когда из Италии изгнали Наполеона в 1813 году, а умер уже в XX веке. Композитор был свидетелем войн, революций и стал настоящим символом итальянского единого государства. Его музыка вдохновляла и объединяла. Его оперы звучали на том итальянском, который стал затем государственным языком Италии.

Джузеппе Верди родился 10 октября 1813 года в маленькой итальянской деревне Ле Ронколе, недалеко от города Буссето (провинция Парма). В то время эта территория принадлежала Первой Французской империи, поэтому официальным местом рождения будущего композитора считается Франция. Его отец Карло Джузеппе Верди содержал местный трактир, мать Луиджа Уттини была пряхой.

Любовь к музыке мальчик проявил еще в детстве, родители подарили ему спинет – клавишный струнный инструмент, похожий на клавесин. Вскоре он начал изучать музыкальную грамоту и учиться игре на органе в деревенской церкви, священник которой стал его первым учителем.

В 11 лет маленький Джузеппе стал исполнять обязанности органиста. Однажды на службе его заметил состоятельный городской купец Антонио Барецци, он предложил помочь мальчику получить хорошее музыкальное образование. Сначала Верди переехал в дом Барецци, который оплачивал для него самого лучшего преподавателя, а позднее оплатил и обучение Джузеппе в Милане.

В Милане Верди пытается поступить в Консерваторию, но сразу получает отказ. Его не принимают из-за недостаточного уровня игры на фортепиано. Да и возраст – на тот момент ему уже было 18 лет – превышал установленный для приема. Примечательно, что сейчас Миланская Консерватория носит имя Джузеппе Верди.

Но молодой человек не отчаивается, он нанимает частного преподавателя и изучает основы контрапункта. Он посещает оперные спектакли, концерты различных оркестров, общается с местным бомондом. И в это время он начинает задумываться о том, чтобы стать композитором для театра.

Воодушевленный композитор вернулся в Буссето, где стал руководить духовым и симфоническим оркестрами, ездил на концерты с оркестрами и выступал как пианист. Он дает уроки музыки, среди его учеников – дочь его покровителя Барецци, Маргарита. С любви к музыке начались романтические отношения, которые переросли в любовь друг к другу. В мае 1836 состоялась свадьба Джузеппе и Маргариты. Через год у молодой пары рождается сын, а годом позже – дочь.

Именно в этот период семейного блаженства, Верди сочиняет огромное количество произведений – марши и танцы, романсы и песни. Но, главное, он начинает работать над своей первой оперой. Существует версия, что первоначально опера получила название «Rochester», но потом название было заменено на «Oberto» («Оберто»). Опера была достаточно хорошо принята, чтобы композитор смог получить контракт на еще три оперы.

Трагедия ударила по Джузеппе Верди, когда он начал работать над своей второй оперой «Un Giornode Regno» («Король на час»). Неожиданно из-за непонятной болезни умер его маленький сын, а следом за ним, так же скоропостижно умерла дочь. А вскоре после трагедии у Маргариты обнаруживают энцефалит, и через несколько месяцев она также скоропостижно скончалась.

По иронии судьбы, «Un Giorno» была задумана как комическая опера, а Верди писал её после смерти горячо любимых детей и жены. Не удивительно, что опера потерпела сокрушительный провал. Потеряв всю семью за очень короткий период, и добитый окончательно потерпевшей провал оперой, композитор дает обещание закончить свою, едва начавшуюся карьеру. Но импресарио Ла Скала уговаривает его попробовать еще раз.

Верди пишет оперу «Nabucco» («Набукко»), сюжет которой описывает тяжелую участь израильтян под гнетом Вавилонского царя, Навуходоносора. Премьера оперы стала триумфом композитора. Итальянцы, живущие под австрийским правлением, увидели себя в опере и надежду на свободу. «Набукко» стала отправной точкой славы композитора Джузеппе Верди. За один только год опера ставилась в Европе 65 раз!

После постановки «Набукко» нелюдимый одинокий Верди вернулся к жизни и стал выходить в свет. Передовая миланская интеллигенция часто собиралась в доме Кларины Маффеи, горячей патриотки Италии, с которой Верди дружил долгие годы вплоть до ее смерти. На стихи мужа Кларины, Андреа Маффеи, композитор написал два романса, а также Андреа был автором либретто оперы «Разбойники» по драме Шиллера.

Следующее десятилетие после сумасшедшего успеха «Набукко» Джузеппе Верди пишет очень много, борясь с цензурой в искусстве, навязанной австрийцами. Поэма выдающегося итальянского поэта Торквато Тассо Гросси «Джизельда» стала основой для оперы «Ломбардцы в Первом крестовом походе». Подобно тому, как в «Набукко» под библейскими иудеями подразумевались современные итальянцы, в «Ломбардцах» под крестоносцами имелись в виду патриоты современной Италии.

В конце 40-х у него начинаются близкие отношения с Джузеппиной Стреппони, певицей (сопрано), которая была ведущей исполнительницей во всех операх композитора, начиная с «Набукко». Гражданский брак был невероятным скандалом в то время для многих. Прожив вместе больше 10 лет, Джузеппе Верди и Стреппони наконец-то обвенчались в 1857 году.

Джузеппина стала для композитора главной музой и опорой в жизни. В 1845 году у певицы пропадает голос, и она принимает решение закончить оперную карьеру. Вслед за Стреппони это решил сделать и Верди, на тот момент композитор уже богат и знаменит. Но супруга уговаривает мужа продолжить свою музыкальную карьеру, и как раз после его «ухода» был создан шедевр оперного искусства – «Риголетто». Джузеппина вплоть до своей смерти в 1897 году поддерживала и вдохновляла Верди.

«Риголетто» стала началом новой эры в творчестве Верди. Он создает один шедевр за другим. «Травиата» (либретто по мотивам пьесы Александра Дюма-сына «Дама с камелиями»), «Трубадур», «Макбет» (вторая редакция) – только некоторые из них.

К этому моменту композитор становится настолько известным, что письмо только с именем «Д. Верди» на конверте могло дойти до адресата. Уже только восхитительной музыки Верди было достаточно, чтобы сделать его настоящей звездой столетия, но именно несгибаемая национальная гордость сделала его настоящей иконой для всех итальянцев не только в музыкальном мире, но и в политическом.

В конце каждого представления его опер театр содрогался от криков зрителей «Viva, Verdi!» («Да здравствует, Верди!») И это было не просто восхищение талантом композитора, и не только пожелания здравствовать. «Вива, Верди!» стало негласным кодом анти-австрийского движения, нарастающего среди итальянцев. На самом деле они скандировали «Viva, V.E.R.D.I», что являлось аббревиатурой «Витторио Эмануэль, король Италии».

Следующие творения Верди примыкают к жанру «большой оперы». Это такие историко-романтические произведения, как «Сицилийская вечерня» (поставлена в Париже в 1855 году), «Бал-маскарад» (премьера состоялась в Риме в 1859 году), «Сила судьбы», написанная по заказу Мариинского театра.

Премьера намечалась еще в 1861 году, но по болезни примадонны была отложена на год. Верди находился в России с ноября 1861 по апрель 1862 года и затем в ноябре — декабре того же года; он присутствовал на спектакле «Сила судьбы» в Петербурге и «Трубадур» в Москве. Русская публика встречала его овациями.

Одна из последних великих опер Джузеппе Верди, «Аида», была ему заказана египетским правительством. К открытию Суэцкого канала планировалось построить театр в Каире, и к композитору обратились с предложением написать оперу на египетскую тему. Сначала он отказался, рассчитывая, что другой композитор согласится взяться за эту работу. Но когда узнал, что заказ получит Ричард Вагнер, решил принять заказ.

Удивительно, но Верди и Вагнер всегда недолюбливали друг друга и считались конкурентами. Оба композитора родились в один и тот же год, каждый из них – лидер своей оперной школы своей страны. Они ни разу не встретились за всю жизнь, при этом сохранившиеся комментарии итальянца о великом немце и его музыке критичны и недоброжелательны («Он всегда выбирает, совершенно напрасно, нехоженую тропу, пытаясь лететь там, где нормальный человек просто пойдет пешком, достигая гораздо лучших результатов»).

Тем не менее, узнав, что Ричард Вагнер умер, Джузеппе Верди сказал: «Как грустно! Это имя оставило огромный след в истории искусства». Хорошо известно одно высказывание Вагнера, относящееся к музыке великого итальянца. Прослушав «Реквием», обычно красноречивый и щедрый на (нелестные) комментарии по отношению ко многим другим композиторам, Вагнер сказал: «Лучше ничего не говорить».

Смерть другого великого итальянского композитора – Россини – вызвала короткий перерыв в оперном творчестве Верди. Он работал над частью реквиема, посвященного Россини, премьера которого состоялась в мае 1874 г. После довольно продолжительного «периода молчания», из-под пера композитора выходят еще несколько опер, «Отелло» и его последняя опера «Фальстаф», премьера которой состоялась в 1893 г.

Выпустив «Фальстафа» на сцены оперных театров, великий композитор уединяется в домике в деревне, где вместе с Джузеппиной они проводят вместе 4 тихих счастливых года. После смерти жены, потрясенный потерей, он так и не смог оправится: «…Мое имя пахнет эпохой мумий. Я сам высыхаю, когда только бормочу это имя про себя», – признавался он с грустью.

Он пережил Джузеппину на 4 года и умер в Милане от обширного паралича 27 января 1901 года на 88-м году жизни. По всей Италии был объявлен национальный траур. Итальянцы не просто скорбели о смерти великого композитора – они оплакивали утрату символа, олицетворяющего всю Италию.

На третий день, в соответствии с завещанием Верди, состоялись скромные похороны – без музыки, без речей, рано на рассвете, в присутствии только близких людей.

24 февраля, также согласно его воле, прах Верди и Джузеппины был перезахоронен во внутреннем дворе основанного им Дома престарелых музыкантов. Теперь любимого композитора к месту последнего упокоения провожал весь город – более 300 тысяч миланцев – под мелодию хора из «Навуходоносора» «Лети, мысль, на золотых крыльях», которую исполнял хор из 900 человек под управлением Тосканини.

Почти три четверти века охватывает творческий путь Джузеппе Верди, путь постоянной, упорной работы и смелых исканий. Ни при жизни Верди, ни после его смерти в Италии не появилось композитора, равного ему по значению и по силе дарования.

Убеждениям, сложившимся в юности, Верди был верен всю свою жизнь. Горячим патриотом и подлинным демократом он оставался до самой смерти. В годы, когда Италия боролась против австрийских угнетателей, Верди служил делу освобождения родины как гражданин и художник. Те общественные и политические проблемы, которые волновали Верди как человека и гражданина, неизменно отражались в его творчестве, неотделимом от борьбы Италии за свободу, независимость и национальное объединение.

Национальный гений Верди создал неувядающие музыкальные шедевры – им написано 26 опер. Он – самый исполняемый оперный композитор, а «Травиата» – самая исполняемая опера на планете. Записи великих исполнителей произведений Верди входят в золотой фонд мировой оперной классики.

Интернет-ресурсы

Дж. Верди  на сайте Belcanto.ru  

Дж. Верди в Нотном архиве Бориса Тараканова

Дж. Верди в Нотном архиве России

Дж. Верди в Википедии

Дж. Верди в энциклопедии «Кругосвет»

Биография Дж. Верди на РИА-Новости

Дж. Верди на сайте КиноПоиск

Оперы Дж. Верди на Youtube

Либретто опер Дж. Верди

Группа в ВК

Материалы о жизни и творчестве Дж. Верди

«Никто не мог лучше, чем Верди, почувствовать жизнь.
Он был человеком среди людей, и он дерзал им быть.
Если бы ему предложили стать богом, он отказался бы,
так как любил чувствовать себя человеком,
победителем в пламенеющем кругу испытаний…»

А. Бойто

Бушен, А, Молодой Верди: Рождение оперы: роман /А. Бушен. – 2-е изд. – Л.: Музыка, 1989. – 368 с.

Книга посвящена знаменательному периоду жизни и творчества Дж. Верди, определившему его призвание оперного композитора. Ярко обрисованы окружение молодого композитора, общественно-политическая атмосфера, в которой складывались его эстетические воззрения. Рассказывается о создании первой из историко-героических опер Верди «Навуходоносор» («Набукко», 1841).

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

Верди, Дж. Избранные письма /Д. Верди. – М.: Госмузиздат, 1959. – 647 с.

Для издания были отобраны наиболее значительные письма, которые ярко характеризуют Верди как музыканта-драматурга и создают подчас исчерпывающее представление о его творчески-практической работе в области музыкального театра.

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

Верфель, Ф. Верди. Роман оперы / Ф. Верфель; пер. с нем.; предисл. И. Бэлзы. – 2-е изд. – М.: Музыка, 1991. – 316 с.

Автор книги – известный австрийский писатель – в популярной и доступной форме рассказывает о жизненном и творческом пути великого итальянского композитора, освещая малоизвестные факты биографии Верди.

(Имеются экземпляры в отделах: «Юность», отдел искусств)

Оперы Дж. Верди: путеводитель / Ред. И. Валихова. – М.: Музыка, 1970. – 424 с.

Книга-путеводитель по операм Дж. Верди предназначена для самых широких кругов любителей музыки. Во вступительной статье рассказывается о жизненном и творческим пути композитора, затем подробно разбираются оперы «Риголетто», «Трубадур», «Травиата», «Дон Карлос», «Аида», «Отелло» и «Фальстаф».

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

Соловцова, Л.А.  Джузеппе Верди / Л. А. Соловцова. – М.: Музыка, 1969. – 212 с. : ил. – (Школьная библиотека).

То же: 1950. – 127 с. : ил.

В книге обстоятельно изложена биография великого итальянского композитора, проанализированы его лучшие оперы («Риголетто», «Трубадур», «Травиата», «Аида», «Дон Карлос», «Отелло», «Фальстаф»), раскрыты глубокие связи мировоззрения и творчества Верди с национально-освободительной борьбой итальянского народа. Книга предназначается музыкантам и читателям-неспециалистам.

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

Соловцова, Л. А.  Джузеппе Верди [Текст] / Л. А. Соловцова. – 4-е изд. – М. : Музыка, 1986. – 397 с. : ил., портр.

Электронная версия здесь >>

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, «Юность», отдел искусств)

Тароцци, Дж.  Верди / Д. Тароцци; сокращ. пер. с итал. И. Г. Константиновой. – М.: Молодая гвардия, 1984. – 352 с. : ил. – (Жизнь замечательных людей: серия биографий; вып. 8 (648)).

Книга посвящена жизни и творчеству великого итальянского композитора Джузеппе Верди. Она написана на основе изучения множества работ о нем, научных исследований и популярных биографий. Автор использовал неизвестные ранее материалы и документы, неопубликованные письма. Все это позволило ему создать яркий и достоверный портрет композитора, раскрыть его сложный противоречивый характер и показать целую эпоху в истории музыки Италии.

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, «Юность», отдел искусств)

Статьи:

Алтынпара, Е. Как Верди стал популярен в России? // Культура.рф

Галатенко, Ю.Н. Джузеппе Верди и италомания на русской сцене рубежа XIX-XX веков // Искусство и образование. – 2012. – № 5. – С. 26-28.

Горбачева, Е.Г. Джузеппе Верди // Горбачева, Е.Г. Популярная история музыки. – М., 2002. – Режим доступа

Дементьева, Л. Джузеппе Верди и Джузеппина Стреппони // Проза.ру

Демченко, А. От национального гимна до саундтрека: вечные оперы Джузеппе Верди // РИА. – 2013. – 10 окт.

Воротынцев, П.И. Феномен режиссерского сознания в творчестве Верди // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2013. – № 11 (37): в 2-х ч. – Ч. I. – C. 41-45.

Клокова, Е. Ф. Воплощение в музыке национально-освободительной идеи: от царя Давида до наших дней // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Константинова, Г. Музыка XIX века: какой она была? Джузеппе Верди – этапы творчества // Школа жизни

Крымская, А. «Да здравствует Верди!»: история успеха итальянского мастера опер // Вокруг света. – 2023. – 6 июля.

Кулинарные сочинения Джузеппе Верди // Вокруг света. – 2016. – 24 окт.

Литвинова, Е.П. 200 лет со дня рождения Джузеппе Верди: Презентация по музыкальной литературе для 5 кл. // Инфоурок

Лукьянович, О.В. Оперное творчество Джузеппе Верди // Образовательная социальная сеть

Макдермотт, А. Джузеппе Верди: Маэстро и его женщины /Алекс Макдермотт // Караван историй. – 2012. – № 4. – С. 190 -203.   

Меньшенина, Е. От Библии до Шекспира: чьи сюжеты использовал Верди // АиФ. – 2013. – 10 окт.

Морозов, Д. Дом Верди на Волге [Текст] / Дмитрий Морозов // Музыкальная жизнь. – 2013. – № 5. – С. 58-59.

«Олицетворение оперы»: К 200-летию со дня рождения композитора Дж. Верди: Библиографический указатель литературы / сост. Ж.О. Яшкова; Б-ка искусств им. А.П. Боголюбова; Справочно-библиографический отдел. – М., 2013. – 45 с.

Полуяхтова И. К. Категория трагического в древнегреческой эстетике и музыкальной драматургии Джузеппе Верди // Вестник Нижегородского университета. – 2013. – №6-1.

Полуяхтова, И.К. Музыка и слово: (к 200-летию Джузеппе Верди) // Вестник Нижегородского университета. – 2013. – №2-1.

Полуяхтова, И.К. Музыка и слово: (к 200-летию Джузеппе Верди) // Вестник ННГУ. – 2013. – № 2-1.   

Полуяхтова, И.К. Категория трагического в древнегреческой эстетике и музыкальной драматургии Джузеппе Верди // Вестник ННГУ. – 2013. – № 6-1.

Себар, Т. Творчество Джузеппе Верди // Искусство – Первое сентября. – 2006. – № 3. – С. 6-7.

 

CD-диски из фондов отдела искусств:

Верди, Дж. Навуходоносор. Макбет. Корсар [Звукозапись]: [оперы] / Дж. Верди. – М.: Траст, 2005. – 1 зв. диск (формат мр3; 6ч. 08 мин.).

Верди, Дж. Риголетто. Трубадур. Травиата [Звукозапись]: [оперы] / Дж. Верди. – М. : Траст, 2005.

Верди, Дж. Сицилийская вечерня. Симон Бокканегра. Бал-маскарад [Звукозапись] : [оперы] / Дж. Верди. – М. : Траст, 2005. – 1 зв. диск (формат мр3; 7ч. 45 мин.).

Верди, Дж. Дон Карлос. Аида. Фальстаф [Звукозапись]: [оперы] / Дж. Верди. – М. : Траст, 2005. – 1 зв. диск (формат мр3; 7 ч. 42 мин.).

 

Видеоматериалы:

Варгафтик, А. Дж. Верди. Опера «Аида»: док. программа из цикла «Партитуры не горят» [Видео] // YouTube – Россия  

Джузеппе Верди: док. программа из цикла «Известные люди» [Видео] // YouTube – Россия  

Джузеппе Верди: док. программа из цикла «Великие композиторы» [Видео] // YouTube – Россия

Жизнь Джузеппе Верди (Верди) (1982, Италия – Франция – ФРГ – Великобритания – Швеция). 9-серийный мини-сериал, реж. Р. Кастеллани // YouTube – Россия

Менделеев, Д. Джузеппе Верди. Вавилонский плен: док. программа из цикла «Библейский сюжет» [Видео] // YouTube – Россия

Михайлова, Л. Джузеппе Верди: Власть судьбы: док. программа из цикла «Гении и злодеи» [Видео] // YouTube – Россия  

По следам Верди = In the Footsteps of Verdi: док. фильм [Видео] // YouTube – Россия  

Сторожук, В. Верди. Начало: док. программа из цикла «Истории по нотам» [Видео] // YouTube – Россия  

Сторожук, В. Верди. Оперный конвейер : док. программа из цикла «Истории по нотам» [Видео] // YouTube – Россия

Сторожук, В. Верди. «Аида»: док. программа из цикла «Истории по нотам» [Видео] // YouTube – Россия  

Сторожук, В. Верди. Последние оперы: док. программа из цикла «Истории по нотам» [Видео] // YouTube – Россия

«Травиата» Дж. Верди: док. фильм из цикла «Опера на все времена» [Видео] // YouTube – Россия  

Память. Памятные места

Когда в таинственной тиши
чуть слышно раздаются звуки,
и оседают вдруг часы
росой на нотах и созвучьях…
когда лавандовой ладонью
оркестр в зал бросает: «Верди…»,
то содрогаются сердца,
и Вечность смотрит милосердней…

А. Дегтярёв

Имя композитора носят многие оперные театры мира, консерватории, музыкальные коллективы, а также площади, улицы, парки. Три итальянские консерватории (в Милане, Турине и Комо) названы в честь Верди, как и многие итальянские театры.

Горовец, В. 7 самых интересных достопримечательностей, связанных с именем Джузеппе Верди // BestBee. – 2013. – 10 окт.

Малкова, Ю. Буссето: по местам жизни Джузеппе Верди // Trip-point.ru. – 2013. – 7 окт.

Маршрут по Милану Джузеппе Верди // Кафедра меланхолии

По местам Верди в итальянской провинции Парма // Туристер

Дом в д. Ронколе (Парма, Италия)

Верди родился в местечке Ронколе, в то время эти земли принадлежали Первой Французской Империи, поэтому официально композитор родился во Франции.

Сегодня в Ронколе находятся две основные достопримечательности: восстановленный дом родителей Верди со стилизованной обстановкой того времени и находящаяся в 20-ти метрах церковь, в которой его крестили. В доме действует неофициальный музей.

Перед домом установлен бюст композитора.

Подробнее и фото здесь >>

Фото с сайта

Памятная композиция в Ронколе

Расположена рядом с церковью.

Фото с сайта

Национальный музей Верди в Буссето (Парма, Италия)

Музей открыт в 2009 году в здании виллы Паллавичино. Это мультимедийный музей, здесь нет исторических предметов, связанных с именем Верди. Кроме того, здесь есть сады, книжный магазин, кафе и постоянно проводятся музыкальные мероприятия.

Подробнее здесь >>

Малкова, Ю. Буссето: по местам жизни Джузеппе Верди // Trip-point.ru. – 2013. – 7 окт.

Фото с сайта

Памятник Дж. Верди в Буссето (Парма, Италия)

(1913, скульптор Л. Секки / Luigi Secchi)

Памятник установлен на Центральной площади Буссето.

Верди переехал для учебы в Буссето в десятилетнем возрасте, на одаренного мальчика обратил внимание Антонио Барецци – богатый торговец и страстный любитель музыки.

В центре Буссето расположены также дом-музей Барецци и Оперный театр имени Верди, который жители города построили в честь композитора. Маленький, всего на 200 мест, он распахнул свои двери в 1868 году постановкой «Риголетто». На премьеру женщины пришли в зелёных платьях, а мужчины – в зелёных галстуках (verde – значит «зеленый»).

Подробнее здесь >>  и  здесь >>

Памятная доска на доме Барецци в Буссето (Парма, Италия)

В доме Барецци в Буссето сегодня устроен музей. Музей – не государственный, его работу обеспечивает инициативная группа жителей Буссето, самых преданных поклонников Верди.

Подробнее и фото здесь >>

Вилла Сант-Агата (Парма, Италия)

Виллу Сант-Агата композитор приобрел в 1850 году. Это уединенное поместье в 3-х км от Буссето, где он поселился с Джузеппиной Стреппони, стало его любимым местом проживания.

Вилла сохранилась такой, какой ее задумал композитор, он построил ее по собственному проекту. Вокруг виллы – чудесный сад с редкими видами деревьев, созданный самим Верди, а также, винодельня и «автопарк» с каретами различных видов.

Подробнее здесь >>

Монумент, посвященный Верди в Парме (Италия) 

(автор Ламберто Кюзани)

Установлен на площади Piazzale della Pilotta. Имя композитора носит также мост и аэропорт Пармы.

Каждый год в октябре Парма становится центром музыкального фестиваля, посвященного Джузеппе Верди, однако множество событий проходит и в других городах, так или иначе связанных с жизнью и творчеством маэстро – в Буссето, Ронколе, Реджо-Эмилия, Модене и Фидензе.

Фото с сайта

Памятник Дж. Верди в Парме

(2018, скульптор Серхио Бриццоли)

Расположен на площади Сан Франческо перед одноименной церковью.

Фото с сайта

«Дом Верди» (Casa di Riposo per Musicisti Giuseppe Verdi) в Милане (Италия)

В Милане Джузеппе Верди провёл значительную часть своей жизни. В городе есть улица Верди и площадь Верди; музыкальная консерватория носит имя композитора; дом-пансионат для пожилых музыкантов, созданный Джузеппе, никак не мог называться иначе.

«Каза ди рипозо» – аналог русского «дома престарелых», который Верди выстроил для малоимущих музыкантов и которому завещал большую часть своих средств.

Фото с сайта

Могила Дж. Верди в «Доме Верди» в Милане

Сначала Верди похоронили на миланском Монументальном кладбище, в Пантеоне которого установлен бюст композитора, но через месяц после его похорон его тело переместили в гробницу в Casa di Riposoper Musicisti.

Прах композитора и его второй жены Джузеппины Стреппони покоится в склепе (крипте) часовни во внутреннем дворе «Каза Верди». На стене – мемориальная доска, установленная в память недолгой его женитьбы на Маргарите Барецци. Над бронзовыми памятниками эпитафия: «Он всех оплакивал и всех любил».

Подробнее здесь >>   и  здесь >>

Фото с сайта

 

Бюст Дж. Верди в Милане

(1873, скульптор Vincenzo Gemito)

Установлен в Casa di Riposo per Musicisti Giuseppe Verdi.

Памятник Д. Верди в Милане (Италия) 

(1913, скульптор Энрико Бутти)

Памятник установлен к 100-летию композитора на миланской площади Микеланджело Буонарроти перед Домом для престарелых композиторов, который создал Верди.

Фото с сайта

Памятник Верди в Триесте (Италия)

(1906, скульптор Алессандро Лафорет)

Памятник был установлен на площади Сан-Джованни неподалеку от Большого канала в 1906 году, однако во время Первой мировой войны был разрушен. В 1920 году памятник восстановили в бронзе.

Принято считать, что изначально монумент хотели установить у оперного театра Джузеппе Верди, именно поэтому итальянский композитор изображен сидящим – он будто смотрит на здание театра, названное в его честь.

Фото с сайта

Дом и памятник Риголетто в Мантуе (Италия)

Дом, в котором композитор Верди «поселил» своего знаменитого шута Риголетто, сохранился до сих пор. Скромный особняк XV века можно найти неподалеку от Кафедрального собора, на площади Piazza Sordello. В центре небольшого внутреннего дворика стоит памятник герою всемирно известной оперы.

Шевцов, Н. Дом для Риголетто / Н. Шевцов, Е. Наумова // Родная Ладога

Фото и подробнее здесь >>

 

Бюст Дж. Верди в Палермо (Сицилия, Италия)

(скульптор Антонио Уго)

Установлен у Театра Массимо (Teatro Massimo) на площади имени Верди.

Подробнее и фото здесь >>

 

Памятник Дж. Верди в Кальяри (Сардиния, Италия)

 

Фото с сайта

 

Бюст Дж. Верди в Венеции (Италия)

 

Фото с сайта

 

Памятник Дж. Верди в Монтекатини Терме (Италия)

(2015, скульптор А. Зейналов)

Памятник установлен в рамках Международного Фестиваля Российско-Итальянской Культуры «Очи чёрные».

Подробнее и фото здесь >>

 

Памятник Дж. Верди в Бильбао (Испания)

 

Фото с сайта

Бюст Дж. Верди в Градиньяне (Бордо, Жиронда, Франция)

Установлен у консерватории.

Фото с сайта

Памятник Дж. Верди в Нью-Йорке (США)

(1906, скульптор Паскуале Чивилетти/Pasquale Civiletti)

Установлен на Манхэттене, в парке Верди-сквер около Метрополитен-опера. Общая высота памятника около 7,8 метров, скульптура выполнена из белого каррарского мрамора и установлена на гранитном постаменте. Постамент окружен четырьмя популярными персонажами из опер Верди: одноименными персонажами из «Фальстафа», «Аиды», «Отелло», а также Леоноры из «Силы судьбы».

Фото с сайта

Также бюсты Верди установлены в парке Тауэр-Гроув в Сент-Луисе (1887, скульптор Карло Николи), в Фэрмаунт-парке Филадельфии (1907, Дж.Б. Башанеллифузо). В Университете Боба Джонса в Гринвилле, Южная Каролина, поставлено множество опер Верди, и в их Центре изобразительных искусств имени Густафсона установлен памятник композитору.

Памятник Дж. Верди в Сан-Франциско (США)

(1914, скульптор Orazio Grossone)

Установлен в городском парке Золотые Ворота (Golden Gate Park).  Также бюсты Дж. Верди установлены в Филадельфии (1907, G.B. Bashanellifuso) и в Сент-Луисе (1887, Carlo Nicoli).

Фото с сайта

Памятник Дж. Верди в Сан-Паулу (Бразилия)

(1916, скульптор Амедео Зани)

Памятник установлен в парке Анхангабау (Anhangabaú).

Фото с сайта

Оцените статью
libozersk.ru