«Кентавр»

100 лет со дня рождения Эрнста Неизвестного
(09.04.1925 – 09.08.2016)

«Меня Кентавром давным-давно прозвали друзья.
Видимо, потому, что кентавр – одна из главных моих метафор.
Когда-то я даже создавал «теорию кентавра».
Она заключалась в том, что в наше время человек,
животное и технологии, в том числе компьютерные,
переплетаются и на этом стыке рождается новое.
Еще меня называют Кентавром в том смысле,
что я являюсь мостом между Востоком и Западом.
Это произошло органически: я родился на Урале –
в евроазиатском пространстве –
и вырастал в атмосфере единения Востока и Запада».
Э. Неизвестный

Эрнст Иосифович Неизвестный – скульптор, художник-монументалист, философ и теоретик искусства. Его осыпал бранью Хрущев и награждал орденом Путин, его работы украшают залы лучших музеев мира и территорию пионерлагеря «Артек», он три года обивал пороги, чтобы покинуть родину, – и вернулся обратно, как только это позволила перестройка. Эрнст Неизвестный был полон противоречий и парадоксов, но одно было в нем постоянно – истовая преданность своему искусству.

Эрнст Иосифович Неизвестный родился 9 апреля 1925 г. в Свердловске (ныне Екатеринбург) в большом доме, который достался его семье от деда – уральского промышленника, до революции занимавшегося печатным делом. Отец – уважаемый в Свердловске доктор-оториноларинголог Иосиф Неизвестный, бывший белый офицер. Мать – Белла Дижур – биолог, ученица академика В. Вернадского, детская поэтесса (1904 –2006).

Лет с четырех Эрик начал лепить. Сначала человечка из мякиша хлеба, затем кентавра, а потом и целые скульптурные группы из глины. В восемь лет он прекрасно рисовал, но ещё не знал, кем будет, но был уверен обязательно – великим. Его детство прошло в атмосфере дискуссий – в доме обсуждались самые разные темы: от философии до медицины, от антропологии до политики.

Школьником Неизвестный занимался в кружке изобразительного искусства во Дворце пионеров Свердловска. В 1939 году он впервые принял участие во Всесоюзном конкурсе детского творчества, и победил. Это открыло ему двери Ленинградской художественной школы при Академии художеств, куда он поступил на полное государственное обеспечение. С началом Великой Отечественной войны школу эвакуировали в Самарканд, отсюда молодой скульптор, несмотря на слабое здоровье, ушел добровольцем в армию.

В августе 1942 года он был направлен на обучение в 1-е Туркестанское пулемётное военное училище (город Кушка, Туркменистан). После окончания училища в октябре 1943 года младший лейтенант Неизвестный направлен в действующую армию в подразделения воздушно-десантных войск на только что сформированный 4-й Украинский фронт. Командир стрелкового взвода, он участвовал во многих боевых операциях, в том числе в штурме Будапешта. 22 апреля 1945 года в Австрии он был тяжело ранен, ошибочно признан погибшим, за проявленный героизм «посмертно» награждён Красной Звезды (1945) и медалью «За отвагу» (1947).

Вернулся в родной Свердловск осенью 1945 года, демобилизовавшись по ранению, как инвалид II-ой группы.

После ранения Неизвестный с трудом передвигался на костылях, больше года не мог работать. Некоторое время после войны он преподавал черчение в суворовском училище в Свердловске. Но от отроческой мечты стать художником не отказался. Сначала он поступает в Академию Художеств в Риге, затем переводится в Московский художественный институт имени В.И. Сурикова, параллельно посещает лекции по философии в МГУ.

В этот период Э. Неизвестный создал несколько работ, посвящённых революционным героям начала XX века. Почти сразу после вуза стал членом Союза художников, по тем временам – редкость, а также лауреатом премий IV Международного фестиваля молодежи и студентов в Москве (1956, за скульптуру «Нет ядерной войне!»), победителем Всесоюзного конкурса на создание монумента Победы в Великой Отечественной войне (1959, Монумент Победы).

Уже студенческие работы Неизвестного отмечены премиями и даже приобретены государственными музеями; он активно участвовал в выставках и, казалось, начинал карьеру успешного советского скульптора. Однако ещё в институте обозначились его как творческие, так и мировоззренческие «разногласия с системой соцреализма». Эти разногласия были характерны для студентов-фронтовиков, хотя многие состояли в партии: полученный во время войны экстремальный опыт требовал особых средств выражения, не вписывавшихся в принятые рамки официального искусства.

Антивоенная тема давала возможность делать вещи на стыке пафоса и мифологии; этот сплав станет фирменным стилем Неизвестного. Он сразу же заявляет о себе как о художнике, для которого война – источник не столько вдохновения, сколько лютой боли, боли физической (учитывая его личный опыт, вещь вполне объяснимая). Войны быть больше не должно, потому что война – это боль и смерть.

Слава Неизвестного началась со скульптуры «Мертвый солдат» (1957). Растерзанное, бесформенное, словно старый корень, тело, сгусток отчаяния и боли. Неудивительно, что такое не понравилось Хрущеву, от которого на знаменитой выставке в Манеже (1962) Неизвестному досталось едва ли не больше всех.

Репутация Неизвестного как художника и человека сложилась поразительно быстро – слово «компромисс» было вообще не про него. Даже 150-метровую композицию для «Артека» он сделал так, что менее всего она походила на типичный образчик оформления пионерлагеря. Композиция называлась «Прометей и дети мира». А ведь был еще и знаменитый «Орфей» (на его основе создана статуэтка для премии ТЭФИ) и «Кентавр».

Герои античных мифов помогали Неизвестному создавать свою мифологию, в которой тема смерти всегда была если не доминирующей, то ключевой. Недаром он много делал надгробий, самое известное – Хрущеву.

Шестидесятник до мозга костей, он еще в те годы мечтал о памятнике жертвам политических репрессий. Вместо этого приходилось оформлять здание архива ЦК компартии Туркмении в Ашхабаде – но Неизвестный и в таких заказах не позволял себе ни халтурить, ни изменять собственным творческим принципам.

В 1976 г. Эрнст Неизвестный уезжает из СССР «из-за эстетических разногласий с режимом», как он сам определил причины отъезда, сначала в Цюрих, а через год – в США.  Он не был диссидентом в классическом значении этого слова, но обстановка постоянной борьбы за право на полную свободу творчества сжигала слишком много драгоценного времени.

За границей его ждал триумф, которого Неизвестный, может быть, в душе и желал, но на который вряд ли всерьез рассчитывал. Вместе с Ростроповичем и Барышниковым он был едва ли не самым коммерчески успешным из третьей волны эмиграции. Его работы выставляются в лучших музеях мира, их специально заказывают себе меценаты и даже целые города. Он купил себе поместье под Нью-Йорком, в котором принимал Энди Уорхола, его средой общения была американская интеллектуальная, деловая и политическая элита, статус его – и как художника, и как публичной фигуры – был неоспорим.

Он стал членом Нью-Йоркской академии наук и искусств, Шведской академии наук, Европейской академии наук, искусств и гуманитарных знаний. В США Неизвестный читал лекции по культуре и философии в Колумбийском, Орегонском университетах, а также в Калифорнийском университете в Беркли.

Э. Неизвестный вернулся на Родину, как только это стало возможно, в 1989-м, но продолжал жить на две страны. Слишком много связывало его с Америкой – мастерская, литейное производство, семья. Но работал он теперь – для России: поставил «Маску скорби» (1996) в Магадане – тот самый монумент жертвам репрессий и памятник новой России  «Возрождение» в Москве.

В 1990 г. в Свердловске (ныне Екатеринбург) открылся музей, посвященный скульптору. В 1993 г. под заголовком «Кентавр» появляется русское издание книги «Пространство, время и синтез». Неизвестный становится Советником по культуре российского правительства.

В творчестве Неизвестного реалистические формы соединены с элементами абстракции, художник для усиления выразительности прибегал к деформации, что эстетически сближает его с П. Пикассо, Г. Муром, О. Цадкином. Основной объект творчества Неизвестного – человеческое тело, которое, по мнению художника, не устаревает, в отличие от любой искусственной конструкции. В некоторых произведениях Неизвестного искалеченные, разбитые тела или части тел обладают особой шокирующей выразительностью.

Многие скульптуры Неизвестного высечены из камня, однако больше других материалов Неизвестный любил бронзу. Использование объемов и полостей позволяло в одном произведении совмещать монументальность и динамичность.

Основной монументальный проект Неизвестного – грандиозное «Древо жизни» (1956–76), установленное в Москве в 2004 году,  воплощает главные творческие идеи автора. Бронзовая модель монумента была подарена правительством России Организации Объединенных Наций в честь ее пятидесятилетия в 1995 г.

Написанные Неизвестным картины выставлены во многих музеях мира. Он создал иллюстрации к произведениям Данте, Ф. Достоевского, С. Беккета и др.

В 1996 г. в Москве была издана на русском и английском языках книга «Екклесиаст. Я. Кумок. Черное солнце Когелет» с его иллюстрациями. Неизвестный – автор книги «О синтезе в искусстве» (1982), «Говорит Неизвестный» (1984), «Кентавр: Эрнст Неизвестный об искусстве, литературе и философии» (1992).

В 1996 г. за серию скульптурных произведений из бронзы Эрнст Неизвестный получил Государственную премию. В августе 2003 г. Эрнст Неизвестный подарил свой монумент «Память шахтерам Кузбасса» городам Кемерово и Кузбассу.

Жизнь Эрнста Иосифовича Неизвестного была богата событиями, сюрпризами, поворотами судьбы, взлётами и падениями. Он, чудом выживший после тяжелейшего ранения на войне, объявленный мертвым, сумел выжить и в нелегкое мирное время. Стал скульптором, получил благословение Сергея Коненкова, академика Конрада, Михаила Бахтина. Выиграл несколько конкурсов, международных и у себя на родине. Выдержал еще одну войну на родине – травлю чиновников.

В Америке был вынужден все начать с нуля. Однако был к этому готов и не только создал себе на Западе имя, но с успехом вышел на мировой рынок; добился триумфа и там, и в новой России.  Его работы украшают улицы, площади и общественные здания многих городов Европы и Америки. В 2014 89-летний мастер признан «человеком года русскоязычной Америки».

В последние годы жизни Неизвестный тяжело болел, почти ослеп и не работал, но время от времени зарисовывал свои идеи на ватмане при помощи специального оптического устройства.

Скончался скульптор в Нью-Йорке 9 августа 2016 года, на 92-м году жизни, похоронен на городском кладбище острова Шелтер (США).

Интернет-ресурсы

http://www.enstudio.com – Персональный сайт Э. Неизвестного (на англ. яз.). 

https://edu.en-artmuseum.ru – Энциклопедия Э. Неизвестного: Спецпроект Художественного музея Эрнста Неизвестного: архив научной работы сотрудников Художественного музея Эрнста Неизвестного, исследователей и всех интересующихся творчеством скульптора. База знаний об Эрнсте Неизвестном и его произведениях. Научно-справочный материал. Публицистика. Переводы. Воспоминания.

Э. Неизвестный на портале Культура.рф

Э. Неизвестный в «Электронной еврейской энциклопедии»  

Э.И. Неизвестный на РИА-Новости

Э. Неизвестный в Журнальном Зале

Э. Неизвестный (фото некоторых работ) на сайте «ARTINFO»

Э. Неизвестный  на сайте «Структурный символизм»

Биография на сайте Монетник

Группа в ВК

Материалы о жизни и творчестве Э.И. Неизвестного

«Я думаю о скульптуре не как о человеке,
животном или другой природной или геометрической форме,
расположенной в пространстве:
скульптура заключает в себе диалог между духом и плотью…»
Э. Неизвестный

Капитонова, Н.А. Неизвестное о Неизвестном. Верхнеуральские страницы / Н.А. Капитонова, А.М. Вернигоров, М.С. Гитис. – Челябинск: АБРИС, 2007. – 112 с. : ил., фото. – Библиогр. : с. 110. – (Верхнеуральские хроники).

(Имеются экземпляры в отделах: абонемент, читальный зал, отдел искусств, «Юность», библиотеки семейного чтения по Уральской, 7; Гайдара, 22; п. Метлино)

Лицо без маски: Эрнст Неизвестный в воспоминаниях людей искусства [Текст] / Мин-во культуры Свердловской области; Свердловский областной краеведческий музей им. О.Е. Клера. – Екатеринбург: Квадрат, 2023. – 192 с. : цв. ил., фот. цв.

(Имеются экземпляры в отделах:  читальный зал)

Матафонова, Ю. Эрнст Неизвестный: древо жизни [Текст] / Ю. Матафонова. – Екатеринбург: Пакрус, 2001. – 157 с. : ил. – (Урал. XX век. 100 лет, книг, событий, биографий; кн. 16).

(Имеются экземпляры в отделах: абонемент, читальный зал, отдел искусств, библиотеки семейного чтения по Уральской, 7)

Статьи:

Белоцерковская, Я. Эпоха Неизвестного: памяти скульптора / Я. Белоцерковская, Е. Ячменёв, П. Кабанов // Облгазета. – 2016. – 10 авг.

Блинов, В. Ты не одинок, Эрнст [Текст]: к 80-летию Эрнста Неизвестного / В. Блинов // Урал. – 2005. – № 6. – С. 235-240.

Борисов, О. Известная мать Эрнста Неизвестного [Текст]: [о поэтессе Белле Дижур, матери скульптора] / О. Борисов // Аргументы и факты. – 2003. – 8 авг. (№ 15).

Вернигоров, А. Неизвестновы в Верхнеуральске: о верхнеуральских корнях Э. Неизвестного // Веси. Спецвыпуск. – 2017. – № 6.

Высокосова, В. Скульптор Эрнст Неизвестный: борец с рутиной в искусстве // РИА – Новости. – 2016. – 10 авг.

Жутовский, Б. Ему приснилось Древо жизни: Интервью с художником Б. Жутовским о скульпторе Э. Неизвестном / Б. Жутовский, Ж. Васильева // Рос. газета. – 2016. – 10 авг.

Закс, Л.А. Творчество Эрнста Неизвестного в контексте художественной культуры ХХ в.: типологизация образа // Ярославский педагогический вестник. – 2015. – № 3.

Капитонова, Н. Неизвестное о Неизвестном: Верхнеуральские страницы / Н. Капитонова, А. Вернигоров, М. Гитис // Энциклопедия Э. Неизвестного

Кваскова, Е. Скульптор Эрнст Неизвестный: «Мы живем во времена апокалипсиса» / Е. Кваскова // Новые известия. – 2005. – 27 апр.   

Комаров, И.М. «Преступление и наказание» глазами Эрнста Неизвестного. Анализ иллюстраций к роману Ф.М. Достоевского / И.М. Комаров, Ф.А. Ваганова // Юный ученый. – 2020. – № 3 (33). – С. 4-9. 

Корсаков, Д. Эрнст Неизвестный: героическая жизнь: памяти скульптора // Комсомольская правда. – 2016. – 10 авг.

Кругликов, В. Эрнст Неизвестный. Лейтенант-генерал советского авангардизма // Adindex. – 2013. – 5 апр.

Кузнецова, Н. Как студент Эрнст Неизвестный лепил П.П. Бажова / Н. Кузнецова // Екатеринбург – Свердловск

Литвиненко, И. Сердце и камень: Эрнст Неизвестный и его путь в искусстве: Советский скульптор, ставший международной знаменитостью // Известия. – 2020. – 9 апр.

Лябина, А. Памяти великого скульптора: 11 самых знаменитых работ Эрнста Неизвестного // Комсомольская правда. – 2016. – 10 авг.

Макаров, А.Д. Эрнст Неизвестный: Презентация к уроку, 11 кл. // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»

Монумент: Юрий Карякин об Э. Неизвестном / Ю. Карякин, беседовал В. Перевозчиков // Наша улица. – 2010. – № 125.

Неизвестный, Э. «Меня поймут через 200 лет»: [о «Древе жизни»] // Коммерсантъ. – 1998. – 29 мая.

Немировский, Е.Л.  Ветхозаветные прочтения Эрнста Неизвестного [Текст]: Э. Неизвестный – иллюстратор книг / Е.Л. Немировский //  КомпьюАрт. – 2006. – № 7.

Новиков, Н. Эрнст Неизвестный: Искусство и реальность. – Нью-Йорк: Chalidze Publications, 1981. – 136 с. – Режим доступа

Оберемко, В. «Буржуазный мир – неприглядное зрелище»: С чем воевал Эрнст Неизвестный // АиФ. – 2020. – 9 апр.

Он хотел закричать: «Я жив!», но губы не слушались, а пальцы не шевелились: Э. Неизвестный // Дзен – Доктор online. – 2023. – 31 авг.

Погодин, С. Неизвестный и «Артек» [Текст]: [история создания монумента «Дружба детей мира» скульптора Эрнста Неизвестного] / С. Погодин // Уральский следопыт. – 2017. – № 8. – С. 10-13.

Позднякова, А. Неизвестный от Адама [Текст]: В Москве выросло «Древо жизни» : [на открытии монумента] / А. Позднякова // Рос. газ. – 2004. – 11 окт.

Рабичев, Л. Манеж 1962, до и после [Текст]: [воспоминания худож. о посещении Н.С. Хрущевым в Манеже выст. «30 лет МОСХ» (Москва, 1962)] / Леонид Рабичев Л. // Знамя. – 2001. – № 9. – С. 121-152.

Реуцкая, В.В. Вынужденный эмигрант Эрнст Неизвестный // Теория и практика современной науки. – 2016. – № 12-2 (18).

Ризнычок, И.А. «Человек, поссорившийся с Хрущевым»: Эрнст Неизвестный в американской прессе в 1960–1980-е гг. / Екатеринбургский музей изобразительных искусств; Уральский федеральный университет // Известия УрФУ. Серия 2. Гуманитарные науки. – 2023. – Т. 25. – № 1. – С. 58-79.

Свинаренко, И. Эрнст Неизвестный: «Живу, как хочу, или пусть меня убьют»: [Интервью] // Медведь. – 2013. – 11 апр.

Сербина, И. Эрнст Неизвестный: «Пусть меня воспринимают как сумасшедшего» [Текст]: [интервью со скульптором на открытии монумента «Память шахтерам Кузбасса» в Кемерове] / И. Сербина // Известия. – 2003. – 28 марта.

Скульптор и художник Э.И. Неизвестный // Мой Академгородок. Ч. 1; Ч. 2; Ч. 3.

Стельмах, К.И. Монумент «Маска скорби» в Магадане. К истории создания // Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока. – 2020. – № 3.

Тасбулатова, Д. Уравнение с одним Неизвестным // Story 

У великого скульптора Эрнста Неизвестного уральские корни // Медиазавод. – 2012. – 6 декабря.  

Фадеев, Л.А. Свобода быть собой. «Маски скорби» и тема политических репрессий в искусстве Эрнста Неизвестного // Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока. – 2020. – № 3.

Федорко, К.Р. Эрнст Иосифович Неизвестный: презентация к уроку истории, 11 кл. // Инфоурок

Фурцев, А. Эрнст Неизвестный – участник Второй мировой войны // Наш Урал. – 2021. – 26 мая.

Чеботаева, М. Уральский скульптор с мировым именем: Э. Неизвестный // Наш Урал. – 2016. – 11 янв.

Чудецкая, А. «Бесконечный диалог»: иллюстрации Эрнста Неизвестного к роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» // Третьяковская галерея. – 2021. – № 4.

Шабалинская, О. Эрнст Неизвестный: «Русские никогда не станут американцами!» / О. Шабалинская // Аргументы и факты. – 2007. – 2 мая.

Шабунина, К. Уроженец Урала скульптор Эрнст Неизвестный умирал два раза / К. Шабунина, Р. Боженко, А. Заякин, А. Смирнов // АиФ – Урал. – 2016. – 17 авг.

Шесть монологов Эрнста Неизвестного. Мифы и правда художника / Лит. запись М. Адамович // Новый Журнал. – 2016. – № 284.

Щуплов, А. Неизвестный кентавр [Текст] / А. Щуплов // Рос. газ. – 2003. – 11 окт. – (Неделя).

Видеоматериалы:

Бронзовый век Эрнста Неизвестного [Видео]: док. фильм-монолог / А. Шишов, Е. Якович; Телеканал «Культура» // ВК – Видео

«В ответе ль зрячий за слепца» [Видео]: Эрнст Неизвестный и Мераб Мамардашвили: док. фильм / Реж. В. Бондарев, 1989 // RuTube

Губкина, П. Свердловск Эрнста Неизвестного [Видео]: лекция / Клуб друзей Белинки // RuTube

Зарецкая, Н. Эрнст Неизвестный [Видео]: док. программа // ОК – Видео

Медведев, С. «Я доверяю своему безумию» [Видео]: Эрнст Неизвестный: док. фильм к 90-летию со дня рождения скульптора / С. Медведев, Е. Кругликова // RuTube – Ч. 1; Ч. 2.

Менделеев, Д. Эрнст Неизвестный. «Древо жизни» [Видео]: док. программа из цикла «Библейский сюжет» / Телеканал «Культура» // Смотрим // ВК – Видео

«Небезызвестный Неизвестный» [Видео]: док. фильм / Реж. Г. Самойлова, Г. Черняховский; 2005 // Смотрим

Э. Неизвестный в «Энциклопедии русской Америки» [Видео] // RuTube. – Ч. 1Ч. 2Ч. 3; Ч.4.

Эрнст Неизвестный: «Моя свобода – одиночество» [Видео]: док. фильм / А. Шишов, Е. Якович; Телеканал «История» // RuTube // Смотрим

Николаев, Л. Эрнст Неизвестный [Видео]: док. фильм из цикла «Гении и злодеи» / Телеканал «Культура» // RuTube

Фадеев, Л.А. Быки и минотавры Эрнста Неизвестного [Видео]: лекция / Клуб друзей Белинки // RuTube

Фадеев, Л.А. Кентавры Эрнста Неизвестного [Видео]: лекция / Клуб друзей Белинки // RuTube

Яновская, И. Эрнст Неизвестный [Видео]: док. программа из цикла «Рассказы о художниках» / Музей Актуального Реализма // RuTube. – Ч. 1; Ч. 2Ч. 3.

Память. Памятные места

«Родина для меня – это Россия, это Урал, где я родился. В США мой дом, а сердцем я на Урале. Чем дольше я живу, тем чаще вспоминаю Урал, Свердловск. Кстати, самые яркие воспоминания о Екатеринбурге связаны у меня с художественной школой, с Дворцом пионеров, куда я ходил в кружок…»

Художественный музей Эрнста Неизвестного в Екатеринбурге (филиал Свердловского областного краеведческого музея) http://en-artmuseum.ru

Музей открыт 9 апреля 2013 года в особняке XIX века (Добролюбова, 14). Экспозиция включает живописные и графические работы, скульптуры малых форм, ювелирные изделия, иллюстрации к книжным изданиям, эксклюзивные фотографии и личные вещи художника. Основу коллекции составляют авторские подлинники, экземпляры тиражированных изданий, материалы электронного архива и личного архива художника.

Музей в ВКонтакте

Подробнее о музее здесь >>   здесь >>   здесь >>  и   здесь >>

Губкина, П. Свердловск Эрнста Неизвестного [Видео]: лекция / Клуб друзей Белинки // RuTube

Фото с сайта

Мемориальная доска в Екатеринбурге
(2017, скульптор А. Залазаев)

Установлена на доме (Физкультурников, 30), в котором будущий скульптор жил с родителями, где прошли его юношеские годы, из этого дома он ушёл на фронт.

Фото с сайта

Музей Эрнста Неизвестного «Дерево жизни» (Уттерсберг/Uttersberg, Швеция)

Музей открыт в 1989 году. Единственное место в мире, кроме мастерской художника в Нью-Йорке, где можно близко увидеть такое количество его работ и даже прикоснуться к ним.

Подробнее здесь >>

Фото с сайта

Могила Э. Неизвестного на острове Шелтер Айленд (штат Нью-Йорк, США)

Эрнст Неизвестный умер 9 августа 2016 года и был похоронен на городском кладбище острова Шелтер. Согласно последней воле Мастера на его могиле установлен только православный крест.

На острове Шелтер Айленд (в переводе с английского – «остров-убежище»), куда с большой земли можно добраться только на пароме, расположен дом-мастерская Эрнста Неизвестного.

Фото с сайта

Некоторые работы Э.И. Неизвестного

«Если ты не пророк, то ты не художник…»
Э. Неизвестный

За годы творчества Эрнст Неизвестный создал несколько тысяч работ. Самые известные из них – «Цветок лотоса» на Асуанской плотине в Египте (памятник в честь дружбы народов); мемориал жертвам ГУЛАГА в Магадане (1996) – с огромным бетонным «Ликом скорби»; памятник на могиле Н.С. Хрущева. По эскизам Неизвестного создан главный приз Всероссийского телевизионного конкурса ТЭФИ – статуэтка Орфея. А также приз российской независимой премии «Триумф» – статуэтка «Золотой Эльф». В 2004 году в фойе пешеходного моста «Багратион» в Москве установили «Древо жизни» – главную скульптуру Неизвестного, над которой он работал больше 40 лет. Одна из последних крупных работ Эрнста Неизвестного – памятник Сергею Дягилеву, установленный в Перми.

Работы Э. Неизвестного

Скульптура «Орфей» (1962-64)

«Орфей» – это песня одиночества. Мускулистый человек на коленях, прижавший одну согнутую в локте руку к запрокинутой голове в жесте какого-то невыразимого горя, безысходности и тоски, а другой разрывающего себе грудь. Тема человеческого страдания, отчаяния здесь выражена с какой-то почти невозможной силой. Мне представляется, что это одна из самых сильных и выразительных вещей Неизвестного 60-х гг.». (Н. В. Воронов)

В настоящее время «Орфей» – статуэтка, вручаемая победителям премии «Тэфи» – российской национальной телевизионной премии за высшие достижения в области телевизионных искусств, учреждённая в 1994 г. фондом «Академия Российского телевидения».

Подробнее здесь >>

Монумент «Цветок лотоса» (мемориал «Дружба народов») (Египет, 1971)

Архитекторы: Юрий Омельченко, Петр Павлов

Мемориал «Дружбы народов» высотой 87 метров возведен в честь открытия Асуанской плотины. Считается самой большой скульптурой в мире.

Подробнее здесь >>

«Сердце Христа» (1983)

 

«Сердце Христа» – странная, человекоподобная фигура с огромным раскрытым в страшном крике зевом. Вместе с тем эта орущая голова отдаленно напоминает сердце. В середине что-то напоминающее грудь в интерпретации художника-кубиста.

Затем книзу фигура сужается и раздваивается – она утверждена как бы на двух копытах. А в центре этой полнообъемной скульптуры высоким рельефом и во вполне привычных формах, действительно близко к пермской скульптуре, выполнен распятый Христос с закрытыми глазами и в терновом венце.

Одну из девяти скульптур скульптор подарил Папе Римскому Иоанну Павлу II для музея Ватикана.

Памятник Н.С. Хрущеву на Новодевичьем кладбище (Москва, 1974)

Когда умер Хрущёв, то его семья с предложением сделать ему надгробие обратилась к Эрнсту Неизвестному, который был и героем встречи в Манеже, и одним из самых наиболее заметных скульпторов того времени.

«Черное и белое – это воплощение философской идеи. Жизнь, развитие человечества происходит в постоянном противоборстве живого и мертвого начал: жизнь и смерть, день и ночь, добро и зло. Все зависит от нас самих, наших взглядов, нашего мироощущения. Сцепление белого и черного лучше всего символизирует единство и борьбу жизни со смертью. Эти два начала тесно переплетаются в любом человеке. Поэтому камни должны быть неправильными, входить один в другой, сплетаться и составлять одно целое», – так разъяснял идею памятника сам автор.

Корсаков, Д. Как Эрнст Неизвестный делал памятник Хрущеву // Комсомольская правда. – 2016. – 10 авг. 
Неизвестный, Э. Диалог с Хрущевым // Говорит Эрнст Неизвестный

Памятник жертвам репрессий «Маска скорби» (Магадан, 1996)

Один из трёх мемориалов «треугольника страданий», посвящённых жертвам политических репрессий

Монумент из монолитного железобетона (высота – 15 м, площадь – 56 кв. м). Внутри воссоздана камера-одиночка. В левом верхнем углу – ветровой колокол, с обратной стороны – неканоническое распятие и скульптура скорбящей молодой женщины (бронза).

На площадке перед «Маской» – 11 бетонных блоков с названиями колымских лагерей (Бутыгычаг, Эльген, Серпантинка и др.). На валунах вдоль лестницы на следующую площадку высечены символы всех вероисповеданий.

Подробнее здесь >>

Стельмах, К.И. Монумент «Маска скорби» в Магадане. К истории создания // Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока. – 2020. – № 3.

Мемориальный комплекс «Исход и Возвращение» (Элиста, 1996)

Расположен в восточной части города на кургане, внутри которого, как подразумевается, сокрыты все тайны и вся память Вселенной. Исход – на Восток, приход с Востока – Возвращение. Главная идея – синтез прошлого и настоящего, отражение духа калмыцкого народа, достойного уважения и восхищения.

Подробнее здесь >>

Монумент «Возрождение» (Москва, 2000)

Установлен на частной территории Национального института корпоративной реформы (бывшей городской усадьбы промышленников и меценатов Морозовых), изображает возносящегося на небо Михаила Архангела.

«Монумент из теплого иерусалимского камня изображает древнюю стену, через которую пробивается живой росток, прорастающий на вершине золотыми плодами. Композиция символизирует начало новой жизни, которая приведет Россию и россиян к процветанию и изобилию».

Подробнее здесь >>

«Память шахтерам Кузбасса» (Кемерово, 2003)

7-метровый монумент, подаренный скульптором городу, установлен на территории музея-заповедника «Красная Горка» на берегу реки Томь. Торс шахтера, в груди которого горит огонь, установлен на постаменте из черного гранита. Монумент, освещенный специальной подсветкой, виден с другого берега реки, где расположена основная часть города.

Подробнее здесь >>

«Кентавр с цветком в груди» (2004)

Статуэтка стала символом Народной премии Челябинской области «Светлое прошлое».

Инициатором создания и учреждения в 2004 г. премии стал благотворительный фонд Олега Митяева, известного автора и исполнителя бардовской песни, строчка из песни которого дала название премии. Премия вручается известным землякам, которые внесли значительный вклад в развитие культуры, науки и спорта, прославившим Челябинскую область в России и за ее пределами.

Подробнее здесь >>

Скульптурная композиция «Древо жизни» (Москва, 2004)

Бронзовый монумент, над которым автор работал с 1956 г., высотой около семи метров установлен на пешеходном мосту «Багратион». Это – проект гигантской скульптуры-инвайронмента, где причудливо сочетаются мотивы древесной кроны, человеческого сердца и «листа Мёбиуса», символизирующие творческий союз искусства и науки.

«Эта композиция олицетворяет борьбу добра со злом и победу светлых сил», – сказал автор.

Бронзовая модель монумента была подарена правительством России Организации Объединенных Наций в честь ее пятидесятилетия (1995).

Подробнее здесь >>

Памятник Сергею Дягилеву (Пермь, 2007)

Выполнен по заказу Пермского театра оперы и балета и установлен в бывшем родовом доме Дягилевых (ул. Сибирская).

Дягилев русский театральный деятель, искусствовед, антрепренер. Детство его прошло в Перми, где сохранился родовой дом Дягилевых.

Подробнее и фото здесь >>

Оцените статью
libozersk.ru