«Изображатель стихий»

205 лет со дня рождения И.К. Айвазовского
(29.07.1817 – 02.05.1900)
Была ему звёздная книга ясна
И с ним говорила морская волна…
Е. Баратынский

«Айвазовского принято считать «маринистом»
в тесном смысле слова…
Гораздо правильнее было бы назвать его
«изображателем стихий» – «стихиистом»,
если возможно так выразиться…»

С.А. Качони

«Айвазовский, вероятно,
обладает секретом составления красок,
и даже краски сами секретные;
таких ярких и чистых тонов я не видел
даже на полках москательных лавок».

И. Крамской

Иван Константинович Айвазовский родился 29 (17 по ст.ст.) июля 1817 года в обедневшей купеческой армянской семье.  Предки художника в 18-м веке переселились из турецкой Армении в Галицию, а уже оттуда отец Айвазовского переехал в Феодосию.

Настоящее имя художника – Ованес Айвазян (Ованес – армянская форма имени «Иоанн»). Отец будущего мастера, Константин (Геворг), после переезда в Феодосию писал фамилию на польский манер: «Гайвазовский». До 40-х годов на картинах мастера даже можно было увидеть подпись «Гай» – сокращение от фамилии. «Польская» буква «Г» исчезла из фамилии после 1840 года, во время встречи братьев Ивана и Габриэла в Венеции, когда они решили писать свою фамилию по-армянски Айвазян, а на русском – Айвазовские. Так художник официально стал Иваном Константиновичем Айвазовским.

И.К. Айвазовский с детства прекрасно рисовал и тянулся к музыке. Он самостоятельно, без помощи учителей, освоил игру на скрипке. Когда родители поняли, что у мальчика явный талант художника, его стали обучать живописи. Способности юноши проявились столь ярко, что его зачислили без препятствий в Академию художеств в Петербурге и назначили, как тогда говорили, содержание.

При содействии губернатора Тавриды А. И. Казначеева (до 1830 года он был градоначальником Феодосии и всячески поощрял первые шаги рисования мальчика) талантливый подросток в 1831 году был принят в Таврическую гимназию, а в 1833 – зачислен в Императорскую Академию художеств Санкт-Петербурга, которую окончил с большой золотой медалью и с правом поездки в Крым, а затем в Европу.

В 1840 г. художник отправился в заграничную командировку. Первой страной, которую он посетил, была Италия, поразившая его богатством музейных собраний, обилием памятников истории и культуры и природой, пышной и южной.

И.К. Айвазовский работал в Сорренто, Амальфи, Венеции. В Риме он сблизился с А.А. Ивановым и И.В. Гоголем. В 1842 г. И.К. Айвазовский по предложению Академии художеств покинул Италию, для того, чтобы участвовать в выставке в Париже. Его картины имели успех, и он был удостоен золотой медали. Известный французский живописец О. Верне сказал: «Ваш талант прославляет Ваше отечество».

Художник побывал в Англии, Голландии, Португалии и Испании. В Голландии за экспонирование выставки своих произведений И.К. Айвазовский получил звание академика.

Осенью 1844 г. И.К. Айвазовский вернулся в Россию известным художником. Его встретили с большим почетом, он получил звание академика в Петербургской Академии художеств и звание первого живописца Морского министерства.

К середине 1840-х гг. у живописца созрело решение навсегда поселиться в родном городе. Он купил большой участок земли на окраине и приступил к постройке собственного дома и мастерской. В этом доме и прошла вся его дальнейшая жизнь, и именно в феодосийской мастерской были написаны почти все его картины.

Творческая плодовитость Айвазовского была колоссальной: за свою долгую жизнь, работая практически каждый день, он создал около 6 тыс. произведений. Обыкновенно на работу над одним произведением у него уходило лишь несколько часов, самое большее – пара дней. Любопытно, что он никогда не возвращался к законченным картинам, не пытался усовершенствовать или переделать их.

К концу 40-х гг. сложился его уникальный творческий метод. Прекрасная зрительная память и неиссякаемое воображение дали ему возможность не писать с натуры, а импровизировать. Об этом художник писал в «Автобиографии»: «Живописец, только копирующий природу, становится ее рабом, связанным по рукам и ногам… Движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны немыслимо с натуры… Сюжет картины слагается у меня в памяти, как сюжет стихотворения у поэта; сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нем своей кистью».

Родившись в Крыму, Айвазовский обладал особым даром понимать природу, а море было для него одним из самых ярких чудес природы, которое он страстно любил, чувствовал его дыхание, норов. В ранние годы живописец в основном изображал море спокойным, умиротворенным. Но всё же стихия Айвазовского-мариниста – буря. Он часто писал кораблекрушения, людей, борющихся с волнами, помогающих друг другу.

В широко известных полотнах «Девятый вал», «Радуга», «Буря у мыса Айя» он воспел смелость и волю человека. Исполнял огромные полотна в полнокровной, сочной гамме красок, отличавшихся броской романтической красотой. «В его буре есть упоение, – писал Ф. М. Достоевский, – есть та вечная красота, которая поражает зрителя в живой настоящей буре».

Ни один художник не поднялся до восприятия моря как живой стихии, и только Айвазовский, наделив его всеми оттенками своих чувств и переживаний, сумел передать на полотне поэтическое представление своего народа о море как о грозной силе, зовущей к мужеству, отваге, борьбе.

Как живописец Главного Морского штаба России, Айвазовский стал летописцем жизни российского флота. Дружба Айвазовского с российским морским флотом не прерывалась в течение всей жизни художника. Он близок был с известными русскими флотоводцами М.П. Лазаревым, П.С. Нахимовым, В.А. Корниловым.

Его патриотические чувства были настолько высоки, что он принимал участие не только в маневрах, но и в боевых действиях русского флота, во время Крымской войны несколько раз побывал в осажденном Севастополе и даже открыл там выставку своих картин для поддержания боевого духа защитников города. «Каждая победа наших войск на суше и на море радует меня как русского в душе и дает мысль как художнику изобразить её на полотне», – писал Айвазовский. Флот ценил своего живописца, и в дни празднования 50-летия его творческой деятельности в 1887 году в приветственной речи Морского министерства прозвучало, что Морское ведомство гордится тем, что художник состоит в его списках.

Особую группу произведений, пока еще не очень хорошо известных широкой публике, составляют картины И.К. Айвазовского на библейские темы. В своем большинстве они были написаны для армянских церквей, в которых служил старший брат художника, Габриэл, теолог, историк, филолог, в зрелом возрасте ставший ректором Эчмиадзинской духовной Академии, а затем архиепископом. В числе этих произведений и канонически трактованные сцены из Нового Завета, и различные вариации сюжета хождения по водам, включая монументальное полотно 1873 г.

Художник очень любил путешествовать. За свою жизнь объездил почти весь мир и прославился как превосходный «народный дипломат», представляя российское искусство в мире.  

Заграничный паспорт художника представляет собой тетрадь в сорок шесть страниц и прилагающийся к ней лист длиной в полметра, заполненные многочисленными печатями и штампами о пересечении границы. Он – действительный член Русского географического общества (билет ему выдавал знаменитый путешественник Семенов-Тян-Шанский).

Иван Константинович трижды награждался французским орденом Почетного легиона, не раз удостаивался высоких государственных наград Османской империи.

На родине Айвазовский также был награжден многочисленными орденами и дослужился до чина действительного тайного советника, что соответствовало чинам полного генерала и адмирала в иерархии воинских званий Российской империи. Он стал единственным российским художником, который так высоко продвинулся в Табеле о рангах гражданских чинов. Подняться выше по службе человеку нецарских кровей было уже невозможно.

В течение жизни Айвазовский участвовал более чем в 120 выставках, свыше 60 из которых были персональными. Они открывались как в России, так и во многих городах Европы и Америки. Айвазовский стал почетным членом Амстердамской, Римской, Флорентийской, Штутгартской, Парижской академий художеств. Императорская Академия художеств в Санкт-Петербурге признала его академиком, а затем и профессором живописи.

Именно Иван Айвазовский стал первым русским художником, чьи картины были представлены на выставке в Лувре. Его картина «Хаос. Сотворение мира» произвела фурор и огромное впечатление на Папу Римского и впоследствии была подарена Понтифику автором.

Его талант оказался настолько сильным, что даже передался по наследству его потомкам – почти все его внуки стали художниками-маринистами.

А известный английский художник-маринист У. Тёрнер был настолько потрясён картинами Айвазовского, что посвятил ему стихи:

       «Прости меня, великий художник, если я ошибся,
       Приняв твою картину за действительность.
       Но работа твоя очаровала меня,
       И восторг овладел мною.
       Искусство твоё высоко и монументально,
       Потому что тебя вдохновляет гений».

И. Айвазовский обладал не только большим живописным дарованием, но и живым, деятельным, отзывчивым характером и умом, который обращал на благо людям. Его принципом стал девиз: «Иметь, чтобы помогать».  Он был первым русским художником, начавшим устраивать персональные выставки в крупных городах России и Европы и большую часть средств, полученных от них, он тратил на благотворительность.

И. К. Айвазовский основал в Феодосии картинную галерею, художественное училище, историко-археологический музей, содействовал сооружению железной дороги и реконструкции порта. Он помогал нуждающимся жителям многих городов России, студентам петербургской Академии художеств, Красному Кресту, ветеранам обороны Севастополя и семьям погибших в Крымской войне.

Жизнь художника оборвалась внезапно, в ночь на 2 мая 1900 г. И.К. Айвазовскому было почти 83, он был полон новых идей и творческих планов, готовил картины для выставки в Италии, сам намеревался отправиться туда на ее открытие.

Похороны Айвазовского состоялись под неумолчный звон колоколов. Провожала художника в последний путь вся Феодосия.

Многотысячная траурная процессия протянулась от дома Айвазовского до самой церкви, в ограде которой состоялось погребение. Траурными вуалями были покрыты фонари на близлежащих улицах, а сама дорога была усыпана цветами. Начальник местного гарнизона возложил на гроб адмиральскую шпагу, а Черноморская эскадра салютовала в честь художника – факт, по тем временам исключительный.

Художник был похоронен в родном городе, в ограде средневековой армянской церкви св. Сергия. На месте захоронения стоит мраморное надгробие в форме саркофага, с одной стороны которого высечена древнеармянская надпись: «Рожденный смертным, оставил по себе бессмертную память».

Интернет-ресурсы

http://aivazovski.ru – И.К. Айвазовский

http://ayvazovskiy.su – И.К. Айвазовский: биография, картины

http://i-aivazovsky.ru – И.К. Айвазовский: библиотека об Айвазовском, живопись.

И.К. Айвазовский на портале «Культура РФ»

И.К. Айвазовский на сайте Gallerix 

И.К. Айвазовский на сайте АртПоиск

И.К. Айвазовский на сайте Музеи мира

И.К. Айвазовский на сайте Артхив

И.К. Айвазовский в Википедии

И.К. Айвазовский в проекте «Хронос»

И.К. Айвазовский в энциклопедии «Кругосвет»

И.К. Айвазовский в Официальном блоге Государственной Третьяковской галереи

Картины И. Айвазовского здесь >> здесь >>

Подробная биография

И.К. Айвазовский на сайте «Виртуальный Русский музей»

Материалы о жизни и творчестве И.К. Айвазовского

«В себе одном он совмещает и генерала,
и архиерея, и художника, и армянина,
и наивного деда, и Отелло…»

А.П. Чехов

Айвазовский [Текст]: сказка о волне и художнике: [для детского возраста] / Г. Е. Ветрова. – М.: Белый город, 2003. – 11 с. : цв. ил. – (Сказки о художниках).

Фрагмент из книги здесь >>

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

Айвазовский Иван Константинович (1817-1900) [Текст] / текст Н. М. Барсамова. – М.: Искусство, 1971. – 14 с.; 42 л. ил.

 

(Имеются экземпляры в отделах: библиотека семейного чтения по Гайдара, 22)

Айвазовский Иван Константинович [Текст] : альбом репродукций / сост. и вступ. ст. Н. Барсамова. – М. :Изогиз, 1955. – 7 с. : 20 л. a-ил.

 

(Имеются экземпляры в отделах: книгохранение)

Иван Айвазовский [Текст] : альбом / текст Г. Чурак. – М. : Белый город, 2009. – 64 с. : цв. ил. – (Мастера живописи). 

 

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

Барсамов, Н.С. Иван Константинович Айвазовский. – М.: Изд-во Академии Художеств СССР, 1963.

 

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

Вагнер, Л. А. И. К. Айвазовский [Текст] / Л. А. Вагнер, Н. С. Григорович. – М. : Искусство, 1971. – 271 с. : ил., портр. – (Жизнь в искусстве).

Электронная версия книги здесь >>

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, отдел искусств)

Пилипенко, В.Н. Айвазовский / В.Н. Пилипенко. – Л.: Художник РСФСР, 1991. – 188 с. – (Русские живописцы XIX века).

 

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

 

Статьи:

Андреева, Ю. Айвазовский. – М.: Вече, 2013. – (Великие исторические персоны). – Режим доступа.  

Анисова, Н. П. [И.К. Айвазовский] [Текст]: [исторические миниатюры о русских художниках] / Н. П. Анисова // Москва. – 2017. –№3. – С. 196-199.

Антонова, Н. Певец морской стихии // Myjane. – 2013. – 17 июля.  

Аргун, Л.Л. Философия живописи И.К. Айвазовского // Альманах мировой науки. – 2016. – № 10-1. – С. 131 – 133.

Арпишкин, Ю. Художник надежной репутации: Третьяковская галерея досрочно отмечает 200-летие Ивана Айвазовского большой выставкой // Газета.ru. – 2016. – 29 июля.

Баловень судьбы: И.К. Айвазовский // Kafabella. – Ч.1, Ч.2, Ч.3.

Баринова, О. «Царь моря»: Пять историй из жизни Ивана Айвазовского / О. Баринова // История.РФ

Барсамов, Н.С. 45 лет в галерее Айвазовского // Крымовед

Барсамов, Н.С. Иван Константинович Айвазовский // Крымовед

Беловолов, Г.  Библейский Айвазовский: Выставка Ивана Константиновича Айвазовского в Русском музее, приуроченная к 200-летию его рождения / Протоиерей Геннадий Беловолов // Дневник протоиерея Геннадия Беловолова

Бендер, Т.Я. Интеллектуальная игра, посвящённая 200-летию художника Ивана Константиновича Айвазовского: Внеклассное мероприятие с презентацией / Т.Я. Бендер // Мультиурок  

Бессонова, Е.Б. Биография Айвазовского: Урок развития речи / Е.Б. Бессонова // Мультиурок

Борисова, А. Старик и море: Исполняется 200 лет со дня рождения Ивана Айвазовского / А. Борисова // Газета.Ру. – 2017. – 29 июля.

Буянова, Н. Великий маринист и царская семья // Третьяковская галерея. – 2016. – № 4.

Вагнер, Л. Повесть о художнике Айвазовском / Л. Вагнер, Н. Григорович. – Сухуми: Абгосиздат, 1961 – 250 с. – Режим доступа.

Вакс, П. Иван Айвазовский: соавтор стихии // Личности. – 2008. – № 14.

Велиева, Ф. И.К. Айвазовский как помещик-землевладелец и меценат: Исследовательская работа / Ф. Велиева, Л.М. Беспалая // Инфоурок

Волошина, И. Айвазовский. Холст, море // Фома. – 2016. – № 7.

Вчерашняя, А. Айвазовский без моря. Что еще писал знаменитый маринист // Артхив

Газарова, Е. Непревзойденный певец морской стихии: О творчестве И.К. Айвазовского / Е. Газарова // Ноев Ковчег. – 2006. – № 11 (106).

Гайдук, Т. Айвазовский в адрес Абдул-Гамида II: «Я швырнул его ордена в море, пусть он и мои картины выбросит в море» / Т. Гайдук; Беседовал А. Назарян // Ноев Ковчег. – 2017. – № 9 (296).

Гайдук, Т. Дом Айвазовского и его гости // Третьяковская галерея. – 2017. – № 1.

Гайдук, Т. Загадка Айвазовского: К 190-летию со дня рождения Ивана Константиновича Айвазовского / Т. Гайдук // Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования. – 2007. – № 53. – С. 46.

Гайдук, Т.В. «Звезда первой величины»: К 200-летию со дня рождения И.К. Айвазовского // Феодосийская картинная галерея имени И.К. Айвазовского. – 2017. – 7 апр.

Григорян, Г. Христианская живопись Айвазовского: О книге-альбоме «Религиозные темы в творчестве И. Айвазовского» / Г. Григорян // Ноев Ковчег. – 2021. – № 9 (342).

Громова, Е. Певец моря и русской славы: К 200-летию И.К. Айвазовского / Е. Громова // Военное обозрение. – 2017. – 1 августа.

Даниленко, Л. О роли Н.С. Барсамова в спасении работ И.К. Айвазовского во время Великой Отечественной войны и охране армянских памятников Крыма / Л. Даниленко // Матенадаран

Дергачев, В. Иван Айвазовский. Гений морских пейзажных симфоний / В. Дергачев // ЖЖ

Дерюгин, В. Иван Константинович Айвазовский: Биография, творчество / В. Дерюгин // Культура. Искусство

Дмитриенко, А.Ф. Иван Константинович Айвазовский (1817 – 1900): Биография / А.Ф. Дмитриенко // Всеобщая история искусств

Ермаков, С. Поэт морской стихии: К 195-летию со дня рождения И.К. Айвазовского / С. Ермаков // Крымские известия. – 2012. – 17 июля.

Еремеева, О.А. «Певец моря». Жизнь и деятельность Айвазовского: Урок МХК / О.А. Еремеева // Мультиурок

Ермолова, О.А. Живая зыбь. Образ водной стихии в искусстве И. Айвазовского: Урок ИЗО, 6-й класс / О.А. Ермолова // Мультиурок

Ефремова, С. Айвазовский: 200 лет триумфа / С. Ефремова // Крымские известия. – 2015. – 6 августа.

Жилкин, В. Иван Айвазовский. Родившийся у моря и прославивший его / В. Жилкин // Введенская сторона. – 2019. – 7 мая.

Зархи, С.Б. «Я только морем и жил…»: литературно-музыкальный вечер для старшеклассников, посвящённый жизни и творчеству И.К. Айвазовского // Читаем, учимся, играем. – 2007. – Вып. 5. – С. 28-36.

Заярная, Л.И. Иван Константинович Айвазовский – один из самых плодовитых русских художников-маринистов: Урок географии / Л.И. Заярная // Мультиурок

Заярная, Л.И. На гребне волны: Иван Айвазовский: Урок ИЗО / Л.И. Заярная // Мультиурок 

Ивашко, К. Иван Айвазовский: первый почетный гражданин Феодосии / К. Ивашко // Всеобщая история искусств

Игнатова, Н. Картины Айвазовского…: Из истории написания / Н. Игнатова // Компас. – 2016. – 23 октября.

Калугина, Н. «Изобразитель стихий…»: Иван Айвазовский и художественная критика XIX века // Третьяковская галерея. – 2017. – № 1.

Каминская, М. Его кумиром было море // Новое время. – 2013. – 25 янв.

Келиди, Ю. Айвазовский Иван Константинович: Биография, творчество / Ю. Келиди // Блог Юлии Келиди

Клевалина, Н. Иван Айвазовский. Царь моря // Караван историй. – 2016. – № 8.

Корепина, Л.Ф. Неутомимый живописец, страстный любитель моря: К 200-летию со дня рождения художника-мариниста И.К. Айвазовского / Л.Ф. Корепина // Начальная школа. – 2017. – 21 июня.

Королев, В. С. Флагманский живописец российского Военно-морского флота [Текст] : [И. К. Айвазовский, маринист и баталист] / Королев В. С. // Военно-исторический журнал. – 2004. – № 2. – С. 70-74.

Ладыгина, О. Художник «Русского моря»: путешествия и творчество Ивана Айвазовского / О. Ладыгина // Яндекс – Дзен

Лосев, Д. Отец города: Иван Айвазовский и Феодосия: история взаимоотношений // Третьяковская галерея. – 2017. – № 1.

Маркина, Л. Айвазовский. Молодые годы / Л. Маркина // Наше Наследие. – 2016. – № 117.

Маркина, Л. Многоликий Айвазовский: портреты и автопортреты И. Айвазовского // Третьяковская галерея. – 2017. – № 1.

Метелкина, С. Иван Айвазовский: «И дух божий носился над водою»:  200 лет Ивану Константиновичу Айвазовскому / С. Метелкина // Первый русский. – 2017. – 29 июля.

Мирзоян, Г. Музы Айвазовского // Ноев Ковчег. – 2011. – № 5.

Мирзоян, М. Гоголь – Айвазовскому: «Твой Хаос поднял хаос в Ватикане» / М. Мирзоян, Г. Мирзоян // Ноев Ковчег. – 2018. – № 2 (301).

Мирзоян, М. Портретные работы великого мариниста: К 200-летию со дня рождения Ивана Константиновича Айвазовского / М. Мирзоян, Г. Мирзоян // Ноев Ковчег. – 2017. – № 7 (294).

Михайлов, Д. Список кораблей: знаменитые суда и сражения на картинах Айвазовского / Д. Михайлов // Артхив

Науменко, В. И.К. Айвазовский. Рисунок в альбом // Третьяковская галерея. – 2011. – № 2.

Науменко, В.Г. Заздравный кубок Одессы – Айвазовскому // Знание. Понимание. Умение. – 2014. – № 4.

Нечаев, С. «Стахановец» Айвазовский // Совершенно секретно. – 2015. – 25 июля.

Олюнина, В. Художник и хейтеры: кто и за что не любил Айвазовского? / В. Олюнина // Армянский музей Москвы и культуры наций

Павлов, В. Почему Айвазовский выбросил в море ордена турецкого султана? / В. Павлов // История.РФ

Погребецкая, И. Имения и земли помещика Айвазовского // Третьяковская галерея. – 2017. – № 1.

Погребецкая, И.М. Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского: И.К. Айвазовский / И.М. Погребецкая, С.С. Полун и др. // Музеи мира. – Ч. 1; Ч. 2.

Позняк, Е.Ю. Творческий Крым. Иван Константинович Айвазовский – знаменитый русский живописец-маринист: Урок МХК / Е.Ю. Позняк // Мультиурок

Попов, И. Сакральный Айвазовский: Биография / И. Попов // ЖЖ

Рогоза, В. Был ли известный художник-маринист Иван Айвазовский адмиралом? // Школа жизни. – 2008. – 10 дек.  

Родина, М. Иван Айвазовский: иметь, чтобы помогать // 21.by. – 2012. – 4 мая.

Русанов, И. Айвазовский в Феодосии // СВ-Астур

Самарин, И. За пределами России [о творческом наследии И. Айвазовского за границей] // Третьяковская галерея. – 2016. – № 4.

Самин, Д.К. Иван Айвазовский // Самин, Д.К. Сто великих художников. – М.: Вече, 2005.

Сарматов, А. Иван Айвазовский: «Рождённый смертным – оставил по себе бессмертную память»: Биография / А. Сарматов // Vatnikstan

Сафронов, Н. Главный маринист: О юбилее Ивана Айвазовского / Н. Сафронов // Известия. – 2017. – 29 июля.

Скляренко, В. Иван Айвазовский: Биография / В. Скляренко, И. Рудычева // BooksCafe.net

Снисарь, В.В. Айвазовский – живописец стихии моря: Внеурочное мероприятие / В.В. Снисарь // Мультиурок

Спешилова, О. «Счастье улыбнулось мне!»: И.К. Айвазовский // ДелоРус

Стрельникова, И. Иван Айвазовский: тайна белых ландышей и балетной туфельки // 7 дней. – 2015. – 2 мая.

Удод, И.В. Художник И.К. Айвазовский: Творческий проект / И.В. Удод // Мультиурок

Фомина, Л.В. Морская слава России в картинах И.К. Айвазовского: Урок из цикла «Поля ратной славы» / Л.В. Фомина // Мультиурок

Хайбулина, А.Р. На волне Айвазовского: Методическая разработка классного часа с презентацией / А.Р. Хайбулина // Мультиурок  

Хачатрян, Ш. Братья Айвазовские / Ш. Хачатрян // Третьяковская галерея. – 2016. – № 4.

Хачатрян, Ш. Поэт моря Иван Айвазовский / Ш. Хачатрян // Записки «дикой» хозяйки. – 2013. – 17 мая.

Чичерова, Т. И. Айвазовский в живописи равен Пушкину в поэзии // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Чурак, Г. Айвазовский и тайна мироздания: О феномене великого художника / Г. Чурак // Известия. – 2017. – 29 июля.

Чурак, Г. Иван Айвазовский. Взгляд из XXI века / Г. Чурак // Наше Наследие. – 2017. – № 121.

Эсаулова, Е. Женщины Айвазовского // Артхив

Эсаулова, А. Тайна живописи Айвазовского: Как Айвазовский создавал свои картины и как правильно смотреть, чтобы насладиться его шедеврами в полной мере / А. Эсаулова, Н. Кандаурова // Артхив

 

Видеоматериалы

Айвазовский. Гражданин Феодосии: док. фильм (Лентелефильм, 1994; реж. Л. Цуцульковский) [Видео]  // Youtube – Россия  

Айвазовский. Дар судьбы: док. фильм (Лентелефильм, 1994; реж. Л.Цуцульковский) [Видео] // Youtube – Россия

Иван Айвазовский. К 200-летию со дня рождения: Официальный видеоролик выставки [Видео] // Youtube – Россия

Иван Айвазовский: док. программа из цикла «Крымчанин, гордись прошлым!» [Видео] // Youtube – Россия

Иван Айвазовский: док. фильм (2003, реж. А. Кривонос) / Гос. Русский музей [Видео] // Youtube – Россия

Иван Айвазовский. Штрихи к портрету [Видео] // Youtube – РоссияВыставка Айвазовского 2016: Часовая экскурсия HD [Видео] // Youtube – Россия

Иван Айвазовский. «Девятый вал»: док. программа из цикла «В музей – без поводка» (реж. А. Кривонос) // Youtube – Россия

Иван Айвазовский. «Девятый вал»: док фильм из цикла «Известные люди» // Youtube – Россия

Иван Айвазовский. «Чёрное море»: док. программа из цикла «Третьяковская галерея. История одного шедевра» (реж. В. Венедиктов) [Видео] // Youtube – Россия

Громов, Н.Н. Как работал Айвазовский: Лекция [Видео] // Youtube – Россия

Кушевский, Ю. Иван Константинович Айвазовский: Лекция в рамках культурно-образовательного проекта «Культхобби» из цикла «Художник о художнике» [Видео] // Youtube – Россия

Медведева, Г. Стихия моря в творчестве И.К. Айвазовского: Лекция [Видео] // Rutube

Менделеев, Д. Иван Айвазовский. «Всемирный потоп»: док. программа из цикла «Библейский сюжет» (реж. Р. Либлик) [Видео] // Youtube – Россия

Михалёв, А. Айвазовский 2.0.: док. фильм [Видео] // Smotrim

Николаев, Л. Иван Айвазовский: док. программа из цикла «Гении и злодеи уходящей эпохи» (реж. Ю. Маврина) [Видео] // Youtube – Россия

«Так ныне, океан, я жажду бури…»: док. фильм-эссе об Айвазовском: (СТВ, 1992; реж. А. Рыдван) [Видео] // Youtube – Россия

Щебренко, Л. Счастливейший художник: Иван Айвазовский и Анна Саркисова-Бурназян: док. программа из цикла «Больше, чем любовь» [Видео] // Youtube – Россия

Эффект Айвазовского: док. фильм (ТВ-Культура, 2016; реж. А. Судиловский) [Видео] // Smotrim

Память. Памятные места

«Мой адрес – всегда в Феодосию» – так Айвазовский определял постоянное место своей жизни и творчества. Куда бы ни уезжал художник – в Петербург, Москву, Париж, Венецию, Константинополь или Нью-Йорк, – он всегда возвращался в родной город.

Феодосию любил художник неистово. И горожане отвечали ему добрыми чувствами: они звали Ивана Константиновича «отцом города». Говорят, живописец любил дарить рисунки: картины Айвазовского в Феодосии у многих жителей неожиданно оказывались в домах в качестве драгоценных подарков.

Он был инициатором многих преобразований в городе. Благодаря его усилиям, в городе появились картинная галерея, городская библиотека и художественное училище, концертный зал и клуб, были построены железная дорога Джанкой – Феодосия и самый большой в Крыму морской торговый порт.

Кроме этого, Айвазовский обратился в Городскую думу Феодосии с письмом о том, что дарит в вечную собственность населению родного города 50 тысяч ведер в сутки чистой воды из принадлежащего ему Субашского источника, который находился на территории имения семьи Айвазовских Шах-Мамай (ныне село Айвазовское).

Свою мастерскую он превратил в школу живописи для талантливой молодёжи целого края, куда стекались молодые художники, решившие посвятить свое искусство изображению моря. В результате Феодосия стала очагом маринистической живописи и крупным центром русского искусства, а созданная им картинная галерея является уникальным музеем.

Иван Константинович проводил археологические раскопки, давшие науке исключительные по научной значимости и художественной ценности находки, а несколько позднее на собственные средства построил здание для историко-археологического музея (был разрушен в годы Великой Отечественной войны).

А еще художник стал крестным отцом половины младенцев Феодосии, причем каждому выделял частицу из своих солидных доходов.

 

Барсамов, Н.С. Айвазовский в Крыму // Электронная библиотека

Гончаров, А. Феодосия Айвазовского: море в музее, Сурб Саркис и «Добрый гений» // РИА-Крым. – 2017. – 28 февр.

Олюнина, В. «Мой адрес – всегда в Феодосии»: Иван Айвазовский… Великий маринист, общественный деятель, меценат / В. Олюнина // Ноев Ковчег. – 2011. – № 15 (174).

Могила И.К. Айвазовского в Феодосии (Крым)

…Когда-то у стен старинной церкви св. Саркиса – святыни крымских армян – существовало небольшое кладбище, на котором свой последний приют находили известные в городе люди. Сейчас сохранился лишь склеп Айвазовского, который похоронен здесь в соответствии с его завещанием.

В 1903 году вдова художника, Анна Бурназян, установила на могиле мужа мраморное надгробие в форме саркофага из цельного блока белого мрамора. На одной из сторон саркофага на древнеармянском языке написаны слова историка V века Мовсеса Хоренаци: «Рождённый смертным, оставил по себе бессмертную память».

Там же похоронена жена Анна Никитична

Фото с сайта

Феодосийская картинная галерея имени И. К. Айвазовского (Крым, Феодосия) http://feogallery.org/

Галерея Айвазовского в Феодосии является одним из древнейших музеев в стране. В ней находится самая большая в мире коллекция произведений художника – 417 работ, она стала первым на территории Российской империи музеем одного художника.

Галерея расположена в доме, в котором выдающийся маринист жил и работал. Изначально дом Ивана Константиновича строился для себя и своей семьи по образу и подобию итальянских вилл эпохи Ренессанса по проекту самого художника. Гости, которые приезжали к Айвазовскому, да и сами феодосийцы называли его дом не иначе как «вилла Маэстро».

Здание спроектировано лично Иваном Константиновичем и построено в 1845 г. Тридцать пять лет спустя, Айвазовский создал большой зал, пристроенный к нему. С 1880 года Айвазовский открывает в своем доме выставочный зал и помещает в него свои картины, которые никогда не должны покидать родного города. Тогда же художник пишет завещание:

«…Мое искреннее желание, чтобы здание моей картинной галереи в городе Феодосии со всеми в ней картинами, статуями и другими произведениями искусства, находящимися в этой галерее, составляли полную собственность города Феодосии, и в память обо мне, Айвазовском, завещаю галерею городу Феодосии, моему родному городу…»

Гайдук, Т. Дом Айвазовского и его гости // Третьяковская галерея. – 2017. – № 1.

Музей Айвазовского в Феодосии [Видео] // Youtube – Россия

Подробнее о галерее здесь >>

Фото с сайта

Памятник И.К. Айвазовскому перед галереей в Феодосии

(1930, скульптор И.Я. Гинцбург)

Средства на создание памятника собирали по подписке. Скульптура, отлитая в бронзе в 1914 году в Петрограде, в 1917-м экспонировалась на выставке в Императорской Академии художеств.

В Феодосии памятник был установлен уже в советское время, в 1930 году, к 50-летию открытия картинной галереи. На его постаменте – лаконичная надпись: «Феодосия – Айвазовскому».

 Подробнее о памятнике здесь >>  и здесь >>

 Фото с сайта

Мемориальная доска на здании галереи в Феодосии

И.К. Айвазовский являлся первым почётным гражданином Феодосии. Его именем названа одна из центральных улиц города, где художник построил свой дом-галерею.

Немало хлопотал Иван Константинович о проведении железной дороги, которая связала бы Феодосию с Центральной Россией. Ж/д станция Феодосии также названа в честь художника. Строительству ветки от станции Джанкой способствовало появление в городе первоклассного коммерческого порта.

Лосев, Д. Отец города: Иван Айвазовский и Феодосия: история взаимоотношений // Третьяковская галерея. – 2017. – № 1.

Феодосия Айвазовского

Фото с сайта

Фонтан Айвазовского (Феодосия)

(1880)

Зная о тяжелом положении жителей окраин, страдавших от нехватки воды, в 1887 году художник передал городу из своего имения Субаш «в вечную собственность 50 000 ведер в сутки чистой воды».

Фонтан, выполненный по проекту и на средства самого художника, был конечной точкой водопровода, который предназначался для раздачи воды, поступавшей в город из источников, принадлежавших Айвазовскому.

Изначально фонтан предполагалось назвать именем Александра III, даже была приготовлена плита с именем государя, но затем, Высочайшим Указом было велено дать фонтану имя Айвазовского.

В дореволюционное время у фонтана была серебряная кружка с надписью «За здоровье Айвазовского и его семьи».

Фото с сайта

Памятник-фонтан «Доброму гению» (Феодосия)

В 1890 году на улице Итальянской (в настоящее время ул. Горького), в благодарность семье Айвазовского за подаренную горожанам воду из Субашских источников, был построен фонтан-памятник.

Решение фонтана было оригинально. На постаменте была установлена бронзовая женская фигура, державшая в руках раковину, из которой стекала вода в каменную чашу и, переполняя её через края, спадала в бассейн, возвышающийся над землей. Со стороны фигуры находилась увенчанная лаврами палитра с надписью «Доброму гению».

По рассказам старожилов, в бронзовой фигуре узнавалась Анна Никитична, жена художника. В период Великой Отечественной войны памятник был утрачен.

В 2004 году фонтан был воссоздан (скульптор В. Замеховский) с новой надписью «Великому Айвазовскому и ученикам его благодарная Феодосия» и фамилиями по сторонам: Фесслер, Латри, Ганзен, Лагорио.

Подробнее и фото здесь >>

Памятник братьям Ивану и Габриэлу Айвазян (Симферополь, Крым)

(скульпторы Л. Токмаджян с сыновьями, архитектор В. Кравченко)

Установлен по инициативе и на средства армянского национального общества Крыма «Луис» в сквере имени П. Е. Дыбенко.

Старший брат Айвазовского Габриэл – выдающийся просветитель, педагог и пастырь приверженцев Армянской Апостольской Церкви. Братья были дружны, помогали друг другу и всегда признавали значимость тех жизненных начинаний, которые вознесли каждого из них на вершину успеха. В 1840 году братья встретились в Венеции и решили, что их фамилия – Гайвазовский – будет отныне писаться по-русски как Айвазовский, а по-армянски как Айвазян.

Хачатрян, Ш. Братья Айвазовские // Третьяковская галерея. – 2016. – № 4.

Фото с сайта

Бюст И.К. Айвазовского (Симферополь, Крым)

(2020, скульптор С. Щербаков)

Установлен на площади напротив пассажирского терминала аэропорта.

 

Подробнее и фото здесь >>

Памятник И.К. Айвазовскому (п. Партенит, Ялта, Крым)

 

Установлен в Парке «Парадиз» санаторного комплекса «Айвазовское» на берегу Кучук-Ламбадской бухты.

Фотоэкскурсия по парку здесь >>  и  здесь >>

Фото с сайта

Памятник И.К. Айвазовскому (Кронштадт)

(2007, скульптор В. Горевой, архитектор Н.Н. Елгазин)

Это первый в постсоветской России памятник Айвазовскому (Кронштадт является городом-побратимом Феодосии). Бюст художника находится на Макаровской набережной у морской крепости.

На гранитном пьедестале перечислены заслуги Айвазовского перед искусством и обществом. Живописец изображен за работой – с палитрой и кистями.

Подробнее и фото здесь >>

Фото с сайта

Памятная доска в Таганроге

(2016)

И.К. Айвазовский посещал Таганрог всего раз, 12 апреля 1895 года, когда возвращался из Нахичевани-на-Дону после встречи с Каталикосом всех армян. По пути домой в Феодосию он заехал в город и остановился у старого знакомого Я. М. Серебрякова.

Горожане и руководство города устроили Ивану Айвазовскому радушный прием в здании, которое построил купец Серебряков, и где теперь находится Таганрогский институт управления и экономики. Художник отблагодарил таганрожцев и подарил две свои картины.

Подробнее здесь >>

Памятник И.К. Айвазовскому (Ереван, Армения)

(2003, скульптор О. Петросян)

Установлен в одном из скверов возле Дома камерной музыки.

 

Фото с сайта

Некоторые работы И.К. Айвазовского

Ревело море… Вал седой
О скалы с шумом разбивался,
И с ветром вой его сливался,
Грозя несчастьем и бедой.
Утихло море… Даль манила
Простором, негой, тишиной…
Но и под стихнувшей волной
Таилась дремлющая сила…

А. Айвазовский

Игнатова, Н. Тайны 5 мистических полотен Ивана Айвазовского // Культурология

Саблин, Г. 7 главных бестселлеров Ивана Айвазовского // Русская семёрка

Сарматов, А. 10 шедевров Ивана Айвазовского / А. Сарматов // Vatnikstan

Описание картин И. Айвазовского

10 зимних пейзажей Айвазовского

Каталог картин И.К. Айвазовского

Музеи, где находятся картины И.К. Айвазовского

Виртуальный тур по выставке к 200-летию И.К. Айвазовского в Третьяковской галерее (2016)

Фрегат под парусом (1838)

(Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург)

Фото с сайта

Неаполитанский залив (1841)

(Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Петергоф»)

В 1840 году Айвазовский в числе других пансионеров Академии художеств едет в Рим для продолжения образования и усовершенствования в пейзажной живописи.

Художник работал в Италии с огромным воодушевлением и создал здесь около пятидесяти крупных картин. Выставлявшиеся в Неаполе и Риме, они вызвали настоящий ажиотаж и прославили молодого живописца. Критики писали, что никто прежде не изображал свет, воздух и воду столь живо и достоверно. Особое восхищение вызывали его морские пейзажи: Вид на венецианскую лагуну (1841), Неаполитанский залив (1841), Побережье в Амальфи (1841), Хаос. Сотворение мира. (1841), Неаполитанский залив в лунном свете (1842), Побережье. Штиль. (1843) и многие другие.

Фото с сайта

Русская эскадра на Севастопольском рейде (1846)

(Государственный Русский музей, С.-Петербург)

Подробнее здесь >>

Фото с сайта

Девятый вал (1850)

(Государственный Русский Музей, С.-Петербург)

И.К. Айвазовский написал эту картину после того, как сам чудом выжил в страшной буре. Однажды моряки рассказали художнику, что во время шторма волны идут по нарастанию и самым сильным и высоким всегда оказывается девятый вал, именно он губит корабли. Но если судну удается его преодолеть, появляется надежда выжить, потому что затем волны пойдут на спад.

После окончания Академии художеств Айвазовский путешествовал по Европе и попал у берегов Испании в сильный шторм, где увидел воочию, что такое девятый вал. На берегу уже не верили, что корабль вернется, и начали готовиться к похоронам, но все закончилось благополучно. Как потом вспоминал художник, рискуя жизнью, он вышел на палубу, чтобы в мельчайших деталях запомнить этот роковой момент и ощутить всю мощь бушующей стихии.

Фото с сайта

Аю-Даг в туманный день (1853)

(Галерея Г. Басмаджяна, Париж, Франция)

Фото с сайта

Вид Константинополя и Босфора (1856)

(Частное собрание)

Подробнее здесь >>

Фото с сайта

Всемирный потоп (1864)

(Государственный Русский Музей, Санкт Петербург)

И.К. Айвазовский создал целый ряд картин на библейские, а также исторические сюжеты.

В 1862 году Айвазовский пишет два варианта картины «Всемирный потоп», и затем в течение жизни неоднократно возвращается к этому библейскому сюжету. Один из лучших вариантов картины Всемирный потоп написан им в 1864 году.

Подробнее здесь >>  и  здесь >>

Фото с сайта

Закат (1866)

(Частное собрание)

Фото с сайта

Берег моря. Прощание (1869)

(Челябинский государственный музей изобразительных искусств)

Фото с сайта

Вид Венеции с лагуны при закате (1873)

(Частное собрание)

Фото с сайта

Вид Петербурга (1888)

(Национальная галерея Армении, Ереван, Армения)

Подробнее здесь >>

Петербург Айвазовского

Фото с сайта

Исаакиевский собор в морозный день (1891)

(Частное собрание)

Фото с сайта

Остров Иския (1892)

(Феодосийская картинная галерея им И.К. Айвазовского)

Фото с сайта

Портреты и автопортреты И.К. Айвазовского

Портреты и автопортреты Айвазовского

Портреты Айвазовского

Маркина, Л. Многоликий Айвазовский: портреты и автопортреты И. Айвазовского // Третьяковская галерея. – 2017. – № 1.

Портрет И.К. Айвазовского в юности

 

Фото с сайта

С.А. Рымаренко

Портрет И.К. Айвазовского (1846)

Фото с сайта

Неизвестный художник

Портрет И.К. Айвазовского

(Феодосийская картинная галерея им И.К. Айвазовского)

 Фото с сайта

А.В. Тыранов

Портрет И.К. Айвазовского (1841)

На полотне Иван Константинович запечатлен в возрасте 24 лет во время своего путешествия по Европе.

Фото с сайта

В.А. Тропинин

Портрет И.К. Айвазовского (1853)

 

Фото с сайта

В.Ф. Тимм

Портрет И.К. Айвазовского (1858)

Фото с сайта

Автопортрет (1874)

(Галерея Уффици)

Фото с сайта

Д.М. Болотов

 Портрет художника И.К. Айвазовского (с папкой) (1876)

Фото с сайта

К.Е. Маковский

Портрет И.К. Айвазовского (1887)

Фото с сайта

И.Н. Крамской

Портрет художника И.К. Айвазовского (1880-е)

Фото с сайта

Портрет  (1880-е)

Портрет (1880-е)

 

Автопортрет (1889)

Фото с сайта

 

Автопортрет (1892)

 

 Фото с сайта

08.07.2022

Оцените статью
libozersk.ru