Искусство создавать память

95 лет со дня рождения Л.Н. Головницкого
(10.12.1929 – 29.04.1994)

«Много у нас художников и талантливых, и хороших.
Мало самобытных. Лев Головницкий был один из таких,
нашедших свою тему, свой почерк.
Видимо – он душой прикипел к Уралу…»
М. Аникушин

Фото В. Белковского

Лев Николаевич Головницкий – один из выдающихся скульпторов Уральского региона, Народный художник России, член Российской Академии художеств, профессор, многие годы член правления Союзов художников РСФСР и СССР.

Будущий скульптор родился 10 декабря 1929 года в Кургане в рабочей семье Николая Головницкого, отец – паровозный машинист, мать – станочница на заводе. В 1932 году семья переезжает в Челябинск.

Творческих людей в семье Головницких не было, кроме деда по материнской линии. Он был художником-самоучкой, расписывал церкви и украшал лепниной дома. Глядя на него, маленький Лёва, вместе со старшим братом Юрой, тоже тянулся к карандашам. Детское увлечение настолько завоевало сердце мальчика, что даже в войну он не бросил рисовать, по воспоминаниям одноклассников, помогал всем с рисованием.

В 1944-47 годы он занимался в Изостудии при челябинском Дворце пионеров им. Н.К. Крупской. Ее руководитель, Михаил Лошаков, сразу заметил: «паренек не без способностей». И два года спустя именно он настоял, чтобы родители отправили Лёву учиться в Саратовское художественное училище, где его педагогами были Э.Ф. Эккерт (в то время руководитель училища) и Е.Г. Морозова.

Дипломной работой начинающего скульптора стал образ любимого с детства писателя Николая Алексеевича Островского – книга «Как закалялась сталь» стала в детстве Льва Головницкого особой, как и для многих его сверстников. Потом была работа «Павка Корчагин». Произведения, представлявшие образы писателя-воина и известного всем литературного персонажа, стали началом большого творческого пути Л.Н. Головницкого, своеобразным камертоном, где несокрушимость духа и несгибаемая воля человека стали определяющими идейными установками для художника.

 

Через образ конкретного героя он пришел к обобщенным возвышенным образам, символизирующим эпохальные сдвиги и переломные рубежи в истории страны. Головницкому хотелось создать собирательный образ безымянного героя революции и гражданской войны. Прототипом для такой скульптуры послужил его старший брат Юрий, который в 1943 году ушел добровольцем на фронт и погиб на Курской дуге в первом же бою. Его образ постоянно стоял перед глазами, напоминая о тысячах семнадцатилетних, отдавших жизнь за будущее.

Станковая скульптура «Орленок», получившая высокую оценку специалистов на Всероссийской художественной выставке в Москве (1957) и на Всемирной выставке в Брюсселе (1958), сделала имя Л.Н. Головницкого известным в масштабах страны. По инициативе Челябинского обкома ВЛКСМ было принято решение о сооружении памятника «Орленок» к 40-летию Ленинского комсомола. И в 1958 году, на средства, собранные комсомольцами города, памятник установили на Алом поле.

Бронзовая 4-метровая фигура подростка в шинели до пят с тяжелыми большими ботинками, с папахой на голове, со связанными за спиной руками – это собирательный образ юных героев. Строгая вертикаль худощавой фигуры с резким поворотом головы, с широко расставленными ногами, облаченной в шинель, со спиральным движением развевающейся полы и складок создает образ непокорного, несломленного духом бойца. А изобразительный элемент туго перетянутых веревкой груди и рук вызывает ощущение потенции внутренней силы и сопротивления. Он замер в последнюю минуту своей жизни, непокоренный. Постамент для памятника сделан по эскизам выдающегося челябинского архитектора Евгения Александрова. Простое монументальное решение невысокого гранитного пьедестала производит впечатление строгости и собранности.

В путевых записках известный искусствовед Наталья Кончаловская написала: «Если бы скульптор Лев Головницкий больше никогда ничего не создал, то все равно его имя осталось бы прославленным, настолько прочное место заняла эта скульптура в истории советского искусства. «Орленок» сразу входит в ваше сознание, ошеломляя своей человеческой, исторической, внутренней и внешней подлинностью…»

В 1967 году Челябинским областным комитетом ВЛКСМ была учреждена областная комсомольская премия «Орлёнок» (присуждалась до 1990 года) за творческие достижения в области литературы, искусства, журналистики и архитектуры. Лауреатам премии вручался нагрудный знак с изображением памятника.

В 1967 году Л.Н. Головницкому за памятник «Орлёнку», ставшим знаковым для Челябинска, вручили премию Ленинского комсомола.

Следующей большой работой Л.Н. Головницкого в соавторстве  со скульптором В.С. Зайковым и архитектором Е.В. Александровым стал памятник В.И. Ленину, установленный в 1959 году на площади Революции в Челябинске. Высота памятника – 17,5 метров. Фигура вождя изображена в движении, изготовлена из бронзы и установлена на постамент из гранита. В комплексе с трибунами является основным акцентом площади имени Революции. Именно после открытия этого памятника центральная площадь города была окончательно сформирована.

Новаторской работой, благодаря синтезу архитектуры и скульптуры, стала «Первая палатка» (1966), фоном для которой служит панорама Магнитогорского металлургического комбината. Памятник, посвящённый первостроителям Магнитки с высеченными на нём стихами выдающегося советского поэта Бориса Ручьева, установленный при входе в парк Ветеранов, стал визитной карточкой города. 

Многие работы Л.Н. Головницкого – это память о войне, советских солдатах, оплативших кровью и самой жизнью право на свободу.

Челябинск в годы войны стал городом-кузницей – Танкоградом, где выпускали знаменитые Т-34. 9 мая 1943 года на улице Кирова в Челябинске состоялись торжественные проводы челябинских танкистов-добровольцев на фронт. Юный Лев Головницкий, став свидетелем многотысячного митинга, был поражен энтузиазмом, единением людей. Яркие воспоминания юности, трудовой и боевой подвиг уральцев легли в основу сформулированной скульптором идеи Памятника танкистам-добровольцам – неразрывный союз фронта и тыла.

Памятник был открыт на улице Кирова на площади перед Главпочтамтом в 1975 году в честь 30-летия Победы. Бронзовая 5-метровая фигура добровольца, еще не снявшего рабочий передник, но уже в сапогах и шлеме танкиста, стоящего на башне у открытого люка танка с призывным жестом поднятой руки и активной мимикой лица, символизирует готовность к боевому подвигу. Дорога к монументу выложена чугунными плитами, где чередуются рельефные изображения древнерусского меча, рассекающего тевтонский меч, и перекрещенных молотов.

В 1975 году совместно со своей супругой – Энрикой Эмильевной Головницкой, скульптор создает ещё один монумент, который называется «Память». Он установлен на Лесном мемориальном кладбище, которое стало последним приютом для солдат, умерших от ран в Эвакогоспиталях Челябинска. Памятник стоит на возвышенности, изображает двух женщин – Мать и Жену, одетых в траурные наряды, в руках они держат каску воина.

В 1977 году за скульптурные композиции «Межи перепаханы. 1929» (1959: об ожесточенной классовой борьбе, преобразовании советской деревни, о людском горе и судьбах разных поколений русского крестьянства), «Гимн борцам» (1969), «Уральцы» (1974) скульптору присуждается Государственная премия РСФСР имени И.Е. Репина.

Одной из самых главных работ в творчестве скульптора остаётся монумент «Тыл – фронту», установленный в Магнитогорске. Монумент является частью триптиха, состоящих из монументов «Родина-мать» на Мамаевом кургане в Волгограде и «Воин-освободитель» в Трептов-парке Берлина.

Памятник представляет собой 15-метровую двухфигурную композицию рабочего и воина. Рабочий ориентирован на восток в сторону Магнитогорского металлургического комбината. Воин – на запад, в сторону, где во время Великой Отечественной войны находится враг. Подразумевается, что меч, выкованный на берегу Урала был поднят Родиной-матерью в Сталинграде и опущен после Победы в Берлине. Так как по статистике каждый третий снаряд и каждый второй танк был сделан из магнитогорского металла, было принято решение о возведении памятника в Магнитогорске.

На берегу реки Урал был возведён 18-метровый искусственный холм, основание холма было укреплено железобетонными сваями. В композицию входит и вечный огонь, в виде гранитной звезды-цветка. Монумент был отлит в Ленинграде и был открыт 29 июня 1979 года.

В 1980 году скульптор окончил Магнитогорский педагогический университет. Стажировался в Москве. Совершал творческие поездки в Италию (1960, 1970), Японию (1968), Чехословакию (1968), США (1975), Францию (1977).

 

Имя скульптора было занесено в Книгу почёта ЦК ВЛКСМ. Он был участником областных, зональных,  республиканских, всесоюзных и международных выставок. Награждён двумя орденами Трудового Красного Знамени (1971, 1986), серебряной медалью АХ ССР им. Е.В. Вучетича (1980).

В 1986 году был открыт памятник «Первостроитель», который установили на набережной реки Миасс к 250-летию Челябинска (такой же памятник был установлен в Оренбурге). Первоначально была установлена гипсовая модель, но средств на бронзовый памятник у властей так и не нашлось. По желанию автора памятник был демонтирован. Теперь на его месте стоит памятник композитору Сергею Сергеевичу Прокофьеву.

Среди других монументальных работ Л.Н. Головницкого: памятник А.С. Пушкину (совместно с Э.Э. Головницкой) в Городском саду им. А.С. Пушкина в Челябинске, бюсты дважды Героям Социалистического Труда академику В.А. Макееву в Коломне и генеральному конструктору ЧТЗ И.Я. Трашутину в Челябинске.

Помимо скульптуры, Лев Николаевич увлекался и графикой. В фонде Челябинской Картинной галереи хранится графический цикл «Рим – вечный город», а в личном собрании супруги мастера рисунки – наброски и разработки скульптурных композиций.

В 1987 году Л.Н. Головницкий переезжает в Красноярск, где работает секретарём Сибирско-Дальневосточного отделения Академии Художеств СССР, руководит скульптурной мастерской, преподаёт (профессор) в Красноярском художественном институте на кафедре скульптуры. В 1989-91 годах становится народных депутатом СССР.

В 1993 году Л.Н. Головницкий уезжает в Екатеринбург, где и остаётся жить с семьёй.

 

29 апреля 1994 года скульптора не стало. Тело Л. Головницкого по завещанию было кремировано, а урна с прахом захоронена на Успенском кладбище Челябинска. Первоначально на могиле стоял железный крест с фамилией и именем скульптора. Но в 2007 году железный памятник был убран и поставлен обычный деревянный крест.

 

Работы Л.Н. Головницкого хранятся в фондах государственной Третьяковской галереи, Русского музея, в галереях и музеях многих российских городов. Его монументы украшают улицы Магнитогорска, Оренбурга, Коломны.

 

Искусство и вся деятельность Л.Н. Головницкого принадлежит к тем культурным явлениям современности, которые в героическом реализме отобразили подвиги народа и священную любовь к Родине.

 

На доме в Челябинске, где жил Л.Н. Головницкий (проспект Ленина, 77), в 1998 году была установлена мемориальная доска. Одна из улиц в челябинском микрорайоне Парковый носит его имя.

Интернет-ресурсы

Л.Н. Головницкий в электронной энциклопедии «Челябинская область»

Л.Н. Головницкий в проекте «Лица Зауралья»

Л.Н. Головницкий в проекте «Знай наших» Уральского глобуса

Л.Н. Головницкий на сайте Российской академии художеств

Л.Н. Головницкий на сайте «Уральский некрополь»

Л.Н. Головницкий в Википедии

Подборка фотографий 

Материалы о жизни и творчестве Л.Н. Головницкого

Байнов, Л. П. Художники Челябинска / Л.П. Байнов. – Челябинск: Юж.-Урал. Кн. изд-во, 1979. – 167 с.

 (Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, отдел искусств)

Врата Рифея [Текст]: [сб. эссе, документов, справоч. информ., воспоминаний, рассказов, стихов об истории и жизни Челябинска и Челябинского края] / ред.-сост. В. С. Боже и др.; гл. ред. В.П. Перкин. – М.: Москов. писатель, 1996. – 488 с. – (Вся Россия).

 С.429-431: Золотов, А.А. Лев Головницкий

 

(Имеются экземпляры в отделах: «Юность», читальный зал, библиотека семейного чтения по Уральской, 7; Гайдара, 22)

Елистратова, М.А. Скульптор Лев Головницкий: библиогр. указатель литературы / М.А. Елистратова. – Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 1978. – 68 с. – Режим доступа

(Имеются экземпляры в отделах: книгохранение)

Исторические чтения: Материалы науч. конф. «Культура Челябинска: поиски и находки» (1998). Вып. 5  / ред.-сост.  Э. Б. Дружинина. – Челябинск: Центр историко-культурного наследия Челябинска, 2000. – 296 с., ил.

С.89-95: Колпаков В.С. Скульптор Л.Н. Головницкий: штрихи к портрету

(Имеются экземпляры в отделах: читальный

Комсомол – моя судьба [Текст]: 90-летию Челяб. обл. комсомол. орг. посвящается / авт-сост. Л. М. Рабченок. – Челябинск: ИД «Губерния», 2008. – 448 с. : цв.ил., фото.цв. – (Урал – земля золотая).

С.193-197: Рабченок Л.М. и др. Уральский «Орлёнок»: (о Л.Н. Головницком)

 

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал)

Кудзоев, О.А. Скульптурная летопись края / О.А. Кудзоев, А.С. Ваганов. – Челябинск: Юж.-Урал. Кн. изд-во, 1989. – 238 с.

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, абонемент, отдел искусств)

Челябинская организация Союза художников России. 1936–1991: Справочник / Авт.-сост. О. А. Кудзоев. – Ч., 1996.

 

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

Александров, Е.А. [Л. Головницкий] // Александров, Е.А. Моя архитектурная судьба. – Челябинск, 2007. – С. 52-56.

Андреева, И. Штрихи к портрету: Лев Головницкий подарил Магнитке два памятника-символа – «Палатка первостроителей» и «Тыл – Фронту» // Магнитогорский металл. – 2019. – 12 дек.

Бахтадзе, К. Как скульптор Л.Н. Головницкий отразил в монументах героизм жителей Урала? // Школа жизни. – 2009. – 5 дек.

Белковский, С. Неизвестный и знаменитый Лев Головницкий / С. Белковский // ЖЖ

Белковский, С. Устоявшие памятники Льва Головницкого // Челяб. рабочий. – 2009. – 10 дек.   

Виногорова, Л. Лев Головницкий и другие // Урал. – 1958. – № 3.

Вспоминая скульптора Льва Головницкого // ГТРК «Южный Урал»

Гейль, В.В. Мифология города: Легенды и предания о челябинских памятниках // Челябинский гуманитарий. – 2022. – № 2 (59).  

Головницкий, Л. Память поколений: Интервью с членом-корреспондентом Академии художеств СССР, заслуженным художником РСФСР Львом Головницким / Л. Головницкий; Беседу вел Г.Д. Алексеев // ВикиЧтение

Зеленков, И.И. Подвиг души: Памяти Л.Н. Головницкого // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА: научно-аналитический журнал по вопросам искусствоведения. – № 3 (Часть 1). – 2018. – С. 214-218.

Золотов, А.  Лев Николаевич Головницкий // Уральский некрополь

Золотов, А. Каким его помню: Л.Н. Головницкий // Слово. – 2002. – № 6.

Золотов, А. Мастер [Текст]: [челябинский скульптор, автор памятника «Орленок» Лев Николаевич Головницкий] / А. Золотов // Челябинский рабочий. – 2012. – 15 сентября.  – С. 3.

Золотов, А. Не отрекаются, творя… [Л.Н. Головницкий] // Магнитогорский металл. – 2009. – 12 дек.

Золотов, А. Самобытный талант: К 80-летию скульптора-монументалиста Л. Головницкого / А. Золотов // Южноуральская панорама. – 2009. – 11 декабря.

Иванова, И.А. Лев Николаевич Головницкий: презентация  //  ИнфоУрок

Исполнилось 90 лет со дня рождения скульптора Льва Головницкого // Управление культуры администрации Челябинска

Как скульптор Л.Н. Головницкий отразил в монументах героизм жителей Урала? // ЖЖ

Кем был Лев Головницкий? [Текст; Видео] // Первый областной. – 2024. – 13 апр.

Костарева, Т. Летопись города Челябинска. «Неизвестный Головницкий»: Материалы (ранее неизвестные) о скульпторе Льве Николаевиче Головницком / Т. Костарева // Союзная мысль. Газета-сборник летописей Урала и Зауралья. – 2010. –  № 1 (237). – 4 января.

Мальчишка с Алого поля: К 55-летию создания памятника «Орленок» // ЧОБМ. Календарь знаменательных дат

Мастерская Льва Головницкого // Гос. Исторический музей Южного Урала. Краеведческая колонка. – 2022. – 21 июня.

Не отрекаются, творя…: Л.Н. Головницкий (1929-1993) // «Вхожу, ваятель, в твою мастерскую…»: Арт-знакомство с монументальным искусством и известными скульпторами Челябинска / сост. Л. В. Запащикова. – Челябинск: ГКУК «Челябинская областная юношеская библиотека», 2013. – С. 10-18.

Олефир, А. Жизнь и судьба великого зодчего [Л.Н. Головницкий] // Вечерний  Челябинск. – 2019. – 7 декабря.

Поздеева, Ю. Байки из стайки: Чтобы сделаться академиком, Льву Головницкому в зрелые годы пришлось стать студентом / Ю. Поздеева // Мега-Урал

Прокопьев, В. Неуёмный Головницкий [Текст]: 10 декабря скульптору Льву Николаевичу Головницкому исполнилось бы 70 лет / Прокопьев В. // Южноуральская панорама. – 1999. – № 57. – С. 15.

Рохацевич, Е. Взлети выше солнца!: Золотой фонд комсомола: люди – творцы… Головницкий Лев Николаевич / Е. Рохацевич // Комсомол в нашей судьбе // Moloko. – 2019. – № 12.

Смирнов, С. Лев Головницкий: полет Орленка // Миссия. – 2022. – № 186 (декабрь).

Устьянцева, Е.М.  Герой своего времени. Творческий портрет народного художника Российской Федерации Л. Н. Головницкого // Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока. – 2022. – № 4.

Хворостова, М. Память о мастере: 80 лет со дня рождения Л. Головницкого // Веч. Челябинск. – 2009. – 23 дек.

Царинный, И.В. Неизвестный Головницкий. Творческий поиск в станковых произведениях скульптора // Вестник ЮУрГУ. Серия: Социально-гуманитарные науки. – 2023. –  № 2. 

Шишов, К. О каком Челябинске мечтал Головницкий / К. Шишов; Беседу вёл А. Патритеев // Вечерний Челябинск. – 2018. – 7 сентября.

Работы Л.Н. Головницкого

«Орлёнок» (1958, Челябинск)
(архитектор Е.В. Александров)

«Орленок» – памятник, посвященный комсомольцам- героям Октябрьской революции и Гражданской войны на Урале установлен в Челябинске на Алом поле 29 октября 1958 г. в день 40-летия комсомола. «Орленок» вошёл в число лучших монументальных произведений отечественной скульптуры и стал визитной карточкой Челябинска. За его создание Л.Н. Головницкий в 1967 г. был удостоен премии Ленинского комсомола.
Прототипом Орлёнка послужил старший брат Льва Головницкого  – Юрий, который погиб на Курской дуге в 17 лет.
Побывавшие когда-то в Челябинске знаменитые чешские путешественники Зикмунд и Ганзелка, постояв на краю Алого поля, заметили: «А ведь это лучший памятник, что встретили мы на пути от Владивостока».

Подробнее здесь  >>   здесь >> 

На кого похож Орлёнок? // Дзен – Уральский следопыт. – 2019. – 26 декабря.

Садчикова, М. С юбилеем, «Орленок»! // Южноуральская панорама. – 2008. – 29 окт.

Фото с сайта

Памятник В.И. Ленину (1959, Челябинск)
(соавторы: скульптор В.С. Зайков, архитектор Е.В. Александров)

Установлен на площади Революции.

Подробнее здесь >>  и  здесь >>

Фото с сайта

Памятник Первой палатке (1966, Магнитогорск)
(архитектор Е. Александров)

Установлен при входе в Парк Ветеранов. Символически изображает палатку, где жили первые строители города. На основании монумента высечены стихи первостроителя Магнитки, рабочего-поэта Бориса Ручьева:

Мы жили в палатке с зеленым оконцем,
Промытой дождями, просушенной солнцем,
Да жгли у дверей золотые костры
На рыжих каменьях Магнитной горы.

Памятник «Добровольцам-танкистам» (1975, Челябинск)
(архитектор Е.В. Александров)

Установлен на улице Кирова недалеко от Вечного огня, в месте, где 9 мая 1943 г. бойцы 63-й Челябинской добровольческой танковой бригады Уральского добровольческого танкового корпуса принимали наказ земляков и давали клятву с честью его выполнить. Лев Николаевич был свидетелем этого события.

Фото с сайта

«Память» (1975, Челябинск)
(соавторы: Э. Головницкая, архитекторы Ю.П. Данилов, И.В. Талалай)

Мемориал «Память» («Скорбящие матери») открыт на Лесном кладбище в память о жертвах Великой Отечественной войны. Композиция состоит из двух женских фигур – матери и невесты высотой 6 метров. Обе женщины – пожилая и молодая обращены лицом друг к другу, в руках они бережно держат воинскую каску.

«Тыл – фронту» (1979, Магнитогорск)
(архитектор Я.Б. Белопольский)

Монумент, ставший  символом Магнитки, – начало своеобразной трилогии о мече – защитнике Родины, задуманной скульптором Вучетичем.

Памятник представляет собой композицию из двух фигур: рабочий передает меч воину. По задумке авторов триптиха, меч, выкованный на Урале, потом был поднят Родиной-матерью в Сталинграде и опущен после победы в Берлине.

Фото с сайта

В композицию также входит Вечный огонь, выполненный в виде гранитной звезды-цветка. Мемориальный комплекс дополняют гранитные плиты с высеченными именами магнитогорцев, погибших в Великой Отечественной войне. Всего увековечено более 14 тысяч фамилий.

Памятник было решено установить в Магнитогорске, так как каждый второй бронированный танк, и каждый третий боевой снаряд для войны был сделан из магнитогорского металла.

Подробнее здесь >>   и  здесь >>

Леонов, Л. Меч Победы: [скульптурный триптих] // Правда. – 2020. – 22 мая.

Памятник А.С. Пушкину (1983, Челябинск)
(соавторы: Э.Э. Головницкая, архитектор Н.Н. Семейкин)

Бронзовый бюст установлен в глубине городского сада (Парк им. А.С. Пушкина). Камерность окружающего пространства позволяет проводить здесь пушкинские чтения, праздники, а также концерты и поэтические выступления.

Подробнее здесь >>   и  здесь >>

Ивановская, А. Памятник Пушкину в Челябинске отмечает сорок лет со дня установки // УралПресс. – 2023. – 13 сент.

Фото с сайта

Бюст И.Я. Трашутина (1983, Челябинск)
(архитектор Е. Александров)

Установлен в Детском парке им. В. Терешковой (пр. Ленина).

И.Я. Трашутин – главный конструктор по моторостроению Танкограда.

Фото и подробнее здесь >>

Фото с сайта

Бюст В.П. Макеева (1984, Коломна)

В.П. Макеев – дважды Герой Социалистического  Труда академик, создатель отечественной школы морского ракетостроения. 

Кроме Коломны, копии бюста установлены также в Миассе (Челябинская область) на территории ФГУП «Государственный ракетный центр – КБ им. акад. В.П. Макеева» (1986) и перед Дворцом культуры и техники «Прометей» (1999).

Фото с сайта

Монумент «Первым металлургам» (1985, Новотроицк, Оренбургская область)

Посвящен первым металлургам, строителям и монтажникам, принимавшим участие в выплавке первого металла на первой доменной печи одного из крупнейших предприятий отечественной металлургии комбината «Уральская сталь» (ранее – Орско-Халиловский металлургический комбинат).

Подробнее и фото здесь >>  

Фото с сайта

Оцените статью
libozersk.ru