Французская драматургия XVII-XVIII вв. занимает главенствующее место в европейской драматургии. На этот период приходится творчество великих драматургов Франции, их имена стоят рядом, Мольера и Бомарше, юбилеи которых отмечаются в январе 2022 года.
Мольера, самого крупного предшественника Бомарше, называют основателем жанра «высокой комедии», которая объединила традиции народного фарса с линией гуманистической драматургии. Сила произведений Мольера в его прямом обращении к современности, в беспощадном разоблачении ее социальных проблем, в глубоком раскрытии основных противоречий времени, в создании ярких сатирических характеров, воплощающих пороки современников драматурга. Основную обличительную функцию выполняют знаменитые мольеровские слуги; их нравственное здоровье, здравый смысл и неиссякаемый оптимизм подчеркивают и выражают позицию драматурга. Народные персонажи придают пьесам яркую социальную окраску.
Бомарше не уступает своему великому соотечественнику в драматургическом таланте. Но его драматургия иная, так как и время уже иное. Комедии Мольера философичны, осмысливают серьезные проблемы жизни общества, разоблачают «пороки века». Мольер поднимает своих читателей и зрителей на высоту государственного мышления. Тема любви у Мольера всегда на втором плане. В пьесах Бомарше также звучат политические и философские темы, но под его пером они более легкие и изящные, праздничные и феерические. Любовная интрига – на первом плане, но персонажи живут в атмосфере политики.
Пьесы великих французских драматургов Мольера и Бомарше до сих пор не сходят с подмостков театров всего мира. Сохраняя свою сатирическую силу и театральную динамику, они получили самое разнообразное стилевое и жанровое решение, от углубленной социальной драмы до веселой фарсовой игры.
Бомарше остался в сознании потомков великим комедиографом, а Фигаро вошел в число «вечных образов» мировой культуры.
(15.01.1622 – 17.02.1673)
лицемерию вообще и в особенности лицемерию,
рядящемуся в религиозные одежды.
И. Гликман
«Поскольку назначение комедии состоит в том,
чтобы развлекать людей, исправляя их, я рассудил,
что по роду своих занятий я не могу делать ничего более достойного,
чем бичевать пороки моего века…»
Ж. Б. Мольер
Мольер – это псевдоним Жана Батиста Поклена. Мольера считают основоположником жанра «высокой комедии».
Он родился 13 января 1622 г. в парижской семье королевского камердинера и обойщика мебели. По настоянию деда, будущий драматург Мольер был отдан в иезуитский колледж Клермона. По окончании учебы он получил профессию адвоката.
Жан Мольер и биография его весьма удивительна. Детская мечта стать актером подтолкнула Мольера выступать в многочисленных уличных театрах.
Жан Мольер брал уроки театрального мастерства у самого Тиберио Фиорилли или Скарамуша. В 1640 г. он переехал в Новый Орлеан исследовать право. После двух лет Мольер бросает учебу и в качестве актера поступает в парижский театр. Чуть позднее он создал собственный театр, который с легкой руки Мольера стал называться «Блистательный».
Почти тринадцать лет Мольер вместе со своей труппой странствовал по Франции. В 1644 г. публика на сцене впервые увидела актера Жана Батиста Поклена, который взял себе театральный псевдоним Мольер. Выступления не пользовались успехом у избалованной парижской публики и театр выезжает на гастроли в провинцию, где и давал свои спектакли до 1658 г.
Видя, что и в провинции их пьесы также перестают пользоваться успехом, измученный постоянными скитаниями, утомительными репетициями и разучиванием новых спектаклей, Жан Мольер начал потихоньку «браться» за перо, пробуя себя в роли комедийного писателя и драматурга. Самой первой пьесой Мольера стала пьеса под названием «Смешные Жеманницы».
В том же году театр возвращается в Париж и на первом же их спектакле, данном в королевском дворце, Людовик XIV с благосклонностью предлагает им играть в своем театре Пти-Бурбон. С 1661 г. он уже играет в Королевском театре Пале с огромным по тем временам годовым окладом в 2 000 ливров.
За 15 лет работы в королевском театре Мольером создаются все его лучшие пьесы. Они и по сегодняшний день пользуются огромной популярностью. Произведения Жана Мольера с большим успехом изучаются в современных школах и высших учебных заведениях. Он написал такие знаменитые произведения как «Доктор по неволе», «Мнимый больной», «Школа для мужчин», «Школа для женщин», «Буржуазный аристократ», «Смешные фантазерки», «Мизантроп», «Тартюф», «Дон Жуан», «Скупой» и др.
Мольер поднял на высочайший уровень поэтический и прозаический язык комедии, он блестяще владел комедийными приемами и композицией. Особенно значительны его заслуги в создании комедийных характеров, в которых предельная обобщенность дополняется жизненной достоверностью. Имена многих персонажей Мольера стали нарицательными. Мольер оказал огромное влияние на последующее развитие мировой художественной культуры.
Умер Жан Мольер 17 февраля 1673 г. в Париже.
Интернет-ресурсы
http://www.molier.ru – Мольер: биография, портреты, произведения, тексты на различных языках
http://molieriana.narod.ru – Мольериана: Проект В. Коркия.
Ж.-Б. Мольер в Википедии
Ж.-Б. Мольер в Библиотеке Мошкова
Ж.-Б. Мольер в Театральной библиотеке С. Ефимова
Книги Ж.-Б. Мольера в проекте «Гуттенберг» (фр., англ., исп. и др)
Ж.-Б. Мольер в проекте «Люди»
Ж.-Б. Мольер в Электронной энциклопедии «Кругосвет»
Экранизация произведений Ж.-Б. Мольера
Ж.-Б. Мольер на сайте Кросс-кафе
Подробная биография Ж.-Б. Мольера
Экранизация произведений Ж.-Б. Мольера
Произведения Ж.-Б. Мольера на советском телеэкране [Видео]
Группа в ВКонтакте
Произведения Ж. Б. Мольера
что он непредсказуем.
Ж. Б. Мольер
Мольер, Ж. Б. Собрание соч. в 4-х томах: Т. 3 / Ж. Б. Мольер; под ред. А. А. Смирнова и С. С. Мокульского. – Л. : Гослитиздат, 1938. – 831 с.
(Издание из Фонда Редких книг МКУК «ЦБС»)
Собрание сочинений в 4 томах (1936 – 1939) в электронной библиотеке ImWerden
Мольер, Ж. Б. Комедии / Ж. Б. Мольер; пер. с фр. Н. Любимова. – М.: Искусство, 1953. – 609 с. : ил.
(Издание из Фонда Редких книг МКУК «ЦБС»)
Мольер, Ж. Б. Комедии / Ж. Б. Мольер; пер. с фр. М. Донского, Н. Любимова, Т. Щепкиной-Куперник, Н. Дарузес; ил. О. И. Гроссе. – М.: Правда, 1983. – 480 с.
(Имеются экземпляры в отделах: «Юность», библиотека семейного чтения по Гайдара, 22)
Мольер, Ж. Б. Мещанин во дворянстве: комедия-балет в 5-ти д. / Мольер; перевод с фр. Н. Любимова; стихи в пер. Арго; послесл. И. Мягкова; рис. А. Архиповой. – М. : Дет. лит., 1983. – (Шк. б-ка для нерус. шк.. Для восьмилет. и сред. шк.).
(Имеются экземпляры в отделах: «Юность»)
Мольер, Ж.-Б. Комедии: пер. с фр. / Ж.-Б. Мольер. – М. : Рипол- Классик, 1997. – 944 с. – (Бессмертная библиотека).
(Имеются экземпляры в отделах: «Юность»)
Мольер, Ж. Б. Комедии / вступ. ст. и коммент. В. А. Лукова. – М. : Дет. лит., 1999. – 298 с. – л. – (Школьная б-ка).
Тоже. – 2000, 2005.
Эту книгу составляют самые известные произведения классика французской литературы Мольера: «Тартюф, или Обманщик», «Скупой» и «Мещанин во дворянстве».
(Имеются экземпляры в отделах: «Юность»; библиотека семейного чтения по Октябрьской, 30; Гайдара, 22; пос. Метлино и Татыш)
Мольер, Ж. Б. Пьесы; Критика и комментарии. Темы и развернутые планы сочинений. Материалы для подготовки к уроку / сост., коммент., справоч. и методматериалы Н. Я. Мировой. – М.: АСТ; Олимп, 2002. – 762 с. – (Школа классики. Книга для ученика и учителя).
(Имеются экземпляры в отделах: библиотека семейного чтения по Гайдара, 22)
Мольер, Ж. Б. Пьесы: Сборник / пер. с фр.; вступ. ст. Ю. Гинзбург, С. Великовского. – М.: Пушкин. б-ка; АСТ, 2004. – 939 с. – (Золотой фонд мировой классики).
В томе представлены самые известные произведения классика французской и мировой литературы Мольера.
(Имеются экземпляры в отделе: книгохранение
Материалы о жизни и творчестве Мольера
И правду весело вещать.
Всем у тебя мораль готова,
Прекрасно всё, разумно в ней,
И часто шутовское слово
Ученой лекции ценней.
Буало, пер. Л. Пантюховой
Бордонов, Ж. Мольер [Текст] / Ж. Бордонов; пер. с фр. – М.: Искусство, 1983. – 415 с. – (Жизнь в искусстве).
(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, отдел искусств)
Булгаков, М. Жизнь господина де Мольера / М. Булгаков; коммент. Г. Н. Бояджиева. – М.: Молодая гвардия, 1980. – 176 с.: ил.
Книга известного советского писателя М. А. Булгакова о Мольере – жизнеописание классика французской, литературы, его художественная биография, основанная на обширном документальном материале.
Электронная версия книги здесь >>
(Имеются экземпляры в отделах: «Юность», книгохранение; др. издания – во всех подразделениях)
Мультатули, В. М. Мольер: биография / В. М. Мультатули. – Ленинград: Просвещение (Лен. отд.), 1970. – 127 с.
Книга рассказывает о жизни и творчестве великого драматурга, классика мировой литературы Мольера. Автор отдельно останавливается на некоторых произведениях Мольера, на их судьбе в театре.
(Имеются экземпляры в отделах: «Юность», читальный зал, книгохранение)
Статьи:
Абдрашитова, Н.Н. Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве»: Урок литературы, 8-й класс / Н.Н. Абдрашитова // Мультиурок
Абдрашитова, Н.Н. Ж.-Б. Мольер – представитель французского классицизма XVII в: Урок литературы, 8-й класс / Н.Н. Абдрашитова // Мультиурок
Аляшева, Н. Жан-Батист Мольер: Жизнеописание / Н. Аляшева // Сайт Н. Аляшевой
Балякина, Е.В. Почему смешон господин Журден?: Урок литературы по комедии Мольера «Мещанин во дворянстве», 7-й класс / Е.В. Балякина // Социальная сеть работников образования
Барабаш, Е. Фарсовые традиции в «Тартюфе» и «Дон Жуане» Мольера / Е. Барабаш, О.Е. Людинина // MyUniverCity
Барро, М. Жан-Батист Мольер. Его жизнь и литературная деятельность [Текст] / М. Барро // Книги
Бачурина, Н.Г. Жан Батист Мольер. Биография: Тест по литературе / Н.Г. Бачурина // Социальная сеть работников образования
Богданова, О. Ю. Уроки булгаковской мольерианы [Текст]: пьесы «Кабала святош» и «Полоумный Журден» в выпускном классе / О. Ю. Богданова // Литература в школе. – 2005. – № 6. – С. 25-27.
Бордонов, Ж. Мольер: биография, произведения, документы / Ж. Бордонов // Библиотека
Бояджиев, Г.Н. Великий реформатор комедии / Г.Н. Бояджиев // Vladimir Vysotsky
Бояджиев, Г. Н. Жан-Батист Мольер // Мольер, Ж. Б. Собрание соч. в 2 т. – М., 1957.
Веселовский, А. Н. Мольер // Мольер, Ж. Б. Полное собр. соч. в одном томе. – М., Альфа-книга, 2009.
Власенко, И. Великолепный Мольер: История творческого становления Жана Батиста Мольера / И. Власенко // Логос
Голубцова, В.Н. Этот вечный Тартюф: Урок литературы, 9-й класс / В.Н. Голубцова // Копилка уроков
Голышева, Г.Э. Две философии жизни. Изучение комедии Мольера «Тартюф»: Система уроков литературы, 9-й класс / Г.Э. Голышева // Мультиурок
Гуларова, Н.А. Тартюф Мольера – образец ханжества и фальши: Урок внеклассного чтения, 9-й класс / Н.А. Гуларова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Гусева, Г. С. Традиции классицизма и своеобразие драматургического мастерства Ж.-Б. Мольера в пьесе «Мещанин во дворянстве»: урок литературы, 9-й класс // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Гутов, А.Г. Мольер. «Мещанин во дворянстве». Понятие о классицизме: Урок литературы, 8-й класс / А.Г. Гутов // Мультиурок
Даваа, Р.О. Жан Батист Мольер и его комедия-балет «Мещанин во дворянстве». Природа комического у Мольера: Урок литературы, 9-й класс / Р.О. Даваа // Социальная сеть работников образования
Дживелегов, А. Театр Мольера / А. Дживелегов, Г. Бояджиев // История западноевропейского театра от возникновения до 1789 года // Средние века и Возрождение
Дунаева, Е.А. О русском Мольере // Вопросы театра. – 2018. – № 3-4.
Егорова, В. Ф. Отражение литературного стиля в комедии Мольера «Мещанин во дворянстве» // Наука и современность. – 2013. – № 26-1.
Еременко, Е.С. Мещанин во дворянстве: Урок литературы, 9-й класс / Е.С. Еременко // Инфоурок
Ерофеева, Н.Е. Жанр комедии «урока»: мольеровское влияние в русской культуре («Урок дочкам» И.А. Крылова) / Н.Е. Ерофеевой // Французская литература от истоков до начала новейшего периода
Ерофеева, Н. Комедийное творчество Мольера // Зарубежная литература. XVII век: Учебник для педагогических вузов
Железнякова, Л. Ю. «Скупой рыцарь» А. С. Пушкина и «Скупой» Ж.-Б. Мольера в VII классе [Текст] / Л. Ю. Железнякова // Литература в школе. – 1996. – № 5. – С. 135-142.
Зюзюкин, И. Мольер, или Жизнь наоборот [Текст]: [Жан Батист Мольер] / И. Зюзюкин // Смена. – 2002. – № 5. – С. 224-235.
Зюзюкин, И.И. Низкопробные комедии для публики и высокие трагедии Жана Батиста Мольера / И.И. Зюзюкин // Судьба играет человеком. – М.: АСТ, 2005. – С. 27-28.
Зюзюкин, И.И. Смерть Жана Батиста Мольера / И.И. Зюзюкин // Судьба играет человеком. – М.: АСТ, 2005. – С. 34-36.
Кабдрахманова, Г.Т. «Мещанин во дворянстве» как произведение французского классицизма. Сатира на дворянство и буржуазию в комедии: Урок литературы, 8-й класс / Г.Т. Кабдрахманова // Копилка уроков
Кабанова, И.В. Классицистическая комедия: «Тартюф» Мольера / И.В. Кабанова // Литература Западной Европы 17 века
Кадола, Ж. Изучение в школе взаимосвязей русской и зарубежных литератур традиции Мольера в русской литературе // Литература – Первое сентября. – 2005. – № 11.
Калюжная, Л. Жан Батист Мольер (1622-1673): Жизнь и творчество великих писателей / Л. Калюжная // Литература Западной Европы 17 века
Когденко, Е.П. Жан-Батист Поклен Мольер: Урок литературы, 8-й класс / Е.П. Когденко // Мультиурок
Королева, О.О. Ж-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве»: Урок литературы, 7-10-й класс / О.О. Королева // Социальная сеть работников образования
Кривушина, Е. Мольер (Поклен), Жан-Батист / Е. Кривушина // Литература Западной Европы 17 века
Кузьмина, С.В. Ж-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве»: Инсценировка фрагментов пьесы // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Кулагина, А. Мольер, любимец Людовика XIV: Автор пьес «Тартюф» и «Мнимый больной» стоял у истоков классической комедии и изменил представления об этом театральном жанре / А. Кулагина // Дилетант
Курганская, Д. Мольер родился и умер на сцене: 340 лет назад скончался Жан Батист Мольер / Д. Курганская // Правда.ру
Ломов, В. Жан Батист Мольер / В. Ломов // Проза.ру
Луков, Вл. А. Версальский экспромт (комедия Ж.Б. Мольера) / Вл. А. Луков, М.В. Луков // Французская литература от истоков до начала новейшего периода
Луков, Вл. А. Дон Жуан, или Каменный пир (комедия Ж.Б. Мольера) / Вл. А. Луков // Литература Западной Европы 17 века
Луков, Вл. А. Жан Батист Мольер: лекции-спектакли // Горизонты гуманитарного знания. – 2015. – № 1.
Луков, Вл. А. Комедия Ж. Б. Мольера «Мещанин во дворянстве» // Луков, Вл. А. Зарубежная литература. Практикум / под ред. В. А. Лукова.
Луков, Вл. А. Мещанин во дворянстве (комедия Ж.Б. Мольера) / Вл. А. Луков // Французская литература от истоков до начала новейшего периода
Луков, Вл. А. Мизантроп (комедия Ж.Б. Мольера) / Вл. А. Луков // Французская литература от истоков до начала новейшего периода
Луков, Вл. А. Мольер Жан Батист // Луков, Вл. А. Французская литература (XVII век – рубеж XVIII века)
Луков, Вл. А. Персонажи комедий Ж.Б. Мольера // Французская литература от истоков до начала Новейшего периода
Луков, Вл. А. Смешные жеманницы (комедия Ж.Б. Мольера) / Вл. А. Луков // Французская литература от истоков до начала новейшего периода
Луков, Вл. А. Тартюф (персонаж комедии Ж. Б. Мольера «Тартюф») // Французская литература от истоков до начала Новейшего периода / под ред. Вл. А. Лукова
Максименко, О.П. Жан Батист Мольер «Мещанин во дворянстве». Жизненные характеры комедии. Общечеловеческий смысл произведения: Урок литературы, 8-й класс / О.П. Максименко // Мультиурок
Малаши, Т. «Чудовища» Мольера // Вестник культурологии. – 2002. – № 3.
Малинина, Л.С. Жан-Батист Мольер – комедиограф, актёр, театральный деятель. Тематика и художественная особенность комедий Мольера: Урок литературы, 9-й класс / Л.С. Малинина // Мультиурок
Малкова, Н.А. Ж.Б. Мольер «Мещанин во дворянстве»: Урок литературы, 9-й класс / Н.А. Малкова // Социальная сеть работников образования
Махлина, Ю. Главные герои комедий Грибоедова «Горе от ума» и Мольера «Мизантроп» // Литература – Первое сентября. – 2001. – № 36.
Михальчи, Д.Е. О комедиях Мольера / Д.Е. Михальчи // Литература в школе. – 1967. – № 2. – С. 48-52.
Мокульский, С. Мольер // Литературная энциклопедия: В 11 т. – [М.], 1929 – 1939. Т. 7. – М.: ОГИЗ РСФСР, «Сов. Энцикл.», 1934. – Стб. 423-444.
Молчанова, М. «Комедия жизни»: Людовик XIV и Мольер / М. Молчанова // Дилетант
Мольер // История западноевропейского театра. – Т. 1. – М., 1956.
Мольер и его влияние на русскую литературу // ЖЖ
Мольер и Люлли. «Мещанин во дворянстве»: История создания // ЖЖ
Мольер и Россия // Слово учителю
Мори, К. Мольер: Жизнеописание / К. Мори // Литература Западной Европы 17 века
Мультатули, В.М. Мольер в жизни Булгакова // Вестник СПбГИК. – 2003. – № 1.
Мусейлян, А.В. Пьеса эпохи классицизма. Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве»: Урок литературы, 8-й класс / А.В. Мусейлян // Мультиурок
Немцева, Л.В. Жан-Батист Мольер. Жизнь и творчество Урок литературы, 8-й класс / Л.В. Немцева // Мультиурок
Никитина, А. Музей Мольера: Знакомство с театром на уроке / А. Никитина // Античная литература
Обломиевский, Д.Д. Мольер // История всемирной литературы: В 8 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. – М.: Наука, 1983–1994. – Т. 4. – 1987. – С. 146-152.
Опольская, Л.А. Пьеса Жана Батиста Мольера «Мещанин во дворянстве». Жизненные характеры комедии. Общечеловеческий смысл произведения: Урок литературы, 9-й класс / Л.А. Опольская // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Павлова, Л.И. «Мольер, и нет ему конца!»: Урок-семинар на русском и французском языках / Л.И. Павлова // Сайт Л.И. Павловой
Пахсарьян, Н.Т. Мольер (Molière) (1622–1673) // Литературная энциклопедия русского зарубежья (1918-1940). – 2002. – № 2.
Пауль, Н.М. Классицизм. Законы классицизма. Жан Батист Мольер. Вечно живые образы: Урок в 9 классе // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Пахомова, А.В. Мольер и театральный костюм его времени / А.В. Пахомова // РГМЦ
Пахомова, С.И. «Над чем смеетесь, господин Мольер?»: Урок-размышление / С.И. Пахомова // Социальная сеть работников образования
Пинчук, Н. Особенности развития конфликтов и изображения характеров в пьесах Мольера / Н. Пинчук // Литература Западной Европы 17 века
Платонова, Л.В. Тартюф Мольера – образец ханжества и фальши: Урок внеклассного чтения по зарубежной литературе, 9-й класс / Л.В. Платонова // Социальная сеть работников образования
Посмеемся с Мольером: Сценарий по пьесам Ж.Б. Мольера для школьного театра // Мультиурок
Роговер, Е.С. Изучение пьесы Мольера «Мещанин во дворянстве» [Текст] / Е.С. Роговер // Литература в школе. – 1997. – № 6. – С. 147–152.
Родионова, Е.С. Проблема Корнель-Мольер: Вопрос об авторстве комедий Мольера / Е.С. Родионова // В поисках потерянного автора
Россинская, С.В. Persona Nota: Жан-Батист Мольер: Беседа к 400-летию со дня рождения французского драматурга / С.В. Россинская // Педагогический банк
Семуткина, Н.Г. Общечеловеческий смысл комедии Мольера «Мещанин во дворянстве»: Урок литературы, 8-й класс / Н.Г. Семуткина // Мультиурок
Смирнов, К. Мещанин в… мушкетерстве [Текст]: [Шарль де Бац де Кастельмор граф д`Артаньян – прототип главных героев трилогии А. Дюма и «Мещанина во дворянстве» Мольера] / К. Смирнов // Техника – молодежи. – 2006. – № 5. – С. 40–43.
Смехов, В. Праздник господина де Мольера / В. Смехов // Пионер. – 1973. – № 3.
Смолина, К.А. Блистательный театр и труппа Мольера [Текст] / К.А. Смолина // Сто великих театров мира. – М.: Вече, 2001.
Соболев, Л.И. Комедия «Мещанин во дворянстве» Мольера как классическая комедия: Урок литературы, 8-й класс / Л.И. Соболев // ИнтернетУрок
Степанова, И.А. Ж.Б. Мольер «Мещанин во дворянстве»: Урок литературы, 8-й класс / И.А. Степанова // Копилка уроков
Тимофеева, Н.В. Образ либертена у Мольера и Сада (господа и слуги) / Н.В. Тимофеева // XVII век в диалоге эпох и культур: Материалы научной конференции. Серия «Symposium». Выпуск 8. – СПб.: Издательство Санкт-Петербургского философского общества, 2000. – С. 79-82.
Топилина, Е.В. Урок литературы с элементами театрализации по теме «Ж.Б. Мольер «Мещанин во дворянстве». Особенности классицистической драмы» // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Федотова, А.Н. Ж.-Б. Мольер – великий комедиограф эпохи классицизма: Урок литературы, 9-й класс / А.Н. Федотова // Мультиурок
Федотова, А.Н. Комедийное мастерство Мольера. Общечеловеческий смысл комедии: Урок литературы, 9-й класс / А.Н. Федотова // Мультиурок
Хмарский, И.Д. Жанровые особенности комедий «Мещанин во дворянстве» Мольера и «Горе от ума» Грибоедова: Методические рекомендации к уроку литературы, 8-й класс / И.Д. Хмарский // Мультиурок
Чемаева, С.И. Общечеловеческий смысл комедии Мольера «Мещанин во дворянстве»: Урок литературы, 9-й класс / С.И. Чемаева // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Шайтанов, И. Искусство европейской комедии в XVII веке. Мольер. Из Парижа в провинцию и обратно // Литература – Первое сентября. – 2001. – № 20.
Шифрин, М. Смерть господина де Мольера / М. Шифрин // Медпортал
Шушпанова, Г.В. Ж.Б. Мольер «Мещанин во дворянстве»: Урок литературы, 8-й класс / Г.В. Шушпанова // Мультиурок
Элис, П. Творчество Мольера: Биография, творчество / П. Элис // Журнал «Самиздат»
Видеоматериалы:
Багдасарова, А.А. Дон Жуан: один персонаж под пером разных авторов: Лекция цикла «Большая литература» [Видео] // YouTube – Россия
Власова-Мрдуляш, А. Жизнь и творчество Мольера: Урок по литературе цикла «Школьная программа для взрослых» [Видео] // YouTube – Россия
Волгин, И. Мольер «Мизантроп»: Док. программа из цикла «Игра в бисер» [Видео] // YouTube – Россия
Дунаева, Е. Мольер – человек театра: Вечер, посвящённый 395-летию со дня рождения Жана-Батиста Мольера [Видео] // YouTube – Россия
Любимцев, П. Роковой брак Мольера: Док. программа из цикла «Тайное становится явным» на телеканале «365 Дней» [Видео] // YouTube – Россия
Машевский, А. Комедия Мольера «Тартюф». Творчество Франсуа VI де Ларошфуко: Лекция из цикла «Золотые страницы европейской литературы» [Видео] // YouTube – Россия
Минова, М.В. Жан-Батист Мольер «Мещанин во дворянстве». Об обманах и искушениях: Урок литературы, 8-й класс [Видео] // YouTube – Россия
Менделеев, Д. Мольер. «Тартюф, или Лицемер»: Док. фильм из цикла «Библейский сюжет» [Видео] // YouTube – Россия
Неклюдова, М. Мольер и прециозность: Лекция [Видео] // YouTube – Россия
Нурахунова, Г. Ж-Б. Мольер «Тартюф»: Док. программа из цикла «История одного шедевра» [Видео] // YouTube – Россия
Петухов, В. Ж-Б. Мольер: Док. программа из цикла «Иллюзион» [Видео] // YouTube – Россия
Соболев, Л.И. «Мещанин во дворянстве» Мольера как классическая комедия: Урок литературы, 8-й класс [Видео] // YouTube – Россия
Харлип, Н. Мольер: Передача из цикла «Литература» [Видео] // YouTube – Россия
Эйдельман, Т.Н. Век Версаля или век Мольера?: Урок истории [Видео] // YouTube – Россия
Памятные места
Дома 94 и 96 на улице Сен-Оноре, построенные на месте рождения Мольера (Париж)
Две парижские улицы оспаривают звание «места рождения Мольера»: ул. Сент-Оноре и ул. Отей (Auteuil).
На обеих улицах установлены идентичные мемориальные доски: «На этом месте находился дом, в котором родился Мольер».
Могила Мольера (Кладбище Пер-Лашез, Париж)
Мольер скончался 17 февраля 1673 года. 21 февраля ночью похоронен на кладбище Св. Жозефа.
В 1792 г. революционные власти переносят останки Мольера на кладбище Малого Августинекого монастыря, а в 1817 г. могилу Мольера переносят на кладбище Пер-Лашез (в Париже), рядом с могилой Лафонтена.
Фото с сайта
Памятник-фонтан Мольеру в Париже
(1844, скульптор Бернар Габриэль Серре, архитектор Луи Висконти)
Установлен на ул. Ришелье напротив театра Комеди Франсез, где Мольер играл, где шли его пьесы. Женщины у ног драматурга олицетворяют серьезную и легкую комедии, а в руках они держат свитки с перечнем пьес Мольера.
«Вот он – лукавый и обольстительный галл, королевский комедиант и драматург! Вот он – в бронзовом парике и с бронзовыми бантами на башмаках! Вот он – король французской драматургии!» (М. А. Булгаков «Жизнь господина де Мольера»)
Фото с сайта
Комеди Франсез (фр. Comédie-Française)
Единственный во Франции репертуарный театр, финансируемый правительством. Расположен в центре Парижа во дворце Пале-Рояль.
Основан в 1680 г. декретом короля Людовика XIV. Театр имеет также неофициальное название «Дом Мольера», хотя в действительности Мольер умер задолго до создания собственно Комеди Франсез.
Образован указом короля Людовика XIV путём объединения труппы театра Генего (бывшая труппа Мольера) и театра Бургундского дворца.
Памятник Мольеру в г. Пезнас (провинция Лангедок-Руссильон, Франция)
(1897, скульптур Ж. А. Энжальбер)
Установлен на Площади 14 июля.
Пезнас – город Мольера. Хотя Жан-Батист Поклен родился, скорее всего, в Париже, Мольером он стал именно в Пезнасе, говорят жители города. Здесь он нашел покровительство принца Конти, здесь написал пьесы «Тартюф», «Мнимый больной», «Господин де Пурсоньяк».
В городе можно купить мебель «Мольер», что можно зайти в ресторан «Мольер», а потом, постояв у памятника Мольеру, отправиться в погребок «мольерских вин».
Фото с сайта
Статуя Мольера в г. Авиньон (р-н Прованс, Франция)
(скульптор Жан Луи Брайен, восстановлена скульптором Жаном Пьером Гра)
Установлена перед входом в Оперный театр (площадь Часов), с другой стороны от входа – памятник Корнелю.
Фото с сайта
Памятник Мольеру в Париже
(1857, скульптор Бернар Габриэль Сёрр)
Установлен на балюстраде первого уровня у отеля Роан, двор Наполеона в Лувре.
Фото с сайта
Памятник Мольеру в Париже
(1882, скульптор О. Оттен)
Установлен на фасаде Парижской мэрии (Дворец Отель-де-Виль, площадь Отель-де-Виль).
Отель-де-Виль – комплекс зданий, где с давних времен расположены городские власти. Он находится в 4-м округе столицы Франции и состоит из собственно городской ратуши и площади перед ней, также носящей название Отель-де-Виль.
Отель-де-Виль имеет фасад длиной 110 метров, его украшают статуи, установленные в нишах, которые представляют собой скульптуры знаменитых людей времён Республики.
Фото с сайта
Статуя Ж-Б. Мольера (замок Шато де Шантийи, Франция)
(1882, скульптор Тони Ноэль)
Установлена на территории парка замка Шантийи. Великолепный замок, славящийся своими роскошными парками и чудесными фонтанами, снискал себе славу не только прекрасной архитектурой и богатой историей, здесь также располагается музей Конде, который по праву считается одним из богатейших французских музеев.
Фото с сайта
(24.01.1732 – 18.05.1799)
«Бомарше влечет на сцену, раздевает донага и терзает всё,
что ещё почитается неприкосновенным…
Старая монархия хохочет и рукоплещет.
Общество созрело для великого разрушения».
А.С. Пушкин
Авантюрист по складу характера, он, словно его Фигаро, оказывался то тут, то там, и повсюду были слышны его остроумные отзывы и замечания по случаю очередного проявления глупости. Вольтер, знавший Бомарше и одобрявший его деятельность, писал о нем: «Что за человек! Он сочетал в себе всё: шутку и серьезное, ум и веселость, фарс и трогательное, – словом, все виды красноречия».
Деловой человек, негоциант и прожектер, тайный королевский агент и деятельный поборник независимости Американских штатов, собеседник и советчик министров, издатель Вольтера, изобретатель и законник. Он был судьей, узником, сочинителем памфлетов, учителем, музыкантом, часовщиком, поставщиком оружия.
Всем этим занимался один человек. Ворочая миллионами, он писал пьесы, следил за их постановкой, отстаивал права драматургов. Выполняя приватные поручения короля, размышлял – и очень проницательно – о высокой политике. Отбиваясь от противников, посягавших на его честь и состояние, сотрясал общество своими мемуарами. Будучи лишенным гражданских прав, составлял по поручению правительства проект реформ высшего судебного органа страны. Как тут не вспомнить ломоносовское «всё испытал, во всё проник»?
Пьер-Огюстен Карон де Бомарше родился 24 января 1732 года в Париже, в семье богатого часовщика, первоначально сам был часовщиком. В двадцать один год он создал революционный часовой механизм – анкерный спуск, который обеспечивает равномерный ход часов. А в двадцать два года Бомарше принимают в Лондонское королевское общество, таким образом, он становится академиком.
Музыкальные таланты и великолепный дар оратора, а также должность королевского часовщика открыли молодому Бомарше (тогда еще Карону) доступ в высокое общество: он становится учителем музыки у дочерей короля Людовика XV. Веселый, красивый, галантный, остроумный, знающий все городские и дворцовые новости, последний романс и последнюю сплетню, Пьер-Огюстен Карон становится во дворце незаменимым человеком.
Выгодно женившись, он присоединил к своей фамилии Карон название поместья жены – Бомарше, так он стал Кароном де Бомарше. В 1761 г. ему удалось приобрести дворянское звание, которое закрепило это имя.
Благодаря трём выгодным бракам (все три раза он женился на богатых вдовах), а также сотрудничеству с банкиром Дювернэ, Бомарше стал обладателем весьма значительного состояния. Но когда Дюверне умер, Бомарше оказался ввергнутым в судебные тяжбы по наследству, которые грозили разорением и тюрьмой.
И тогда Бомарше решил воспользоваться силой печатного слова. Он написал «Мемуары» (1773–1774) – 4 памфлета о судебных беззакониях. «Мемуары» принесли ему огромную популярность, в итоге он выиграл судебный процесс.
В 1774 г. в Париже Верховный суд выносит приговор по поводу «Мемуаров» Пьера-Огюстена Карона де Бомарше: они должны быть «разорваны и сожжены королевским палачом на площади подле Дворца правосудия как содержащие дерзостные выражения и наветы, позорящие и оскорбляющие судебную корпорацию…».
Это вызвало негодование собравшихся у Дворца многих сотен парижан, а многие знатные люди приветствовали Бомарше как «великого гражданина Франции».
К этому времени Бомарше уже заявил о себе как о драматурге. Придерживаясь идей Дидро о необходимости создания «серьезного жанра» – драмы, он написал драмы «Евгения» (1769) и «Два друга» (1770). В период борьбы в суде Бомарше решает снова обратиться к драматургии, но ситуация подсказывает ему иной жанр – комедию, сатирически рисующую нравы аристократов.
Своего «Севильского цирюльника» Бомарше сначала сочинил как оперу, и лишь через несколько лет (в 1775 году) состоялась его премьера на сцене «Комеди Франсез», завершившаяся оглушительным провалом. Всего лишь за два дня автор полностью переделал пьесу — и второе представление обернулось её триумфом, сделавшим его самым любимым писателем Франции того времени и лидером национального театра.
Пьеса была испанской по антуражу, но совершенно французской по духу. Выдающееся значение она приобрела не столько благодаря искрометному юмору и блестящим диалогам, сколько образу Фигаро – хитроумного, неистощимого на выдумки, проницательного слуги. На ее основе написано либретто оперы Дж. Россини «Севильский цирюльник» (1816).
Автор дал своему знаменитому герою несуществующее имя Фигаро, под которым скрыл собственное – от Фикаро (сын Каро), как писал в черновиках.
Уже через год Бомарше написал «Женитьбу Фигаро» – вершину своего творчества, где феодальные привилегии подверглись столь яростной атаке, что король не разрешил показывать ее публично. Наполеон отзывался о ней как о «революции в действии». А до него Людовик XVI сказал так: «Если быть последовательным, то, допустив постановку этой пьесы, следует разрушить Бастилию. Этот человек смеётся над всем, что следует почитать при известном образе правления…»
Появившись на сцене почти в канун Французской революции, Фигаро символизирует торжество тенденций, вызревавших на протяжении десятилетий в творчестве Вольтера, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро и других философов. Хлесткие реплики Фигаро и внятные намеки снискали комедии неувядаемую славу на театральных подмостках.
«Женитьба Фигаро» выдержала 100 представлений подряд.
В 1776 году дипломатический талант Бомарше блестяще сказался в едва ли не единственной благородной внешнеполитической акции, которой отмечено царствование Людовика XVI: Франция решила тайно поддержать восставшие североамериканские колонии в их войне за независимость от Англии; и именно Бомарше, имевший влиятельных друзей среди повстанцев, с энтузиазмом взялся организовать покупку и отправку для них оружия и обмундирования. Он убедил короля выделить ему миллион ливров, снарядил суда, нанял людей, и сам потратил три миллиона, чтобы завершить эту колоссальную, рискованную во всех отношениях операцию.
Победы восставших приводили Бомарше в восхищение. Но американское правительство не захотело ни вернуть деньги, потраченные Бомарше из собственных средств, ни помочь ему хотя бы окупить затраты коммерческими перевозками товаров из Америки.
Бомарше удалось принести немало пользы на общественном поприще. Обладая блестящими деловыми способностями, он добился утверждения авторских прав и прав на гонорары для пишущих театральные пьесы, основал объединение драматических авторов, организовал акционерный банк, ставший затем частью Французского Банка. Он потратил большие деньги, чтобы скупить и вернуть Королевской библиотеке разворованные архивные исторические документы.
Но самое крупное, после помощи американской войне за независимость, деяние национального масштаба Бомарше совершил в 1779 году, взявшись в одиночку за издание полного собрания сочинений Вольтера, который умер годом ранее.
В 1781 году Бомарше принес в Театр комедии «Безумный день» – так сначала он назвал свою вторую бессмертную комедию о Фигаро. Но пьеса не была поставлена из-за запрета короля. Екатерина II предложила автору отдать «Безумный день» для постановки на петербургской сцене. Бомарше предпочел опубликовать отдельные фрагменты комедии, и вскоре Париж уже распевал куплеты пажа.
Комедию все-таки поставили несколько месяцев спустя на домашней сцене в замке Женвилье. Успех был большой. Но затем пришлось шесть раз подвергать комедию цензуре на разных уровнях. Стало известно, что король дал согласие на парижскую постановку только после того, как его убедили в предстоящем провале спектакля. «Безумный день» сыграли в Театре комедии 27 апреля 1784 года. Весь цвет Парижа с утра занял места в театре, графы и маркизы стояли в партере вперемешку с лавочниками. Это был триумф драматурга.
Французская революция внесла в биографию Бомарше очередной штрих: посланный революционным правительством в Голландию, он исполнил ряд поручений, но затем был брошен в тюрьму. Выйдя на свободу, стал агентом Комитета Общественного Спасения и подвергался преследованиям как эмигрант. Имущество его конфисковали, семья была арестована. В 1796 ему разрешили вернуться во Францию.
Умер Бомарше в Париже 18 мая 1799.
В одном из черновиков Бомарше есть такая запись: «Я скажу вам, дорогие мои современники, что не знаю ни другого века, когда я предпочел бы родиться, ни другой Нации, к которой мне было бы приятней принадлежать. Не говоря уж о том, сколь любезно французское общество, я обнаруживаю в нас последние двадцать или тридцать лет единое стремление возвеличить мысль полезными изысканиями, добиться всеобщего счастья силами разума. Дух Нации переживает некий счастливый кризис: яркий, всепроникающий свет будит в каждом ощущение, что все доступно совершенствованию. Повсюду беспокойство, деятельность, поиски, реформы…»
Дух неугомонного обновления пронизывает все, что делал сам Бомарше. В нем – единство творчества этого писателя. В нём – секрет его смеха, легкого, непочтительного, искрящегося. В нем та крепкая нить, которая связывает нас сегодня с творцом Фигаро.
Использованы материалы с сайта
Интернет-ресурсы
П.-О. Бомарше в Википедии
П.-О. Бомарше в энциклопедии «Кругосвет»
Биография Бомарше
П.-О. Бомарше в энциклопедии «Вокруг света»
Цитаты и афоризмы из произведений П.-О. Бомарше
Пьер Огюстен Карон Бомарше на сайте «Хронос»
Бомарше Пьер-Огюстен Карон в Библиотеке Мошкова
Произведения П.О. Бомарше
Бомарше, П. О. Избранные произведения / П. О. Бомарше; пер. с франц. Т. Щепкиной-Куперник, М. Рожицыной, Н. Любимова; сост. и вступ. статья С. Д. Артамонова. – М. : Худож. лит., 1954. – 650 с.
(Издание из Фонда Редких книг МКУК «ЦБС»)
Бомарше, П. О. Драматические произведения. – Мемуары. / П. О. Бомарше; пер. с франц., вступ. статья и примеч. Л. Зониной; ил. Ю. Игнатьева. – М. : Худож. лит., 1971. – 543 с. – (Библиотека всемирной литературы).
(Имеются экземпляры в отделах: «Юность», абонемент, книгохранение)
Бомарше, П. О. Драматическая трилогия / П. О. Бомарше; пер. с фр. Н. Любимова; вступ. ст. и прим. Л. Зониной; послесл. А. Пузикова; ил. Ю. Игнатьева. – М. : Худож. лит., 1982. – 351 с.
В книгу вошли лучшие комедии Бомарше: «Севильский цирюльник, или Тщетная предосторожность», «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Преступная мать, или Второй тартюф».
(Имеются экземпляры в отделах: «Юность», абонемент, читальный зал; библиотека семейного чтения по Гайдара, 22)
Материалы о жизни и творчестве П.-О. Бомарше
Боккаччо. Бомарше. Беранже. Байрон. Бальзак [Текст] : биогр. повествования. – Челябинск : Урал LTD, 1998. – 456 с., портр., 8 л.ил. – (ЖЗЛ. Биогр. б-ка Ф. Павленкова; Т.26).
(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, абонемент, «Юность», библиотеки семейного чтения по Уральской, 7; Октябрьской, 30; Гайдара, 22; п. Татыш и Метлино)
Грандель, Ф. Бомарше [Текст] / Ф. Грандель, пер. с фр. Л. Зониной, Л. Лунгиной. – 2-е изд. – М.: Книга, 1985. – 398 с. – (Писатели о писателях).
Электронная версия книги здесь >>
(Имеются экземпляры в отделах: абонемент)
Радзинский, Э.С. Игры писателей [Текст]: (Неизданный Бомарше) / Э.С. Радзинский. – М. : Вагриус, 2001. – 416 с., ил.
(Имеются экземпляры в отделах: «Юность», абонемент, библиотеки семейного чтения по Уральской, 7; пос. Метлино и Татыш)
Радзинский, Э. Игры писателей: [Неизданный Бомарше. Роман] [Журн. вариант] / Э. Радзинский // Октябрь. – 2001. – № 3; № 4.
Аляшева, Н. Услужливый, живой, веселый Бомарше: Жизнеописание / Н. Аляшева // Сайт Н. Аляшевой
Артамонов, С.Д. Пьер Огюстен Бомарше: Биография, творчество / С.Д. Артамонов // Школьнику
Балашов, Н.И. Колкий Бомарше: Биография / Н.И. Балашов // Литература эпохи просвещения
Барро, М.В. Пьер-Огюстен Бомарше: Его жизнь и литературная деятельность / М.В. Барро // Литература эпохи просвещения
Бомарше. Исторический лексикон. XVIII век // Великая Французская революция
Буккер, И. Пьер Огюстен Бомарше: Пройдоха и гений / И. Буккер // Правда.Ру. – 2008. – 21 февраля.
Пьер Бомарше против судебного произвола // Дилетант
Вацуро, В.Э. Пушкин и Бомарше / В.Э. Вацуро // Пушкин: Исследования и материалы. – Л.: Наука. Ленигр. отд-ние, 1974. – Т. 7. – Пушкин и мировая литература. – С. 204-214.
Вестер, В. Безумный день. И вся жизнь Бомарше / В. Вестер // Суперстиль. – 2007. – 06 марта.
Вольперт, Л.И. Бомарше (Beaumarchais) Пьер Огюстен Карон де (1732 – 1799) / Л.И. Вольперт // Литература эпохи просвещения
Вольперт, Л.И. «Подобный своему чудесному герою, веселый Бомарше»: Влияние Бомарше на творчество Пушкина / Л.И. Вольперт // Ruthenia
Грандель, Ф. Бомарше глазами потомков / Ф. Грендель; пер. с фр. Л. Зониной и Л. Лунгиной; предисл. С. Козлова. – М.: Книга, 1985.
Джаралла, В. Человек эпохи Просвещения: Биография Пьера Огюстена Карон де Бомарше / В. Джаралла // Первая крымская. – 2005. – № 59.
Дубинянская, Я. Пьер-Огюстен Карон де Бомарше: Здесь и там / Я. Дубинянская // Личности. – 2016. – № 96.
Жиличева, Г.А. Бомарше: Лекция 9. Французская литература XVIII века / Г.А. Жиличева // НГПУ
Зернова, Р. Пьер-Огюстен Бомарше (1732-1799) / Р. Зернова // Литература Западной Европы 17 века
Зонина, Л. Жизнь и похождения Пьера Огюстена Карона де Бомарше / Л. Зонина // Литература эпохи Просвещения
Каракина, Е. Пьер Огюстен Бомарше / Е. Каракина // Литература эпохи просвещения
Кастр, Р. Бомарше / Рене Де Кастр // Библиотека электронной литературы
Кулагина, Е. Пьер Бомарше: драматург, рассмешивший весь мир: Автор пьес «Севильский цирюльник» и «Женитьба Фигаро» не стыдился заключать сделки с совестью, что оставило значительный след в его биографии и творчестве / Е. Кулагина // Дилетант
Ларионов, Н. Творчество Пьера Огюстена Карона де Бомарше. Трилогия о Фигаро: Лекция [Видео] // YouTube – Россия
Луков, Вл. А. Бомарше Пьер Огюстен Карон де / Вл. А. Луков // Французская литература от истоков до начала Новейшего периода
Луков, Вл. А. Фигаро (герой трилогии П.О. Карона де Бомарше) / Вл. А. Луков // Французская литература от истоков до начала Новейшего периода
Мазикина, Л. Как литературный отец Фигаро стал секретным агентом короля: Тайная жизнь Бомарше / Л. Мазикина // Kulturologia.Ru
Микулёнок, И.О. Великий драматург и изобретатель: Пьер Бомарше: литератор, политик, часовых дел мастер / И.О. Микулёнок // Страна знаний. – 2017. – № 3.
Обломиевский, Д.Д. Бомарше: Творчество Бомарше как тенденция французского просветительского театра XVIII в. // История всемирной литературы. – Т. 5. – М., 1988. – С. 147-149.
Пащенко, Д. Суд идёт: Пьер Бомарше в судебных процессах / Д. Пащенко // Дилетант
Прокопенко, С. Пьер-Огюст Карон де Бомарше / С. Прокопенко // Записки Дикой Хозяйки
Рубин, А. Бомарше Пьер Огюстен Карон: Биография / А. Рубин // Литература эпохи просвещения
Сапрыкина, Е.Ю. Пьер Огюстен Карон де Бомарше (1732-1799) / Е.Ю. Сапрыкина // Исторический лексикон. XVIII век. – М.: Знание, Владос. 1996.
Сидорченко, Л. Творчество Бомарше // Сидорченко, Л. История зарубежной литературы XVIII века // Литература эпохи просвещения
Спивак, Л. Бомарше, создавший …Америку / Л. Спивак // Story
Фигаро тут, Фигаро там, или Какая связь между Севильей и анкерным спуском?: Бомарше – часовщик // Мои Часы. – 2002. – № 4.
Харин, А.Н. Люди XVIII века. Двуликий гений. Пьер Огюстен Бомарше / А.Н. Харин // ЖЖ
Шапинская, Е.Н. Диалог о «Свадьбе Фигаро»: проблема власти и сопротивления в пьесе О. Бомарше и опере В.-А. Моцарта: интерпретация в различных контекстах / Е.Н. Шапинская, О.П. Добренкова // Культура культуры. – 2014. – № 2 (2).
Памятные места
один из светочей, озарявших путь, один из голосов,
могуче призывавших: “Вперед! вперед!”…
Этот голос не замолк еще и ныне…».
М.В. Барро
Rue Ballu в Париже
С именем Бомарше связано появление первого авторского общества, которое боролось за признание прав авторов на произведения.
Бомарше вел правовые битвы против театров, неохотно признававших имущественные и неимущественные права авторов. Все это привело к созданию первого такого общества в 1777 году – Бюро по драматическому законодательству, которое позднее трансформировалось в Общество драматических авторов и композиторов (SАСD), которое располагалось на Rue Ballu в Париже, о чём напоминает мемориальная доска на этом здании.
Памятник Бомарше в Париже
(1895, автор Louis Clausade)
Установлен на ул. Сент-Антуан.
Бюст Бомарше в Париже
(1853, скульптор Роланд Матьё-Менье)
Установлен в фойе Комеди Франсез (дворец Пале-Рояль).
Могила Бомарше на кладбище Пер-Лашез (Париж)
Пьер Огюстен Карон де Бомарше похоронен в фамильной могиле, где погребены его многочисленные родственники.
Надпись: «Простой в повседневной жизни, гордый в несчастье, он никогда не поступался своей свободой».