«Человека нельзя победить»

125 лет со дня рождения Эрнеста Хемингуэя
(21.07.1899 – 02.07.1961)

«Писать на самом деле очень просто.
Ты просто садишься перед пишущей машинкой
и начинаешь истекать кровью…»
Э. Хемингуэй

«Мало кто из писателей XX века так повлиял
на читающее общество. Вероятно, никто:
немыслимо жить по Джойсу, Платонову, Прусту, Фолкнеру.
По Кафке, наверное, – возможно, но уж очень страшно.
А Хемингуэй давал внятные рецепты жизни на всех уровнях –
от философских категорий до рекомендаций,
когда пить и чем закусывать».
П. Вайль

Уильям Фолкнер называл своего соотечественника и ровесника Эрнеста Хемингуэя великим, потому что «… он всегда писал о том, что знал. Делал он это превосходнейшим образом, но никогда не пытался достичь невозможного».

Действительно, Хемингуэя можно считать родоначальником литературы осознанных возможностей, когда писателю не «мешает писать Лев Толстой». Он научил не бояться недоступной высоты и покорил весь мир волевым стилем своей «мужской прозы», свободной в выборе тем, наконец, иллюзией, которую давали его книги, – что так, при условии самодисциплины, сможет писать каждый. Хемингуэй раскрепостил творческое начало человека.

Эрнест Миллер Хемингуэй родился 21 июля 1899 года в Оак-Парк, респектабельном пригороде Чикаго, штат Иллинойс, в семье врача и оперной певицы. Он был вторым из шести детей в семье. Главным воспитателем был дедушка – Эрнест Холл – в честь которого и был назван мальчик. Внук мог часами слушать рассказы деда, любил с ним гулять или сидеть на берегу с удочкой. 

Каждое лето семья выезжала в леса северного Мичигана, где и прошло детство маленького Эрни. Здесь он научился слушать и понимать природу, здесь пристрастился к охоте и рыбной ловле. Здесь родился и выбранный герой писателя – Ник Адамс, которому предстояло кочевать из одного рассказа Хемингуэя в другой. Ник Адамс – это история «воспитания чувств» молодого американца в мире жестокости, страданий, лжи и насильственной смерти.

Пока отец пытался внушить сыну любовь к медицине, а мать заставляла часами играть на виолончели, мальчик тайком сидел за книгами, которые только мог найти в домашней библиотеке. В 1908 году девятилетний Эрнест написал своё первое сочинение, в котором изложил планы на жизнь. Будущий писатель намеревался много путешествовать и заниматься литературной деятельностью. И ему это удалось.

Хэму, как впоследствии его прозвали друзья, не было и семнадцати лет, когда в школьном журнале появился его первый рассказ. Став в 1918 году репортером газеты «Канзас сити стар», он однажды сказал своему коллеге: «Я напишу великий американский роман».

После окончания школы Эрнест, отказавшись от поступления в университет, полгода проработал криминальным репортёром в местной газете The Kansas City Star, где и выработался его характерный отточенный литературный стиль. «Я отвечал за небольшой район… – вспоминал писатель то время. – Здесь я познакомился с темными личностями, брал интервью у знаменитостей…»

Весной 1918 года 18-летний Хемингуэй бросает журналистскую работу и уезжает в Европу, охваченную событиями Первой мировой войны – он добровольно записывается водителем скорой помощи и отправляется на итало-австрийский фронт.

Но война закончилась для него быстро. Он попал под минометный обстрел и был серьезно ранен, но, несмотря на это оказал помощь итальянским солдатам. На теле Эрнеста было более 200 ран. Больше всего пострадали ноги, на месте одной простреленной коленной чашечки даже пришлось поставить протез. Полгода он провел в миланском госпитале и был отправлен домой. За эту операцию Хемингуэя наградили Итальянским серебряным крестом «За боевые заслуги».

По возвращении в Штаты Хемингуэй вновь занимается журналистикой, оттачивает свое мастерство, и в 1922 году он уже – европейский корреспондент торонтской газеты – разъезжает по Европе, освещает международные конференции, берет интервью у видных политиков.

В конце 1920 года оставляет газету, переезжает в Париж, становится журналистом и начинает писать свой первый роман «С восходом солнца» («Фиеста»).

В начале 20-x в Париже собралась американская литературно-художественная богема. Хэм знакомится и дружит с Гертрудой Стайн, Эзрой Паундом, Скоттом Фицджеральдом. Свой знаменитый телеграфный стиль – короткие, динамичные фразы и обрывистые диалоги, – Хемингуэй позаимствовал у Эзры Паунда.

Парижский период – годы развлечений, но и упорного ученичества. Из развлечений – скачки, на которых Хемингуэй часто выигрывал, еще бокс, и, конечно, вино, живопись, женщины. А ученичество – это русская литература, которую молодой Хэм глотает с восторгом – Толстой, Достоевский, Чехов, Тургенев, – русские книги очаровывали американца, и Хэм пытался разгадать, в чем же именно их очарование и, соответственно, их успех.

Весной 1925 года там же, в Париже, Хемингуэй познакомился со ставшим уже знаменитостью Скоттом Фицджеральдом, его сверстником по поколению, вместе они побывали в Испании, где Хемингуэй посетил фиесту. Вышедший в 1926 году роман «Фиеста» принес Хемингуэю мировую славу. Эпиграфом его стали слова Гертруды Стайн: «Все мы потерянное поколение». Поколение, обожженное войной и с трудом находящее себе место в жизни. Как жить дальше? – центральный вопрос книги. И в ней же ярко представлены сцены народных празднеств – фиесты и корриды.

Далее Хемингуэй покидает Европу и поселяется во Флориде и там рождается его второй роман «Прощай, оружие!», сделавший писателя окончательно знаменитым и богатым, фраза Хемингуэя «Художник должен ходить голодным» окончательно ушла в прошлое, теперь Хэм мог позволить себе многое.

30-е годы для Хемингуэя стали годами мучительных сомнений и исканий. Сафари в Африке, коррида в Испании, светские скандалы и мелкие интрижки. И по существу творческий кризис: всего лишь два серьезных рассказа – «Недолгое счастье Френсиса Макомбера» и «Снега Килиманджаро». Казалось, что Хемингуэй как писатель иссяк.

Но наступил 1936 год. Хемингуэй принимает активное участие в Гражданской войне (1936-1939) в Испании на стороне республиканцев, боровшихся с генералом Франко. Он отправился в Мадрид как журналист вместе со съемочной группой для съемок документальной ленты «Земля Испании», к которой написал сценарий. В самые тяжелые дни войны Хемингуэй не выезжал из города, осажденного фашистами. Впечатления от войны легли в основу одного из самых известных романов автора – «По ком звонит колокол» (1940).

Не успел закончиться «испанский период», как началась Вторая мировая война. Хемингуэй работает военным корреспондентом в Лондоне, летает с английскими летчиками и 25 августа 1944 года с американскими войсками входит в Париж.

И еще один период жизни Хемингуэя – это его пребывание на Кубе, где он живет с 1939 по 1960 год в усадьбе «Финка Вихия» (Дом с башней) вблизи Гаваны, здесь, кстати, был завершен роман «По ком звонит колокол». И здесь же в рыбачьем поселке Кохимар стоит бронзовый памятник Хемингуэю.

Здесь, на Кубе в свои первые годы Хемингуэй постоянно пробовал свои силы на боксерском ринге. Его кубинский друг Грегорио Фунтэс вспоминает: «Когда мы познакомились с Хемингуэем, он без конца дрался со всеми профессионалами Кубы. Но в последние годы, мне кажется, ему подыгрывали, делали все, чтобы победил именно он. Каждый раз, когда объявляли, что сегодня на ринге Эрнест Хемингуэй, вся Гавана сбегалась посмотреть на любимца. Вот таким мне нравится вспоминать Папу. Всегда готовым отразить любой удар. Один против всего мира».

Повесть-притча «Старик и море», также написанная на Кубе, приносит Хемингуэю премии Пулитцера и Нобеля (Нобель – «за повествовательное мастерство, в очередной раз продемонстрированное в «Старике и море», а также за влияние на современную прозу»).

По состоянию здоровья Хемингуэй не мог отправиться в Стокгольм, и речь за него читал американский посол. Там говорилось: «…творчество – это в лучшем случае одиночество… Писатель растет в общественном мнении и за это жертвует своим одиночеством. Ведь писатель творит один, и, если он достаточно хороший писатель, ему приходится каждый день иметь дело с вечностью – или с ее отсутствием».

В 1959 году на Кубе произошла революция. Несмотря на ее угрозы, Хемингуэй вернулся на Кубу и сделал официальное заявление в газете «Революсьон»: «Я счастлив снова оказаться на Кубе, потому что считаю себя еще одним кубинцем… Не хочу, чтобы меня считали янки…»

Два знаменитых бородача – Эрнест Хемингуэй и Фидель Кастро встречались лишь однажды. В одном из интервью Кастро сказал: «В первую очередь Хемингуэй меня привлекает своим реализмом. Он описывает все с необычайной точностью ясностью. В его произведениях нет слабых мест. Все крайне убедительно и реалистично, и еще меня в нем привлекает его авантюризм. Он авантюрист, в лучшем смысле этого слова. В том смысле, который я высоко ценю. Я имею в виду, что он не из тех, кто живет в согласии с миром, который его окружает, а считает своим долгом изменить этот мир. Он хочет порвать с условностями и поэтому бросается в авантюру…»

Последние годы жизни оказались самыми драматичными для писателя. Переживший две Мировые войны и несколько серьёзных аварий, Хемингуэй слег от гипертонии и диабета. Почему-то для лечения он был помещён в психиатрическую клинику, где психиатр игнорировал эти очевидные факты и занимался только «психическими расстройствами». Хемингуэя лечили электросудорожной терапией, 20 сеансов которой уничтожили память и способность формулировать мысли письменно: когда потребовалось, он не смог написать даже нескольких слов официального приветствия.

Писатель погрузился в глубокую депрессию и паранойю. Ему казалось, что за ним всюду следуют агенты ФБР и что повсюду расставлены жучки, телефоны прослушиваются, а почта и банковский счёт постоянно проверяются. Спустя пятьдесят лет после смерти, на основании Закона о свободе информации, в ФБР был сделан запрос об Эрнесте Хемингуэе. Ответ: слежка была, жучки были, прослушка тоже была. Прослушка была даже в психиатрической клинике, откуда он звонил, чтобы сообщить об этом.

2 июля 1961 года  Эрнест Хемингуэй, измученный недугом и тяжёлым лечением, покончил жизнь самоубийством. Похоронили Хэма на центральном кладбище Кетчума.

Спустя несколько лет после гибели Хемингуэя корреспондент парижского «Фигаро» побывал на Кубе и рассказал о доме, где зазвонил колокол. И в частности отметил: «Сам Хемингуэй – своего рода коктейль из амбиций, эгоцентризма, великодушия и альтруизма, взрывного темперамента и депрессии. Это человек удивительной, редкой тонкости, хрупкости души, хотя он и имел косую сажень в плечах, бицепсы окружностью в 43 сантиметра. Ему льстили, его чествовали безмерно, но он всегда оставался одиноким, хронически беспокойным…»

Интернет-ресурсы

http://hemingway-lib.ru – Эрнест Хемингуэй: биография, произведения, цитаты, статьи, фотографии, аудиокниги.

http://ernhemingway.ru – Эрнест Хемингуэй

Э. Хемингуэй в библиотеке Мошкова

Э. Хемингуэй в библиотеке Ершова

Э. Хемингуэй на сайте Лауреаты Нобелевской премии

Э. Хемингуэй в энциклопедии «Кругосвет»

Биография Э. Хемингуэя на РИА

Биография Э. Хемингуэя здесь >>   здесь >>   

Группа в ВКонтакте

www.hemingwaysociety.org  –  Хемингуэевское общество (англ.)

Хемингуэй в Википедии на рус. яз. и на англ. яз.

Произведения Эрнеста Хемингуэя

Все хорошие книги сходны в одном, –
когда вы дочитаете до конца,
вам кажется, что всё это случилось с вами,
и так оно навсегда при вас и останется:
хорошее и плохое, восторги, печали и сожаления,
люди и места, и какая была погода.
Э. Хемингуэй

Хемингуэй, Э. Собрание сочинений: в 4 т. [Текст] / Э. Хемингуэй; пер. с англ.;  под общ. ред. Б. Грибанова и др. –  М. : Худож. лит.,  1981 – 82.

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, абонемент)

Хемингуэй Э. Острова в океане [Текст]: роман / Э. Хемингуэй; пер. с англ. – Минск: Ураджай, 1982. – 350 с. – (Б-ка отечеств. и зарубеж. классики).  

Последний, незавершенный роман Хемингуэя. Трагическая история жизни и гибели меланхоличного отшельника художника-мариниста Томаса Хадсона и его сыновей. Искренняя и правдивая книга об одиночестве и отчаянии, самоотверженности и отваге, поиске выхода из тупика и нравственном долге перед собой и окружающими.

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал; абонемент, книгохранение; библиотека семейного чтения в п. Новогорный)

Хемингуэй, Э. Праздник, который всегда с  тобой [Текст] / Э. Хемингуэй; пер. с англ.; предисл. и коммент. С. Капелуш. – М.: Вагриус, 2003. – 332 с. : 8 л. фотоил. – (Мой 20-й век). – Из содерж.: Праздник, который всегда с тобой, Зеленые холмы Африки.

(Имеются экземпляры в отделах: библиотека семейного чтения по Гайдара, 22)

Хемингуэй Э. Старик и море [Текст]: повесть; рассказы / Э. Хемингуэй. – М.: АСТ, 2002. – 251 с. – (Классическая и современная проза).

(Имеются экземпляры в отделах: «Юность»)

Хемингуэй, Э. Старый газетчик пишет [Текст]: худож. публицистика / Э. Хемингуэй; пер. с англ.; сост., авт. предисл. и коммент. Б. Грибанова. – М.: Прогресс, 1983. – 343 с. : 8 л. ил.

В однотомник включены репортажи, статьи, очерки, корреспонденции писателя, вошедшие в его сборники «От собственного корреспондента Эрнеста Хемингуэя», «Бурные годы» и другие.

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, абонемент)

Хемингуэй Э. Фиеста; Прощай, оружие!; Праздник, который всегда с тобой; Старик и море  [Текст]: романы; рассказы / Э. Хемингуэй. – М.: Пушкин. б-ка; АСТ, 2004. – 858 с. – (Золотой фонд мировой классики).

(Имеются экземпляры в отделах: книгохранение)

 

Материалы о жизни и творчестве Э. Хемингуэя

Что мешает писателю? Выпивка, женщины, деньги и честолюбие.
А также отсутствие выпивки, женщин, денег и честолюбия.
Э. Хемингуэй

Гиленсон, Б. Хемингуэй и его женщины [Текст] / Б. Гиленсон. – М.: Олма-Пресс, 1999. – 415 с. – (Любовь в их жизни).

Книга известного американиста доктора филологических наук Б. Гиленсона просто, доступно и увлекательно рассказывает о Хемингуэе-человеке, раскрывает историю его взаимоотношений с женщинами, оставившими след в его жизни и душе.

(Имеются экземпляры в отделах: библиотека семейного чтения по Уральской, 7)

Грибанов, Б.Т. Хемингуэй [Текст] / Б.Т. Грибанов. – М.: Молодая гвардия, 1970. – 448 с.: ил. – (Жизнь замечательных людей: серия биографий; вып.6 (486)).

Электронная версия здесь >>

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал)

Киреев, Р.Т. Новеллы о любви. На окрестных холмах: женщины в жизни и книгах Лопе де Вега, Свифта, Вольтера, Гольдони, Руссо, Стерна, Сада, Гёте, Шеридана, Бёрнса, Шиллера, Шатобриана, Гёльдерлина, Гофмана и др. [Текст] / Р.Т. Киреев. – М.: Центрполиграф, 2002. – 508 с.

С. 477-487: Хемингуэй. «Ты не из тех, кто плачется в беде»

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, абонемент)

Хаткина, Н.В. Мировая литература ХIХ–ХХ веков [Текст]: [учеб. пособие для сред. шк.] / Н.В. Хаткина. – М.: Мир книги, 2008. – 192 с.: цв.ил. – (Соврем. школ. энцикл.).

С. 141-143: Кодекс Папы Хема. Э. Хемингуэй.

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, «Юность», библиотеки семейного чтения по Уральской, 7; Гайдара, 22)

Мусский, И.А. 100 великих нобелевских лауреатов  [Текст] / И.А. Мусский. – М.: Вече, 2003. – 480 с. : портр. – (100 великих).

С. 62 – 66: Э. Хемингуэй

(Имеются экземпляры в отделах: библиографический отдел, читальный зал, библиотеки семейного чтения по Уральской, 7; Гайдара, 22)

Папоров, Ю.Н. Хемингуэй на Кубе [Текст]: очерки / Ю.Н. Папоров. – переизд. – М.: Сов. писатель, 1982. – 575 с.

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, книгохранение)

Хотчнер, А. Э. Папа Хемингуэй [Текст] / А. Э. Хотчнер. – М.: Текст, 2002. – 349 с. – (Коллекция / ТЕКСТ).

Книга воспоминаний о Хемингуэе, написанная А.Е. Хотчнером, который являлся другом писателя с конца 40-х годов и до последних дней его жизни. Четырнадцать лет они путешествовали вместе из Нью-Йорка в Париж, в Испанию и на Кубу, охотились в Айдахо. Вели долгие беседы, во время которых Хемингуэй рассказывал о своем детстве и о первых писательских опытах, вспоминал реальные события, которые потом ложились в основу его романов.

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал)

Статьи:

Адылова, Ф.М. Информативность в произведениях Э. Хемингуэя / Ф.М. Адылова // Молодой ученый. – 2017. – № 13 (147). – С. 676-677.

Адылова, Ф.М. Литературная аллюзия в произведениях Э. Хемингуэя / Ф.М. Адылова // Молодой ученый. – 2017. – № 13 (147). – С. 677-679. 

Анцыферова, О.Ю. Соотношение художественного и документального в книге Эрнеста Хемингуэя «Праздник, который всегда с тобой» / О.Ю. Анцыферова // Вестник ТГГПУ. – 2014. – № 3 (37). – С. 75-79.

Аствацатуров, А.А. Э. Хемингуэй: Полемика с психологизмом. О романе «И восходит солнце» / А.А. Аствацатуров // Нобелевская премия

Аствацатуров, А.А. Эрнест Хемингуэй: Лекция из курса «Американская литература XX века. Сезон 1» / А.А. Аствацатуров // Arzamas – Академия

Басинский, П. Мораль прозы Хемингуэя – победитель не получает ничего // Рос. газета. – 2014. – 20 июля.

Безелянский, Ю. Папа Хэм // Знаменитые писатели Запада. 55 портретов

Бек, Н.Е. Роль и место испанских заимствований в романе Э. Хемингуэя «По ком звонит колокол» / Н.Е. Бек // Magister Dixit. – 2011. – № 3. – С. 67-69.

Бондаренко, В. Мистер «ну очень хороший!» // Library.ru

Борген, Ю. Хемингуэй: Доклад, прочитанный по Норвежскому радио // Ю. Борген. Слова, живущие во времени. Статьи и эссе: Сборник. – М.: Радуга, 1988. – Режим доступа

Варгас Льоса, М. Хемингуэй и войны // ИноСМИ. – 2015. – 21 окт.

Василевский, Б.А. Кот, спящий на Хемингуэе: Влияние творчества Хемингуэя / Б.А. Василевский // Дружба Народов. – 2009. – № 6.

Воронцов, А. Победитель, не получивший ничего. Хемингуэй и смерть: Повесть // Наш современник. – 2014. – № 7. – С. 124-153.

Григорьев, А. Последнее сафари папы Хэма / А. Григорьев // Общая газета. – 1999. – 22 июля.

Гончарова, Ю.Д. Своеобразие публицистики Эрнеста Хемингуэя: Исследовательская работа / Ю.Д. Гончарова // Наука и образование ON-LINE

Гопман, В. Сентиментальное путешествие во Францию и Испанию. Перечитывая Хемингуэя, Маяковского и Бродского / В. Гопман // Семь искусств. – 2012. – № 6 (31). – июнь.

Гопник, А. Новый человек, или Любите ли вы Хемингуэя? / А. Гопник; пер. И. Вишневской // Нью-Йоркер. – 2017. – 3 июля.

Грибанов, Б.Т. Человека победить нельзя (о Хемингуэе) // Русофил

Грибанов, Б. Хемингуэй. Основные даты жизни и творчества Эрнеста Хэмингуэя / Б. Грибанов // Американская литература

Губский, Ю. Любовь и Cмерть Эрнеста Хемингуэя: К 50-летию смерти писателя / Ю. Губский // Новая Литература. – 2011. – сентябрь.

Дягтерёва, В.В. Типология предельной черты в нравственном конфликте человека и природы (Г. Мелвилл – Э. Хемингуэй – В. Астафьев) / В.В. Дягтерёва // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук: журнал научных публикаций. Т. II (Филологические науки). – М., 2009. – № 3. – С. 48-52.

Дирборн, М. Эрнест Хемингуэй. Обратная сторона праздника: Первая полная биография / М. Дирборн // Американская литература

Долинина, А. Эрнест Хемингуэй. 1940 // Памятные книжные даты. – М.: Книга, 2000. – Режим доступа

Дурнева, А.И. Образ «забытой» женщины в произведениях Э. Хемингуэя / А.И. Дурнева // Научные исследования. – 2017. – № 6 (17). – С. 50-52.

Ефимов, И. Эрнест Хемингуэй: Портрет в диалогах / И. Ефимов // Звезда. – 2012. – № 8.

Ефимова, М. Женщины Хемингуэя. Прототипы и персонажи / М. Ефимова // Иностранная литература. – 2012. – № 3.

Завьялов, В. Истинные ценности Папы: Кредо Эрнеста Хемингуэя / В. Завьялов // Cigar Clan

Интервью с Хемингуэем. Эрнест Хемингуэй: о виски, собственном стиле, игре на виолончели и предназначении искусства // The Paris Review. – 1958. – № 18.

Исаева, А.В. Испанизмы в романе Эрнеста Хемингуэя «Фиеста (и восходит солнце)» / А.В. Исаева // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. – 2018. – № 3 (30). – С. 40-44.

Кабанова, С. Проблема автора и героя в романах Хемингуэя «Прощай, оружие», «По ком звонит колокол», «Старик и море» / С. Кабанова // Американская литература

Канте, В. Старик, море и Хемингуэй… / В. Канте // ЖЖ

Касьянов, В.Э. Хемингуэй. Необычная жизнь / В.Э. Касьянов // Самиздат

Катарсин, В. Хемингуэй / В. Катарсин // Самиздат

Кашкин, И. Эрнест Хемингуэй / И. Кашкин // Избранные произведения в 2-х томах. Под ред. И. Кашкина. – М.: Гос. изд-во худож. лит., 1959. – Режим доступа

Кириллова, Л. Папа Хэм, его кошки и самый трогательный рассказ. Под звон колокола: 120 лет со дня рождения Эрнеста Хемингуэя // Правмир. – 2019. – 21 июля.

Клевалина, Н. Эрнест Хемингуэй: победитель не получает ничего [Текст] / Н. Клевалина // Вокруг света. –  2005. –  №  8. –  С. 128 – 137.

Колобанова, Л.Н. Женские образы в произведениях Э. Хемингуэя / Л.Н. Колобанова // Филологические науки в России и за рубежом: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). – Санкт-Петербург: Реноме, 2012. – С. 58-60

Королев, А. Дикий мужчина: Эрнест Хемингуэй и его жажда жизни: Великий писатель охотился на львов и выслеживал нацистские подлодки // Известия. – 2019. – 21 июля.

Королев, А. Хемингуэй: старик и его обмелевшее море // РИА. – 2011. – 2 июля.

Кудряшов, К. Пером – как топором. Эрнест Хемингуэй создал образ «настоящего мужика» / К. Кудряшов // Аргументы и Факты. – 2011. – № 26.

Курилко, А. Морской Лев Литературы. Эссеистический анализ и разбор главного произведения Эрнеста Хемингуэя / А. Курилко // Семь искусств. – 2016. – № 6 (75). – июнь.

Куэто, Х.К. Старик и море и нацистские подлодки: Хемингуэй и его вклад в победу во Второй мировой войне / Хосе Карлос Куэто // BBC News Mundo

Лапшин, П.В. Образ литературного героя «Потерянного поколения» в творчестве Э. Хемингуэя / П.В. Лапшин // Огарёв-Online. – 2016. – № 11 (76). – С. 1-5.

Листопадова, О.Ю. Образ Стамбула в военный период (на материале журналистских очерков Эрнеста Хемингуэя) / О.Ю. Листопадова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2017. – № 7-3 (73). – С. 45-47.

Лодж, Д. О «Кошке под дождем» Хемингуэя / Д. Лодж // Вестник культурологии. – 2002. – № 4. – С. 46-50.

Махлин, В.Л. Хемингуэй и движение времени / В.Л. Махлин // Вопросы литературы. – 1984. – № 9. – C. 246-261.

Мелихов, А. Победитель получает плевки: Эрнест Хемингуэй / А. Мелихов // Иностранная литература. – 2012. – № 8.

Мелихов, А. Праздник, который всегда без нас: [Хемингуэй и герои его произведений] / А. Мелихов // Нева. – 2011. – № 3.

Меллоу, Дж.Р. Зачарованный круг, или Гертруда Стайн и компания: Хемингуэй и Гертруда Стайн. (Главы из книги) / Дж.Р. Меллоу, пер. с англ. А. Борисенко и В. Сонькина // Иностранная литература. – 1999. – № 7.

Михайлов, В.Д. «Старику снились львы…»: Штрихи к портрету писателя и спортсмена Эрнеста Миллера Хемингуэя / В.Д. Михайлов, А.А. Юсин // Американская литература

Морозова, О. Отечественная и зарубежная критика о повести Э. Хемингуэя «Старик и море» / О. Морозова // Noblit.ru

Николаева, С. М. Д. Дос Пассос и Э. Хемингуэй о первой мировой войне и советской России (СССР) // Известия Самарского научного центра РАН. – 2012. – № 3-1.

Павлова, Е.В. «Roman á clef» Хемингуэя. Ф.С. Фицджералд и Э. Хемингуэй / Е.В. Павлова // Вестник ВятГУ. – 2010. – № 3. – С. 132-137.

Первая мировая война глазами её участников и современников (Хемингуэй и Фолкнер) // ЖЖ «Nihga»

Романчук, Л.А. Природа в ранних рассказах Хемингуэя // Нобелевские лауреаты по литературе

Савинич, С.С. Дом, «который всегда с тобой». Символика скрытых смыслов в романе Э. Хемингуэя «Острова в океане» / С.С. Савинич // Молодой ученый. – 2011. – № 10 (33). – Т. 2. – С. 31-35

Симонов, К.М. Думая о Хемингуэе… // Хемингуэй, Э. Избранное. – Кишинев, 1974. – Режим доступа

Сиринова, Л.А. Специфика социально маркированной лексики в произведении Э. Хемингуэя «Старик и море» / Л.А. Сиринова // Вестник МГОУ. – 2018. – № 2. – С. 342-350.

Скалчинская, А. 18 фактов из удивительной жизни Эрнеста Хемингуэя: Какой позывной был у писателя в КГБ и кто такие «коты Хемингуэя» / А. Скалчинская // Союзлитература

Смоленцева, М.Е. Образ Америки в произведениях писателей «потерянного поколения»: Д. Дос Пассос, Э. Хемингуэй, Ф. Скотт Фицджеральд / М.Е. Смоленцева, О.В. Бодров // Казанский вестник молодых учёных. – 2018. – № 4 (7). – С. 135-138.

Стоева, Н.В. Исторический фон и передача ономастических реалий в переводах романа Э. Хемингуэя «По ком звонит колокол» / Н.В. Стоева // КНЖ. – 2014. – № 1 (6). – С. 38-41.

Тернопол, Т.В. Образ Кэтрин Баркли в романе Э. Хемингуэя «Прощай, оружие» / Т.В. Тернопол // Женщины и женское движение за мир без войн и военных конфликтов (к 70-летию Победы в Великой отечественной войне): материалы Восьмой международной научной конференции РАИЖИ и ИЭА РАН 8-11 октября 2015 г. Старый Оскол, М. – Старый Оскол, 2015. – Т.2. – С. 230-234.

Толмачев В.М. «Потерянное поколение» и творчество Э. Хемингуэя / Толмачев В.М. // Зарубежная литература ХХ века – 2-е изд. – М., 2000. – Режим доступа

Троков, О. Эрнест Хемингуэй: писатель, которого боялись боксёры / О. Троков // The Challenger

Туровская, Н. Эрнест Хемингуэй: на спинах форелей: Биография / Н. Туровская // Интервью

Филиппов, А. Хемингуэй навсегда: как он определил стиль жизни во время «оттепели» и почему его книги вечны / А. Филиппов // Культура. – 2021. – 6 июля.

Финкельштейн, И. Советская критика о Хемингуэе / И. Финкельштейн // Semanticscholar

Хемингуэй, Э. Беседы с Эрнестом Хемингуэем. И восходит солнце в Стокгольме / Э. Хемингуэй, беседу вёл Х. Брайт // The New York Times Book Review. – 1954. – 7 ноября.

Хемингуэй, Э. Беседы с Эрнестом Хемингуэем. Люди зовут его Папа / Э. Хемингуэй, беседу вела М. Хэррингтон // New York post weekend magazine. – 1946. – 28 декабря.

Хемингуэй, Э. Беседы с Эрнестом Хемингуэем. Хемингуэй после полудня / Э. Хемингуэй // Times. – 1947. – 4 августа.

Черкасский, М.И. Хемингуэй и Цветаева / М.И. Черкасский // Самиздат

Чертанов, М. Хемингуэй: Биография / М. Чертанов // Американская литература

Чусова, К.В. Сравнительный анализ переводов реалий в произведении Э. Хемингуэя «Праздник, который всегда с тобой» / К. Чусова // Juvenis scientia. – 2016. – № 3. – С. 37-39.

Шаламов, В.Т. Мастерство Хемингуэя как новеллиста / В.Т. Шаламов // Тарусские страницы. Revue «GRANI». Avec le soutien de l’Association ‘One for all Artists’. Paris. 2011. – C. 131-135.

Шарафутдинов, Р.К. Хемингуэй. Эпиграфы для глав: Биография / Р.К. Шарафутдинов // Самиздат

Шатерникова, М. Те, кто его любил. Женщины Хемингуэя // Литературная газета. – 2004. – август.

Школьников, С. Там, где жил Хемингуэй: О съёмках документального фильма об Эрнесте Хемингуэе (1964, режиссёр С. Школьников) / С. Школьников // Искусство кино. – 1964. – № 6. – С. 77-82.

Шнакенберг, Р. Эрнест Хемингуэй: Тайная жизнь великих писателей / Р. Шнакенберг // ВикиЧтение

Шолохов, В. «Папа Хем» против «Папы Карла»: как Хемингуэй на своем катере воевал с немецкими подлодками // Русская семерка. – 2019. – 26 июня.

Шувалов, А. Эрнест Хемингуэй. Генерал беспокойство: Патография американского писателя / А. Шувалов // Наша Психология

Эрнест Хемингуэй. Американская мечта: [Подборка материалов] // Персона. – 1999. – № 11.

 

Видеоматериалы:

Аствацатуров, А. Эрнест Миллер Хемингуэй: Лекция №2 [Аудио] // YouTube – Россия

Аствацатуров, А. Эрнест Миллер Хемингуэй. Разоблачение культа мужественности «шестидесятников»: Лекция [Аудио] // YouTube – Россия

Аствацатуров, А. Эрнест Хемингуэй: какая философия скрывается за его текстами?: Лекция проекта «Христианские корни Запада и России» [Видео] // YouTube – Россия

Аствацатуров, А. Эрнест Хемингуэй: Лекция из курса «Американская литература XX века. Сезон 1» [Аудио] // YouTube – Россия

Боровик, Г.А. Писатель Эрнест Хемингуэй: Док. программа из цикла «Книжное казино» [Аудио] // YouTube – Россия

Волгин, И. Эрнест Хемингуэй. «По ком звонит колокол»: Док. программа из цикла «Игра в бисер» [Видео] // YouTube – Россия

Волгин, И. Эрнест Хемингуэй. «Старик и море»: Док. программа из цикла «Игра в бисер» [Видео] // YouTube – Россия

Волгин, И. Эрнест Хемингуэй. «Фиеста»: Док. программа из цикла «Игра в бисер» [Видео] // YouTube – Россия

Вульф, В. Эрнест Хемингуэй: Док. программа из цикла «Мой серебряный шар» [Видео] // Смотрим

Гликман, Е. Старик и Мэри. Последняя ночь Эрнеста Хемингуэя: Док. программа из цикла «Больше, чем любовь» [Видео] // Смотрим // YouTube – Россия     

Грановская, Н. Эрнест Хемингуэй: Телепрограмма из цикла «Невероятные истории любви» [Видео] // YouTube – Россия

Григорьев, А.М. Эрнест Хемингуэй. «По ком звонит колокол»: Лекция из цикла «Великие зарубежные романы ХХ века» [Видео] // YouTube – Россия

Губин, Д. Эрнест Хемингуэй. Беседа с Генрихом Боровиком: Док. программа «Наше время» [Видео] // YouTube – Россия

Жук, М. «Потерянное поколение» в прозе Эрнеста Хемингуэя: Лекция // YouTube – Россия

Каюмов, Г. Хемингуэй. Жизнь и смерть агента «Арго»: Док. фильм [Видео] // YouTube – Россия

Корбенко, М. Эрнест Хемингуэй: Док. программа из цикла «Энциклопедия» [Видео] // YouTube – Россия

Кузнецова, Н. Э. Хемингуэй «Снега Килиманджаро»: Презентация [Видео] // YouTube – Россия

Лаврентьев, А. Эрнест Хемингуэй. Мастер короткого рассказа, или «Продаются детские ботиночки. Неношеные»: Лекция в ЦСДР [Видео] // YouTube – Россия

Менделеев, Д. Эрнест Хемингуэй. «Бытие мира»: Док. программа из цикла «Библейский сюжет» [Видео] // Смотрим // YouTube – Россия

Менделеев, Д. Эрнест Хемингуэй. «По ком звонит колокол»: Док. программа из цикла «Библейский сюжет» [Видео] // Смотрим // YouTube – Россия

Николаев, Л. Эрнест Хемингуэй: Док. фильм из цикла «Гении и злодеи уходящей эпохи» [Видео] // YouTube – Россия

Пулина Г.А. Философско-символическое содержание повести Э. Хемингуэя «Старик и море»: Семинар по литературе [Видео] // YouTube – Россия  

Топаллер, В. Эрнест Хемингуэй: Док. фильм из цикла «Американский Ликбез. Писатели» [Видео] // YouTube – Россия. – Ч. 1; Ч.2.

Якович, Е. Испанский след. Эрнест Хемингуэй: Док. фильм [Видео] // YouTube – Россия

 

Методические материалы:

Акиндинова, Т.В. На переднем крае: Интегрированный урок по рассказу Э. Хемингуэя «Старик у моста», 10-й класс / Т.В. Акиндинова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Антоненко, Л.И. Эрнест Хемингуэй: Тест по повести «Старик и море», 11-й класс / Л.И. Антоненко // Мультиурок

Байкеева, С.А. «Старик и море»: Урок литературы, 8-й класс / С.А. Байкеева // Videouroki

Болотова, Л.В. Кодекс нравственного стоицизма в повести Э. Хемингуэя «Старик и море» / Л.В. Болотова // Всё для учителя

Болотова, Л.В. Образ старика Сантьяго в повести Э. Хемингуэя «Старик и море» / Л.В. Болотова // Всё для учителя

Бурдакова, Т.В. Эрнест Хемингуэй и его философская повесть «Старик и море»: Урок литературы, 8-й класс / Т.В. Бурдакова // Всё для учителя

Буртолик, Г. Турнир «Умники и умницы» (по произведению Э. Хемингуэя «Старик и море») // Продленка

Ведерникова, Т.М. «Человека можно уничтожить, но нельзя победить». Э. Хемингуэй «Старик и море»: Урок литературы, 8-й класс / Т.М.  Ведерникова // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»

Вилкова, О.А. Э. Хемингуэй. «Старик и море»: урок литературы, 11 кл. // ИнфоУрок

Гизова, Л.В. Старик Сантьяго как воплощение человеческой судьбы среди стихий в повести-притче Э. Хемингуэя «Старик и море»: Урок литературы, 11-й класс / Л.В. Гизова // Videouroki

Гизятова, Л.Х. Эрнест Хемингуэй «Старик и море» : Урок литературы, 6-й класс / Л.Х. Гизятова // Мультиурок

Гиленсон, Б.А. Эрнест Хемингуэй [Текст]: книга для учащихся старших классов / Б.А. Гиленсон. – М.: Просвещение, 1991. – 192 c. – (Биография писателя). – Режим доступа

Гилунг, Р.А. Смысложизненные позиции Э. Хемингуэя: Урок литературы, 10-й класс / Р.А. Гилунг // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Горбачева, В.В. Жизнь и творчество Э. Хемингуэя. Повесть «Старик и море» – гимн непобедимости человека: Урок литературы, 9-й класс / В.В. Горбачева // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»

Доржиева, С. Сравнительная характеристика героев из повести-притчи Э. Хемингуэя «Старик и море» и рассказа В.П. Астафьева «Царь-рыба»: Исследовательская работа по литературе / С. Доржиева // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»

Зарипова, Ф.Р. Эрнест Хемингуэй. Жизнь и творчество. Духовно-нравственные проблемы повести «Старик и море»: Урок литературы, 11-й класс / Ф.Р. Зарипова // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»

Золотарева, Л. Первый урок года [Текст]: [анализ рассказа Э. Хемингуэя «Кошка под дождем»] / Л. Золоторева // Литература – Первое сентября. – 2009. – № 15. – С. 33-34.

Зотова, Н.А. Образ старика Сантьяго в повести Хемингуэя «Старик и море»: Урок литературы, 11-й класс / Н.А. Зотова // Инфоурок

Зуева, Л.В. «Человека можно уничтожить, но его нельзя победить»: Урок литературы по повести Э. Хемингуэя «Старик и море», 8-й класс / Л.В. Зуева // Копилка уроков

Ильина, Л.Н. «Что такое гармония?»: Урок литературы по произведению Э. Хемингуэя «Старик и море», 11-й класс / Л.Н. Ильина // Международное сообщество педагогов «Я – Учитель!»

Иршникова, А. Принцип айсберга в толковании символов и мотивов в повести-притче Эрнеста Хемингуэя «Старик и море»: Исследовательская работа по литературе / А. Иршникова // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»

Кештова, М.Х. «Прощай оружие». Эрнест Хемингуэй: Доклад по дисциплине «История зарубежной литературы» / М.Х. Кештов // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»

Киселева, Л.Н. Э. Хемингуэй. Слово о писателе и его романах «И восходит солнце», «Прощай, оружие!». Духовно-нравственные проблемы повести «Старик и море»: Урок литературы, 11-й класс / Л.Н. Киселева // Копилка уроков

Кокарчева, Г.И. Э. Хемингуэй. Повесть «Старик и море» – гимн вселенной и человеку: Урок литературы, 11-й класс / Г.И. Кокарчева // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»

Кочарян, А. Традиции Чехова-новеллиста в раннем творчестве Э. Хемингуэя: Исследовательская работа по литературе / А. Кочарян // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»

Леонова, О.Р. Э. Хемингуэй. Повесть «Старик и море» – гимн вселенной и человеку: Урок литературы, 11-й класс / О.Р. Леонова // Мультиурок

Леонтьева, М. Образ «потерянного поколения» в творчестве Эриха Марии Ремарка и Эрнеста Хемингуэя на примере романов «Три товарища», «Прощай, оружие!»:  Исследовательская работа по литературе / М. Леонтьева // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»

Лукьянчикова, Н.В. Тестовые задания по биографии Э. Хемингуэя: Урок МХК, 11-й класс / Н.В. Лукьянчикова // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»

Мельникова, Я.Н. Сравнительная характеристика героев из повести-притчи Э. Хемингуэя «Старик и море» и рассказа В.П. Астафьева «Царь-рыба» : Урок литературы, 11-й класс / Я.Н. Мельникова // Мультиурок

Новикова, Ю.В. «За семью печатями»: Сценарий литературно-лингвистическо-исторической игры по творчеству Э. Хемингуэя, 11-й класс / Ю.В. Новикова // Мультиурок

Орлова, М.О. Изучение творчества Э. Хемингуэя на уроках литературы и английского языка. Работа с повестью «Старик и море»: Урок литературы, 9-й класс / М.О. Орлова // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»

Павлова, М. «Старик и море» Эрнста Хемингуэя и «Царь-рыба» Виктора Астафьева [Текст]: опыт сопоставительного изучения / М. Павлова // Литература – Первое сентября. – 2006. – № 20. – С. 21-22.

Петрушенкова, Н.П. Философская притча Э. Хемингуэя «Старик и море»: Урок литературы, 11-й класс / Н.П. Петрушенкова // Мультиурок

Поданева, С.В. Повесть «Старик и море» Э.М. Хемингуэя. Человека, верящего в себя нельзя победить: Урок литературы, 11-й класс / С.В. Поданева // Всё для учителя

Санникова, Н.Е. Творчество Эрнеста Хемингуэя: сценарий классного часа // Портал образования

Свердлов, М. «Старик и море» Хемингуэя [Текст]: [подтекст повести] / М. Свердлов // Литература – Первое сентября. – 2004. – № 11. – С. 29 – 31.

Соколов, В.Д. Э. Хемингуэй. «Прощай, оружие» // Соколов, В.Д. Вечные сюжеты

Староверова, Е.В. Американская литература. «Потерянное поколение» в литературе. Эрнест Хемингуэй / Е.В. Староверова // Американская литература

Староверова, Е. В. Повесть Э. Хемингуэя «Старик и море» // Американская литература. – СПб.: Лицей, 2005. – Режим доступа

Танашевич, А.А. Жизнь и творчество Эрнеста Миллера Хемингуэя: Литературный диктант, 11-й класс / А.А. Танашевич // Всё для учителя

Фоменко, Л.Л. Сопоставительный анализ произведений Эрнеста Хемингуэя «Старик и море» и Виктора Астафьева «Царь-рыба»: Урок литературы, 11-й класс / Л.Л. Фоменко // ИнфоУрок

Холкин, В. И. В дожде непонимания [Текст]: [рассказы Э. Хемингуэя «Кошка под дождем» и Ю. Казакова «Вот бежит собака»] / В. И. Холкин // Звезда. – 2013. – № 2. – С. 182-196.

Хощу, З.А. Литературный вечер «По ком звонит колокол…»: Жизнь и творчество Хемингуэя / З.А. Хощу // Мультиурок

Хусаенова, Г.И. Человек и природа в рассказе В. Астафьева «Царь-рыба» и повести Э. Хемингуэя «Старик и море»: Урок литературы, 11-й класс / Г.И. Хусаенова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Э. Хемингуэй и СССР

«Он в свитерке по всем квартирам
Висел, с подтекстом в кулаке…»
А. Кушнер

Шестидесятые годы ХХ века в Европе и США были временем студенческих революций, в СССР – хрущевской оттепели, когда людям хотелось ярко, сильно себя проявить. И культ Хемингуэя с его бесстрашием, мужественностью, умением преодолевать препятствия, страстью к путешествиям и приключениям органично вписался в это романтическое время.  Хемингуэй считался кумиром советской интеллигенции, любимцем отечественной прессы, культовой фигурой эпохи.

Фото Хэма, как панибратски называли американского кумира русские поклонники, висели чуть ли не в каждой продвинутой советской квартире, и являлись знаком избранности и шика: бородач с сильным загаром на мужественном лице, одетый в грубый свитер, с широкой улыбкой и крупными зубами охотника, с открытым лбом и прищуром человека, привыкшего к африканскому солнцу.

Э. Хемингуэй был ярым поклонником русской литературы. У него с юности был обширный круг чтения: он с удовольствием читал Гоголя, Достоевского, Тургенева, Толстого, Чехова.

В письме к Борису Пастернаку Хемингуэй писал: «Всю свою сознательную жизнь я преклонялся перед русскими писателями, они научили меня многому, тому невыразимому, что и составляет суть любой талантливой прозы. Если бы я хотел родиться кем-либо еще, то только русским, и читать книги на русском языке».

«Ровесник века Эрнест Миллер Хемингуэй… так повлиял на советскую литературу шестидесятых, что без преувеличения можно сказать: роддом советских писателей-шестидесятников — западная литература, и в первую очередь он сам. Надо ли, думаю, рассказывать то, что мои сверстники знают наизусть? О, мы прошли эпоху Хэма. Был ли интеллигентский дом без его портрета: трубка, борода, свитер. Ходили под Хема, писали под Хэма. То, что он сам учился у Платонова, Тургенева, Чехова, тогда как-то не воспринималось», – писал в год столетия со дня рождения Эрнеста Хемингуэя Владимир Крупин в статье с символическим названием «Игра с жизнью».

Багдерин, Е. Почему Эрнест Хемингуэй был так популярен в СССР? // Topauthor

Безелянский, Ю. Хемингуэй в России // Знаменитые писатели Запада. 55 портретов

Вайль, П. Хемингуэй в России / П. Вайль, А. Генис // ЖЖ «Кафе Эрнеста Хемингуэя»

Дробышев, В. Почему Эрнест Хемингуэй так никогда и не побывал в СССР // ЖЖ

Медведенко, А. Хемингуэй под грифом секретно: К 45-летию первой публикации в СССР романа «По ком звонит колокол» // Столетие. – 2008. – 13 февр.

Николаева, С. М. Д. Дос Пассос и Э. Хемингуэй о первой мировой войне и советской России (СССР) // Известия Самарского научного центра РАН. – 2012. – № 3-1.

Орлова, Р. Хемингуэй в России: Роман длиною в полстолетия. – Анн Арбор: Ардис, 1985. – Режим доступа

Оруджева, И.Г. Проблема адекватной передачи метафоры Эрнеста Хемингуэя в русских переводах / И.Г. Оруджева // Молодой ученый. – 2014. – № 4 (63). – С. 1220-1224.  

Уайт, Ф.Х. Эрнест Хемингуэй и НКВД / Фредерик Х. Уайт // Россика. – 2022. – № 2.  

Урнов Д.М. Хемингуэй и русская классика (Тургенев, Толстой) // Мировое значение русской литературы XIX века / под. ред. В.Р. Щербиной. – М.: Наука, 1987. – Режим доступа

Шохина, В. Хемингуэй: перевод с американского: [Хемингуэй и СССР] / В. Шохина // Омилия. – 2011. – 22 июля.

Э. Хемингуэй и кинематограф

По романам и рассказам Эрнеста Хемингуэя было снято около 40 фильмов. Писатель достаточно ревностно относился даже к небольшим изменениям сюжета, которые неизбежны при экранизации любого произведения. Хемингуэй любил говорить, что нашел лучший способ общаться с продюсерами: «Ты бросаешь им свою книгу, они бросают тебе деньги, потом ты прыгаешь в машину и уматываешь как черт в ту сторону, откуда приехал».

В 2000 году мультфильм, снятый режиссером-мультипликатором Александром Петровым по повести Хемингуэя «Старик и море», получил «Оскар».  Автор использовал особую технику «ожившей живописи» (рисование масляными красками по стеклу).

 

Грайвер, Д. Старик и кино. Эрнест Хемингуэй в кинематографе // Дзен – Хорошее кино от Ивана Афанасьева

Касаткина, Н.Н. Проблемы экранизации художественного произведения (на материале повести Э. Хемингуэя «Старик и море») / Н.Н. Касаткина, К.А. Прохорова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2016. – № 8-1 (62).  

Ко дню рождения Эрнеста Хемингуэя: лучшие картины по его книгам // ФильмПро. – 2015. – 21 июля.

Сэпман, И.В. Хемингуэй и кино // Хемингуэй и его контекст: К 100-летию со дня рождения писателя, (1899-1999): [Сборник] / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена; [Под общ. ред. Н.В. Тишуниной]. – Санкт-Петербург: Янус, 2000. Режим доступа

Э. Хемингуэй на сайте КиноПоиск и КиноТеатр

Фильмография здесь >>

По ком звонит колокол [Видеозапись]: худож. фильм: [драма о событиях гражданской войны в Испании по мотивам романа Э. Хемингуэя] / В гл. ролях: И. Бергман; «Парамаунт Пикчерс», 1943. – М.: Видеобаза, 2007. – 1 DVD (150 мин.). – (Ретро коллекция).

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

Памятные места

Вольфсон, О. По следам Хемингуэя: 7 мест на планете, воспетых американским классиком / О. Вольфсон // Вокруг света. – 2022. – июль.

Памятные места // Хемингуэй

Музей Э. Хемингуэя в Оак-Парк в Чикаго (США, Иллинойс)

Оак-Парк – зеленый пригород Чикаго. Здесь сохранились и превращены в музеи два дома, в которых жили Хемингуэи: в одном из них в 1899 г. Эрнест родился, а в другой увеличившаяся семья переехала, когда ему было шесть лет.

Следующие 13 лет до отбытия на фронты Первой мировой войны будущий писатель провёл именно в этом доме, посещая школу и журналистский кружок, занимаясь спортом, играя в школьном оркестре.

Подробнее здесь >>

Фото с сайта

Могила Э. Хемингуэя в Кетчуме (США,  Айдахо)

Эрнест Хемингуэй, измученный недугом и тяжёлым лечением, покончил жизнь самоубийством 2 июля 1961 года. Он сделал себя сам и ушел из жизни по собственному желанию. Хемингуэй утверждал, что настоящий мужчина не может умереть в постели. Он либо погибает в бою, либо – пуля в лоб. Похоронили Хэма на центральном кладбище Кетчума.

Фото с сайта

Мемориал Э. Хемингуэя в Сан-Валли (США, Айдахо)

(1966, скульптор Р. Беркс)

«Больше всего он любил осень, пожелтевшие тополиные листья. Листья, плывущие по глади запруд с форелью и ручейков на холмах. Голубое безветренное небо; теперь он воссоединился с ними навсегда».

Так гласит надпись на простой бронзовой колонне, увенчанной бюстом Эрнеста Хемингуэя, которая стоит на поле для гольфа Трейл Крик в курортном местечке Сан-Валли (Айдахо).

Фото и подробнее здесь >>

Дом-музей Э. Хемингуэя в Ки-Уэст (США, Флорида)

Расположен недалеко от Майами на острове Ки-Уэст. Хемингуэй приобрёл особняк в колониальном стиле в 1930 году, здесь он жил и работал около 10 лет.

Подробнее здесь >>   здесь >>  и  здесь >>

По легенде, один из товарищей писателя однажды подарил ему удивительного шестипалого кота – на счастье. В доме-музее Хемингуэя до сих пор живет около 60 потомков животного, имеющие те же самые редкие дефекты, передающиеся по наследству.

Фото с сайта

Памятник «Молодой Хемингуэй» в Ки-Уэст (США, Флорида)

(скульптор Т. Джонс)

Установлен у входа в Таможенный дом-музей (Custom House Museum).

Фото с сайта 

Бюст Э. Хемингуэя в Ки-Уэст (США, Флорида)

(1997, скульптор Д. Мастин)

Установлен на пл. Маллори в Саду скульптур.

 

Фото с сайта  

Музей Хемингуэя-Пфайффер в Пигготте (США, Арканзас) http://hemingway.astate.edu

Находится на углу 10-й улицы и Черри стрит в Пигготе. Именно в этом доме Хемингуэй написал часть романа «Прощай, оружие!».

Дом принадлежал родителям жены писателя Полин Пфейффер. В 1997 году Арканзасский государственный университет приобрел этот дом с целью открыть в нем музей. Сам музей посвящен не только Хемингуэю, но также и семейству Пфейффер, а также жизни города Пигготт в 20-е и 30 годы.

Фото и подробнее здесь >>

Скульптура «Молодой Хемингуэй» в г. Петоски (Мичиган, США)

(2017, художник Э. Сакстедер)

 

Фото и подробнее (англ.) здесь >>

«Старик и Кот» (Э. Хемингуэй) в г. Харбор-Спрингс (Мичиган, США)

(скульптор Д. Лундин)

 

Фото с сайта

Мемориал Эрнеста Хемингуэя в г. Шрунс (Монтафон, Австрия)

(2008)

Э. Хемингуэй провел в Монтафоне две зимы 1925-1926 гг. Он работал в Шрунсе над романами «Фиеста» и «Снега Килиманджаро». На гостинице, в которой жил писатель установлена мемориальная доска.

Фото с сайта

Памятник Э. Хемингуэю и мемориальная доска в г. Ронда (Андалусия, Испания)

(2015, скульптор Пако Севилья Парра)

Две темы, связанные с Испанией, проходят через все творчество Хемингуэя. Это романтика испанской корриды, единоборства человека и быка, и испанская гражданская война тридцатых годов прошлого века.

Испания: война и мир Эрнеста Хемингуэя // ITerra

Эрнест Хемингуэй: роман с Испанией // Блог Аркадия Чужого

Памятник Э. Хемингуэю в Памплоне (Наварра, Испания)

(1968, скульптор Луис Сангуино)

Памятник установлен на проспекте имени писателя.

Памплона наводнилась туристами с того момента, когда Эрнест Хемингуэй поместил этот город на карту в его романе «И восходит солнце (Фиеста)» (1927), передав обаяние Корриды на Фестивале Сан-Фермина. В самом известном кафе города Iruna, которое тоже упоминается в романе, у стойки установлена скульптура Хемингуэя (скульптор Д. Хосе Хавьер Донсель).

Бюст в г. Линьяно-Саббьядоро (Италия)

(скульптор Джоан Фицджеральд)

Установлен в Парке Хемингуэя, который назван в честь писателя не случайно, Эрнесту нравилось отдыхать в Линьяно-Пинета, он называл его «своей маленькой Флоридой».

На Первой мировой войне Хемингуэй был тяжело ранен в ногу на итальянском фронте и провел долгие месяцы в миланском госпитале.

Евсевский, Ф. Хемингуэй. Американо в Италии // Блог барной культуры. – 2015. – 13 авг.

Фото с сайта

Музей Э. Хемингуэя в Гаване (Куба)

Расположен в пригородном районе Гаваны Сан-Франциско-де-Паула (San Francisco de Paula), в старом поместье «Финка Вихия» на берегу Карибского моря, окруженном королевскими пальмами, акациями и соснами.

Хемингуэй прожил на Кубе около 20 лет с перерывами, считал себя кубинцем, был знаком с Фиделем Кастро и поддерживал кубинскую революцию.

Фото с сайта

Кроме писательского труда Хемингуэя на острове привлекала рыбалка, которая была достаточно экстремальным занятием – один из пережитых им случаев, когда гигантская рыба утащила лодку вместе с ним на расстояние 8 миль от берега за полтора часа, послужил основой его повести «Старик и море», за которую ему будет присуждена Нобелевская премия.

Подробнее здесь >>   здесь >>  здесь >> и здесь >>

Бекренев, А. «Я чувствую себя кубинцем»: по следам Хемингуэя на острове Свободы // ТАСС. – 2017. – 28 июля.

Пэлин, М. По следам Хемингуэя: Хемингуэевские места на Кубе / М. Пэлин // Эрнест Хемингуэй

Фото с сайта

Памятник Э. Хемингуэю в Гаване (Куба)

(1957, скульптор Фернандо Боада)

Жители квартала Сан-Франсиско-де-Паула, безмерно любившие и уважавшие талантливого американца, поставили ему памятник, из-за недостатка денег пустив в переплавку якоря и цепи. Теперь бюст Хемингуэя стоит в самом центре поселка возле пристани, от которой яхта Хемингуэя «Пилар» уходила в Мексиканский залив. 

Кроме этого, бронзовая фигура писателя в натуральную величину установлена (2003, скульптор Хосе Вилья Соберон) в баре «Флоридита» на том месте, где о н любил сидеть.

Фото с сайта

Мемориальная доска в Париже (Франция)

Установлена на доме, в котором жил Хемингуэй со своей первой женой Хэдли (улица Кардинала Лемуана, 74 /Rue du Cardinal Lemoine).

Подробнее и фото здесь >> и здесь >>

Памятник Э. Хемингуэю в Сасово (Рязанская область, Россия)

Единственный в России памятник Эрнесту Хемингуэю установлен на въезде в город Сасово со стороны Шацка. Его установили кубинские курсанты Сасовского лётного училища.

Другая версия

Подробнее здесь >>  и  здесь >>

Оцените статью
libozersk.ru