«Человек, который осмелился спорить с войной»

125 лет со дня рождения Э.М. Ремарка
(22.06.1898 – 25.09.1970)

«Быть может, только потому
вновь и вновь возникают войны,
что один никогда не может до конца почувствовать,
как страдает другой…»

Э.М. Ремарк

Эрих Мария Ремарк (Эрих Пауль Ремарк) – немецкий писатель XX века. Его роман «На Западном фронте без перемен» входит в большую тройку романов «потерянного поколения», изданных в 1929 году, наряду с работами «Прощай, оружие!» Эрнеста Хемингуэя и «Смерть героя» Ричарда Олдингтона.

Эрих Пауль Ремарк родился 22 июня 1898 года в немецком Оснабрюке (Нижняя Саксония) в небогатой семье. Его семейные корни были французскими, но в 19 веке предки переехали в Германию. Отец писателя, Питер Франц Ремарк, работал переплетчиком, поэтому дом всегда был полон большим количеством книг и с ранних лет маленький Эрих с увлечением читал Достоевского, Гете, Марселя Пруста.

В детстве Ремарк коллекционировал бабочек, камни и марки. Интересовался живописью и музыкой, играя на пианино и органе – Эриху пророчили успешную музыкальную карьеру. В 1904 г. Ремарк поступает в церковную школу, а с 1916 года – учится в католическом педагогическом училище, чтобы стать учителем начальной школы, но его образование прерывается Первой мировой войной.

На фронте, в июле 1917 года, его ранит осколками так сильно, что конец войны он встречает в военном госпитале в Дуйсбурге. Он получил пять ранений, в том числе, в руку. Так прервалась намечавшаяся серьёзная музыкальная карьера. В том же году умирает его мать, и он меняет своё второе имя («Поль» на «Мария») в знак памяти о ней.

В 1918 году Ремарк был награжден Железным крестом первой степени. Писатель считал себя убежденным пацифистом, что расходилось с его обликом в те годы: энергичный, атлетичный блондин, чем не истинный ариец.

В июне 1919 года Ремарк сдаёт экзамен по подготовке учителей и становится младшим учителем в Эмсланде, а также работает в качестве театрального и концертного критика в ежедневной газете «Оснабрюк». Одно время он жил в цыганском таборе, скитался по улицам, продавая отрезки тканей. Работал в бюро по производству могильных памятников. Позже он напишет об этом в романе «Чёрный обелиск». Сочинял юмористические рекламные тексты, стишки к комиксам о похождениях обнаженных красоток (сначала в Ганновере, потом – в Берлине). Добродушно делился с читателями газеты, где работал, секретами приготовления алкогольных коктейлей.

В 1925 году в Берлине Эрих Мария Ремарк женится на танцовщице Ютте Ингеборг Эллен Цамбони. Ютта очень много лет мучилась от туберкулеза, и именно она стала впоследствии прообразом героини Пат из романа «Три товарища». Жена ночи напролет просиживает рядом с Ремарком, пока он после работы в издательстве пишет для себя. В 1927 году выходит в свет его второй роман «Станция на горизонте», который печатается с продолжениями в журнале «Шпорт им Бильд». Известно, что этот роман так и не вышел отдельной книгой.

В те годы Ремарк пытался скрыть свое невысокое происхождение. Он начал вести роскошную жизнь – ужинал в самых дорогих ресторанах, посещал театральные представления, покупал стильную одежду, общался с известными автогонщиками. В 1926 году он даже купил себе титул дворянина.

В 1929 году выходит роман «На западном фронте без перемен», который Ремарк написал всего за 6 недель. Роман стал культовым и принёс ему оглушительную известность мирового уровня.

В Германии роман только за год разошелся тиражом в полтора миллиона экземпляров. С 1929 года роман вышел общим тиражом, примерно, от 10 до 30 миллионов экземпляров; был переведен на 50 языков, в том числе уже в 1929 году роман появляется в России.

В первой мировой войне Ремарк увидел не только выстрелы и бои: он показал, как рвущиеся на фронтах снаряды калечат веру и идеалы молодых людей. Писатель изобразил трагедию поколения, вынужденного убивать себе подобных, чтобы выжить. Выжившие в войне солдаты не могли полноценно жить из-за покалеченной психики.

Ремарк писал: «Тени войны настигали нас даже тогда, когда мы мысленно были от нее далеко». В своей книге Ремарк разъясняет нависшую опасность – опасность саморазрушения. Осознание этой угрозы – первый шаг для ее преодоления. Впоследствии, писатель получил этому подтверждение в многочисленных откликах на роман.

В 1930 г. по этому роману был снят фильм, получивший «Оскара» и позволивший Ремарку вместе с доходами от книги стать довольно состоятельным человеком. В 1931 г. со своим романом Ремарк был номинантом на Нобелевскую премию, однако комитет не принял его кандидатуру.

Нацисты, пришедшие к власти в Германии, превратили книгу в «политическую проблему», посчитав, что у настоящего немца не может быть пораженческих настроений. Гитлер объявил писателя французским евреем Крамером (обратное прочтение фамилии Ремарк). Идеологическую кампанию против Ремарка возглавил лично доктор Геббельс. Писателя обвиняли и в том, что он был агентом Антанты, что он украл рукопись у убитого товарища.

Ремарк ни разу не выступал с опровержением какой-либо лжи. В одном письме он писал: «Моя фамилия Ремарк, семья её носит несколько сот лет, эта фамилия была подкорректирована лишь однажды: по немецкой фонетической традиции «Remarque» предстало в виде Remark. Я ни еврей, ни левый. Я воинствующий пацифист».

В 1933 году книги Ремарка полетели в сатанинский нацистский костер вслед за «Капиталом» Маркса. После этого проживание в Германии для писателя стало невозможным, и он переезжает в Швейцарию, а затем во Францию.

Не в силах добраться до писателя, фашисты решили отыграться на его родственниках. Его старшая сестра была арестована и казнена за «антипатриотические высказывания» в 1943 году. Эльфриду казнили на гильотине, а в адрес Ремарка нацисты выслали счет с требованием оплатить «гонорар палача».

Через двадцать пять лет именем Эльфриды Шольц назовут улицу в её родном городе Оснабрюке, а Ремарк посвятит сестре роман «Искра жизни» (1952), который повествует о преступлениях национал-социализма на примере одного из концлагерей. Это была первая книга о том, чего он сам не испытал. Однако писатель собрал столь обширный и достоверный материал, привлек такое число свидетелей, что ему даже пришлось отсеивать и ограничивать себя в отборе информации. Каждая деталь этой истории правдива.

На гонорар от продажи книги «На западном фронте без перемен» Ремарк купил себе дом в швейцарском Порто-Ронко, который назвал «Дворцом Ремарка». Дом в изящном стиле украшали древнекитайские и египетские бронзовые фигуры, венецианские зеркала и персидские ковры, а также превосходная коллекция картин (Ренуар, Дега, Ван Гог), чудом вывезенная из Германии.

В 1939 году Ремарк решил перебраться в США. Американское гражданство ему дали только в 1947 году. Американцам не нравился «моральный облик» свободолюбивого писателя, который обзавелся влиятельными друзьями в Голливуде. Ремарк говорил, что в компании Чарли Чаплина, Греты Гарбо, Эрнеста Хэмингуея ощущает себя маленьким человеком.

В трудные военные годы Ремарк превратился из сугубо немецкого писателя в литератора международного масштаба. Стекавшиеся к нему гонорары со всего света обеспечили ему финансовую независимость. Писатель, порой анонимно, поддерживает многих своих соотечественников, которые, как и он, спасались от гитлеровского режима, и чьё финансовое положение было удручающим.

Ещё в 1930 году на юге Франции Ремарк познакомился с Марлен Дитрих, которая тоже покинула Германию и с 1930 года с успехом снималась в Голливуде. Актриса называла Ремарка самым привлекательным мужчиной из увиденных ею в жизни. Ремарк писал ей письма каждый день, когда она уехала в США.

Их знакомство через 10 лет переросло в страсть. Бурный роман, начавшийся в 1940 году, продолжался, с перерывами, до 1946 года и был невероятно мучителен для Ремарка. Окончательно расставшись с Марлен, писатель в 1942 году переехал в Нью-Йорк, тем не менее, они общались и переписывались вплоть до его смерти в 1970 году.

В романе «Триумфальная арка» (1945) Ремарк придал главной героине, по имени Джоан Маду, многие черты Марлен. Тиражи романа побили все прежние рекорды. Голливуд снял киноверсию романа с Ингрид Бергман в главной роли.

Некоторое время Ремарк находился в депрессии, связанной с драматическими отношениями с Дитрих. Встреча в 1951 г. с американской актрисой Полетт Годар, которая стала второй женой писателя, вдохнула в Ремарка новые силы и позволила вернуться к литературной деятельности. Полетт Годар, чьим первым мужем в течение 6 лет был Чарли Чаплин, должна была играть главную роль в легендарной эпопее «Унесенные ветром», но в последний момент режиссер выбрал Вивьен Ли. Кларк Гейбл предлагал ей руку и сердце, но Полетт предпочла Ремарка.

Писатель считал, что эта веселая, яркая и непосредственная женщина обладала чертами характера, которых не хватало ему самому. Он был с ней счастлив, но писал в дневнике, что подавляет свои чувства, запрещает себе ощущать счастье, словно это преступление. Роман «Время жить и время умирать» (1954) – собирательный образ «потерянного поколения» периода Второй мировой войны он посвятил Полетт. По книге был снят фильм, в котором принимал участие и писатель.

Последние годы жизни Ремарк провел в Швейцарии близ Локарно на озере Лаго Маджоре. Страдая от частых сердечных приступов и панически боясь смерти, в этот период он находил спасение в литературном творчестве.

В 1959 году издана «Жизнь взаймы», а 1961 – «Ночь в Лиссабоне». Роман «Тени в Раю» становится последним из романов Ремарка. Он издан второй женой Ремарка Полетт Годдар в 1971 уже после его смерти.

Эрих Мария Ремарк умер 25 сентября 1970 года в госпитале «Санкт-Аньес» швейцарского города Локарно в возрасте 72 лет и был похоронен по католическому обряду на кладбище в местечке Порто-Ронко.

В 1964 году, чтобы отметить 65-ый день рождения Ремарка, город Оснабрюк награждает его медалью Юстуса Мёзера, в 1967 году немецкий посол в Швейцарии вручил ему Орден «За заслуги перед ФРГ», но немецкое гражданство ему так и не возвратили.

Он также был почётным жителем швейцарских городов Асконы и Порто Ронко. Каждые два года с 1991 года город награждает премией мира Эриха Марии Ремарка за литературные, журналистские или научные работы, посвященные темам «Внутренний и внешний мир».

«Они всё ещё писали статьи и произносили речи, а мы уже видели лазареты и умирающих; они всё ещё твердили, что нет ничего выше, чем служение государству, а мы уже знали, что страх смерти сильнее. От этого никто из нас не стал ни бунтовщиком, ни дезертиром, ни трусом (они ведь так легко бросались этими словами); мы любили родину не меньше, чем они, и ни разу не дрогнули, идя в атаку; но теперь мы кое-что поняли, мы словно вдруг прозрели. И мы увидели, что от их мира ничего не осталось. Мы неожиданно очутились в ужасном одиночестве, и выход из этого одиночества нам предстояло найти самим…»

Интернет-ресурсы

http://www.em-remarque.ru – Эрих Мария Ремарк. Биография, произведения, фотографии и др.

http://emremarque.ru – Эрих Мария Ремарк

http://emremarque.narod.ru – Эрих Мария Ремарк

https://erihremark.blogspot.com – Блог посвящен писателю Эриху Мария Ремарку

Э.М. Ремарк на сайте Лаборатория фантастики

Э.М. Ремарк на сайте «Чтобы помнили»

Э.М. Ремарк на сайте Петрозаводского государственного университета

http://www.remarque.uni-osnabrueck.de – Общество Э.М. Ремарк (нем., рус. яз.)

Биография

Э.М. Ремарк на сайте КиноЭксперт

Экранизации произведений

Фильмография

Группы в «ВКонтакте» ОК (статьи, видео, фото)

Э.М. Ремарк в Википедии

Произведения Э.М. Ремарка

Ремарк, Э.М. Возвращение; Время жить и время умирать [Текст]: романы / Э.М. Ремарк; пер. с нем. И. Горкина, И. Каринцева, В. Станевич. – М.: Аурика, 1995. – 507 с.

(Имеются экземпляры в отделах: книгохранение, библиотека семейного чтения по Гайдара, 22; др. издания: абонемент, «Юность», библиотека семейного чтения по Гайдара, 22; библиотека семейного чтения п. Метлино)

Ремарк, Э.М. Возлюби ближнего своего [Текст]: роман / Э.М. Ремарк; пер. с нем. И. Шрайбера; Худож. И.С. Григорьева. – М.: Политиздат, 1990. – 331 с.

(Имеются экземпляры в отделах: книгохранение, «Юность»; др. издание: библиотека семейного чтения по Гайдара, 22)

Ремарк, Э.М. Время жить и время умирать: роман. – М.: Патриот; Челябинск: ИПЦ «Печать», 1991. – 320 с.  

(Имеются экземпляры в отделах: абонемент, «Юность», книгохранение,  библиотека семейного чтения по Гайдара, 22)

Ремарк, Э.М. Гэм [Текст]: повесть / Э.М. Ремарк; пер. с нем. – М.: Вагриус, 2007. – 240 с.

(Имеются экземпляры в отделах: абонемент)

Ремарк, Э.М. Жизнь взаймы [Текст]: роман / Э.М. Ремарк; пер. с нем. Л.Б. Чёрной. – М.: Астрель; АСТ, 2009; 2011. – 219 с. – (Коллекция мировой литературы).

(Имеются экземпляры в отделах: «Юность», библиотека семейного чтения по Гайдара, 22; библиотека семейного чтения п. Новогорный; др. издания: «Юность», библиотека семейного чтения по Уральской, 7)

Ремарк, Э.М. Земля обетованная [Текст] : роман / Э.М. Ремарк; пер. с нем. М.Л. Рудницкого. – М.: Вагриус, 2000. – 448 с.

(Имеются экземпляры в отделах: абонемент; библиотека семейного чтения по Уральской, 7; библиотека семейного чтения п. Татыш)

Ремарк, Э.М. Искра жизни. Последняя остановка [Текст] / Э.М. Ремарк; пер. с нем. В. Котелкина. – М.: Лексика, 1993. – 382 с. – (Классики русской и зарубежной литературы).

Роман «Искра жизни» посвящён сестре писателя, которая была казнена нацистами в 1943 году.

(Имеются экземпляры в отделах: абонемент, читальный зал, «Юность»; библиотека семейного чтения по Уральской, 7; Гайдара, 22; библиотека семейного чтения п. Метлино, п. Татыш)

Ремарк, Э.М. На Западном фронте без перемен; Три товарища; Триумфальная арка [Текст]: романы / Э.М. Ремарк; пер. с нем.; вступ. ст. и примеч. А.В. Маркина. – М.: Пушкинская библиотека; М.: АСТ, 2002. – 956 с. – (Золотой фонд мировой классики).

Роман вышел в 1929 году и имел грандиозный успех, тираж составил 1,5 миллиона экземпляров, а Ремарк в 1931 году был номинирован на Нобелевскую премию.

(Имеются экземпляры в отделах: книгохранение)

Ремарк, Э.М. На Западном фронте без перемен; Возвращение [Текст]: романы / Э.М. Ремарк; пер. с нем.; предисл. В.Л. Кондратьева. – М.: Художественная литература, 1988. – 397 с.

(Имеются экземпляры в отделах: абонемент, «Юность», книгохранение, читальный зал, др. издания – во всех подразделениях МКУК «ЦБС»)

Ремарк, Э.М. Ночь в Лиссабоне; Тени в раю [Текст]: романы / Э.М. Ремарк; пер. с нем. Ю. Плашевского, Л.Б. Чёрной, В. Котелкина. – М. : АО «Книга и бизнес»; АО «КРОМ», 1992. – 574 с.

(Имеются экземпляры в отделах: абонемент; др. издания – «Юность»)

Ремарк, Э.М. Приют грёз; Гэм; Станция на горизонте [Текст]: романы / Э.М. Ремарк; пер. с нем.; предисл. В.Г. Бабенко. – М.: Вагриус, 2001. – 542 с.

(Имеются экземпляры в отделах: абонемент; «Юность»; библиотека семейного чтения по Уральской, 7; библиотека семейного чтения п. Татыш)

Ремарк, Э.М. Тени в раю [Текст]: роман / Э.М. Ремарк; пер. с нем.– М.: АСТ, 2005. – 388 с. – (Книга на все времена).

Роман опубликован в 1971 году после смерти Ремарка. Главный герой – журналист, приезжающий в конце войны в Америку. Он собирает истории беженцев, наполненные трагизмом и психологическими травмами, принесенными войной. У каждого из них своя судьба: кто-то начинает «запивать» душевные муки, другой уходит с головой в работу, третий становится законченным циником. Все они тени, пытающиеся приспособиться к мирной жизни, к жизни в раю, без войны.

(Имеются экземпляры в отделах: «Юность»)

Ремарк, Э.М. Три товарища [Текст]: роман / Э.М. Ремарк; пер. с нем. И. Шрайбера. – М.: Астрель, 2011. – 380 с. – (Современные и классические бестселлеры).

Самый красивый в XX столетии роман о любви и дружбе. Самый трагический и пронзительный роман о человеческих отношениях за всю историю XX столетия. Книга о друзьях, переживших в годы Первой мировой войны потерю идеалов, потерю близких и дорогих людей, но стремящихся найти свое место в обществе, подвергающемуся экономическому кризису, социальному потрясению.

(Имеются экземпляры в отделах: абонемент)

Ремарк, Э.М. Триумфальная арка [Текст]: роман; 16+ / Э.М. Ремарк; пер. с нем. М.Л. Рудницкого. – М.: АСТ, 2017. – 640 с. – (Эксклюзивная классика).

Пронзительная история любви всему наперекор, любви, приносящей боль, но и дарующей бесконечную радость. Место действия – Париж накануне Второй мировой войны. Герой – беженец из Германии, без документов, скрывающийся и от французов, и от нацистов, хирург, спасающий человеческие жизни. Героиня – итальянская актриса, окруженная поклонниками, вспыльчивая, как все артисты, прекрасная и неотразимая. И время, когда влюбленным довелось встретиться, и город, пронизанный ощущением надвигающейся катастрофы, становятся героями этого романа.

(Имеются экземпляры в отделах: абонемент; др. издания: книгохранение; библиотека семейного чтения по Гайдара, 22)

Триумфальная арка [Видеозапись]: худож. фильм: [антифашистская драма о событиях Второй мировой войны по роману Э.М. Ремарка] / Реж. Л. Майлстоун; В гл. ролях: И. Бергман, Ш. Буайе; «Энтерпрайз продакшн», 1948. – М. : ООО «Видеобаза», 2007. – 1 DVD (123 мин.). – (Ретро коллекция).

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

Ремарк, Э.М. Чёрный обелиск: Роман / Э.М. Ремарк; пер. с нем. В. Станевич; послесл. М. Харитонова; ил. В. Горяева. – М. : Пресса, 1992. – 430 с. : ил.

Германия 20-х годов – время между двумя мировыми войнами, время зарождения фашизма. Главный герой, служащий в фирме по изготовлению надгробных памятников, пытается найти ответ на вопрос о смысле человеческого существования. А в эпоху «межвременья» это особенно трудно.

(Имеются экземпляры в отделах: абонемент; «Юность»; библиотека семейного чтения п. Метлино; библиотека семейного чтения п. Татыш; др. издания: книгохранение, читальный зал, библиотека семейного чтения по Гайдара, 22)

Материалы о жизни и творчестве Э.М. Ремарка

Надеждин, Н.Я. Эрих Мария Ремарк [Текст]: [беллетриз. биография немец. писателя-гуманиста] / Н.Я. Надеждин. – М.: Мир энциклопедий Аванта+; М.: Астрель, 2011. – 224 с. – (Секрет успеха).

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал; «Юность»; библиотека семейного чтения по Уральской, 7)

Статьи:

Адцеева, Б. Печальный романтик: 3 женщины в жизни Эриха Марии Ремарка // РИА. – 2013. – 18 сент.

Айдинян, С. Феномен Ремарка / С. Айдинян // Южное сияние. – 2018. – № 3.

Аникеенко, В.А. Образ тургеневской девушки как прототип женского портрета героинь Э.М. Ремарка (на примере романов «Три товарища» и «Жизнь взаймы») / В.А. Аникеенко, А.А. Гаспаров // Юный ученый. – 2020. – № 9 (39). – С. 1-3.  

Бергельсон, Г. «Во имя мира» (Эрих Мария Ремарк) / Г. Бергельсон // Литература Западной Европы 20 века

Биография Эриха Марии Ремарка (Erich Maria Remarque) // Литература Западной Европы 20 века

Биргер, Л. Гул безжалостного времени: почему Ремарк стал одним из самых популярных авторов XX века? / Л. Биргер // Storyport. – 2020. – 22 июня.

Бирюкова, Е.А. Концепт «жизнь» в произведениях Э.М. Ремарка / Е.А. Бирюкова // Концепт. – 2016. –  № 12. –  С. 53-58.

Борозняк, А.И. «Мёртвые будут обвинять вас…» [Текст]: роман Э. М. Ремарка «Время жить и время умирать» в контексте дискуссий о преступлениях нацизма / А.И. Борозняк // Новая и новейшая история. – 2008. – № 1. – С. 185-200.

Варламова, О. Ремарк или Крамер? Секреты популярности и загадки писателя / О. Варламова // РИА новости

Ветренко, И. Солдат одного дня…: Эрих Мария Ремарк о войне / И. Ветренко // Блог Аркадия Чужого

Взнуздаева, М. Ремарки о Ремарке / М. Взнуздаева // Дилетант. – 2016. – 24 сентября.     

Волкова, Р.А. Особенности стилизации немецкой разговорной речи в художественной прозе Э.М. Ремарка / Р.А. Волкова, Ю.П. Нечай // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. – 2011. –  № 3. –  С. 118-123.

Евграфов, Г. «Время любить и время умирать» (Эрих Мария Ремарк) / Г. Евграфов // Литература Западной Европы 20 века

Елагина, Е. «Три товарища» Э.М. Ремарка / Е. Елагина // Иностранная литература. – 1959. – № 4. – С. 259-260.

Затонский, Д.В. О Хемингуэе и Ремарке / Д.В. Затонский // Художественные ориентиры XX века. – М.: Сов. писатель, 1988. – Режим доступа

Затонский, Д. Эрих Мария Ремарк, или Двадцать лет спустя / Д. Затонский // Художественные ориентиры XX века

Калинин, Е.А. Ремарк (Remarque, Remark) Эрих Мария (1898–1970) // Литературная энциклопедия русского зарубежья (1918-1940). – 2003. – № 3.

Ковынева, Е.Л. Верлибр в оценках немецких стиховедов (на материале стихотворений Э.М. Ремарка) / Е.Л. Ковынева // Вестник Южно-Уральского государственного университета. – Серия: Лингвистика . – 2011. – № 1 (218).

Колесникова, К.Т. Специфика адаптации сленга в произведении Э.М. Ремарка «Три товарища» / К.Т. Колесникова // Исследования молодых ученых: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, июль 2019 г.). – Казань: Молодой ученый, 2019. – С. 57-58.

Колотушкина, М.А. Тема товарищества в романе Э.М. Ремарка «Три товарища» / М.А. Колотушкина, Д.П. Овчинников // Юный ученый. – 2019. – № 7 (27). – С. 5-8.

Кондольская, Т.В. О некоторых особенностях стиля романа Э.М. Ремарка «На Западном фронте без перемен» / Т.В. Кондольская // Проблемы языка и стиля в литературе. – Волгоград, 1975. – С. 101-110.

Курмачева, Я.Ю. Концепт «Эмигрант» в романе Э.М. Ремарка «Ночь в Лиссабоне» / Я.Ю. Курмачева, А.С. Поршнева // Мировая литература в контексте культуры. – 2012. – № 1 (7).

Кучукова, З.А. Эстетика «Черного юмора» в романе Ремарка «На Западном фронте без перемен» / З.А. Кучукова // Наследие веков. – 2016. –  № 4 (8). –  С. 45-50.

Лейтес, Н. Слово о Ремарке / Н. Лейтес // Клуб русскоязычных учёных

Леонова, Е.А. Эрих Мария Ремарк: Биография / Е.А. Леонова // Немецкая литература ХХ века. Германия, Австрия: учебное пособие.

Лукашенко, Р. Романы Ремарка / Р. Лукашенко // Знаменитости

Макарычев, М. 11 малоизвестных фактов о Ремарке // Рос.газета. – 2013. – 24 сент.

Малецкий, Ю. Памяти трёх товарищей Эриха Марии Ремарка (тривиальный спич в честь юбиляра на незваном ужине его невеликой памяти) / Ю. Малецкий // Зарубежные записки. – 2008. –  № 13.

Матвеев, М.А. Журналистика Э.М. Ремарка как один из факторов формирования поэтики писателя / М.А. Матвеев // Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология». – 2014. –  № 4. –  С. 87-90.

Матвеев, М.А. Литературная ситуация периода Веймарской республики как контекст творчества Э.М. Ремарка / М.А. Матвеев // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2012. –  № 133. – С. 110-114.

Млечин, Л. «За оскорбление чувств ветеранов войны»: Как в Германии под давлением нацистов запрещали фильм, снятый по роману Ремарка «На Западном фронте без перемен» / Л. Млечин // Конт   

Можаров, И.А. Роман Э.М. Ремарка «Время жить и время умирать»: особенности перевода лексики различных тематических групп (на примере группы «Зоометафоры») / И.А. Можаров // Приволжский научный вестник. – 2016. –  № 1 (53). –  С. 88-91.

Москвин, А. Время жить в вечности: К 120-летию Эриха Марии Ремарка / А. Москвин // Ревизор. – 2018. – 22 июня.

Нарбут, Е.В. Роман Э.М. Ремарка «Искра жизни» и сообщество текстов-доноров / Е.В. Нарбут // Вестник БГУ. – 2008. –  № 11. –  С. 123-126.

Нечай, Ю.П. Модальность в художественных текстах романов Э.М. Ремарка и способы её передачи в русских переводах / Ю.П. Нечай, О.В. Цепордей // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. – 2014. –  № 3 (145). – С. 54-60.

Овчарова, А. Цикл статей о Ремарке. О его восприятии жизни, его судьбе и работе, а так же о том, почему он невероятно полезен современному обществу / А. Овчарова // Метаморфоза Твоей Жизни

Олих, И. Ремарк и его коллекция: «Чтобы каждый мой день был до краев наполнен красотой» / И. Олих // Блог Аркадия Чужого

Орлов, Р.А. Проблема личности в романе Э.М. Ремарка «Чёрный обелиск» / Р.А. Орлов // Вестник ЛГУ. Сер. 2. – 1974. – № 8. – Вып. 2. – С. 80-90.

Письма Ремарка к Марлен Дитрих: «Мы до боли заждались друг друга» // Культурология

Поршнева, А.С. Городской текст в творчестве Э.М. Ремарка / А.С. Поршнева // Мировая литература в контексте культуры, cб. cт. По материалам Междунар. науч. конф. (12 апр. 2008г.) и Всеросс. студ. науч. конф. (19 апр. 2008г.) / под ред. Н.С. Бочкаревой; Перм. гос. ун-т. – Пермь, 2008. – Режим доступа

Поршнева, А.С. Динамика эмигрантского пространства в романах Э.М. Ремарка «Возлюби ближнего своего» и «Ночь в Лиссабоне» / А.С. Поршнева // Вестник ЧГУ. – 2008. –  № 4. –  С. 303-311.

Поршнева, А.С. Имя и анонимность в творчестве Э.М. Ремарка / А.С. Поршнева // Слово – текст – смысл: сб. студен. науч. работ / Урал. гос. ун-т, [Филол. фак.]. – Екатеринбург, 2008. – Вып. 3. – С. 109-112.

Поршнева, А.С. К вопросу о специфике художественного времени в романах Э.М. Ремарка / А.С. Поршнева // Слово – текст – смысл: сб. студен. науч. работ / Урал. гос. ун-т, [Филол. фак.]. – Екатеринбург, 2005. – Вып. 1. – С. 53-59.

Поршнева, А.С. «Катарсис» в сюжетно-пространственной организации романа Э.М. Ремарка «Возлюби ближнего своего» / А.С. Поршнева // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. – 2010. –  № 4. –  С. 165-172.

Поршнева, А.С. Концепт «Наци» в эмигрантских романах Э.М. Ремарка / А.С. Поршнева, О.И. Праздничных // Вестник ЧГУ. – 2013. – № 2. – С. 207-220.

Поршнева, А.С. Образ провинциального города в романе Э.М. Ремарка «Черный обелиск» / А.С. Поршнева // Известия Уральского государственного университета. – 2004. – № 33. – С. 112-121.

Поршнева, А.С. Сюжетно-пространственный комплекс «Переход границы» в романе Э.М. Ремарка «Триумфальная арка» / А.С. Поршнева // СИСП. – 2015. – № 2 (46). – С. 314-325.

Поршнева, А.С. Эмигранты и эмиграция в романах Э.М. Ремарка / А.С. Поршнева // Пограничные процессы в литературе и культуре: cб. статей по материалам Междунар. науч. конф., посвященной 125-летию со дня рождения Василия Каменского (17–19 апр. 2009 г.) / общ. ред. Н.С. Бочкарева, И.А. Пикулева; Перм. ун-т. – Пермь, 2009. – Режим доступа

Похаленков, О.Е. К вопросу о литературных связях немецкой и русской советской литератур (на примере романов о войне Э.М. Ремарка и В. Некрасова / О.Е. Похаленков // Вестник ЧелГУ. – 2010. – № 13. – С. 118-121.

Похаленков, О.Е. Мотивная структура романа Э.М. Ремарка «Возвращение» / О.Е. Похаленков // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. – 2014. – № 2. – С. 93-101.

Похаленков, О.Е. Сравнительно-сопоставительное исследование прозы о войне на примере сюжетной модели «Инициация»: Анализ образов героев в романах Э.М. Ремарка и О. Ермакова / О.Е. Похаленков // Вестник славянских культур. – 2017. – № 2. – С. 126-136.

Похаленков, О.Е. Структура мотива инициации в прозе о Первой и Второй мировых войнах: Мотивная модель в произведениях Э.М. Ремарка, Р. Олдингтона, Э. Хемингуэя и В. Некрасова / О.Е. Похаленков // Вестник БГУ. – 2016. – № 1 (27). – С. 191-196.

Похаленков, О.Е. Эрих Мария Ремарк и Арно Зурмински (проблема взаимодействия литературной традиции в военной прозе) / О.Е. Похаленков // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. – 2017. – № 3. – С. 109-116.

Ремарк, Э.М. О себе и о всех нас: Единственное интервью с Э.М. Ремарком, снятое для литературной передачи немецкого телевидения «Профиль» театроведа Фридриха Луфта в 1962 году / Э.М. Ремарк; Пер. и комм. Н. Переверзевой // Блог Аркадия Чужого

Ремарк, Э.М. «Скажи мне, что любишь меня…»: Эрих Мария Ремарк – Марлен Дитрих. Письма разных лет / Э.М. Ремарк // Вестник Европы. – 2002. – № 7-8.

Эрих Мария Ремарк – писатель, которого одновременно ненавидела и обожала вся Германия // Культурология

Эрих Мария Ремарк (1898-1970) / История зарубежной литературы ХХ века: 1917-1945. М.: Просвещение, 1984. // Литература Западной Европы 20 века

Эрих Мария Ремарк: краткая биография и творчество // Литература Западной Европы 20 века

Эрих Мария Ремарк (Erich Maria Remarque, 1898 – 1970) // История немецкой литературы. Учебник для студентов факультетов и институтов иностранных языков. – М.: Высшая школа, 1975.  – Режим доступа

Стеклов, М. Писатель «Потерянного поколения»: Э.М. Ремарк // Вестник культурологии. – 2011. – № 3.

Сурин, А. Пропаганда против Ремарка / А. Сурин // Дилетант. – 2017. – 17 августа.

Томашевская, В. О стиле Ремарка / В. Томашевская // Проза.ру

Трубиновская, Н. Любимые женщины Эрика Ремарка / Н. Трубиновская // Хронотон

Фрадкин, И. Ремарк и споры о нём / И. Фрадкин // Вопросы литературы. – 1963. – № 1. – C. 92-119.

Цепордей, О.В. Ирония как категория художественного текста (на материале языка романов Э.М. Ремарка и их переводов на русский язык) / О.В. Цепордей // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. – 2008. – № 10. – С. 87-91.

Шатерникова, М. Последняя любовь Э.М. Ремарка / М. Шатерникова // Знаменитости

Штернбург, В. Как будто всё в последний раз: Отрывки из книги о жизни и творчестве Эриха Марии Ремарка / Вильгельм фон Штернбург, пер. с нем. А. Егоршева // Иностранная литература.  – 2000. – № 10.

Шувалов, А. Патографический портрет Ремарка / А. Шувалов // Проза.ру

Якубова, Д.Р. Пространственная структура эмиграции в творчестве Э.М. Ремарка на примере романа «Ночь в Лиссабоне» / Д.Р. Якубова, Л.В. Трофимова // Молодой ученый. – 2020. – № 20 (310). – С. 524-527.  

 

Методические материалы:

Абакумова, В. Тема жизни и смерти в романе Э.М. Ремарка «Жизнь взаймы» / В. Абакумова, Т.А. Никитович // Персональный сайт Никитович Татьяны Алексеевны  

Богданов, В. Напрасные уроки. Антифашистский роман Ремарка / В. Богданов // Литература – Первое сентября. – 2002. – № 18.

Буранбаева, З.А. Э.М. Ремарк. «Три товарища»: Трагедия и гуманизм повествования. Своеобразие художественного стиля писателя: Текст, презентация к уроку литературы, 11-й класс / З.А. Буранбаева // МЭОЦ

Вержбицкая, А. Любовь в творчестве Эриха Марии Ремарка: Исследовательская работа по литературе / А. Вержбицкая, Э.А. Барнагян // Продлёнка

Головатенко, А. Жизнь сводилась к смерти: Восприятие Первой мировой войны и её последствий по роману Э.М. Ремарка «На Западном фронте без перемен» / А. Головатенко // Первое сентября. – История. –  2004. –  № 9.

Гутов, А.Г. Э.М. Ремарк «На Западном фронте без перемен»: Урок литературы, 11-й класс / А.Г. Гутов // Мультиурок

Дмитренко, И.А. Роман Э.М. Ремарка «Три товарища» – произведение о потерянном поколении: Урок литературы, 11-й класс / И.А. Дмитренко // Методическая копилка

Журавлев, А.Л. Отражение Первой Мировой войны в литературе (на примере произведений Э.М. Ремарка): Урок литературы, 11-й класс / А.Л. Журавлев // Мультиурок

Зубкова, Т.Ю. Рецензия на роман Эриха Марии Ремарка «Жизнь взаймы» / Т.Ю. Зубкова // Инфоурок

Калачева, Е.М. Э.М. Ремарк «На западном фронте без перемен»: Урок литературы, 11-й класс / Е.М. Калачева // Инфоурок

Круговая, И.В. Эрих Мария Ремарк «На Западном фронте без перемен»: Урок литературы, 11-й класс / И.В. Круговая // Инфоурок

Леонтьева, М. Образ «потерянного поколения» в творчестве Эриха Марии Ремарка и Эрнеста Хемингуэя на примере романов «Три товарища», «Прощай, оружие!»: Исследовательская работа по литературе, 10-й класс / М. Леонтьева // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»

Майорова, Л.П. Обретения и утраты потерянного поколения: По произведениям Э. Хемингуэя и Э.М. Ремарка: Исследовательский проект / Л.П. Майорова // Продлёнка

Марышева, Н.А. Эрих Мария Ремарк – писатель, которого одновременно ненавидела и обожала вся Германия: Урок литературы, 11-й класс / Н.А. Марышева // Мультиурок

Матвеенко, Н.О. Э.М. Ремарк «Три товарища»: Урок внеклассного чтения, 11-й класс / Н.О. Матвеенко // Сайт учителей Академической гимназии № 56

Парамонова, А.В. Эрих Мария Ремарк «Жизнь взаймы»: Урок литературы, 11-й класс / А.В. Парамонова // Мультиурок

Подгрушняя, О.С. Аксиологическая проблематика романа Э.М. Ремарка «На Западном фронте без перемен»: Урок литературы, 11-й класс / О.С. Подгрушняя // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Подгрушняя, О.С. Роман Э.М. Ремарка «На Западном фронте без перемен»: Исследовательская деятельность на занятиях элективного курса / О.С. Подгрушняя // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Полякова, Л.В. Эриха Марии Ремарка «На Западном фронте без перемен»: Урок литературы, 11-й класс / Л.В. Полякова // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»

Припачкина, Н.В. Эрих Мария Ремарк: Презентация к уроку литературы, 6-й класс / Н.В. Припачкина // Видеоуроки

Проценко, Г. Утверждение гуманистических ценностей в романе Э.М. Ремарка «Три товарища»: Урок литературы, 11-й класс / Г. Проценко // МБОУ «Школа № 18 г. Тореза»

Прохоров, В. Анализ произведения Ремарка «Три товарища» / В. Прохоров // Литерагуру

Розанова, С.В. «Что может дать один человек другому кроме капли тепла? И что может быть больше этого?»: Урок литературы, 11-й класс / С.В. Розанова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Свердлов, М. Потерянное поколение [Текст]: «На Западном фронте без перемен» Э. М. Ремарка / Свердлов М. // Литература – Первое сентября. – 2004. – № 32. – С. 26-28.

Серых, О.М. Трагедия потерянного поколения (по роману Ремарка «Три товарища» и «На Западном фронте без перемен»): Урок литературы, 11-й класс / О.М. Серых // Инфоурок

Слюсаревская, Е.В. Литература «потерянного поколения». Творчество Ремарка: Урок литературы, 11-й класс / Е.В. Слюсаревская // Продлёнка

Фёдорова, В.Ю. Ремарк: Урок литературы, 11-й класс / В.Ю. Фёдорова // Мультиурок

Фефилова, Г.Е. Э.М. Ремарк: судьба, личность, творчество. Роман «Три товарища»: герои романа как представители «потерянного поколения»: Урок внеклассного чтения, 11-й класс / Г.Е. Фефилова // Литература. 11 класс. – М.: АСТ, 2016. – Режим доступа

Хацкевич, А.А. Эрих Мария Ремарк: Урок литературы, 11-й класс / А.А. Хацкевич // Сайт презентаций

Шапошникова, М.А. Изучение прозы Э.М. Ремарка в 11 классе с углубленным изучением литературы: Выпускная квалификационная работа / М.А. Шапошникова, Е.И. Белоусова // Студалл.Орг

 

Видеоматериалы:

Агапова, Н. Э.М. Ремарк. Воинствующий пацифист: Док. фильм [Видео] // YouTube – Россия. – Ч. 1; Ч. 2

Волгин, И. Эрих Мария Ремарк «Три товарища»: Док. программа из цикла «Игра в бисер» на телеканале «Культура» [Видео] // YouTube – Россия

Елис, С. Э.М. Ремарк «Черный обелиск»: Док. программа из цикла «Библионариум» [Видео] // YouTube – Россия

Золотусский, И. Эрих Мария Ремарк: Лекция [Видео] // YouTube – Россия

Ковальчук, Л.В. Прогулки по литературе с Ремарком: Лекция [Видео] // YouTube – Россия

Кожевников, В. «Потерянное поколение» и литература: Лекция. Хемингуэй, Ремарк, Олдингтон [Видео] // YouTube – Россия

Менделеев, Д. Эрих Мария Ремарк. «Время жить и время умирать»: Док. программа из цикла «Библейский сюжет» [Видео] // YouTube – Россия // Смотрим

Парс, П. Эрих Мария Ремарк: ретроспектива жизни и творчества: Лекция [Видео] // YouTube – Россия

Эрих Мария Ремарк: Док. программа из цикла «Энциклопедия» [Видео] // YouTube – Россия

Эрих Мария Ремарк. К 50-летию со дня смерти: Док. фильм [Видео] // YouTube – Россия

Сармат, Е. Мнение о творчестве Ремарка: Док. фильм [Видео] // YouTube – Россия

Фатеева, А. Про Ремарка: Лекция перед спектаклем «Записки из РАЯ» от Театра «Струна» [Видео] // YouTube – Россия

Щербенко, Л. Эрих Мария Ремарк и Марлен Дитрих: Док. фильм из цикла «Больше, чем любовь» на телеканале «Культура» [Видео] // Смотрим  

Память. Памятные места

Центр-музей Ремарка в Оснабрюке (Германия, Нижняя Саксония)

http://www.remarque.de

Писатель покинул родной город в возрасте 18 лет, когда во время Первой мировой войны его призвали в армию. После войны он вернулся и работал здесь некоторое время учителем.

Музей был открыт к 100-летию писателя в 1998 году.

Экспозиции музея, представленные на немецком и английском языках, знакомят посетителей с жизнью и творчеством писателя. Здесь можно увидеть документы и личные вещи писателя, рассказывающие о разных периодах его непростой жизни: молодости в родном Оснабрюке, жизни в Ганновере и Берлине, политической деятельности. Также в музее проводятся выставки, посвященные творчеству других писателей-пацифистов. Таким образом, музей считается центром пацифизма.

Также в Оснабрюке было создано Общество Э.М. Ремарка. Организуются лекции, чтения и проводятся дискуссии, публикуется ежегодник “Remarque-Jahrbuch/Yearbook”, содержащий статьи о результатах новейших исследований творчества Ремарка.

С 1991 года присуждается премия Э.М.Ремарка, учрежденная городом Оснабрюк. В память о писателе каждые два года отмечаются литературные, публицистические и научные работы на темы гражданского согласия и мира на земном шаре. Первым лауреатом премии Э.М. Ремарка стал писатель Лев Копелев, затем ею были отмечены писатель Ганс Магнус Энценсбергер и израильский публицист Ури Авнери.

Подробнее здесь >>

Мемориальная доска в Берлине

Установлена на доме, в котором жил Ремарк (Виттельсбахерштрассе, 5).

Фото с сайта

Мемориальная доска в Берлине (Kaiserdamm, 114)

Фото с сайта

Могила Э.М. Ремарка в Порто Ронко (Швейцария)

Э.М. Ремарк похоронен на кладбище Ронко в горах над его любимым озером Лаго Маджоре.

Слева от Ремарка похоронена его жена – американская актриса Полетт Годдар, пережившая своего мужа на 20 лет, справа – мать Поллет.

Фото с сайта

Оцените статью
libozersk.ru