Наиболее заметным достижением в банковской сфере в последнее время можно назвать внедрение технологии электронного обслуживания. У населения появилась возможность выполнять транзакции без визита в банк. Платежи и переводы считаются самыми востребованными услугами. Существенно снизить риски при совершении финансовых операций поможет знание основных характеристик перевода денежных средств:
- безотзывность – отсутствие или прекращение возможности отзыва распоряжения об осуществлении перевода денежных средств в определенный момент времени;
- безусловность – отсутствие условий или выполнение всех условий для осуществления перевода в определенный момент времени;
- окончательность – предоставление денежных средств получателю в определенный момент времени.
С ростом популярности и доступности интернета активизируются и мошенники. Самые распространенные аферы в сети – выманивание денег посредством использования сайтов-подделок. Как же сориентироваться в огромном количестве интернет-ресурсов? Следующие признаки должны вас насторожить:
- Вам сразу хотят сделать много хорошего: огромные скидки, космический кэшбэк, различные бонусы.
- Адреса интернет-ресурсов напоминают известные сайты, но имеется искажение в поддельном адресе по сравнению с настоящим.
- Косвенный признак – большое количество ошибок в текстах, возможны неработающие ссылки.
По опросам Национального института финансовых исследований (НАФИ), практически 80% россиян известны риски пользования банковскими картами в связи с мошенничеством. Источником информации, как правило, выступают СМИ и социальные сети. Сама по себе осведомленность населения об опасностях способствует более осторожному, внимательному отношению к финансовым операциям.
Рассмотрим основные понятия и виды мошенничества с банковскими картами. Прежде всего, это воровство. Код могут подсмотреть у банкомата или установить миниатюрную видеокамеру и отследить, какой номер вы набираете. Именно поэтому прикрывайте рукой цифры, когда набираете пин-код.
Фальшивые терминалы и банкоматы, установленные в людных местах, также помогают преступникам получить информацию о банковской карте, включая пин-код. Говоря о банкоматах, нужно рассмотреть такие понятия как скимминг и «ливанская петля».
Скимминг – установка специального устройства на картоприемник или клавиатуру для фиксации пин-кода, который вводит владелец карты. Наличие постороннего оборудования на банкоматах можно обнаружить визуально. Обычно его просто приклеивают. Если видите на картоприемнике следы клея, то лучше не пользоваться этим банкоматом и поставить в известность сотрудников банка.
«Ливанская петля» – это кусок пленки, установленный в картоприемник который позволяет карте свободно войти в банкомат, но не пускает ее обратно. Тут же появляется «добрый помощник», который посоветует еще раз ввести пин-код. После безуспешных попыток жертвы «помощник» рекомендует срочно обратиться в банк. Пока человек ходит, с его счета снимут все деньги, получив карту с пин-кодом. При возникновении проблем с банкоматом не покидайте его, пока не свяжетесь со службой поддержки. И, конечно, не набирайте пин-код перед незнакомыми людьми.
Широкое распространение получило еще одно понятие – фишинг-мошенничество, связанное с получением персональных данных и информации по счетам от самих владельцев карт. В большинстве случаев потери денег с платежных карт являются следствием мошеннических рассылок и звонков. Люди сами передают аферистам реквизиты карт или переводят им деньги.
Здесь речь идет о социальной инженерии – управлении политическими и общественными процессами на основе научных знаний при использовании механизмов обратной связи с обществом. В целом ничего плохого. Однако мошенники научились взламывать защиту людей благодаря различным методам манипуляции с их эмоциональным поведением. Историй обмана с помощью социальной инженерии множество, но суть одна: создать стрессовое состояние жертвы, чтобы заблокировать логическое мышление. В такие моменты люди склонны принимать иррациональные решения и добровольно переводят деньги мошенникам.
При неожиданной пропаже денег с карточного счета порядок действий владельца карты должен быть единым, и он определяется в Федеральном законе «О национальной платежной системе»:
- Банк обязан проинформировать владельца карты обо всех совершенных по счету операциях (как, правило, применяется СМС-оповещение).
- Если банк не проинформирует клиента о транзакции, то он будет «обязан возместить клиенту сумму операции, о которой клиент не был проинформирован и которая была совершена без согласия клиента».
- Клиент, получив сообщение о несанкционированной им операции, должен незамедлительно сообщить об этом в банк («не позднее дня, следующего за днем получения от оператора по переводу денежных средств уведомления о совершенной операции»).
- Закон также требует сообщить в банк о потере, пропаже карты.
- Если клиент сообщил в указанные сроки о том, что списание денег было инициировано не им, то банк «обязан возместить сумму операции, совершенной без согласия клиента, если не докажет, что клиент нарушил порядок использования электронного средства платежа, что повлекло совершение операции без согласия клиента-физического лица».
- Если клиент не сообщает банку о том, что операция не была им санкционирована, то банк «не обязан возместить клиенту сумму операции, совершенной без согласия клиента».
Следует также иметь ввиду, что существует процедура возврата платежей (ошибочных, мошеннических) Chargeback в самих платежных системах. Не всегда она работает, но попытаться воспользоваться ею при возникновении проблем необходимо.
Обобщая, можно сказать, что соблюдение простых правил финансовой гигиены обеспечит безопасность совершаемых финансовых операций:
- Не используйте ссылки, полученные от неизвестных адресов, а также из «неожиданных» посланий от знакомых.
- Внимательно проверяйте адреса сайтов.
- Не пользуйтесь мобильным банком в общественных местах.
- При использовании мобильного банка закрывайте другие приложения на смартфоне.
- Не записывайте пароли для входа в мобильный банк на том же устройстве, через какое вы в него входите.
- Антивирусные программы должны быть свежих версий.
Кузина О., библиотекарь читального зала
12.09.2023