«Вся жизнь – театру…»

200 лет со дня рождения А.Н. Островского
(12.04.1823 – 14.06.1886)
«Все порядочные люди живут или идеями,
или надеждами, или, пожалуй, мечтами;
но у всякого своя задача есть.
Моя задача – служить русскому драматическому театру».

А.Н. Островский

«…Трагедия и сатира две сестры и идут рядом,
и имя обеим, вместе взятым, правда…»

Ф.М. Достоевский

«Театр как дело серьезное и народное начался у нас…
настоящим образом с Островского…»

А.А. Григорьев

Александр Николаевич Островский родился в старинном купеческом и чиновничьем районе – Замоскворечье. В Москве, на Малой Ордынке до сих пор сохранился двухэтажный дом, в котором 12 апреля (31 марта) 1823 года появился на свет будущий великий драматург. Здесь же, в Замоскворечье, – на Малой Ордынке, Пятницкой, Житной улицах – прошли его детство и юность.

Отец писателя, Николай Федорович Островский, был сыном священника, но по окончании духовной академии избрал светскую профессию – стал судейским чиновником. Из среды духовенства вышла и мать будущего писателя, Любовь Ивановна. Она умерла, когда мальчику было 8 лет. Через 5 лет отец женился вторично, на этот раз на дворянке. Успешно продвигаясь по службе, Николай Федорович в 1839 году получил дворянское звание, а в 1842 году вышел в отставку и стал заниматься частной юридической практикой. На доходы от клиентов – преимущественно богатых купцов – он приобрел несколько имений и в 1848 году, удалившись от дел, переехал в сельцо Щелыково Костромской губернии и стал помещиком.

В 1840 году А. Н. Островский окончил 1-ю московскую гимназию. Еще в гимназические годы молодого человека привлекали литература и театр. По воле отца юноша поступил на юридический факультет Московского университета, но Малый театр, в котором играли великие русские актеры Щепкин и Мочалов, притягивает его к себе, как магнит. Это не было пустым влечением богатого шалопая, видящего в театре приятное развлечение: для Островского сцена стала жизнью. Эти интересы заставили его весной 1843 года оставить университет. «Я с молодости бросил всё и весь отдался искусству», – вспоминал он впоследствии.

Отец его в надежде, что сын станет чиновником, определил его писцом в Московский совестный суд, в котором рассматривались главным образом семейные имущественные споры.

Адвокатская практика отца, жизнь в Замоскворечье и служба в суде, продолжавшаяся почти восемь лет, дали Островскому немало сюжетов для его произведений.

А.Н. Островский начал писать еще в студенческие годы. Его литературные взгляды сложились под влиянием Белинского и Гоголя: молодой человек с самого начала литературного пути объявил себя приверженцем реалистической школы. В гоголевской манере были написаны первые очерки и драматические этюды Островского.

Вплоть до 1851 года Островский служил в судах – и сочинительствовал. Первая пьеса, принёсшая ему известность, – комедия «Свои люди – сочтёмся» (другое название – «Банкрот»), в которой уже проявились основные черты драматургии Островского: умение через семейно-бытовой конфликт показать важные общерусские проблемы, создать яркие и узнаваемые характеры не только главных, но и второстепенных персонажей. Пьеса была напечатана в 1850 году в журнале «Москвитянин»; незадолго до смерти её успел поддержать Гоголь. Но до театральной премьеры дело тогда так и не дошло: цензура запретила постановку, а молодой драматург был отдан под негласный надзор полиции.

Летом 1849 года он, вопреки воле отца и без венчания в церкви, женился на простой мещанке Агафье Ивановне. Не обладая каким-либо образованием, она была умна и сердечна, сумела наладить быт Островского, замечательно пела русские песни. С Агафьей Ивановной Островский прожил без малого двадцать лет, а после ее кончины через два года, в 1869 году, обвенчался с артисткой Марией Васильевной Бахметьевой, которая подарила ему четырех сыновей и двух дочерей (все дети от Агафьи Ивановны умерли в малолетстве).

В январе 1851 года А.Н. Островский отказывается от службы и целиком отдается литературной деятельности. Несмотря на холодное отношение властей, на тяжелое финансовое положение и непонимание части публики, он много работал, выпуская ежегодно по пьесе.

Первыми пьесами, разрешенными к постановке на сцене, были «Не в свои сани не садись» и «Бедность не порок». Их появление явилось началом переворота во всем театральном искусстве. Впервые на сцене зритель увидел простую будничную жизнь. Это потребовало и нового стиля актерской игры: жизненная правда стала вытеснять напыщенную декламацию и «театральность» жестов.

В 1850-60 годы окончательно определяется мировоззрение Островского. В 1856 году он сближается с журналом «Современник» и становится его постоянным сотрудником. Дружеские отношения установились у него с И.С. Тургеневым и Л.Н. Толстым, сотрудничавшими с журналом.

В 1856 г. вместе с другими русскими литераторами Островский принял участие в известной литературно-этнографической экспедиции, организованной Морским министерством для «описания жизни быта и промыслов населения, живущего по берегам морей, озер и рек Европейской России». Островскому было поручено обследование верховьев Волги. Он побывал в Твери, Городне, Торжке, Осташкове, Ржеве и т.д. Все наблюдения были использованы Островским в его произведениях.

Популярность пьес Островского продолжала расти, несмотря на сохранявшееся подозрительное отношение к нему властей и на упреки сторонников как «высокого», так и «обличительного» искусства. Укрепляется и его связь с Малым театром, где многие актеры разделяют новаторские идеи Островского. Не случайно большая часть пьес драматурга впервые оказалась поставленной именно на этой сцене.

Публикация в 1860 году пьесы «Гроза» ярко продемонстрировала, что талант Островского не только не угас, а, напротив, проявлялся все сильнее и сильнее. Трагическая судьба Катерины, молодой женщины, задыхающейся в тяжелой обстановке патриархальной семьи, рвущейся на свободу, мечтающей о свете и воле, которых нет в ее провинциальном городке, – не случайно стала символом российской жизни на переломе двух эпох.

«Гроза», вызвавшая противоречивые отклики в обществе и критике, вовсе не была политическим манифестом, каким ее иногда пытались представить. Яркие характеры, трагическое столкновение различных взглядов на жизнь, прекрасно продуманный сюжет – все это придало драме исключительную театральность и обеспечило ее сценический успех.

В середине XIX в. Островского не только считают лучшим российским драматургом, но порой прямо называют «гением». В 1862 г. в Мариинском театре в Петербурге заново расписывали плафон потолка. В его медальонах поместили портреты драматургов: Фонвизина, Грибоедова, Гоголя и… Островского – это стало уже всероссийским признанием писателя.

«С Островским русский зритель плакал и смеялся, но главное – думал и надеялся. Пьесы его любили и понимали люди разной образованности и подготовленности. Островский служил как бы посредником между великой реалистической литературой России и массовыми ее аудиториями. Видя, как воспринимаются пьесы Островского, писатели могли делать выводы о настроениях и способностях своего читателя…» (Ю.М. Лотман)

В 1865 г. он основывает в Москве артистический кружок. Островский был одним из его руководителей. Артистический кружок стал школой для талантливых любителей – будущих замечательных русских артистов: О.О. Садовской, М.П. Садовского, П.А. Стрепетовой, М.И. Писарева и многих других. В 1870 г. по инициативе драматурга в Москве создается Общество русских драматических писателей, с 1874 г. до конца жизни Островский являлся бессменным его председателем.

В последние десятилетия жизни А.Н. Островский создает своего рода художественный памятник отечественному театру. В 1872 году он написал стихотворную комедию «Комик XVII столетия» о рождении первого русского театра при дворе царя Алексея Михайловича, отца Петра I. Но гораздо более известны пьесы Островского о современном ему театре – «Таланты и поклонники» (1881) и «Без вины виноватые» (1883).

А.Н. Островский в течение многих лет пытался переменить всю систему работы драматических театров, писал многочисленные проекты, надеясь убедить власть в необходимости срочных действий. В конце концов, в 1886 уже тяжело больной Островский был назначен заведующим репертуарной частью московских театров. В его руки было передано художественное руководство всеми театрами города.

А.Н. Островский надеялся освободить театр от бездарной, любительской игры, когда каждый актер был «сам за себя», пренебрегая художественной стороной театрального дела. Островский планировал начать формировать репертуар из серьезных пьес, не поступаясь интересами искусства в угоду кассовым сборам. Мечтал он и о возрождении театральной школы, которая должна была готовить профессиональных актеров.

Однако смерть 14 (2) июня 1886 в Щелыково Костромской губернии не позволила ему провести в жизнь давно задуманные реформы.

Создание национального театра Островский считал «признаком совершеннолетия нации», и он дал России национальный театр, создав репертуар поразительный по жанровому разнообразию.

Проработав для русской сцены без малого сорок лет, Островский создал целый репертуар – пятьдесят четыре пьесы, среди которых историческая и бытовая драма, сатирическая и народная комедия, водевиль и мелодрама, трагедия и драматическая сказка. «Исписал всю русскую жизнь» – от доисторических, сказочных времен («Снегурочка»), и событий прошлого (хроника «Козьма Захарьич Минин, Сухорук») до злободневной действительности.  Кроме того, перу Островского принадлежат многочисленные переводы из Сервантеса, Шекспира, Гольдони и т.д.

Значение А. Н. Островского для развития отечественной драматургии и сцены, его роль в достижениях всей русской культуры неоспоримы и огромны. Им сделано для России столь же много, как Шекспиром для Англии или Мольером для Франции. Продолжая лучшие традиции русской прогрессивной и зарубежной драматургии, Островский написал 47 оригинальных пьес. Говоря словами самого Островского, это «целый народный театр».

В связи с тридцатипятилетием драматургической деятельности А.Н. Островского Иван Александрович Гончаров писал: «Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после вас мы, русские, можем с гордостью сказать: “У нас есть свой русский, национальный театр”, Он, по справедливости, должен называться: “Театр Островского”».

Использованы материалы с сайта

Интернет-ресурсы

http://ostrovskiy.lit-info.ru – А.Н. Островский: биография, произведения, статьи и др.

https://ostrovsky.timpa.ru – А.Н. Островский: биография, произведения, письма, воспоминания, критика и др.

http://ostrovskij.ruКострома – малая родина Островского: биография, творчество А.Н. Островского

А.Н. Островский на сайте Культура.РФ

http://www.epwr.ru/quotauthor/522/ – биографии

А.Н. Островский в Библиотеке Мошкова  

А.Н. Островский в электронной библиотеке ImWerden

Пьесы А.Н. Островского в Библиотеке драматургии

А.Н. Островский на сайте «Урок в формате А4» https://a4format.ru/?letter=о&author_id=50

А.Н. Островский на сайте Государственного центрального театрального музея им. А.А. Бахрушина

А.Н. Островский в энциклопедии «Кругосвет»

А.Н. Островский в Википедии 

А.Н. Островский в проекте Хронос

Звуковые записи спектаклей [в т.ч. по пьесам А.Н. Островского] на сайте Государственного Академического Малого театра

Видеозаписи спектаклей по пьесам А.Н. Островского на сайте Малого театра России.

А.Н. Островский в проекте Литература и Жизнь

Группа ВКонтакте

Произведения А.Н. Островского

«Для того чтобы стать народным писателем,
мало одной любви к родине –
любовь даёт только энергию, чувство,
а содержания не дает;
надобно еще хорошо знать свой народ,
сойтись с ним покороче, сродниться…»

А.Н. Островский

Островский, А.Н. Полное собрание сочинений. В 12 томах; В 6 кн. / А.Н. Островский; ред. и предисл.  М.И. Писарева. – СПб.: Книгоиздат. Товарищество «Просвещение», 1904-1909. – (Всемирная библиотека. Собрания сочинений знаменитых русских и иностранных писателей).

(Фонд редкой книги МКУК «ЦБС»)

Островский, А.Н. Полное собрание сочинений. В 12 т. / А.Н. Островский; под общ. ред. Г.И. Владыкина; вступит. ст. А. Салынского. – М.: Искусство, 1973 – 1980.

(Имеются экземпляры в отделах: книгохранение)

Островский, А.Н. Собрание сочинений. В 10 т. / А.Н. Островский: под общ. ред. Г. Владыкина, А. Ревякина, В. Филиппова. – М. : Худож. лит., 1960.

(Имеются экземпляры в отделах: «Юность»)

Островский, А.Н. Бесприданница [Текст] : пьесы /  А. Н. Островский. – М.: Эксмо, 2010. – 624 с. – (Русская классика).

То же: 2006.

(Имеются экземпляры в отделах: «Юность»)

Островский, А.Н. Вся жизнь – театру / А.Н. Островский; сост., примеч., имен. указ. Н.С. Гродской; всупит. ст. С.Е. Шаталова. – М. : Сов. Россия, 1989. – 366 с. – (Русские дневники).

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, отдел искусств, «Юность»)

Островский, А.Н. Горькое слово истины: сборник к 150-летию со дня рождения / А.Н. Островский; всупит. ст. А.И. Ревякина; послесл. Н.С. Гродской; худ. Б. Жутовский. – М. : Мол. гвардия, 1973. – (Тебе в дорогу, романтик!).

(Имеются экземпляры в отделах: абонемент, «Юность», книгохранение)

Островский, А.Н. Гроза: 10 – 11 кл. [Текст]: (коммент., указ., учеб. материал) / А. Н. Островский ; сост. Б. А. Ланин. – М.: Эксмо, 2007. – 96  с. – (Классика в классе).

(Имеются экземпляры в отделах: «Юность»; др. издания – во всех подразделениях МКУК «ЦБС»)

Островский, А.Н. О литературе и театре / А.Н. Островский; сост. М. Лобанов. – М.: Современник, 1986. – 400 с. – (Б-ка «Любителям русской словесности»).

(Имеются экземпляры в отделах: абонемент, книгохранение)

Островский, А.Н. Пьесы / А. Н. Островский; вступит. ст., сост., примеч. А. Журавлёвой. – М. : Дет. лит., 1999. – 379 с. – (Школьная библиотека).

То же: 2000; 2003.

(Имеются экземпляры в отделах: абонемент, «Юность», библиотека семейного чтения по Уральской, 7; Гайдара, 22; п. Метлино)

Островский, А.Н. Пьесы / А.Н Островский; вступит. ст. В. Лакшина. – М.: Худож. лит., 1982. – 382 с. – (Классики и современники).

(Имеются экземпляры в отделах: книгохранение, «Юность», библиотека семейного чтения по Гайдара, 22)

Островский, А.Н. Театр и жизнь: избр. пьесы / А. Н. Островский. – М.: Школа-пресс, 1995. – 573 с. – (Круг чтения: школьная программа).

(Имеются экземпляры в отделах: библиотека семейного чтения по Гайдара, 22)

Видеоматериалы
(из фондов отдела искусств)

Бесприданница [Видеозапись]: худож. фильм по одноимен. пьесе А. Н. Островского / авт. сцен. Я. Протазанов, В. Швейцер; реж. Я. Протазанов; в ролях: О. Пыжова, Н. Алисова, А. Кторов; «РОТ-ФРОНТ»,1936. – М: Миллениа, 2000. – 85 мин. 1 вк. – (Кинонаследие).

Гроза [Видеозапись]: худож. фильм по одноимен. пьесе А. Н. Островского / авт. сцен. и реж. В. Петров; муз. В. Щербачев; в ролях: А. Тарасова, И. Чувелев, М. Жаров; Ленфильм, 1934. – М.: Миллениа, 2001. – 80 мин. 1 вк. – (Кинонаследие).

Женитьба Бальзаминова [Видеозапись]: худож. фильм по мотивам трилогии А. Н. Островского «Праздничный сон до обеда», «За чем пойдешь, то и найдешь», «Две собаки дерутся – третья не приставай» / авт. сцен. и пост. К. Воинов; муз. Б. Чайковский; в ролях: Г. Вицин, Л. Шагалова, Л. Смирнова; Мосфильм,1964. – М.: Крупный план, 2000. – 85 мин. 1 вк. – (Литератур. классика на экране).

Жестокий романс [Видеозапись]: худож. фильм по мотивам пьесы А. Н. Островского «Бесприданница» / реж. Э. Рязанов; в ролях: Л. Гузеева, Н. Михалков, А. Мягков, А. Петренко, А. Фрейндлих. – М. : Крупный план, 1999. – 137 мин. 1 вк. – (Фильмы Эльдара Рязанова).

Таланты и поклонники [Видеозапись]: фильм-спектакль по одноимен. пьесе А. Островского / пост. М. Кнебель; реж. М. Кнебель, Н. Зверева, М. Маркова; Моск. Академический театр им. Вл. Маяковского; в ролях: Е. Градова, В. Орлова, А. Лазарев; Гостелерадио СССР, 1971. – М: МАСЕР ТЭЙП, 2001. – 139 мин. 1 вк. – (Театр на экране).

 

Материалы о жизни и творчестве А.Н. Островского

«Островский прекрасен, как освежающий родник,
из которого напьешься, из которого умоешься,
у которого отдохнешь – и вновь пустишься в дорогу…»

А. Кугель, театральный критик

Бесстрашный рыцарь правды: к 200-летию со дня рождения А.Н. Островского: метод. рекомендации / СахОУНБ; сост. Н.В. Костомарова. – Южно-Сахалинск: СахОУНБ, 2022. – 41 с. – Режим доступа

«Островский, браво!»: методические рекомендации к проведению мероприятий, посвященных 200-летию со дня рождения А.Н. Островского: БГЦНТ; сост. Решетова О.В. – Белгород, 2022. – 16 с. – Режим доступа  

А.Н. Островский в воспоминаниях современников / под общ. ред. В.В. Григоренко, С.А. Макашина, С.И. Машинского, Б.С. Рюрикова; подгот. текста, вступит. ст. и примеч. А.И. Ревякина. – М.: Худож. лит., 1966. – (Серия литературных мемуаров). – Режим доступа

А.Н. Островский, А.П. Чехов и литературный процесс XIX-XX вв.: Сборник статей в память об Александре Ивановиче Ревякине (1900-1983) / РАН. ИНИОН. Центр гуманит. науч.-информ. исслед. Отд. литературоведения; отв. ред и сост. А.АВ. Ревякина, ред.-сост. И.А. Ревякина и др. – М.: Intrada, 2003. – 608 с. // Костромка

А.Н. Островский: русская и национальные литературы. Материалы международной научно-практической конференции 12-14 апреля 2013 г.- Ер. Издательский дом Лусабац, 2013. – 560 с. – Режим доступа

«Отец русского театра»: к 190-летию со дня рождения Александра Николаевича Островского: библиографический список / МБУК «Шебекинская ЦРБ», Информационно-библиографический отдел; сост. Л.В. Бородавкина; отв. за вып. О.В. Супруненко. – Шебекино, 2013. – 56 с. – Режим доступа

Анастасьев, А.Н. «Гроза» Островского / А.Н. Анастасьев. – М.: Худож. лит., 1975. – 101 с. – (Массовая ист.-лит. б-ка).

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал)

Ашукин, Н.С. Словарь к пьесам А.Н. Островского / Н.С. Ашукин, С.И. Ожегов, В.А. Филиппов. – М.: Веста, 1993. – 246 с.

Настоящая книга – свидетель своей эпохи. Она была задумана тремя москвичами, объединенными любовью к России и ее культуре. Словарь получился удивительным. Это целая энциклопедия русской жизни, ушедшей сейчас в далекое прошлое.

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, библиотека семейного чтения по Уральской, 7)

Добролюбов, Н.А. Статьи об Островском / Н.А. Добролюбов. – М.: Гослитиздат, 1956. – 271 с.

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал)

Дом-музей А.Н. Островского в Москве : Дом в Замоскворечье: фотоальбом / авт.-сост. Л.И. Постникова; фото А. Захарченко. – М.: Сов. Россия, 1988. – 137 с.

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал)

Драма А.Н. Островского «Гроза» в русской критике / сост., авт. вступит. ст. и примеч. И. Сухих; ЛГУ. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. – 335 с.

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, «Юность»)

Журавлева, А. И. Александр Николаевич Островский: в помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам / А. И. Журавлева, М. С. Макеев. – М.: Изд-во МГУ, 1997; 1998. – 112с. – (Перечитывая классику).

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, абонемент, «Юность», библиотека семейного чтения по Уральской, 7; Гайдара, 22; п. Метлино и Татыш)

Журавлёва, А.И. А.Н. Островский – комедиограф / А.И. Журавлёва. – М.: Изд-во МГУ, 1981. – 216 с.

(Имеются экземпляры в отделах: книгохранение)

Журавлёва, А.И. Театр А.Н. Островского: Кн. для учителя / А.И. Журавлёва, В.Н. Некрасов. – М.: Просвещение, 1986. – 205 с.

Электронная версия книги здесь >>

(Имеются экземпляры в отделах: «Юность», книгохранение)

Киреев, Р. Новеллы о любви. Русский Парнас / Р. Киреев. – М.: Центрополиграф, 2002. – 560 с.

С.227-237: Островский. «Любовь для неё была горем и несчастьем»

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, абонемент)

Лакшин, В.Я. Александр Николаевич Островский / В.Я. Лакшин. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Искусство, 1982. – 568 с. – (Жизнь в искусстве).

Электронная версия здесь >>

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал)

Лобанов, М.Л. Островский / М.Л. Лобанов. – 2-е изд., дораб. – М. : Мол. гвардия, 1979; 1989. – 399 с. – (Жизнь замечательных людей; Сер. биогр. Вып. 7).

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, «Юность», книгохранение)

Некрасов. Островский. Федотов. Перов. Крамской: биогр. повествования / сост., общ. ред. Н. Ф. Болдырева; послесл. А. Северского. – Челябинск: Урал LTD, 1999. – 442 с. : ил., портр. – (Жизнь замечат. людей. Биогр. б-ка Ф. Павленкова ; Т. 38).

С. 107-206: Иванов, И. Александр Островский

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, абонемент, «Юность», библиотека семейного чтения по  Уральской, 7)

А.Н. Островский в русской критике: сб. – М.: Гослитиздат, 1953. – 451 с.

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал)

Островский, А. Н. Драматургия: критика и комментарии; темы и развернутые планы сочинений; материалы для подготовки к уроку / А. Н. Островский; сост. Н. Мирова. – М.: Олимп, АСТ, 1998. – 736 с. – (Школа классики. Книга для ученика и учителя).

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, «Юность», абонемент, библиотека семейного чтения по Уральской, 7; Гайдара, 22)

А. Н. Островский. Драмы: Анализ текста. Основное содержание. Сочинения / авт.-сост. Н. Ю. Буровцева, Л. Г. Криуля. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000; 2006; 2003. – 112 с. – (Школьная программа).

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, «Юность», библиотека семейного чтения п. Метлино)

А.Н. Островский. Новые материалы и исследования. В 2 кн. / Под ред. В.Р. Щербины; АН СССР, Ин-т мировой литературы им. Горького. – М.: Наука, 1974. – (Литературное наследство).

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал)

Ревякин, А.И. Искусство драматургии А.Н. Островского / А.И. Ревякин. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1974. – 334 с.

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал)

Ревякин, А.И. Москва в жизни и творчестве А.Н. Островского / А.И. Ревякин. – М.: Моск. рабочий, 1962. – 544 с.

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал)

Русская трагедия. Пьеса А.Н. Островского «Гроза» в русской критике и литературоведении / сост., вступит. ст. И.Н. Сухих. – СПб.: Азбука-классика, 2002. – 480 с. – (Круг чтения. Русская литература).

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал)

Свердлов, М.И. Почему умерла Катерина? «Гроза»: вчера и сегодня / М. И. Свердлов. – М.: Глобулус: ЭНАС, 2005. – 120 с. – (Литературный семинар).

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, «Юность»)

Штейн, А.Л. Мастер русской драмы. Этюды о творчестве Островского / А.Л. Штейн. – М.: Сов. писатель, 1973. – 432 с.

Книга состоит из ряда этюдов, посвященных основным произведениям Островского, таким, как «Свои люди – сочтемся», «Гроза», «На всякого мудреца довольно простоты», «Лес», «Волки и овцы», «Бесприданница» и др.

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, абонемент)

Штейн, А.Л. Три шедевра А. Островского / А.Л. Штейн. – М.: Советский писатель, 1967. – 180 с., ил.

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал)

Штильмарк, Р.А. За Москвой-рекой: А.Н. Островский. Страницы жизни / Р.А. Штильмарк. – М.: Мол. гвардия, 1983. – 190 с.

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, «Юность»)

 

Статьи:

Бабичева, Ю.В. Островский в преддверии «новой драмы» // А.Н. Островский, А.П. Чехов и литературный процесс XIX-XX вв.: Сборник статей. – М., 2003. – С. 170.

Баканова, Л.Н. Феномен «Снегурочки» А.Н. Островского и Н.А. Римского-Корсакова: философские контексты / Л.Н. Баканова // Вестник СПбГУКИ. – 2014. – № 1 (18). – С. 125-132.

Бойко, В.П. Русское купечество в пьесах А. Н. Островского и в статьях его критиков // Вестник Томского гос. ун-та. История. – 2017. – № 48.  

Гейро, Л.С. Неизвестные страницы из статьи Гончарова об Островском / Л.С. Гейро // Русская литература. – 1973. – № 2. – С. 144-148.

Дружинин, А.В. Сочинения А.Н. Островского // Лицей

Дьяченко, Е. «Все краски, все звуки, все слова»: А.Н. Островский как исследователь русской жизни / Е. Дьяченко // Губернский дом. – 2013. – № 1 (90). – С. 73-76.   

Едошина, И.А. Островский-мыслитель / И.А. Едошина // Губернский дом. – 2013. – № 1 (90). – С. 98-102.

Журавлева, А.И. Поздний Островский в свете социокультурных проблем эпохи / А.И. Журавлева // Литература в школе. – 2003. – № 8. – С. 11-17.

Зайцева, И.Е. Государственный человек русского театра: Драматургия А.Н. Островского / И.Е. Зайцева // Международный культурный портал Эксперимент

Зубов, А. Е. Драматургия А.Н. Островского в интерпретации сценографов сибирских театров 1940-х 1980-х гг. // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2007. – № 8.  

Кайдаш-Лакшина, С. Загадка первой жены А.Н. Островского // Лит. Россия. – 2012. – № 2.

Калюжная, Л. Александр Николаевич Островский // Великие писатели

Карпова, Т. История одного портрета: Вадим Карпов «Островский в Щелыкове» / Т. Карпова // Губернский дом. – 2013. – № 1 (90). – С. 23-24.

Карпушкина, Л. Шекспировские мотивы сорокового опуса: Иронический подтекст в пьесе «Бесприданница» / Л. Карпушкина // Вопросы литературы. – 2016. – № 2.

Кони, А.Ф. А.Н. Островский (Отрывочные воспоминания) // Литература и Жизнь

Копцева, Е. Заклинатель страстей: Александр Николаевич Островский / Е. Копцева // Ревизор. – 2020. – 23 апр.  

Лебедев, Ю.В. Творческий диалог А.Н. Островского с И.С. Тургеневым в комедии «Бедная невеста» / Ю.В. Лебедев // Вестник КГУ. – 2014. – № 5. – С. 127-130.   

Лебедев, Ю.В. У истоков драматургии А. Н. Островского // Вестник Костромского государственного университета. – 2017. – № 2.

Лотман, Л. М. А. Н. Островский // История русской литературы: В 4 т. / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). – Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1980-1983. Т. 3. Расцвет реализма: История русской литературы. – 1982. –  С. 495-527.

Лукьянова, И. Человек-театр: Упорный труд помог Александру Островскому практически в одиночку воздвигнуть русский национальный театр / И. Лукьянова // Русский мир. – 2013 – 1 апреля. – С. 42-47.

Ляшенко, Л. Замечательные москвичи [Текст]: [Н. М. Карамзин, Д. В. Давыдов, А. Н. Островский, А. А. Гиляровский] / Л. Ляшенко // История – Первое сентября. – 2009. – № 13. – С. 26-32.

Максимов, С. «И Пушкин, Гоголь, Грибоедов с тобой венец разделят свой…»: Воспоминания об Александре Николаевиче Островском / С. Максимов // Русская Линия. – 2016. – Ч. 1; Ч. 2; Ч. 3.   

Мосалева, Г.В. «Непрочитанный» А.Н. Островский: «поэзия предания» в плену «темного царства» революционно-демократической публицистики // Трансформации русской классики

Мосалева, Г.В. Поэзия народной жизни в пьесах А.Н. Островского: мир русской глубинки / Г.В. Мосалева // Вестник Удмуртского университета. Серия: История и филология. – 215. – № 5. – С. 108-113.

Москвина, Т. Исторический морализм А.Н. Островского: А.Н. Островский и проблемы национального самосознания / Т. Москвина // Петербургский театральный журнал. – 1996. – № 10.

Москвина, Т. Личность А.Н. Островского: очерк проблемы / Т. Москвина // Петербургский театральный журнал. – 1993. – № 2.

Мураткина, Е.Л. «Лес» А.Н. Островского и «Вишневый сад» А.П. Чехова: художественные переклички и композиционные соответствия / Е.Л. Мураткина // Вестник КГУ. – 2014. – № 4. – С. 140-143.

Мусаев, Р. Александр Николаевич Островский. Драматург, изменивший театр / Р. Мусаев // Проза.ру   

Николаев, В. Дело было закрыто «по недостатку улик»: О деятельности Общества русских драматических писателей в Костромской губернии / В. Николаев // Губернский дом. – 2013. – № 1 (90). – С. 33-38.

Никонова, Н.А. Жанр комедии в исторической драматургии А.Н. Островского / Н.А. Никонова // Вестник КГУ. – 2013. – № 6. – С. 97-100.   

Новиков, А.В. Россия и запад в исторических хрониках А.Н. Островского / А.В. Новиков // Теория и практика общественного развития. – 2014. – № 2. – С. 316-319.

Орлова, Г. Драматург на все времена: 190 лет со дня рождения А.Н. Островского / Г. Орлова; Беседовала Т. Гончарова // Губернский дом. – 2013. – № 1 (90). – С. 3-5.  

Орлова, М.А. Островский и его современники в фондах Государственного исторического музея

/ М.А. Орлова // ИМЛИ им. А.М. Горького РАН   

А.Н. Островский – создатель русского театра: торжество реализма // Культура – здесь и сейчас. – 2013. – 8 нояб.

Печерская, Т.В. Жанр драмы в творчестве А.Н. Островского / Т.В. Печерская // Современные исследования социальных проблем. – 2013. – № 3 (23).

«Путешествие по Волге» А.Н. Островского // Лицей

Ревякин, А.И. А.Н. Островский, А.П. Чехов и литературный процесс ХIX-ХХ вв.: Театр Островского / А.И. Ревякин // Костромка

Ревякин, А. А.Н. Островский в воспоминаниях современников: Вступительная статья / А. Ревякин // А.Н. Островский

Ревякин, А.И. Значение Островского: А.Н. Островский в развитии русской культуры / А.И. Ревякин // Русская литература. – 1973. – № 2. – С. 3-18.  

Ревякин, А.И. Новатор русской драматургии / А.И. Ревякин // Русская речь. – 1973. – № 2. – С. 4-11.

Ревякин, А.И. Щелыковские мотивы в творчестве А.Н. Островского. Актеры в гостях у драматурга// А.Н. Островский, А.П. Чехов и литературный процесс XIX-XX вв. : Сборник статей. – М., 2003. – С. 284.

Романова, Л.В. «Гроза» как феномен русскости: История пьесы / Л.В. Романова // Подъём. – 2018. – 5 февраля.

Румянцев, П.Р. Свидетель скорбного пути: Островский и Гоголь / П.Р. Румянцев // Губернский дом. – 2013. – № 1 (90). – С. 103-106.   

Сидоров, Д. «Имя его особенно дорого нам, костромичам»: К вопросу об инициативах увековечивания памяти А.Н. Островского в конце XIX в. / Д. Сидоров // Губернский дом. – 2013. – № 1 (90). – С. 67-68.

Склифосовская, Т.Ф. Несколько слов о А.Н. Островском в быту: К 195-летию А.Н. Островского / Т.Ф. Склифосовская // Русская Стратегия. – 2018. – 12 апр.

Соколова, В.Ф. Народоведческие истоки творчества А.Н. Островского / В.Ф. Соколова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2016. – № 5-3 (59). – С. 51-54.

Тихомиров, В.В. «Снегурочка» А. Н. Островского: проблемы оценки и интерпретации (1873-1900) // Вестник Костромского государственного университета. – 2016. – № 6.

Фрумкин, К. Г. Загадка мещанства: Социологические заметки на полях русских пьес [А. Островского и М. Горького] / К. Г. Фрумкин // Нева. – 2013. – № 2. – С. 229-241.  

Фрумкин, К. Террор и насилие в зеркале искусства: Архетип социального хаоса в изображении Островского и Горького: [Тема социального хаоса в произведениях рус. лит. нач. XX в. и кинематографа позднесовет. периода] / К. Фрумкин // Знамя. – 2002. – № 7. – С. 177-195.  

Хапалов, А.А. Путь А.Н. Островского к сотрудничеству с журналом «Современник» / А.А. Хапалов // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2012. – № 2. – С. 132-136.

Холодов, Е. Вокруг Островского: К юбилею великого писателя / Е. Холодов // Вопросы литературы. – 1976. – № 4. – С. 226-260.

Чайкина, Т.В. Жанр сказки в творчестве А.Н. Островского / Т.В. Чайкина // Современные исследования социальных проблем. – 2012. – № 11.

Чайкина, Т.В. Пьеса А.Н. Островского «Поздняя любовь»: специфика жанра / Т.В. Чайкина // Вестник КГУ. – 2009. – № 2. – С. 144-148.

Шалимова, Н. «Питер город холодный…»: Петербург в творчестве А.Н. Островского / Н. Шалимова // Петербургский театральный журнал. – 2002. – № 1[27].

Шефов, А.Н. Юбилей великого драматурга (1985) // Bilettorg  

Штейн, А.Л. Об идеале в искусстве А.Н. Островского // Известия АН СССР. Отделение литературы и языка. – Т. XXXII. Вып. 2. – М., 1973. – С. 111-120.

Память. Памятные места

«Пройдут года – дойдет от дедов
Ко внукам труд почтенный твой,
И Пушкин, Гоголь, Грибоедов 
  С тобой венец разделят свой…»

«О праздновании 200-летия со дня рождения А.Н. Островского»: Указ Президента РФ № 700 от 13.11.2020

В Плане основных мероприятий – юбилейные и торжественные мероприятия, просветительские акции, мероприятия в рамках международного сотрудничества, кластерное развитие территорий, связанных с именем А.Н. Островского, и мероприятия в регионах.

Разработан фирменный стиль юбилейных мероприятий года.

Научно-просветительский фестиваль «Наш Островский»  (Санкт-Петербург)

Банк России выпускает в обращение памятную серебряную монету номиналом 2 рубля «Драматург А.Н. Островский, к 200-летию со дня рождения» серии «Выдающиеся личности России».

Ермолаева, Н.Л. Петербург, Москва, провинция в творчестве А.Н. Островского и И.А. Гончарова // Два века. – 2019. – № 2.  

Ожимкова, В.В. А. Н. Островский в Петербурге // Щелыковские чтения 2007. А.Н. Островский в контексте мировой литературы: Сб. статей / Науч. ред., сост. И.А. Едошина. – Кострома, 2008. – С. 248-259.

Шалимова, Н. «Питер город холодный…»: Петербург в творчестве А.Н. Островского / Н. Шалимова // Петербургский театральный журнал. – 2002. – № 1[27].

Дом-музей А.Н. Островского в Москве (филиал Государственного центрального театрального музея им. А.А. Бахрушина) https://www.gctm.ru/branch/dmo/

Музей открыт в 1984 г. в Замоскворечье, в доме, где родился А. Н. Островский (Малая Ордынка, 9). К 200-летию драматурга музей откроется после реконструкции.

Вокруг усадьбы разбит роскошный сад, который цветет с ранней весны до поздней осени, а комнаты деревянного дома хранят атмосферу и настроение спокойной, размеренной жизни.

Коллекция музея состоит из личных вещей драматурга и его семьи, друзей-актеров; предметов материальной культуры России прошлого столетия, а также экспонатов, отражающих историю Москвы, в частности Замоскворечья. Экспозиция рассказывает о сценическом воплощении пьес А. Н. Островского на сцене русского театра – в ней представлены эскизы декораций и костюмов, фотопортреты актеров, афиши, рукописи.

Подробнее о музее здесь >>   здесь >>   здесь >>

Фотоэкскурсия здесь >>

Музей в ВКонтакте

Жулькова, К.А. «Московский Текст» А. Н. Островского // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 7, Литературоведение: Реферативный журнал. – 2019. – № 2.

Левина, Л.Н. Жизнь А.Н. Островского в Москве: Презентация к уроку литературы // Социальная образовательная сеть

Островский и Москва: Дом-музей Островского в Москве // Музеи

Постникова, Л. Дом-музей знаменитого русского драматурга Александра Островского в Москве: док. фильм из цикла «Музеи России» [Видео] // YouTube – Россия

Соколинская, П. Дом-музей А. Н. Островского в Москве: док. программа из цикла «Музеемания» [Видео] // YouTube – Россия

Памятник-бюст в Москве

(1954, скульптор Г.И. Мотовилов, архитектор Л.М. Поляков)

Установлен во дворе дома-музея А.Н. Островского (Малая Ордынка, 9).

Семья Островских жила на Малой Ордынке, д. 9, на Пятницкой, на Житной, д. 10. Всё детство Островского и часть юности прошли в самом центре Замоскворечья, бывшего в ту пору, по условиям своей жизни, совершенно особым миром. Этот мир населил его воображение теми представлениями и типами, которые он впоследствии воспроизвел в своих комедиях.

Московской школе № 1262 на Житной ул., д. 6 присвоено имя А.Н. Островского, у школы установлен бюст Островского.  Улица Малая Ордынка в 1948-1992 гг. носила название улица А.Н. Островского.

А.Н. Островский и Замоскворечье

Государственный Академический Малый театр им. А.Н. Островского http://www.maly.ru/

Все 48 пьес, написанных А.Н. Островским, были поставлены в Малом театре. Островский сам читал их актерам, проводил репетиции, определяя трактовку и характер исполнения пьес.

Поздравляя драматурга с тридцатипятилетним юбилеем творческой деятельности, И.А. Гончаров писал: «… только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский,  национальный театр. Он по справедливости должен называться «Театр Островского…»

А.Н. Островский и Государственный Академический Малый театр

Фото с сайта

Памятник  А.Н. Островскому в Москве

(1929, скульптор Н. А. Андреев, архитектор И. П. Машков)

Установлен  на Театральной площади перед зданием Малого театра, который еще при жизни драматурга стали называть «Домом Островского».

Об открытии памятника здесь >>

Подробнее здесь >>  и  здесь >>

Фото с сайта

Государственный мемориальный и природный музей-заповедник А.Н. Островского в Щелыково (Островский р-н Костромской области) http://www.museumschelykovo.ru

Мемориальный дом-музей – деревянный усадебный дом постройки конца XVIII – начала XIX вв. – был открыт в 1923 году. На первом этаже мемориальная экспозиция, значительную часть которой составляют личные вещи А. Н. Островского и членов его семьи, предметы подлинной обстановки дома драматурга.

Фотоэкскурсия по заповеднику здесь >>  и  здесь >>

Фото с сайта

Это место, которое драматург сравнивал «с лучшими местами Швейцарии и Италии», место, ставшее его любовью на всю жизнь. Здесь на протяжении почти четырех десятилетий он много и плодотворно работал, принимал многочисленных гостей, здесь нашел свой последний приют. Кроме дома в заповедник входят чудесный мемориальный парк, Никольская церковь с фамильным захоронением Островских, Литературно-театральный музей, Голубой дом дочери писателя и другие объекты культуры.

Губанова, Т. А.Н. Островский. Щелыково: виртуальная экскурсия [Видео] // YouTube – Россия

Кособок, М. Музей-заповедник А.Н. Островского «Щелыково» // Литература – Первое сентября. – 2008. – № 6.

Недомарацкая, М. Усадьба Щелыково в 1918 году: Опись имения и находящегося в нём живого и мертвого инвентаря / М. Недомарацкая // Губернский дом. – 2013. – № 1 (90). – С. 44-46.    

Орлова, Г. Раздел усадьбы: О музее-заповеднике «Щелыково» / Г. Орлова // Губернский дом. – 2013. – № 1 (90). – С. 47-49.

Непряхина, Л.М. О мемориальном музее-заповеднике А.Н. Островского «Щелыково» / Л.М. Непряхина, Е.А. Цветкова // А.Н. Островский, А.П. Чехов и литературный процесс XIX-XX вв. : Сборник статей. – М., 2003. – С. 327.

Ревякин, А. Островский в Щелыкове. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Всероссийское театральное общество, 1978. – 304 с.: ил. // Костромка: История и культура Костромского края

Ревякин, А.И. Щелыковские мотивы в творчестве А.Н. Островского. Актеры в гостях у драматурга// А.Н. Островский, А.П. Чехов и литературный процесс XIX-XX вв. : Сборник статей. – М., 2003. – С. 284.

Скворцов, Э. Щелыково. Музей-заповедник А.Н. Островского // Туристер. – 2019. – 5 апр.

Сытник, Г.Н. Урок-путешествие в Щелыково – усадьбу А.Н. Островского // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Хромова, С. Ю. А. Н. Островский в Щелыкове [Текст] : Урок-путешествие. X класс / С. Ю. Хромова // Литература в школе. – 2003. – № 8. – С. 39-41. – Библиогр.: с. 41.

Могила А.Н. Островского (Щелыково, Костромская область)

В своем завещании А.Н. Островский велел похоронить его в Москве на Новодевичьем кладбище. Но на семейном совете было принято решение похоронить Александра Николаевича на фамильном погосте возле Никольской церкви в Николо-Бережках. Село Николо-Бережки находится в двух километрах от любимого им Щелыкова и входит в мемориальный комплекс музея-заповедника.

Близ Никольской церкви, построенной в 1792 году, и находится могила писателя, на ней установлен памятник из черного мрамора. Кроме самого драматурга здесь захоронены его отец Николай Фёдорович, жена Мария Васильевна и дочь Мария Александровна Шателен.

Фото с сайта

Подробнее и фото здесь >>

Памятник А.Н. Островскому в Щелыково

(1973, скульптор А.П. Пимченко, архитектор В.И. Ровнов)

О Щелыково  здесь >>  и   здесь >>

Фото с сайта

Бюст А.Н. Островского в Костроме

(скульптор Н.Е. Саркисов)

Бюст  в 1956 г. был установлен в музее-усадьбе А.Н. Островского Щелыково. В 1967 г. его перенесли в Кострому и установили на бульваре центральной радиальной улицы города, лицом к главному фасаду драматического театра, носящего имя драматурга.

Подробнее здесь >>

Первый раз А.Н. Островский прибыл в Кострому в 1848 году, спустя год после того, как его отец приобрел имение «Щелыково».

Беседка Островского в Костроме

Кострома – малая родина Н.А. Островского

Островский и Кострома

 Фото с сайта

Мемориальная доска в Костроме

Установлена  на здании бывшей гостиницы Лопухина (проспект Мира, 1), в которой останавливался будущий драматург.

Сидоров, Д. «Имя его особенно дорого нам, костромичам»: К вопросу об инициативах увековечивания памяти А.Н. Островского в конце XIX в. / Д. Сидоров // Губернский дом. – 2013. – № 1 (90). – С. 67-68.

Фото с сайта

Памятник А.Н. Островскому в Кинешме (Ивановская обл.)

(2005, скульптор Н.А. Иванов, архитекторы А. Тихонов, А. Коковкин)

Установлен на площади перед городским театром (Советская, 12), в создании которого А.Н. Островский принимал деятельное участие.

Островский подолгу жил в заволжской усадьбе Щелыково, в двадцати с лишним километрах от Кинешмы. Двенадцать лет подряд кинешемцы избирали великого драматурга почетным мировым судьей и гласным земского собрания города. Он часто бывал в городе, присутствовал на судебных заседаниях, где раскрывались перед ним человеческие судьбы и характеры.

Именем Островского названы Кинешемский драматический театр, одна из центральных улиц и старейшая школа города.

А.Н. Островский и Кинешма  

Фото с сайта

Мемориальная доска в Твери

В Твери Островский жил на Миллионной улице, в гостинице купца  Барсукова (сейчас Советская, 7), на здании которой в 1974 г. установлена мемориальная доска.

А. Н. Островский  был участником экспедиции морского министерства в 1856 г. Экспедиция занималась описанием жизни, быта и промыслов населения, живущего по берегам морей, озер и рек Европейской России. Островскому поручили описание Волги от истоков до Нижнего Новгорода.

Писатель встречался с купцами, мастеровыми, ремесленниками, священнослужителями, учителями. Его  интересовали быт, нравы и характеры людей разных сословий и классов.

Грибков-Майский, В. Загадка Островского: Волжское путешествие А.Н. Островского // Тверские ведомости. – 2014. – 12 сент.

Жуков, Э. А.Н. Островский и Тверской край // Образовательная социальная сеть – Алые паруса

«Путешествие по Волге» А.Н. Островского // Лицей

Подробнее здесь >>  и  здесь >>

А.Н. Островский в музыке

На сюжеты Островского написан ряд известных опер. Среди них «Вражья сила» Серова (по пьесе «Не так живи, как хочется»), «Снегурочка» Римского-Корсакова (по одноименному сочинению), «Сон на Волге» Аренского (по пьесе «Воевода»). Пьеса «Гроза» легла в основу оперы Яначека «Катя Кабанова» и одноименного сочинения В. Н. Кашперова. По пьесе «Лес» создана одноименная опера Рольфа Либермана. П.И. Чайковским написана музыка к пьесе «Снегурочка».

Вайдман, П. А.Н. Островский и П.И. Чайковский // П.И. Чайковский

Вайдман, П.Е. «Снегурочка» П.И. Чайковского // П.И. Чайковский

А.Н. Островский на сцене:

«Национальный театр есть признак совершеннолетия нации». (А.Н. Островский)

Спектакли по пьесам А.Н. Островского в Москве;  в С.-Петербурге

Пьесы Александра Островского в постановке Малого театра: Подборка // Культура.РФ

Бабичева, Ю.В. Островский в преддверии «новой драмы» // Ревякин, А.И. А.Н. Островский, А.П. Чехов и литературный процесс ХIX – ХХ вв. – Режим доступа

Герасимов, Ю.К. Островский и театральный модернизм // Ревякин, А.И. А.Н. Островский, А.П. Чехов и литературный процесс ХIX – ХХ вв. – Режим доступа

Грачева, И.С. А.Н. Островский и театр // Грачева И.С. Уроки русской литературы. – СПб, 1993. – С. 343-349.

Гродская, Н.С. «Школа нравов»: А.Н. Островский на московской сцене (90-е годы ХХ в.) // А.Н. Островский, А.П. Чехов и литературный процесс XIX-XX вв. : Сборник статей. – М., 2003. – С. 246.

Журавлева, А.И. Драматургия А.Н. Островского: Учеб. пособие к спецкурсу. – М.: МГУ, 1974. – 105 с. – Режим доступа

Карпова, Н.Ю. Театр А.Н. Островского: Презентация к уроку // ИнфоУрок

Стрельцова, Е.И. Островский на современной сцене // Бенефис : официальный сайт Л. Дурова

Тугарина, Н.С. А.Н. Островский и Малый театр // А.Н. Островский

А.Н. Островский в кинематографе:

А.Н. Островский на платформе «Смотрим»

Пьесы А.Н. Островского на советском экране

5 известных экранизаций Островского // Яндекс – Дзен ВТБ Страна

Филимонов, В.П. Новые люди «русской трагедии» и «русской комедии» А.Н. Островского на отечественном экране // Никольский, С.А. Русское мировоззрение. «Новые люди» как идея и явление: опыт осмысления в отечественной философии и классической литературе 40-60-х годов XIX столетия / Никольский С.А. – М: Прогресс-Традиция, 2012. – С. 682-708

Василиса Мелентьева (1911)

На бойком месте  (1911)

Без вины виноватые (1916)

На бойком месте (1916, Чардынин)

На бойком месте (1916, Сабинский; др. название «На большой дороге»)

Гроза (1934) Реж. В. Петров; в ролях: А. Тарасова, М. Жаров, В. Массалитинова

Фильм в Википедии

Фильм на сайте «Русское кино»

Бесприданница (1936) Сценарий В. Швейцера; Реж. Я. Протазанов, А.Роу; в ролях: Н. Алисова, О. Пыжова, А. Кторов и др.

Фильм в Википедии

Фильм на сайте «Русское кино»

Без вины виноватые (1945) Реж. В. Петров; В ролях: А. Тарасова, В. Дружников, В. Станицын, Б. Ливанов и др.

Фильм в Википедии

Фильм на сайте КиноТеатр

Правда – хорошо, а счастье лучше (1951, фильм-спектакль)

Волки и овцы (1952, телеспектакль)

На всякого мудреца довольно простоты (1952, телеспектакль)

Снегурочка (1952, мультфильм)

Горячее сердце (1953, фильм-спектакль)

На бойком месте (1955, фильм-спектакль)

Таланты и поклонники  (1956) Реж. А. Апсолон, Б. Дмоховский; В ролях: Т. Ленникова, П. Кадочников, Б. Смирнов, Е. Лебедев и др.

Фильм в Википедии

Женитьба Бальзаминова (1964) Реж. К. Воинов; в  ролях: Г. Вицин, Л. Смирнова, Н. Мордюкова, Л. Гурченко и др.

Фильм в Википедии

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

Снегурочка (1968) Реж. П. Кадочников; в ролях: П. Кадочников, Е. Филонова, Е. Жариков, И. Губанова, Б. Химичев и др.

Фильм на сайте КиноТеатр

Подробнее о фильме здесь >>  и  здесь >>

На всякого мудреца довольно простоты (1971, фильм-спектакль театра им. Вахтангова) Реж. А. Ремизова; В ролях: Ю. Яковлев, Л. Максакова, Н. Гриценко

Фильм в Википедии

Таланты и поклонники (1971) Реж. Мария и Майя Кнебель; в ролях: А. Лазарев, В. Орлова, Е. Градова, В. Самойлов и др.

Фильм на сайте КиноТеатр

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

Последняя жертва (1975) Реж. П. Тодоровский; В ролях: О. Стриженов, М. Володина, М. Глузский, Л. Куравлёв, О. Науменко, В. Филатов и др.

Фильм на сайте КиноТеатр

Красавец-мужчина (1978) Реж. М. Микаэлян; В ролях: О. Табаков, М. Неёлова, Л. Гурченко, Н. Ургант, Л. Ахеджакова, А. Абдулов и др.

Фильм на сайте КиноТеатр

Бешеные деньги (1978) Реж.  Н. Александрович, В. Бейлис, Л. Варпаховский; В ролях: Э. Быстрицкая, Ю. Васильев, В. Кенигсон, В. Игаров и др.

Фильм на сайте КиноТеатр

Лес (1980) Реж. В. Мотыль; В ролях: Л. Целиковская, Б. Плотников, С. Садальский, А. Соловьев, М. Пуговкин и др.

Фильм в Википедии

Фильм на сайте КиноТеатр

Бешеные деньги (1981) Реж. Е. Матвеев; В ролях: Л. Нильская, А. Михайлов, Е. Соловей, Ю. Яковлев, П. Кадочников и др.

Фильм в Википедии

Поздняя любовь (1983) Реж. Л. Пчёлкин; В ролях: И. Смоктуновский, А. Каменкова, Р. Нахапетов, Е. Проклова, Е. Ханаева, В. Невинный, В. Хлевинский и др.

Подробнее здесь  >>

Фильм на сайте КиноТеатр 

Жестокий романс  (1984, по мотивам пьесы «Бесприданница»).  Реж. Э. Рязанов; в ролях:  Н.Михалков, Л. Гузеева, А. Фрейндлих, А. Мягков, В. Проскурин, А. Петренко и др.

Фильм в Википедии

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

После дождичка в четверг (1985, фильм-сказка по мотивам либретто А.Н. Островского для ненаписанной оперы) Сценарий Ю.Кима, Реж. М. Юзовский; В ролях: О. Анофриев, О. Табаков, Т. Петьтцер, Г. Миллер и др.

Фильм в Википедии

Фильм на сайте КиноТеатр

Сердце не камень (1989, фильм-спектакль) Реж. Л.Пчёлкин; В ролях: И.Смоктуновский, Е.Яковлева, О.Табаков, Н. Гундарева, С.Садальский, М.Смоктуновская, А.Ташков, А.Дмитриева, В.Невинный. 

Подробнее о фильме здесь >>

Дикарка (2001) Реж. Ю. Павлов; В ролях: С. Шакуров, Д. Мороз, И. Розанова, Р. Маркова, Н. Усатова и др.

Фильм в Википедии

Фильм на сайте КиноТеатр

Анна (2005, ремейк пьесы «Без вины виноватые») Сценарий Г. Данелия и Р. Ибрагимбекова; реж. Е. Гинзбург; В ролях: Т. Кравченко, Л. Казарновская, В. Стержаков, Ю. Рутберг, В. Долинский и др. (Гран-при «Гранатовый браслет») одиннадцатого Российского фестиваля «Литература и кино» (Гатчина) «за невероятную до изумления трактовку великой пьесы А. Н. Островского».

Подробнее о фильме здесь >>

Снегурочка (2006, мультфильм) Реж. М. Муат

Фильм в Википедии

Русские деньги (2006, по мотивам пьесы «Волки и овцы»)

Без вины виноватые (2008)

Взятки гладки (2008, по мотивам пьесы «Доходное место»)

Банкрот (2009, по мотивам пьесы «Свои люди – сочтёмся») Реж. И. Масленников; В ролях: Л. Кулагин, Н. Усатова, Л. Ахеджакова, Д. Мурашев и др.

Фильм на сайте РусКино

 

Предлагаем также «Пьесы жизни» А.Н. Островского»: Методические материалы в помощь изучению жизни и творчества писателя.

Оцените статью
libozersk.ru