Почетные граждане города Озерска

На главную                                         О проекте                                         Персоналия


Персоналия


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

вернуться назад

А. Волынцев

ШКОЛЬНЫЙ ВАЛЬС ОЗЕРСКА:
(Опыт исторического романа)

ПРОЛОГ

...Говорят, что когда-то в Озерске не было школ. Совершенно. Впрочем, тогда и Озерск был не совсем Оэерском и не очень-городом. Я этого помнить не могу, но так говорят. Говорят, что и школы появились не одновременно, и что формирование всей структуры гороно происходило шаг за шагом, год за годом... Мое поколение не видело всего этого: мы пришли, как говорится, на все готовенькое. Поэтому всегда интересно пообщаться с теми, кто не только был свидетелем развития истории, но и сам в ней участвовал...

С Александром Сергеевичем Волковым мы беседовали в его рабочем кабинете. Конечно, за полтора часа невозможно рассказать все то, что было пережито за 45 лет в Озерске, а газетные страницы не в состоянии вместить все то, что было сказано за эти полтора часа... И все же попробуем.

ГЛАВА ПЕРВАЯ. "Крутые ступеньки"

В 1953 году, после окончания Московского педагогического института им. В. И. Ленина, Александр Сергеевич вместе с женой и четырехмесячной дочкой приехал в Челябинск-40 по распределению...

"Когда мы приехали, тут еще не было никакой советской власти. Был только административный отдел, который возглавлял товарищ Толмачев, а за народное образование отвечал Василий Степанович Ванюнин. Сначала нас очень долго продержали на Дальней Даче": не пускали, потому что не было жилья. Потом, наконец, пустили. Дали маленькую комнатку, девятиметровку, на пр. Ленина, 7. В ней ничего не было. Ночевали на чемодане. Так мы начинали нашу работу".

Как ни странно, сразу предоставить работу по специальности Александру Сергеевичу не смогли, и историку по образованию предложили вести уроки физкультуры в школе № 27, уроки по предмету "Конституция СССР" и математику в школе работающей молодежи.

"На второй год я перешел к Марье Алексеевне Сапоговой. Тогда была создана школа для трудновоспитуемых ребят. Там у меня уже было побольше уроков истории. Ребятишки были, конечно, тяжелейшие. Но контакты мы нашли. Был и такой, как говорится, непедагогический случай (сейчас бы, конечно, так не поступил). Прихожу - в туалете ребята курят. (А у меня была эбонитовая указка, в ШРМ сделали). Я говорю: "А ну, выходи по одному..." Как одному втянул... Но он никому не пожаловался. До сих пор со мной здоровается и говорит: "Спасибо, Александр Сергеевич, за науку..."

На второй год меня пригласили в школу № 23. Здесь был директором Абрам Лукьянович Дьяченко, человек, приехавший из Москвы. Его, видимо, тоже просили помочь в организации народного образования, которое здесь еще только формировалось. Он меня пригласил и сказал: "Давай так: настраивайся сразу на завуча". Я говорю: Какой я завуч, только из института приехал..." На следующий год он меня уже назначил завучем. А через год: " Я уезжаю в Москву, становись директором". Так я в 1956 году стал директором школы.

Я был очень неопытен, но мне достались великолепные учителя: во-первых, сам директор, А.Л. Дьяченко,-прекрасный человек, методист, неплохой организатор; во-вторых, Наталья Николаевна Сметанина, завуч; она курировала начальную школу и тоже отлично знала весь учебный процесс. Эти люди очень помогли мне в моем становлении как педагога.

Педагогический коллектив школы был очень интересный и молодой. Тогда ведь стариков в городе практически не было. Стариками считались сорокалетние руководители города. А в основном это была молодежь-энергичная, боевая. И потом-мы были воодушевлены тем, что нам страна доверила такую серьезную и страшно секретную работу, хотя и не очень понимали, что тут делается...

Между школой № 23 и школой № 24 была своеобразная - я бы сказал, соревновательная-дружба. Эти две школы тогда очень высоко котировались. В обеих были сильные коллективы. И, естественно, здоровое соревнование подстегивало и тех и других, создавая определенный стимул.

Школой № 24 руководил Владимир Александрович Долженко, тоже очень талантливый человек, прекрасный организатор и педагог. И соревнование школ давало большой эффект: школы были интересны сами по себе, много было любопытных задумок и у того, и у другого коллектива, и такое взаимодействие приносило много пользы..."

ГЛАВА ВТОРАЯ. "Новая должность - новые хлопоты"

"Так я проработал до 1960 года. А в 1960 был назначен заведующим гороно. Совершенно неожиданно для меня. Я даже и не предполагал, что это произойдет буквально через четыре-пять лет моего директорства. В должности заведующего гороно тогда был достаточно талантливый, на мой взгляд, человек - Николай Степанович Буталов. Но дело в том, что в то время были производственные замашки: мы строили при школах различные мастерские и прочее. Видимо, бюро горкома партии посчитало, что эти вопросы решались не достаточно эффективно, и Николая Степановича "освободили".

Пригласил меня первый секретарь недавно организованного горкома партии Николай Петрович Мордасов и сказал: "Есть такое мнение бюро - назначить вас заведующим гороно". Я растерялся: "Да какой я заведующий гороно..." - "Ничего-ничего, мы уже обсудили все", - отвечает. Я даже позволил не себе вольность (по тем временам), говорю: "При чем тут партия-то? Вроде назначение заведующих гороно - прерогатива исполкома..." "Атебя, - говорит, - Илясов уже ждет, иди туда..."

Пришел домой расстроенный. Говорю: "Вот, заведующим гороно стал..." В общем, я еще года четыре мимо 23-й школы не проходил. Сначала заходил туда, а потом - на службу в гороно..." "

Александр Сергеевич проработал заведующим гороно двадцать четыре года. Впрочем, дело не в рекордной продолжительности пребывания на руководящем посту, а в том, что именно на эти годы и выпали в основном все сложностистановления системы народного образования в нашем городе.

"...Но бесспорно, что я должен очень низко поклониться и городскому комитету партии, и исполкому: всем тем неравнодушным людям, которые работали тогда здесь. Молодые, сильные и, самое главное, не мешающие, а помогающие в работе. Я бы мог очень многих перечислять, начиная с Николая Яковлевича Ермолаева, с которым мне десять лет пришлось работать вместе. Конечно, я благодарен и Николаю Петровичу Мордасову, и Валентине Ивановне Лавриненко (сейчас она в Москве в Министерстве культуры работает), и Нине Емельяновне Мельниковой, и многим другим, с кем я очень долго проработал, кто мне давал возможность крепко стоять на ногах и очень помогал во всех делах. И мы действительно в течение этого времени построили практически все народное образование, все школы, все внешкольные учреждения, начиная со станции юных натуралистов...

... А одной из первых школ, построенных, когда я стал заведующим гороно, была та, в которой я работаю и сейчас: школа для ребят, имеющих какие-либо недостатки в развитии. Тогда их было немного -18 человек всего, но и то было колоссальной проблемой, которую надо было решать. И поэтому мы с Михаилом Романовичем Кабардиным (зам. председателя горисполкома) поехали в область: "Что делать с этими детьми?" Нам предложили Тюбук. Мы приехали в Тюбук. Увидев там заброшенную деревенскую деревянную школку с выбитыми окнами, с ветром, гуляющим по коридорам, и с пьяным директором во главе, мы поняли, что детей сюда не повезем. И тогда было принято решение в 1961 году открыть барак на ДОКе, где будет школа для этих детей. Эта школа стала первой, живет она и до сих пор. А жаль. Более того, она развилась, появились несколько другие направления, и потребность в этой школе не пропадает...

Ну, а потом буквально год за годом строились следующие школы..."

Для того чтобы создать целую систему образования, мало построить только школы. Вместе со школами появлялись мастерские, пришкольные участки с теплицами, гаражи, столовые... Технические училища, в которых раньше обучали только определенному ремеслу, постепенно coвершенствовались, в программу были введены общеобразовательные предметы, и училища стали помимо профессии давать общее образование. Многое делалось и для развития дополнительного образования.

"В Доме пионеров существовали технические секции. Потом мы приняли решение о создании станции юных техников. Это тоже была целая эпопея. Мы много сделали. И я должен поклониться работникам х/к "Маяк", с которыми мы очень хорошо сотрудничали. Всех директоров, начиная с Николая Анатольевича Семенова, я знал отлично. Должен поклониться Борису Васильевичу Броховичу (и как бывшему директору завода 156, и как директору комбината), директорам завода 20 Г.Т. Залесскому и В.В. Мясникову, директору завода 235 Н.В. Гладышеву и многим другим, всех не перечислишь. Это были люди, заинтересованные в народном образовании и здорово нам помогавшие, люди, без которых мы не смогли бы работать. СЮТ - это одна из величайших заслуг Петра Ивановича Трякина, заместителя директора комбината, человека, который с душой относился к системе народного образования в целом: и к гороно, и к ОДДУ.

Я должен поклониться комсомолу, с которым тоже работал много и интересно. Здесь были прекрасные секретари городского комитета комсомола. Всех не перечислить, назову хотя бы Михаила Бухтоярова, Владимира Турусина, Михаила Андрианова.

Очень много для народного образования сделал Александр Васильевич Пичугин, начальник "ЮУС". Что бы мы без строителей делали?

Идеологический отдел горкома партии нам помогал (тот же Л.Г. Шапир), секретари горкома партии большое принимали участие: Виталий Семенович Толстиков, например... Это круг людей по-настоящему заинтересованных, которым тоже хотелось сделать город интересным. И мы, действительно, в течение сравнительно небольшого времени среди всех закрытых городов стали одними из лучших, что было замечено.."

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. "Сквозь "железный занавес"

"... В обкоме партии был такой Бартенев. Заведовал всей социальной группой: медициной, народным образованием и пр. Вызвал меня как-то и говорит: "Слушай, надо Каслинский район проверить, он же у вас в соседях... Надо им помочь немножко".

Мы создали бригаду и поехали по школам этого района. Конечно, трудно там было работать, что говорить. Приехали девчонки из Челябинска, из других городов - ничего нет и вдобавок никаких поощрений. На весь район два человека значками были награждены, человека три - грамотами.

Я говорю М.М. Мартыновой, заведующей районо: "Марта Михайловна, голубушка, разве так можно к учителям-то относиться?" - "А что? - отвечает. - Они наград недостойны". - "Как недостойны? - говорю.

- Да ты любую старайся поднять на ноги, любую. Если она что-то принесла новенькое, интересное... Дай ей крылья, ты понимаешь, как это важно? Разве можно их забивать? У них и так-то ни методических пособий, ни наглядности - ничего, а ты еще все время ругаешься нa этих совещаниях. Нет, так не годится, надо людей все-таки поднимать". Согласилась.

Потом через какое-то время смотрю: награждения пошли по району. Так мы начали контактировать. Касли, Кыштым... И они к нам ездят до сих пор. Я же не говорю о Новогорном. Он потом вошел в нашу систему. Мы тоже к ним ездили, не замыкались на своем пространстве, старались для области в целом. Надо сказать, что и область нас не забывала, приглашали нас...

Частенько приглашали нас и на коллегию Министерства просвещения, это было большой честью для таких маленьких городков. Побывал я и на больших совещаниях, которые проводило Министерство просвещения в Казани, в Горьком, в Ростове-на-Дону. Конечно, все это давало богатейший материал..."

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. "Соратники"

Отдельно бы я еще сказал о директорах школ. Помимо Дьяченко и Долженко, о которых я уже упоминал, было много талантливых руководителей: Татьяна Ивановна Жарова, Валентина Емельяновна Иванова, Владимир Павлович Замора, Нина Александровна Годалева, Тамара Михайловна Черенкова, Любовь Григорьевна Кисельгоф, Нина Сергеевна Кузнецова, Галина Ивановна Хрусталева, Дина Михайловна Теплякова, Тамара Васильевна Созина и другие.

А из "внешкольников" я, конечно бы, назвал Анатолия Васильевича Иванова (он до сих пор, практически бессменно, руководит СЮТ), Нину Савельевну Холмецкую и Анну Филипповну Юшманову из СЮНа. Очень преданные своему делу люди.

В гороно у меня был прекрасный инспекторский коллектив, способный решать многие задачи; прежде всего я бы назвал своего заместителя Александру Георгиевну Сергееву. Клавдия Ивановна Блинова - очень грамотный методист-математик, Галина Александровна Устюжанина - методист по начальной школе, Екатерина Федоровна Губанова - очень сильный литератор, Валентина Дмитриевна Казакова, Валентина Емельяновна Иванова, Кира Васильевна Марина... Сами по себе - личности, но главное, умеющие работать с другими людьми.

Должен поклониться Вере Андреевне Густокашиной - председателю месткома, много лет работающей и до сих пор такой же энергичной. Немало с ней было сделано: и организация городских лагерей, и профилакторий для педагогов, и великолепные концерты в исполнении учителей, и различные праздники, вечера отдыха...

А парады? Они же начались со школьников: разрешение на первый парад 9 Мая было получено гороно от горкома партии. А на второй год эту идею подхватил комсомол, потом подключились технические училища, воинские части...

Очень много всего интересного было, не уложится в целую книгу, по-моему...

Вот такова жизнь. Но приближалась старость. Надо было думать о пенсии. Ставки были у нас очень небольшие. Пенсию мне тогда обещали рублей 110. И я подумал: "Пора в школу переходить". Стал проситься. Почти два года мне не давали согласия на этот перевод - ни министерство, ни наши. Но все-таки в конечном итоге я перебрался сюда. Стал директором школы № 37.

Заменила меня на посту заведующего гороно Нина Михайловна Турлюн. Она 12 лет проработала в этой должности, тоже немало. И я считаю, она внесла большой вклад в дело становления в городе народного образования. Она специфично решает вопросы, по-своему, больше делая упор на методику, на науку. В этом отношении она установила много контактов с педагогическими вузами Челябинска, Свердловска. Много приезжало к нам крупных специалистов, которые проводили семинары для руководителей школ, для учителей. Это стимулировало развитие народного образования, и в этом тоже заслуга Нины Михайловны.

Но всех не перечислить, я только могу извиниться перед теми, кого не назвал, их действительно много. И этот список можно было бы сделать очень длинным, потому что люди были великими энтузиастами. И я им низко кланяюсь. Они, в конечном итоге, сделали и меня. Не только один я все это создавал... Заслуги... Чепуха это. Без коллектива, без людей заинтересованных сделать ничего нельзя".

Источник: Волынцев А. Школьный вальс Озерска (Опыт исторического романа) [А. С. Волков] // Озерский вестник. - 1998. - 3 октября. - С. 4-5.