"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске
Персоналия

вернуться назад

Е. Вяткина

ЦАРИЦА БРИНА НА СЦЕНЕ, В ПОЛЕ, В ЖИЗНИ: Актриса О.А. Коганова

      На долю Октябрины Александровны выпало немало жизненных испытаний, самое страшное из которых - смерть сына от саркомы. Еще были расставание с мужем, нападение грабителей, пожар в деревенском доме, автомобильная авария...

      - А я по-прежнему жива и по-своему счастлива. Но не знаю, смогла бы вынести все то же самое, не будь у меня моей профессии.

      Ее профессия - актриса.

      Театральное прошлое Когановой живет в большой картонной коробке среди пожелтевших от времени афиш, программок, фотографий.

      Вот групповой, снимок. Большеглазые девушки с косами, высокие юноши. Драматическая студия Кировского завода в Челябинске. 1946 год. Два года учебы - и новоиспеченные артисты разлетятся по театрам послевоенной страны. Курс подбирался так, чтобы можно было сразу же ставить спектакли: были герои и героини, были заведомо характерные актеры. По фактуре Октябрина "тянула" на героиню: высокая, с овальными плечами, длинной шеей, крутыми бедрами, она была словно создана для того, чтобы играть классику, затягиваться в корсеты, обряжаться в длинные пышные юбки, перекидывать за спину тяжелые косы. Первые роли в студийных этюдах такими и были: Маринка из толстовской "Власти тьмы", чеховская Поленька. С той поры в душе Когановой не увядает любовь к классике: "У Толстого в пьесах значимо не только каждое междометие, но и каждое многоточие надо играть..."

      Дальнейшая актерская судьба Брины складывалась по-разному. Были и образы героинь, и характерные персонажи. Октябрина Александровна считает: ей повезло, потому что не закрепилось за ней определенного амплуа. Режиссеры пробовали: и это она может, и это, со всем справляется! Им было интересно работать с разноплановой актрисой, а ей было интересно браться за каждую новую, и неважно - главную или эпизодическую - роль.

      Вот программка спектакля "Три сестры", поставленного уже в нашем городском театре. Сезон 1956-57 годов. Первый для Октябрины Александровны в этом городе (вместе с мужем перебрались они сюда из Клайпеды, из литовского драматического театра, и остались здесь на всю оставшуюся творческую жизнь). В "Трех сестрах" Коганова играла Ольгу. "В Москву... в Москву..." На программке размытое временем посвящение: "Мягкость и деликатность - самые дорогие качества Вашей Ольги. Я люблю ее за это. И пусть ваши страдания перейдут в радость для тех, кто увидит Вас сегодня. И. Бобылев".

      "Повседневный труд и терпение так же необходимы актрисе, как любому виртуозу, выступающему перед аудиторией. Желаю Вам много-много радости в Вашей артистической деятельности. Донатов".

      Это уже с другой программки этого же сезона. Спектакль "Царь Федор Иоанович". Октябрина Александровна сыграла в нем царицу Ирину. Эта роль очень дорога актрисе: "Ирина - единственная по-настоящему русская царица, хоть и правила она всего 5 месяцев. Судьба ее - и женская, и монаршья-драматична..."

      Одновременно с русской исторической драмой ставилась в театре румынская комедия "Титаник-вальс". Сорокалетнюю Коганову распределили на роль семидесятилетней старухи Кириакицы. Героиня Октябрины неожиданно получала наследство и начинала жить "красиво". Она появлялась из зала в темно-сиреневом платье и почти не отличающемся по цвету от платья пуделеообразном парике с зажженной сигарой в зубах, причем ритуал "прикуривания" был отработан до мелочей: директор театра с зажигалкой наготове всегда ждал Октябрину Александровну у входа в зал. Появление Кириакицы неизменно сопровождалось взрывами хохота...

      В комедиях Октябрина Александровна играла много и очень любит ощущение смеющегося зала: "Помню, остро испытала это ощущение во время спектакля "Малыш и Карлсон". Моя фрекен Бок, как луна, вызывала приливы и отливы: зрители от смеха то падали вперед, то дружно откидывались на спинки кресел. Зал колыхался, как море".

      Со дна картонной коробки театрального прошлого актрисы то и дело, как черт из табакерки, выскакивают всяческие казусы (а как без них?). То Брина Александровна вспоминает, как танцевала гувернантку в балете "Штраусиана" (была и такая страница в истории нашего театра). Коганова привыкала к одному партнеру: высокому, сильному, - а он возьми да заболей накануне спектакля. Дали другого, роста невеликого. Во время польки он должен был подкинуть гувернантку вверх. Заботливая Брина решила помочь напарнику и сама чуть-чуть подпрыгнула. А у партнера оказались неожиданно сильные руки, и в результате артистка взлетела так высоко, что не смогла скрыть испуга и протяжно громко охнула (это в балете-то!).

      Или другой случай, имевший место во время комедии. Актеру, которого Брина Александровна по ходу действия должна была удалить сумочкой по голове, сделали большой "лысый" парик, внешне изменивший даже форму черепа. И вот Коганова в сердцах лупит партнера сумочкой, в результате чего на лысине образуется внушительных размеров вмятина, которая медленно выпрямляется на глазах у потрясенных зрителей. Пришлось дать занавес, ибо от смеха дар речи потеряли не только люди в зале, но и актеры на сцене...

      Но в картонной коробке живут и воспоминания иного рода. В одном из спектаклей Коганова играла мать греческого воина, плененного англичанами. Героиня Брины Александровны, зная, что сына ожидает казнь, должна была просить за него у англичанки. Столько материнского горя, тоски, отчаяния прозвучало в голосе актрисы на первой же репетиции, что режиссер выбежал из зала на сцену, обнял Октябрину и произнес: "Все, этот эпизод до прогона больше не трогаем". "Такие минуты дорогого стоят", - говорит актриса. И достает из коробки фотографию сына... У Октябрины Александровны осталась дочь Лариса. Когда удочки родился сын, как две капли воды похожий на ушедшего из жизни Мишу, Октябрина решила: надо идти на пенсию, надо растить внука. Очень уж ей хотелось поднять мальчишку самой: как дети росли, не видела, все время в театре пропадала. По молодости, бывало, прибежит с работы, поздно уже, а маленькая Лара хнычет: "Мама, скажи Мише, чтобы он мне разрешил телевизор посмотреть". А Миша строго так в ответ: "Мама, ты придешь и уйдешь, а мне с ней возиться. Ну-ка, быстро спать!" Потом, будучи уже смертельно больным, он утешал мать: "Ты не плачь. У тебя же есть Лариса. Я тебе ее воспитал..."

      Воспоминания об этом и подвигли Октябрину Александровну на болезненный для каждой актрисы шаг. Творческие простои случались у нее, увы, и раньше. Среди прочих программок есть и такая, с необычной надписью: "Милая Брина! С премьерой тебя! С радостью преодоления очень трудного рубежа. Но он преодолен! И теперь, вот увидишь, все будет иначе. Глаголева". О каком рубеже идет речь? Пришел в театр, оказывается, новый режиссер и привез с собой характерную актрису одного с Когановой возраста. На какое-то время новенькая вытеснила Октябрину со сцены. Правда, без работы Коганова не сидела. У ней была наготове концертная программа. С ней и выступала. Но всегда с радостью вновь бралась за роли, преодолевала рубежи и выбиралась из вынужденного "подполья".

      К моменту ухода на пенсию Октябрина Александровна была хорошо занята в репертуаре. Но решение было уже принято. Последний ее спектакль - "Ретро". Последняя программка и последняя надпись: "С премьерой, Брина Александровна! Работая с вами, я забывал, что это работа. Я получал удовольствие, и все. Просто хорошо, что мы встретились с вами на таком прекрасном материале и что вы так точно этот материал разгадали и так легко сыграли свою роль. Крепкого вам здоровья! Радости и долгих лет жизни нашему "Ретро", но вместе с вами. Н. Черкасов". Сойдя со сцены, Коганова занялась не только воспитанием внуков. У ней в Куяше дом с деревенской печкой (в ней и только в ней печет она пасхальные куличи) и 14 соток одной только картошки: "Это миф, что актеры не приспособлены к жизни. Наша профессия как раз многому учит. Написано, например, в пьесе: "Героиня достает зеркальце". Так вот, режиссеру плевать, как и откуда достанешь ты это зеркальце, есть ли в твоем сценическом костюме карманы. Ему надо, чтобы зеркальце появилось - и все. Приходится продумывать все до мелочей. Так же практично решаешь потом и бытовые проблемы. В Куяше испокон веков таскают картошку по полю в ведрах. А я приспособила под тачку ненужную внукову коляску. Вот и облегчение!"

      А первую свою машину - "Москвичонок" - Октябрина Александровна купила не на актерскую зарплату, а на деньги, заработанные вязанием. Вяжет она профессионально (после картонной коробки с воспоминаниями мы переворошили шкаф с платьями, шитыми и вязанными руками актрисы). Научилась она этому ремеслу в театре в Клайпеде. Там прекрасно вязал... ведущий актер труппы.

      В свои семьдесят (именно столько исполнится Октябрине Александровне 7 ноября) она лихо управляет машиной, ведет хозяйство (городское и сельское), часто живет у дочери в Челябинске, помогая ей воспитывать сыновей, уже двоих (но насовсем в областной центр Коганова пока перебираться не хочет: здесь, говорит, я актриса на пенсии, а там - просто бабушка. Чувствуете разницу?) и... вновь выходит на сцену.

      В единственном юбилейном спектакле "Все уладится, бабка", который можно увидеть 5 ноября, она вводится на роль бабки. Волнуется страшно! Но уже знает наизусть весь текст, уже приготовила толстые чулки и калоши, уже прямее держит и без того прямую спину...

      Царица Брина будет целый вечер царствовать на сцене. Это ее призвание. И калоши не умалят ее величия...



Источник: Вяткина Е. Царица Брина на сцене, в поле, в жизни: [Актриса О. А. Коганова] // Озерский вестник. - 1994. - 2 ноября. - С. 1, 2.