"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске
Персоналия
вернуться назад

БЕСКОНЕЧНАЯ ЖИЗНЬ: (А. ИСАЧЕНКО)

      "Спектакль как бы удался… из зрителей выколачиваются не только денежки, но и смех и даже слезы. Причем последнее добыто не способом мелодрамы, а более достойным образом - пьесу играют как трагикомедию".

      Так в одном из писем сообщал о постановке в Иркутском театре пьесы "Старший сын" ее автор драматург Александр Валентинович Вампилов. Написал о премьере. И главную роль в спектакле тогда, тридцать лет назад, сыграл теперь уже наш земляк, актер театра "Наш дом" Алексей Алексеевич ИСАЧЕНКО. Месяц назад Алексею ИСАЧЕНКО присвоено звание народного артиста России. Такое радостное событие произошло впервые в нашем театре за всю пятидесятилетнюю историю его жизни.

      Профессия актера удивительна и, на мой взгляд, загадочна. Образы, создаваемые мастерами сцены и экрана, формируют в нас представление о плохом и хорошем, о добре и зле. Под впечатлением переживаний героев меняется в ту или иную сторону наше настроение. Актерский труд не позволяет исчезнуть связи времен, не дает умереть нашим предкам. Мы совершенно определенно представляем, как выглядели, говорили, двигались князь Невский и комдив Чапаев, промышленник Демидов и мещанин Бальзаминов. И всякий раз после посещения нашего театра в нас подспудно просыпаются главные человеческие свойства: чувства участия, мечты и фантазии.

      Наверное, никогда не будет разрешена загадка актерского таланта. Где, в каких недрах зарождается душевная энергия, позволяющая человеку прожить десятки жизней разных людей в различных эпохах? Откуда берется этот таинственный Дар, который при счастливом соединении с благосклонностью Судьбы позволяет явить миру Мастера?

НЕСОСТОЯВШИЙСЯ ШАЛЯПИН

      Детство Алеши Исаченко прошло в Сибири, в шестистах километрах от Иркутска, в Нижне-Удинском районе. До шестого класса был, как тогда выражались, "хорошистом". Но после смерти отца успеваемость несколько снизилась, и в свидетельство об окончании восьмого класса заскочила пара троек. В театральное училище поступил с первого раза, хотя конкурс был большой. Почему в театральное? В общем-то совершенно случайно.

      О театре не имел никакого представления. В то время в сибирской глубинке и телевизоров-то не было. Слушал радио, занимался в школьной самодеятельности, был голос - пел пионерские песни, был запевалой. И решил после восьмого класса поступать в музыкальное училище по классу вокала. Приехал в Иркутск, но его даже слушать не стали: было тогда Алеше только пятнадцать лет. А это возраст, когда бывает, что мутация голоса ставит крест на карьере юного певца. Коварный возраст. Чуть позже - пожалуйста. С этим и вернулся паренек на свою станцию Замзор.

      Время было летнее, надо помогать матери: корова, хозяйство. Через несколько дней на сенокосе во время обеда - в какую-то газету была завернута еда - прочитал объявление о том, что Иркутское театральное училище объявляет набор на отделение актеров драматического театра. Написал письмо, получил ответ. Снова мать снарядила в дорогу. Приехал в Иркутск, и в том же училище искусств была одна небольшая комнатка, которая так и называлась: "Театральное училище".

      Стихи, басню, прозу подобрал не из школьной программы, а из обыкновенного численника. Как читать - спросил совета у своего школьного учителя по литературе. Первый экзамен состоялся 16 августа. Ночь перед ним пришлось провести на вокзале. Однако после того как прошел первый тур, дали на время сдачи экзаменов койку в общежитии мединститута.

      Конкурс, повторяю, был невероятный, но в неполные шестнадцать лет превратился Алеша Исаченко из абитуриента в студента театрального училища города Иркутска. И начались годы учебы...

"СТАРШИЙ СЫН"

      Отсев в процессе постижения профессии был большой. На курсе из двадцати пяти человек через четыре года лишь тринадцать получили дипломы.

      Имея диплом актера драматического театра, жил Алексей Исаченко в актерском общежитии, которое называлось "Коммерческое подворье". Колоритное по тем временам название, которое, впрочем, не уступало содержанию. Большой-большой дом, двухэтажный, каменный, старинный. Было в нем огромное количество разнокалиберных комнат, в которых большой и сложной семьей проживали актеры. И те, кто уже вышел на пенсию, и молодые, начинающие. Незабываемые годы!

      Вспоминает народный артист А.А. ИСАЧЕНКО:

      - Так получилось, что училище я закончил очень успешно, и меня как лучшего выпускника приняли в труппу Иркутского театра.

      Здесь моей первой работой стала роль Владимира Бусыгина в пьесе Вампилова "Старший сын". Главное в том, что никому еще не знакомый в то время Александр Вампилов пришел в коллектив театра, принес эту пьесу. Прослушали, утвердили. Потом состоялось распределение ролей, и я получил главную роль. Это была первая в стране и в мире постановка "Старшего сына". В ноябре шестьдесят девятого года.

      Пьеса на читке всем нам безумно понравилась. Он очень смешно читал, очень своеобразно звучали ремарки. Ну а потом, в процессе работы, наше знакомство с ним просто переросло в дружбу. Поскольку мы работали, автор - в городе, бывал почти на всех репетициях. Что-то менялось во время этих репетиций, что-то дописывалось. Это потом пьеса стала классикой. А тогда это была работа, дружба, и споры, и разговоры, и встречи. Многое чего было. Пьеса шла с большим успехом. Однажды меня приглашают в гостиницу: спрашивает какой-то режиссер...

КАЛИНИНСКОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ

      - В гостинице знакомится со мной режиссер Калининского театра. "Я прилетел специально посмотреть спектакль с тем, чтобы пригласить вас в Калинин. Работать. И начинать работу именно со "Старшего сына". Постольку, поскольку этот спектакль у нас тоже уже репетируется, но роль Бусыгина свободна".

      Не знаю, почему: то ли хотелось чего-то нового? Хотя я очень полюбил Иркутский театр, но, взвесив все "за" и "против", - а я тогда был совсем молодым, всего двадцать лет, - в феврале семидесятого года я переезжаю в Калинин. И буквально через неделю выхожу снова в роли Бусыгина. Уже на сцене Калининского театра.

      Из Иркутска не отпускали, там осталась трудовая книжка. Но самое интересное, что на премьеру снова приезжает Саша Вампилов. Поскольку это вторая премьера в стране. К сожалению, это была последняя наша встреча. Хотя связь с Вампиловым продолжалась и здесь, в Озерске. Играл Зилова в "Утиной охоте" и в "Провинциальных анекдотах" играл...

      В Калинине Алексей Исаченко проработал почти десять лет, до октября семьдесят девятого года. В этот период ему пришлось служить в армии. Всеми правдами и неправдами театр добивался того, чтобы служить его оставили в Калинине. Потому что надо было доигрывать спектакли, а вырывать из репертуара одного из ведущих актеров очень тяжело. И получилось так, что службу Алексей проходил в военной академии имени маршала Жукова. При академии был клуб, да что там "клуб" - настоящий Дворец культуры! Молодой актер в солдатских погонах практически оказался его руководителем. Приходилось встречать приглашенных артистов, обеспечивать и вести концерты. Были интересные встречи.

      - Одна из самых ярких встреч - я вел концерт великого музыканта Арама Ильича Хачатуряна, - вспоминает Алексей Алексеевич. - Это, конечно, незабываемо. Таких концертов у меня было много: Образцовой Елены Васильевны, Бориса Штоколова, Александра Ведерникова. И еще одна памятная встреча. Маршал Зимин, начальник академии, мог себе позволить в то время пригласить на концерт Владимира Семеновича Высоцкого. Концерт, конечно, незабываемый. Потом, когда Владимир Семенович уезжал, состоялось уникальное зрелище. Он сел в машину (его должны были отвезти), зрители просто подняли на руках машину, оторвали колеса от асфальта и понесли. Он умолял, чтобы его отпустили. Зрители - не только военные, со всего города, кто как мог туда попасть. Зал мест на 600-700 оказался переполнен, стояли в проходах. Незабываемо...

      После службы вернулся Алексей Исаченко в театр. Возглавляла его к тому времени известный у нас в России режиссер Вера Андреевна Ефремова. А все годы, которые Алексей там работал, очередным режиссером был Виктор Владимирович Шульман. Уехав на Урал, он предложил и Алексею перебраться к нему, в Челябинск-65. Было это в августе семьдесят девятого. Вообще с августом у Алексея связано много памятных дат. Ему организовали поездку в областной Челябинск, где тогда гастролировала труппа нашего театра, и, просмотрев спектакли, Исаченко принял решение переехать в наш город. С тех пор, вот уже два десятка лет, он - озерчанин. Здесь он встретился и со своей женой, заслуженной артисткой России Светланой Семеновной Ильиной. Живут они в любви и согласии, воспитывают сына Кирилла.

ЗА КУЛИСАМИ

      Темы нашей беседы с Алексеем переходят к нынешнему времени. Знакомы мы не первый год, поэтому с официального для интервью "вы" то и дело сбиваемся на приятельское "ты". Стараюсь задавать вопросы, интересные и мне, и читателю.

      - Алексей, как входил в новый коллектив, имея за плечами уже достаточный жизненный и профессиональный опыт? Вообще ты человек контактный?

      - Наверное. Хочется думать, что так. А работа моя в этом театре началась довольно активно. Сразу произошло несколько вводов: "Мы, ниже подписавшиеся" Гельмана в роли Семенова, "Власть тьмы" Толстого в роли Никиты и другие. За двадцать лет мне пришлось сыграть очень много ролей. Практически по пять в сезон. Перечислять все долго и трудно, но назову этапные: Буслай в пьесе Дударева "Порог", Городничий в "Ревизоре" Гоголя, Лопахин в "Вишневом саде" Чехова, адмирал Нельсон в "Виктории" Ретегана, Курочкин в "Мы идем смотреть Чапаева" Данилова, Викторов в "Семейном ужине..." Павлова.

      - Какие роли давались трудно, какие легко?

      - Мне почему-то легко никогда не бывает. Все время я начинаю каждую роль как бы с белого листа. Как ученик. Уже потом, в процессе работы над ролью она у меня обрастает, я что-то осмысливаю, понимаю, и в итоге уже что-то получается. Но что-то получается хорошо, что-то похуже.

      - Вообще как происходит работа над ролью? Что или кто влияет на этот процесс в большей степени?

      - Тут много разных компонентов. В первый момент - кто автор, что за пьеса. Сам материал. Потом, безусловно, режиссер. Потом - участники этого спектакля, так скажем - ансамбль: подбор актеров на те или иные роли. Ну и в какой-то мере я сам, исполнитель. Все это вместе - это и есть процесс работы над ролью.

      Конечно, что-то приходится и читать. Вот сейчас новый сезон открываем пьесой челябинского драматурга, известного у нас, Константина Скворцова, который написал много пьес, затрагивающих разные эпохи от Сталина до третьего века нашей эры. Сейчас предстоит очень ответственный момент в моей творческой биографии. Театр взял в постановку пьесу Скворцова "Георгий Победоносец", где мне предстоит работать над ролью Георгия Победоносца. Она необычайно сложная и, честно говоря, я очень и очень боюсь начинать. Впрочем, как и все роли я боюсь начинать.


Источник: Бесконечная жизнь: [Актер театра "Наш дом" А.А. Исаченко] // КамерТон. - 1999. - 17 сентября. - С. 12-13.