"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске
Персоналия

вернуться назад

В. Рискин

"ПРИВЕТ С БОЛЬШОГО КУЯША"


      Любовь Грушевая - человек универсальный. Она с одинаковым успехом руководила культурой, образованием, создала и возглавила уникальную в своем роде школу по обучению одаренных детей. Поручи ей любое другое дело, Любовь Николаевна и с ним бы справилась. По одной простой причине: она - профессиональный управленец. Методы ее работы всегда оригинальны и безотказны. Некоторыми из них Грушевая делится с читателями нашей газеты.

      Что там, за дверью?

      - Здравствуйте, Любовь Николаевна! - поздоровался с директором серьезный парнишка со школьным ранцем за спиной.

      - Здравствуйте, Глеб! - как взрослому ответила ему директор.

      Обращаться на "вы" к пацану, причем без тени иронии! Это что-то. Я немедленно развернул направившегося было в учительскую Глеба и учинил ему допрос.

      - Тебе сколько лет?

      - Десять, - нисколько не смущаясь незнакомого человека, сообщил лицеист.

      - И тебя не удивляет "выканье"?

      - В прежней школе меня называли только по фамилии - Жуков - и, естественно, на "ты". А здесь... Сначала показалось странным, а потом понравилось. Значит, меня учителя уважают, и я сам себя зауважал.

      Физико-математический лицей при филиале МИФИ Грушевая организовала 14 лет назад. И сразу выдвинула педагогам два требования: всех, независимо от возраста, называть на "вы" и ни в коем случае не кричать.

      - Поначалу я даже у дверей аудиторий подслушивала, как педагоги разговаривают с детьми, - признается Любовь Николаевна, - и убедилась: ни один учитель ни разу не сорвался.

      Ха! А с чего бы тут срываться: в лицее собрались не олухи царя небесного, а продвинутые детишки. Каждый первый - Эйнштейн, на худой конец - Ландау. Уж им-то не надо про дважды два втолковывать, они второй вариант разгадки теоремы Ферма найдут.

      Все это так. В озерском физмате за обычными школьными партами сидят одаренные ребята. Проблем с учебой, как правило, не бывает. Более того, большинство поступают на бюджетные отделения престижных вузов страны - МГУ, МФТИ, "Бауманки" и других. Но с одаренными свои напряги. К примеру, сегодня педколлектив занят расшифровкой поведения одного способного парнишки. Эгоист и эгоцентрист, каких поискать. Преподавателя слушает с ухмылочкой: дескать, что ты тут мне заливаешь, когда я знаю куда больше тебя. А на одной из экскурсий по "Маяку" и вовсе нахамил экскурсоводу, профессионалу высочайшему класса, чей авторитет непререкаем. С юным зазнайкой разговор состоялся трудный. Для начала ему объяснили, что одаренность не исключает наличия человеческих качеств. Таких, как уважение к старшим и понимание того, что вокруг тебя (Вас!) существуют люди, которых надо если не любить, то понимать и уживаться. И еще сказали: самые великие открытия давно уже не совершаются в одиночку, а только в коллективе. Значит, надо быть контактным. Нетерпимость и "центропупизм" лишь во вред науке. Короче, предложили извиниться перед обиженным, а заодно поразмышлять о своем пребывании в лицее. В противном случае вундеркинду пообещали вернуть его в обычную школу. Воспитательный процесс еще не завершен, но молодой человек уже погрузился в глубокое раздумье.

      Кино прошло мимо

      Сама Грушевая, как она считает, в вундеркиндах не состояла. Поэтому никогда не была больна чувством превосходства. К тому же отнюдь не престижная школа в селе Большой Куяш Кунашакского района, где она училась, никак не выглядела стартовой площадкой для высокого взлета. Самое большее, что ей светило, пойти по стопам отца - местного киномеханика и, в лучшем случае, поступить в институт кинофикации.

      - Но тут, на мое счастье, в наш пятый класс пришла учительница русского языка, - рассказывает Любовь Николаевна, - и буквально влюбила меня в свой предмет. Я сразу сказала себе, что пойду в филологи, чем немало огорчила родителей.

      Да, не стала деревенская девчонка киномехаником, хотя спустя много лет это "родовое" наследство выгодно для нее обернулось. Но об этом несколько позже. Жизнь же шла своим чередом: учеба в институте, замужество, переезд в Озерск. Преподавание в школе, работа методистом в отделе культуры, гороно и, наконец, создание физико-математического лицея, который и возглавила. Вот тут-то и сказалась моторная, неукротимо самолюбивая натура Грушевой. Сразу, с низкого старта она рванула за результатами. В первый же год лицей занял второе место среди 650 образовательных учреждений области по русскому языку и математике. На второй год - первые по средневзвешенному баллу. В этом году уступили один балл извечному конкуренту и партнеру - 31-му лицею из Челябинска. Впечатляет и другой показатель - уже на всероссийском уровне... Весь выпуск этого года поступил в вузы! Уехали в Москву, Питер, Екатеринбург, Челябинск, Пермь. Пятеро продолжили учебу в филиале озерского филиала МИФИ. Причем лишь трое из 46 выпускников учатся за плату. В прошлом году результат был еще выше - три четверти выпуска поступило в вузы Москвы и Санкт-Петербурга! Всего же за 14 лет лицейские аттестаты получили 618 ребят.

      "А я остаюся с тобою..."

      Только вот неизвестно, радоваться этому или печалиться? По неумолимой статистике, чуть ли не все выпорхнувшие из лицея птенцы обратно в родное гнездо, то есть в Озерск, не возвращаются. Разве что на каникулы. Так есть ли смысл городу вместе с областью тратиться на пестование птенцов-юнцов, чтобы они затем сделали ручкой-крылышком и навсегда осели в чужих краях? Кстати, такого рода разговоры в том же Озерске нет-нет да возникают. И на достаточно высоком уровне.

      - Они хотя бы в России остаются, - парирует Любовь Николаевна невидимым оппонентам, - а это, позвольте, не чужой край. Есть несколько случаев, но они не показательны... Одна девочка вышла замуж и уехала в Испанию. Двое в Штатах, но в качестве стажеров. Если же по справедливости, то надо заставить возмещать затраты на обучение работодателей, а не государство. Именно те богатые компании, для которых мы, лицей, а далее вуз, выучили ценных специалистов. Допустим, нефтяная фирма получила выпускника из нашего города - верни потраченные на него деньги сюда. Другое дело, что это проблема не наша, не учительская.

      Только не подумайте, будто лицей навсегда распрощался со своими выпускниками. Любовь Николаевна и здесь не пустила дело на самотек: она у себя внедрила ту же систему, что в Большом Куяше. А именно - встречи "выпускников каждые пять лет. Как она не забывает родное село, без стеснения, шокируя окружающих, называя себя парашютистской с Большого Куяша, так и ее лицеисты наведываются в альма-матер. Не только с цветами и открытками... Директор показала мне несколько денежных переводов по пять и десять тысяч рублей в адрес внебюджетного отделения фонда физмата от бывшего выпускника, а ныне директора одной крупной озерской компании Равиля Шарипова с припиской: "С благодарностью за красиво прожитую юность". Называет десятки фамилий тех, кто работает на известных предприятиях, в том числе и на "Маяке" - начальниками отделов и цехов.

      Интересно, конечно, отслеживать судьбы лицеистов. Но не менее интересна судьба самой Грушевой. Деревенская девчонка, затем сельская учительница оказывается в центре образования такого элитного города, как Озерск! Несколько лет ей довелось возглавлять и местную культуру.

      - Вы правы, - смеется Любовь Николаевна, - такой вопрос был даже задан на читательской конференции в библиотеке: как так - из села и начальник отдела культуры?! Ну, во-первых, я управленец. Во-вторых, после литературы моя вторая любовь - театр. Когда бывала по командировочным делам в Москве, то руководствовалась девизом - ни дня без театра.

      Звонок актеру

      Тем не менее, пару проколов в качестве "культуртрегера" Грушевая допустила. Однажды на художественном совете по приему спектакля сделала довольно резкое замечание актерам за дикцию. "Чувствовала себя после этого неловко, - вздыхает собеседница, - почему-то сразу вспомнила, что я всего-навсего учительница русского языка и литературы. Но на меня не обиделись: поняли, что прежде всего мне хочется им помочь, подсказать. И на последующих просмотрах к дикции ни у меня, ни у зрителей претензий не было".

      А вот следующая промашка начальника отдела культуры и вовсе непростительная: позволила себе позвонить актеру домой в... девять утра! Проявила себя полным профаном, нарушив неписаное правило: тревожить артиста можно только после одиннадцати. Однако в театре по поводу "некомпетентности" их руководителя шушукаться не стали: хоть и нарушила табу на законный отдых, зато звонила с благой целью - известить о выделении актеру отдельной квартиры. Окончательный успех в среде культработников Грушевая закрепила, когда добыла для кинотеатров города дорогую и редкую тогда чешскую киноаппаратуру.

      - Помог давний друг моих родителей Юрий Петрович Черкасов, - поясняет Любовь Николаевна, - в ту пору он работал главным инженером кинофикации области и регулярно выезжал в районы на проверки. К киноаппаратуре, которую обслуживал мой папа, он всегда подходил с белоснежным платочком. Проводил по ней этим платком, и тот всегда оставался белым. Папа же был инициатором строительства в Куяше клуба. Методом народной стройки. Сама с одноклассниками таскала по сходням носилки с грунтом на засыпку потолка. И вот этот Юрий Петрович стал главным инженером облкино. Когда в его руках оказалось несколько чешских установок, он вспомнил о дочери своего давнего приятеля. Позвонил: "Эй ты, рыжая команда (так он меня называл в детстве), приезжай и забирай!"

      Отец Грушевой Николай Жилин удостоился звания заслуженного работника культуры. Она - заслуженного учителя. Поэтому никто не удивился, когда ее в очередной раз перебросили на более подходящий участок работы - начальником гороно. Но здесь Любовь Николаевна по-настоящему развернуться не успела: спустя год нагрянули выборы. Новый мэр привел с собой новую команду. Грушевая на эту тему распространяться не пожелала. Только отметила, что выборы здесь ни при чем: она уходила в гороно с условием, что непременно вернется в лицей. И заявление об уходе подала за три месяца до выборов...

      - Давайте лучше я вам нашу "галерею звезд" покажу, - отвлекла меня от ненужных расспросов и вывела в коридор.

      Бон вояж

      Это для посторонних коридор, а для Грушевой и ее лицея именно галерея звезд. По стенам развешаны десятки дипломов областного, российского и областного уровня, групповые портреты выпускников. Почти каждого директор помнит и называет по имени с непременным прибавлением: "Вот имя студента МФТИ Манакова Андрея мы когда-нибудь можем услышать в сочетании со званием нобелевского лауреата, Женя Волков уже работает инженером-физиком на 40-м заводе "Маяка", а Женя Ефремова проучилась два года в очень дорогой частной школе города Портленда штата Орегон. Она так хорошо училась, что школа за нее платила, искала ей гранты. Сейчас поступила в высшую школу, и опять-таки институт, семья, где она живет, платят ей за учебу в Америке. Недавно побывала у нас, помогла провести лингвистическую игру. При прощании призналась: "Любовь Николаевна, как я хочу поскорее навсегда вернуться в Россию!"

      Есть у Грушевой и собственная, сугубо личная галерея звезд. Это ее дочь, сын и... шестеро внуков. Дочь Анна замужем за уроженцем Канады Джесси Мара. Оба живут в Челябинске, преподают английский. По словам Джесси, Россия - лучшая страна в мире, поскольку в ней есть духовность. У Джесси с Анной трое детей - Николь-Кристин, Доминик-Леонард, Оливер-Реймонд. У сына Сергея столько же. Только вот имена попроще - Николай, Виталия, Есения.

      Джесси с Анной написали для лицея песню: "Ты стоишь у черты, у начала дорог/ Ты боишься мечты, но взойди на порог/ Отвори дверь мою, заведу тебя на новый вираж/ Бон вояж". "Бон вояж" с французского - счастливого пути.

      И еще одна звезда есть у Грушевой. Вполне конкретная, по случаю 250-летия МГУ. Выполнена из платины и подарена ее воспитанниками. Как они уверяют, подобные есть только у ректора МГУ Виктора Садовничего и мэра Москвы Юрия Лужкова.

Источник: Рискин, В. Привет с большого Куяша: [Л. Н. Грушевая - директор физико-математического лицея] // Челябинский рабочий. - 2005. - 20 сентября. - С. 7.