"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске
История. Памятники Озёрска

вернуться назад

П.И. Трякин
"ПРОМЕТЕЙ"

      Предыстория установки стелы Прометея тоже интересная.

      Я был уже на пенсии. Жизнь пенсионера очень интересна, и, прежде всего - свободой. Ты совершенно свободный человек. Тебя не тяготит мысль, как бы завтра утром не проспать, не опоздать на работу, вовремя сесть на автобус, не одеваться впопыхах, глотая на ходу горячий чай с бутербродом, да еще надо раза два зайти в спальню, проверить, встали ли дети, а то опоздают в школу. А пенсионер встает тогда, когда чувствует, что хорошо выспался, на завтрак, не торопясь, готовит то, что захотелось в данный момент, и потихоньку обдумывает, чем занять себя сегодня, куда пойти, кому позвонить, что почитать, что приготовить без торопливости на обед. Никакой тебе суеты, беготни, нервотрепки и доклада начальнику. Сам себе начальник и командир.

      И вот находясь в таком блаженном состоянии, вдруг я слышу звонок. Открываю дверь, гостем оказался Александр Львович Лившиц. Он в то далекое время был председателем комитета профсоюзов комбината. Он попросил меня уговорить скульптора А.С. Гилева изготовить художественную скульптуру в честь первопроходцев комбината и установить ее там, где заложен ими камень в день 30-летия комбината.

      Знал я, что скульптор болен, и болен серьезно. Я высказал свое сомнение в успехе переговоров.

      Когда мы приехали к нему на квартиру в г.Касли, по внешнему виду определили, что он действительно сильно болен. У него было белокровие. Врачи лечили, но болезнь прогрессировала.

      Я рассказал, что нам хотелось бы иметь большую групповую скульптуру, чтобы увековечить память первопроходцев.

      Супруга скульптора Валентина Вениаминовна была категорически против, т.к. Александр Семенович должен ложиться в больницу на лечение, направление было уже на руках, оттягивать отъезд в Челябинск нельзя. Мы просто случайно его застали дома. Опоздай мы на несколько минут, и Прометея у нас не было бы.

      Гилев нас выслушал, идея ему понравилась, и мы договорились: он ложится в больницу, берет с собой пластилин и через три недели, после окончания курса лечения, показывает нам первые эскизы.

      Когда мы вновь встретились, предложенная им из пластилина лепка нам сразу понравилась. Вместе с нами был секретарь парткома комбината Ентюков Б. Н.

      Бегущий Прометей (в греческой мифологии - борец и защитник людей) несет на протянутых вперед руках огонь для народа. Мощная фигура Прометея размещается на большом круглом постаменте, диаметром в 5 метров. На постаменте по кругу должны размещаться фигуры из бронзы: академик, инженер, рабочий, работница, строитель, воин, пионер в красном галстуке и красное знамя, которое получил комбинат на вечное хранение за победу в социалистическом соревновании по министерству. Можно было показать фрагмент верха реактора или небольшую часть пульта управления реактором. Места было достаточно. На комбинатовской комиссии никто не возражал против такой композиции.

      Но когда стали рассматривать эскизную компоновку на городской комиссии в здании ВНИПИЭТ, то городские боги-архитекторы забраковали массивный постамент и настояли: сделать стелу с поднятыми вверх руками у Прометея.

      Большой постамент не модно, давно устарел, только стела.

      В знак протеста я вышел из состава комиссии. Скульптор Гилев принял все поправки архитекторов, т.к. у него не было выхода, слишком мало времени осталось ему жить и творить. Прометей - его мечта еще студенческих лет, воплотить которую он хотел в оставшиеся дни своей жизни.

      Молодые хозяйственные руководители комбината более трех месяцев оформляли договор, который мы с Гилевым подготовили, все выискивали копейки с целью удешевления изготовления памятника. Даже был исключен небольшой ремонт домашней мастерской, чтобы скульптор работал в заводской, не посчитавшись с тем, что А.С. Гилев болен, ходить ему очень тяжело в заводскую мастерскую.

      Когда был подписан договор, скульптор ходить уже совсем не мог. Сын и супруга ставили кресло в домашней мастерской, он сидел, накрытый пледом, смотрел, как они работают, давал указания, советы, часто поправлял, естественно, нервничал, работа ответственная, требовала большого опыта, больших знаний. Я не бросал скульптора, как мог оказывал помощь, особенно в лечении. Работа продвигалась, но вскоре домашняя мастерская оказалась низкой. Я попросил начальника РМЦ С.А. Гордеева помочь Гилеву. Он съездил, посмотрел и за полдня все работы сделал. Скульптор был очень доволен, теперь Прометей устанавливался в его мастерской с поднятыми руками, как записано в договоре.

      Основную работу по изготовлению скульптуры выполнял сын - Александр Александрович, тоже скульптор, представитель уже четвертого поколения скульпторов Гилевых. Он перенял мастерство у своего отца. При работе над художественным образом отец требовал соблюдения полной гармонии, ведь каждый мускул, складочки из чугуна на герое дают объем и живой вид скульптуре, подсказывают мысль, создают реальный образ, воплощают смысл идеи, тем более такому герою, как Прометей. Гилев-старший требовал исключительной тонкости в работе и чуткости рук скульптора.

      Гилев-младший вместе со своей мамой - Валентиной Вениаминовной, под руководством отца выполнил договор строго в срок. Но времени на установку стелы до праздника комбината осталось очень мало. Только благодаря настойчивой требовательности и жесткому контролю со стороны Б.В. Броховича, Г.М. Середы и организаторской способности Д.А. Овакимяна памятник первопроходцам был поставлен к празднику.

      Стела с Прометеем была установлена на Комсомольской площади, на просторном месте, где вполне бы разместился Прометей на большом постаменте с изображением по окружности большого количества героев труда, первопроходцев комбината, строительства, монтажных организаций и воинских подразделений.

      Открытие памятника первопроходцам состоялось 19 июня 1988 года в честь 40-летия комбината. Было много гостей, работников комбината, строительных, монтажных городских организаций. Стела понравилась. Присутствовавшие гости были очень довольны. На открытии был и скульптор А.С. Гилев. Он сидел недалеко в кресле и наблюдал весь торжественный процесс: разрезание ленточки, снятие покрывала, первое впечатление зрителей. Он был доволен бурным аплодисментам в честь скульптора. Это была оценка большого семейного труда.

      Вскоре Гилева не стало. Он похоронен рядом с могилами отца, матери и великими мастерами-скульпторами, которые создавали цех каслинского чугунного литья и учил первых скульпторов в середине XIX века - Бах, Клодт, на чьих могилах Александр Семенович Гилев успел поставить прекрасные памятники.

      Спасибо всем, кто непосредственно принимал активное участие в создании памятника. Первопроходцы нашего производства - строители, монтажники, первое поколение работников комбината, воинские подразделения, своим самоотверженным трудом заслужили такой почести.


Источник: Трякин, П. Памятные места города Озерска : [Прометей - стела на Комсомольской площади] / П. Трякин. - Озерск, 2002. - С. 33-37.