"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске
ФГУП ПО "Маяк"

вернуться назад

М. Кудряшова

"КАК ЖИВЕШЬ, МИРНЫЙ АТОМ?"

      Одно из самых закрытых и секретных предприятий Южного Урала ПО "Маяк" распахнуло свои двери прессе. Областное министерство по радиационной безопасности устроило журналистам экскурсию в Озерск.

      О том, что наш автобус приближается к "запретке", можно было догадаться без экскурсовода. На мелькавших за окном березках и соснах висели таблички, содержание которых вызывало самые неоптимистичные мысли: "Радиоактивно!", "Сбор грибов, ягод и трав запрещен!", "Запретная зона: радиация. Посторонним вход запрещен!" Картину дополнили обугленные стволы деревьев, пострадавшие во время прошлогоднего пожара.

      Но вот документы проверены, шлагбаум за нами опустился - мы въезжаем на территорию производственного объединения и оказываемся в... Советском Союзе. За спиной сталинские дома, а впереди лозунги того же времени: "СССР - великая железнодорожная держава", "Достижения науки - народу!", "Добросовестно работать - долг каждого труженика", "Слава труду!" Белый комбинезон надет, уровень нашей "радиоактивности" замерен на входе... Работники "Маяка" начали рассказ о предприятии.

ЛИКБЕЗ ДЛЯ НЕПОСВЯЩЕННЫХ


Хранилище остеклованных ядерных отходов
      В момент своего основания завод был призван "ковать" ядерный щит страны Советов - получать оружейный плутоний с целью достижения паритета в области ядерного оружия. Сегодня плутоний уже никто не вырабатывает. А "Маяк" - это семь мини-заводов, на которых получают изотопы для промышленности и медицины и перерабатывают ядерные отходы. Журналистов сразу предупредили о том, что в течение последних 33 лет на ядерном производстве не было не только ни одной аварии, но и ни одной нештатной ситуации. Хотя, как отметил наш гид Евгений Рыжков (руководитель отдела по связям с общественностью), пишут и говорят совсем другое, но это не отвечает истине сегодняшнего дня.

ПЕРВАЯ ОСТАНОВКА


      Транспортный цех с огромными контейнерами, в которых перевозится ядерное топливо на дальнейшую его переработку. Разрушить такой контейнер невозможно, он выдержит попадание бронебойного снаряда, падение с высоты, и таранящий локомотив ему тоже нипочем - отработанное ядерное топливо защищают 400-миллиметровые стенки и семитонная крышка. Такой же степенью безопасности отличаются и вагоны, в которых эти контейнеры перевозятся до места переработки. Уже на "Маяке" отходы превращаются в регенерированный уран, являющийся топливом для атомных станций. Над нашими головами проплывает серебристый "бидон" с ураном, не требующий серьезной защиты при перевозке, поскольку он обладает слабой гамма-активностью. Вагоны, в которых перевозят через всю страну "сырье" для "Маяка" и "готовый продукт", проходят санитарную обработку: душ из специального состава, являющийся аналогом современного "Тайда" только с химической составляющей.

      Сотрудники ядерного производства уверены, что эти меры хоть и необходимые, но по большому счету - просто дань соответствующей инструкции, ведь никакой опасной радиации на вагонах нет! Мы выходим на улицу, чтобы посмотреть на то, как выглядит весь состав, перевозящий плоды трудов атомщиков. С горечью говорят сотрудники завода о том, что запретительные законы последнего времени, принятые под давлением международного зеленого движения, привели к тому, что Англия и Франция перерабатывают в год 200-тонн отходов, Россия же всего одну тонну (0,5 процента мирового объема). Стало быть, источник валютных поступлений для областного бюджета и "Маяка" в 50 миллионов долларов потерян.

      - Нас выставили с международного рынка, и мы несем финансовые потери, - говорит Евгений Рыжков. - Экологические потери?! Что вы! Переработка топлива на "Маяке" не приводит к дополнительным нагрузкам на окружающую среду...

ЭКОЛОГИЧЕСКИ ОПАСНОЕ ПРОИЗВОДСТВО?


      На протяжении всей экскурсии нас убеждали в том, что мы приехали на экологически чистое, абсолютно безвредное, а главное - очень безопасное производство... Более того, сказали, что даже во время взрыва в далеком 1957 году здесь, непосредственно на самом "Маяке", никто не пострадал от лучевой болезни, а многие из ликвидаторов дожили до 80 лет! Хотелось кричать, как старик Станиславский: "Не верю!" Но нас продолжали убеждать:

       - Мы сегодня практически (!) не выбрасываем радиоактивные вещества, не то, что раньше... Есть такие нормы ПДВ (предельно допустимый выброс), которые мы не пытаемся исчерпать, - поясняет Евгений Рыжков. - Наоборот, когда к нам привозили топливо - у нас были деньги на решение экологических программ, на засыпку озера Карачай. Что касается вечных упреков, связанных с Теченским каскадом... Четыре озера, разные по объему, укрепленные плотинами, - Теченский каскад водоемов, созданный для того, чтобы сбрасывать низкоактивные вещества. А проблемы? Они существует столько, сколько существует каскад. Мы всегда знали о том, что придет время, когда критическая точка по его перезаполнению будет поставлена. Самым правильным решением было бы построить Южно-Уральскую АЭС... Но сейчас вопрос об этом снят раз и навсегда. Проблемы остались, но их решаем локальными методами: снижением уровня вод, укреплением плотин, молимся на погоду (благодаря маловодному лету уровень воды снизился на 70 сантиметров). Серьезность стоящей перед нами проблемы мы понимаем, но никогда не согласимся с тем, что она может привести к катастрофе, не надо пугать людей...

ХРАНИЛИЩЕ


      Следующая точка нашего маршрута - хранилище остеклованных ядерных отходов. Миллион кюри под ногами, бодрый и оптимистичный настрой служащих... Кстати, на протяжении всего пути по предприятию мы увидели не более двух-трех человек персонала "Маяка". Все они следили за происходящими процессами с помощью специальных пультов управления. Нам туда дорога была закрыта. Тех же, кто встретился на пути, мы спросили об условиях их труда. Оказалось, что самый трудный и опасный участок работы - это цех, где происходит превращение жидких отходов ядерного топлива в монолитную остeклованную массу. На груди каждого служащего прикреплен индивидуальный дозиметр, показания которого проверяются ежемесячно. В том случае, если работник по каким-то причинам "перебрал" в дозе, его непременно накажут и лишат премии (кстати, заработная плата атомщика около 10 тысяч рублей).

      Хранилище - это своеобразный саркофаг, общая толщина стен которого более шести метров, а в вертикальных железобетонных гнездах чехлы-этажерки с остеклованными отходами. Нам объясняют, что любая нештатная ситуация в виде взрыва, например, просто разбросает контейнеры в радиусе одного километра, но не повторит трагедию 1957 года, оставившую радиоактивный след на местности и на здоровье. Эти отходы "обезврежены", причем перерабатываются не только вновь ввозимые отходы, но и те, которые хранятся НА "Маяке" с 60-х годов. Именно жидкие отходы стали причиной аварии 1957 года, поэтому хранить их опасно, но на предприятии они до сих пор есть: процесс остекловывания идет постепенно. Отметим, что стеклянный монолит сохраняет свою радиоактивность, но с каждым годом хранения он; уменьшается, следуя логике полураспада.

Емкости, в которых перевозят уран


ПОСЛЕДНЯЯ ТОЧКА


      Наше путешествие подходит к концу. На многие из заданных вопросов журналисты ответа не получили. Например, предварительные итоги работающей вот уже год на комбинате комиссии Генпрокуратуры, статистику профзаболеваемости и уровень здоровья горожан... Нам объяснили, что в программу и компетенцию сотрудников эти вопросы не входят, а заодно посетовали, что постоянные оппоненты-экологи никак не идут на диалог с ядерщиками. Наверное поэтому уравновешенного мнения о "Маяке" так никогда и не будет: одни будут всегда уверять в том, что мирный атом - это не фантастика, а другие убеждать, что ядерные производства - угроза окружающей среде и здоровью.

ШОЙГУ НЕ ДОВОЛЕН


      Глава МЧС РФ Сергей Шойгу намерен создать правительственную комиссию, которая займется решением многочисленных проблем каскада технологических водоемов на реке Тече, применяемых химкомбинатом "Маяк" для производственных нужд.

      Главу МЧС РФ крайне беспокоит сегодняшняя ситуация на реке Тече, в особенности девятый водоем каскада, в котором сейчас сосредоточено более двухсот тысяч кюри низкоактивных отходов, поступивших в виде выбросов с "Маяка". Все эти отходы находятся на открытом воздухе! Но наибольшие опасения, по мнению Сергея Шойгу, вызывает возможность прорыва дамб и, как следствие, загрязнение всего русла реки с выходом на другие водные артерии Оби и Северного Ледовитого океана.



Источник: Кудряшова М. Как живешь, мирный атом?:[ФГУП "ПО "Маяк"] // Вечерний Челябинск.- 2005. - 27 октября. - С. 3.