"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске | |
Наука. Образование | |
вернуться назад
|
|
Первое десятилетие после окончания Великой Отечественной войны страна восстанавливала разрушенное войной хозяйство, строила новые фабрики, заводы, электростанции, осваивала новые территории, технологии и процессы. А международная обстановка требовала держать под ружьем многомиллионную армию. Первое увольнение в запас было только в начале 50-х годов. Люди служили по 5-8 лет. Овладев тайной атомного оружия, США шантажировали весь мир, объявили социалистическим странам "холодную войну". К 1945 году наработки советских ученых позволили создать свою атомную промышленность и лишить США монополии на владение атомным оружием. После пуска первого в Европе атомного реактора "А" в 1948 году был введен в строй в 1950 году второй реактор АВ; в 1951 году была введена целая серия атомных реакторов разного типа и назначения: АВ-2, АИ, ОК-180; в 1952 году - реактор АВ-3. Одновременно строились объекты радиохимических технологий "В" и "С". Нужно было много специалистов, которых тогда не готовило ни одно учебное заведение страны. Теорию и практику изучали непосредственно в лабораториях ученых и переносили на строящиеся объекты. Из Москвы и Ленинграда, Горького и Свердловска, Челябинска и Новосибирска, из многих других городов страны прибывали ученые, инженеры и техники, высококвалифицированные специалисты различных профессий. Особенно много привлекалось военных: специалистов-строителей, авиаторов, артиллеристов, моряков. Юноши и девушки с заводов и фабрик, студенты средних и высших учебных заведений, воины, уволенные в запас, ехали на Базу-10, в "сороковку". Привыкшие к тяжелым условиям службы, труда и быта молодые люди легко вписывались в жизнь города. Особенно самоотверженно они трудились в период пусконаладочных работ и освоения нового производства, сутками не выходили из цехов и объектов. Познакомившись с технологиями атомной промышленности, они потянулись к знаниям - в школы работающей молодежи, средние специальные и высшие учебные заведения. Первая школа работающей молодежи располагалась в здании школы № 27 на улице Красной и в бараках на улице Зеленой. Но не хватало мест, учебников, учебных пособий. Не хватало и учителей, потому уроки вели инженеры заводов, сотрудники ЦЗЛ, Южно-Уральского управления строительства. Физику преподавали Б.М. Долишнюк, С.Н. Работнов, П.А. Барышев; литературу - студент-заочник Вегнер. В школе работали преподаватель химии О.А. Захарова, математик Е.М. Кустицкая (Иванова), историк К.Ф. Барышева. Возглавляла школу А.С. Лукашевич. Педагоги не только вели уроки: они руководили внеклассной работой, готовили учащихся к выпускным экзаменам, организовывали экзамены по предметам предыдущих годов обучения, по которым в аттестатах не было оценок. К экзаменам выпускные классы подошли полностью подготовленными. На заботу учителей взрослые ученики отвечали хорошей учебой и обязательным посещением всех занятии. Хотя многие работали по сменам (а занятия проходили только вечером), пропуски уроков были крайне редкими. Несколько слов о классе, в котором я учился. В начале 1951-1952 учебного года сформировался 10-й класс, в котором были учащиеся, начавшие учебу преимущественно в 1949 году, в восьмом классе. Каждый год класс регулярно пополнялся двумя-тремя учениками; я пришел уже в десятый. Первое впечатление о ребятах сложилось хорошее: они были дружны, внимательны друг к другу, без обиды принимали шутки. В классе были два лидера: Алексей Зорин и Андрей Мезенцев. Первый - инициативный молодой человек, решавший, как правило, организационные вопросы. Второй - Андрей - уже имел среднее специальное образование, но хотел поступить в вуз вне конкурса. Для этого ему надо было закончить среднюю школу с золотой медалью. Готовился к этому он серьезно, много знал. Поначалу он даже поправлял учителей. И, видя это, они после объяснения материала спрашивали его: "Правильно, Андрей?" А получив удовлетворительный ответ, продолжали урок. Если же требовательный слушатель говорил: "Нет", то учитель и ученик менялись местами - рассказывать начинал Андрей. Осенью 1951 года старшие классы были переведены в учебное здание Южно-Уральского политехникума на улицу Студенческую, 6. Это намного упростило учебный процесс, так как классы были оборудованы всем необходимым. В этом здании был закончен учебный год и проведены выпускные экзамены. Около шестидесяти человек получили аттестаты зрелости. Выпускной вечер закончился торжественным чаепитием учеников и преподавателей. А фотограф-любитель запечатлел первый выпуск учащихся 10 классов, окончивших вечернюю школу в 1952 году. Большая часть выпускников разъехалась во все концы страны, чтобы продолжить учебу в высших учебных заведениях. Только выпускники 10-А класса и Южно-Уральского политехникума продолжили учебу в открывшемся в 1951 году филиале Московского механического института (ММИ), преобразованном потом в вечернее отделение № 1 Московского инженерно-физического института (МИФИ-1). Первый выпуск инженеров состоялся в 1958 году. Многие студенты МИФИ-1 первого набора еще до окончания института занимали должности техников, инженеров, конструкторов, а потом стали руководителями служб, цехов, отделов, лабораторий. Недавно МИФИ-1 отметил свое славное сорокалетие. Около трех тысяч его выпускников трудятся во всех отраслях народного хозяйства бывшего СССР. И среди этих тысяч немало ребят и девчат первого выпуска школы работающей молодежи 1952 года. Источник: Чайка А. Как недавно это было…: [Первая школа работающей молодежи] // Озерский вестник. - 1996. - 13 января. - С. 6. |