"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске
Наука. Образование

вернуться назад

Л. Псарёва

НАШЕЙ ИСТОРИИ СТРОКИ
К 75-летнему юбилею государственной системы подготовки рабочих кадров


СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

      Днем рождения системы профессионально-технического образования стало 2 октября 1940 года, когда был принят указ Президиума Верхового Совета СССР «О государственных трудовых резервах СССР», которым были определены три типа училищ: ремесленные, железнодорожные училища и школы фабрично-заводского обучения.

      Эти училища были созданы в кратчайшие сроки в преддверии надвигающейся войны. Прием в них проводился путем призыва (мобилизации), а также в порядке добровольного набора молодежи. Созданная в тревожные предвоенные годы государственная система «Трудовые резервы» решала важнейшие вопросы подготовки рабочих кадров в период становления и быстрого развития промышленности России.

      За 75 лет система профтехобразования прошла непростой путь и только благодаря кадрам смогла сохранить себя.

      В Челябинской области и в городе Озерске существует система профтехобразования, которая гибко реагирует на потребности рынка труда, доступна для каждого и обеспечивает образовательные запросы разных возрастных групп, преемственность и непрерывность уровней образования.

      Во все времена развития профтехобразования в городе огромную помощь в формировании материально-технической базы учебных заведений, наставничестве над молодыми рабочими оказывал и продолжает оказывать ФГУП «ПО «Маяк».


ВСЁ НАЧИНАЕТСЯ СО ШКОЛЫ

      Озёрский технический колледж является правопреемником строительной школы №13, образованной 7 февраля 1957 года. Первым директором был назначен Николай Никитович Евстафьев. Это был дальновидный руководитель, хороший организатор и душевный человек. Первый набор 1957 года составил 415 человек.

      В этом же году строительная школа была преобразована в школу фабрично-заводского обучения №13. В ее стенах проводили подготовку рабочих кадров для города и градообразующего предприятия. В 1958 году ФЗО №13 разделилось на два учебных заведения, которые вскоре стали профессионально-техническими училищами №№44 и 46.

      В сентябре 1965 года оба учебных заведения получили названия: «Городское профессионально-техническое училище №46» и «Городское профессионально-техническое училище №44», реализующие программы обучения профессии на базе восьмилетней школы.

      В сентябре 1972 года оба профессиональных образовательных учреждения преобразуются в средние профессионально-технические училища, которые наряду с профессией стали давать своим выпускникам полное среднее образование.

      Под руководством директоров Николая Никитовича Евстафьева, сменившего его на посту директора СГПТУ №46 Василия Ивановича Зинчука, директора СГПТУ №44 Виталия Александровича Мингалёва с помощью предприятий города и ПО «Маяк» укрепляется материально-техническая база учебных мастерских. В короткие сроки создаются кабинеты по общеобразовательным дисциплинам, оснащаются техническими средствами обучения. Кабинеты химии и географии СГПТУ №46 в областном конкурсе заняли призовые места. В СГПТУ №44 начинается выпуск знаменитых станков Запевалова.


В ПЕРИОД РАСЦВЕТА

      Город строился. Развитие города в 70-х годах прошлого века потребовало увеличения количества специалистов монтажно-строительных специальностей. Было принято решение о строительстве нового профессионально-технического училища, ориентированного на подготовку рабочих строительных специальностей.

      В 1975 году началась история СГПТУ №16. Директором нового профессионального учебного заведения был назначен патриарх профессионального образования города Николай Никитович Евстафьев, который принимал самое деятельное участие в строительстве этого учебного учреждения. СГПТУ №16 стало осуществлять подготовку квалифицированных рабочих строительно-монтажного профиля.

      70-е годы – расцвет профессионального образования в городе. Широкий размах приобретает наставничество. Большое внимание уделялось воспитанию чувства гордости за рабочую профессию. В профессиональных училищах не только учили ремеслу, но и прививали навыки творческого мышления. Мастера производственного обучения совместно с учениками принимали участие в областных выставках технического творчества, а затем вышли на всесоюзный уровень. В 1978 году СГПТУ №46 заняло 1 место в социалистическом соревновании среди училищ Российской Федерации и было награждено переходящим Красным знаменем Совета Министров РСФСР и ВЦСПС.

      В 80-х годах профессиональные училища принимают активное участие в изготовлении продукции на базе учебных мастерских и полигонов.

      Во второй половине 80-х – начале 90-х годов происходит смена руководства профессиональными учебными заведениями. Вновь пришедшие директора СПТУ №16 – Валерий Васильевич Лихачев, СГТТУ №44 – Юрий Владимирович Деменцев, СПТУ №46 – Сергей Иванович Серков продолжали традиции, заложенные при формировании профессиональной школы в городе, в 1984 году образовательные учреждения возвращают название ПТУ, а позже – профессиональных училищ.


КОГДА ВРЕМЯ ДИКТУЕТ УСЛОВИЯ

      Коренное реформирование социально-экономического устройства России в 90-х годах XX столетия обусловило возникновение мощных инновационных тенденций в системе профессиональной подготовки рабочих.

      В этот период меняется статус учебных заведений, по результатам внедрения внутриучилищной системы разноуровневой профессиональной подготовки они становятся профессиональными лицеями. Продолжилась работа по воспитанию учащихся. В 1997 году благодаря хорошо поставленному патриотическому воспитанию учащихся профессиональный лицей №46 стал лауреатом областной премии имени В.П. Поляничко. Неоднократно городские профессиональные лицеи становятся лауреатами областного конкурса «Лучшее профессиональное учебное заведение года», ПЛ-46 – победителем конкурса.

      Двадцать первый век внес свои коррективы в названия профессиональных учебных заведений города. Под руководством директоров учебных учреждений, почетных работников начального профессионального образования Российской Федерации, лауреатов премии Губернатора Челябинской области Владимира Васильевича Порошина, Юрия Владимировича Деменцева, Елены Алексеевны Валеевой начинается процесс оптимизации образовательных учреждений, их инновационная деятельность.


ПО ПУТИ ОБЪЕДИНЕНИЯ

      Профессиональный лицей №46 в 2006 году выиграл первый гранд на открытие Ресурсного центра строительно-монтажного профиля в рамках национального проекта «Образование», реализуемого в Челябинской области. В этот период были оборудованы строительный и сварочный полигоны в лицее.

      В рамках национального проекта «Образование» в 2008 году Озёрский технический колледж разработал и внедрил программу «Создание инновационной среды подготовки рабочих кадров для наукоемких и высокотехнологичных производств ядерно-оружейного и ядерно-энергетического комплексов». Колледж вошел в список победителей Всероссийского конкурса по отбору инновационных образовательных проектов.

      В 2011 году «Озёрский строительно-коммунальный техникум» (бывший ПЛ №16) стал областной инновационной площадкой по теме «Управление учреждением профессионального образования средствами автоматизированной системы».

      Продолжение процесса оптимизации привело к объединению профессиональных учреждений в учебное заведение «Озерский технический колледж». На его базе в соответствии с Президентской программой развития инновационных технологий 16 мая 2014 года был открыт Многофункциональный Центр прикладных квалификаций, где проводится подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников ФГУП «ПО «Маяк», жителей города и области.


КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЁ

      Так в течение 58 лет формировалось профессиональное учреждение, которое ныне носит название «Озерский технический колледж». Озёрский технический колледж сегодня – это центр непрерывного образования, который включает в себя: подготовку и переподготовку рабочих кадров, получение начального профессионального образования, получение среднего профессионального образования, курсы повышения квалификации.

      Система профессионального образования Озёрска во все времена была сильна своими инженерно-педагогическими кадрами.

      В колледже в разное время трудились представители педагогических династий: Евстафьев Н.Н., Евстафьева Е.И., Евстафьев В.Н., Псарева Л.Н., Серков С.И., Порфирьева Е.С., Клепикова В.И., Клепиков A.А., Клепикова Е.А., Шишковская Л.И., Шишковская И.В., Ванякина Р.И., Архипова М.М., Пранович Г.Н., Глухов А.Е., Глухова Г.Я., Гультяев B.М., Гультяева Т.А.

      Преданность профессии, любовь и уважение к обучающимся отличают администрацию, педагогов и мастеров производственного обучения. Среди них заслуженные учителя ПТО РСФСР Евстафьев Н.Н., РФ Горлова Л.Н., Резникова Л.Н., Булгакова С.И., заслуженные учителя РФ Якимова Л.К., Степанова Л.А., Борисова Л.Н., Клепикова В.И., Лихачев В.В., Деменцев Ю.В., Дегтярев В.П., Ануфриева Л.Я.

      За высокие показатели в учебном процессе, подготовку призеров областных и российских конкурсов получили звание «Мастер «Золотые руки» мастера производственного обучения Шарафутдинов Р.Г., Тельнова Н.В., Иванов С.В., Евстафьев В.Н., Глухих В.Ю., Золотницких Г.Б.; мастер производственного обучения Сазонов Б.И получил звание «Заслуженный мастер ПТО РСФСР», Трунов В.М удостоен за свой труд Ордена Трудового Красного Знамени.

      За творческий педагогический труд получили профессиональные звания Отличников ПТО СССР и РСФСР Евстафьев Н.Н., Деменцев Ю.В.

      Отличниками ПТО РСФСР стали многие педагоги колледжа. Среди них Лобанова А.В., Якимова Л.К., Важенина З.А., Елисеева Г.А., Соколова В.А., Кальдин М.С., Клепикова В.И., Маркин B.C., Шишканова К.П., Тимофеева Л.И., Бондаренко Н.А., Гоголева Н.А., Гилева Л.Л., Шиловский Н.И., Акиньхов И.В., Откупщикова В.Н., Румянцев И.С., Шишковская И.В., Валеева Е.А.

      Звание Почетных работников ПТО в разное время присвоено Псаревой Л.Н., Рековой Л.И., Климовой Н.И., Гаязовой З.А., Пчелинцевой Л.А., Ильиной Н.И., Салита Л.В., Антоновой Г.М., Аносовой Н.К., Валеевой Е.А., Шишковской И.В.

      Инновационная деятельность педагогических работников неоднократно отмечалась вручением Премии Губернатора Челябинской области. Лауреатами Премии Губернатора Челябинской области стали Валеева Е.А., Псарева Л.Н., Якимова Л.К., Гончарова Н.И., Салита Л.В., Шишковская И.В., Тельнова Н.В., Клепикова В.И., Деменцев Ю.В., Порошин В.В.

      Особую страницу в истории Озёрского технического колледжа занимают директор ПЛ №46 Серков С.И. и руководитель ОБЖ Черненко Н.Л., которые за свои боевые подвиги во время службы в рядах Вооруженных сил России награждены Орденом мужества.

      Сегодняшнее поколение инженерно-педагогических работников с благодарностью вспоминает о людях, которые стояли у истоков формирования системы профтехобразования, вкладывали свои знания, опыт, навыки для того, чтобы каждый раз эта система соответствовала тем требованиям, которые предъявляла к ней жизнь. Это в полной мере относится к руководителям профессиональных учреждений и их заместителям, ветеранам труда: Почетному гражданину Озерска Евстафьеву Н.Н., Мингалеву В.А., Зинчуку В.И., Лихачеву В.В., Порошину В.В., Деменцеву Ю.В., Серкову С.И., Шиловскому Н.И., Гультяеву A.М., Макарову А.Н., Клепиковой B.И., Шишкановой К.П., Гавриловой А.В., Аносовой Н.К., Резниковой Л.И., Дрюченко Л.Г., Глухову А.Е., преподавателям и мастерам производственного обучения Тимофеевой Л.И., Лобановой А.В., Паршуковой Т.А., Салита Л.В., Якимовой Л.К., Гилевой Л.Л., Меркушевой Н.П., Часовой В.А., Захаровой Н.И., Табачковой Т.С., Желваковой Н.Г., Долговых Н.Г., Грошковой Н.И., Гончаровой Н.И., Соколовой В.А., Румянцеву И.С., Пирогову А.П., Лавриненко Т.Г., Козловой Г.М. Многие работники колледжа наряду с удостоверением «Ветеран труда» получили удостоверение «Ветеран атомной промышленности».

      Подтверждением того, что вклад ветеранов педагогического труда, ветеранов атомной промышленности признается особо весомым, является укрепление связи Совета ветеранов Озерского технического колледжа (председатель Совета ветеранов Якимова Л.К.), ФГУП «ПО «Маяк» (председатель Фролов В.Н.) и Городского Совета ветеранов (председатель Гашев И.И.).


В ПАРТНЁРСТВЕ С «МАЯКОМ»

      В настоящее время в Озерском техническом колледже обучается более тысячи студентов по 13 профессиям и специальностям. В связи с потребностями предприятий города в квалифицированных работниках, колледж готовит выпускников по востребованным специальностям и профессиям:

- сварочное производство;
- автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям);
- электроснабжение (по отраслям);
- программирование в компьютерных системах;
- парикмахерское искусство;
- дошкольное образование;
- техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта;
- автомеханик;
- повар, кондитер;
- аппаратчик-оператор экологических установок;
- мастер столярного и мебельного производства;
- станочник (металлообработка);
- сварщик.

      Педагогический коллектив колледжа уважает и развивает традиции своих предшественников. Силами педагогического коллектива при активном участии самих обучающихся и с помощью базовых предприятий «Росатома» – ФГУП «ПО «Маяк», а также предприятий, работающих в городе Озерске: ЗАО «Уралгидромонтаж», ООО «Челябинская промышленная компания», ООО «Уралстройэнерго», Завод химико-технологического оборудования в колледже создана материальная база, которая соответствует современным требованиям.

      Развитие высокотехнологичных производств на предприятиях города, на предприятии ФГУП «ПО «Маяк», для которых готовятся рабочие и специалисты в Озерском техническом колледже, требует владения разнообразными компетенциями. Разработка рабочих программ новых специальностей в соответствии с ФГОС осуществляется совместно с ФГУП «ПО «Маяк» и другим предприятиям города для определения их требований к уровню подготовки выпускников.

      Эти требования являются фундаментом для разработки учебных программ новых специальностей, содержания профессиональных компетенций. Основная профессиональная образовательная программа, рабочие программы по дисциплинам и профессиональным модулям рецензируются специалистами от работодателей. От такого взаимодействия выигрывают обе стороны.

      В колледже сложилась традиция участия сотрудников ФГУП «ПО «Маяк» и других наших партнеров в организации учебной и производственной практики студентов, руководстве написанием курсовых и дипломных работ на всех стадиях подготовки молодых специалистов, совместном проведении Праздников рабочих профессий, участии в организации конкурсов профессионального мастерства, в комиссиях по Государственной итоговой аттестации.


ТРАДИЦИИ И ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД

      В Озёрском техническом колледже сохраняется профессиональная педагогическая преемственность, выражающаяся в творческом подходе к обучающимся. Большой вклад в профподготовку обучающихся, организацию их деятельности вносят Илона Ивановна Антонова, Людмила Ивановна Кожухова, Наталья Михайловна Лесева, Ольга Ивановна Лебедева, Сергей Владимирович Мазанов, Александр Николаевич Новгородцев, Людмила Александровна Нестерова, Татьяна Юрьевна Костикова, Елена Владимировна Остапчук, Григорий Васильевич Пермяков, Наталья Викторовна Пономарева, Елена Сергеевна Порфирьева, Людмила Васильевна Сейц, Татьяна Львовна Гришина, Нина Вячеславовна Щербак, Елена Петровна Арюкова, Елена Евгеньевна Будко, Елена Александровна Востротина, Наталья Юрьевна Хромова, Ольга Рэмовна Курганова, Светлана Владимировна Завалина, Дмитрий Сергеевич Маслов, Галина Михайловна Филиппова, Ольга Николаевна Рожкова, Ольга Михайловна Некрасова, Светлана Владимировна Теслова, Елена Дмитриевна Беляева, Марина Михайловна Архипова, Наталья Вениаминовна Чиркина, Светлана Александровна Чибескова, Елена Васильевна Мищенко, Нина Федоровна Ложкина и весь коллектив колледжа.

      В ОзТК наряду с опытными педагогами трудятся молодые преподаватели Дарья Павловна Казакова, Татьяна Александровна Корнеева, Светлана Анатольевна Габрусевич, Наталья Ивановна Колесникова, Екатерина Михайловна Ермакова и Елена Анатольевна Санникова.


ВПЕРЁД К ПОБЕДАМ

      Сегодня, когда ставка делается на развитие высокотехнологичных производств и инновационную экономику, система профессионального образования способна обеспечить свой вклад в решение этих задач. С этой целью руководство колледжа организует обучение сотрудников, результатом которого является повышение компетентности и победы в конкурсах различных уровней. Преподаватели, мастера производственного обучения неоднократно становились победителями областных и республиканских конкурсов профессионального мастерства, профессиональных олимпиад World Skills, готовили свих учеников к профессиональным соревнованиям различного уровня.

      Заведующий лабораторией АСУТП колледжа Дмитрий Юрьевич Горбунов прошёл обучение, организованное компанией «Festo-Didactic» и в колледже Миккели (Финляндия) по направлению WorldSkills мехатроника (механика, электроника, вычислительная техника). Результатом стало успешное выступление его учеников в конкурсах. В 2014-2015 учебном году его студенты Владимир Аникушкин и Салават Юсупов в отборочных соревнованиях WorldSkills Russia по компетенции «Мехатроника» в Челябинске заняли второе место и четвертое место в Уральском федеральном округе.

      Под руководством преподавателя Вячеслава Николаевича Евстафьева и мастера производственного обучения Дмитрия Александровича Усова студент Вадим Миндигалиев занял первое место в отборочных соревнованиях Челябинской области по компетенции «Сварочные технологии» в рамках движения WSR-Rus-sia (Златоуст) и первое место в полуфинале Национального чемпионата рабочих профессий по компетенции «Сварочные технологии» по стандартам WSR в Первоуральске, а студент Евгений Ярцев занял второе место в областной олимпиаде по специальности «Сварочное производство».

      В этом же году под руководством преподавателей Нины Владимировны Тельновой и Андрея Аркадьевича Мальцева студент Денис Скворцов в областном конкурсе профессионального мастерства студентов и мастеров п/о по компетенции «Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)» занял первое место.

      Мастер производственного обучения Александр Николаевич Лашин, преподаватель Любовь Николаевна Подвинцева подготовили обучающегося Дмитрия Медведева, занявшего второе место в полуфинале Национального чемпионата рабочих профессий по компетенции «Плотницкое дело» по стандартам WSR в Первоуральске. Преподаватель Наталья Вениаминовна Чиркина и мастер производственного обучения Валерий Иванович Грезин подготовили обучающегося Евгения Гузеева, который стал вторым в конкурсе «Славим человека труда!» УрФО в номинации «Лучший станочник».

      Мастера производственного обучения Андрей Леонидович Павлов, Александр Сергеевич Казаков, Сергей Петрович Глазырин и Игорь Станиславович Солдатов подготовили обучающегося Владислава Земцова, занявшего третье место в областном конкурсе профессионального мастерства студентов и мастеров п/о по профессии «Автомеханик».


ЗНАТЬ, УМЕТЬ, ХОТЕТЬ И УСПЕВАТЬ

      В Озёрском техническом колледже имеются все условия для учёбы, быта и отдыха студентов. В их распоряжении два благоустроенных общежития, два актовых зала, две библиотеки с читальными залами, два буфета и две столовых, два спортзала. Во внеучебное время в колледже работают кружки и спортивные секции, в которых задействовано более 60 процентов обучающихся.

      В настоящее время Озёрским техническим колледжем продолжает руководить почётный работник ПТО РФ, лауреат премии губернатора области Елена Алексеевна Валеева. Ее судьба схожа с судьбами многих руководителей, посвятивших жизнь воспитанию и обучению молодежи, бесконечно преданных системе профтехобразования. Она прошла путь от мастера производственного обучения до заместителя директора лицея по научно-методической и учебно-воспитательной работе и до директора крупного технического колледжа.

      Своими учителями Елена Алексеевна считает бывших директоров Юрия Владимировича Деменцева и Сергея Ивановича Серкова. В 80-х годах Ю.В. Деменцев учил молодых мастеров производственного обучения методике, педагогическому мастерству, в 90-х годах С.И. Серков ввел коллектив в рыночную экономику. Елена Алексеевна обладает особым умением улавливать все передовое в педагогике, ее смело можно назвать новатором в профессиональном образовании. Под её руководством и при ее непосредственном участии система социальных педагогов вводилась в канву воспитательного процесса. Именно под ее руководством и при деятельном участии происходило развитие и преобразование профессионального училища No46 в профессиональный лицей и позже в профессиональный колледж. Важной чертой Елены Алексеевны является стремление внедрять новое, прогрессивное в области профобразования. Главными определяющими чертами характера директора ОзТК являются целеустремленность, работоспособность, энергичность, современность. Елена Валеева полна творческих планов и исполняет свои главные жизненные принципы: знать, уметь, хотеть и успевать.

      Система профтехобразования города сохранила лучшие традиции благодаря самоотверженному труду педагогов и мастеров. Пройдя путь от школы фабрично-заводского обучения до профессионального колледжа, объединившись в единое учебное профессиональное учреждение «Озёрский технический колледж», профессиональное образование Озёрска продолжает развиваться, идя в ногу с модернизацией производства, совершенствуя методику обучения и воспитания молодёжи, определяя тем самым свою роль и место в образовательном пространстве города.



Источник: Псарёва, Л. Нашей истории строки: История профобразования в Озёрске / Л. Псарёва // Вестник Маяка. – 2015. – 9 окт. – С. 1, 4-5. – Режим доступа: http://www.po-mayak.ru/wps/wcm/connect/mayak/site/resources/aa1e3e004a2140beb54eb746ed117988/VestnikM_38_2015.pdf