"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске
Образование

вернуться назад

Э. Ахметшина
ПРИОРИТЕТ - ПОДДЕРЖКА ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ

      Новый закон "Об образовании в Российской Федерации" и новые федеральные государственные образовательные стандарты вызывают среди некоторых педагогов беспокойство. Что же говорить о родителях, которые хотят дать своим детям достойное образование? О том, что именно сулят нововведения, рассказал директор лицея № 39 Олег Порошин.

      - Олег Владимирович, любые реформы поначалу вызывают тревогу. Вы как руководитель учебного заведения столкнулись с этим в свете последних изменений в законодательстве, касающихся сферы образования?

      - Безусловно. В 2013 году произошли два глобальных изменения, которые зачастую многим непонятны. Первый момент - введение новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) в среднем звене, начиная с пятого класса. Ранее новые стандарты образования вводились в начальной школе, и самым большим камнем преткновения было преподавание основ религиозной культуры и светской этики. Теперь изменения коснулись среднего звена, и в этом году наш лицей включился в эксперимент по введению ФГОС в пятом классе.

      Второй важный момент - принятие Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", который вводит новые термины, принципы и подходы к образованию. В этом году мы занимаемся изучением новых образовательных стандартов и подготовкой документации для их введения в лицее. Также изучаем новый закон об образовании, который в полную силу вступит с 1сентября 2013 года. Мы столкнулись с беспокойством родителей тех детей, которые у нас учатся и которые еще собираются к нам поступать.

      - Что изменится с вступлением в силу нового закона об образовании?

      - Главным образом, терминология. В законе нет такого понятия, как школа, но есть понятие "образовательная организация". Под образовательной организацией подразумеваются детские дошкольные учреждения, школы, техникумы, лицеи, гимназии, институты, университеты и так далее. Всё это образовательные организации, которые разделены по уровням. Каких-либо принципиальных изменений в функционале это за собой не несет.

      - Родители обеспокоены тем, что в перспективе не будет лицеев, гимназий и других специализированных учебных заведений.

      - По большому счету официально понятия "лицей" и "гимназия" исчезли несколько лет назад. Если с юридической точки зрения обратиться к документации нашего лицея, мы являемся муниципальным общеобразовательным бюджетным учреждением, а дальше в кавычках - "Лицей №39", то есть понятие "лицей" в нашем названии останется как имя собственное. То же касается и названий гимназий, колледжей и прочее.

      Важно другое. Закон об образовании предусматривает отдельный механизм финансирования учебных программ, направленных на образование детей с повышенными способностями и образовательными потребностями. Несмотря на то, что понятия лицея и гимназии из закона ушло, это не отменяет того, что государство берет на себя обязательства по развитию одаренных детей. Более того, в законе об образовании есть отдельная статья, в которой прописано, что приоритетом образования в России является поддержка талантливых детей и молодежи.

      Трудность заключается в вопросе, как оценивать, насколько дороже, например, стоит программа подготовки по математике у нас в лицее, нежели программа подготовки по математике в другой общеобразовательной школе. Но над этим работа идет, и я думаю, что до конца 2013 года методики будут выработаны, и со следующего года такое перераспределение средств будет происходить.

      Идея проста: образовательным учреждениям надо платить не за названия, а за конкретную работу. Если мы даем углубленное изучение предмета и доказываем, что у нас есть результаты, то должны получать усиленное финансирование. Если мы просто называемся лицеем, нам за это платят, а результатов никаких нет, это неправильно. По словам инициаторов введения нового закона, в некоторых регионах до 50% образовательных учреждений носят названия лицеев, гимназий и так далее, при этом они получают усиленное финансирование, но остаются совершенно обычными школами.

      Поэтому введение нового закона никоим образом не повлияет на тот уровень подготовки, который давал и продолжает давать лицей №39. Более того, я надеюсь, что именно с введением закона у нас будет более мощная поддержка со стороны государства и администрации округа, направленная на развитие конкретных программ и направлений. Наша генеральная линия - математика, физика и химия, и в этих направлениях мы даем реальные результаты.

      - Приведите пример.

      - У нас в этом году очень удачно сложилось участие детей в абитуриентских олимпиадах, которые проводят вузы. Дипломы этих олимпиад засчитываются детям как вступительные экзамены. В этом году по физике, химии и математике мы приняли участие в восьми абитуриентских олимпиадах, проведенных вузами Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Екатеринбурга, Челябинска и других городов. По всем направлениям у нас дипломы победителей, дипломы второй и третьей степени, и сегодня некоторые одиннадцатиклассники лицея на руках имеют по два-три диплома, которые при поступлении могут котироваться как 100 баллов по ЕГЭ по предмету. По сути дела, они уже студенты и сейчас просто выбирают, где будут учиться.

      Эти учебные направления у нас сохраняются, и мы будем их развивать, так как именно они, думаю, будут востребованы на "Маяке". К тому же у нас наладилось хорошее взаимодействие с шефами - Центральной заводской лабораторией. Специалисты ЦЗЛ берут научное руководство над лицеистами и вместе с ними делают научные проекты. Мы очень благодарны им за сотрудничество. Для ребят это важно - они прикасаются к науке и производству, определяются с тем, где они хотят учиться и затем работать.

      - А на что направлены новые образовательные стандарты?

      - ФГОС направлены не на изменение содержания образования, а на смещение акцентов в сфере образования в сторону более самостоятельной работы детей. Дети должны уметь мыслить, принимать решения, нести ответственность. За один день этому научить нельзя, поэтому такая работа планируется с пятого и до выпускного класса.

      ФГОС требуют серьезной перестройки от нас, учителей, в плане изменения требований к учащимся. Если раньше чаще спрашивали правильность выполнения заданий по стандарту, сейчас акцент смещается на стимуляцию творческой активности детей, выработку неких навыков, которые будут полезны ребятам не только в рамках конкретного предмета, но в целом в учебе и вообще в жизни. Речь идет об умении анализировать полученную информацию и делать выводы, умении быстро и качественно находить информацию в интернете, умении высказывать свое мнение и аргументированно его отстаивать и так далее.

      Для выработки этих умений и навыков в стандартах заложен отдельный выпускной экзамен. Речь идет о так называемом индивидуальном проекте, который ребенок должен будет подготовить и защитить. За полгода серьезный проект подготовить трудно, поэтому планируется уже с пятого класса вовлекать детей в основы проектной деятельности. В связи с этим, например, в этом году на базе лицея открывается лагерь дневного пребывания для детей 5, 6 и 7 классов, где мы планируем попробовать с ребятами в игровой форме разработать проекты и защитить их. Наша задача - познакомить детей с этой деятельностью, увлечь их. Чтобы в конечном итоге они к своей будущей жизни подходили как к некому проекту, умели формулировать цели и добиваться их.

      Миссия лицея № 39 - воспитание успешной личности. Причем, успешной во всем, и мы не ограничиваем ребят каким-то предметом или конкретной областью. Например, три года назад девушка из десятого класса физического профиля, будучи победителем областных олимпиад по физике, уехала в Москву, поступила в училище им. Гнесиных по классу виолончели и успешно там учится. Она выбрала свой путь и достигла успеха.

      Мы стараемся донести до родителей, что успешность ребенка в будущем измеряется не отметками в дневнике, а его отношением к жизни, стремлением чего-то достичь. Каждый год мы наблюдаем "чудеса": до 9 класса человек учится не очень хорошо, потом понимает, чего он в этой жизни хочет, и заканчивает лицей без троек. И здесь очень важны помощь и поддержка семьи. Мы родителей рассматриваем, как партнеров, без которых не достичь успехов в обучении. Все результаты и успехи строятся на базе семейного воспитания.

      - Каково отношение к нововведениям в учительской среде?

      - Первая реакция - отторжение. Во многом информация преподносится неверно, а фразы об изменениях выдергиваются из контекста и переворачиваются. Коллектив нашего лицея проходил обучение. К нам приезжали специалисты из Челябинска, мы ездили на стажировку в Снежинск. Напряжение среди моих коллег спало, когда они поняли, что их наработки никуда не денутся, более того, они обязательно должны сохраниться. Содержание образования не меняется, но в рамках стандартов педагогам дается больше свободы в планировании учебного процесса.

      Положительный момент - есть достаточное время для введения ФГОС: по законодательству введение стандартов в 5 классе для всех школ обязательно к 2015 году. В 2014 году еще несколько школ округа включатся в эксперимент. Всё происходит постепенно, при этом областное министерство образования и науки чутко реагирует на наши предложения и замечания.

      Думаю, когда школы будут входить в эксперимент, а педагоги вникнут в суть, сопротивление со стороны учительской среды постепенно спадет. Напряженность перестанет передаваться родителям. Вообще для родителей изменения будут самые незначительные, тем не менее, новый закон и стандарты более четко прописывают их ответственность в воспитании детей. Повторюсь, родители - наши партнеры, и мы должны работать в полном контакте и взаимопомощи.


Источник: Ахметшина, Э. Приоритет - поддержка одаренных детей : [беседа с директором лицея № 39 Олегом Порошиным] / Э. Ахметшина // Вестник Маяка. - 2013. - 31 мая. - С. 4.