"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске
Экономика

вернуться назад

Л. Лапин

РЕМОНТНИКИ:
Ремонтно-механический завод ЮУС

      ТАНКИ ИДУТ

      НЕСМОТРЯ на приведенный приказ №449, подписанный генералом Рапопортом в октябре сорок шестого, ремонтники Строительства приступили к работе значительно раньше. Уже в декабре 1945 года начинается строительство ремонтно-механического цеха. Выбор места для строительства РМЦ так же, как и для ДОКа, определялся удобством подъездов за пределами поселка (впоследствии РМЗ стройки был передан химкомбинату).

      Зима 1945-46 годов - по воспоминаниям первопроходцев - выдалась не гостеприимная: сугробы до 1,5 метров, мороз до 40 градусов. В таких условиях техника капризничает, чаще выходит из строя. Работы хватало. Ведь на новую площадку, кроме прочего, направляются 138 автомобилей - 5 самосвалов, 75 бортовых (плюс 12 штук ГАЗ-АА), 11 тракторов (8 гусеничных и 3 колесных).

      Дефицит техники в первый послевоенный год остро ощущалась по всей стране. ЧТЗ был еще настроен на выпуск танков, и на новую площадку - в качестве транспортных средств - отправлено 3 танка со снятыми башнями. Однако тащить санный поезд весом в 10-15 тонн по извилистой лесной дороге, по непролазной грязи оказалось весьма проблематично.

      Из приказов по СУ-859:

      "...два танка затонули в болоте... На вытаскивание танков из болота затрачено огромное количество человеко-дней, этим самым сорвана доставка лесоматериала..."

      "В 3 часа утра 8-го февраля начальник эксплуатации послал танк за угольником, не проверив дорогу. Танк прошел по озеру 150 м от берега и затонул большей своей частью..."

      И в мыслях нет кого-то обидеть этими выдержками, хочется только подчеркнуть, какой тяжелый труд вложен в строительство города и комбината. Кстати сказать, танки в меру своих возможностей и благодаря мастерам РМЗ прослужили на строительстве до конца 1946 года.

      За подготовительную работу по комплектации кадров ремонтно-механического цеха, отбор станков и инструмента отвечал главный инженер ремонтного завода ЧМС Терещенко. Одновременно - до ввода в эксплуатацию РМЦ - создаются мехмастерские, начальником которых назначен Отто Христофорович Донн.

      СПЕЦКОНТИНГЕНТ

      БИОГРАФИЯ РМЗ, как и многих предприятий страны, четко определяет разделительную черту - до перестройки и после.

      В первые годы завод неуклонно набирал силу, мощности нарастали. Ремонтировали всю дорожную технику для войсковых частей, работал огромный цех по ремонту двигателей, механизмов. Делали для стройки практически все - от мелких конструкций до стрел башенных кранов. Отремонтировали даже до рабочего состояния танк и самолет (старожилы помнят эти экспонаты, стоявшие на постаментах возле профтехучилищ), позже их в качестве моделей отправили в пионерлагерь им. Гагарина.

      Народу стало не хватать. На помощь пришли военнослужащие. Но после военной реформы в шестидесятых армию сократили. Заключили договор с колонией, и на завод пошел спецконтингент, с которым работали длительное время.

      Привозили их на автозаках под охраной. Территорию РМЗ огородили, по углам периметра дежурили на вышках часовые. Обедали здесь же, сохранилось деревянное здание, где была столовая. Заключенные работали во всех цехах. Среди них было немало хороших мастеров рабочих специальностей. Однако вольнонаемных женщин (работавших крановщицами или по сварочному делу) пришлось уволить. Человек 50. Они все устроились на работу по специальности - руководство РМЗ хлопотало - кого в УПТК, кого на ДСК, кого на ДОК.

      Потом на зону пришла молодежь, которая не умела работать и не хотела этому учиться работать. В 1990 году договор с колонией был расторгнут. Из 390 работников завод сразу же лишился трехсот. Но уже вовсю "ускорялась" перестройка, до конца Советской власти оставалось всего ничего. На государственные заказы, на опеку власти надежды таяли с каждым днем. Приходилось рассчитывать только на свои силы, смекалку, опыт.

      ПЕРЕСТРОЙКА

      РАССКАЗЫВАЕТ руководитель группы отдела кадров Ольга Григорьевна Вербицкая, работающая на РМЗ с 1966 года:

      - После ухода спецконтингента наши инженерно-технические сотрудники, знавшие станочное оборудование, владевшие сварочным мастерством еще со времен учебы в институтах и техникумах, стали работать так: полдня работают как ИТР, а вторую половину дня и вечером - за станками в цехах. Надо было набирать людей. В городе специалистов не нашлось, и я стала ездить по округе. Мой рабочий день в тот период складывался так: с утра ехала в Снежинск, в центр занятости, проводила там встречу. Оттуда ехала в Вишневогорск, там проводила встречу. Из Вишневогорска ехала в Касли, оттуда - в Кыштым и возвращалась на завод в шестом часу вечера. Людей все-таки набрали. Мы не сорвали план ни разу, несмотря ни на какие трудности!

      Просвет появился, когда начали работать с американцами по возведению ХДМ. Сначала заокеанские партнеры попытались сотрудничать с питерскими заводами, но их не устроило качество фильтровальных камер. Специалисты РМЗ предложили более высокое качество продукции и снова оказались востребованными. Пока строилось ХДМ, все были задействованы. Работали по полторы смены, выходили и по субботам, и в воскресенья.

      А с окончанием этих работ на заводе снова начался спад. Все острее ощущался дефицит производственных мощностей. Наметилась тенденция к интеграции расколотых в годы перестройки структур. В октябре минувшего года, незадолго до продажи всей стройки холдинговой компании НПРО "Урал", прежнее руководство ЮУС приняло решение о присоединении к РМЗ цеха по изготовлению вентиляции и сантехники. Добавилось заводу 70 работников.

      Работают на заводе и иногородние: 40 человек из Каслей, 35 из Кыштыма, работают жители Новогорного, Метлино, Аргаяша.

      СВЯЗЬ ВРЕМЕН И НАРОДОВ

      А ВОТ настенная информация и агитация на РМЗ ЮУС отлажена, как в старые добрые времена. Информация о первопроходцах, ветеранах, передовиках производства и агитация за здоровый образ жизни.

      Весьма интересно посетить музей истории завода, расположенный на первом этаже административного здания. Аккуратно и красочно оформлены стенды, щедро проиллюстрированные фотографиями современными, цветными и черно-белыми, порой тронутыми желтизной времени.

      После определяющих статус предприятия приказов Рапопорта, Царевского, Пичугина расположены 8 фотографий, на первой четверке - военные мундиры. Я перечислю их фамилии - это директора завода Дунаев В.П. (1946-48), Сизов В.П. (1948-50), Казутов А.А. (1950-53), Братанов И.Ф. (1953-56), Чирков A.M. (1956-60), Блюдочкин П.К. (1960-82), Неделько В.П. (1982-2004), Оленбергер А.Т. (с 2004).

      Далее идут другие стенды. Начальники цехов и отделов, председатели завкомадепутаты горсовета, список ветеранов атомной энергетики. На отдельном стенде вписаны имена работников первого призыва. Поражает обилие немецких фамилий: Фрибус, Шнайдер, Райт, Геринг, Петер, Фишер, Ульрих, Майер, Энгель, Видман... От главного механика до токаря и кузнеца. И обо всех них осталась хорошая память как о пунктуальных и классных мастерах своего дела. А ведь они из числа репрессированных переселенцев - из песни слова не выкинешь.

      Любопытно рассматривать фотографии на последних стендах, выполненные от 50-х годов прошлого века до наших дней. На них отображены сценки субботников и демонстраций, спортивных состязаний и досуга на природе. И отдыхать ремонтники умеют.

      В общем, славная история завода, будто на ладони. Школьникам города вполне можно проситься сюда на экскурсию - не пожалеют. Впрочем, и сотрудники РМЗ встречаются в домашней обстановке с ветеранами. И даже переписываются с некоторыми работниками, уехавшими в перестроечные времена в Германию.

      - Да, с ветеранами постоянно поддерживаем связь, - соглашается завкадрами О.Г. Вербицкая (она же председатель Совета ветеранов завода). - У нас есть, например, трижды орденоносец Хорьков Виктор Сергеевич. Ему в январе исполнилось 80, но он совсем недавно ушел на пенсию. А Едренникову Ивану Николаевичу 12 февраля будет 78, однако он все еще работает в полную смену. Начинал слесарем, дорос до начальника ремонтного цеха, которым руководил более десяти лет, а, достигнув пенсионного возраста, пошел работать машинистом компрессорных установок.

      Что ж, коллектив, который умеет так работать и так отдыхать, непременно ожидают лучшие времена. Тем более, после того, как завод наряду с другими подразделениями ЮУС стал частью мощного и динамичного развивающегося холдинга НПРО "Урал".

      Хочется напомнить слова сказанные Ольгой Григорьевной с гордостью и задорным вызовом:

      - Мы не сорвали план ни разу, несмотря ни на какие трудности!

      Я эту фразу вспоминаю с чувством уважения и преклоняюсь перед нелегким трудом строительных ремонтников.


Источник: Лапин Л. Ремонтники: Ремонтно-механический завод ЮУС отмечает свое 60-летие // Конкретная газета. - 2006. - 16 февраля. - С. 5.