"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске
Экономика

вернуться назад

Л. Антонов
ОТ ТОМСКА ДО УСТЬ-КАТАВА

      Многие мои заметки я посвящал деятельности строителей в Озерске и за его пределами. Сегодня же мне хочется вспомнить связанные с этой деятельностью конкретные события. Жизнь настолько сложна, многообразна, что я до сих пор удивляюсь некоторым интересным стеченьям обстоятельств.

      Я уже касался того факта, когда наши строители, в том числе и автор этих строк, по личному распоряжению Л.И. Брежнева работали на Усть-Катавском вагоностроительном заводе. Вот он, его величество случай!

      Когда я вернулся из г. Зима, где координировал работы на строительстве химкомбината по производству хлора и хлорвинила, мне присвоили звание заслуженного строителя Российской Федерации. (До сих пор помню дату - 9 августа 1979 года). Это звание обязывало ко многому.

НА СНИМКЕ (слева направо): Л.В. Антонов (автор статьи); корреспондент газеты "Правда"; начальник строительства Томска-7 П.Г. Пронягин; летчик-космонавт Н.Н. Рукавишников. Декабрь 1980 года.

      По просьбе директора химкомбината "Маяк" Б.В. Броховича начальник стройки В.П. Трепалин командировал меня в Буринский совхоз достраивать 2 коровника, родильное отделение, "елочку" для доения коров, цех по переработке молока. Эта работа заняла три месяца, после чего меня направили на строительство Томского химического завода (Томск-7) и ввода в эксплуатацию объектов по производству полипропилена. Руководил строительной деятельностью П.Г. Пронягин, а общее руководство осуществлял секретарь Томского обкома партии Е.К. Лигачев (будущий заместитель генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева). Надо признаться: к нам он относился очень требовательно, но и помогал всем, чем мог.

      Почетным шефом стройки был дважды Герой Советского Союза летчик-космонавт Н.Н. Рукавишников - местный уроженец. Меня с ним лично познакомил П.Г. Пронягин. (До сих пор храню я открытки поздравления советского космонавта. Цел и его подарок - болгарский сервиз). На встрече с нами - строителями - Рукавишников поведал историю о том, как судьба вознесла его до звезд: после окончания МВТУ им. Баумана трудился в конструкторском бюро С.П. Королева. После полета Юрия Гагарина все без исключения инженеры КБ подали заявления о зачислении их в отряд космонавтов. С.П. Королев понимал, что полеты непосредственных разработчиков и конструкторов ракет положительно скажутся на дальнейших разработках летательных аппаратов. Из всех, кто подал заявления, медицинская комиссия выбрала 7 человек. Рукавишников был среди тех счастливцев.

      Рассказывал космонавт и о полете с болгарским коллегой. Приблизились к станции "Мир", а шаговые двигатели никак не заводились, поэтому стыковка не получалась, и модуль пролетел мимо станции. Рукавишникову было дано задание идти на посадку. Однако тормозные двигатели заработали только с третьей попытки, и спускаемый аппарат приземлился в Западной Сибири вместо запланированного района Аркалыка (недалеко от Байконура). ЧП имело следующие последствия: в Москву были немедленно вызваны директор и главный инженер, Усть-Катавского вагоностроительного завода. Им предъявили обвинение в изготовлении бракованных шаговых двигателей. При разборке корабля-дублера (он остался на земле) оказалось, что ванадиевые сопла, через которые идет реактивная струя шагового двигателя, были не проваренными на 100 процентов, то есть имели сварочный брак. Директор завода Ю.А. Кирилычев потребовал направить в Усть-Катав комиссию от Министерства общего машиностроения, обороны и ВПК.

      Члены комиссии по прибытии на завод буквально пришли в ужас, обнаружив, в каких условиях изготавливаются высокоточные детали шаговых двигателей к ракетам! А ведь предстояло собирать "Буран"!

      Позволю себе здесь сделать небольшое отступление, чтобы рассказать об истории вагоностроительного завода. Усть-Катавский железоделательный завод был основан в 1758 году купцами Твердышевым и Мясниковым. Впоследствии его владельцем стал генерал-майор князь К.Е. Белосельский-Белозеров. Завод расположен на западных отрогах Южного Урала при слиянии рек Катав и Юрюзань в сильно пересеченной местности, изобилующей ручьями. Около завода на реке была поставлена плотина длиной в 220 сажень (550 метров), которая образовала пруд, обеспечивающий достаточную для завода гидравлическую силу: вода приводила в движение 12 колес, от них "заводились" прокатное станы, отжимные молота, воздуходувная, лесопильная, кварцебойная машины, мельница, работала мехмастерская. На заводе были установлены турбина Жонваля (для мелкосортного прокатного стана) и турбина системы Френсиза (для пресса и станков рельсовых скреплении). С такой техникой (по тем временам считалось, что это хороший уровень) завод выделывал до 200000 пудов сортового железа, цементной стали, рельсовых скреплений и пр. в год. Изделия завода по весне сплавлялись по рекам Юрюзань, Уфа, Белая, Кама, Волга в Нижний Новгород. С 1892 года тяжелый груз стали отправлять заказчикам по Самарской железной дороге.

      Позже завод расширил ассортимент выпускаемой продукции, а перед войной стал работать на "оборонку". В грозные лихие годы на поля сражения он отправлял снаряды для "катюш", а в мирное время наладил производство трамваев и космической техники.

      Разумеется, заводские цеха в течение первой половины XX века претерпели модернизацию, но за новыми техническими открытиями завод не поспевал. Особенно это печальное обстоятельство касалось литейного цеха. Одному богу да железных дел мастерам известно, как завод выпускал изделия для космоса!

      Приехавшая из Москвы высокая комиссия, осмотрев все, составила примерный план реконструкции завода, строительства жилья и доложила Брежневу о необходимости выделения 135 миллионов рублей капитальных вложений (стоимость строительно-монтажных работ, оборудования, ОКР и НИР, проектирования).

      Генсек поинтересовался, кто ведет строительные работы в этом регионе? Ему доложили, что рядом - в Златоусте-36 - ведомство Е.П. Славского.

      От министра среднего машиностроения Славского мы - Южно-Уральское управление строительства - и получили задание выполнить работу. Кроме строительства производственных объектов, нам предстояло возвести 118 тысяч квадратных метров жилья с магазинами, почтовым отделением, медпунктом, молочной кухней, сберкассой и т.д. Объем работ был рассчитан на 8 лет (с 1979 по 1986 годы).

      Пока шло проектирование промышленных зданий, мы начали строить 2-ой микрорайон из пятиэтажных панельных домов серии 1-464-А в нагорной части Усть-Катава. Для претворения в жизнь правительственного задания при управлении в Златоусте-36 было создано СМУ, которое вело работы не только в Усть-Катаве, но и в Юрюзани, в Катав-Ивановске. (В Юрюзани мы построили школу на 1175 мест, в Катав-Ивановске - литейный цех. Жилые дома и объекты соцкультбыта возводили в обоих городах).

      22 февраля 1981 года первую продукцию - 6 тонн полипропилена - выпустил построенный нами химический завод в Томске.

      В том же году я снова "загремел под фанфары"- отправился в Златоуст-36 для организации работ по вводу объектов в Усть-Катаве, Катав-Ивановске, Юрюзани.

      До моего приезда в Усть-Катаве уже были сданы 6 жилых домов, смонтирован сборочный корпус МСК-1, проведена теплотрасса от котельной ко 2-ому микрорайону. В 1981 году мы сдали еще 4 жилых дома, канализационную насосную станцию. Далее, до середины 1985 года, работники ЮУС успешно выполняли сложную программу строительства.

      А шаговые двигатели для "Бурана" вагоностроительный завод изготовил отличного качества! Наш "Буран" на поверку оказался не хуже американских "Шаттл" и "Дискавери". Кстати, систему автоматической посадки из космоса на землю спроектировала и изготовила фирма "Полет", для которой строительно-монтажное управление (поселка Новогорный), где работал и я, сделало пол из мраморных плит (их производством занималось УПТК Озерска).

      Так вот замкнулось кольцо истории, начавшейся в Томске.

      P.S. Очень жаль, что "Буран" сейчас стоит в Московском парке в качестве памятника, части которого растаскивают на "сувениры".

      А в Усть-Катаве проложено трамвайное кольцо (для доставки рабочих на "вагонку"), охватывающее весь город, и когда спускаешься с нагорной части, где выстроен большой микрорайон руками созидателей из ЮУС, то снизу хорошо слышно трамвайные звонки - значит, завод дышит, значит, он живет!


Источник: Антонов Л. От Томска до Усть Катава // Озерский вестник. - 1994. - 12 октября. - С. 2.