"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске
Культура. СМИ

вернуться назад

В.П. Климов

МОЁ ОТКРЫТИЕ ДВОРЦА
(К 55-летию ДК «Маяк»)

      Сегодня «ОВ» печатает рассказ В.П. Климова под названием «Мое открытие Дворца культуры «Маяк». Валентин Климов – лауреат всероссийского конкурса «Весна победы», многократный лауреат областных конкурсов чтецов, лауреат областного конкурса «Театральная весна 2012», лауреат VI областного конкурса артистов разговорного жанра, член актива клуба «Таланты и поклонники», которому в 2008 году присвоено звание «Лучшее любительское объединение РОСАТОМА».

      Когда меня грубо будят где-то в начале сна, к тому же после ночной смены, я вполне могу двинуть будильщику как следует по шее. Так и было в общаге в тот августовский день 1958 года, когда меня кто- то стал дергать за ногу. С криком «Убью заразу!» я вскочил с койки и с поднятой рукой застыл статуей...

      Передо мной с лучезарной улыбкой, значительно превышающей размеры лица, стоял мой приятель, Владька Калачев, а рядом – серьезная до невозможности А.С. Корниенко, директор будущего Дворца культуры. Не обращая даже малейшего внимания на мой вид, она направилась к столу и широким жестом, сдвинув к окну пустые консервные банки, бутылки и другие предметы недавнего гудежа, достала блокнот, карандаш и кинула мне через плечо: «Наверху решение принято: через четыре дня открывается Дворец культуры, мы ищем исполнителей для участия в концерте».

      Эта новость меня из статуи снова сделала человеком и заставила вспомнить о ненадетых штанах. Не прошло и трех минут, как мы все вместе сидели за столом, обсуждали создавшуюся ситуацию и распределяли, кто, где и, самое главное, кого будет искать. Правда, колдовали над списком больше они, я же в это время пребывал в состоянии эйфории. Ну как же! Свершилось то, чего ждали столько лет! А еще недавно мы ходили вокруг «колючки», опоясывающей строительную площадку будущего ДК, и гадали, где мы будем репетировать, где будет наша комната... Мы, конечно, были уверены, что она будет самой лучшей, ведь директор-то – наш человек, из драмы.

      Надо сказать, что лето для самодеятельности – мертвый сезон, а в августе – мертвее не бывает! Всего четыре года назад разрешили выезд из зоны в отпуска, а год назад случился взрыв, так перепугавший людей. Все это вкупе и создало такую обстановку, когда каждый старался дать тягу из города как можно быстрее. Руководители коллективов в тот момент тоже разъехались, из культработников в наличии был только директор. Хорошо, что технические работники почти все оказались на месте.

      Посовещавшись, мы решили, что стержнем концерта станут сценки, песни и куплеты из эстрадного обозрения, которое мы делали минувшей весной (кстати, о нем мне недавно напомнила старая афишка, случайно попавшаяся на глаза). Но кем заменить отсутствующих? И тут Владька заявляет, что он знает слова моего напарника, Ивана Скрипака, в интермедии, а еще и слова Вовки Смирнова в интермедии с Семеновной (так мы величали А.С. Корниенко). Проверили – действительно знает! Значит, завтра – репетиция до посинения.

      Поисковиком я оказался неважным, хуже всех. Моя «добыча» – всего два танцора и четыре «духаря». Но Семеновна меня успокоила, объяснив, что это именно те лабухи (музыканты), без которых оркестр играть не смог бы. И еще она мне растолковала, что оркестр на таком мероприятии, как открытие ДК в День строителя, – это самое главное. Как же вручать знамена и грамоты без «тра-та-та» фальшивящих труб?! Эти звуки, плюс грамоты, плюс денежки, маячившие за каждой грамотой, – все это как-то вдохновляло.

      Все последующие дни состояние полета наяву не покидало меня. Владька хоть и не смог в полной мере заменить в интермедиях Ваньку с Вовкой, но смотрелся вполне прилично. Объявился откуда-то Жора Чемарин. И не только объявился, но и согласился помимо своих песен спеть со мной и с Калачевым куплеты. Почему меня и Владьку это удивило? В то время этому жанру придавалось большое значение. И вот кому-то в ЦЗЛ не понравились слова: «Лишь протолкнуть бы диссертацию и громко зваться кандидат... Заполнить вакуум в Москве... Из пустого да в порожнее мы месяцами воду льем»... В итоге у Ивана, Владислава и Жоры с кем-то состоялся приватный разговор, после которого Жора заколебался, выступать с нами или нет. Но теперь мы снова вместе, мы снова не разлей вода!

      Обычно во время торжественной части любого вечера мы разминались в каком-либо помещении. В тот вечер мы стояли за кулисами, разминаться было негде – строители сдали только зрительный зал и фойе, а все остальные помещения были закрыты, их сдача намечалась только осенью (тогда все сдачи объектов приурочивались к каким-нибудь праздникам).

      С любопытством разглядывая на сцене канаты, противовес, колосники, я краем уха ловил, как долбит слушателей длинным докладом кто-то из высокого начальства. Когда же стали называть неведомые мне коллективы, строившие ДК, и строителей, отличившихся при этом, появилось теплое чувство ко всем этим людям. Действительно, сработали мастеровые красивое здание, каких и в Москве не густо.

      Август 58-го, зрительный зал ДК, забитый до предела людьми, так что даже на краях сцены сидели какие-то ребятишки... А какой потрясающий был прием! Каждый номер шел буквально на ура. Не помню, кто выступал первым, помню только, что это был не я, но именно с этого номера, с выступления этого артиста Дворец перестал быть строительным объектом, а стал еще одним очагом (напрочь забытое сегодня слово!) культуры.

      Стоит чуточку прикрыть глаза, как сразу возникает сцена дворца и та атмосфера куража, самоотдачи самодеятельных артистов. Я вновь вижу полет в танце Вали Ивойловой (Козловой), двух Василиев – Григорьева и Колсанова, других танцоров, слышу исполнение испанской народной песни Жорой Чемариным... Пел он ее замечательно! А как убедительна была А.С. Корниенко в сценке из репертуара Мироновой и Менакера!.. Лично мне она нравилась ничуть не меньше, чем мама Андрея Миронова, которую я не раз видел в концертах, когда жил в Москве.

      Настоящим героем и мотором всего концерта был Владислав Калачев – он играл на баяне как солист, аккомпанировал певцам, танцорам, пел куплеты, играл в интермедиях. Это был его день. Но и наш тоже – день неофициального открытия дворца культуры «Маяк».

      А в ноябре состоялось официальное открытие ДК, и я на нем что-то делал, что-то говорил, что-то пел. А что? Убей – не помню! Рядом были мои закадычные друзья, невероятно молодые – Ванька Скрипак, Коля Спицын, Серега Комков и Владислав Калачев.

      И еще помню новенькую белокурую девочку в танцевальном коллективе, в которую мы все дружно влюбились. А несколькими месяцами ранее наши девчонки влюбились в нового парня-танцора запредельной энергии и жизнерадостности – харизматичного Славу Саморуковсого, кстати, мужа той белокурой девочки Риты...

      Вернувшись в реалии сегодняшнего дня, хочу пожелать всем тем, с кем я до сих пор варюсь в котле самодеятельного творчества, чтобы вы, несмотря на всю циничность и жестокость жизни, всегда были верны тому виду искусства, которое стало частью вашей жизни. Всем вам здоровья, которого мало не бывает!»

На фото: В.П. Климов и М.А. Саморуковская


Источник: Климов, В.П. Моё открытие дворца : [воспоминания о неофициальном открытии ДК «Маяк» в День строителя в августе 1958 г. и официальном открытии – в ноябре 1958 г.] / В.П. Климов // Озерский вестник. – 2013. – 15 ноября. – С.14.