Сегодня: 18 августа, пятница
 Главная 
 Карта сайта 
 Архив экспозиций выставочного зала 
 Полнотекстовые базы данных 
 Виртуальные выставки 
 Знаменательные даты 
Поиск по сайту
ЦЕНТР СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМОЙ ИНФОРМАЦИИ

В читальном зале Центральной городской библиотеки работает Центр социально-значимой и правовой информации



АКТУАЛЬНО


ИНТЕРНЕТ-ИЗБРАННОЕ


КОНТАКТЫ

 

Адрес:

456784 г.Озёрск Челябинской обл., ул.Советская, 8

Телефоны:

(35130) 2-46-00;
2-18-45; 2-30-79

E-mail:

libozersk@yandex.ru

Как нас найти:

Яндекс-Карты

 















 Главная / БиблиОзёрск / Библиотека рекомендует / Виртуальные выставки / 2016 / Пространство и точка Василия Кандинского

Пространство и точка Василия Кандинского

150 лет со дня рождения русского живописца В. В. Кандинского

(16.12.1866 – 13.12.1944)

 

 

Описание: в Дрездене, 1905

Живопись есть грохочущее столкновение

различных миров, призванных путем борьбы

и среди этой борьбы миров между собой

создать новый мир,

который зовется произведением.

 

В. В. Кандинский

 

Живопись – это язык, который формами,

лишь ему одному свойственными,

говорит нашей душе о её хлебе насущном.

 

В. В. Кандинский

 

 

Творчество Василия Васильевича Кандинского – уникальное явление русского и европейского искусства. Именно этому художнику, наделённому могучим дарованием, блестящим интеллектом и тонкой духовной интуицией, суждено было совершить подлинный переворот в живописи и создать первые абстрактные композиции.

Кандинский происходил из семьи нерчинских купцов, потомков каторжан. Его прабабушка была тунгусской княжной Гантимуровой, а отец был представителем древнего забайкальского рода Кандинских, выводящих себя из фамилии князей мансийского Кондинского княжества.

В. Кандинский родился 16 декабря (4 декабря – по старому стилю) 1866 г. в Москве в купеческой семье. В 1871 г. Кандинский окончил гимназию в Одессе, получил также художественное и музыкальное образование.

Судьба Кандинского складывалась не совсем обычно. До тридцати лет он и не помышлял об искусстве. Закончив в 1893 г. юридический факультет Московского университета, он начал работать над диссертацией, участвовал в этнографической экспедиции на север России.

Но в том же году Кандинский внезапно изменил свою жизнь. Поводом для этого послужило впечатление от картины «Стог сена» Клода Моне на Французской индустриальной и художественной выставке в Москве. Он уехал в Германию учиться живописи. Кандинский обосновался в Мюнхене, который на рубеже веков был признанным центром немецкого модерна. Он занимался сначала в частной школе живописи, а позднее в Мюнхенской академии художеств.

Живя в Германии, Кандинский почти каждый год приезжал в Россию и представлял свои работы на выставках Московского товарищества художников, Нового общества художников и др. В журналах «Мир искусства» и «Аполлон» появлялись его статьи об искусстве Германии, сыгравшем столь важную роль в формировании творческой личности живописца.

 

Gabriele and Wassily photo 12-Gabriele-and-Wassily_zpsf8072901.jpg

В то же время Кандинского волновала и вдохновляла русская художественная традиция: иконы, древние храмы, сказочные персонажи. Все они часто присутствуют в его работах, что говорит о влиянии на него мастеров «Мира искусства».

Кандинский был прирождённым лидером. Уже с 1901 г., едва закончив обучение, он возглавил художественное общество «Фаланга», участвовал в его выставках и работал в созданной при нём школе. В 1909 г, мастер организовал «Новое мюнхенское художественное объединение», а в 1912 г. – группу «Синий всадник».

 

 

Василий Кандинский II

В начале 10-х гг. ясно определилось главное направление творческих поисков Кандинского: он хотел сосредоточить все средства живописи на передаче сложной системы чувств и ощущений, которые живут в потаённых глубинах души художника и не зависят от материального мира. Теоретически мастер сформулировал эту проблему в книге «О духовном в искусстве» (1911 г.), но практическое решение пришло к нему внезапно и необычно.

 

 

Художник сам описал происшедший в его сознании переворот в работе «Ступени» (1918 г.):  «Я... вдруг увидел перед собой неописуемо-прекрасную, пропитанную внутренним горением картину. Сначала я поразился, но сейчас же скорым шагом приблизился к этой загадочной картине, совершенно непонятной по внешнему содержанию и состоявшей исключительно из красочных пятен. И ключ к загадке был найден: это была моя собственная картина, прислонённая к стене и стоявшая на боку... В общем, мне стало в этот день бесспорно ясно, что предметность вредна моим картинам».

Наверное, в ту минуту потрясённый мастер вряд ли осознавал, что случайно поставленная на бок картина станет истоком нового направления в искусстве – абстракционизма. По Кандинскому, именно линия и цветовое пятно, а не сюжет являются носителями духовного начала, их сочетания рождают «внутренний звук», вызывающий отклик в душе зрителя.

Создавая абстрактные композиции, Кандинский фактически изменил природу живописи – искусства, тесно связанного с повествованием, – и приблизил её к музыке, которая призвана не изображать, а выражать наиболее сложные душевные состояния.

В 1914 г., после начала Первой мировой войны, Кандинский был вынужден вернуться в Москву. Вторая половина 10-х и 20-е гг. были для него периодом активной общественной и педагогической деятельности: он работал в организации по охране памятников, руководил Институтом художественной культуры (ИНХУК), преподавал в Государственных художественных свободных мастерских, не прекращая при этом работать как живописец.

Абстрактные полотна Кандинского тех лет стали мягче и светлее по колориту, усилилась роль линии, большее внимание уделялось свободному пространству.

Пребывание Кандинского в России было недолгим, в конце 1921 г. он навсегда покинул страну. Известный немецкий архитектор Вальтер Гропиус пригласил его преподавать в «Баухаузе» – высшей архитектурной и художественной школе, которая находилась в Веймаре, а в 1925 г. переехала в Дессау.

Здесь он написал книгу «Линия и точка на плоскости». Тогда же к Кандинскому пришло настоящее мировое признание. Он участвовал в многочисленных выставках в городах Германии, публиковал теоретические труды, в 1923 г. устроил первую персональную выставку в Нью-Йорке.

В отличие от «романтического» мюнхенского этот период в творчестве Кандинского обычно называют «холодным» или «классическим». В его работах пятно всё более уступало место линии, живописность – сухому геометризму, динамика – равновесию. Наряду с треугольниками и квадратами композиции включали в себя круг как символ совершенства и полноты мироздания.

 

 

Описание: https://pp.vk.me/c836527/v836527010/65fe/4qBugD-IDU4.jpg

 

В 1933 г., после прихода к власти нацистов и закрытия «Баухауза», художник эмигрировал во Францию. С 1933 по 1944 г. он жил в Париже, активно участвуя в интернациональном художественном процессе.

Последний и, возможно, главный пик творчества В. Кандинского – техника «биоморфных абстракций» («Доминирующая кривая», 1936, «Композиция 10», 1939, «Вокруг круга, 1940, «Различные происшествия», 1941, «Двойной аккорд», 1942).

 

 

13 декабря 1944 г. Кандинский умер в парижском пригороде Нейи-сюр-Сен. Похоронен на Новом кладбище Нёйи под Парижем.

 

 

Интернет-ресурсы

 

http://www.wassilykandinsky.ru/  – Василий Кандинский: Биография, работы, музеи, книги, фото и др.

http://www.kandinsky-art.ru/  – Жизнь и творчество В. В. Кандинского.  Генеалогическое древо семейства Кандинских

Кандинский В. В. в Википедии

http://philologos.narod.ru/kandinsky/kandmain.htm – Сочинения В. В. Кандинского, литература о нём

Работы В. Кандинского в Большой художественной галерее

http://kandinsky44.narod.ru/index.htm  – В. В. Кандинский: биография и статьи

http://www.20art.ru/Vasilii_Kandinskii – Биография В. В. Кандинского, галерея работ 

Экспозиция Кандинский и «Синий всадник» в Отделе личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина

В. Кандинский в проекте «Allpainters»

В. Кандинский в электронной энциклопедии «Кругосвет»

В. Кандинский в проекте Хронос

В. Кандинский в проекте Артхив

Группа в ВКонтакте

 

Труды В. Кандинского

 

http://static.ozone.ru/multimedia/books_covers/910611685.jpg

Кандинский, В. В. Избранные труды по теории искусства: в 2-х тт. / В. В. Кандинский. – М. : Гилея, 2001.

Т.1 : 1901-1914. - 392 с. :ил.,1л.портр.

Т.2 : 1918-1938. - 344 с. :ил.,1л.портр.

 

В издание включены избранные теоретические труды Кандинского, созданные им с 1901 по 1938 гг. Это критические обзоры в журналах «Мир искусства» и «Аполлон», теоретические статьи и книги, такие как «О духовном в искусстве», «Точка и линия на плоскости», автобиографическая книга «Ступени», статьи по педагогике, теории живописи, тезисы докладов, программы и т.д.

 

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

 

 

 

Художник Василий Кандинский. Книги. О духовном в искусстве. 1910 год

Кандинский, В. В. О духовном в искусстве / В. В. Кандинский. – М.: Архимед, 1992. – 110 с. : ил.

 

Основной свой программный труд – книгу «О духовном в искусстве» Кандинский написал еще в 1910 г. в Мюнхене на немецком языке. Книга позже неоднократно переиздавалась на разных языках.

 

Электронная версия книги здесь>>

 

(Имеются экземпляры в отделах: книгохранение)

 

 

 

http://pics.livejournal.com/snowman_john/pic/000p4b1c

Синий всадник / под ред. В. В. Кандинского и Ф. Марка; коммент. и ст. З. С. Пышновской. – М.: Изобраз. искусство, 1996. – 192 с.: ил.

 

Альманах «Синий всадник», подготовленный В. Кандинским и Ф.Марком, – манифест западноевропейских авангардистов. Вышедший впервые в Мюнхене в 1912 г., он был в значительной своей части явлением русской культуры «серебряного века.

 

Электронная версия книги здесь>>

 

 

Кандинский В.В. Точка и линия на плоскости. -СПб.:Азбука,2011.-240с.

Кандинский В. Точка и линия на плоскости / В. В. Кандинский. – СПб.: Азбука-классика, 2005. – 236 с.

 

Автобиографическая повесть «Текст художника. Ступени» и теоретическое исследование глубинных основ художественного языка «Точка и линия на плоскости» написаны В. Кандинским, открывшим историю русского авангарда. Эти тексты составляют важную часть теоретического исследования мастера, позволяют глубже и полнее понять суть его художественного творчества.

 

Электронная версия книги здесь>>

 

 

Кандинский, В. Куда идет «новое искусство» / В. Кандинский // Наше наследие. – 1996. – 37. – С. 81–96.

 

Кандинский, В. Медленно исчезающее в зеленой траве : Стихи / В. Кандинский; публ. и пер. с нем. Б. Соколова // Новый мир. – 1997. – № 1.

 

Кандинский, В. О понимании искусства : Стихотворения и статьи 1910-х – 1920-х годов / В. Кандинский; всупит. ст., пер. и примеч. Б.М. Соколова // Знамя. – 1999. – № 2.

 

 

Материалы о жизни и творчестве В. Кандинского

 

 

Дюхтинг Х. Василий Кандинский (1866 - 1944). Революция в живописи

Дюхтинг, Х. Василий Кандинский / Х. Дюхтинг; пер. с нем. Е. Ю. Суржаниновой. – М. : Арт-Родник, 2002. – 96 с., ил.

 

Творчество Кандинского, его достижения в поисках новых возможностей выражения в живописи, и –  шире – нового понимания искусства – и сегодня могут показаться странными, неуравновешенными, лишенными почвы. Однако у Кандинского можно обнаружить для этого предпосылки в биографии: воспоминания детства и юности, наложившие отпечаток на его творчество.

 

Электронная версия книги (pdf) здесь>>

 

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

 

 

 

http://static.ozone.ru/multimedia/books_covers/1000034941.jpg

 

Кандинский, В. В.: [Альбом]. – М. : Классика, 2000. – 64 с., ил. – (Мир шедевров. 100 мировых имен в искусстве).

 

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

 

 

http://static.ozone.ru/multimedia/books_covers/1000307413.jpg

Рапелли, П. Кандинский / П. Рапелли. – М. : АСТ; Астрель, 2002. – 144 с., цв. ил. – (Мастера и шедевры).

 

Книга включает репродукции многих абсолютно неизвестных российским любителям искусства произведений В. Кандинского и его современников. Более 300 цветных иллюстраций. Рассказ о жизни и творчестве. Основные произведения. Культурная и историческая среда.

 

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

 

 

Видеогурман

 

 

Русский авангард: 2 фильма: К. Малевич. В. Кандинский [Видеозапись] : документальный фильм / Центрнаучфильм, 1988. – М. : Rise Media, 1997. – 1 вк. – (Видеогурман. Живопись).

 

 

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

 

 

 

Видеоматериалы:

 

Абрамов, В.  Василий Кандинский: Из цикла «Коллекция» [Видео] // YouTube – Россия  

 

Автономова, Н. Василий Кандинский в России: Лекция из цикла «До востребования. Коллекции русского авангарда из региональных музеев» [Видео] // YouTube – Россия

 

Баландин, Ф. Открытие беспредметности. В.В. Кандинский. «Композиция 7». К.С. Малевич. «Чёрный квадрат».: Док. программа из цикла «Шедевры Третьяковской галереи» [Видео] // YouTube – Россия. –  Ч. 1;  Ч. 2;  Ч. 3.

 

Гиренок, Ф.  Встреча-обсуждение «Композиции VI» Василия Кандинского: Док. программа из цикла «Про образы» [Видео] / Ф. Гиренок, В. Мартынов, А. Мигунов // YouTube – Россия

 

Данилова, А. Кандинский Василий Васильевич: Док. программа из цикла «Семь дней истории» Выпуск № 584 [Видео] // Rutube

 

Дьяченко, А. О В.В. Кандинском: Лекция из цикла «Мольберт» [Видео] // YouTube – Россия

 

Залманов, Е. Василий Кандинский: Док. фильм [Видео] / Е. Залманов, А. Левченко// YouTube – Россия

 

Ковалев, А. Живопись Василия Кандинского: Цикл док. телепередач «Популярная литература» [Видео] // YouTube – Россия

 

Косякова, В. У истоков абстракции: К. Малевич, В. Кандинский, П. Мондриан: Лекция [Видео] // YouTube – Россия

 

Менделеев, Д. Василий Кандинский. «Всадники Апокалипсиса»: Док. программа из цикла «Библейский сюжет» [Видео] // YouTube – Россия

 

Панжев, В. Кандинский: культурное целительство: Док. фильм [Видео] // YouTube – Россия. – Ч.1;  Ч.2.

 

Пиотровский, М.Б. Кандинский «Композиция VI»: Авторская док. программа из цикла «Мой Эрмитаж» [Видео] // YouTube – Россия

 

Таиров, А. Василий Кандинский: Лекция [Видео] // YouTube – Россия

 


Страницы:
© 2008-2013 Муниципальное казённое учреждение культуры Озёрского городского округа
"Централизованная библиотечная система"
При использовании материалов, полученных с данного сайта, указание источника является обязательным
Разработано
студией "Идея"